МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
(Черняховский филиал)
y
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу «Возрастная психология»
Психологическая готовность ребенка к школеВыполнила:
студентка психологического факультета УсковаСветлана Александровна
Преподаватель:
ЧЕРНЯХОВСК 2000 ГОД
План
1. Интеллектуальная готовность страница№ 3
2.Личностная и социально-психологическаяготовность страница № 8
3.Волевая готовность страница№ 15
4.Адаптацияребенка к школе страница № 19
5.Учебная деятельность страница№ 28
5.1. Готовность к школестраница№ 28
5.2. Общая характеристика учебной деятельностистраница № 40
6. Список использованнойлитературы страница № 42
Началообучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учетаважных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнестиназревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенкаи специфически «дошкольными» способами их удовлетворения. При этоминтеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова ксистематическому обучению, но и требует его.
Этопротиворечие распространяется и на другие сферы личности. В этом возрастеребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые ужеподлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступныеребенку.
Инымисловами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, нои стремится к ней.
Важнойособенностью психического развития старшего дошкольника является обостреннаячувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственнопсихологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей ковладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что вэтот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоенияграмоты. Если педагог упустит этот момент, запоздает с обучением грамоте, то вдальнейшем ее усвоение будет проходить с большими трудностями.
Исходяиз вышесказанного, становится понятным, что целенаправленное педагогическоевоздействие является в этот период определяющим фактором психического развитиядетей.
Успехишестилетнего ребенка в школе будут во многом определяться его готовностью кней.
Составнымикомпонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностнаяи волевая готовность.
Интеллектуальнаяготовность.
Долгое время об уровне умственного развития ребенкасудили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственногоинвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторыеродители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Этоне совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают,как губка, новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это незначит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямойзависимости.
Конечно же,определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людяхи их труде, общественной жизни необходимы шестилетнему ребенку как фундамент,основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать,что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерилоинтеллектуальной готовности ребенка к школе.
Существующиепрограммы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать,обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть достаточно развитыхпознавательных процессов. Готов ли он к этому ?
Висследованиях обнаружено, например, что к старшему дошкольному возрасту дети,пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов,овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойствпредметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированновоспринимать, анализировать сложные предметы.
Оказалось, что дошкольникам доступнопонимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научногознания. Так, например, в 6-7 лет ребенок способен усвоить не только отдельныефакты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, озависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением.Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольникидостигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитиемыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зонуближайшего развития» (Л.С. Выготский).
Шестилетний ребенок может многое. Но не следуети переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя идоступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышленияспецифичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогоминтеллектуального развития дошкольника.
Опираясь на них, ребенок получает возможностьвычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающейдействительности. При этом дошкольники без особого труда не только понимаютсхематические изображения, но и успешно пользуются ими. Однако, даже приобретаячерты обобщенности, его мышление остается образным, опирающимся на реальныедействия с предметами и их «заместителями».
Вдошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьномвозрасте деятельности – учебной. Важное значение при этом будет иметьформирование у ребенка соответствующих умений.
Владениеэтими умениями обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости». Характернойего особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее всамостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего вшколу ребенка способности удивляться и искать причины замеченной им перемены,новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающегочеловека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях.
Однаков каждом классе, наверное, есть и дети интеллектуально пассивные. Это приводитих в итоге к числу отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого родапассивности часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений,интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простымучебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическуюплоскость или игру.
Такиедети требуют особого внимания к ним: развитие любознательности, кругозора. Новнимания требуют и дети, чья познавательная активность имеет «теоретическую»направленность.
Надовключать ребят в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы самисмогли обнаружить все более новые и новые свойства предметов, замечать ихсходства и различия. При этом нельзя отмахиваться от детских вопросов, пичкатьсразу готовыми знаниями. Надо дать возможность приобрести их самостоятельно.Если этим пренебрегают, то случается то, о чем писал С.Я. Маршак:
Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали «маленький философ»
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».
Личностная и социально-психологическая готовность.
Интеллектуальная готовность важная, но неединственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школевключает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции»(Л.И. Божович) – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав,занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебнойдеятельности, к учителям, к самому себе.
