Реферат по предмету "Остальные рефераты"


История книжного дела

1. Понятие «книга» и«книжное дело»
В научной, справ.,худож., лит-ре встречается множ-во опред-ий книги, но до наст. времени нетединого общепризнанного научного опр-ия. Три подхода к определению понятия: поматериально-внешней форме, по содержанию и дух. сущности; по составным,учитывающим обе категории (именно ему книговеды отдают предпочтение). Cейчас существует около300 определений. Книга — это произведение письменности или печати, имеющеелюбую читаемую знаковую форму (алфавитную, цифровую, нотную), зафиксированную влюбом материале (камень, глина, кожа, папирус, бумага и т.д.), выполняющееодновременно ряд общественных функций (идеологич., познав., эстетич., этич. ит.д.) и адресованное реальному или абстрактному чит-лю.
В эпоху социалистического общества книжное дело характеризовалось вэнциклопедическом словаре как «система взаимодействующих и решающих общиезадачи отраслей культуры и нар. хозяйства, связанных с созданием иизготовлением книги, ее распространением и использованием. Включаетиздательское дело, полиграфическую промышленность, книжную торговлю,библиотечное и библиографическое дело». В издании энциклопедическогословаря Немировский приводит противоречивые мнения ведущих книговедов посоставу понятия «книжное дело»: Барсук включал в составкнижного дела редакционно-издательское дело, оформление книги,библиографоведение, статистику печати, библиотечное и книготорговое дело; Динерштейнтолько деятельность по производству и распространению книг; Беловицкая — способ существования, т.е. процесс и преходящий промежуточный результатсуществования книги в обществе.
2. Возникновение иразвитие письменности.
Письменность – системазнаков, закрепляющая язык./> Древнейшие времена человеческая памятьбыла единственным средством сохранения и передачи общественного опыта,информации о событиях и людях. Если перелистать историю мировой литературы, тоокажется, что все народы так или иначе прошли период «устной книги». />/>Бессмертные поэмы «Илиада» и «Одиссея»,как известно, были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого втечение веков поэмы распространялись устно. Запоминать многотысячные строкибыло трудно, и первобытные сказители использовали ленточки или узелки, которыепомогали им. />/>У индейцев ЮжнойАмерики такая вещь называлась квипу (кипу) — узелковое письмо (чутьпозже разного рода зарубки, заметы, узелки, наконец, рисунки). Изображения впещерах и на скалах, сделанные рукой первобытного человека, отражают еговпечатления от окружающего мира, жизни, природы./>/> Это начатки искусства, но одновременно и начатки письменности;здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль.
 
3. Основные системыписьма.
Пиктография — рисуночное письмо(один образ, одна мысль). Этот этап прошли языки многих древнейших народов(шумеры, египтяне, китайцы, индейцы, майя), прежде чем обрели письменность. Привозникновении рабовладельческого строя пиктографическая запись уже неудовлетворяла потребностям культуры. Она постепенно трансформируется в письмо идеографическое,в котором каждый знак выражал отдельные понятия, идеи либо мог развивать,разъяснять смысл других знаков./>/> Стечением времени в вавилонском, ассирийском, хеттском и других языкахустановилось слоговое письмо, где преобладали знаки, передающие неслово, а слог. В наше время языки культурнейших народов (китайский, японский)используют идеографическую систему письма. Существовала и иероглифическаясистема письма./>/> Слово «иероглиф»означает «резьба жрецов». Упрощение знаков — «графем» — привело к созданиютак называемого иератического (священнослужительского), а затем и демотического(народного) письма, в котором число графем значительно сократилось. ВШумере, Вавилонии, Ассирии писали />клинописью. Идеябуквенного письма, резко демократизирующая всю письменную книжную культуру,вырывала ее из-под монопольной власти жрецов. />Угаритскаяписьменность датируется историками XIV веком до н.э. — самый раннийбуквенный алфавит. />/>На основедревнеегипетского демотического почерка, универсального в употреблении, возник древнегреческийалфавит («алеф» — «бета»), ставший родоначальником всех алфавитов мира. Отплемен Ханаана на Аравийский полуостров просочился универсальный арабскийалфавит. Затем арамейский (финикийский) алфавит явился на просторахМонголии и Маньчжурии. В древней Индии распространение буддизма способствовалоизобретению своеобразного буквенно-слогового алфавита — деванагари.
Древнегреческий,этрусский, латинский языки имели уже алфавиты из 24 букв.
/>/>В середине IV века н.э. />МесропМаштоц (362-440) разработал армянский алфавит, который применяется и сегодня.Византийские монахи />св. Кирилл и />св. Мефодийв 863 г. изобрели азбуку для славянских языков.
В настоящее времянароды мира употребляют 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разнымязыкам и диалектам. Наиболее распространенными считаются алфавиты на латинскойоснове (26 букв).
4. Книжное дело вДревнем мире
Восстание рабов,кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культурыи к уничтожению массы книг. Особого расцвета достигла и арабская культура,распространившаяся от Инда до Пиренеев. Арабы дали Европе дешевый писчийматериал — бумагу. Это привело к увеличению производства рукописей. ВДревнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганныепластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современнойраздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке, так же как и наизобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками,используя для этого тушь. Бумагу китайцы первоначально делали также избамбуковой массы. В странах Европы предки германцев и славян, если им случалосьполучить греко-римское образование, удовлетворяли свою потребность в книгахрукописями греков и римлян. Их же многочисленные соотечественники, какпоказывает этимология слов, обозначающих книгу («библио», «либер», «либро»),удовлетворялись записями или засечками на деревянных пластинах. Доступнейшимматериалом для письма была береста. />Берестяные книгинаибольшее распространение получили у древних славян, а также у народовСеверной Индии. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н.э.

5. Книги и библиотекиантичности
/>Наиболеедревним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки,керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали наних трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Табличкивысушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одногосодержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик — получаласьглиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота,доступность. В />/>Клинописнойбиблиотеке, учрежденной царем Ассурбанипалом (VII век до н.э.) хранилосьболее 20000 глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп:«Дворец царя царей».
Тростник-папирус(Египет, Нил) дал возможность возникновения и расцвета величайшей цивилизацииДревнего мира. Папирус был хрупок, поэтому папирусные ленты склеивались илисшивались в свитки, которые укладывались в специальные футляры — капсы иликапсулы, получался свиток — первая известная форма книги в мировойцивилизации.Век папирусной книги окончился только в X-XI веках н.э., послемусульманского завоевания Египта. />/>Почтивсе государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан исостоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку. Библиотекиустраивались при общественных банях, где богатые рабовладельцы проводили времяза чтением книг. Специально обученные рабы-чтецы, по-латыни их называли«лекторы», а по-гречески «диаконы», читали вслух всем желающим./>/> Самым богатым книжным собраниемантичности была Александрийская библиотека царей Птолемеев (700000 папирусныхсвитков)./>/> Наряду с папирусом получилраспространение и материал, сделанный из шкур молодых животных — телят, коз,овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где былизобретен этот способ. Расцвет пергаменной книги начинается с наступлениемхристианской эры. Именно из пергамена/> родиласьгосподствующая ныне универсальная форма книги — кодекс, или книжный блок./>/>/>Предприниматель-рабовладелец,занимавшийся размножением и продажей рукописных книг, назывался по-гречески«библиопола» — книгораспространитель, а по-латыни «либрарий» — книжник. Античныеписатели оставили нам множество свидетельств о том, что в эпоху императорскогоРима можно было размножить путем многократной переписки 50-100 экземпляровпроизведения одновременно. В Риме насчитывалось двадцать восемь публичныхбиблиотек. />
/> 
6. Книга в эпохусредневековья.
Основным писчимматериалом в средневековье служил пергамен. На раннем этапе его иногда кра­сили,обычно в пурпур, писали золотом или сере­бром. Манера красить пергаменперестала практиковаться лишь в XIII в.
В раннем средневековьеосновными центрами как производства, так и потребления пергамена былимонастыри, а с XIII в. за изготовление перга­мена взялисьгорожане-ремесленники. Они созда­вали самостоятельные цехи по выделкепергамена. Но все-таки его постоянно не хватало. Вот почему широкоераспространение получили так называе­мые палимпсесты — пергамены, с которых былстерт, соскоблен первоначальный текст, а затем на­писан новый. Инструментом дляписьма, как и в античности, служили калам и птичье перо — сначала в равнойстепени, а затем писцы перешли в основном на птичьи перья.
Для разлиновки листаупотреблялись острый серебряный грифель или свинцовый карандаш. В 1125 г. дляэтого впервые использовали графит.
Первая стадияизготовления книги — выделка пергамена, Затем вторая стадия – разлиновка(использовали циркуль, линейку и грифель). И только после этого за работубрался каллиграф-переписчик. Именно в средние века возникли основные типыписьма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов. Это,во-первых, каролингский минускул (строчный почерк). Оформлял книгу несам каллиграф, а другие спе­циалисты — миниаторы, рубрикаторы, иллюмина­торы.Мастерами оформления сначала были мона­хи, но с ХIII-ХIVв. все чаще этим стализаниматься художники-миряне.
Заглавного илититульного листа книги не имели. Текст начинался словами: «Incipit liber»(«Начинается книга») или вообще без них. Выходные данные иногдаприводились в конце книги, в так называемом колофоне. .
 
