Реферат по предмету "Педагогика"


Жан Жак Руссо о воспитании и образовании

План
1. «Самый знаменитыймыслитель Франции»
2. Жизнь ипедагогический путь
3.Педагогические взгляды Руссо
Выводи
Литература

1. «Самыйзнаменитый писатель Франции»
«Ни одно имя не было окружено уже вXVIII в. таким ореолом славы, как имя Руссо. Он был самым знаменитым писателемФранции, Европы, мира. Все, что сходило с его пера, немедленно издавалось ипереиздавалось, переводилось на все основные языки», — писал известныйотечественный историк A.З. Манфред.
Но и трудно назвать еще человека,который не только при жизни, но даже столетия спустя продолжал бы вызыватьтакие ожесточенные споры. Его объявляли опасным смутьяном, проповедникомсвободы, бунтарем, родоначальником всех революционных брожений,ниспровергателем устоев общества и т.д. и т.п. И в то же время великимгуманистом, великим педагогом, титаном мысли.
Руссо жил во Франции в эпоху, когданаступал закат королевской власти, но в народе еще жила вера в доброго исправедливого короля. Росло всеобщее недовольство мастеровых, бедноты городов;толпы их выходили с угрожающими возгласами на городские площади. Это было времянакануне революции, вызванной определенными объективными причинами.
Крестьянство в XVIII в. составлялобольшую часть населения Франции, но оно было задавлено огромными налогами. Встране активно развивались мануфактуры, промышленность с преобладанием ручноготруда. Франция находилась постоянно в состоянии войны с другими государствами,стремясь добиться гегемонии. Возрастали траты на содержание королевской власти:торжественный придворный церемониал, огромная свита, бесконечные празднества,пышность королевского двора, возвеличивание особы короля — все это былосимволом торжества абсолютизма. Народ стонал от произвола господ, непосильныхпоборов и повинностей, от беззаконий королевских чиновников: ни справедливости,ни правды нельзя было добиться в судах. Огромными были сословные привилегии.Все это вызывало всеобщее недовольство.
Вторая половина XVIII в. прошла вборьбе против абсолютизма. Народные массы, парламенты городов, частьаристократии выступают с требованием ограничения королевской власти.
Школьное дело в XVIII и даже вначале XIX столетия сохраняло черты Средневековья не только во Франции. Вевропейских странах школы были убогими и далекими от своего назначения. Школыдля народа обычно не имели специальных зданий, а помещались на дому у учителяили в мастерской ремесленника, который совмещал учительство и ремесло. Вучителях были деревенский сторож, каменщик, токарный мастер, сапожник, которымнужен был приработок. При выборе учителя из подобных кандидатов предпочтениеотдавалось тому, кто имел подходящее помещение для школы. Такому учителю и нетребовались особые познания, так как учение ограничивалось приобретениемучеником навыков чтения и заучивания текстов катехизиса.
Известный педагог XIX в. А.Дистервег так описывал методы школьного обучения. Ученики один за однимподходили к учителю, он указывал букву и называл ее, ученик повторял название ит.д., так он постепенно за несколько лет выучивался чтению. Дети протяжноповторяли за учителем тексты из Священного Писания. Это было чисто механическоезаучивание. Так же обучали пению: учитель пел псалмы несколько раз, потом ихповторяли дети. В школьном образовании преобладали догматические методы.
Отсюда — невежество самых широкихнародных масс, даже обычная безграмотность была нередкой. О воспитании в школахпросто не задумывались. Все это вызывало резкую критику состояния просвещениясо стороны общественных деятелей, осознававших особую роль просвещения в судьбевсего общества.
Весь XVIII в. прошел в Европе подзнаком идей Просвещения.
Просвещение — широкое идейноетечение, зародившееся во Франции, отражавшее интересы широких масс.Инструментом улучшения общества деятели Просвещения считали воспитание.