Многочисленные опросы старших дошкольников инаблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей к школе. Что жепривлекает детей в школе? Может быть внешняя сторона школьной жизни?
«Мне форму купят красивую», «У меня будетновенький ранец и пенал», «В школе Боря учиться, он мой друг…». Внешниеаксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутсязаманчивыми старшему дошкольнику. Но это не самые главные мотивы.
Школа привлекает детей главным образом своейосновной деятельностью – учением. «Хочу учиться, чтобы как папа», «Люблюписать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже будучитать», «В школе буду задачи решать». И это стремление естественно, связано сновыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишькосвенным способом, в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником– совсем другое. Это уже осознаваемая ступенька вверх, к взрослости. Непроходит мимо внимания шестилетнего ребенка и уважительное отношение взрослых кучебе как к важной, серьезной деятельности.
Если ребенок не готов к социальной позициишкольника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокогоуровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе.
Такие первоклассники ведут себя в школе, какговорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятиявызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должнывыполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такойпервоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужногорезультата.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотячисло таких детей не велико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу вшколу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу вшколу, там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобногоотношения к школе, как правило, — ошибки в воспитании детей. Нередко к немуприводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно поотношению к робким не уверенным в себе детям. «Ты же двух слов связать неумеешь, как ты в школу пойдешь?», «Снова ты не чего не знаешь. Как же ты вшколе учиться будешь?», « Одни двойки получать будешь», «Вот пойдешь в школу,там тебе покажут». Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную спредстоящим обучением в школе. И сколько же внимания, терпения, теплоты,времени придется уделить потом этим детям учителю, чтобы изменить их отношениек школе, вселить веру в собственные силы. А это, бесспорно, гораздо труднее,чем с самого начала формировать положительное отношение к школе.
Положительное отношение к школе включает какинтеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Стремление занять новоесоциальное положение, то есть стать школьником, сливается с пониманием важностишкольного обучения, уважением к учителю, к старшим товарищам по школе, в немотражается и любовь, бережное отношение к книге как к источнику знаний.
Однако пребывание в школе еще не дает основанияполагать, что сами стены ее делают ребенка настоящим школьником. Он им ещетолько станет, а сейчас он в пути, в сложном переходном возрасте, и посещатьшколу он может по разным мотивам, в том числе и не имеющим отношения к учению:родители заставляют, можно побегать на переменах и др.
Исследования показывают, что возникновениеосознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации оней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, нои прочувствованы, пережиты ими. Подобный эмоциональный опыт обеспечивается,прежде всего, через включение детей в деятельность, активизирующую какмышление, так и чувства. Для этого используются экскурсии по школе, беседы,рассказы взрослых о своих учителях, общение с учащимися, чтение художественнойлитературы, просмотр диафильмов, кинофильмов о школе, посильное включение вобщественную жизнь школы, проведение совместных выставок детских работ,ознакомление с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркиваетсязначение книги, учения и др. Особо важную роль имеет игра, в которой детинаходят применение имеющимся у них знаниям, возникает потребность вприобретении новых знаний, развиваются навыки, необходимые в учебнойдеятельности.
Личностная и социально-психологическаяготовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которыепомогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.
Каждому ребенку необходимо умение войти вдетское общество, действовать совместно с другими, уступать в однихобстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию кновым социальным условиям.
Значительная часть трудностей в обучениишестилеток связана с тем, что долго слушать и слышать педагога, принимать иудерживать задачу, сосредоточиться на учебном действии. Как правило, учителясвязывают эти особенности поведения с неразвитостью произвольности внимания,поведения и познавательных процессов. Но только ли в этом дело?
Исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что причины подобных трудностей надо искать и в сфереобщения взрослого с ребенком, сложившегося к началу поступления в школу. Е.О.Смирнова установила, что положительное значение здесь имеет наличие у ребенкаличностных форм общения со взрослыми, не зависящих от конкретных ситуаций.Такое общение характеризуется потребностью ребенка во внимании и сопереживаниивзрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого. Для детей, достигших этойформы общения, типично внимание ко взрослым, стремление услышать и понять ихобращение, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого.Выявлена и такая особенность этих детей, как способность различать функциивзрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, в своем доме, вчужом доме, в учреждении и т.п.). В силу этого сознания такие дети проявляютадекватное отношение и ко взрослому, учителю. Если же у ребенка потребность вподобном общении еще не сформировалась, то и такое отношение ко взрослому покане возникает, что, конечно, затрудняет процесс обучения. В целом, можносказать, что если наиболее адекватными и специфичными для учения являютсяпознавательные мотивы, то коммуникативная готовность к обучению обеспечиваетсямотивами общения со взрослыми. Знание выявленных закономерностей требует отпедагогов осуществлять с детьми не только ситуативно-деловое,внеситуативно-познавательное, но личностное общение. Проявить интерес кличности ребенка, его внутреннему миру педагог может и должен не только назанятии, уроке, но и общаясь с ним в быту, на прогулке, в процессе игр,развлечений…
Волевая готовность
Серьезного внимания требует и формированиеволевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, отнего потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от негопотребует учитель, школьный режим, программа.
К шести годам происходит оформление основныхэлементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение,наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случаепреодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все этикомпоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так выделяемые цели невсегда достаточно осознаны и устойчивы; удержание цели в значительной степениопределяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
К шести годам ребенок «мало-помалуэмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальнойсреды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысльи моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл истановится поступком».
Все исследователи развития воли у детейотмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровоймотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае команднойигры).
Значительно изменяется к 6 годам степеньпроизвольности движений ребенка. Так, если в 3 года ребенок осознает результати способ действий с предметом, но не способен еще осознать отдельные операции идвижения, то в 6-7 лет сами движения становятся объектом сознательной волевойдеятельности. Как отмечала Я.З. Неверович, «возрастающее умение анализироватьсобственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят опсихологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможностисознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложныеформы умений и навыка типа письма, рисования, игры на инструментах, танца ит.п.».
Произвольность поведения шестилетнего ребенкапроявляется не только в этом. Она и в преднамеренном заучивании стихотворения,в способности побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательногозанятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения(дежурство по столовой и т.п.), оказания помощи маме, она и в умении поборотьбоязнь (войти в темную комнату, в кабинет зубного врача), преодолеть боль, незаплакать при ушибе.
Одна мам рассказывала о своем сыне: «Трудилисьмы с Колей вместе, он посуду мне мыть помогал. Пришел соседский мальчик и сталзвать Колю на улицу. Соблазн был очень велик. Коле очень хотелось пойтипогулять. Он уже хотел положить полотенце, но вдруг остановился, посмотрел наменя и сказал другу: «Вот кончу помогать маме и тогда обязательно приду».Довольна я была таким поведением сына, ведь раньше он так не поступал».
Шестилетний ребенок оказывается способнымсоподчинить мотивы своего поведения. Поэтому в этом возрасте необходиморазвивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимостиотказываться оттого, что непосредственно привлекает.
Эффективность познавательной деятельностиеще мала. Поэтому учителю следует соблюдать постепенность в повышениитребований к познавательной деятельности детей, учитывая их возможности,интересы и потребности.
Следует иметь в виду тот факт, чтоотличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное отношение ребенка к трудностям и типичные для него способы ихпреодоления.
Поэтому, как показывают специальныеисследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивовдостижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятие их),стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться отнамеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельноили при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него впервом классе.
Развитие дисциплинированности,организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть,управлять своим поведением, в большей степени зависит от его восприимчивости ктребованиям взрослого как носителя социальных норм поведения, правил. Средифакторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное местозанимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьмисодержанием требований взрослых, посредством «словесных инструкций, знаковыхсредств».
Адаптация ребенка к школе
Социально-психологическая адаптацияпредставляет собой процесс активного приспособления, в отличие отфизиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически.Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то в начале ничего не видим, но вскоре начинаем различать и людей и вещи, чувствительностьнашего глаза повышается и он адаптируется к новым условиям. При этом заметим,без целенаправленных специальных действий с нашей стороны. Ссоциально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Для того чтобыадаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.
Отношения со средой, к которой надоприспосабливаться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует на человека,но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироватьсяприходится не только ребенка к классу, к своему месту в школе, к учителю, но исамим педагогам к новым для них воспитанникам.
