Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Инвентаризация ОС

/>/>Введение
Основные средстваявляются неотъемлемой частью любого предприятия и от правильности иэффективности их учета зависят важные показатели деятельности предприятия,такие как финансовое положение, конкурентоспособность на рынке.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетностипредприятие проводит инвентаризации имущества. Инвентаризация – способ проверкисоответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерскогоучета, отраженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все лихозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системномбухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат напроизводство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращенияпотерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т.п.
Инвентаризация представляет собой определеннуюпоследовательность практических действий со стороны членов специально созданнойв организации комиссии по проверке и документальному подтверждению наличия,состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечитьдостоверность данных учета и отчетности.
Цель инвентаризации имущества – проверка достоверности данныхбухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Она позволяет в натуральномизмерителе сравнить правильность ведения документации всех хозяйственныхопераций организации, выявить фактическое наличие и качественное состояниеимущества предприятия. Нельзя не учитывать, проводя инвентаризацию, такиенегативные явления, как хищения, естественную убыль.
Актуальностьисследования выражается в том, что в условиях рыночной экономики повышаетсяроль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов, в том числеи основных средств.
Цель данной работы –исследовать действующую практику организации, проведения и учета результатовинвентаризации основных средств.
В соответствии сзаданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
-  изучитьнормативно-законодательную и учебную литературу по теме исследования;
-  определитьсущность и характеристику инвентаризации основных средств предприятия;
-  выявить порядокорганизации и проведения инвентаризации основных средств на ТОО «Калкан»;
– исследовать основные аспекты организации документальногооформления и учета результатов инвентаризации основных средств на предприятии;
Теоретической иметодологической основой послужили труды и Указы президента РеспубликиКазахстан, Законы Республики Казахстан, постановления правительства РеспубликиКазахстан, монографические труды отечественных и зарубежных ученых экономистови финансистов.
1. Характеристикаинвентаризации основных средств, ее роль и значение в учете
Основные средствапредставляют собой материальные активы, действующие в течении длительногопериода времени (более одного года) в качестве средств труда, как в сферематериального производства, так и непроизводственной сфере.
К основным средствамотносятся: недвижимость (земельные участки, здания, сооружения, многолетниенасаждения и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которыхневозможно без ущерба их назначению), транспортные средства, оборудование,производственный и хозяйственный инвентарь, взрослый рабочий и продуктивныйскот, специальные инструменты и прочие основные средства. [11, с210]
В соответствии с Законом РК «О бухгалтерском учете ифинансовой отчетности» (от 28.02.2007 г. №234-III) целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности являетсяобеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовомположении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предпринимателейи организаций [2].
Инвентаризация (от лат. inventarium – опись) – одиниз приемов контроля, обеспечивающий сохранность собственности, качественноесостояние ценностей и в конечном итоге – достоверность информации, включаемой вфинансовую отчетность [16, c. 216].
Инвентаризация являетсяодним из методов бухгалтерского учета и представляет собой сверку фактическогоналичия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату.[11, с. 8]
Ее проводят все компании независимо от форм собственности,вида деятельности и режимности работы. Основными целями инвентаризации являются:
-  проверка полноты иправильности отражения инвентаризируемых объектов в учете,
-  проверка фактическогоналичия активов и контроль их сохранности,
-  проверка состояниятоварно-материальных ценностей (их фактического соответствия стандартам покачеству) и условий хранения таких ценностей,
-  приведение учетной оценкиобъектов инвентаризации в соответствие с внешними и внутренними нормативнымидокументами и соответствующими рыночными показателями,
– выявление причин несвоевременного илиневерного отражения хозяйственных операций в учете, а также причиносуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативныхдокументов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операцииимели место.
Порядок проведения юридическими лицамиинвентаризации имущества и обязательств регламентируется методическимирекомендациями к СБУ 24. [3, с. 88]
В соответствии с СБУ 24 «Организациябухгалтерской службы» в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерскогоучета и финансовой отчетности проводится инвентаризация имущества и денежныхобязательств не менее одного раза в год.
В обязательном порядке инвентаризация проводится:
- присмене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- приустановлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчитоварно-материальных запасов;
- вслучае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций,вызванных экстремальными условиями;
- приликвидации (реорганизации) субъекта перед составлением ликвидационного(разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемыхзаконодательством Республики Казахстан [12, с. 81].
Инвентаризации делятся по объему проверки – на сплошные ивыборочные, а по времени – на плановые и внеплановые.
Сплошнаяинвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имуществафинансовых обязательств предприятия, она является весьма трудоемкой работой ипоэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.
Выборочная – это инвентаризация, при которой проверяются только некоторые(на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица или жеохватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежныесредства в кассе или только материалы на определенном складе. Выборочныеинвентаризации и контрольные проверки должны систематически проводиться напредприятии в межинвентаризационный период в местах хранения и переработкитоварно-материальных ценностей. Они осуществляются по распоряжению руководителяинвентаризационной комиссией, состоящей из лиц хорошо знающихтоварно-материальные ценности, учет и отчетность.
Основной задачей выборочных инвентаризаций и проверок является контрольза сохранностью имущества, выполнением правил его хранения, соблюдениемматериально ответственными лицами установленного порядка первичного учета.Такие проверки дисциплинируют работников предприятия, помогают вскрывать фактынарушений и содействуют сохранности имущества предприятия.
В зависимостиот основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые.Внеплановые проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известныматериально ответственным лицам. Иногда могут проводиться по требованиямревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов.
Плановыеинвентаризации проводятся:
ü  основных средств – неменее одного раза в два-три года, а библиотечных фондов – не реже одного раза впять лет;
ü  капитальных вложений – неменее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но неранее 1 декабря отчетного года;
ü  незавершенногопроизводства и полуфабрикатов собственной выработки – перед составлениемгодового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года и, кроме того,периодически в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящимиорганизациями;
ü  незавершенногокапитального ремонта и расходов будущих периодов – не менее одного раза в год;
ü  готовой продукции наскладах – не менее одного раза в год перед составлением годового отчета ибаланса, но не ранее 1 октября отчетного года;
ü  малоценных ибыстроизнашивающихся предметов – не менее одного раза в год;
ü  нефти и нефтепродуктов – нереже одного раза в месяц;
ü  сырья и прочихматериальных ценностей – не менее одного раза в год перед составлением годовогоотчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;
ü  денежных средств,денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности – не менее одногораза в месяц;
ü  расчетов с банками (порасчетному счету, валютному счету, другим счетам, ссудам, кредитам и т.п.) – помере получения выписок банков, а по переданным в банк на инкассо расчетнымдокументам – на первое число каждого месяца;
ü  расчетов по платежам вбюджет – не менее одного раза в квартал;
ü  расчетов с дебиторами икредиторами – не менее двух раз в год;
ü  остальных статей баланса –на первое число месяца, следующего за отчетным годом.
Вмежинвентаризационный период на предприятиях должны проводиться систематическиепроверки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжениюруководителя работниками инвентаризационных групп, состоящих в штатепредприятия, или специальными комиссиями.2. Организацияинвентаризации основных средств
Для проведенияинвентаризации имущества и обязательств организации на создаетсяинвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителеморганизации. В ее состав рекомендуется включать представителей администрации,работников бухгалтерской службы, службы внутреннего контроля и другихспециалистов (при необходимости – представителей службы внешнего аудита). [12, с. 81]
В составе рабочих инвентаризационных комиссий должны быть опытныеработники, хорошо знающие инвентаризуемые ценности и способы их количественногоопределения, правила техники безопасности. Перед началом проведенияинвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, апредседателям комиссий – контрольный пломбир. В приказе устанавливаются срокиначала и окончания работы по проведению инвентаризаций. Запрещается проводитьинвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии.
Председательинвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы,приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на»…» (дата)»,что служит основанием для определения бухгалтерией остатков ценностей к началуинвентаризации по учетным ценам. Одновременно материально ответственное лицодает расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходныедокументы на имущество включены в отчет и сданы в бухгалтерию и все ценности,поступившие под его ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
До началаинвентаризации рекомендуется проверить:
ü наличиеи состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистрованалитического учета;
ü наличиеи состояние аналитических паспортов или другой технической документации;
ü  наличиедокументов на основные средства, сданные или принятые предприятием(учреждением) в аренду и на хранении. При отсутствии документов необходимообеспечить их получение или оформление.
При обнаружениирасхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или техническойдокументации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
Данные офактическом наличии и техническом состоянии основных средств компании отражаютследующими бухгалтерскими документами. При инвентаризации основных средствсоставляется «Инвентаризационная опись основных средств» ф. №Инв. – 1, гдеотражают данные о фактическом наличии и техническом состоянии основных средств.После проведения инвентаризации эти описи передаются в бухгалтерию компании. Вописях должно быть указано полное название объектов и даны их техническиехарактеристики. По основным средствам, сданным или полученным в аренду,переданным на хранение или во временное пользование, проверяют наличие изаконность договоров и других документов.