В рядах этого течения былаблестящая плеяда выдающихся мыслителей, писателей, ученых. В XVIII в. появилосьмножество словарей по разным отраслям наук, среди них «Энциклопедия, илиТолковый словарь наук, искусств и ремесел» Д. Дидро. В ней впервые объяснялисьтакие слова, как депутат, деспотия, конституция, привилегия и др. Писатели,чиновники, а не только аристократы, стали собирать библиотеки, книги сталичитать даже кучера и горничные. Книги печатали в Голландии и Швейцарии и тайноперевозили во Францию. Запрещенную литературу власти сжигали, но она продолжалаввозиться и распространяться во Франции, что оказало существенное влияние наприближение революции.
Крупнейшие представителифранцузского Просвещения: Вольтер, Руссо, Монтескье, Гельвеций, Дидро. Онивосприняли некоторые идеи Локка и дали им свое толкование и дальнейшееразвитие. Просветители боролись за установление «царства разума», основанногона «естественном равенстве», за политическую свободу. Большое место вдостижении этих целей, установлении нового общественного порядка отводилираспространению знаний. Они мечтали о создании такого идеального общества, вкотором не будет пороков, угнетения и насилия, резко критиковали существующуюформу правления, церковь, мораль. Эта критика и превратила просветителей видеологов французской революции конца XVIII в., хотя они не призывали к ней.Средством установления справедливого порядка, преобразования общества деятелиПросвещения считали воспитание, просвещение.
Самым ярким и блестящим писателем ипублицистом в замечательной плеяде просветителей был Руссо.
Этот индивидуалист, сторонившийсялюдей, стал после смерти учителем восставших народных масс, их идеологом.Мысли, заветы Руссо были взяты на службу как революционными вождями, так и ихпротивниками.
2. Жизнь ипедагогический путь
 
Жан Жак Руссо родился в 1712 г. вЖеневе (Швейцария) в семье французов. Он был выходцем из народных низов, егопредками были крестьяне и ремесленники, а отец — часовых дел мастером. Ранолишившись матери, Жан Жак рос как круглый сирота, так как отец мало занималсяим. Предоставленный самому себе, он увлекся чтением, «поглощая» книгу закнигой,
В 13 лет Руссо отдали обучатьсяремеслу: вначале он был учеником клерка, но, оказавшись неспособным к этомуделу, стал учеником в мастерской гравера, где тоже задержался ненадолго. Нанего там кричали, не скупились на подзатыльники. Однажды он твердо решилпокинуть мастерскую навсегда.
С 1728 г. начинается долгий периодскитаний; пешком, с посохом в руках, по проселочным дорогам юный Руссо обошелШвейцарию, Францию, Италию. Эти путешествия дали ему очень много, он позналжизнь, хотя и странствовал без определенной цели. Он был полон доверия к людям,улыбчив, пел, смеялся и необыкновенно быстро располагал к себе людей. Помогалему и удивительный дар красноречия. В эти годы он перепробовал разные занятия.
Эта десятилетняя школа странствийопределила многое в его судьбе. Он познал жизнь не из книг, которых и до, ипосле своих путешествий прочел много, он познал реальную жизнь. В знаменитых государствахРуссо видел низкие, вросшие в землю хижины, где он часто находил приют,измученных крестьян, чахлые посевы, бедность и убогость, но также видел ивеликолепные дворцы знатных вельмож, которые обходил стороной.
Крестьянская нужда, народныебедствия, сословное неравенство, т.е. сама жизнь, виденная им, стала первымисточником его общественно-политических идей.
Важную роль в его жизни сыгралавстреча с образованной, склонной к вольнодумию настоятельницей монастыря вАннеси, пользовавшейся особым покровительством папы и долгие годы помогавшейРуссо. Она пыталась обратить Руссо в католичество, поместила его в католическуюшколу для подготовки миссионеров, но попытка не принесла успеха. Он оставалсяравнодушным к религии. Тогда, чувствуя его одаренность, настояла на учебе вмузыкальной школе; здесь он добился больших успехов и сам стал сочинять музыку.
Но самое главное в этих годы — егозанятия под руководством своей покровительницы. На протяжении 10 лет онпостигал все, чего ему не хватало, занимался самообразованием. Естественные иобщественные науки, литература, искусство — все, что было создано наиболеезначительного в них, изучено Руссо в те годы. Это было систематическоеобразование, в результате которого впоследствии Руссо поражал своихсобеседников начитанностью. Он изучал астрономию, химию, ботанику, физику, дажепроводил опыты, увлекся философией, но самыми любимыми предметами были историяи география. Так, постепенно Жан Жак Руссо превратился в одного из самыхначитанных и образованных людей своего времени, сформировался как оригинальныйи глубокий мыслитель. При этом он сохранил простоту и выразительность слов,ясность в выражении мысли. Самообразование — это второй университет Ж.Ж. Руссо(первый — сама жизнь).