Первоначальный этап пребывания ребенка вшколе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новымусловиям.
Дети далеко не с одинаковой успешностью«вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. Чуткинойвыявлено 3 уровня адаптации детей к школе. Что характерно для представителейкаждого из них?
Высокий уровень адаптации.Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требованиявоспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полноовладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен,внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения безвнешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе,готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно идобросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации.Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательныхпереживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно инаглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решаеттиповые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений,указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда,когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашниезадания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит сомногими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации.Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобына здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушениядисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно;самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельныхучебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, емунеобходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения состороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность при удлиненных паузахдля отдыха; для понимания нового решения задач по образцу требует значительнойучебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет подконтролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именами фамилиям лишь часть одноклассников.
Какие же факторы социальной микросредыиграют позитивную роль в адаптации ребенка к школе?
Как видим, в числе наиболее благоприятныхфакторов – адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитанияв семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группесверстников и др.
Факторы, обуславливающиевысокий уровень адаптацииБлагоприятные факторы социальной микросреды Процент выборки, классифицирующей по данному фактору группу детей высокого уровня адаптации Полная семья 77,6 Высокий уровень образования отца 87,9 Высокий уровень образования матери 83,2 Правильные методы воспитания в семье 95,3 Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма семье 91,1 Отсутствие конфликтной ситуации в семье 94,4 Положительный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса 62,7 Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса 59,8 Функциональная готовность к обучению в школе 86,9 Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс 85,8 Удовлетворенность в общении со взрослым 74,3 Адекватное осознание своего положения в группе сверстников 97,8
Влияние неблагоприятных факторов наадаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующуюнисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье,функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общениисо взрослым, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников;низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма,отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровеньобразования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения кдетям учителя подготовительного класса, неполная семья.
Результаты исследования показывают, чтоесли педагогическая коррекция учащихся подготовительных классов, испытывающихтрудности в овладении программой, проводится преимущественно в игровойдеятельности, ее развивающий эффект значительно больше, чем при проведениидополнительных занятий только по грамматике и письму.
Важную роль в адаптации ребенка к школеимеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателядетского сада и педагогов школы, работающих с детьми шестилетнего возраста.Дело в том, что одна из частых причин трудностей адаптации шестилетних к школесостоит в резкой смене стиля общения педагога с детьми. Даже при положительномотношении к детям учитель часто применяет более жесткие, авторитарные формыпедагогического воздействия, чем те, к которым привыкли дошкольники. Эти формыпедагогического воздействия часто воспринимаются ребенком как выражение личнойнеприязни, что ведет к пассивности, подавляет инициативу, самостоятельность,рождает неуверенность в себе (особенно у робких, застенчивых детей).
Совершенствование работы с шестилеткамипредполагает пересмотр учителями форм воздействия на ребят, чтобы они неконтрастировали со стилем общения воспитателя детского сада.
1. Совещания, семинары, конференции, педсоветы по обмену опытомработы воспитателей детских садов и педагогов школ, работающих спервоклассниками.
2. Посещение педагогами школы детского сада, наблюдение заорганизацией и руководством различных видов деятельности детей (игровой,учебной, трудовой, художественной, бытовой) и соответственно посещениевоспитателями школы с последующим анализом, обсуждением, обменом опытом.
Социально-психологическиехарактеристики на каждого ребенка и группу в целом, составленные воспитателемстаршей группы и переданные им учителям начальных классов, - еще один важныйпуть углубления этой преемственности.
3. Установление связи детского сада и школы может идти и полинии развития контактов воспитанников детского сада с учащимися школ. Здесьшефство над детским садом, совместное проведение воспитательных мероприятий(например, «книжкины именины», цирк, праздник «проводы зимы» и др.); посещениедошкольниками торжественной церемонии встречи первоклассников, просмотркинофильмов о школе, встречи с учащимися, бывшими воспитанниками детского сада,организация и проведение совместных трудовых дел, кружков («Умелые руки» идр.).