Инвентарнаякарточка учета основных средств (для машин, оборудования, инструмента,производственного и хозяйственного инвентаря) форма №ОС-7. Форма применяетсядля учета рабочих и силовых машин и оборудования, автоматических линий,транспортных средств, измерительных приборов и регулирующих устройств,лабораторного оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря идругих объектов основных средств.
Инвентарнуюкарточку ведут в одном экземпляре в бухгалтерии; заполняют на каждый объектосновных средств на основании акта приемки. Инвентарная карточка групповогоучета основных средств применяется для группового учета однотипных объектов,поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то жепроизводственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику истоимость. Краткая характеристика дается в целом по всей группе объектов,учитываемых в карточке.
Описьинвентарных карточек по учету основных средств (ф. №ОС-10). Опись ведется вразрезе классификационных групп (видов) основных средств. Инвентарная книгаучета основных средств (ф. №ОС-11). Применяется на предприятиях с небольшимколичеством инвентарных объектов. Записи в книге ведутся по классификационнымгруппам (видам) основных средств и месту их нахождения. Карточка учета движенияосновных средств (ф. №ОС-12). Применяется при ручной обработке документов.Заполняется она на основании инвентарных карточек (книг) соответствующих групп(видов) основных средств. На основе итоговых данных заполняются отчетные формыпо движению основных средств. Инвентарный список основных средств (по месту ихнахождения, эксплуатации) (форма №ОС-13). Форма применяется в местах нахождения(эксплуатации) объектов основных средств для пообъектного учета по материальноответственным лицам. Данные пообъектного учета основных средств по местам ихнахождения (эксплуатации) должны быть тождественны записям в инвентарныхкарточках (книгах) учета основных средств, ведущихся в главной (центральной)бухгалтерии.
В ТОО «Калкан» для учетафактического наличия и технического состояния основных средств применяетсяинвентарная карточка.
До начала инвентаризациинеобходимо проверить наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарныхописей; наличие и состояние технических паспортов или другой техническойдокументации; наличие документов на основные средства, сданные или принятыесубъектом в аренду или на хранение. При отсутствии документов необходимообеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений инеточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документациидолжны быть внесены соответствующие исправления и уточнения [13, c. 98].
На основные средства, не пригодные к эксплуатациии не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельнуюопись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объектык непригодности.
В ТОО«Калкан» инвентаризация начинается с издания приказа о проведении годовойинвентаризации, который издается обычно в ноябре месяце отчетного года. Согласноприказу в определенный срок (обычно это начало ноября) необходимо провестиинвентаризацию статей баланса за отчетный год. Приказом по предприятиюназначается инвентаризационная комиссия для проведения инвентаризации иоформления материалов. В приказе оговаривается в какой срок необходимозакончить инвентаризацию.
На предприятии ТОО«Калкан» инвентаризацию основных средств организует и руководит ее проведениемзаместитель директора или главный бухгалтер.
Таким образом, задачей инвентаризационной комиссии при проведенииинвентаризации на ТОО «Калкан» является проверка правильности использования ихранения основных средств, своевременное нахождение ошибок в бухгалтерском учете.
3. Методы и процедурыпроведения инвентаризации основных средств
Порядокпроведения инвентаризации определяется ее методами и процедурами. К методам ипроцедурам инвентаризации относятся:
1. непосредственныйосмотр объектов (основных средств)
2. документальноесличение остатков основных средств с данными бухгалтерского учета
3. проверкатехнического состояния основных средств
Во время проведения инвентаризации комиссиязаносит данные инвентаризационных описей в сличительную ведомость результатовинвентаризации основных средств (Приложение 4), причем заполняются только те еепозиции, по которым были обнаружены расхождения с данными учета. [8, с. 104]
Приинвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит вописи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основныетехнические или эксплутационные показатели.
Приинвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяетналичие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов всобственности предприятия (учреждения).
Проверяетсятакже наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природныхресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений).
При выявленииобъектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрахбухгалтерского учета отсутствует или указаны не правильные данные,характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения итехнические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать ихназначение, основные материалы из которых они построены, объекты (по наружномуили внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (безподвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки, другое; по каналам –протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственныесооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – место нахождения,род материалов и основные параметры; по дорогам – тип дороги (шоссе,профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна и т.п.