В конце 30-х гг. Руссо служил в Лионедомашним учителем двух сыновей местного судьи. Этот опыт послужил основой длянаписания трактата «Проект воспитания де Сент-Мари», где он изложил своепонимание задач и содержания воспитания.
В 1742 г. Руссо появляется вПариже, где, благодаря рекомендательным письмам, оказался в модных салонах,куда он входит с тайным предубеждением, отвращением к богатству и недоверием кослепительным дамам и господам. Руссо приглядывался, прислушивался, наблюдал. Ипостепенно он осознал, как справедливы были его догадки: он разглядел впосетителях салонов ложь и лицемерие, тайный и холодный расчет, беспощадность ксвоим конкурентам. Отвращение к богатству не убавилось, а возросло иобострилось. Опыт общения с элитой парижского света привел его к критическойоценке современного ему общества. Он подошел к тем идеям о происхождениинеравенства, которые принесли ему позже громкую славу.
Дамы, покровительствующие Руссо,выхлопотали ему пост во французском посольстве в Венеции. Но карьера ему неудалась, Руссо, с детства отличавшийся строптивостью, не ужился с начальствоми, хлопнув дверью, возвратился в Париж.
Руссо вообще не принадлежал к«людям карьеры», не искал легкого «пути наверх», а, наоборот, отвергал его. Ввысшем свете Парижа Руссо имел огромный успех, все искали с ним знакомства. Ноон не обратил эту славу в деньги, поместья, титулы, слава ему была не нужна.«Мне опротивел дым литературной славы», — говорил он в конце жизни.
Небольшое наследство, оставшеесяРуссо после смерти отца, позволило ему жить, не думая о заработке. И он решаетпосвятить себя музыке, тем более что в Париже, благодаря егомузыкально-литературным произведениям, за ним упрочилась репутация музыканта иодаренного композитора.
В 40-е гг. Руссо пишет сочинения потеории музыки, создает музыкальные и поэтические произведения; но в это времяон особенно остро ощущает разлад с парижским светом.
В своей напряженной и трудной жизниРуссо находит отдушину в лице молодой белошвейки Терезы Левассер, ставшей егоподругой, а потом и женой на всю жизнь. «Ее ум оставался таким же, какимсоздала его природа; образование, культура не приставали к ее уму», — пишет онв своей «Исповеди». Но ее кротость, беззащитность, доверчивость покорили его исделали счастливым. Видимо, с этой простой девушкой он ощущал какое-то родство.
Руссо сдружился с молодыми людьми,которые были критически настроены к существующим порядкам; среди них оказалсяДени Дидро, чья судьба в чем-то была схожа с его собственной.
Дидро и его друзья решили издаватьЭнциклопедию наук и ремесел. Авторами стали литераторы, объединенныеантифеодальными идеями и идеями просветительства. Руссо тоже стал одним изэнциклопедистов, вступивших в бой со старым миром. В томах «Энциклопедии»выражалась новая идеология, противопоставленная существующему порядку в обществе,его морали и догмам. В идеологической подготовке французской революции онасыграла огромную роль. Руссо, предвидя революцию, писал, что она уничтожит зло,но при этом ее следует бояться так же, как существования зла.
В конце 40-х гг. Руссо уже пришел ктем идеям, которые высказывал в трактате «Рассуждение о науках и искусствах»(1750), принесшем ему широкую известность. Однажды он, направляясь пешком кместу заключения Дидро под Парижем и перелистывая журнал, прочитал объявлениеДижонской академии о конкурсе на тему: «Способствовало ли возрождение наук иискусств очищению нравов?». Он в тот же день принялся за трактат — такзаинтересовала его тема. Дижонская академия присудила сочинению Руссо первуюпремию. Опубликованный трактат вызвал горячую полемику. Статьи по поводупроизведения Руссо были позже опубликованы в двух толстых томах.
