МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации
Московскийгосударственный областной университет
Контрольная работа
По дисциплине:«Педагогика»
На тему: «Методы иформы воспитания»
Выполнил:
студент I курса
заочного отделения
факультета истории, политологии и права
группы № 11
Кокуев Семен Николаевич
Проверил:
_____________
Москва 2009 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………...……………3
1. Сущностьметодов воспитания и их классификация.……………..…………4
2. Характеристикаобщих методов воспитания.…………...……………………9
3. Формывоспитания………………………………………………....................18
Заключение………………………………………………………………….……23
Библиографическийсписок………………………………………………..……25
Введение
Педагогика нужна всем, писал замечательный советскийпедагог В.А. Сухомлинский, выражая требование времени и тот огромный интерес,который вызывает у нас разговор о воспитании детей.[1]В каждом доме, где растет ребенок, неизбежны вопросы, связанные с тем каквырастить его здоровым и физически развитым, обогащенным духовно и нравственно,подготовленным к жизни. Не обойтись здесь без научных педагогических знаний оновых методах и формах воспитания. Ведь еще А.С. Макаренко заметил, что«Отдельное средство всегда может быть положительным и отрицательным, решающиммоментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системысредств, гармонически организованных».
Когда профессиональные педагоги или родители осуществляютсвои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагогическиепроблемы, задачи, проще говоря, занимаются с детьми, ведут воспитательную работу,они часто вынуждены задавать себе вопросы: как поступить, как его, ее, ихсделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т.д. –словом, тогда они, педагогики, думают о методах. Они превращают в реальностьнаши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому – к детям.
Метод воспитания не придумывается, не создаетсяпроизвольно, он даже не является продуктом творчества педагога или родителя. Ввыборе метода учитель или родитель полностью зависит от того, каким он предвидитрезультат.
Цель моей контрольной работы состоит в том, чтобы датьпонятие методам воспитания, их классификацию, охарактеризовать их основныевиды, а также назвать формы воспитания.
1. Сущность методов воспитания и их классификация
Категория метода воспитания отражает двойственноепредвосхищение: «Знаю, чего хочу получить, знаю как этого достичь.»[2] Отражая двуединыйхарактер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов,которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Этовзаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей инаправляющей роли учителя, который выступает руководителем и организаторомпедагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Методами воспитания современная наука называет способывзаимосвя- занной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на реше-ние задач воспитания.[3]Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместнойдеятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать —организуя деятельность вос- питанников. Как видим, воспитатель все-таки —организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. С этойточки зрения под методами воспитания следует понимать совокупностьспецифических способов и приемов воспитательной работы, которые используются впроцессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у нихпотребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков ипривычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с цельюформирования личностных свойств и качеств[4].
Уточним, что специалисты различают методы воспитания иметоды вне урочной воспитательной работы. Вслед за Ю. К. Бабанским ряд ученыхрассматривают обучение и воспитание как единый процесс — целостныйпедагогический процесс, справедливо считая, что нет обучения без воспитания.Поэтому предлагается и единая система методов целостного педагогического процесса,куда входят методы обучения и методы воспитания, которые традиционноанализируются отдельно в дидактике и в теории воспитания[5].Для объединения методов есть определенные основания, хотя эти же специалисты,говоря о процессе воспитания, все же характеризуют методы воспитания какспецифические, отличные от обучения методы. При этом подчеркивается, что ихлучше называть методами внеурочной воспитательной работы, которую ведутобразовательные и воспитательные учреждения. Учитывая эту близость методовобучения и воспитания, мы в духе традиции рассматриваем методы воспитанияотдельно, соглашаясь с тем, что они используются педагогом в учебной и вовнеурочной работе с детьми.[6]
От методов воспитания следует отличать средствавоспитания. Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формывоспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), видыдеятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы,олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.),которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждениекак метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, какразъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики,нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средствметода упражнений выступает организация труда, патриотическая ихудожественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д. Иногда, однако,разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научногохарактера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий.Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучиконкретными средствами реализации метода убеждения, выступают в качествечастных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методоввоспитания. Наконец, необходимо сделать еще одно замечание. Посколькувоспитание осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы,перечисленные выше методы воспитания используются как в процессе обучения, таки в системе внеклассных мероприятий.[7]
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы(части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению кметоду приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельнойпедагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данныйметод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разныхметодах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включатьразличные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны междусобой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретныхпедагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает каксамостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием,имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основныхметодов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она можетстать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапахреализации метода приучения. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов,но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяютсвоеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере егопедагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можнообойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.[8]
Методы воспитания проявляют свое содержание через:
• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника(посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания,поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств,которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить своюпозицию, осуществить поступок, проявить характер;
• общественное мнение референтной группы, например,коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимогодля воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу,ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовойинформации (телевидение, печатные издания, радио);
• совместную деятельность воспитателя с воспитанником,общение, игру;
• процессы обучения и самообразования и передачиинформации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского ипрофессионального общения;
• погружение в мир народных традиций, фольклорноготворчества, чтение художественной литературы. [9]
Воспитатель выбирает и использует систему методовсоответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментамиприкосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимоучитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошегоили плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит отмногих факторов и условий, а также от последовательности и логики применениясовокупности методов.