Для средних вековхарактерен был кодекс — книжный блок. Поряд­ковые номера тетради назывались кустодами(от лат. custos — страж). Кустоды заменяли непрактико­вавшуюся в раннейсредневековой рукописной книге пагинацию — сплошную порядковую нумера­циюстраниц. В конце каждого листа было принято записывать первое слово следующе­голиста — это назвалось рекламантом (в печатных книгах XV-XVI вв. то, чтопрежде называлось ку­стодой, стало называться сигнатурой, а рекламант — кустодой).
Подготовленные к переплетутетради сшива­лись в блок на ручном переплетном станке. К концам шнуров наверхней и нижней тетради прикрепляли переплетные крышки.
7. Изобретениекнигопечатания на востоке и в Западной Европе
Первое, чтосодействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае ипопавшая в Европу. В XII-XIII веках первые «бумажные мельницы»появляются в Испании. К началу европейского книгопечатания не менее двух третейрукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта,различного качества. С появлением бумаги связано и введение такого понятия, какфилигрань, то есть «водяной знак». Самые ранние сведения отехнических элементах книгопечатания содержит Фестский диск, найденныйархеологами на о. Крит (Греция). Он датируется II тысячелетием до н. э. Дискбыл изготовлен из глины, на нем помещены неизвестные нам знаки (литеры),оттиснутые или проштемпелеванные.
Принцип штемпелевания был известен еще вклинописных культурах Древнего Востока (Шумер, Вавилон). Принцип печати иоттиска воплощен и в чеканке монет. Первые чеканные монеты появились в VIIвеке н. э. Китайские летописцы повествуют о некоем кузнеце по имени Би Шен (илиПи Шень), который еще в 1041-1048 гг. изготовлял литеры из глины.
Историки высказываютмнение, что первые опыты книгопечатания могли быть в Византии и Египте.Затруднение составляет отсутствие самих книг.
В Древнем Китаеиероглифические знаки высекали на каменных стелах, намазывали краской, делалиоттиски и эти оттиски рассылали в провинции и города. Позже появилась ксилография.Техника ксилографии была проста: на деревянной доске вырезалось изображение(текст) в зеркальном порядке, на рельеф наносилась краска, накладывался листбумаги, прижимался и приглаживался подушечкой, а затем помещался под пресс.Первая ксилографическая книга называется «Алмазная сутра».Она была изготовлена в 868 г. В Европе ксилографическая книга появилась послеКрестовых походов. Ее появлению и расцвету способствовала массовая потребностьв бумажных деньгах, печатных иконах и папских индульгенциях, а также вигральных картах.
Имя легендарногопечатника из Гарлема (Нидерланды) Лауренс (Лаврентий) Янсзон Костер (церковныйслужка). Секрет печатания он узнал предположительно от армян-беженцев сВостока. Затем уже к старости по совету Иеронима вырезал подвижные буквы для своихвнуков и, наконец, напечатал несколько книг. Идею книгопечатания удалосьвоплотить в середине XV столетия в городах Страсбурге и Майнце ИоганнуГуттенбергу.

8. ДеятельностьИоганна Гуттенберга.
К 1440 г. относятсяпервые типографские опыты Гуттенберга. Ученики и подмастерья Гутенбергаразнесли весть о великом изобретении по Германии, а затем и по всей Европе.Идея набора букв (литер), как мы знаем, была известна уже у античных писателей.Пресс издревле применялся в виноделии и в производстве набивной ткани.Употреблялся он и в изготовлении ксилографии. Технология изготовления матриц иотливки шрифта Гутенбергом весьма напоминает технику зеркального производстватой поры. Гутенберг соединил существовавшие до него изобретения, воплотив на практикевеликую идею печатания книг, и явил миру первые, причем сразу же совершенныеобразцы изданий. Он создал первое типографское оборудование, изобрел новыйспособ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металладелались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затемони вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица,которая заливалась сплавом металлов. В состав сплава, разработанногоГутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовлениябукв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. Дляоборудования типографии требовался уже не просто пресс, а печатный станок и наборнаякасса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались литеры букви знаков препинания.
 
9. Инкунабульныйпериод европейского книгопечатания.
Вторая половина XVвека была временем триумфального шествия книгопечатания по Европе. Книги,изданные по 31 декабря 1500 г., принято называть инкунабулы, по-латыни — «в колыбели». Европейские книги, напечатанные с 1501 по 1550 г.включительно, обычно именуются палеотипы, то есть старинные издания. Бродячиепечатники посещали монастыри, университеты, замки феодалов и жили там,удовлетворяя потребность в печатной продукции. Подсчитано, что за периодинкунабул всего существовало 1099 типографий. Они, правда, быстро разорялись, ик началу XVI века в Европе осталось двести типографий. Уцелели те из них, чтопользовались поддержкой богачей и знати. Первопечатные книги сохранились вкрайне незначительном числе экземпляров; они совершенно сходны с рукописнымикнигами как в шрифте, так и вообще по своей внешности. Первопечатники во всемподражали рукописям, ибо последние ценились гораздо дороже, да и публика впервое время по привычке требовала рукописи, подозревая в печати вмешательстводьявола; на первых печатных экземплярах, выпускавшихся в виде рукописей, неотмечалось ни года, ни места напечатания, ни имени типографа. Эпоха инкунабул ипалеотипов — это время совершенствования печатного мастерства. В книгепоявились печатные иллюстрации. Стали применять ксилографию — гравюру надереве. Инкунабулы были сравнительно недорогими.
 
10. Типографы ииздатели Эльзевиры
Эльзевир (Elsevierили, чаще, Elzevier) — знаменитая семья голландских типографов-издателей XVI — XVII столетий. Основателем ее был Людовик Э. Он был сперва переплетчиком иизучал печатное дело. В Лейдене устроил книжную лавку. Издания его на разныхязыках многочисленны (до 150), но не отличаются теми достоинствами, которымиславятся издания его потомков. У него было семь сыновей-продолжателей. Первыйтипограф в роде Исаак; первые его работы, исполненные на средства деда,относятся к 1617 г. Получив звание присяжного типографа лейденскогоуниверситета, он построил на университетском дворе типографию, котораясделалась первой в городе. Абрагам Э. произвел целую революцию в книжном делевведением формата in-12. Деятельность дома Э. была в эту эпоху чрезвычайнообширна; у него было много отделений, он был первым на знаменитых франкфуртскихярмарках и даже в Париже, благодаря изданию Корнеля и других выдающихсяпредставителей французской литературы.
Всего Э. издали более1500 сочинений — 968 латинских, 44 греческих, 126 французских, 32 фламандских,22 на восточных языках, 11 немецких, 10 итальянских. Их издания по точности иисправности текстов не могут соперничать с изданиями Мануциев или Этьенов, новыдаются своей своеобразной красотой и высоко ценятся любителями.
 
14. Выдающиесяевропейские издатели XIXв.
Наполеон Шэ (1807-1865) стал монополистомв области издания и распространения книг на транспорте. Старейшая немецкая фирмаКотта была основана еще в 1639 году небогатым книготорговцем в г.Тюбинге. Ее представители богатели, обзаводились знакомствами в литературнойсреде. Издатель барон Иоганн Котта фон Коттендорф (1764-1832). «Он стоял уистоков нового буржуазного века, — писал о нем историк, — он уловил задачиразвития книги в свою эпоху и был этим образцом»/>.
Фридрих Брокгауз (1772-1823) издавалсправочную и энциклопедическую литературу. Его знаменитое издание — энциклопедический словарь «Конверсационс Лексикон» Брокгаузсовершенно исключил из своего словаря политические и корпоративные оценки, длянего все одинаково должно быть предельно описано и объяснено.
Филипп Реклам (1807-1896)рассчитывал на покупателя из самой небогатой среды, учащейся молодежи,грамотных пролетариев. Особенно знаменита его дешевая серия «Всеобщаябиблиотека», где были представлены все важнейшие имена в немецкой имировой литературе.
Эрнест Зееманн (1829 — 1904) основалпервую в Германии специализированную фирму по выпуску и продаже изобразительнойпродукции — репродукций картин, открыток, альбомов по искусству.
Во Франции до сих порнаиболее крупным универсальным издательством считается фирма, которую основал в1826 г. Луи Ашетт (1800 – 1864). Он выдвинулся как просветитель,издатель недорогих учебников, пособий для школы, затем проявил коммерческуюхватку, вытесняя конкурентов и умело находя доходные издания. Большие тираживсегда были особенностью этого издательства.
Пьер- Жюль Этцель (1814 — 1886),детский писатель, основал издательство детской и учебной книги, отличавшеесякачеством и ассортиментом своих изданий. Он первым заключил договор с ЖюлемВерном об издании всех его книг.
Кальман Леви (1819-1891), выходециз Германии, основал с братьями в Париже торговлю театральными изданиями. Егопредприятие выросло в крупнейшее издательство научной и искусствоведческойлитературы.
Пьер Ларусс (1817 — 1875),составитель словарей, филолог, не найдя поддержки своим широким планам выпускапросветительной литературы, основал собственное издательство.
Самое староеиздательство из существующих ныне в англоязычных странах издательство "Макмиллан"было основано в 1843 г. в Лондоне, затем оно было переведено в США.

