Реферат по предмету "Психология"


Патология чувств

Содержание
Введение
1. Чувство
2. Патология чувств
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Эмоции и чувства — это отражение объективных отношений,в которых находятся предметы и явления окружающей нас действительности. При этомданные отношения человек субъективно переживает как свои отношения к предметам иявлениям, вызвавшим определенные эмоциональные переживания. Эмоции и чувства определяютто или иное отношение человека к внешним или внутренним раздражителям, они окрашиваютпотребность личности к чему-либо и являются источником потребности в чем-либо. Эмоцииесть и у животных, но чувства — только у человека. К чувствам относят лишь те эмоции,которые интеллектуализируются и определяются включением их в структуру работы второйсигнальной системы
Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.
Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживаниявозникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде илив организме человека.
Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкиепереживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолеватьвстречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.
1. Чувство
Патология (от греч.  Παθος- страдание, боль, болезнь и λογος- изучение) — отклонение от нормального состояния или процесса развития. Патологияисследует процессы отклонения от нормы, процессы нарушающие гомеостаз, болезни,дисфункции (Патогенез).
Чувство — эмоциональный процесс человека, отражающийсубъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. В просторечиии в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами такженазывают ощущения.
Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельностичеловека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), которыйимеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или,иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющуюв виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своейсути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие,так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.
Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычнобессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формированиеустойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант»)и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опытможет быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувствапо отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.
Чувства могут иметь различные уровни конкретности- от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальнымценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениямиобъекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённыхчувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость,некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотяимеют свои биологически детерменированные основания, являются продуктом жизни человекав обществе, общения и воспитания.
Воспринимая окружающий мир, его явления и предметыв бесконечном многообразии их формы, цвета и величины, человек не остается пассивнымсозерцателем. Восприятие этих объектов внешнего мира, сложнейших ситуаций, включающихмежлюдские отношения, так же, как и внутренних ощущений собственного тела, сопровождаетсяособым отношением человека к этим объектам и событиям, его определенной субъективнойреакцией. Такого рода субъективное отношение человека может быть различным — положительнымили отрицательным — в зависимости от характера раздражителя, ситуации. Эти переживанияназываются чувствами. Таким образом, под чувствами понимается субъективное отношениечеловека к воспринимаемым им предметам и явлениям, отношение человека к удовлетворениюили неудовлетворению его потребностей.
Чувства, как одна из форм непосредственного познания,характеризуются рядом особенностей. Прежде всего чувствам свойственна полярность:приятное — неприятное, радость — грусть, веселье — печаль и т.д. Для понимания природычувств необходимо учитывать такие их свойства, как возбужденность — успокоенность,напряженность — разрядка, которые тоже подчеркивают полярность их качеств.
Эмоции (чувства) являются формой непосредственного,чувственного познания окружающего и в этом отношении они могут как-то сопоставлятьсяс другими формами чувственного познания, например, с восприятием или представлением.Однако этой принадлежностью тех и других к чувственному познанию их сходство и ограничивается.Восприятие и представление есть наглядные, образные формы познания, так как их содержаниемявляются чувственные образы предметов и явлений. Эмоции же, будучи чувственными,лишены наглядности, они не являются образами предметов внешнего мира. Содержаниемчувств, в отличие от этого, является субъективное состояние воспринимающего мирчеловека, индивида. Это субъективное состояние характеризуется не образностью, ацелостной реакцией всего организма, основывающейся на многообразных изменениях вразличных тканях и органах, вообще во внутренней среде организма. Соответствующиеэкспериментальные исследования показали, что у человека в момент достаточно сильнойэмоции наблюдаются изменения частоты сердечных сокращений, ритма и амплитуды дыхания,уровня артериального давления, насыщения крови кислородом, гормональной активности,интенсивности обменных процессов и другие вегетативно-метаболические сдвиги, сочетающиесяс соответствующими двигательными реакциями и придающие последним неповторимые исвоеобразные оттенки (мимика и пантомимика). Именно благодаря таким многообразнымизменениям чувства переживаются как целостные реакции всего организма, усиливающиеили ослабляющие возможности его деятельности, в чем и заключается их приспособительноезначение.