На поставленный вопрос оположительном влиянии наук и искусств на нравы общества автор трактата отвечаетотрицательно. Он пишет, что человечество понесло невосполнимый ущерб, уйдя отсвоего «естественного состояния». Но при этом он вовсе не призывал куничтожению цивилизации — «такой вывод вполне в духе моих противников».Прогресс человечества он видит в воспитании, которое будет проходить в гармониис природной сущностью ребенка.
Еще одно произведение Руссо(кстати, самое любимое им) — роман «Новая Элоиза», написанный в 1758 г, аопубликованный в 1761 г, имел необыкновенный успех, за 40 лет он издавался 70раз, в том числе и на русском языке. Ни одно художественное произведение XVIIIв. не пользовалось такой популярностью. Это сентиментальная история осредневековых влюбленных, вынужденных жить в разлуке, так как любовьоказывается бессильной перед общественными предрассудками: герой романанедостаточно родовит по сравнению с возлюбленной — дочерью барона. Романнаписан в виде писем героев друг другу.
В своих письмах герои рассуждают нарелигиозные, эстетические, педагогические темы. «Новая Элоиза» оказаласьпредшественницей педагогического романа.
В 1753 г. Руссо начал работать надроманом «Эмиль, или О воспитании», опубликовав его в 1762 г. в Париже иАмстердаме. Публикация романа вызвала целую бурю гнева и ярости властей ицеркви. Сразу же по выходе в свет роман был запрещен церковью, через 10 днейпосле публикации весь тираж в Париже был конфискован и сожжен публично.
Против автора было возбужденоцерковью судебное дело. Он был вынужден скрыться и бежать в небольшое селениенедалеко от Берна (Швейцария), но вскоре власти Женевы и Берна отказали ему вубежище, тогда он нашел приют в небольшом городке. «… Они могут меня лишитьжизни, но не свободы», — писал Руссо.
Амстердамский тираж также сожгли, азатем книги были «казнены» в Женеве. «Эмиль» был внесен в список запрещенныхкниг, а Руссо предан папой анафеме.
Русская императрица Екатерина II,прочитав «Эмиля», высказала свое мнение: «… не люблю я эмильевскоговоспитания...» — и ввоз романа в Россию был запрещен.
Неприятие властями Руссо понятно — «Эмиль» содержал прямые нападки на аристократию и церковь, они и ополчились на него.Он вступил, таким образом, в конфликт с обществом, до этого его признававшим.
Не поняли рассуждений Руссо инекоторые недавние его друзья, например Гельвеции, Вольтер.
Но многие выдающиеся мыслителиЕвропы приветствовали Руссо, например знаменитые философы Кант, Юм. Ведь романотражал мировоззрение автора, оригинальное и конструктивное.
Бесспорным является то, чтоблагодаря «Эмилю» в Европе возник огромный интерес к проблеме воспитания, воФранции резко увеличилось количество педагогических сочинений. Под впечатлениемот прочтения «Эмиля» появились горячие сторонники идей Руссо, желавшиевоплотить их в практике.
В это самое время автор бунтарскогои нашумевшего произведения живет, скрываясь от преследования властей. ИзШвейцарии он тайно перебирается в Германию, потом в Англию, где его приютил Юм.
И в 1767 г. он снова во Франции, ноживет под чужим именем. В последние годы жизни он пишет еще несколько работ:«Исповедь» — свое жизнеописание и философское осмысление жизни, «Прогулкиодинокого мечтателя», «Рассуждение об управлении Польшей», где сновавозвращается к вопросам воспитания. Скончался Жан Жак Руссо в 1778 г.
3. Педагогическиевзгляды Руссо
Роман-трактат «Эмиль, или Овоспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо, оно целиком посвященоизложению его взглядов на воспитание; в нем разумное воспитание понимаетсяРуссо как способ общественною переустройства. В романе действуют два персонажа- Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель,выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людейобщества, вне социальной среды, на лоне природы.
