--PAGE_BREAK--2.ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Применительно к проблематике одаренности существует несколько направлений психодиагностических исследований. В нашей стране в последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности.
2.1 Карта интересов для младших школьников
Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности младших школьников. Это в свою очередь дает возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
Чтобы полученная информация была объективна, был проведен опрос не только детей, но и родителей. Для этого были заготовлены листы ответов по числу участников (отдельно для детей и родителей). Обследование было проведено коллективно.
Инструкция для детей. В правом верхнем углу запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках (ответ на первый вопрос – в клетке под номером 1, на второй вопрос – в клетке под номером 2 и т.д.). Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, поставьте знак “минус”; если нравится – “плюс”; если очень нравится – “+ +”.
Инструкция для родителей. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке “минус”; если нравится – “плюс”; если очень нравится – “+ +”. Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов. Каждый вопрос начинается со слов: “Нравится ли вам…”
решать логические задачи и задачи на сообразительность;
читать самостоятельно сказки, рассказы, повести;
петь, музицировать;
заниматься физкультурой;
играть с другими детьми в различные коллективные игры;
читать рассказы о природе;
делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
играть с техническим конструктором;
изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
самостоятельно рисовать;
играть в спортивные, подвижные игры;
руководить играми детей;
ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
ходить в магазин за продуктами;
читать книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
ухаживать за домашними растениями;
помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
участвовать в постановке спектаклей;
заниматься спортом в секциях и кружках;
помогать другим людям;
работать в саду, на огороде, выращивать растения;
помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов. В клетках записываются ответы на все вопросы.
Дата ___________ Фамилия, имя__________________
Обработка результатов. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семи сфер:
математика и техника;
гуманитарная сфера;
художественная деятельность;
физкультура и спорт;
коммуникативные интересы;
природа и естествознание;
домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Производится подсчет количества плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Сопоставление ответов детей и их родителей позволяет создать более объективную картину направленности интересов ребенка.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. [15]
2.2 Характеристика ученика
Предлагаемая методика создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка.
Для оценки используется метод полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка оценивали по пятибалльной шкале:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему проявляется очень редко.
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Отметки вносятся в таблицу, а затем представляются графически. “Идеальный результат” – правильный многоугольник. У реального ребенка при объективной оценке обычно получается “звездочка” сложной конфигурации. График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу.
Любознательность.
Увлеченность содержанием задачи.
Перфекционизм.
Социальная автономность. Способность и стремление противостоять мнению большинства.
Лидерство. Доминирование в межличностных отношениях.
Соревновательность. Склонность к конкурентным формам взаимодействия.
Широта интересов.
Юмор.
Сверхчувствительность к проблемам.
Способность прогнозирования.
Словарный запас.
Изобретательность. [16]
2.3 Результаты исследования
Карта интересов младшего школьника. Результаты исследований по данной методике представлены в таблицах. Лиловым цветом выделены сферы, в которых интересы ребенка доминируют.
