МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
РЕФЕРАТ по курсуполитологии
на тему: "ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ"
подготовила
студентка Факультета экономики
группы
Проверила:
2008 г.
План
Введение
1. Религия как фактор политической жизни общества
2. Взаимовлияние политики и религии
3. Государство и церковь: основные модели взаимодействия
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема взаимодействия политики и религии — одна из самыхдавних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействиеразличных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытиеобщества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних формпроявления общественной активности человека, то и их взаимодействие ивзаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так какэти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку,они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.
Научный подход к объяснению особенностей их сосуществованияначался только во второй половине XIX в., когдаполитология и религиоведение сформировались как самостоятельные отрасли наукисо своими предметами и методами. В работах некоторых политологов рольрелигиозных представлений на политическое бытие либо приуменьшается, либосовсем игнорируется, в связи с чем хотелось бы отметить, что игнорированиезначения религиозных представлений, равно как и его абсолютизирование, приводитк довольно радикальным выводам, которые, конечно же, не подтверждаютсяобщественной практикой. Современное общественно-политическое развитиечеловечества фиксирует возрастание влияния религиозного фактора на политическуюжизнь государств и человеческой цивилизации. Поэтому выяснение закономерностейвзаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов междуполитическими и религиозными факторами — одно из самых важныхзаданий политической науки. Целью данного реферата является показатьвзаимодействие политики и религии, выяснить, что общего между этими сферамидеятельности общества, какие существуют модели взаимодействия церкви игосударства, а также выяснить, каким является влияние религии на политику иобщество в целом.
1. Религия как фактор политической жизни общества
Как формы общественного сознания, религия и политикапостоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтомувзаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать вобщественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях- структурном и функциональном.
Структура политики охватывает политическое сознание,политическую деятельность, политические организации и политические отношения. Аструктура религии — религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозныеорганизации и религиозные отношения. Следовательно, составные религии иполитики взаимосвязаны. Самое тесное взаимодействие существует между первымитремя составляющими обеих систем.
Религиозное сознание. Имеет теоретический (концептуальный)и будничный (бытовой) уровни. Наибольшее влияние на формирование и развитиеполитики имеет теоретический уровень религии, который формируется в первуюочередь на основе текстов Священных Книг: Веды, Трипитака, Авеста, Библия,Коран и тому подобное; Святого Перевода (произведения отцов христианскойцеркви, Сунна и др.), других книг веропоучительного характера. Теоретическаярелигиозность является основой не только богословских, а почти всех развернутыхфилософских, этических и социально-политических учений. Она оказываетнепосредственное влияние на формирование или обоснование определенногополитического строя, общественных отношений, связанных с проблемой публичнойвласти. Со своей стороны институты публичной власти вместе с религиознымиинституциями утверждают сформированные стереотипы сознания и поведения верующих.
Религиозная деятельность индивидов. Разделяется нанекультовую и культовую. Верующий человек в своей некультовой религиознойдеятельности на теоретическом и практическом уровнях может влиять наполитическую жизнь общества выполнением политических заказов власти или еекритики, прибегая к религиозным доктринам.
Религиозные организации. Теснее всего взаимодействуютс политической жизнью общества, являются институциализованной формойрелигиозных культовых систем. Как важные социальные институции, призваныупорядочивать сосуществование и деятельность людей, налагаясь на функцииинституций публичной власти.
Отношения институтов публичной власти с религиознымиорганизациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественныхинститутов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплотьдо полного подчинения светских институций религиозным. Зависит это отконкретного времени и места деятельности религиозных, светских институций, типарелигиозных организаций. Церковь, которая имеет большое количествопоследователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим многочисленнымадептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институций,партий. В более сложном положении находятся секты и харизматичные культы,функционирование которых всегда утруждалось именно на политическом уровне. Притеснения,репрессии против сторонников отдельных церквей, сект, культов нередко влеклисьэкономической, политической нестабильностью общества.
Тесная связь религии и политики обусловлена и основнымифункциями, которые выполняет религия в обществе. У религии есть множестворазличных социальных функций и большинство из них опосредовано через социум всеже оказывают влияние на политику, но непосредственное отношение к ней имеютследующие:
Мировоззренческая функция. Сформированные с помощьюрелигии миропонимание, мироощущение и тому подобное могут побуждать верующегочеловека к конфликту с носителями или субъектами политики (государством,партией, движением, лицом), если их принципы, конкретные действия противоречатвзглядам, оценкам и нормам религиозного индивида или институции.
Регулятивная функция сориентирована на управлениедеятельностью, поведением верующих, благоустройство отношений между ними. Доновейшего времени истории человечества религия единолично занималась выработкойопределенных норм сожительства (мораль, религиозное право), стандартовповедения (воспитание) индивидов, устанавливала систему контроля над ихдеятельностью, поощрение и наказание, производила и внедряла в сознаниежелаемые мотивы деятельности членов общества. Это давало возможность соотноситьконкретные ситуации, поступки с привитыми верующим системами ценностей.
Легитимная функция выполняется религией тогда, когдарелигиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи илидействия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающейобщечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.
Интегрирующая функция проявляется в реализации огромногоинтегрирующего потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгеймвидел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума исоциума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая иобщепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородныесоциальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди,совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).
Дифференцирующая функция обуславливает наличие разделасфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование можетбыть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориальноцелое государство, или однородная по составу социальная группа.
Таким образом, политика и религия тесно взаимосвязаны как наструктурном, так и на функциональном уровнях
2. Взаимовлияние политики и религии
Выясним, какое влияние могут оказывать и оказывают друг надруга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зренияполитологии, влияние политики на религию.