Что такое «воспитание»? Всовременном Руссо обществе бытовало понимание воспитания как переделываниеребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии ит.п. и превращение его путем обучения в такого человека, который нужен длясоответствующего «места» в обществе. Руссо противопоставил такому воспитаниюличность, воспитанную средствами природы, с собственными естественными интересами,руководствующуюся в жизни собственными природными способностями. Еслигосподствующее воспитание стремилось сделать человека выдрессированным ипостигшим все тонкости этикета, то для Руссо воспитанный человек — это глубокочеловечная личность, добившаяся развития своих способностей и дарований.
«Все выходит хорошим из рук Творца,все вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения,выращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Онперемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку,свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любитбезобразное, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа — не исключая и человека: и человека нужно ему выдрессировать, как лошадь дляманежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду».
Так существующее воспитание, ломаяребенка, портит его. И все это потому, что человека готовят для «своего места»в обществе согласно с положением его родителей: быть военным, адвокатом,служить церкви.
Такое воспитание вредно длявоспитанника. Руссо призывает к другому. «Жить — вот ремесло, которому я хочуучить его. Выходя из моих рук, он не будет… ни судьей, ни солдатом, нисвященником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, онсумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и как бысудьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».Нужно научить ребенка выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, житьв любых условиях. Но «жить — это не значит дышать: это значит действовать…пользоваться нашими органами, чувствами, способностями, всеми частями нашегосущества… Не тот человек больше всего жил, который может насчитать большелет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь».
Итак, цель воспитания — сделатьвоспитанника человеком, воспитать в нем прежде всего черты, нужные любомучеловеку.
Кто является воспитателем? Поутверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди.
Воспитание дается нам или природою,или людьми, или вещами, но, считает Руссо, результат достигается в воспитаниитогда, когда они не противоречат друг другу.
Природа как источник воспитания — это внутреннее развитие способностей и органов чувств человека. Природа вданном контексте — это природные данные ребенка, которые он имеет от рождения.Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенкасогласно его природе.
От вещей, т.е. от окружающего мира,ребенок получает много. Ребенок появляется на свет «чувственно восприимчивым» иполучает различные впечатления от окружающего; по мере роста у негонакапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются. При этомразвиваются способности. Здесь роль воспитателя тоже ограничена.
Основное воспитание зависит отлюдей: родителей, воспитателей, учителей. Им предстоит позаботиться о том,чтобы природа человека проявилась наиболее полно. Привести в гармонию действиеперечисленных факторов и предстоит воспитателю.
Идеалом Руссо представляетсячеловек в его естественном, не испорченном обществом и воспитанием состоянии.«Если вы хотите, чтобы он сохранил свой оригинальный вид, берегите этот вид стой самой минуты, как ребенок является в мир… без этого вы никогда не добьетесьуспеха»2. Для того чтобы ребенок сохранил свое естественное состояние, нужноестественнее воспитание.
Руссо считает большим заблуждениемпедагогов стремление искоренить инстинктивные склонности ребенка. Существующаясистема воспитания портит совершенную природу ребенка. Человек по натуре добр,но общество портит и развращает его. «Природа создала человека счастливым идобрым, но общество искажает его и делает несчастным», — утверждает Руссо.
Условием сохранения естественногосостояния является свобода, она несовместима с тиранией воспитателя. Эмильвоспитывается так, что не чувствует гнета воспитателя. Он делает то, что емузахочется. Его обучение состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает,его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. Но спрашивает Эмиль то, чтохочет от него воспитатель. Руссо пишет, что пусть воспитанник считает себягосподином, а на деле господин — воспитатель, пусть думает, что он действует посвоему желанию, на самом же деле это желание воспитателя: «Конечно, он долженделать только то, что хочет; но он должен хотеть только того, чего вы от негохотите». «Нет подчинения столь совершенного, как то, которое сохраняет наружныйвид свободы», — утверждает Руссо.
Воспитание детей начинается с ихрождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природнымиособенностями детей делится на 4 периода:
· младенчество- от рождения до 2 лет;
· детство- от 2 до 12 лет;
· отрочество- от 12 до 15 лет;
· юношество- от 15 до вступления в брак.
В каждом возрасте природные задаткипроявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примеревзросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания вкаждом возрасте.