Чувства человека определяются включенностью его в реальнуюжизнь, в конкретные социальные отношения. В зависимости от характера внешнего стимула,раздражителя, воздействующего на человека, и общего эмоционального фона его эмоциябудет либо приятной, радостной, либо неприятной с оттенком тревоги или грусти; либонапряженной, возбужденной, либо с оттенком разрядки и успокоенности. Таких«частных» эмоций на подобные конкретные события текущей жизни за одиндень может быть множество, но как реакция на данное событие они непродолжительныи поочередно следуют одна за другой.
патология чувство эмоциональная жизнь
2. Патология чувств
К патологии чувств относятся следующие:
Адинамия (др. — греч.  ἀδυναμία- бессилие) — резкий упадок сил, мышечная слабость, сопровождающаяся значительнымуменьшением или полным прекращением двигательной активности. Древняя медицина, которая,помимо прочих сил природы, предполагала существование особой жизненной силы, употребляласлово адинамия для обозначения именно недостатка и угасания этой жизненной силы.
Наблюдается при тяжёлых инфекционных заболеваниях,при длительных истощающих болезнях, при голодании. Другая причина адинамии — нарушенияспецифических биохимических и биофизических процессов, лежащих в основе сокращениямышечных волокон.
В зависимости от причины адинамия может быть полностьюобратима без вмешательства извне (например, адинамия при резком мышечном утомлении)или требует специального лечения. При наличии далеко зашедших структурных измененийадинамия может стать необратимой.
Ангедония (греч.  ἀν- отрицательная приставка и ἡδονή — наслаждение) — неспособность к приятномусамочувствию, ощущению довольства, потеря интереса во всех областях деятельности,которые обычно приносят удовольствие. Ангедония — ненормальное состояние психики.Обычно встречается при психических расстройствах, таких как депрессия, тревога,шизофрения и некоторых других расстройствах личности. При каждом расстройстве ангедонияимеет свои характерные особенности.
Апатия (греч.  α — без, παθοσ- страсть) — состояние, обусловленное безучастным, отрешённым отношением к происходящемувокруг. Сопровождается отсутствием внешних эмоциональных проявлений, и, зачастую,снижением психической активности (апатоабулический синдром). Применение растормаживающихсредств (внутривенные вливания барбамила, этилового спирта, гексенала и др.) приводятк кратковременному оживлению в эмоциональной сфере. Апатия входит в группу основныхсимптомов шизофрении, часто наблюдается при органических поражениях головного мозгаи при хронической интоксикации каннабиноидами. В последнем случае апатия часто сочетаетсяс двигательной и речевой заторможенностью, замедленной реакцией на внешние раздражители,провалами памяти и сбоями мышления.
Гипертимия — безмятежное, приподнятое, солнечно-радостное,ликующее настроение с ничем не омрачаемым оптимизмом, искрящимся, заражающим весельем,захватывающим переживанием душевного подъема и беспредельного счастья, восторженностью,гиперпродукцией соответствующих выразительных действий. Отрицательные эмоции (страх,тревога, удрученность и др.) не возникают, но этого нельзя сказать о таких эмоциональныхпроявлениях, как недовольство, озлобленность, гневливость или ненависть
Гипербулия — чрезмерная, избыточная активностьс немедленной реализацией множества возникающих побуждений к деятельности, частымпереключением с одного занятия на другое, в результате чего дела остаются незавершенными;обилием всевозможных проектов, планов и намерений. Повышена потребность в общении.Больные говорливы, во все вмешиваются, переустраивают свои дела, совершают многочисленныепокупки, предлагают и пытаются осуществить различные преобразования на работе, наносятвизиты, пишут стихи, звонят, окружают себя массой новых знакомых и т.д.