16. Книга на Руси в XI-XVIвв.
Рукописных книгXI-XIII вв. до наших дней сохранилось не столь уж много.
Старейшиесохранившиеся русские книги относятся к XI в. Их немногим более двух десятков(включая отрывки), большинство из них — богослужебные илирелигиозно-нравоучительные. Редчайший и драгоценнейший памятник древнегокнигописания — знаменитое Остромирово евангелие (написана писцомдьяконом-Григорием). Другой замечательный памятник древнего русскогокнигописания — «Изборник Святослава» 1073 г. Его можно считать первойрусской энциклопедией, охватывающей широчайший круг вопросов, причем не толькобогословских и церковно-канонических: в нем есть статьи по ботанике, зоологии,медицине, астрономии грамматике и поэтике. />
Татаро-монгольскоенашествие тяжело отразилось на всей книжной образованности Древней Руси. Гиблистаринные центры русской книжной культуры, падала грамотность в народе, резкосократилось число самих письменных памятников.
В феодальных центрах — при княжеских дворах, монастырях и т.д. — существовали местные мастерские дляпереписки книг. В книжном деле того времени уже возникает разделение труда. Владельцыкрупных мастерских применяли наемный труд, нанимали писцов со стороны. В концеXIV в. наряду со старыми центрами книжного дела — Новгородом и Псковом — появляются и новые: Тверь, Ростов, Суздальское княжество. Славились своимимастерскими по переписыванию книг монастыри Троице-Сергиев в Москве иКирилло-Белозерский.
По мере возвышенияМосковского великого княжества и образования национального, а затеммногонационального русского государства появляются и растут книжные собрания вМоскве. Здесь создаются первые крупные государственные архивы, обширныебиблиотеки, переписываются и переводятся книги. В конце XV в. в Москвевозникают крупные рукописные мастерские с целым штатом писцов, переводчиков,редакторов, рисовальщиков и переплетчиков.
На рубеже XIV-XV вв.русская культура и книжное дело испытали влияние славянских и греко-славянскихмонастырей на Афоне и в Царьграде. Это так называемое второе южнославянскоевлияние. Конец XIV века и весь XV век характеризуются неослабевающими связями сюжными славянами и монастырскими колониями на Балканах. Изменяется репертуарбогослужебной литературы, графика, материалы и орудия письма, характероформления рукописной книги. В новых, более полных и точных переводахраспространяются списки библейских книг, житийные тексты.
/>/> 
17. Возникновение иразвитие книгопечатания в Московском государстве.
Первой печатной книгоймосковского государства долго считался отпечатанный Иваном Федоровым и Петром«Апостол» 1564 г., в послесловии которого основание типографии в Москвеотнесено и 1553 г. Хотя книгописное дело все больше распространялось и имзанимался целый класс «добровольцев», изготовлявших книги для продажи, но онине могли удовлетворить все возраставшей потребности. Об этом знали и заграницей: тюбингенские типографщики, предпринимая в XVI столетии печатаниеславянских книг, рассчитывали на сбыт в разных славянских странах, и на первыйплан ставили русских. С другой стороны, появление книгопечатания в Москве быловызвано необходимостью иметь исправленные книги, так как переписчикиобыкновенно относились небрежно к исправности текста. Строго запрещаласьпродажа книг неисправленных, то есть с ошибками. Первые «мастера печатных дел»были в одно и то же время и специалистами по технике печатания и по гравированию,и редакторами изданий. Первая устроенная Иоанном Грозным типография былаобставлена, судя по шрифту и чистоте печати, очень богато. Для типографиипостроили здание рядом с Никольским греческим монастырем, где потом находилсяМосковский печатный двор. />Вовторой половине 16 в. первопечатникам пришлось были бежать из Москвы, так какнарод считал их еретиками и сжег печатный двор. При Иоанне IV отпечатаны всегочетыре издания.
Непрерывно сталипечататься в Москве церковные книги лишь с учреждением патриаршества (1589).Книги, вышедшие из московской типографии в XVII в., были почти исключительнобогослужебные, полемические и священного писания. В начале XVII в. при Печатномдворе основана была Правильная палата, имевшая целью редактировать иприготовлять текст книги к печатанию. Из лиц, занимавшихся печатанием книг,особенно известен Василий Федоров Бурцев, подьячий патриаршего двора. Припатриархе Иосифе книгопечатное дело продолжало расширяться.
 
18. Деятельность ИванаФедорова
ИванФедоров(1510-1583) – основатель книгопечатания в России и Украине. По отдельнымданным, учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Своюдеятельность начал вместе с П.Мстиславцем в 1563 году в Москве, где напечаталпервую русскую книгу «Апостол». В ней он выступил не только как печатник, а икак редактор. В издании много иллюстраций. Шрифт разработан на базе московскогополуустава. Кроме «Апостола» в Москве вышло два издания «Часовника».
Но в 1566 году ИванФедоров вместе с П.Мстиславцем оставил Москву и переехал в Украину. По однойверсии, это было обусловлено гонением ортодоксальной верхушки церкви, по другой– культурная миссия.
В июле 1568 года вЗаблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, заработал станок типографииИвана Федорова. Существовала типография недолго – около двух лет. Шрифт,гравированные доски заставок, концовок и буквиц, а также несложныйинструментарий печатники привезли из Москвы. Иван Федоров приехал во Львовосенью 1572 года. Чтобы основать типографию, нужны были немалые средства.Поддержали И.Федорова ремесленники-украинцы. В начале 1575 года крупныйукраинский феодал князь Константин Константинович Острожский, давно ужедумавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Федорова к себена службу. Увидя в этом возможность продолжать любимое дело, а также выход изфинансовых затруднений, печатник согласился.
Иван Федоров покидаетЛьвов. Четвертая в его жизни типография была наиболее продуктивной.
Иван Федоров — фигураренессансной поры. Как и много кто в этот период, он был разностороннепросвещен, наряду с издательским делом отливал пушки, изобрел многоствольнуюмортиру с частями, которые взаимозаменялись. Определенное время (на протяжении 1583года) работал в Кракове, Вене и, возможно, Дрездене. Имел тесные связи спросвещенными людьми Европы. Свой жизненный путь Иван Федоров закончил воЛьвове в 1583 году.
 
19. Славянскиепервопечатники Швай Поль Феоль и франциск Скорина
Франциск Скорина — Белорусскийпервопечатник и просветитель. В 1517-19 выпустил в Праге «Псалтырь» и20 отдельных книг Библии впервые в переводе на славянский язык. В нач. 20-х гг.основал типографию в Вильнюсе. Деятельность Скорины способствовала формированиюбелорусского литературного языка.
Фиоль Швайпольт — славянскийпервопечатник. Он принадлежал к Краковскому цеху золотых дел мастеров, в Краковприбыл в 1470-е гг. и, пользуясь покровительством и денежными средствамибанкира Яна Турзо, основал типографию. Кириллический шрифт изготовил Р.Борсдорф, который бывал в Москве и знал славянские книги. Ш. Фиоль хорошоизучил потребность в богослужебных книгах на славянском языке, поэтому первымиизданиями были литургические книги — «Октоих» (1491) и «Часослов»(1491). Они были напечатаны в два цвета — черной краской и киноварью. Дведругие книги — «Триодь постная» и «Триодь цветная» — вышлиоколо 1493 г. Преследования со стороны краковской инквизиции прервалидеятельность Ш. Фиоля, и его типография прекратила существование.

20. Рукописная книга вРоссии в XVIIв.
Знание книг, чтениетекстов, прослушивание их на литургиях являлось неотъемлемой частью жизнилюдей, а недостающие сведения светского содержания восполнялись рукописнойкнигой.Она полнее удовлетворяла общественную потребность в научнойинформации и прикладных знаниях. Кроме того, рукописные книги зачастую стоилидешевле печатных.
Переписка книг традиционно велась вмонастырях. Крупнейшими из них были Чудов монастырь, Антониев-Сийский,Соловецкий. Переписывали книги духовные лица и представители светскогонаселения, в основном жители посадов. Иногда в этой роли выступали крепостныелюди знатных бояр — холопы.
В Москве на Ивановскойплощади трудились дьяки и подьячие, которые за небольшую плату переписывали ипродавали тетрадки с текстами. Переписка по-прежнему оставалась трудной,изнурительной работой. Не случайно по завершении книги писец оставлял иногда наполях свои наставления, просьбы, поучения. В целом в XVII веке расширилось жанровоесодержание рукописей, что впоследствии сказалось на репертуаре печатныхкниг. Среди рукописей было много практических руководств.
Прочно вошли врукописную книжность исторические сочинения. Наиболеетрадиционными историческими сочинениями были летописи. В конце века возникает бытоваяповествовательная литература. В некоторых произведениях
 