К настоящему времени накоплен обширный научный фонд,раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Ихклассификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное,теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и болееэффективному их использованию, помогает понять назначение и характерныепризнаки, присущие отдельным методам. Так, например, выделяют три группыметодов (Г. И. Щукина):
1) ориентированные на формирование положительного опытаповедения воспитанников в общении и деятельности;
2) направленные на достижение единства сознания иповедения воспитанников;
3) использующие поощрения и наказания.
П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методоввоспитания:[10]
— педагог способствует восприятию мира;
— педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;
— педагог инициирует созидание мира вне и внутриличностной структуры ребенка.
Согласно более или менее разделяемой всеми ученымиклассифи- кации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четырегруппы и составляют такую систему:[11]
а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция,дискуссия, диспут, метод примера;
б) методы организации деятельности и формирования опытаповеде- ния: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспиты-вающих ситуаций;
в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра,поощрение, наказание;
г) методы контроля, самоконтроля и самооценки:наблюдение, опрос- ные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализрезультатов деятельности.
Основная функция первой группы методов состоит вформировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядоввоспитанников – всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, осоциальных ценностях. Методы второй группы реализуют принцип воспитания вдеятельности. С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанникирегулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потомучто общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходитзакрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения. Методыконтроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания ивлияют на формирование воспитанников скорее косвенно.
2. Характеристика общих методов воспитания
Главная функция методов формирования сознания — просвещение,формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правилповедения людей, формирование взглядов, ценностей. Основной инструмент,источник убеждения — слово, сообщение, информация и обсуждение информации. Этоне только слово взрослого, но и суждения учащихся. Однако задача не только втом, чтобы объяснить нормы поведения, установления культуры, но и вызватьположительное отношение учащихся, молодежи к ним, желание принять, сделатьсвоими убеждениями. Эта задача — информировать и интериоризовать, донести досознания — делает метод убеждения очень непростым, потому что человек свободенв выборе убеждений, а молодежь, старшеклассники нечасто принимают на веру,безоговорочно идеи, мнения, взгляды даже авторитетного учителя. К этой группеметодов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример,внушение.
Лекция, рассказ, объяснение — это словесные методы,сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение. Впрактике занятие, встречу с учениками и разговор по социально-нравственныхпроблемам чаще называют беседой, которая на самом деле может бытьмонологическим выступлением воспитателя. Лекция как систематизированноеизложение проблемы доступна старшеклассникам. Рассказ и объяснение скорееподходят для младших и средних школьников. В каждой из этих форм требуетсяинформативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы могут бытьсамые разные: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросыобщения, самовоспитания, конфликты и пр.[12]
Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут — это такиеметоды, где имеeт место интеллектуальная и эмоциональная активность самихшкольников. Воспитательная беседа, дискуссия состоят, как правило, из краткоговступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения преимущественнопроблемного характера. Диспут — довольно специальный метод воспитания,предполагает обязательное столкновение противоположных мнений. Для проведениядиспута требуется сформулировать тему-название, вопросы для обсуждения, выбратьведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами, провестипредварительную работу: подготовить некоторых выступающих, наглядные материалы,помещение. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, аполучение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.