Гипобулия — торможение в сфере деятельностии психомоторики. Типична аспонтанность депрессивных пациентов, обеднение и ослаблениеинтенсивности побуждений, общее снижение активности. Аспонтанность может достигатьстепени депрессивного ступора — психотического по существу состояния. Движения замедлены,амплитуда их ограничена. Появляется моторная неловкость, неточность движений, нарушенияпоходки, из-за чего пациенты часто сравнивают свое состояние с опьянением и по этойпричине стесняются бывать на людях. Нарушается почерк, буквы мельчают (микрография),теряют уверенные очертания. Страдает инициатива. Инертность тяжело переживаетсяи стоит пациентам больших усилий, если они пытаются ее преодолеть.
Гипотимия (депрессивный аффект) — пониженное,подавленное настроение, печаль, тоска, сопровождается физическими тягостными ощущениями- «угнетением самоощущений». Гипотимия характеризуется большой структурнойсложностью, выражающейся в одновременном сосуществовании различных нарушений: меланхолическойподавленности настроения, тревоги и страхов, дисфорических, апатических, адинамических,депрессивно-параноидных, ипохондрических, истерических явлений, суицидальной настроенности,психической анестезии, и, помимо витальных, аффективных и невротических расстройствтакже психотическими явлениями.
Деперсонализация депрессивная — это в той илииной мере выраженная психическая анестезия чувств. Anaestesia psychica dolorosa(утрата всех чувств) представляет высшую степень выраженности психической анестезии.Здесь наиболее характерным феноменом является чувство утраты высших эмоций — чувствк людям, событиям, природе, чувств радости или печали. В начальной стадии или прилегких формах этого расстройства преобладает ощущение эмоциональной недостаточности,притупленности. Дальнейшее развитие психической анестезии характеризуется появлениеммучительного чувства утраты чувств, потери эмоционального резонанса. Больные приэтом субъективно переживают полное бесчувствие к близким людям, утрату способностиощущать удовольствие и неудовольствие, в том числе и от физиологических актов, атакже радость, любовь, ненависть или грусть. Больные образно называют себя«живыми трупами».
Наряду с аутодеперсонализацией (к которой относитсядепрессивная деперсонализация) имеется и соматопсихическая деперсонализация, проявляющаясяв ощущении утраты телесных чувств.
Дисфория (от греч. — раздражение, досада) — расстройство настроения с преобладанием тоскливо-злобного, угрюмо-недовольного состояния,сочетающееся с раздражительностью, агрессивностью, нередко страхами (при алкоголизме).Дисфория эпилептическая возникает внезапно у больных эпилепсией и характеризуетсясклонностью к импульсивным действиям, развитием бреда или сумеречного помрачениясознания; может предшествовать эпилептическому припадку, следовать за ним или являтьсяего эквивалентом. При эпилептической дисфории больные совершают импульсивные поступки,бессмысленное разрушение предметов, оказавшихся в их поле зрения. Разновидностьюдисфории является moros — мрачное, сварливое, брюзгливое настроение.
Мания — высшая степень выраженности подъеманастроения. При этом отмечается усиление влечений, неутомимая деятельность, ускорениемышления и речи, отвлекаемость, поверхностность суждений, многоречивость, обострениепамяти. В данном случае переоценка доходит до сверхценных или бредовых идей величия.
Меланхолия — мрачное тоскливое настроение, когдавсе представляется в мрачном свете и сопровождается стремлением к уединению.
Мория. Незначительный подъем настроения сочетаетсяс расторможенностью низших влечений, беспечностью, дурашливым («мория»- «глупость») поведением с неуместными, нелепыми шутками и выходками,стремлением «похохмить», устроить переполох, панику среди присутствующих.Ускорения течения ассоциаций и оживления деятельности не наблюдается. Возможно появлениелегкой оглушенности сознания. Мория встречается при опухолях лобно-базальной локализации(синдром Фостер-Кеннеди), черепно-мозговых травмах, интоксикациях. К синдромам аффективнойпатологии мория относится условно.
Рауш-мания — сочетание маниакальных симптомовс легким помрачением сознания (обнубиляцией).
Тахифрения — ускорение течения ассоциаций собилием легко возникающих мыслей и представлений, поверхностным (ассоциативным)характером суждений, повышенной отвлекаемостью, гипермнезией. Содержание мышлениясоответствует господствующему фону настроения: остроты, каламбуры, анекдоты, веселыеистории, стихи, воспоминания о приятных или забавных эпизодах жизни. Реально существующиепроблемы оставляются без внимания или рассматриваются в контексте радужного настроения.Повышена самооценка, явно преувеличиваются свои способности, возможности.