21. Печатная книга вРоссии в XVIIв.
На протяжениинескольких десятилетий шел процесс проникновения в церковную книгу элементовсветскости, что выразилось в появлении первых печатных книг светскойтематики, привнесенных украинской и белорусской книжными культурами.Это были первые азбуки, учебные псалтыри, сборники поучительных чтений на год(прологи), календари. Многие из этих книг переиздавались неоднократно.
Всего за столетие былонапечатано 750 названий книг, из них в первой половине века 27 процентов отобщего количества. На долю литургических текстов, предназначенных длябогослужения, приходится около 85 процентов. Сюда входят служебники, требники,октоихи, триоди, шестодневы.
Появление первыхсветских книг потребовало иного подхода мастеров к изготовлению изданий,выработке новых форм организационного и творческого характера. Создатели книгвпервые знакомились с новыми приемами и способами конструирования книги, еёоформления. XVII век — это век зарождения «типографского художества»,когда приемы старых русских мастеров сочетаются с элементами новаторства.
В 1630-е годы ВасилийФедорович Бурцов-Протопопов, «азбучного дела подьячий», началработу над своей первой «Азбукой». В качестве образца он взял«Азбуку» Ивана Федорова и перепечатал её с небольшими изменениями в1634 г.
Издание азбук сталопостоянной частью деятельности Печатного двора.
Не менее известен былучебник «Грамматика» ученого-философа, общественного и церковногодеятеля Мелетия Смотрицкого.
В 1649 г. в русскойкниге появились гравюры на меди. Ими была украшена книга«Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В том же, 1649г., было напечатано «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича — первая печатная книга государственного назначения. Она представляла собой сводзаконов, юридически оформивших крепостное право на Руси.
В конце XVII века быловыпущено несколько учебников нового образца, среди которыхособняком стоит цельногравированный «Букварь» Кариона Истомина. Онвышел в 1696 г. и предназначался для узкого круга членов царской фамилии, таккак его тираж составлял всего 25 экземпляров.
 
23. Книга в России впервой половине XVIIIв.
Создаются основыпромышленности, развивается внутренняя и внешняя торговля, организуетсярегулярная национальная армия и флот, укрепляются экономические и культурныесвязи России со странами Запада и Востока. Растет международный авторитетРоссийской империи.
Быстрое экономическоеи политическое развитие сопровождалось бурным ростом национальной культуры,науки, просвещения. Порывая с религиозными традициями прошлого, новая русскаякультура приобрела ярко выраженный светский характер. Были открытыгосударственные школы разного типа, доступные для лиц различного социальногоположения. Создавались научные и культурно-просветительные учреждения.
Издательское дело впервой четверти XVIII в. получило широкий размах. До сих пор оно служилопреимущественно нуждам церкви. />Петр I лично руководилкнигопечатанием и издательским делом, определял тематику изданий, следил запереводом книг и был редактором многих из них. С его именем связано созданиерусской типографии в Амстердаме, основание Петербургской типографии, введениегражданского шрифта, создание первой русской печатной газеты «Ведомости» имногое другое.
В развитии русскойкультуры и издательского дела большую роль сыграла реформа русской азбуки, а наее основе — реформа печати/> (замена старой кириллической азбукис ее сложной графикой). К созданию новой азбуки были привлечены такие опытныелюди, как известный деятель в области книгопечатания />И.А.Мусин-Пушкин, руководитель первой московской гражданской типографии />В.А. Киприянов, словолитец />Михаил Ефремов.Рисунки нового шрифта были выполнены чертежником и рисовальщиком Куленбахом.
/>/>/>/>
24. Книжное дело вРоссии в эпоху Просвещения (вторая половина XVIIIв.)
Вторая половина XVIIIв. характеризуется дальнейшим укреплением самодержавного дворянскогокрепостнического государства, особенно в правление />ЕкатериныII, которая ведет себя как ревностная ученица />Вольтера идругих французских просветителей. Она разрешает переводить и печатать ихпроизведения, одобряет издание трех томов знаменитой «Энциклопедии» Дидро иД'Аламбера и переводит книгу Мармонтеля «Велизарий», подвергшуюся нападкамфранцузского духовенства. />
Политика просвещенногоабсолютизма, прикрывающаяся идеей «общего блага», но в действительностистремившаяся подчинить общественное мнение, на первых порах способствоваларазвитию издательского дела. Уже в 60-е гг. книжная продукция резко возросла,составив к концу 80-х гг. более 400 изданий в год. Исключительную роль в ростекнижной продукции и расширении тематики книг сыграл указ о вольных типографиях,опубликованный в начале 1783 г. и повелевавший «не различать типографий дляпечатания книг от прочих фабрик и рукоделий». Указ давал возможность частнымлицам заводить типографии, не испрашивая для этого специального дозволенияправительства.
/>Втораяполовина XVIII в. была концом господства рукописной книги в репертуаре чтениярусского читателя. На смену старопечатной книге, обслуживающей почтиисключительно нужды церкви, утилитарно-прагматическим изданиям петровскоговремени пришли книги с маркой Академии наук, Московского университета и«вольных» типографий, разнообразные по содержанию, доступные по цене, широкораспространяющиеся в столицах и провинциальных центрах Российского государства.
Помимо научной иучебной литературы издавались книги справочные и научно-популярные. На долюфранцузской книги приходится около 1/6 части всех изданий, выпущенных с 1725 по1800 г. Особенно много переводилось художественной литературы. Большей частьюэто была увеселительная, развлекательная литература
Во второй половинеXVIII в. постепенно складывается особая читательская среда из мелких городскихремесленников, купцов, разночинцев, мелкого чиновничьего люда и т.д.
/>
25. Роль Н.И. Новиковав развитии русской книги во второй половине XVIIIв.
/>«Ревнительрусского просвещения Николая Ивановича Новикова (1744-1808) за его заслуги вразвитии русской культуры. В 1769 г. Новиков оставил государственную службу ипосвятил свою жизнь делу просвещения.
За время своейиздательской деятельности Н.И. Новиков выпустил около десяти с половиной сотенназваний книг. Это в полтора раза больше, чем выпущено за всю первую четвертьXVIII века. Он популяризовал произведения отечественной словесности, печаталучебно-воспитательную литературу. Под его руководством была основана бесплатнаябиблиотека, а в благотворительных целях он открыл больницу и аптеку.
Начал своюиздательскую деятельность Новиков с выпуска сатирических и познавательныхжурналов/> («Трутень»=«Пукстомеля», «Живописец»,«Кошелек»). Политическая и гражданская позиция редактора и издателя завоеваламножество приверженцев. За год было выпущено 53 листа, а скромный первоначальнотираж 626 экз. через несколько номеров удвоился.
В духе возрастающегоинтереса к нравственно-воспитательной и практической литературе был задуманжурнал для женщин. По замыслу Н.И. Новикова он был рассчитан напредставительниц среднего сословия, в обязанности которых входило в первуюочередь воспитание молодого поколения.
Литературный журналдля женского чтения начал издаваться под названием «Модное ежемесячное изданиеили Библиотека для дамского туалета».
Наиболее плодотворныйпериод в деятельности />Н.И. Новикова был связан с типографиейуниверситета. />Объединив в одних руках производство исбыт книг, Новиков создал издательско-книготорговую фирму. 12 сентября 1784 г.при деятельном участии «Дружеского ученого общества» была создана«Типографическая компания», получившая согласно указу о вольном книгопечатанииэкономическую и политическую самостоятельность.
На собранные средствабыла оборудована новая типография.
Несмотря на успехи,незадолго до появления указа о запрещении вольных типографий, его деятельностьподверглась преследованиям со стороны властей.
Человек, столь многосделавший для развития русского книгоиздания и просвещения, был объявленгосударственным преступником только на том основании, что его идейные взглядырасходились со взглядами господствующей власти.
 
26. Книжное дело вРоссии в первой половине XIXв.
/>Вначале XIX века в России продолжается процесс постепенного разложениякрепостничества и развития капиталистических элементов в хозяйстве страны.Реформы, проводимые правительством Александра I, коснулись не толькопромышленности, но и культуры, народного образования, книгоиздания. В первоедесятилетие XIX века был принят ряд мер по ослаблению цензуры: был отменензапрет на ввоз иностранной литературы, разрешено открытие частных типографий. />Кратковременный период относительной свободы печати далтолчок развитию книгоиздания. В 1801-1805 гг. в России были напечатаны 1304книги на русском языке и 641 книга на иностранных языках. Таким образом, в этовремя в России в среднем выходило около 260 книг на русском языке и около 130 книгна иностранных языках: всего немного менее 400 книг в год.
Важную роль в развитиикнигоиздания сыграло усовершенствование техники печати, новые изобретения иоткрытия, внедренные в процесс книгопроизводства.
/>В1816-1818 гг. на набережной реки Фонтанки в Петербурге под руководствоминженера />А.А. Бетанкура была образована Экспедициязаготовления государственных бумаг, включавшая бумажную фабрику и типографию,которая играла значительную роль в совершенствовании полиграфической техники.
Переход к стереотипии,способу получения цельных копий наборной печатной формы, позволял увеличитьтираж изданий/>.
В начале XIX векакниги печатались преимущественно в казенных типографиях: Академии наук,Сенатской, Университетской, Синодальной и др.
С 1802 г. в связи сразрешением открывать «вольные типографии» растет число типографий,принадлежащих частным лицам. Если в Петербурге в 1801 г. было всего 12 казенныхтипографий, то в 1807 г. во всей России было уже 54 казенных и 12 частныхтипографий.
Еще большее оживлениетипографского дела началось после издания указа 1807 г. об открытии типографийво всех губернских городах. Создаются типографские предприятия на периферии.
Печатня герцоговКурземских после присоединения Курляндского герцогства к России сталаКурляндской губернской типографией, а впоследствии частным издательством. Этобыла одна из лучших типографий России.
В первой трети XIXвека вошли в моду альманахи, так как на этот своеобразный тип издания — что-тосреднее между журналом и непериодическим изданием.
Основным способомиллюстрирования книг в первой половине XIX века оставалась углубленная гравюрана металле. Доминировала гравюра на меди, изготовленная в резцовой технике поофортной подготовке. В начале XIX века на первое место выдвигается не«украшение», а «иллюстрация», не виньетка, а «картинка», связанная ссодержанием, с идеей, с текстом книги.
Оформление русскойкниги соответствует тому благородному и сдержанному стилю, который называетсярусским классицизмом. Менялся и формат книги — он становился больше по размеру.

