МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИЛИАЛ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Тема: " Жизнь и педагогическая деятельность
К. Д. Ушинского"
Работу выполнила студентка группы 1 МЕН:
Замыко Н. С.
Работу проверила: Ганичева А. И.
Педагогическая деятельность и теория К.Д.Ушинского.
Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.
КонстантинДмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина,и провел свое детство и отрочество в имении отца около городаНовгород-Северска.
Общееобразование он получил в Новгород-Северской гимназии.
В1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета,где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезноинтересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности срединарода. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велисьсреди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народностиотечественной культуры.
Поокончании университета 22-летний К.Д.Ушинский был назначен исполняющим обязанностипрофессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производившихглубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность отнародной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Онпризывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему.
Нопрофессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальствосочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающимее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для Ушинскогоначались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение несколькихлет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой вжурналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественнойдеятельности на благо своей родины.
“Сделатькак можно больше пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни; кней-то я должен направить все свои способности”,- говорил молодой Ушинский.
Общественно-педагогическое движение 60-х годовспособствовало оформлению педагогического призвания К.Д.Ушинского. Работая в1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспекторомклассов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий поулучшению в нем учебно-воспитательной работы.
С1859 по 1862 г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного институтаблагородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельносуществовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподаваниеучебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в которомвоспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц,пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещанияи конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы ипраздники у родителей.
Прогрессивнаядеятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство упридворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, втом, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”.В 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать заграницу под предлогом изучения постановки начального и женского образования исоставления учебника по педагогике. Эта командировка была фактическизамаскированной ссылкой.
Всеперенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнююболезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал заграницей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детскиесады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г.замечательную учебную книгу “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по “Родномуслову” для учителей и родителей. (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146изданий.) В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение -”Человек какпредмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.
Тяжелаяболезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательноеотношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили егосмерть. Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение,увидев, как высоко ценит его учительство.
К.Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Похоронен он на территории Выдубецкогомонастыря в Киеве.
Идея народности воспитания.
Мысльо народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теорииК.Д.Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он,связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами ипотребностями. “Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, накоторую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называемнародностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народныхначалах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”, — писал Ушинский.
Ушинский доказал, что система воспитания,построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детяхценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальнуюгордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети начиная с раннего возрастаусваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились спроизведениями устного народного творчества.
Место родного языка в воспитании и обучении детей
К.Д.Ушинскийупорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детскомсаду и школе на родном языке. Это было передовым демократическим требованием.
Он доказывал, что школа, обучающая на чужомязыке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что онабессильна и бесполезна для развития детей и народа.
Помнению Ушинского, родной язык “является величайшим народным наставником,учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”, и продолжающимучить его и тогда, когда появилась цивилизация.
Исходяиз того, что родной язык “есть единственное орудие, посредством которого мыусваиваем идеи, знания, а потом передаем их”, К.Д.Ушинский считал главнойзадачей элементарного обучения овладение родным языком. “Эта работапостепенного сознавания родного языка должна начаться с самых первых днейучения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлятьодну из главнейших забот воспитания”.
Роднойязык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять “предмет главный,центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты”.
Ушинскиймного работал над тем, чтобы определить основное направление и содержание курсаначального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языкув народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному,нравственному и эстетическому воспитанию детей.
ВысказыванияУшинского о народной школе, обучающей детей на родном языке, имели огромноезначение для строительства русской народной школы и школьного дела нерусскихнародов, боровшихся в условиях царской России за обучение детей на родномязыке, за развитие национальной культуры.
Ребенок,считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте,и прежде всего путем познания родного языка: “Дитя входит в духовную жизньокружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот,мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только черезпосредство той же среды — отечественного языка”. Поэтому всявоспитательно-познавательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестисьна родном, материнском языке.
Ушинскийдал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста;эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитиеречи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и языкнаходятся в неразрывном единстве: язык — выражение мысли в слове. “Язык, — писал Ушинский, — не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив — органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее”.Главное в развитии речи детей — развивать мыслительные способности, научитьправильно выражать свои мысли. “Развивать язык отдельно от мысли невозможно,но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно”.