Тоска — теснение духа, томление души, мучительнаягрусть. Тоска — это тяжелое, гнетущее чувство, душевная тревога в соединении с грустьюи подавленностью.
Тоскливость — подавленное душевное состояние.
Тревога — тягостное беспокойство, характеризующеесяособенно мучительным ощущением — как физическим, так и умственным (ментальным),сопровождающееся ожиданием надвигающейся опасности. Может выглядеть просто как тягостноебеспокойство и быть болезненным по своей природе дополнением к субъективно неприятномуэмоциональному состоянию страха, направленного в будущее, при отсутствии реальнойугрозы или опасности.
Эйфория (маниакальный аффект) — повышенное радостноенастроение. Это веселость, пассивная радость, чувство превосходного здоровья, силы,безмятежное блаженство. Все при этом кажется в розовом свете, господствует оптимизм.Эйфори́я (др. греч.  εὐφορία«плодовитость», из εὖ«хорошо» + φορέω «несу, ношу», то естьбуквально «хорошо несущая») — положительно окрашенный аффект или эмоция.Ощущается как внезапное, всезаполняющее ощущение счастья, восторга.
Форма болезненно-повышенного настроения, характеризующаясяблагодушием, безмятежным блаженством, состоянием тихой радости. В отличие от гипертимиидля эйфории не характерно повышение двигательной и интеллектуальной активности,напротив, может наблюдаться замедление мыслительной деятельности. Эйфория наблюдаетсяпри слабоумии при органических процессах в головном мозге
Экстаз — повышенное настроение, переживаниевосторга, необычного счастья, часто сочетается с произнесением человеком красивойречи.
Эмоциональная слабость — выраженная лабильностьнастроения с резкими колебаниями от его понижения к повышению. Крайняя степень эмоциональнойслабости называется аффективным недержанием.
Циклотимия (от греч.  κύκλος,«круг» и θυμός — «дух,душа») — психическое расстройство, при котором пациент испытывает нестабильностьнастроения, точнее, перемену между легкой депрессией и легкой эйфорией. Слово«циклотимия» раньше использовалось для описания биполярного расстройства.
Заключение
Как в норме, так и в патологии чувство — это та сторонапсихического функционирования, которая определяет собой характер реакции на различныеявления окружающего. Это относится как к низшим эмоциям, инстинктам голода, жажды,половому инстинкту, так и к эмоциональным переживаниям более высокого порядка. Позамечанию Э. Крепелина эмоции — это стражи, правда далеко не непогрешимые, нашегосуществования и нашего благополучия. Это одна сторона психических явлений, тесносвязанная с остальными, но все же в смысле локализации более вынесенная на перифериюнавстречу внешним раздражениям. Если нервная система, взятая в целом, является органомпсихической жизни со всеми ее проявлениями, то можно сказать, что собственно интеллектуальныепроцессы приурочены преимущественно к мозгу; эмоциональные же процессы и их патологическиесдвиги допускают лишь самую разлитую локализацию. Периферические нервные воспринимающиеаппараты, доставляя материал для анализаторной функции мозга, в то же время играютбольшую роль для определения характера целостной реакции организма на различныеявления окружающего. В психических переживаниях, связанных с деятельностью периферическихвоспринимающих аппаратов, нужно видеть и корни эмоциональной жизни.
Список использованной литературы
1. Жмуров В.А. «Психопатология». Часть II — Изд-во Иркутскогоуниверситета, 1994, 304с.
2. Ильин Е.П. «Эмоции и чувства». — СПб: Питер, 2001. — 752с
3. Изард К.Е. «Эмоции человека». — М., 1980.
4. Крепелин Э. «Введение впсихиатрическую клинику». Послесл. С.А. Овсянников. — М.: БИНОМ. Лабораториязнаний, 2004. — 493 с.
5. privetiki.com
6. yurist-online.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.