В структуре целостного педагогического процессаиспользуется метод примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищетопору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяютусваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явлениеподражательности, которая служит психологической основой примера как методапедагогического влияния. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует удетей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так иоригинальные, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человекаформируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественносложившиеся способы деятельности. Характер подражательной деятельностиизменяется с возрастом, а также и в связи с расширением социального опыташкольника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития.Младший школьник обычно выбирает себе для подражания готовые образцы,воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков сопровождаетсяболее или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. Вюности подражание существенно перестраивается. Оно становится болеесознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработкувоспринимаемых образцов, связано с возрастанием роли идейно-нравственных игражданских мотивов. В механизме подражания можно выделить по крайне мере триэтапа. На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другоголица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желаниепоступать так же. Однако связь между примером для подражания и последующимидействиями здесь может и не возникнуть. Эта связь образуется на втором этапе.На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий,на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающиеситуации. Таким образом, подражательность и основанный на ней пример могут идолжны найти достойное применение в педагогическом процессе. На это обращалвнимание еще К. Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливаетсятолько из живого источника человеческой личности, что на воспитание личностиможно воздействовать только личностью. В глазах школьников только тот поступокзаслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком.Это в полной мере относится и к учителю. Учитель всем своим поведением и вовсех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, бытьобразцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности иширокой эрудиции.[13]
Внушение (суггестия) как педагогический метод редкоописывается в пособиях. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных,иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известномдоверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии.Разрабатываются теория и практика суггестии в процессе обучения (Г. К.Лозанов). В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона длясовместных переживаний с помощью музыки, поэзии. Педагогам давно известно, чтосильные совместные и положительные эмоции являются воспитывающей силой.Используются также элементы психологического тренинга для созданияэмоционального состояния, атмосферы доверия, чувства безопасности.[14]
В отечественной педагогике организация деятельности воспитанниковявляется ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себяприучение, педагогическое требование, упражнение, поручение, общественноемнение, воспитывающие ситуации.
Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на раннихступенях воспитания и развития детей. Приучение невозможно без ясногопредставления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или инойобраз действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясномправиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельныхдействий, из которых складывается данная форма поведения. Метод приученияпредполагает контроль за выполнением действия. Контроль требуетблагожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявленияи анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Ещеболее важно организовать самоконтроль учащихся.
Метод приучения тесно связан с методом упражнения. Воснове приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной сторонойдеятельности, а упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьникомдеятельность выступает здесь в единстве ее цели и операциональной структуры какупражнение в правильном поступке. Упражнение – многократное повторение исовершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. При этом упражнениене имеет ничего общего с механической выучкой и тренажем в духе поведенческойпсихологии: стимул-реакция-подкрепление. Упражнение как метод в рукахвоспитателя состоит в том, что он организует различные дела воспитанников ивовлекает их в активное исполнение.
Поручение как метод воспитания — это исполнение ученикомкакого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование,исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности.Приучение, упражнение, поручение эффективны, если опираются на положительныемотивы. деятельности и в свою очередь формируют их. Упражнение может носитьнесколько искусственный, специально организованный характер, тогда оно носитназвание воспиты- вающей ситуации.
Педагогическое требование понимается как предьявлениетребований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций,принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться каксовокупность правил общественного поведения, как реальная задача, какконкретное указание о выполнении какого-либо действия, как просьба, совет,инструкция. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют видприказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно наначальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы,совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересамвоспитанников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.
Общественное мнение — это выражение групповоготребования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков ивыражается в нормах, ценностях, взглядах на жизнь всех членов группы, класса.Проблема здесь в том, что часто неофициальное общественное мнение, напримеручеников, не совпадает и прямо противоположно мнению учителя. Это говорит онизком уровне воспитанности и является педагогической задачей для воспитателякласса. Педагог должен формировать здоровое общественное Мнение, стимулируявыступления учащихся с оценкой их деятельности, обсуждая факты из жизни класса.[15]
Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения,выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем.Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которойпроверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Этомогут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр. Посвоему существу, это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Ученик вних ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из несколькихвозможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить местодругому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю». В поискахвыхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливаети перестраивает свое поведение, приводит его в соответствие с новымитребованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения. Другими словами,поиск выхода из специально созданной учителем ситуации — это упражнение внравственном поведении, работа не только ума, но и сердца[16].
В целях подкрепления и усиления воздействия на личностьшкольника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования,среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательнаяигра, поощрение, наказание и др.