К.Д.Ушинскийдоказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенныхзнаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимымусловием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли являетсянаглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речии мышления детей. Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”;“Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тотвоспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы еезаставить мыслить иначе”. Он советовал воспитателям путем простыхупражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами иявлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами,которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. ”Необходимо, — писал он, — чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, таксказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращалисьв понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово”.
Вразвитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавалбольшое значение рассказыванию по картинкам.
Онуказывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитанияи обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки,подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети оченьлюбят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторениеодних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. ВыступлениеК.Д.Ушинского в защиту сказки как некоторыми педагогами 60-х годов XIX векасказки отрицались потому, что в них отсутствует “объективное реалистическоесодержание”.
Большоезначение в первоначальном обучении родному языку К.Д.Ушинский придавал и другимпроизведениям русского народного творчества — пословицам, прибауткам и загадкам.Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержаниюпроизведениями, отразившими взгляды и представления народа — народную мудрость.Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают поводк интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогаютразвить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.
Психологические основывоспитания и обучения
Всвоем труде “Человек как предмет воспитания” К.Д.Ушинский выдвинул и обосновалважнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, — строитьвоспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологическихособенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. “Еслипедагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна преждеузнать его тоже во всех отношениях… Воспитатель должен стремиться узнатьчеловека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всемего величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великимидуховными требованиями”.
Вполном соответствии с учениями русских физиологов-материалистов Ушинский выражалтвердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегосяна изучение человека, можно “далеко раздвинуть пределы человеческих сил:физических, умственных и нравственных”. И это, по его мнению, являетсясамой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.
Срединаук, изучающих человека, К.Д.Ушинский выделял физиологию и особенно психологию,которые дают педагогу систематические знания о человеческом организме и егопсихических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми для практикивоспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель, знающий психологию, должентворчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразныхконкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разноговозраста.
Историческаязаслуга К.Д.Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научнымидостижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения.Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражненияразвивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память,закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, котороеявляется органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский,нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудьзабыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шагвперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.
Ушинскийобосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающегообучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность ипрочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.
Пути и средстванравственного воспитания детей
Цельювоспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека,полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место впедагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано сумственным и трудовым воспитанием детей.
Важнейшимсредством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждалнеобходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшеезначение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он,богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делувоспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всехнепосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками. Среди учебных предметовнародной школы он особенно ценил в этом отношении родной язык и весьмаубедительно показал, что овладевая родным языком, дети не только получаютзнания, но и приобщаются к национальному сознанию народа, к его духовной жизни,моральным понятиям и представлениям.
Однииз средств нравственного воспитания Ушинский считал убеждение, при этом онпредостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто недоходят до сознания детей.
К.Д.Ушинскийпридавал важное значение формированию у детей привычек. Он установил важнуюзакономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в немукоренятся привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, темтруднее их искоренить. Ушинский выдвинул ряд ценных советов по воспитаниюполезных привычек у детей. Он говорил, что привычки укореняются повторениемкакого-нибудь действия; что нельзя торопиться при укоренении привычек, ибозакреплять сразу много привычек — значит заглушать один навык другим; чтоследует как можно чаще использовать приобретенные ценные привычки. Ушинскийдоказывал, что при формировании привычек ничто так сильно не действует, какпример взрослых, и что при этом вредна частая перемена воспитателей.
Чтобыискоренить какую-нибудь привычку, надо употреблять одновременно два средства:
1)по возможности удалять всякий повод к действиям, происходящим от вреднойпривычки;
2)в то же время направлять деятельность детей в другую сторону.
Приискоренении дурной привычки надо вникнуть, отчего она появилась, и действоватьпротив причины, а не против ее последствий.
Этисоветы и указания Ушинского по воспитанию привычек не потеряли значения и длясоветских педагогов.