27. Издатели первойполовины XIXв.
/>В1801 г. Платон Платонович Бекетов (1761-1836) завел в своембольшом доме на Кузнецком мосту типографию со словолитней и книжную лавку.Коммерческая сторона дела была у Бекетова на втором плане. Он стремилсяиздавать высококачественную отечественную книгу. За одиннадцать лет своейиздательской деятельности П.П. Бекетов выпустил выше ста изданий. Крупнейшимиздателем-меценатом был Николай Петрович Румянцев (1754-1826),большой любитель и знаток старины. Его ценнейшая библиотека, коллекциярукописей, монет, медалей положили начало Румянцевскому музею.
На средства Н.П.Румянцева было выпущено свыше сорока изданий, которые печатались вотечественных и зарубежных типографиях.
Деятельность русскогобаснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) как журналиста ииздателя началась с сотрудничества в журнале «Утренние часы». В конце 1791 г.И.А. Крылов совместно с артистом П.В. Плавильщиковым, актером И.А. Дмитриевым,критиком и драматургом А.И. Клушиным купил у И.Г. Рахманинова типографию икнижную лавку. Так было организовано издательское предприятие «ТипографияКрылова со товарищи.
Видным петербургскимиздателем и книготорговцем начала XIX века был Василий АлексеевичПлавильщиков (1768-1823) брат актера и писателя П.А. Плавильщикова. В1794 г. на базе типографии, ранее принадлежавшей И.А. Крылову, им было основаноиздательство.
В 1813 г. Иван ВасильевичСленин (1789-1835) вместе с братом Яковом Васильевичем открыл вПетербурге в Гостином дворе книжную лавку. И.В. Сленин был знаком с будущимиучастниками декабрьского вооруженного восстания 1825 г., и многие из них былипосетителями его книжной лавки.
Видным московскимвладельцем типографии был Семен Иоанникиевич Селивановский (1772-1835)с1800 г. возобновил свою деятельность в Москве и арендовал Сенатскуютипографию. В 1802 г. у него была собственная типография, при которой былаорганизована словолитная мастерская, обеспечивавшая шрифтами многие типографииРоссии. Селивановский придавал большое значение оформлению своих изданий.
Глазунов МатвейПетрович(1757-1830) открыл книжную торговлю в Москве на Спасском мосту еще в концеXVIII века, а затем занялся изданием книги. Его фирма пользовалась репутациейустойчивого предприятия.
Яков Алексеевич Исаков (1811-1881) открылсобственную торговлю в 1825 г. Как издатель Исаков прославился тем, чтовыпустил серии «Классическая библиотека», «Библиотека путешествий». Школу Я.И.Исакова прошли многие знаменитые книжники второй половины XIX века.
 
28. Издательскаядеятельность Смирдина.
Bo многом установлениюкоммерческих отношений между писателем и издателем, профессионализацииписательского труда способствовала деятельность выдающегося петербургскогоиздателя 30-40-х гг. XIX в. />Александра Филипповича Смирдина(1795-1857). Смирдин наследовал после смерти своего патрона Плавильщикова егокнижное дело и развил широкую книготорговую и издательскую деятельность. УспехСмирдина-издателя начинается с выпуска в 1829 г. «нравственно-сатирическогоромана» />Ф.В. Булгарина «Иван Выжигин». Огромный по темвременам тираж, около 4 тыс. экз., разошелся за три недели. Это был один изпервых в России романов, написанных на материале русского быта, и воспринималсяпоэтому современниками чуть ли не как первый «русский» роман. ПроцветаниюСмирдина содействовало издание поэмы />А.С. Пушкина«Бахчисарайский фонтан», имевшей небывалый успех у читателя. В конце 1831 г.Смирдин перевел книжную лавку и библиотеку для чтения в новое роскошное по темвременам помещение на Невском проспекте. Это событие было расценено как резкийскачок в истории русской книжной торговли и даже литературы. Смирдин предпринялтакже три выпуска сборника «Сто русских литераторов» (1839-1845). Изданиепредполагалось в 10 томах, но не было завершено!
Смирдин поощрялдеятельность русских писателей, выплачивая им высокие гонорары, способствуя темсамым превращению труда писателей в профессиональный труд. Смирдинская «эпоха»впервые делает гонорар закономерным явлением.
В разорении Смирдинанемалую роль сыграла группа реакционных литераторов (Сенковский, />Греч,/>Булгарин). Они издавали на средства Смирдина журнал«Библиотека для чтения» (с 1834 г.) и газету «Северная пчела» (с 1835 г.).Покупка «Северной пчелы» обошлась Смирдину слишком дорого и принесла ему лишьодни убытки. В 1842 г. Смирдин разорился.
Во второй половине40-х гг. Смирдин делает попытку восстановить издательство. Было выпущеномассовое издание «Полного собрания сочинений русских авторов». Совершенноразоренный, доведенный почти до нищеты, />Смирдин отошел откнижного дела и в 1857 г. умер.
/> 
29. Основныенаправления книжного дела во второй половине XIXв.
Общественный подъем60-х гг. сказался как на общем росте печатной продукции (по тиражам иназваниям), так и на изменении тематики литературы. Хотя в столице издается,как и прежде, много учебников, религиозных книг, беллетристики, однаконаблюдается и рост выпуска серьезной социально-экономической иестественнонаучной литературы. Идя навстречу потребностям новогодемократического читателя, издательства выпускают в свет произведениявыдающихся западноевропейских мыслителей — экономистов, философов, социологов,естествоиспытателей, творчество которых встречало сочувственный отклик впередовом русском обществе. Несколько возрос выпуск литературы по сельскомухозяйству и технике, но удельный вес ее в общей массе изданий был крайненевелик.
Особенность чтенияразночинного читателя 60-х гг. — в круг чтения наряду с подцензурными статьямиписателей-демократов включаются нелегальные издания, которые оказывают глубокоевлияние на формирование мировоззрения шестидесятника, в значительной мереопределяют его читательский и гражданский облик. Проникновение в Россию изданийВольной лондонской типографии, чтение «Полярной звезды», «Колокола», сочинений />Герцена и />Огарева и других произведений вольнойрусской зарубежной печати стало знамением эпохи. Впервые до широких круговчитателя дошло бесцензурное печатное слово, страстно зовущее к свободе, кборьбе, к сопротивлению жестоким самодержавным порядкам, господствовавшей встране полицейско-бюрократической системе.
К концу веказначительно уменьшился удельный вес переводной. Основными центрамикнигоиздательского дела во второй половине XIX в. оставались Петербург иМосква, за ними шли Киев, Одесса, Харьков.
Конец 80-х — начало90-х гг. был отмечен значительным ростом типографского дела в России. В 1891 г.в столице империи насчитывалось 149 типографий, в 1895 г. — уже 185. Посравнению с началом 60-х гг. число типографий возросло, таким образом, в 2,5раза, а по сравнению с началом века — более чем в 7 раз.