Соревнование в педагогическом процессе строится учителемс учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям,подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровомусоперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся вборьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественнойдеятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитиетворческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности иколлективизма. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным,рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации ипроведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретностьпоказателей, сравнимость результатов, возможность практического использованияпередового опыта.
Сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широкоприменяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха,поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как ипредыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, «участникамипедагогического процесса» в этом случае наряду с детьми становятся ишироко знакомые им сказочные персонажи.[17]
Поощрение — это выражение положительной оценки,одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы. Оновызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную само-оценку, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения. Формы поощрения:похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и/или другиематериальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не толькорезультат, но мотив и способ деятельности, приучать воспитанников ценить самфакт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшимшкольникам и неуверенным в себе детям.[18]
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречивои неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания впервые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновываяправомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но инеобходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру,воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство,умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их»[19].Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражаетосуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения,и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведениеребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувствонеудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние«выталкиванием из общих рядов». Это состояние порождает у школьника потребностьизменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинятьребенку страдания — ни физические, ни моральные. В наказании нет подавленности,а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного инебольшого. Средствами метода наказания выступают замечания учителя,предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговорв приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключениеиз школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такаяформа наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя иликлассного коллектива. У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративногоотказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику. Умелоеприменение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенногомастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий,породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правилаповедения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простымупреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнениемколлектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению.По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могутпривести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взысканиянеожиданные, непривычные. Применение метода наказаний в любой форме в целяхстимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительныхситуациях.[20]
Методы контроля, самоконтроля и самооценки. направлены наанализ и оценку результатов воспитания. К ним, как было сказано выше, относятнаблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализрезультатов деятельности, — по сути, это методы диагностики личности. Их врядли можно считать собственно методами воспитания, если помнить, что метод — этоспособ воздействия. Воспитательная функция методов контроля является скорее неосновной, а сопутствующей. Они влияют на формирование воспитанников скореекосвенно. Основная функция методов контроля – оценка степени достижения целейвоспитательного процесса, т. е. оценка его эффективности по результатамвоспитания. По этим же результатам оценивают и профессионализм учителя. Другоедело, что полученные этими методами данные о воспитанности учеников можно вкакой-то форме сообщать ученикам, чтобы обсудить с учеником его развитие,проблемы, проконсультировать, оказать психолого-педагогическую помощь,поддержку и т. п. Но беседы и консультации не есть собственно метод контроля.Методы же самоконтроля и самооценки относятся скорее к методам самовоспитания,поэтому могут использоваться учениками вне контактов с педагогом. Но если вшколе ведутся психотерапевтические занятия школьным психологом или приходящимконсультантом, тогда результаты самооценки могут стать предметом индивидуальногоили группового анализа с целью, например, коррекции поведения. Словом, пока чтодля массового учителя эти методы — довольно далекая экзотика. Если желичностные тесты, различные диагностические методики будут доступны учителям,которые к тому же будут обладать необходимой компетенцией, тогда эти методыможно включать в арсенал учителя.[21]
3. Формы воспитания
Воспитательный процесс, как любоесоциально-психологическое и культурологическое явление, имеет форму. Коль скоросубъекты организованного процесса индивидуальны и неповторимы, то сочетаниеметодов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием педагога(либо педагогического коллектива в качестве совокупного субъекта), определяетнеповторимость и своеобразие формы воспитательного процесса. Поэтому формувоспитательного процесса можно определить следующим образом. Формавоспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образвзаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемыхсредств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы сдетьми.[22]
Форма как часть процесса воспитания зависит от целей,содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение вконкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогическихситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и поройиндивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать,охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы поколичеству участников:
• индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с однимвоспитанником;
• групповые — несколько участников (кружок, временнаягруппа, класс) находятся в непосредственном контакте;
• массовые — несколько классов, школа, район, вся странапроводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия. [23]
Выделены также формы работы по основному виду деятельности,мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой,общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной,ценностно-ориентационной[24].
В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательнойработы в зависимости от метода воспитательного воздействия:[25]
• словесные — собрания, сборы, линейки, лекции,конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
• практические — походы, экскурсии, спартакиады,олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;
• наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенныегазеты и пр.