Павлова Мария
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 -
+
2 +
-
3 -
-
4 +
-
5 +
+
6 -
-
7 +
+
8 -
+
9 -
-
10 ++
+
11 +
+
12 +
-
13 -
+
14 —
-
15 -
-
16 -
+
17 +
+
18 -
-
19 +
+
20 ++
+
21 -
-
22 -
-
23 -
-
24 ++
+
25 -
-
26 +
+
27 —
-
28 -
-
29 -
-
30 -
-
31 -
-
32 -
-
33 +
+
34 -
-
35 +
+
Канарский Алексей
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 +
+
2 -
-
3 +
+
4 +
+
5 +
+
6 -
-
7 -
-
8 ++
+
9 -
-
10 +
-
11 ++
+
12 -
-
13 -
-
14 —
-
15 +
+
16 -
-
17 -
-
18 -
-
19 -
+
20 -
-
21 -
-
22 +
+
23 -
+
24 -
-
25 +
+
26 +
-
27 —
-
28 -
-
29 ++
+
30 -
-
31 -
-
32 +
+
33 -
-
34 -
-
35 +
+
продолжение
--PAGE_BREAK--
Андронова Наталья
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 +
++
2 ++
++
3 +
++
4 -
+
5 +
+
6 +
+
7 +
-
8 +
+
9 +
++
10 -
-
11 +
+
12 -
-
13 -
+
14 —
-
15 +
+
16 +
++
17 ++
++
18 -
+
19 +
++
20 -
+
21 -
-
22 +
+
23 -
-
24 -
+
25 -
-
26 +
++
27 —
-
28 -
-
29 +
++
30 +
+
31 ++
++
32 ++
++
33 +
++
34 -
-
35 -
-
Петрова Евгения
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 -
-
2 +
+
3 +
+
4 +
+
5 +
+
6 +
+
7 +
+
8 -
+
9 -
+
10 ++
++
11 +
+
12 -
+
13 +
+
14 +
+
15 -
-
16 +
+
17 +
+
18 -
+
19 +
+
20 -
+
21 -
+
22 -
-
23 -
-
24 ++
+
25 -
-
26 +
+
27 +
+
28 +
+
29 -
-
30 -
-
31 +
+
32 +
-
33 +
+
34 +
+
35 +
+
Громов Вячеслав
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 -
-
2 -
-
3 -
-
4 +
-
5 +
+
6 -
-
7 -
-
8 +
+
9 -
-
10 +
++
11 +
+
12 -
-
13 -
-
14 —
-
15 -
+
16 +
+
17 -
-
18 -
-
19 +
+
20 -
-
21 -
-
22 +
+
23 -
-
24 -
-
25 -
+
26 -
-
27 —
-
28 -
-
29 -
-
30 -
-
31 -
-
32 -
+
33 -
-
34 -
-
35 -
-
Чистиков Андрей
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 +
++
2 +
+
3 -
-
4 -
-
5 -
-
6 +
+
7 -
-
8 +
+
9 +
+
10 -
-
11 -
-
12 +
+
13 +
+
14 —
-
15 +
++
16 ++
++
17 -
-
18 -
-
19 +
++
20 -
-
21 +
+
22 +
++
23 +
+
24 +
+
25 -
-
26 +
++
27 —
-
28 -
-
29 +
+
30 +
++
31 -
-
32 -
-
33 +
+
34 -
-
35 -
-
Аникиева Алина
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 -
-
2 +
+
3 +
+
4 -
-
5 +
+
6 +
++
7 +
+
8 -
-
9 -
-
10 -
-
11 -
-
12 -
-
13 +
++
14 +
++
15 -
-
16 -
-
17 -
-
18 -
-
19 -
-
20 ++
++
21 +
+
22 -
-
23 +
+
24 -
-
25 -
-
26 +
+
27 +
+
28 +
+
29 -
-
30 -
-
31 -
-
32 -
-
33 +
+
34 +
+
35 ++
++
Иванова Светлана
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 +
+
2 +
+
3 +
+
4 -
-
5 +
+
6 -
+
7 +
-
8 -
-
9 +
++
10 ++
+
11 +
+
12 -
-
13 -
-
14 —
-
15 -
-
16 +
+
17 -
+
18 +
+
19 -
-
20 +
-
21 -
-
22 -
-
23 +
+
24 +
+
25 -
-
26 -
-
27 —
-
28 -
-
29 -
-
30 +
+
31 ++
+
32 -
-
33 +
+
34 -
-
35 +
++
Рахимбаев Сергей
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 -
-
2 -
3 -
4 +
+
5 +
+
6 -
-
7 -
+
8 -
-
9 -
10 +
+
11 +
++
12 +
+
13 -
-
14 —
-
15 -
-
16 -
17 -
-
18 +
+
19 -
-
20 -
-
21 -
-
22 -
-
23 -
24 +
+
25 +
-
26 -
-
27 —
-
28 -
-
29 -
-
30 -
31 -
-
32 +
++
33 -
-
34 -
-
35 -
-
Кривель Владимир
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 -
+
2 -
-
3 -
-
4 -
-
5 +
+
6 -
-
7 -
-
8 +
++
9 -
-
10 +
++
11 +
+
12 +
+
13 -
-
14 —
-
15 +
+
16 -
-
17 -