Необходимымусловием нравственного воспитания является, указывал Ушинский, формирование удетей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, вразвитии человека. Он высказал замечательные мысли о роли труда в жизничеловека в своей статье “Труд в его психическом и воспитательном значении”: “Самоевоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не длясчастья, а приготовлять к труду жизни...”; “Воспитание должно развивать в человекепривычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себятруд в жизни”.
Ушинскийрешительно осуждал систему дворянского воспитания с его пренебрежением к трудуи людям труда, воспитания, формирующего привычку к праздности, пустой болтовне,ничегонеделанию. В этой связи он выступил против тех педагогов, которые считализадачей педагогики всячески облегчать процесс учения не идущими к делуприкрасами, создавали представление о его легкости и занимательности. Такуюпрактику школьной работы он язвительно назвал “потешающей педагогикой”,обусловливающей “такое препровождение времени, когда человек остается безработы в руках, без мысли в голове”. При такой организации обучения ученикипостепенно приобретают “гнусную привычку оставаться целые часы, ничего неделая и ничего не думая”.
Стремлениямпедагогов всячески облегчить процесс обучения он противопоставил твердое убеждениев том, что учение есть труд, и труд серьезный. “В школе должна царствоватьсерьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку… Ученьеесть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...” Ушинский хотел,чтобы все учение и жизнь учеников было организовано разумно: “Преподаваниевсякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанникаоставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы”. Ненужно надрывать сил ученика в умственной работе, необходимо не давать емузасыпать, необходимо постепенно приучать его к умственной работе. “Организмчеловека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но,действуя таким образом, можно дать ему привычку легко и без всякого вреда дляздоровья выносить продолжительный умственный труд...” Учитель “приучая воспитанникак умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытыватьте наслаждения, которые им доставляются”. “Человек, привыкший трудиться умственно,скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу”.
Исходя из такого понимания воспитывающегохарактера обучения, Ушинский возвеличил учителя, высоко оценил влияние еголичности на учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средстви утверждал, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими и методическимисредствами.
К.Д.Ушинскийпридавал важное значение смене умственного труда физическим, который являетсяне только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считалполезным введение физического труда в свободное от учения время, особенно взакрытых учебных заведениях, где воспитанники могут заниматься обработкой сада,огорода, столярным и токарным ремеслом, переплетением книг, самообслуживанием ит.п. С этой точки зрения Ушинский ценил также игры детей. “… Но, — писал он, — чтобы игра была настоящей игрой, для этого должно, чтобы ребенокникогда ей не пресыщался и привык, мало-помалу, без труда и принуждения покидатьее для работы”.
Педагогическиевысказывания К.Д.Ушинского о нравственно-воспитательной роли труда, о соединениифизического и умственного труда, о правильной организации учения и отдыха являютсяценными и в наше время.
Основы теории дошкольноговоспитания.
Воснову теории дошкольного воспитания К.Д.Ушинский положил идею народностивоспитания
Онсчитал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности истремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителямпоощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умелоруководить ими, не допуская ни чрезмерного облегчения сил детей, ни чрезмерногооблегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени,пассивности.
Огромноевоспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Он создалоригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическимиданными.
Онотмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играетвоображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, неразвито логическое мышление. Но Ушинский правильно указывал что воображениеребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека.Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстротаперехода от одного порядка мысли к другому. “Движение детского воображениянапоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла”.
Живостьдетского воображения и вера детей в реальность собственных представлений исозданных образов является психологической основой детской игры. “В игреребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следыдействительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений иинтересов… В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы исамостоятельно распоряжается своими же созданиями”.
К.Д.Ушинскийподчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровойдеятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детскогоопыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре непропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественномповедении человека.
Большоезначение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность,указывал Ушинский: “В играх общественных, в которых принимают участие многиедети, завязываются первые ассоциации общественных отношений”.
К.Д.Ушинский,в отличии от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательствавоспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободнойдетской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: ”Играесть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны душичеловеческой, его ум, его сердце, его воля”. Воспитательница должнадоставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материалсодействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр вдетском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тембольше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надостремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легкопрервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.