Оценкавыявленных инвентаризацией не уточненных объектов должна быть произведена сучетом рыночных цен, а износ определен по действенному техническому состояниюобъектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основныесредства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основнымназначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции,расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное егоназначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новомуназначению.
Если комиссиейустановлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройкиновых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (сломотдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете,необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения илиснижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенныхизменениях.
Машины,оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально суказанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, годавыпуска, изготовления, мощности и т.д.
Однотипныепредметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковойстоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделенийпредприятий (учреждений), учитываемые по типовой инвентарной карточкегруппового учета, в описях производятся по наименованиям с указанием количестваэтих предметов.
Основныесредства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахожденияпредприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские и речные суда, железнодорожныйподвижной состав, автомашины; отправлен в капитальный ремонт машины иоборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основныесредства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению,инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времениввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча,полный износ и т.п.).
Одновременно синвентаризацией собственных основных средств, находящихся на ответственномхранении и арендованные.
По указаннымобъектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы,подтверждающие принятие этих объектов на соответственное хранение или в аренду.
Проверкафактических остатков производится при обязательном участии материальноответственных лиц. В конце рабочего дня данные вносится в инвентаризационнуюопись. В случае, если инвентаризация не закончена в течение одного дня, помещения,где поводится инвентаризация, при уходе инвентаризационной комиссии должны бытьопечатаны. Пломбир во все время работы инвентаризационной комиссии хранится упредседателя комиссии. Во время перерывов работы инвентаризационной комиссии (вобеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) ведомости иинвентаризационные описи должны храниться в закрытом помещении, где проводитсяинвентаризация, в ящике (шкафу, сейфе).
Рабочаяинвентаризационная комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтвержденияпроизводит исправления выявленных ошибок в установленном порядке. Каждаястраница описи подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии иматериально ответственным лицом. В конце инвентаризационной описи комиссиязаписывает количество порядковых номеров инвентаризационных объектов и общийитог количества ценностей в натуральных показателях на последней странице и повсей описи в целом. На каждой инвентаризационной описи или в акте материальноответственное лицо дает расписку следующего содержания: «Все ценности,поименованные в настоящей инвентаризационной описи (в акте) с №… по №…,комиссией проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись(акт), в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (неимеем). Ценности, перечисленные в описи (акте), находятся на моем ответственномхранении» (подпись, дата). При проверке фактического наличия имущества в случаесмены материально ответственного лица принявший имущество расписывается в описив получении, а сдавший – в сдаче этого имущества. На имущество, находящееся наответственном хранении, арендованное или полученное для переработки,составляются отдельные инвентаризационные описи. [19, с. 99]
Учет основных средстворганизуется в бухгалтерии ТОО «Калкан» по классификационным группам в разрезеинвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченноеустройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями ипринадлежностями, относящимися к данному объекту.
При инвентаризацииосновных средств на ТОО «Калкан» комиссия производит осмотр объектов и заноситв описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основныетехнические или эксплуатационные показатели.4. Документальноеоформление и учет результатов инвентаризации
Результаты инвентаризации на ТОО «Калкан» оформляютсяинвентаризационными описями или актом, которые составляются по каждомуместонахождению инвентаризационных объектов и по каждому ответственному лицу,на хранении у которого они находятся. Никакие помарки и подчистки винвентаризационных описях и актах не допускаются. Исправление ошибокпроизводится корректурным способом, т.е. путем зачеркивания неправильныхзаписей и проставления над зачеркнутыми правильных.
Исправлениядолжны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии иматериально ответственным лицом. Незаполненные строки в инвентаризационныхописях прочеркиваются. В случае, если материально ответственное лицо обнаружитошибки в инвентаризационных описях после инвентаризации, оно должно немедленно(до открытия помещения) заявить об этом рабочей инвентаризационной комиссии.
Для выявлениярезультатов инвентаризации (недостач и излишков) составляются сличительныеведомости, в которых отражаются только, где установлены отклонения от учетныхданных. Сличительные ведомости подписываются всеми членами инвентаризационнойкомиссии и материально ответственными лицами.
По всемнедостачам, потерям и излишкам имущества инвентаризационной комиссией должныбыть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. Наосновании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссияустанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствиис этим определяет порядок регулирования разницы между данными инвентаризации ибухгалтерского учета.