Первые годы жизни — это времяфизического развития, когда ребенок нуждается в движении, поэтому нельзястеснять его свободы, нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая егопеленками. В эти годы нужно укреплять физические силы, закаливать ребенка.Вскармливать ребенка нужно самой матери. Не следует торопить природу, заставляяребенка говорить — всему свое время. «Подготавливайте исподволь царство свободыи умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычкиестественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и вовсем поступать по своей воле, как только будет иметь ее».
В детском возрасте (от 2 до 12 лет)происходит накопление чувственного опыта, без которого деятельность ума лишенавсякого содержания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, донаступления разумного возраста ребенок воспринимает «не идеи, но образы»;ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит емукнигой. Искусство воспитания и состоит в трм, чтобы отобрать те предметы,которые он может познать благодаря чувствам, а созданный запас знаний пополнитсявпоследствии. «… Если хотите развить ум вашего воспитанника, развивайте силы,которыми он должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте егокрепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным; пусть он работает,действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении: пусть он будетвзрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по разуму». Тогда он вынужденмного наблюдать, набираться опытности. Так, Эмиль берет уроки у природы, а не улюдей. Заменить эти уроки книгами — это значит научить его пользоваться умомдругих, все принимать на веру и ничего не знать. Инструментом разума являютсяорганы чувств.
Но все-таки необходимо учитьребенка чтению, письму, а для этого, советует Руссо, прежде всего необходимовозбудить желание учиться: «Внушите ребенку это желание… и всякая методабудет хороша», «Непосредственный интерес — вот великий двигатель, единственный,который ведет верно и далеко».
Руссо описывает пример того, какЭмиль научился читать. Мальчик получает записки с приглашением на обед,прогулку и т.п. Ему нужно найти кого-то, кто бы их прочел, но такого человекане всегда найдешь в нужное время или он занят. Наконец, ему читают записку, ноуже поздно, момент прошел. «Ах, если бы он сам умел читать!» Ребенок напрягаетсилы, пытаясь прочесть следующие записки, кое-что у него получается с помощьювзрослых. Ну, а затем дело идет быстро и легко. То же — с письмом.
Интерес к учению делает егожеланным и естественным занятием.
Живя в деревне, ребенок получает изсвоих наблюдений понятия о полевых работах; этому возрасту свойственно желаниесоздавать, действовать, подражать. И у Эмиля появляется желание занятьсяогородничеством; он вместе с воспитателем высеивает бобы, поливает, ухаживаетза всходами. Но однажды: «… О, зрелище! О, горе! Бобы вес вырваны, почва всявзрыта — не узнать даже места. Увы!… Молодое сердце возмущено… слезы текутручьями». Выясняется, что натворил беду огородник — он еще pghbiue засеял этотучасток семенами дынь. «Никто не трогает огорода своего соседа, каждый уважаеттруд другого, чтобы и его собственный был обеспечен», — наставляет он Эмиля.Так идея собственности также осваивается мальчиком из личного опыта, а не изотвлеченных наставлений и рассуждений.
Также из опыта ребенок получаетуроки поведения, нравственных отношений. Он не хочет считаться с окружающими,доставляет им жизненные неудобства — пусть из своего опыта поймет невозможностьтакого поведения: «Он ломает свою мебель — не торопитесь заменить ее новою:дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате: пусть нанего дует ветер — не бойтесь, что он получит насморк: лучше ему быть снасморком, чем сумасбродом».
«Наказание никогда не следуетналагать на детей как наказание, оно должно всегда являться естественнымпоследствием их дурного поступка», — указывает Руссо. Не надо наказывать детейпрямо за то, что они солгали, но на них должны отразиться все дурныепоследствия их поступка.
Итак, здоровый, крепкий, резвый,хорошо развивающийся ребенок в 12 лет будет живым, кипучим, бодрым. У него нетзатверженных речей или заученных манер, но всегда верное поведение. «… Мойвоспитанник не говорит бесполезных слов и не тратится на болтовню;… если онничего не знает на память, он много знает на опыте; если он хуже другогоребенка читает в книгах, зато он лучше читает в книге природы; его ум — не вязыке, но в голове». Так в этом периоде осуществляется естественное развитиеребенка.