Сейчас, когда у учителей имеется потребность взнаниях психологии личности и деятельности шестилетних детей, думается, чтоработники школы найдут и другие пути обеспечения преемственности и совместнойработы школы и детского сада с детьми данного возраста.
Таким образом, для успешной организации работы сдетьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимоучитывать следующие рекомендации:
- формирование психологической готовности к школе предполагаетсочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;
- для достижения эффективности в обучении шестилетокнеобходимо формирование положительного, эмоционального отношения к знаниям;
- руководство деятельностью детей шестилетнего возрастаследует осуществлять, широко используя (особенно в Iполугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьныхметодов;
- в педагогической работе в первом классе необходимособлюдение преемственности не только в методах работы, но и в стиляхпедагогического общения;
- необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьныхметодов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организацииих межличностного общения;
- использовать большие воспитательные возможности совместнойдеятельности;
- формировать способности к ролевому и личностному общению какважному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
- при формировании психологической готовности к школенеобходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которыепроявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношение кинтеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляциисобственного поведения и др.
Учебнаядеятельность
Готовностьк школе. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка.Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что егоучеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее оннесет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчиненасистеме строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержаниемстановится усвоение знаний, общих для всех детей.
Совершенноособый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель непросто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Онявляется официальным носителем общественных требований к ребенку. Оценка,которую ученик получает на уроке,– не выражение личного отношения к ребенку, аобъективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценкунельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием.
Взаимоотношениядетей в классе тоже отличаются от тех, которые складываются в игре. Главныммерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценкаучителя, успехи в учебе. Вместе с тем, совместное участие в обязательнойдеятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общейответственности.
Усвоениезнаний и перестройка, изменение самого себя становятся единственной учебнойцелью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени,но и для будущего, впрок.
Знания,которые получают дети в доколе, имеют научный характер. Если прежде начальноеобучение представляло собой подготовительную ступень к систематическомуусвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такогоусвоения, которое начинается с первого класса.
Основная форма организацииучебной работы детей – урок, на котором время рассчитано до минуты. На урокевсем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, неотвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаютсяразвития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений.
Ученик должен ответственноотноситься к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчинятьсятребованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметьразвитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.
Ученикусовершенно необходим тот комплекс качеств, который организует умение учиться.Сюда входит понимание смысла учебных задач, их отличия от практических,осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.
Важная сторонапсихологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развитияребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типическойчертой, отличающей шести — семилетних детей, является соподчинение мотивов,которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и котороенеобходимо для того, чтобы сразу же, придя в 1 класс, включиться в общуюдеятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Что касается произвольности познавательной деятельности, тоона, хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моментупоступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку труднодлительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучиватьзначительный по объему материал и тому подобное. Обучение в начальной школеучитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольностиих познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в самомпроцессе учения происходит ее совершенствование.
Готовность ребенка к школе в области умственного развитиявключает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс,необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и ихсвойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и другихсторонах общественной жизни, о том, “что такое хорошо и что такое плохо”, т. е.о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько ихкачество – степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся вдошкольном детстве представлений.
Мы уже знаем, что образное мышление старшего дошкольникадает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, и прихорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающимисущественные закономерности явлений, относящихся к разным областямдействительности. Такие представления – наиболее важное приобретение, котороепоможет ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний. Вполне достаточно,если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями исторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет ихвыделять, отличать живое от неживого, растения от животных, природноеот созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическоеознакомление с каждой областью знаний, усвоение систем научных понятий – дело будущего.
Особоеместо в психологической готовности к школе занимает овладение специальнымизнаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, –грамотой, счетом, решением арифметических задач.
Начальная школа рассчитана на детей, неполучивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике ссамого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыкиобязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе стем, значительная часть детей, поступающих в 1 класс, умеет читать, а счетом втой илииной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой иэлементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешностьшкольного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общихпредставлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, околичественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этихвещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторыхдругих первоначальных математических понятий.
Чтокасается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит оттого, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так,навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии,что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звуковогосостава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенноечтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так какребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом – опыт окажетсяполезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа,и бесполезным или даже вредным, если счет усвоен механически.