К.Д.Ушинскийрекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольноговозраста народные игры; “Обратить внимание на эти народные игры, разработатьэтот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественноевоспитательное средство — задача будущей педагогики”, — писал он. Этотзавет Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольноговоспитания.
Большое воспитательное значение, указывал Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любятигрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить посвоей фантазии...- писал он. — Лучшая игрушка для дитяти та, которую онможет заставить изменяться самым разнообразным образом”. ”Дитя искреннопривязывается к своим игрушкам, — замечал Ушинский, — любит их нежно и горячо,и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к нимпривязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразулюбимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нетноса и лицо все вытерлось.”
Теориядетской игры, разработанная К.Д.Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую,но и в мировую дошкольную педагогику. Она свободна от религиозно-мистическихтолкований, так характерных для Фребеля. Ушинский показал социальный характер изначение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр вработе с детьми дошкольного возраста.
Вделе воспитания детей дошкольного возраста К.Д.Ушинский видное место отводилприроде — “одному из могущественных агентов в воспитании человека”.Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка. Общение детей сприродой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучениеродной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическомувоспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение ксохранению природной среды.
Эстетическоевоспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детейдошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывалон, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющейэстетическим и педагогическим требованиям. ”Украшайте, — говорилУшинский, — комнату дитяти красивыми вещами, но только красота которыхдоступна ребенку.”
Ушинскийвысоко оценивал значение хорошего пения как одного из средств эстетическоговоспитания детей, в то же время освежающего их жизнь, помогающего объединить ихв дружный коллектив.
Ценнымзанятием с точки зрения эстетического воспитания и общего умственного развитиядетей считал он и рисование.
Эстетическивоспитывают детей, прививают им любовь к родине также произведения народного илитературного творчества. Простые по изложению, доступные для понимания,художественные рассказы, стихи, статьи, данные К.Д.Ушинским в “Родном слове”,служили для миллионов русских детей ценным средством умственного, нравственногои эстетического воспитания.
Учитываяконкретные условия России 60-х годов, когда еще не было создано даже настоящейнародной школы, Ушинский считал, что детские сады пока еще “желательная, номалодоступная роскошь”, что они доступны только для богатых. И все же встолицах и больших городах, “где можно устроить такой сад, там должно егоустроить по возможности скорее”. В детском саду дети будут приучаться кобщественности, играть вместе со сверстниками, уступать и помогать друг другу,полюбят “порядок, стройность, гармонию в звуках, цветах, фигурах, движениях,в словах и поступках”.
К.Д.Ушинскийдал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов, вошедшиев фонд русской дошкольной педагогики второй половины XIX в. Во время пребываниядетей в детском саду не надо переутомлять их “сидячими занятиями” иформально систематизированными дидактическими играми, надо давать им большесвободного времени для самостоятельной деятельности; следует предоставлятьребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявитьсвою самостоятельность в том или ином виде деятельности.
К.Д.Ушинскийсчитал, что преждевременное обучение, так же как и запаздывание в обучении,имеет свои дурные стороны. Преждевременное обучение переутомляет мозг детей,вселяет в них неуверенность в свои силы, отбивает охоту к учению; запаздываниеже в обучение обусловливает отставание в развитии детей, приобретение ими такихпривычек и наклонностей, с которыми учителям приходится напряженно бороться.Ушинский различал, во-первых методическое, систематическое обучение, начинающеесяс семилетнего возраста, и, во-вторых, подготовительное учение, осуществляемое вдошкольном возрасте. Он считал необходимым разработать: учебные занятия детей,“предшествующие книжному учению”, и правила учения и развития доприобретения детьми грамотности; неучебные занятия, которые примыкают к детскойигре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов).
ВысказыванияК.Д.Ушинского о взаимоотношении подготовительного учения и методическогообучения детей, о характере и особенностях подготовительного учения в дошкольномвозрасте явились ценным вкладом в русскую педагогику. Они помогали точнее определитьсодержание и методику образовательной работы детского сада какподготовительного заведения к школе, установить линии связи и преемственностиработы детского сада и школы, творческий характер деятельности воспитательницыпри обучении детей.
Ушинскийпредъявлял высокие требования к личности детской “садовницы”; он представлялее “обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время ствердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возрастаи, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их”.