-
18 -
-
19 +
+
20 -
-
21 -
-
22 +
+
23 -
-
24 -
-
25 -
-
26 +
++
27 —
-
28 -
-
29 -
-
30 -
-
31 -
-
32 +
+
33 +
+
34 -
-
35 -
-
Куликов Степан
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 -
-
2 -
-
3 -
-
4 +
++
5 +
+
6 -
-
7 -
-
8 -
-
9 -
-
10 -
+
11 +
++
12 +
+
13 -
-
14 +
+
15 -
-
16 -
-
17 -
-
18 +
+
19 +
+
20 ++
+
21 -
-
22 -
-
23 -
-
24 -
-
25 +
+
26 +
+
27 —
-
28 -
+
29 -
-
30 -
-
31 -
-
32 +
++
33 +
+
34 -
-
35 -
-
Ковалев Алексей
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникатив. способности.
Природа и естествознание
Дом. обязан., труд по самообслуж.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
Родит.
Реб.
1 -
-
2 -
-
3 -
-
4 -
-
5 +
+
6 -
+
7 -
-
8 +
++
9 -
-
10 +
+
11 +
+
12 -
-
13 +
+
14 —
-
15 -
-
16 -
+
17 -
-
18 -
-
19 -
-
20 -
+
21 -
-
22 -
-
23 -
-
24 -
-
25 -
-
26 -
-
27 +
+
28 -
-
29 -
-
30 -
-
31 +
+
32 +
+
33 +
+
34 +
+
35 -
-
Павлова Мария
№
Качество
Отметка
1
Любознательность
2
2
Увлеченность содержанием задачи
1
3
Перфекционизм
3
4
Социальная автономность
5
5
Лидерство
4
6
Соревновательность
4
7
Широта интересов
2
8
Юмор
2
9
Сверхчувствительность к проблемам
1
10
Способность прогнозировать
2
11
Словарный запас
2
12
Изобретательность
4
Девочка отстает в психологическом развитии. Долгое время жила в неблагополучной семье. Год назад была определена в детский дом. Учится по большинству предметов удовлетворительно. Тяжело даются математика и русский. У нее бедный словарный запас и узкий кругозор, низкая самооценка. Однако нужно отметить ее богатую фантазию. Маша является генератором оригинальных идей в играх и творчестве. Много рисует, причем ее рисунки необычны по содержанию; делает различные поделки (выполняет очень аккуратно); сочиняет стихи и истории, умеет шить и вязать.
У девочки наблюдаются творческие способности, но вследствие жизненных обстоятельств отсутствует стимул к их развитию.
У Алексея хороший уровень физического развития. Очень любит подвижные и спортивные игры, причем часто выходит в них победителем. В коллективе мальчик ведет себя независимо, у него на все свое мнение. Очень ярко реагирует на проявления несправедливости. Он нетерпелив, часто куда-то торопиться, не любит длинных указаний, что и как нужно делать.
Он абсолютно не любит читать, его словарный запас крайне низок. Единственная литература, которую он читает – техническая. Мальчик интересуется электроникой, в свободное время постоянно что-то разбирает, собирает, ремонтирует, изобретает. Ему легко дается математика. В классе он успевает за короткое время решить все необходимые задания. С удовольствием решает различные логические задачи, любит японские кроссворды, много времени проводит за компьютером (практически не играет или предпочитает логические игры). По предметам гуманитарного цикла имеет очень слабые знания. У мальчика отличная память, но, если предмет его не интересует, он даже не старается по нему что-то запомнить, зато по интересующим его вопросам очень любознательный и все быстро схватывает.