Результаты инвентаризации отражаются в протоколеинвентаризационной комиссии, в котором приводят подробные сведения о причинах ивиновниках излишков и недостач, а также о мерах, которые следует принять поотношению к виновным и по предупреждению отрицательных явлений в дальнейшем.Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете того месяца, в которомона была закончена, а по годовой инвентаризации – в годовой финансовойотчетности.
Если качественные и количественные показатели характеристики объекта врезультате реконструкции, достройки и дооборудования значительно изменены, топрежнюю инвентарную карточку, по которой учтен данный объект (в случае затрудненийотразить в ней все показатели, характеризующие дооборудованный илиреконструированный объект в целом), можно заменить новой. Старую инвентарнуюкарточку сохраняют как справочный документ.
Выявленные при инвентаризации расхожденияфактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются:излишки – доходом и подлежат оприходованию, недостачи – расходом. Оценкувыявленных и не учтенных с момента проведения последней инвентаризации объектовпроизводят по оценочной стоимости. Износ по этим объектам устанавливают подействительному техническому состоянию объектов.
Предложения о порядке урегулировании расхождений, выявленных врезультате инвентаризации, представляются инвентаризационной комиссией руководителюорганизации для принятия окончательного решения:
– полнаяматериальная ответственность возлагается на работника как при наличииписьменного договора о полной материальной ответственности за вверенныеценности, так и при обнаружении недостачи ценностей, полученных работником поразовому документу,
– причиненныйущерб (т.е. стоимость подлежащей возмещению работником недостачи) оцениваетсяисходя из рыночных цен на день причинения ущерба (с учетом степени износа), ноне ниже стоимости по данным бухгалтерского учета,
– распоряжениео взыскании с работника суммы причиненного ущерба в пределах егосреднемесячного заработка может быть вынесено работодателем только в течениеодного месяца после окончательной оценки размера ущерба (причем работник илиего представитель имеют право знакомиться с материалами оценки размера ущерба),а в прочих случаях при отказе работника возместить ущерб взыскание стоимости ущербапроизводится в судебном порядке,
– существуетограничение общего размера всех удержаний, производимых из заработной платыработника,
– виновныйв причинении ущерба работник может добровольно возместить его полностью иличастично, в том числе в рассрочку, с выдачей работодателю письменногообязательства о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей,
– работодательимеет право с учетом конкретных обстоятельств полностью или частично отказатьсяот взыскания причиненного ущерба с виновного работника,
– к обстоятельствам, исключающим материальную ответственность работника,относится, в том числе, неисполнение работодателем обязанности по обеспечениюнадлежащих условий для хранения вверенного работнику имущества.
Выявленные недостачи и излишки, образовавшиеся врезультате пересортицы, допускается в исключительных случаях взаимно погашатьна основании подробных объяснений материально ответственных лиц, но только приобразовании соответствующих недостач и излишков в одном и том же проверяемомпериоде, у одного и того же материально ответственного лица и по материальнымценностям одного и того же наименования (с отличием лишь в сорте и т.п.).Погашение пересортицы производится в количественном выражении. Превышениестоимости недостачи над стоимостью излишков (в связи с различным сортом и т.п.)подлежит отнесению на виновных лиц, либо, в случае обоснованного материаламиинвентаризации отсутствия вины конкретных лиц, – на издержки производства иобращения. При этом при расчете суммы этого превышения нормы естественной убылине применяются.
Поиспорченным и недостающим основным средствам комиссия составляет акт насписание основных средств (Приложение 5) в двух экземплярах. В актах даютхарактеристику списываемых объектов, указывают причину списания (порча, кража),приводят описание технического состояния основных частей, узлов, деталей,конструктивных элементов и обосновывают нецелесообразность ремонта. При списании объектоввследствие преждевременного износа или разукомплектования к актам должны бытьприложены документы, объясняющие причины их списания, с указанием мер, принятыхк виновным. На основании актов на списание основных средств делают отметки овыбытии основных средств в инвентарных карточках, описях инвентарных карточек иинвентарном списке основных средств по месту их нахождения, эксплуатации.
Итогиинвентаризации оформляются инвентаризационной описью основных средств исличительной ведомостью результатов инвентаризации основных средств.Указывается основание для проведения инвентаризации (приказ, постановление,распоряжение); порядковый номер документа; начало и окончание инвентаризации.
В инвентарнойописи указываются фактические данные и данные бухгалтерского учета. Всличительной ведомости указываются только те объекты, по которым имеютсярасхождения. Оба документа подписываются членами инвентаризационной комиссии,материально – ответственными лицами и бухгалтером, который проводил подсчеты.