30. Издатели второйполовины XIXв.
/>МаврикийОсипович Вольф(1825-1883) открыл собственный книжный магазин, установив торговые связи сиздателями Англии, Франции и Германии. Одновременно с открытием книжногомагазина он приступил к изданию книг на русском языке./>/> Книгоиздание М.В. Вольфа носило универсальный характер:выпускались научные труды, научно-популярные книги, художественная и детскаялитература. />
Адольф Федорович Маркс (1838-1904) />в 1870 г. получил разрешение на издание массовогоеженедельного журнала «Для семейного чтения», «Нива». Тираж журнала достигневиданной цифры — 250 тыс. экземпляров, и А.Ф. Марксу пришлось обзавестисьтипографией, самой крупной в то время. Увеличивая тиражи изданий, Маркс имелвозможность снижать цены на книги и таким образом успешно конкурировать сдругими издательствами.
Козьма ТерентьевичСолдатёнков(1818-1901) был крупным текстильным фабрикантом. Среди книг, выпущенныхСолдатёнковым, переводная литература составляет более 60 процентов названий.Русская культура обязана К.Т. Солдатёнкову изданием переводов многихфундаментальных классических трудов, прежде всего в области гуманитарных наук.Им было издано более тридцати оригинальных трудов русских ученых
Русский книгоиздатель ФлорентийФедорович Павленков (1839-1900) Свое первое издание — переведенную имже небольшую книгу «Собрание формул для фотографии» Е. Бертрана, Павленковвыпустил в 1863 г. в Киеве. Большой популярностью у читателей пользовалисьизданные Павленковым собрания сочинений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Г.И. Успенского, а также произведения классиков западноевропейскойлитературы: В. Гюго, Ч. Диккенса, книги для детей, научно-популярная литератураотечественных и зарубежных авторов по физике, зоологии, астрономии, социологии.Павленков подготовил первое в России собрание сочинений А.И. Герцена.
Последним изданиемПавленкова, вышедшим при его жизни, был знаменитый «Энциклопедический словарь»- пособие для самообразования. Выпуская книги большими тиражами, Павленковсумел значительно удешевить книгу без ущерба для ее содержания и оформления.Расходы на административно-редакционный аппарат были минимальными за счет того,что он сам читал все предлагаемые рукописи, оценивал их качество, правил, сам читалкорректуры, подбирал рисунки, вел переговоры с авторами.
/>ЛонгинФедорович Пантелеев (1840-1919). После ссылки основывает издательство вПетербурге, которое скоро занимает значительное место на книжном рынке.Пантелеев выпускал естественнонаучную литературу, в том числе издания,получившие большую известность, книги по социологии и вместе с тем проявлялинтерес к гуманитарным наукам.
Издательство ОльгиНиколаевны Поповой (1848-1907). Ее издания по общественным наукам,естествознанию, истории и истории литературы занимали заметное место среди книгтого периода.
Русский издатель,журналист Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912) />егоиздания начали выходить в 1872 г., когда он выпустил «Русский календарь». Успехэтого издания побудил его издавать газету «Новое время». В 1878 г. издательоткрыл в Петербурге книжный магазин, затем типографию.
К началу ХХ века ониздал около тысячи книг универсальной тематики. />
Самый крупный русскийиздательИван Дмитриевич Сытин (1851-1934) — Сытин открыл в 1876г. маленькую литографию. Предприятие имело одну литографскую машину и выпускалолубочные картинки. Картинки для издательства рисовали известные художники В.В.Верещагин, В.М. Васнецов и др. />Качество лубочныхкартинок Сытина было значительно выше, чем у других издателей. С 1890 г. Сытинначал выпускать календари. Издания И.Д. Сытина отличались высоким уровнемполиграфического исполнения, выходили большими тиражами, были предельно дешевы.Издательство учитывало интересы широкого круга читателей. Выпускались учебникии учебные пособия (для начальной школы), научно-популярные книги (серия«Библиотека для самообразования»), детская литература, практические руководствадля крестьян и религиозная литература. В период 1910-1915 гг. Сытин выпускаетнесколько многотомных изданий. В 1916 г. издатель приобрел большинство паевиздательства А.Ф. Маркса, в том числе популярный журнал «Нива». Издавал газету«Русское слово» (1897-1917), журналы «Вокруг света» (1891-1917), «Искры»(1901-1916), «Хирургия» (1897-1898) и др. Сытину принадлежали две самые крупныетипографии в Москве, оборудованные первоклассной техникой, книжная и газетная,а также ряд книжных магазинов в различных городах. Каждая четвертая книга,выходившая в стране, печаталась в его типографиях.
Издательство ПетраПетровича Сойкина (1862-1938) было основано в 1885 г., когда онприобрел в рассрочку маленькую типографию. Главным делом издателя былапопуляризация естественнонаучных знаний. В своем иллюстрированном еженедельнике«Природа и люди», который издавался на протяжении почти 30 лет, он печаталнаучно-популярные очерки по астрономии, математике, физике и естествознанию. Вприложении к журналу «Природа и люди» Сойкин выпустил целую библиотекупопулярной естественнонаучной литературы
Братья Сабашниковы специализировались наестественнонаучных изданиях. На них выросло целое поколение выдающихся русскихученых. Многие из них выпустили свои первые книги в издательстве «М. и С. Сабашниковы».
/>Позднеепрофиль издательства стал в основном гуманитарным, выпускалисьисторико-литературные серии. Высшее достижение издательства за всю его историю «Памятники мировой литературы». Всего в этой серии вышло 30 книг.
Гвардии капитан В.А.Березовский понял, что русская армия нуждается в пособиях ируководствах для обучения военному делу, поэтому создает первое в Россииспециализированное издательство по выпуску военной литературы.
После отменыкрепостного права П.И. Юргенсон и В.В. Бессель открывают нотныеиздательства, полагая, что общественный подъем, охвативший все слои русскогообщества, приведет к расцвету культуры и искусства, в том числе и музыкального./>
Центральное место вдеятельности Риккера в 1870 г. занимало издание книг, так как вто время Россия нуждалась в оригинальных исследованиях по различным отраслямнауки, в том числе и по медицине. Риккер стремился выпускать главным образомкапитальные монографические труды по различным отраслям медицины.
/>/>Издательство Ильина выполнялозаказы по изготовлению военно-топографических и географических карт практическиот всех государственных и частных предпринимателей; выпускало атласы России ичастей света, глобусы, труды Русского географического общества, учебники погеографии, книги о путешествиях, серию исторических романов/>.
В начале 60-х годовXIX века стали действовать первые нелегальные типографии вкоторых печатались прокламации, запрещенные в России сочинения А.И. Герцена,Н.П. Огарева и др.
Под руководствомреволюционера-народника Ипполита Никитича Мышкина (1848-1885)была организована типография с целью подпольного печатания революционнойлитературы. Официально она печатала сначала каталоги и брошюры по уголовнымделам
/> 

35. Основныенаправления книжного дела в России в конце XIX—начале XXв.
Значительно возрос вначале XX в. удельный вес печатной продукции, выпускаемой провинциальнымигородами России. Наиболее крупными центрами провинциального книгопечатания вначале XX в. были Казань, Саратов, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Томск. В1913 г. накануне империалистической войны в России было издано 34007 книг общимтиражом 118836713 экз. На первом месте — учебники, календари, народные изданияи беллетристика. Научная и специальная литература, книги по философии,политической экономии, медицине печатаются крайне ограниченными тиражами.
Успехи русскойсоциал-демократии в конце 90-х — начале 900-х гг., вызванные ростом рабочегодвижения, общий политический подъем в стране в связи с первой русскойреволюцией вызвал огромный спрос на политическую (преимущественно брошюрную)литературу.
Значительный размах впериод революции приняло издание произведений В.И. Ленина.
Разразившаяся летом1914 г. война привела к сокращению деятельности издательств.
В годы войныбуржуазные издательства наводнили книжный рынок разнузданно шовинистической,ура-патриотической литературой.
Общественный подъем встране, вызванный низложением самодержавия, повысил интерес к марксистскойлитературе. Между февралем и октябрем вышло более 20 произведений />Маркса и />Энгельса.
 
36. Крупнейшиекнигоиздатели конца XIX– начале XXвека
Самым мощным в странеобъединением в области книгоиздания, печатного дела и книжной торговли былотоварищество Сытина. В начале XX в. к нему были присоединены типография />А.В. Васильева и литография />М.Г. Соловьева. В1913 г. одно из крупнейших лубочных «народных» издательств Москвы />«Торговый дом Е.И. Коноваловой» также перешло к товариществуСытина. Накануне войны 1914 г. к товариществу Сытина была присоединена />типография Кудинова, а в годы войны оно приобрело большую частьпаев товарищества книгоиздательского и печатного дела />А.Ф.Маркса. Сытин выпускал примерно у столько же книг, сколько восемь крупнейшихпетербургских фирм вместе взятых. Ему принадлежало около 50% лубочной продукциистраны.
В конце 80-х гг. XIXв. было основано немецко-русское акционерное издательство />«Ф.А.Брокгауз и И.А. Ефрон» (энциклопедическая ли-тра).
В 1896 г. />Н.С. Цетлин совместно с германской фирмой Мейера организовалкнигоиздательское акционерное товарищество />«Просвещение».Наиболее интересные его издания — многотомный энциклопедический словарь идешевая серия «Всемирная библиотека» — собрания сочинений выдающихся русских ииностранных писателей-классиков.
В 1910 г. в Москвевозникло издательство />«Мусагет». Основателем иредактором издательства был />Э.К. Метнер. Издательствовыпускало произведения символистов.
На более широкие кругичитателей было рассчитано издательство />«Шиповник».Его владельцами были />С.Ю. Копельман и />художникЗ.И. Гржебин, занимавшийся с 1906 г. издательской деятельностью. Настроенныеоппозиционно, на первых порах издатели выпускали историко-революционныесборники, серии открыток на острые социально-политические темы. С 1907 г.издательство стало выпускать альманах «Шиповник
Одним из крупнейшихрусских издательств конца XIX — начала XX в. было издательство />ПетраПетровича Сойкина (1862- 1938). Научный характер в сочетании слитературными достоинствами. и доступной ценой — вот основные качества изданийСойкина.
К прогрессивнымпросветительным издательствам конца XIX — начала XX в. относится фирма братьев />М. и С. Сабашниковых. Начали они в 1891 г. сиздания книг по естествознанию, затем выпускали исторические,историко-литературные труды и учебники. Прославила фирму серия «Памятникимировой литературы».
В 1893 г. выступила наиздательском поприще писательница и общественная деятельница />ОльгаНиколаевна Попова (1848-1907). Она выпускала лишь ту литературу,которая способствовала развитию общественного сознания в духе передовыхсовременных идей и понятий и на подлинно научной основе. Это прежде всего книгипо общественным наукам, истории, праву, философии, педагогике, историилитературы и публицистике. Попова выпустила немало естественнонаучных книг,много книг для юношества и ряд народных изданий
Александра МихайловнаКалмыкова(1848-1926) основала в 1890 г. в Петербурге книжный склад и издательство длянародных библиотек. />
Мария ИвановнаВодовозова(1869-1954) для пропаганды марксизма и борьбы с народническими теориями вместес мужем, видным экономистом />Н.В. Водовозовым, основывает в1895 г. издательство. Оно выпустило немногим более 20 книг — произведенияпервых русских марксистов, книги, раскрывающие положение рабочего класса наЗападе, работы по политической экономии, истории народного хозяйства, историидревнего мира.
В Петербурге в 1901 г.возникло издательство />Марии Александровны Малых(1879-1967). Марксистскую литературу М. Малых издавала в серии «Современнаянаучно-образовательная библиотека» (60 назв.). С 1905 г. а смену этой серииприходят серии «Пролетариат», «Научное миросозерцание» и т.д./>М.А. Малых издает много «идейной беллетристики». В 1909 г., спасаясь отсудебной расправы, М.А. Малых эмигрировала в Швейцарию. Ее книжный склад итипография были конфискованы. В дальнейшем она также занималасьлитературно-издательской деятельностью.
К группе либеральныхиздателей-меценатов, поддерживавших революционные издательские начинания ивыпускавших марксистскую книгу, принадлежит известный на юге России мукомольныйфабрикант />Н.Е. Парамонов, основавший в 1903 г.в Ростове-на-Дону издательство />«Донская речь».
Одним из наиболеезначительных прогрессивных издательств конца 90-х — начала 900-х гг. былоиздательство «Знание»/> (паевое товарищество писателей — ставило своей целью оградить авторов от эксплуатации издателей).
Издательство «Парус» выпускало у книгиотдельных русских и иностранных авторов. Выходили книги для детей, преследующиецели нравственного, эстетического и гражданского воспитания.

