МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОУРЕНГОЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
ПК педагогики и психологии
Контрольная работа
по дисциплине: «Педагогика»
на тему: «Воспитаниегуманных чувств»
Выполнила:
Песчанская Н.В.
студентка V-го курса (платная группа)
Проверил:
_______________________
Новый Уренгой
2003
ПЛАН:
Введение………………………………………………………………………………..
1. Воспитание гуманных чувств у дошкольников…………………………………..
1.1. Создание условий для формирования у детей –дошкольников гуманного отношения к окружающим…………………………………………………………....
1.2. Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств…………………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………….......................
3
3
3
6
9
10
Введение
Проблемавоспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольнойпедагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношениеребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста;изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература,игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительныйвклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А.Пеньевской,A.M.Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д.Кошелевой,И.В.Княжиной, Т. В. Черник и др.
Нравственноевоспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностямчеловечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенноовладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения ивзаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способыи формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение вличности определенного набора нравственных качеств, сформированность этическихпредставлений у дошкольников. И чем прочнее сформированы эти качества, чемменьше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности,тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Как известно,дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальнымвоздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое:способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственныенаблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Идвигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарнымиэтическими нормами жизни в человеческом обществе.
Однако путьэтот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоенииморали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна иответственна. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка,чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.Воспитание гуманных чувств у дошкольников
1.1. Создание условий дляформирования у детей – дошкольников гуманного отношения к окружающим
В дошкольномвозрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развитиядетей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношенийребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникаетсовместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается кмиру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольникпостигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строитсявзаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым,дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Ведущим видомдеятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способыповедения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаютсяотношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учитсядействовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческомобществе [3, с. 24-25].
Нравственноеразвитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральныхзнаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладеваютразличными сторонами общественного морального сознания, и прежде всегопониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учитсядобровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодойи малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением,ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии.В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные иморально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируютсягуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждами интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам ирадостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Для всехнравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способповедения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманыватьвзрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, чтоможно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормыможно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимособлюдать.
Для старшегодошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другогочеловека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающиенравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда ипр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, чтообъясняется конкретной образностью детского мышления [6, с. 98].
Еслидошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то емулегче понять ее содержание и отнести к себе. Чем конкретнее норма, чем ближеона к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается.
Не случайноодним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается жадность, ведьглавная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочетполучить привлекательный предмет. Если игрушка недоступна, то ребенокпереживает сильные отрицательные эмоции. Ребенок не только узнает и понимаетнорму, но и относит ее к определенной категории: «хорошо» или «плохо». Онстремится дать ей оценку. В старшем дошкольном возрасте развитие моральныхоценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так,легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет иоценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями ивоспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такоеплохо» [5, с. 65].
В возрасте 3-7лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более илименее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении вжизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретнымвзрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведениявзрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственногоразвития личности.
У старшегодошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи,преданности, доброте [4, с.10].
В дошкольномвозрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь.В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действияи разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
В возрасте5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Дляних нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений междулюдьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобыколлективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле засоблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становитсянравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен вбезнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
Такимобразом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно длянравственного развития. Главное — создать условия, когда норма морали начнетрегулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь междунравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такойсвязи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающуюсмыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата напроцесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что неможет поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплениемдля дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливаетсятогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуациюморального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интереснуюпрогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поигратьс новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдениянормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами впользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того,что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой ипоявляется потребность соблюдать норму [1, с. 70].
Такимобразом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются:
— у детейскладываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное пониманиеобщественного смысла нравственной нормы;
— возрастаетдейственность нравственных представлений;
— возникаетсознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоватьсянравственной нормой.
1.2. Роль взрослого в формированииу дошкольников гуманных чувств
Формированиегуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главноенаправление в методике — проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чащеупотреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявлениедоброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способамвыражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить,попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлятьнедоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплятьэти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется исмеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он какбы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстроусваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную.
В младшемдошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множествомединичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельносделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать,что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методами воспитаниягуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются примервзрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется вположительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослыхи их похвалой [1, с. 73].
Средствамивоспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются самвзрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведенияфольклора — песенки, потешки, сказки.
Форма работыс младшими дошкольниками — индивидуальные занятия.
На следующемэтапе воспитания гуманного отношения к людям и природе — этот этап, какправило, совпадает с возрастом 4-5 лет — происходит постепенное осознаниеребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщениюличного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления охарактере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям,природе. Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность совзрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения. На этом этапевоспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоциональногосостояния другим человеком, учит «читать» эмоции («Посмотри на этих детей накартинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почемуон грустит? Как его успокоить?»).
В дополнениек практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучатьрешению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел наулице плачущего малыша?»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этомвозрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном»варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненногоопыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления.Дети живо воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценкепоступков героев книг и спектаклей. Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и«хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию. Понятия «красивый» и«хороший» у детей очень сближены — красивый герой не может быть плохим.
Недоброжелательноеотношение чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего или младшеговозраста. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способамиобщения и совместной деятельности. Отсюда следует, что воспитательная работадолжна быть направлена именно на привлечение внимания детей к способамотношений, на обогащение их жизни ситуациями, требующими проявлениядоброжелательности к окружающим. Все еще значимыми для детей остаются оценкавзрослого и его пример. Задачу воспитания доброжелательного отношения кокружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребенка появляютсяэлементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим наположительного героя.
Сопереживаниекак выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разныестадии: переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»),переживание-утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу») и наконец,переживание-действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»).
Педагогическуюработу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте детинаходятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют способностьк реальному «переживанию-действию».
Наиболееполноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим происходитна третьем этапе, что соответствует старшему дошкольному возрасту. В этомвозрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и наих анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.
Воспитательорганизует этические беседы с детьми. Беседы можно проводить в разных формах — индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержанием этическойбеседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, моральхудожественных произведений или произведения изобразительного искусства.
К каждойэтической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опытдетей; соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту;конкретность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий;связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта иосторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; неспешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать ихсамостоятельно.
Форма и местопроведения этической беседы могут быть разными. Ее можно провести традиционно впомещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. В беседе могутучаствовать одновременно все дети или 5-6 человек.
В беседеможно использовать наглядный материал. Например, дети рассматривают картинки иклассифицируют их по основанию, предложенному воспитателем (Разложите картинкина те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой; отберите терисунки, на которых ребенок нашел правильное решение; посмотрите на две большиекартины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, котораябольше соотносится с вашей картинкой по морали, по типу поведения персонажа, поформе выражения героями чувств и т.п.).
Педагогическоемастерство воспитателя будет проявляться в умении в наибольшей степениактивизировать познавательную и эмоциональную активность детей, ихсамостоятельность в поиске решения предлагаемых ситуаций, сочетать разныесредства и методы.
Этическиебеседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывалипотребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать насправедливое разрешение проблем.
Несмотря нато, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется осознаниюребенком моральных ценностей, практика поведения, упражнения также остаютсяважной частью педагогической работы. Воспитатель заботится, чтобы дети могли постоянноупражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизньдетей должна быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарковдруг другу, забота о заболевшем, уход за животными). Воспитатель не толькоиспользует случаи, возникающие стихийно, но и специально организует ситуации,включая их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделампрограммы.
Заключение
Нравственныенормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить егоповедением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или вего присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этогонарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себеотрицательную оценку не относит.
Усвоив норму,ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть иоценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самимсобой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных нормтоварищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знаниинравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых — «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то издетей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно лион понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себяс ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малышподходит к реальной самооценке [2, с. 56].
У старшихдошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральныйпоступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависитот внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
Список использованных источников
1. Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. – 416 с.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоциональногомира детей. — Ярославль, 1999.
3. Мухина В.С. Детская психология. – М.:ООО Апрель-Пресс, Зао Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
4. Пономаренко Т. О. О взаимосвязиэтических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. — 2002. — №4. -С. 10-14.
5. Психолого-педагогические проблемынравственного воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т.С. Комаровой. — М., 1983.
6. Субботский Е.В. Ребенок открываетмир. — М., 1991.