В результатепроведения инвентаризации комиссией ТОО «Калкан» были выявлены случаи кражиосновных средств. (приложение 4)
25 апреля 2007 г. установлен факт кражикомпъютера стоимостью 95760 тенге каждый. На момент кражи начислен износ – 22322тенге по каждому объекту. Бухгалтерией компании произведены следующиебухгалтерские записи:
1. На сумму начисленного износа:
Дебит 2422 «Амортизация и обесценение» Кредит2413 «Машины и оборудование, передаточные устройства» -22322 тенге
2. На балансовую стоимость списываемых объектов:
Дебет 1280 «Прочая краткосрочная дебиторскаязадолженность», субсч. «Недостачи и потери»
Кредит 2413 «Машины и оборудование, передаточныеустройства» – 73438 тенге.
3. На сумму НДС с балансовой стоимостисписываемого объекта: Дебет 1280 «Прочая краткосрочная дебиторскаязадолженность»
Кредит 3130 «Налогна добавленную стоимость» – 10281 тенге.
По факту кражи возбуждено уголовное дело и необходимо время дляследственных действий по установлению виновного лица. Для полного списания сбаланса предприятия признанной дебиторской задолженности необходимо либо:
- закрытиедела (получение соответствующего документа);
- присуждениесудебными органами возмещения похищенного имущества (в случае установлениявиновного в кражелица);
- поистечении срока исковой давности – 3-х лет (в соответствиисо ст. 177 –187Гражданского кодекса РК) [8, с. 108].
Недостачи и потери возмещаются:
– за счет собственных средств компании (есливиновный не установлен иуголовное дело закрыто или в случае признания судомотказа во взыскании с виновника). При этом: на балансовую стоимость похищенныхобъектов:
Дебет 7210 «Административные расходы» – Кредит1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность» – 83719 тенге;
– за счет виновных лиц (если таковые установлены,признаны виновными лицами и недостача присуждена к взысканию судом). При этом:
1. Недостача отнесена на виновное лицо:
Дебет 1253 «Краткосрочная дебиторскаязадолженность работников» Кредит 1280 «Прочая краткосрочная дебиторскаязадолженность» – 83719 тенге.
2. На разницу междурыночной и балансовойстоимостью списываемого объекта:
Дебет 1253 «Краткосрочная дебиторскаязадолженность работников» Кредит 3520 «Доходы будущих периодов» – 50 400 тенге.
3. По мере погашения ущерба виновником (порядокпогашения определяется судом или обоюдным решением администрации и работника):
Дебет счетов 1010, 1040,3350 – Кредит 1253«Краткосрочная дебиторская задолженность работников»
И одновременно на долю разницы:
Дебет 3520 «Доходы» – Кредит 6150 «Доходы отизменения справедливой стоимости финансовых инструментов»;
– по истечении 3-хлет с момента хищениядебиторская задолженность признается сомнительной и подлежит списанию нарасходы периода. При этом в бухгалтерском учете производится запись: Дебет 7210– Кредит 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность».5. Раскрытие информациио результатах инвентаризации в отчетности
Выявленные при инвентаризации расхождения наТОО «Калкан» в общем случае подлежат отражению в учете в месяце завершенияинвентаризации (по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете).
