Карава́й— круглый или прямоугольный сладкий дрожжевой хлеб.
НаРуси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил.
Свадебныекараваи украшаются сложными тестяными узорами и веточками калины, которой сязыческих времен приписывают мистические свойства и являющейся символом любви.
Каравайсчитался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике —расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станутотведавшие его молодожёны. Каравай был многослойным, и делил его крёстный отецжениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть — гостям, а низ, вкоторый часто запекали монеты, — музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодыеделились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили жениха и невеступодарками.
Порусскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем,который выносят на вышитом полотенце. Этот обычай пришёл из языческойдревности, когда хлеб был божеством.
Каравайтакже использовался на Древней Руси на похоронах. Ко дню похорон выпекалисвадебный каравай, его клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали родным.
Русский каравай на свадьбе
Каравайныйобряд — обрядовое действие, связанное с выпечкой и раздачей каравая во времясвадебного пира. Каравай — круглый большой сдобный хлеб, украшенный фигуркамииз теста, а также искусственными цветами, который подавали во время свадебногозастолья. Его выпекали накануне венчания и брачной ночи или за два-три дня доэтого в доме жениха, реже в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, иу невесты. Каравайный обряд состоял из двух этапов: первый этап был посвященизготовлению каравая и назывался «каравай валять», второй этап представлялсобой деление каравая на свадебном столе — «каравай носить».
Сутькаравайного обряда была одинакова на всей территории его бытования, хотя самиобрядовые действия в разных деревнях разыгрывались по-разному. Выпечка караваясимволизировала рождение новой жизни и тем самым обеспечивала плодовитостьмолодой брачной пары. Действующими лицами обряда являлись посаженый отец ипосаженая мать жениха, при условии, что они были «согласны в браке», а такжемолодые женщины-каравайницы, счастливые в семейной жизни, имевшие хороших,здоровых детей. Выпечка каравая, начиная с заготовки муки и воды и кончаяраздачей каравая гостям, носила ярко выраженный ритуальный характер.
Онаначиналась обычно в сакрально отмеченное время, т. е. до захода солнца, собращения к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас,милосливый Козьма-Демьян на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий,веселый!» Действия каравайниц отличались от повседневной выпечки хлеба. Для свадебногокаравая воду брали из семи колодцев, муку — из семи мешков; замешивание теста,его постановка в печь проводились нарочито театрально, так же как и выниманиехлеба из печи, раздача его гостям. Тесто укладывали для формовки в специальнуюбольшую чашу с крестом, которую ставили на лавку, где лежало сено, прикрытоескатертью. Присутствовавшим в избе людям под страхом наказания запрещалосьдотрагиваться до теста и чаши.
Передтем как поставить сформованное тесто в печь, посаженая мать обходила с ним избу,садилась на печь, вместе с посаженым отцом обходила три раза печной столб.Каравай задвигали в печь на лопате с прикрепленными по ее краям горящимисвечками, и, прежде чем оставить каравай в печи, его три раза то задвигали внее, то выдвигали. Поставив окончательно, ударяли лопатой по матице —потолочной балке. На мифологическом уровне печь осмыслялась как женское чрево,материнское лоно; хлебная лопата, которой задвигали тесто в печь, — как мужскоеначало, а сам каравай — как плод, полученный в результате их слияния. Украшенияиз теста, выпекавшиеся девушками отдельно от каравая, представляли собойфигурки, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветы, плоды, домашнихживотных, прежде всего коров и лошадей, т. е. знаки, считавшиеся у русскихолицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. Весь процессизготовления каравая сопровождался исполнением специальных каравайных песен, вкоторых рассказывалось об этапах его создания руками каравайниц:
Валю,валю сыр каравай
Справой руки на леву,
Слевой руки на праву —
Позолоту лоточку,
Позолоту лоточку,
Посеребряному блюдечку.
Каравайна лавку взлез,
Каравайпо лавке пошел,
Каравайна полку сел,
Каравайна печку взлез,
Каравайс печки слез,
Каравайна лопату сел,
Каравайв печку глядит.
Каравайваляется,
Каравайшатается,
Пошелкаравай по дубовым столам,
Поскатертям браным,
Тогдазашел каравай к Анне Александровне.
Впеснях каравайницы заклинали каравай вырасти большим и пышным: Пекись, пекись,сыр каравай, Дерись, пекись, сыр каравай, Выше дуба дубова, Выше матицы еловой,Ширше печи каменной. После изготовления каравая в доме жениха его несли кневесте «на показ».
Втом случае, если хлеб изготавливался и у невесты, происходил обмен караваями. Вдоме родителей жениха каравай ставили обычно в комнату молодых, где оннаходился всю брачную ночь. Утром дружка, отправляясь будить молодых, забиралкаравай и выносил его в решете к свадебным столам. Придя к гостям, дружка трираза подпрыгивал, разламывал каравай пополам и начинал его делить среди собравшихсяза столом родственников молодых.
Разламываниекаравая символизировало нарушение девственности невесты. Новобрачные получалисвою долю каравая первыми. Обычно им выдавалась середина, которая, по народнымпредставлениям, была связана с зарождением новой жизни, счастьем, богатством.Оставшаяся часть каравая делилась поровну между родственниками молодого иродней молодухи. Это воспринималось как акт закрепления между ними родственногосоюза, как признание их общей судьбы, общей доли. Украшения с каравая раздавалидевушкам, присутствовавшим на свадебном пиру в качестве зрителей. Каравайныйобряд был характерен для свадебного ритуала в центральных и южных губернияхЕвропейской России, однако изделия из теста, известные под разными названиями —курник, печенье, пряник, пирог, хлеб, — играли важную роль в ходе свадебногоритуала по всей России. Они могли служить знаком любви жениха к невесте,выкупом, благопожеланием, подарком, предметом, посредством которогопередавалась магическая сила.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта panorama-rest.com.ua