Современный исследователь предлагает делить формывнеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяеттри группы:
1) формы управления и самоуправления школьной жизнью —собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправленияи др.;
2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали,устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции,выставки и др.;
3) развлекательные формы — утренники и вечера,«капустники» и др.[26]
Обобщая результаты научно-методического поиска и опытработы и воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы формвоспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воздействия водноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Определим такиеметоды педагогического воздействия, положенные в основу типологизации формвоспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическоеупражнение. Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые,психологические.
В словесно-логических формах основным средствомвоздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно,может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу формотносятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания,конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщенияучеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой типвоспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотяметодика, техника или даже технология его проведения может быть различной, очем мы скажем ниже.
Образно-художественные формы объединяют в себе такие делавоспитанников, где главным средством воздействия являются совместныепереживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главноездесь — вызвать сильные, глубокие и. облагораживающие коллективные эмоции,подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и ваналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политикии общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовыхчувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечитьсовместные переживания воспитанников, благодаря которым они станут лучше, втаких формах, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
В трудовых формах положительно воздействует навоспитанников совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд, втом числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: отежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка,организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра.Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления,общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять неменьше театра, эстетического зрелища или праздника.
Игровые (досуговые) формы работы образуют такой типвоспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых,содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные,соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы формвоспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово,образ, глубокие эмоции, работу.
Особое внимание следует обратить на психологические формыработы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементыпсихологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной игрупповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения,консультации. Это требует довольно специальных знаний и умений воспитателя, чтовполне решаемо: сегодня практической психологии учат студентов и учителей,готовят для этого педагогов-психологов, социальных работников и педагогов.
Для успеха дела, использования разных форм работы своспитанниками воспитатель должен осознавать их скрытые возможности и на этойоснове наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы ужезаметили, почти любая форма работы имеет в себе и воздействие словом, ипереживания, чувства, и игру, соревнование, и труд, работу. На этом основанииможно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с воспитанниками:информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чемузнают воспитанники, участвуя в том или ином деле. Переживания — это ихэмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.Действия — это их совместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая ихобогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любоедело с воспитанниками, которые должны узнавать новое, переживать, делать.
К сожалению, классификации не охватывают всегомногообразия форм воспитательной работы. В опыте педагогов появляются новыеформы, часто под влиянием телевидения, что не всегда можно оцениватьположительно: вряд ли нужно устраивать конкурс «мисс, мистер школы» или «любовьс первого взгляда» в детском летнем лагере. Гарантией от пошлости здесь должнабыть воспитанность и культура учителя.[27]
Заключение
В результате написания контрольной работы на тему:«Методы и формы воспитания» можно подвести следующие выводы:
1) методы воспитания – способы воздействия воспитателя(педагога), на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у нихопределенных убеждений и навыков;
2) существует классификация методов воспитания, которая,однако составлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждыйиз методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется, так называемое,комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно;
3) выделяют следующие методы воспитания: методыформирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, методпримера); методы организации деятельности и формирования опыта общественногоповедения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций,педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методыстимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование,познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказаниеи др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании;
4) форма воспитания – организационнаяструктура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи,содержание и методы конкретного воспитательного процесса;
5) формы воспитания, как правило, классифицируются поколичеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по времени(кратковременные, продолжительные), по виду деятельности (учебная, трудовая,спортивная, художественная и др.), по типу форм воспитательной работы(словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые,психологические).
В реальных условиях педагогического процесса методы иформы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесьимеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармоничноорганизованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапепедагогического процесса тот или иной метод и форма может применяться в болееили менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другимиметодами и формами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение,замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.
В заключение хочется отметить: с древних времен людипонимали значимость воспитания, и главное, чтобы каждый помнил словаДревнегреческого философа Эпиктета «Из всех творений самое прекрасное –получивший прекрасное воспитание человек»
Библиографический список
Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб:Издательство «Питер»,2000
Педагогика: учебник для студентовпедагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. –м.: педагогическое общество России, 2002
Педагогика: Учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов;Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002
Педагогика: учебник / Л.П.Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008
Педагогика / под ред. Ю.К.Бабанского. – М.,1988
Селиванов В.С. Основы общейпедагогики: Теория и методика воспитания. – м., 2002
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.:Гардарики, 1999
Щуркова Н.Е. Воспитание: Новыйвзгляд с позиции культуры. — М., 1998