В соответствии со стандартом бухгалтерского учета 6 «Учет основныхсредств» в финансовой отчетности предприятия раскрываться следующая информацияоб основных средствах:
1) первоначальная стоимость на начало и конецследующего периода по каждому виду основных средств с учетом их движения:
-ввод;
-выбытие;
-изменение первоначальнойстоимости, причины изменений,
2) при начислении амортизации по каждому видуосновных средств:
-  используемый методначисления амортизации;
-  первоначальная илитекущая стоимость амортизируемых основных средств на начало и конец отчетногопериода;
-  сумма накопленнойамортизации на начало и конец отчетного периода;
3) при проведении переоценки:
-  текущая стоимость каждоговида основных средств на начало и конец отчетного периода;
-  основание и периодичностьпроведения переоценки;
-  дата проведенияпереоценки;
-  метод проведенияпереоценки;
-  кем дана экспертнаяоценка. [3, с. 23]
Кроме того, для пользователей финансовойотчетности также раскрывается информация на конец отчетного периода о:
1) первоначальной или текущей стоимости временнонеиспользуемых основных средств;
2) первоначальной или текущей стоимости основных средств, находящихся вэксплуатации, по которым полностью начислена амортизация;
3) наличии и ограничении по праву собственностина основные средства, отданные в залог в качестве гарантии за обязательства;
4) непогашенных обязательствах по приобретениюосновных средств;
5) стоимости незавершенного строительства наконец отчетного периода;
6) стоимости отдельных видов основных средств наконец отчетного периода, выбывших из эксплуатации, но числящихся в составеосновных средств с целью дальнейшей их реализацией;
7) учетнойполитике, связанной с затратами на постановление основных средств. [3, с. 23]
При этом дляустановления реальной балансовой стоимости основных средств необходимопроизводить инвентаризацию с целью фактического наличия основных средств иконтроля за их сохранностью. Инвентаризация проводится в соответствии сдействующими нормативными и правовыми актами Республики Казахстан. Такимобразом, будет обеспечиваться достоверность данных финансовой отчетности. [3, с. 23]
В соответствии с СБУ 24 «Организациябухгалтерской службы», регулирование и раскрытие информации о результатахинвентаризации в отчетности происходит следующим образом: выявленные приинвентаризации расхождения фактического наличия основных средств с даннымибухгалтерского учета признаются: излишки – доходом и подлежат оприходованию,недостачи – расходом.
Результатыинвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в которомбыла закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовойфинансовой отчетности.
В результате проведенияинвентаризации комиссией был выявлен факт кражи основного средства по группе«Компьютерная и орг. техника»: компьютера. Выявленнаяв результате инвентаризации недостача отнесена на виновное лицо. Основноесредство списано с бухгалтерского баланса предприятия.
Заключение
В результатепроведенного исследования было выявлено, что вопросы организации и проведенияинвентаризации основных средств являются многоаспектными и значимыми насовременном этапе развития рыночной экономики, поскольку состояниеобщественного производства напрямую зависит от состояния и уровня использованияосновных средств.
Инвентаризация основных средств преследует цель –проверка соответствия их фактического наличия данным бухгалтерского учета.Инвентаризация основных средств проводится в целях обеспечения достоверностиданных бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Международные стандартыфинансовой отчетности напрямую не устанавливают порядок проведенияинвентаризации имущества предприятия, но, тем не менее, в МСФО 1 «Представлениефинансовой отчетности» от 1 июля 1998 г. отмечено, что ежегодно передсоставлением финансовой отчетности предприятия должны проводить инвентаризациюхозяйственных средств.
Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затратна производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращенияпотерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т.п.Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможныеимущественные потери.
Она илиподтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности идопущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризацииконтролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяютсяполнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Проведение инвентаризации имеет множество особенностей дляразличных видов инвентаризируемых объектов и различных хозяйственных ситуаций.
Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенныеценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощиинвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, нои проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Толькоблагодаря этому методу бухгалтерского учета можно установить соответствие междуколичеством и качеством имущества указанного в бухгалтерском балансе иимущества в действительности находящимся на предприятии.
В курсовой работе былиисследованы порядок организации и проведения инвентаризации на предприятии ТОО«Калкан», а также отражение результатов инвентаризации в учете.
По существу данноговопроса можно отметить следующее:
1) Задачей инвентаризационнойкомиссии при проведении инвентаризации на ТОО «Калкан» является проверкаправильности использования и хранения основных средств, своевременноенахождение ошибок в бухгалтерском учете.
2) В ТОО«Калкан» инвентаризация начинается с издания приказа о проведении годовойинвентаризации, который издается обычно в ноябре месяце отчетного года. Инвентаризацию основныхсредств организует и руководит ее проведением заместитель директора. Проверкаосновных средств производится в обязательном присутствии материально-ответственноголица.
3) БухгалтерТОО «Калкан» к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационнуюопись основных средств по местам хранения и по материально-ответственным лицам.Председатель комиссии до начала проведения инвентаризации визирует всепредставленные документы, приложенные к отчетам, что является для бухгалтерииопределением остатков имущества на начало инвентаризации.
4) Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основныхсредств каждому объекту присваивается инвентарный номер. Во время инвентаризациипроверяется соответствие инвентарных номеров, особенно на сложных инвентарныхобъектах. Во время инвентаризации основных средств на ТОО «Калкан»комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование,назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационныепоказатели.
5) Инвентарным объектомпо группе «Компьютерная и оргтехника» считается каждый отдельный блок,выполняющий действия своего функционального назначения (напр. мышь, монитор,сканер и т.д.)