0готовности к усвоению школьной программы свидетельствуют не сами по себе знанияи навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательнойдеятельности ребенка. Общего положительного отношения к школе и к учениюнедостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенкане привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует тоновое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесспознания.
Познавательныеинтересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могутвозникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте ихвоспитанию не уделяли достаточного внимания. Исследования показывают, чтонаибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют кконцу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которыепроявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание ипривычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующейребенка игровой или житейской ситуацией. Для преодоления интеллектуальнойпассивности требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.
Уровень развития познавательной деятельности,который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и которыйдостаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кромепроизвольного управления этой деятельностью, о чем говорилось раньше, иопределенные качества восприятия и мышления ребенка.
Ребенок,поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления,выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным,точным и расчлененным восприятием, так как обучение в начальной школе взначительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственнойработе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходитвыделение существенных свойств вещей. Важное значение имеет хорошаяориентировка ребенка в пространстве и времени. Буквально с первых днейпребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить безучета пространственных признаков вещей, знания направлений пространства. Так,например, учитель может предложить провести линию “наискось от левого верхнегок правому нижнему углу” или “прямо вниз по правой стороне клетки” и т. п.Представление о времени и чувство времени, умение определить, сколько егопрошло, – важное условие организованной работы ученика в классе, выполнениязаданий в указанный срок.
Особенновысокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое усвоениезнаний, к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное вявлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное иотличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делатьвыводы.
Ещеодной стороной психологического развития, определяющей готовность ребенка кшкольному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно,последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие,предать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.
Наконец,психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка,помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться вобщую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенкомправила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать иподдерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместнойдеятельности дошкольников.
Основноеместо в подготовке ребенка к школе занимает организация игры и продуктивныхвидов деятельности. Именно в этих видах деятельности впервые возникаютобщественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, формируются исовершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыкивзаимоотношений. Конечно, это происходит не само собой, а при постоянномруководстве деятельностью детей со стороны взрослых, которые передаютподрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимыезнания и вырабатывают нужные навыки. Некоторые качества могут быть сформированытолько в процессе систематического обучения дошкольников на занятиях – это элементарныеумения в области учебной деятельности, достаточный уровень производительностипознавательных процессов.
Впсихологической подготовке детей к школе немалую роль играет получениеобобщенных и систематизированных знаний. Умение ориентироваться в специфическихкультурных областях действительности (в количественных отношениях вещей, взвуковой материи языка), помогают овладеть определенными навыками на этойоснове. В процессе такого обучения у детей вырабатываются те элементытеоретического подхода к действительности, которые дадут им возможностьсознательно усваивать разнообразные знания.
Субъективноготовность к школе нарастает вместе с неизбежностью первого сентября идти вшколу. В случае здорового, нормального отношения близких к этому событию ребенокс нетерпением готовится к школе.
Особая проблема – адаптация к школе. Ситуациянеопределенности всегда волнует. А перед школой каждый ребенок испытываетчрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новых по сравнению с детским садомусловиях. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будетподчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочьребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить егосамому отвечать за свои поступки.
Общая характеристика учебной деятельности.Учебная деятельность ребенка развивается также постепенно через опыт вхожденияв нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная,игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную насамого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлятьусвоение этих знаний.
Учебная деятельность, как и всякая деятельность,имеет свой предмет. Предметом учебной деятельности является сам человек. Вслучае обсуждения учебной деятельности младшего школьника – сам ребенок. Учасьспособам письма, счета, чтения и др., ребенок фиксирует себя на самоизменение –он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культура способамислужебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего исебя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровнедостижений.
Самоесущественное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя,отслеживание новых достижений и происшедших изменений. “Не умел” – “Умею”, “Немог” – “Могу”, “Выл” – “Стал” – ключевые оценки результата углубленнойрефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, если ребенок становитсядля самого себя одновременно предметомизменения и субъектом, которыйосуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовлетворение отрефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебнойдеятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен вучебную деятельность.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Психологиядетства и отрочества»Мухина В.С., Москва, институт практической психологии, 1998 год.
2. «Учителюо психологии детей шестилетнего возраста» Коломинский Я.Л. Панько Е.А., Москва,издательство «Просвещение», 1988 год.