Воспитательница,по его мнению, должна происходить из среды народа, обладать лучшими егонравственными качествами, всесторонними знаниями, любить свое дело и детей,служить для них примером, изучать законы психического развития детей,осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
О семейном воспитании.
Длябольшинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания иобучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления,приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки.Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители ивоспитатели, пример их жизни и поведения. “Одна из первейших обязанностейвсякого гражданина и отца семейства, — писал Ушинский,— приготовить изсвоих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека,рождающегося в мире, — право на правильное и доброе воспитание”.
Чтобывыполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом,родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие собщественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучатьпедагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, квыбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своихдетей.
Исключительноважную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьноговозраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанныезаботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности;если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессеповседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.
Воспитательнойдеятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницейсвоих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого,говорил Ушинский, “вытекает уже сама собой необходимость полноговсестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейногообихода, но имея в виду высокую цель — провести в жизнь народа результатынауки, искусства и поэзии”.
Вусловиях царской России, когда элементарных школ было мало, Ушинский хотел видетьв лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебноепособие “Родное слово” (год I) и “Руководство к преподаванию по “Родному слову”он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8-10-летнего возраста.
Значение Ушинского вразвитии педагогики
К.Д.Ушинскийявляется основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольнойпедагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли.Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного,и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и темсамым подвел итоги развития педагогики других народов.
Онобосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальнойрусской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственномвоспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольноговоспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и напоследующие поколения педагогов многонациональной России.
Многиепедагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности,критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы вшколе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениямипо их улучшению, и они представляют не только историко-педагогический интерес.М.И.Калинин на совещании работников народного образования в 1941 г.,указав на ряд советов Ушинского по воспитанию и обучению детей, высоко оценилего идеи, которые только в нашем социалистическом обществе могут быть оцененыполностью.
Кончиласькороткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть средимиллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было этоодновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни — в памятилюдских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же напамятнике его есть такая надпись: «Мертвые да почитают от трудов своих,дела об их ходят вслед за ними».
Иговорят о нем люди разных поколений, разных эпох...
И.П. Деркачев, симферопольский учитель:
"Этотвоспитатель воздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских детей — многие труженики народного образования долго и с любовью будут вспоминать егоплодотворное дело".
Д.Д. Семенов, педагог, друг Ушинского:
«Есливесь славянский мир гордится И. А. Коменским, Швейцария — Песталоцци, Германия- Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил КонстантинДмитриевич Ушинский».
Н.Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог:
«Идо настоящего времени, несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет современи Ушинского, сочинения его не утратили своего значения».
В.Н. Столетов, президент Академии педагогических наук СССР:
«Согласнокалендарю Константин Дмитриевич Ушинский — человек девятнадцатого века. Ноблагодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век».
ПамятникиУшинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты, школы, библиотеки.Его бронзовый бюст установлен в конференц-зале Академии педагогических наук, апортреты висят почти в каждой школе. Стипендии его имени получают студенты,премии и медали его имени присуждаются ученым.
Книгиего издаются на десятках языков и у нас и за границей.
Какмудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится.
Пустьже неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос...
«Человекрожден для труда… Сознательный и свободный труд один способен составитьсчастье человека… Наслаждения являются лишь сопровождающими явлениями…Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатствомрастут и духовные потребности человека… Труд — лучший хранитель человеческойнравственности, и труд же должен быть воспитателем человека...
Нотруд потому и труд, что он труден, а потому и дорога к счастью трудна...»
Список используемой литературы:
1. А. Г.Хрипкова «Мудрость воспитания», Москва, «Педагогика», 1989.
2. А. А.Радугин «Психология и педагогика», Москва, «Центр», 1999.
3. Б. П.Есипов «Педагогическая энциклопедия», Москва, «Советскаяэнциклопедия», 1968.
4. Ю Сальников«Убеждение», Москва, «Молодая гвардия», 1977.
5. Л. Н.Литвинов «История дошкольной педагогики», Москва,«Просвещение», 1989.