6) Инвентаризационнойкомиссией 28 апреля 2007 года была проведена инвентаризация отдельной группыосновных средств предприятия ТОО «Калкан» «Компьютерная и оргтехника». Перед проведением инвентаризации бухгалтером ТОО «Калкан»была составлена инвентаризационная опись.
7) Итоги инвентаризациибыли оформлены сличительной ведомостью результатов инвентаризации основныхсредств с включением в нее объектов, по которым выявлены отклонения от учетныхданных. По результатам проведенной инвентаризации обнаружена кража основногосредства, а именно персонального компьютера Intel Pentium 4 2660 MHz.
/>/>Список литературы
1. ПосланиеПрезидента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстанав число 50 наиболее развитых стран мира до 2015 года» от 01 марта 2006 г. //Индустриальная Караганда №65 от 04.03.2006 г.
2. Обухгалтерском учете и финансовой отчетности. Закон Республики Казахстан от 28.02.2007.№234–111.
3. Стандартыбухгалтерского учета – ЮРИСТ, 2002 г.
4. Плансчетов по МСФО: Приказ МФ РК от 22.12.2005 г. №426
5. Инструкция(основа) по разработке Рабочего плана счетов для организаций, составляющихфинансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовойотчетности (приказ МФ РК от 22.12.2005 г. №426)
6. Международныестандарты финансовой отчетности – М.: Аскери, 2005. – 316 с.
7. Китебаева А.К. Учебно-методическийкомплекс для дистанционного обучения по дисциплине: Принципы учета 1,2,Караганда 2005 г.
8. МихалеваЕ. Учет и инвентаризация основных средств, Бико 2007 г.
9. Мычкина О.В.МСФО: рекомендации по применению рабочего плана счетов. Центраудит — Казахстан,2002 г.
10.  Нургалиева Р.Н. Промежуточныйфинансовый учет. Учебное пособие в 2-х частях – КЭУ, 2005.
11.  Нурсеитов Э.О. Бухгалтерскийучет в организациях/ учебное пособие, 2006. – 472 с.
12.  Попова Л.А. Бухгалтерскийучет: Финансовый аспект – Учебное пособие. Караганда, 2003 – 257 с.;
13.  Радостовец В.К., Радостовец В.В.,Шмидт О.И. Бухгалтерский учет на предприятии.
14.  Сейдахметова Ф.С. Современныйбухгалтерский учет. Учебное пособие. Издание 2-е переработанное и дополненное.– ТОО «Издательство LEM», 2005.-548 с.
15.  Толпаков Ж.С. Бухгалтерскийучет основных средств. Караганда, – 2000
16.  Гилек Ю.НМеждународные стандарты финансовой отчетности. Краткий перекрестныйконспект-комментарий // Вопросы учета и налогообложения. – 2006, №4. –с. 7–19 Издательство LEM, 2005 – 172 с.
17.  Лехина А.Л.«Переоценка основных средств: отражение в финансовой отчетности, налоговыепоследствия» // Бюллетень бухгалтера, №28, июль 2004 г., с. 6–7
18.  Питаева Ж. Разработкаамортизационной политики в соответствии со стратегией развития предприятия //Бюллетень бухгалтера, №35, авг. 2004., с 14–17
19.  Полтушев Д.,Мамонтова О. Инвентаризация активов: подтверждение достоверности данных учета //Бюллетень бухгалтера, №50, 2004 г., с 8–12
20.  Руденко П.П. Проблемыоценки и переоценки основных средств при переходе к МСФО // Вопросы учетаи налогообложения. – 2006, №5. – с. 9–12


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Суть комерційної діяльності на підприємстві
Реферат Субъекты предпринимательской деятельности
Реферат Управление ресторанной сетью в гостинице
Реферат Теневая экономика - антипод цивилизованного мира
Реферат Сравнительная характеристика инвестиционных моделей для совершенного рынка капитала
Реферат Техническое оснащение и технология торговли
Реферат Формування валового доходу та прибутку підприємствап
Реферат Сущность предпринимательского риска
Реферат Товарная стратегия
Реферат Финансовые аспекты развития бизнеса в Украине»
Реферат Создание собственного предприятия (химчистки)
Реферат Шпоры по предпринимательскому праву
Реферат Торты, пирожные, кексы, рулеты, ромовая баба
Реферат Функции службы снабжения Маркетинговый анализ строительного предприятия
Реферат Экономическая сущность предпринимательства