Влияние политики на религию могут проявляться так же внекоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которыемогут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретныхлюдей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идеюбогоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцветаэтого национального государства. В политике всегда находились люди, склонныерассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы. В самомпроцессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие средиверующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатываютрелигиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическимдействиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие,противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должнапревращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основыобщества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений междурелигией и политикой с целью преодолеть его.
Не меньшее влияние оказывает и политика на религию. Укреплениерелигиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно,правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие,моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человекоми у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннююкультуру, частью которой является и политическая культура, влияющая наполитическое сознание. Политически социализированный индивид может либонепосредственно принимать участие в политических событиях, либо простореагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляяокружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с еесистемой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться наавторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространениерелигиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либоидеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитиеобщественного сознания. В силу того, что религия предопределяет внимание ктаким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особоопасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в ролинекоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован вразрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблемпо роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитетрелигии для поддержания своего престижа.
Религия может влиять на политику и в направленииполитической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющаясобой объединение различных политических образований и государств с учетомрелигиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, всостав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизмпредставлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в рядыОрганизации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманскихгосударств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития идаже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозныйфактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработкесоответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.
Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальныхполитических действий, осуществляемых различными религиозно-политическимиобразованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошласильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, чтообусловило распространение идеологии “исламского порядка". Другим примеромможет послужить раскрытый в Тунисе в октябре 1991 года заговор исламскоготеррористического движения “Ан-Нахда" с целью свержения тунисскогоправительства и установления теократического государства.
Религия, кроме непосредственного влияния на политику,оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные иправовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя ивнутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политическихи экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основеряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются надеятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политическойжизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизмтак же формируются под влиянием религиозных концепций посредствомвоспитательной системы и культуры.
Это были основные направления влияния религии на политику инаоборот. Любопытно, что на основе многовекового исторического опытавзаимодействия и в политике, и в религии сложились соответствующие нормы изаконы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того,получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системыконцепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнутьпринципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К такимпринципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость иравенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумнаяполитика.3. Государство и церковь: основные моделивзаимодействия
На современном этапе характер государственно-церковныхотношений — один из главных показателей уровня развития и государства, ирелигиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализациипринципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прави свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделейгосударственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:
1. Теократия. Проявляется как форма правления, прикоторой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству.Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентациюфункционирования государства и ее институций, всей общественной жизнигосподствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правлениесуществовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена вруках жрецов; в 756-1870-х годах — в Папской области, а с 1929 г. — в Ватикане,где Папа римский является абсолютным монархом.
2. Цезаропапизм. Показывает себя как политикасветской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетаниев лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматриваетполную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинениясветской власти церковных структур. Классическими примерами такого правленияявляется Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали иснимали митрополитов и тому подобное.
3. Законодательная поддержка, которая обеспечиваетпривилегированное состояние определенной церкви в государстве. Статусгосударственной церкви предусматривает государственное финансированиедеятельности церковных институций, возлагает на них определенныегосударственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуютв Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и другихстранах.
4. Отделение церкви от государства. На практике это означаетневозможность вмешательства церкви в дела государства при активномвмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель былахарактерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательствотеоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывалидискриминацию.
5. Невмешательство государства и церкви в дела друг друга.Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности вгосударстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют гражданеСША, Франции, Турции, Украины.
В зависимости от традиций, модели государственно-церковныхотношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковныхинституций:
1. Прямое финансирование государством религиозных организацийи государственный контроль по использованию средств (Ватикан, Греция, Бельгия,Люксембург, Норвегия и др.).
2. Сбор специального «церковного» налога, которыйтратится согласно с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)
3. Использование средств «церковного» налогарелигиозными организациями на собственное усмотрение с минимальным контролемгосударства (ФРГ, Австрия, Швейцария, Швеция и др.)
4. Отсутствие финансовой помощи государства конфессиям,которые существуют за счет добровольных пожертвований верующих, выручки отцерковной атрибутики и тому подобное. Это характерно для стран, где церковь игосударство отделены одна от другой (США, Франция, Украина, Нидерланды).
Таковыми являются основные модели взаимодействия церкви игосударства.
Заключение
Современная политика представляет собой сложное общественноеявление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложнооценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о немявляются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, вкотором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем прощеему в этом обществе жить.
Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешалоправильному осмыслению некоторых вопросов. Тем не менее, роль религии вобщественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать. Религия заметноактивизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в формесоциального института, и как субъект политики, и как кладезь национальнойкультуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своемреальном облике. Межрелигиозные отношения ныне переходят в разрядстратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметомтщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне спроблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.
Самым существенным моментом в отношениях религии и политикидолжен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, ихсосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управлениянаселением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самойразумной является политика доброго сожительства и равноправного развитияразличных конфессий и государства.
Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного
морально-нравственного регулятора, гуманистической системывоспитания, ориентированной на
традиционные ценности. Таким образом, в религии можноувидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так инациональное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.
Список литературы
1. Политология. Основные понятия и логические схемы: Пособие / В.А. Мельник.- Мн.: Вышэйшаяшкола, 2003.
2. Політологія. За ред. Бабкіної О.В., Горбатенка В.П.- К: Академія, 2001.
3. Политология. Под ред. Радугина А.А. — Москва: Центр, 2004.
4. Религиоведение. Под ред. Радугина А.А. — Москва: Центр, 2005.