37. Книжное дело вСоветской России в 1917-1921гг.
/>Изданиеобщественно-политических книг
Сосредоточение в рукахгосударства основных издательских средств, образование />Госиздатаи системы советских государственных и кооперативных издательств способствовалоулучшению тематики и повышению качества книг.
Первыми советскимиизданиями были и ленинские Декреты о мире, о земле. Издательства выпускали речивождей революции, листовки, литературу для армии, боевые плакаты, брошюры покооперации, антирелигиозную литературу.
/>Изданиетехнических и естественнонаучных книг
Политика партии быланаправлена на поднятие технического уровня республики до уровня развитыхкапиталистических стран как необходимое условие для построения социализма.
/>Изданиехудожественной литературы
Художественнойлитературе />В.И. Ленин отводил большую роль в идейномвоспитании трудящихся. В период гражданской войны ее выпускали почти всеиздательства. Было начато выявление литературного наследства писателей,установление правильных текстов, освобождение произведений от цензурных иредакторских искажений
Издание детских июношеских книг
Несмотря на трудностивоенного времени молодое Советское государство заботилось об издании книг длядетей. В первые годы Советской власти получили распространение серии,предназначенные для школы и семьи. Так, книгоиздательство писателей в Москвевыпускало серию «Народно-школьная библиотека», издательство />«ЮнаяРоссия» — серию «Библиотека для семьи и школы», />Госиздат — серию «Библиотека детского чтения».
/>Изданиекниг на языках народов СССР
К организациинациональной печати уже в годы гражданской войны приступил Народный Комиссариатпо делам национальностей. При нем были созданы Отдел печати и />Отделиздательств. Свои отделы по просвещению и печати имел армянский, белорусский,еврейский, латышский, литовский, мусульманский, польский, эстонский и другиенациональные комиссариаты.
 
38. Книжное дело вСССР в 1921-1930 гг.
/>/>Организация издания книг на языках народов СССР
/>Вцелях содействия общественно-политическому и культурному развитию трудящихсявсех национальностей Советского Союза решено было создать при ЦентральномИсполнительном Комитете СССР единое />Центральное издательствонародов Союза ССР (Центроиздат).
Центроиздат был создан13 июня 1924 г. при ЦИК СССР путем слияния Восточного и Западного издательств.На него возлагалась задача издавать периодическую и непериодическуюобщественно-политическую, научную и учебную литературу на национальных языках.
/>Изданиеобщественно-политических книг
Расширение иуглубление пропаганды марксизма-ленинизма требовало упорядочения и улучшенияиздания произведений основоположников марксизма-ленинизма. Создаются дванаучных центра по собиранию, изучению и публикации произведений классиковмарксизма-ленинизма — Институт Маркса и Энгельса (1921) и Институт В.И. Ленина(1923).
/>Изданиетехнических и естественнонаучных книг
В январе 1923 г. />Издательский отдел ВСНХ был преобразован в Государственноеиздательство технической литературы. />Гостехиздат работалочень оперативно, откликаясь на все задачи, возникавшие в области развитияпромышленности. Он выпускал книги и журналы по технической политике партии игосударства, по электрификации страны, по индустриализации в целом и развитиюотдельных отраслей тяжелой промышленности. В его изданиях отражены важныезадачи того времени — режим экономии, использование дешевых видов топлива,снабжение промышленности сырьем.
/>Изданиеэнциклопедий и справочников
Старые энциклопедиитенденциозно, с буржуазной точки зрения трактовали исторические, философские,политические и эстетические вопросы, во многом устарели по фактическомуматериалу. Необходимы были новые советские энциклопедии, основанные намарксистско-ленинской методологии, партийные, широко освещающие современность.
В 1925 г. ЦентральныйИсполнительный Комитет СССР принял решение о выпуске многотомногоэнциклопедического справочника — Большой Советской Энциклопедии.
Изданиесельскохозяйственных книг
В связи сисключительным вниманием партии и правительства к работе в деревне в 1922 г.создаётся издательство «Новая деревня» из прежнего издательства Наркомзема.Основная серия «Сельская библиотека» была рассчитана на только что научившихсячитать крестьян и имела целью поднять культуру земледелия.
/>Изданиехудожественной литературы
Улучшению изданияхудожественной литературы способствовало постановление ЦК РКП (б) о политикепартии в области художественной литературы, принятое 18 июня 1925 г. Наряду с«Дешевой библиотекой классиков» широкую известность приобрели серии«Универсальная библиотека» (произведения советских и зарубежных авторов),«Русские и мировые классики», «Библиотечка Демьяна Бедного». Среди книг длякрестьянства, выпускаемых Госиздатом, более 40% занимала художественнаялитература.

39. Книжное дело вСССР в 1930-1964 гг.
/>В30-е годы доминирующее положение по объему выпуска занимало изданиеобщественно-политической и социально-экономической литературы. К концудесятилетия на ее долю приходился 41 процент тиража всех изданных в СССР книг ипочти столько же по количеству названий. Огромными тиражами публиковалисьпроизведения классиков марксизма-ленинизма, а также книги, посвященные ихпопуляризации и интерпретации.
Во второй половине30-х годов увеличился выпуск исторических трудов. Этому способствовало принятиепостановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школахСССР» (1934).
Большую роль в изданиинаучно-технической литературы сыграло решение ЦК ВКП(б) «О постановкепроизводственно-технической пропаганды» (1931). Сразу же заметноактивизировался выпуск учебников и монографий, освещающих новейшие достижениянауки и техники, стали выходить массовые брошюры, технические плакаты илистовки.
В огромных масштабахвыпускалась литература, посвященная стахановским методам работы. За 1935-1937гг. вышло 2960 названий книг по стахановскому движению общим тиражом 41 млн.экз.
Выпуск учебнойлитературы резко возрос с введением в 30-е годы всеобщего начального, а затем исемилетнего обучения. Издавались сотни миллионов экземпляров учебников
/>Загоды Великой Отечественной войны книжному делу был нанесен значительный урон.Если в 1940 г. в стране было выпущено 46 тыс. названий книг тиражом 462 млн.экз., то в 1945 г. всего 18 тыс. названий тиражом 298 млн. экз. Пострадалииздательские, полиграфические и книготорговые предприятия, часть из которыхбыла разрушена, а другие пришли в упадок из-за недостатка финансовых средств,оборудования, кадров и т.д.
Организационные основысоветской издательской системы претерпели значительные изменения.Существовавший еще до войны ОГИЗ объединял далеко не все издательства и тольковедущие полиграфические предприятия Москвы и Ленинграда. В 1946 г. ОГИЗ сталсоюзным учреждением, а в 1949 г. был преобразован в Главное управление по деламполиграфии, издательств и книжной торговли, на которое было возложеноруководство отраслью независимо от ведомственной подчиненности предприятий.Дальнейшая централизации управления народным хозяйством привела к тому, чтоГлавполиграфиздат в 1953 г. вошел в состав Министерства культуры СССР.
К середине 1950-хгодов полиграфическая промышленность (без ведомственных типографий) насчитывала4573 предприятия, в том числе 4282 районных и городских, 155 областных икраевых, 117 республиканских и 19 союзных. Наряду с увеличением количестватипографий увеличивались мощности действовавших.
Во второй половине1950-х годов вступают в строй мощные по тем временам полиграфические комбинатыв Калинине, Ярославле, Саратове, Минске, Ташкенте, фабрика красочной печати вКиеве, что позволило увеличить полиграфические мощности к 1960 г. в сравнении с1955 г.: по книжно-журнальной печати — с 14 до 18 млрд. листов-оттисков, попечати красочно-изобразительной продукции с 4 до 12 млрд. краскопрогонов.
Новая волна увеличенияколичества названий началась после смерти Сталина. В 1954 г. рост составил 22процента и продолжался далее вплоть до 1962 г., когда вышло более 79 тысячназваний. За десятилетие с 1950 по 1960 г. произошло увеличение числа названийна 77 процентов, общего тиража — на 51 процент, общего объема (листажа) книжнойпродукции — на 37 процентов.
40. Становлениецентрализованной системы книгоиздания в СССР
Загоды Советской власти была создана разветвленная система издательств различноготипа. Проблемы типизации издательств находились постоянно в центре вниманияпартийных и советских органов, на каждом этапе развития советского книжногодела регулирующих процессы книгоиздания и книгораспространения. Для историикнижного дела в СССР характерно сочетание принципов централизации идецентрализации, представляющих диалектическое единство процессасовершенствования форм и методов организации и руководства всем книжным делом встране. Наряду с крупными отраслевыми, типизированными издательствами в СССР наразличных этапах существовали объединения универсального типа — />Госиздат,/>ОГИЗ, />ОНТИ, выполнявшие одновременно ифункции руководящих органов. В целях дальнейшего совершенствования и улучшенияруководства с учетом требований момента создавались более совершенные органыуправления — />Главполиграфиздат, />Главиздат, />Госкомиздат. Сочетание принципов централизации и децентрализациипозволяет более гибко и своевременно решать задачи книжного дела, улучшатьвыпуск книг, их содержание, оформление, увеличивать тиражи изданий, повышать ихкачество.
 