В отроческом возрасте (12-15лет)происходит переход от ощущений ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемыхпредметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том,что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам. Задачавоспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес,дать ему методы изучения. Нужно приучать ребенка сосредоточиваться на одномпредмете, но не с помощью принуждения, а с помощью получаемого им при этомудовольствия. Не стоит полностью удовлетворять его любопытство, когда онобращается к наставнику с вопросами, тогда у него возникает желание и самомудополнительно узнавать новое. Ребенок должен быть поглощен предметом изучения,а воспитатель — поглощен ребенком, чтобы незаметно для него наблюдать за ним,заранее предугадывая его чувства, так же незаметно направлять их, подмечать тевыводы, которые делает ребенок.
Руссо поясняет свои выводынекоторыми примерами. Так, чтобы ознакомить ребенка с законом преломления светав воде, он подводит воспитанника к пруду, в котором находится палка, кажущаясяпреломленной. Рассматривая палку, совершая с нею разные действия, доходят допонимания названного закона.
Или еще пример. Воспитательпопытался говорить с Эмилем о вращении Земли, об ориентировании на местности поСолнцу, но тот не стал его слушать — зачем это? На другой день, они решили совершитьдо завтрака прогулку в лес. Забрели в лес и заблудились. Изнемогая от жары,усталые и голодные, они запутываются все больше и больше. И тогда, сев, чтобыотдохнуть, воспитатель «наводит» Эмиля на ответ, как искать путь домой: потени, по Солнцу, по времени и т.п. — обо всем этом говорилось вчера, нобезуспешно. Теперь это воспринимается совсем по-другому. Путь домой найден, апольза астрономии определена и интерес к ней возбужден. Таким образом решаетсязадача воспитателя — искусно зародить желание воспитанника к изучению науки,вызвав интерес к ней.
В результате принужденный учитьсясам, Эмиль пользуется своим, а не чужим разумом. У него мало познаний, но те,какие есть, являются его собственными и у него нет полузнаний: «У него умвсеобъемлющий, но не по сведениям, а по способности приобретать их — умоткрытый, сметливый… готовый к просвещению».
Еще одной важной стороной жизниЭмиля являются занятия трудом. Труд, по утверждению Руссо, — неизбежнаяобязанность для человека, живущего в обществе: «Всякий праздный гражданин — богатый или бедный, сильный или слабый — есть плут».
Ручной труд больше всего приближаетчеловека к его естественному состоянию, ремесленник зависит только от своеготруда. Земледелие — первое ремесло человека, оно самое честное и полезное, снего и началось трудовое воспитание Эмиля. А дальше он сам выберет, чем емузаняться; ведь он уже умеет пользоваться токарным станком, рубанком, пилой,нужно лишь приобрести быстроту и легкость в их употреблении. Мужчине неподойдут такие занятия, как портняжное дело (это женское ремесло), торговля.Эмилю пришлось бы по вкусу ремесло, столяра; тем же юношам, которые имеютдругие наклонности, полезно делать математические инструменты, телескопы и т.п.Лучше всего заниматься несколькими ремеслами, ведь эти занятия нужны не длятого, чтобы стать специалистом, а для того, чтобы стать человеком. К юношескомувозрасту Эмиль трудолюбив, воздержен, терпелив.
Необычна и своеобразна рольвоспитателя: он ничему не учит ребенка, он пробуждает у него желание учиться;он незаметно направляет его деятельность, создавая нужные условия; онорганизует ситуации, которые позволяют воспитаннику узнать о нормах морали.Таким образом, воспитатель ничего не навязывает своему воспитаннику, аспособствует Эмилю почерпнуть знания из собственного опыта.
Юношеский возраст (от 15 лет): еслидо этого укреплялось тело Эмиля, развивались его внешние чувства и мозг, тотеперь настало время для воспитания его сердца.
В это время особое значение длячеловека имеют чувства. Ребенок по природе расположен к доброте иблагожелательно относится к окружающим. Первое его чувство — любовь к себе, авторое — к тем, кто его окружает. Теперь его воспитание имеет в виду развитиеморали и религиозности.