Таким образом, ребенок проявляет интерес к математике и технике. Вероятно у мальчика академические (математические) способности.
Девочка пришла в школу, имея очень высокий уровень подготовки. У нее преобладает логическое мышление. Она старается поступать рационально во всем. Школьная программа по всем предметам дается ей легко. Она учится на “отлично”.
Особенно предпочитает математику. К сожалению, учитель не может обеспечить ей необходимую нагрузку. На контрольных Наташа успевает решить оба варианта, и у нее еще остается масса времени. Все свободное время ребенок проводит за книгами, компьютером, логическими заданиями. У девочки очень богатый словарный запас, хорошо поставлена речь, отличная память. Наташа часто исправляет речь окружающих людей, чем нередко вызывает их раздражение. Она любит петь, сочиняет стихи, обладает удивительным чувством юмора. Наташа очень общительная, может поддерживать разговор на любые темы. Иногда забываешь, что общаешься с 8-ми летним ребенком. Мать девочки сообщила о том, что ребенка часто волнуют вопросы философского содержания; она интересуется происходящим в мире, рассуждает, делает выводы. Ребенок с легкостью устанавливает причинно-следственные связи.
Явно проявляется стремление девочки все довести до совершенства. Часто, допустив в тетради помарку, она переписывает всю тетрадь (случается, не один раз). Наташа любит различные соревнования, но очень расстраивается, когда не выходит в них победителем (в большинстве случаев она все же добивается успеха).
Девочка очень уязвима, остро реагирует на замечания; часто принимает на свой счет то, что было адресовано вовсе не ей. Любит отстаивать справедливость, особенно, если это касается других людей.
У Наташи хорошие лидерские способности. Причем она легко организовывает других детей на хорошие и интересные дела: помощь бабушкам, выступление с концертами и спектаклями в школе и детском саду (без стимула и помощи взрослых людей). Очевидно, перед нами ребенок с общей интеллектуальной одаренностью.
Евгения – очень жизнерадостный ребенок. Она левша. В школу пошла с неохотой, но учится хорошо по всем предметам. Ее любимые предметы: ИЗО, музыка, природоведение, чтение. Словарный запас богатый. В свободное время много рисует, ходит в школу танцев. Женя – хороший организатор, всегда у нее найдется идея, как провести время с друзьями (у нее их много).
В целом, можно сказать, что у девочки есть художественные и творческие способности, и в семье созданы благоприятные условия для их развития.
У Славы внешне благополучная семья. Но родителям некогда заниматься воспитанием мальчика. Он мальчик неглупый, но учится слабо, никаких особых интересов и склонностей не проявляет. В классе выделяется разве что плохой дисциплиной, часто опаздывает на уроки.
Ребенок крайне любознателен, чем нередко вызывает раздражение у окружающих, отличается хорошим чувством юмора. Его шутки часто не соответствуют его возрасту. Практически к любому делу он подходит творчески, является генератором оригинальных идей. Учебная программа ему дается легко. На занятиях активен. Ему бывает скучно на уроках, учитель периодически жалуется на нарушения с его стороны дисциплины, посторонние занятия и разговоры. К тому же Андрей является хорошим лидером в классе. На переменах с группой ребят из класса часто играет в логические игры и игры со словами. Похоже, обычные детские забавы ему неинтересны.
Чаще всего ребенок старается довести начатое дело до конца, ищет оригинальные пути и способы, чтобы добиться поставленной цели. Однако легкость, с которой ему дается школьная программа, способствует развитию у него лености. Андрей учится по всем предметам на “4” и “5”, чувствует свое интеллектуальное превосходство перед одноклассниками. Он часто проявляет свое презрение к ребятам, которых считает глупее себя. Такое отношение прямо или косвенно в нем подогревают его родители.
Мне кажется, что у ребенка общая интеллектуальная одаренность.