41. Книжное дело впериод ВОВ
Общее состояниекнигоиздательского дела
Советскиеиздательства, как и все народное хозяйство страны, оказались в тяжеломположении. Большая часть издательств в западных и юго-западных областях СССР,захваченных немецко-фашистскими оккупантами, прекратила свое существование.Основная часть издательских работников, авторских кадров ушла в армию. Работаиздательств была перестроена на военный лад. Задача состояла в том, чтобы прирезком сокращении материальных ресурсов, при значительно меньшем числеработников обеспечить книгой, брошюрой, листовкой, плакатом Советскую Армию иФлот, героических тружеников тыла.
Под руководством и принеустанной заботе партии и Советского правительства издательства продолжали втяжелых условиях снабжать фронт и тыл необходимой литературой. />
Изданиеобщественно-политических книг
Политическаялитература стояла на первом месте в книжной продукции военных лет. Она сыгралавыдающуюся роль в сплочении трудящихся вокруг партии и правительства для отпораврагу, в укреплении дружбы народов Советского Союза, морально-политическогоединства народа.
Издание военных ивоенно-технических книг
Основную массу военнойкниги выпускало Государственное военное издательство. Для командного составаиздавались книги по стратегии и тактике, снабжению армии, взаимодействию войскразличных типов, подготовке военных кадров и др. Для рядового состава армиииздавались практические руководства по ведению боевых операций и пр.
/>Изданиетехнических и естественнонаучных книг
Главное вниманиеиздательства уделяли производственно-технической литературе, выпуску брошюр дляновых кадров промышленности, заменивших у станков ушедших на фронт квалифицированныхрабочих. />/>
Издание художественнойлитературы
Основную массу изданийхудожественной литературы в период войны составляли произведения советскихписателей — романы, повести, рассказы, очерки, стихи. Особенно популярен в этовремя очерк, рисующий образ советского воина — носителя самых передовых идей,эпизоды героической борьбы советского народа с фашизмом, жизнь и борьбупартизанских отрядов, повествующий о беззаветной храбрости людей, действовавшихв тылу врага по заданию партии.
 
42. Реформа книжногодела в 1964 году

43. Состояние книжногодела в 1964-1990-е годы
/>Врассматриваемый период было проведено несколько крупных исследованийпотребителей книжной продукции. Были выделены и охарактеризованы группы читателей.Активные читатели, основную массу которых составляла интеллигенция, внаибольшей степени страдали от дефицита книг. Активизация социальной жизни вовторой половине 1980-х годов пробудила интерес к истории страны, политике иперевела определенные слои пассивных читателей в активные. По некоторымсведениям не читали книги 4 процента населения, 10 процентов читали оченьредко, 10 — не имели домашних библиотек, 30 — не посещали книжных магазинов.
В 1960-е годы былиизданы произведения, которые по-новому раскрывали исторические события,отражали некоторые отрицательные стороны жизни страны. Вскоре после смертиСталина читатели получили издания произведений А. Ахматовой, М. Зощенко, И.Бабеля и др. К концу 1960-х годов период переосмысления ценностей, исканий,романтики заканчивается. Характерной чертой культуры 1970-х годов былоповышение спроса на произведения привычного круга авторов. В течение десятилет, предшествовавших «перестройке», социологи чтения фиксировали из года в годпрактически один и тот же набор наиболее читаемых авторов: Ф. Абрамов, Ю.Бондарев, М. Булгаков, В. Белов, В. Быков, А. Иванов, В. Пикуль, В. Распутин,Ю. Трифонов, В. Шукшин.
Демократизация жизниобщества в конце 1980-х годов сделала возможным издание произведений авторов,ранее неугодных властям. Исследования чтения, проведенные в 1988-1990 гг.,отразили иной состав наиболее популярных авторов: А. Бек, В. Гроссман, Ю.Домбровский, В. Дудинцев, А. Платонов, А. Рыбаков, А. Солженицын и др. Большойинтерес вызывали исторические работы, в которых по-иному оценивался пройденныйстраной путь.
В 1987 г. впервые всоветской издательской практике был проведен эксперимент по формированиюиздательского репертуара в прямом соответствии со спросом.
Крупнейшийиздательский проект — />/>выпуск200-томной «Библиотеки всемирной литературы» (издательство «Художественнаялитература» в 1967-1977 гг.).
В 1973 г. по решениюГоскомиздата СССР для пополнения фондов массовых библиотек начался выпуск«Библиотечной серии», книги которой предназначались для реализации толькобиблиотекам.
С целью получениясырья для производства бумаги был задуман и реализован эксперимент по продажедефицитных изданий на талоны, свидетельствовавшие о сдаче определенногоколичества макулатуры, из которой должна была производиться бумага.
Взлет популярностипереживала во второй половине 1980-х годов публицистика. Издание учебнойлитературы всегда находилось под пристальным вниманиемпартийно-правительственных органов. За годы советской власти страна достиглабольших успехов в образовании граждан. С конца 1970-х годов началось сокращениеколичества научно-технических изданий, что снизило обеспеченность специалистовинформацией.
Считалось, что до 1982г. СССР занимал первое место в мире по выпуску переводных изданий, однакобольшинство переводов было с языков народов СССР и социалистических стран.
Развивается искусствооформления издательской продукции, растет выпуск книг с иллюстрациями.
Современнаяэлектронная техника внедрялась в издательские процессы недостаточно быстро. В1980-е годы некоторые издательства начали применять автоматизированные системыпереработки текстовой информации с использованием компьютерной техники.
В 1960-1970-е годыосновными направлениями развития полиграфии стали офсетный способ печати,фотонабор, автоматические поточные линии.
Отрасль нуждалась всвободном предпринимательстве, в освобождении от идеологического иэкономического диктата со стороны государственных органов.
44. Книжная торговля вРоссии в 1990-е гг.
В первой половине1990-х годов отечественное книжное дело пережило коренные изменения. На сменуидеологическому диктату, государственному монополизму,командно-административной системе управления пришла свободапредпринимательства, конкуренция. Развитие рыночных отношений стимулируетпредпринимателей к поиску новых форм и методов работы на книжном рынке,совершенствованию изучения спроса покупателей книг и тщательному учету его вдеятельности предприятий. Вместе с тем в книжном деле возникают и обостряются новыепроблемы, вызванные сложностями перехода к рыночной экономике: сокращаетсявыпуск книжной продукции, наблюдаются диспропорции в тематическом составеассортимента книг, растут цены, что с учетом снижения доходов основной массынаселения приводит к сокращению круга покупателей.
Плюсы и минусысуществования книги в условиях рыночной экономики еще предстоит понять.Бесспорным является лишь тот факт, что на пороге ХХI века книга продолжаетзанимать важное место в жизни человека и общества.
/>Перспективойразвития оптовой книжной торговли в нашей стране является образование мощныхконцернов. В этом направлении идет процесс создания крупных оптовых предприятийпри ведущих издательствах («Терра», «Дрофа» и др.) и межиздательских оптовыхструктур. Однако этот процесс еще не начал оказывать определяющего влияния наположение оптовой книжной торговли. Неудовлетворительное состояние оптовогозвена является одной из основных причин того, что до 50 процентов всех книггосударственных издательств и до 70 процентов негосударственных продаются вцентральном регионе. Такая концентрация способствовала насыщению и усилениюконкуренции на книжном рынке центрального региона и снижениюкнигообеспеченности периферии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.