Любовь к себе должна быть в этовремя направлена к добру, а основой всей жизни становятся эмоции. Воспитание ив этом возрасте происходит не наставлениями, а общением с людьми, примером,изучением истории: «… Все уроки нужно давать молодым людям в форме действий, ане слов. Пусть они не учат из книг того, чему можно научить их из опыта». Но втех случаях, когда опыт опасен, вместо того, чтобы переживать его самому, можноостановится на извлечении урока из истории. Так Эмиля научили избегать зла иделать добро. Особенно развиты в нем симпатия к бедным и угнетенным и желаниепомочь им.
Таким же образом протекаетрелигиозное воспитание — Эмиль постепенно и естественно приходит сам к познаниюБожественного начала, к мысли о творце мира. В рассмотрении религии Руссовыступил скептиком, опровергающим догматы церкви, и обличителем неискренностисвященников, чем и вызвал гнев церкви, расправу над книгой, свое изгнание.
Так закончился и этот этап жизниЭмиля, теперь ему нужна подруга. Ей посвящена последняя, пятая книга романа,названная «Софи, или Женщина».
Женщина специально создана длятого, чтобы нравиться мужчине и быть ему подчиненной. Софи имеет добрые задаткиот рождения, сердце ее чувствительно, ум у нее хотя и неглубокий, нопроницательный, характер уживчивый. Софи не красавица, но возле нее мужчинызабывают красивых женщин. Софи любит наряды и знает в них толк. У Софи естьприродные таланты; она научилась петь, умеет играть на клавикордах, танцевать.Она может сшить себе платье, знакома с кухней, умеет хорошо вести счета. Софирелигиозна, но в ней мало догматов и обрядов; она молчалива и почтительна, т.е.обладает всеми качествами, чтобы понравиться Эмилю. Ее воспитание как женщины,естественно, довольно значительно отличается от того, которое получил ее жених.
Эмиль вступает в пору любви исчастья; когда он готов обвенчаться с
любимой, воспитатель отправляет егона два года за границу, чтобы познакомиться с жизнью других народов. Толькопосле возвращения из путешествия юноша получает согласие на брак. Воспитательпредлагает ему поселиться в сельской местности: там возможно естественноесуществование людей с неизвращенным сердцем, там они смогут совершить многоблагодеяний для поселян.  
Так заканчивается роман, вызвавшийтакую бурную реакцию общества. В нем автор, изобличая пороки современногообщества, показал тот путь, который способен преобразить его, — это воспитаниенового человека. Руссо определил совершенно новую систему воспитания, так какон никогда и ни в чем не был подражателем, то всегда оставался оригинальным впоэзии, философии, музыке, в самом восприятии мира и мышлении.

Выводы
Как заключение хотелось бы выделитьосновные педагогические идеи Руссо. Человек от рождения добр и готов к счастью,он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развитьприродные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом ивоспитанием человек в его естественном состоянии.
Естественное воспитаниеосуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, всеокружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди.Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основевоспитанник сам создает науку.
Свобода есть условие естественноговоспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписываюти приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.
Воспитатель незаметно для ребенкавозбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.
Ребенку ничего не навязывается: нинаука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, изкоторого и формулируются выводы.
Чувственное познание и опытстановятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развитьум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми — этой задачей следует руководствоваться в учении.
Воспитание есть деликатное, безприменения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие унего естественных задатков и возможностей.
Педагогическая теория Руссо никогдане была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставилидеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разномуиспользованные в практике воспитания и обучения.
«Руссо! Руссо! Память твоя теперьлюбезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в«Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк иписатель Карамзин.

Литература
 
1.  ШнфрэА.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М, 1978.
2.  РуссоЖ.Ж. Педагогические сочинения. М… 1981.
3.  Хрестоматияпо истории зарубежной педагогике / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1981.
4.  КорнетовГ.Б. Цивилизованный подход к изучению всемирного педагогического процесса. М.,1994.
5.  СтепашкоЛ.А. Философия и история образования. М., 1999.
6.  ВолковГ.Н., Панькин А.Б. История образования и педагогической мысли: / Учеб. пособиедля студ. высш. уч. заведений. — М.: ООО «Большая медведица». Элиста: Калмыцкийгосударственный университет, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.