Девочка учится хорошо. Любит такие предметы, как природоведение, труды. Очень спокойный ребенок. К своим обязанностям относится ответственно, аккуратна. Активно помогает родителям в работе по дому. Алина общительна, но в компании лидером не является. К сожалению, проявляет полное нежелание участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.
Девочка легко уступает мнению большинства и может поменять свою точку зрения, чтобы не выглядеть в глазах окружающих смешно.
Алина много времени проводит в лесу, на природе. Дома ухаживает за комнатными растениями и рыбками. Читает много литературы о природе.
Каких-либо выдающихся способностей у девочки не отмечено.
Девочка много читает, сочиняет рассказы, стихи. Света не очень общительна. Возможно, поэтому ее словарный запас не отличается богатством. Ее самое яркое качество личности – перфекционизм. Он проявляется во всех ее делах. Ребенок реагирует болезненно, если что-либо с ее стороны выполнено не совершенно (на ее взгляд). Однако склонность к конкурентным формам взаимодействия практически отсутствует. Света предпочитает спокойные игры, может долгое время играть одна.
В свободное время рисует, выполняет различные поделки. Здесь нужно отметить ее изобретательность и творческий подход. Ее работы часто выставлялись и даже несколько раз побеждали на конкурсах.
Никаких особых интересов и склонностей не проявляет. Разве что в спорте. С одной стороны, он любит соревнования, но, с другой стороны, ничего не делает, чтобы добиваться в них успеха. Мальчик очень неусидчив, неаккуратен, если у него что-то не получается, раздражается. Может бросить начатое, не закончив.
Володя учится хорошо, однако отметки его волнуют мало. Особый интерес и рвение проявляет только к математике. Ею он может заниматься часами. Любит в уме решать примеры на арифметические действия. Если не получается какая-то задача, пробует различные пути решения и часто добивается успеха. В его тетрадях и на рабочем столе всегда порядок.
В свободное время играет в шахматы, занимается на компьютере, собирает конструктор.
В классе ребята его любят и уважают, часто обращаются к нему за помощью. Он всегда придумает, чем заняться. Ребенок отличается искренностью и прямотой, всегда может аргументировать свое мнение. Болезненно реагирует на проявления несправедливости.
У мальчика явно выражены академические (математические) способности.
Мальчик растет в семье социального риска. Родители воспитанием ребенка практически не интересуются. Степан абсолютно не проявляет интерес к предметам школьного цикла (исключение составляет физкультура). Он часто опаздывает на занятия или вообще их пропускает, является нарушителем дисциплины. Ребенок очень общительный и является отличным лидером, но, к сожалению, его энергия направлена в неправильное русло. Нередко мальчик является инициатором хулиганских поступков. Мнение большинства его мало волнует, у него на все есть своя точка зрения.
Алексей учится по большинству предметов “удовлетворительно”, но всегда хорошо подготовлен к урокам природоведения. Мальчик дружит с Аникиевой Алиной. У них есть общие темы для обсуждения. Он читает книги о природе, ведет дневники, делает личные заметки. Ребенок по-настоящему увлечен естествознанием. Его познания выходят за пределы школьного курса. Часто на уроках он дополняет преподавателя и даже исправляет его. У Алексея достаточно богатый словарный запас, он владеет научной терминологией. Хотелось бы отметить его сверхчувствительность к проблемам.
Делая вывод, можно сказать, что у мальчика высокий уровень способностей в сфере естествознания.
Безусловно, конечные выводы о наличии или отсутствии той или иной одаренности могут сделать только специалисты в данной области. Обобщая результаты исследований, можно сказать, что в классе обучаются несколько учащихся с ярко выраженными способностями в различных сферах. Мне бы хотелось отметить следующих учащихся: Андронова Наталья, Чистиков Андрей, Кривель Владимир, Ковалев Алексей. Это дети, которые наряду с высокими способностями имеют и личностные качества, характеризующие одаренных детей.
продолжение
--PAGE_BREAK--