МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ РФСТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКафедра психологии и педагогикиКурсовая работа
натему:
Психолого-педагогическое сопровождение и селекционныйотбор по видам спорта старших дошкольников в ДОУ
Студентки 5-го курса группы Д-1
факультета психологии и педагогики Долотовой Ирины Николаевны
Научный руководитель:
Белов Александр Константинович К.П.Н. доцент
Ставрополь 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-практическиеаспекты психолого-педагогического
сопровождения в процессе спортивнойселекции в ДОУ…………...5
1.1. Спортивная селекция с использованиемпсихолого-педагогического сопровождения в трудах современных учёных…………………..5
1.2. Особенностипсихолого-педагогического сопровождения и особенностейселекционного отбора по видам спорта старших дошкольников в ДОУ.……………………………………………...15
Глава 2. Построение системы психолого-педагогической помощи
как важнейший элемент психологического сопровождения
спортивнойкарьеры.…………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Спортивнаякарьера по своему уникальна. Способности к определённому виду спорта необходимовыявить и начать развивать уже в период дошкольного возраста. Только в этомслучае будущему спортсмену удастся достигнуть высоких результатов в егопрофессиональной деятельности. Однако штурм высот спорта в раннем дошкольном возрасте связан с преодолениемсложнейшего противоречия, в котором с одной стороны выступает ещё несформировавшаяся психика ребёнка, а сдругой стороны необходимость в серьёзной методичной работе, требующейзначительных волевых усилий и глубокой работы над самим собой. Выявление и воспитание будущего спортсменапорождает целый комплекс психолого-педагогических проблем. Разрешение этих проблем являетсячрезвычайно актуальной задачей, от которой зависят судьбы множество детей, такили иначе связавших своё будущие со спортом.
В качестве объекта исследованияв данной работе выступает начальный этап формирования личности будущегоспортсмена. Предметом исследования является психолого-педагогическоесопровождение и селекционный отбор по видам спорта старших дошкольников в ДОУ.
Цель работы – обзор ивсесторонний анализ опыта психолого-педагогического сопровождения и особенностей селекционного отбора по видам спорта старших дошкольниковв ДОУ… Воснову работы положена гипотеза, согласно которойпсихолого-педагогическое сопровождение и селекционный отбор по видам спортаявляется важным условием успешного профессионального становления спортсмена.
В соответствии с целью и гипотезой были выделены следующие задачи:
1.
2. Изучить современныепредставления о психолого-педагогическом сопровождении в ДОУ спортивнойдеятельности.
3. Рассмотреть возможность построения системыпсихолого-педагогической помощи юнымспортсменам.
Методологической и теоретической базойисследования являются философско-педагогические идеи гуманизации,общенаучные и психолого-педагогические приёмы, методы и принципы познания,основы психологического моделирования, положения системного и аксиологическогоподходов.
Данная работа несёт в себе теоретическую ипрактическую значимость, так как может быть использована в качестведополнительного пособия, психологами и тренерами дошкольных образовательныхучреждений, способствовать повышению эффективности их работы, за счётобеспечения более комфортных психолого-педагогических условий воспитания юныхспортсменов.Глава 1. Теоретико-практические аспекты психолого-педагогического
сопровождения в процессе спортивной селекции в ДОУ
1.1.Спортивная селекция с использованием психолого-педагогического сопровождения втрудах современных учёных.
Отечественная психология спорта ссамого начала формировалась как прикладная наука, нацеленная на помощьспортсменам и тренерам. Однако, на этапе первоначального становления еевозможности реально влиять на практику спорта были ограничены ее же собственнойнеразвитостью. Потребовался весьма длительный латентный период (20-40-е годы),связанный с накоплением и описанием научных фактов, выяснением некоторыхбазовых психологических закономерностей спортивной деятельности и ее влияния наразвитие человека. Этот первый этап развития отечественной психологии спортаназывают описательно-объяснительным (Д.Я.Богданова) или познавательно-описательным(В.М.Мельников и др.).
Решающими в становлении психологииспорта как самостоятельной отрасли психологии и спортивных наук стали 50-егоды, которые можно рассматривать как второй этап ее развития. Этот этапхарактеризуется официальным признанием спортивной психологии, формированиемосновных научных школ: ленинградской (петербургской) во главе с профессоромА.Ц.Пуни и московской во главе с профессором П.А. Рудиком, оформлениемпсихологии спорта как учебной дисциплины в институтах физической культуры(программ первый учебник), наконец, первым» её движением к практике спорта.
Особо следует выделить 1952-й год, когда, по-видимому, не случайносовпали два важнейших события в спортивной жизни страны и развитии спортивнойпсихологии: первое выступление советских спортсменов на Олимпийских играх изащита Авксентием Цезаревичем Пуни первой докторской диссертации по психологииспорта.
Триумфальное выступление советскихолимпийцев означало признание авторитета советского спорта на международнойарене и одновременно начало борьбы за его преумножение и новые спортивныепобеды. Защита диссертации А.Ц.Пуни, которая так и называлась «Психологияспорта», тоже прошла успешно, что означало официальное признаниеспортивной психологии как самостоятельной отрасли психологии и наук о спорте. Вспорте начался поиск резервов дальнейшего повышения спортивных результатов, а вспортивных науках, в том числе в психологии спорта, — поиск новых концепций иподходов, представляющих не только теоретический, но и практический интерес.
На основании психологического анализаособенностей спортивной деятельности психология «внедрялась» в ужесложившиеся стороны подготовки спортсменов — физическую, техническую,тактическую. Наибольшее прикладное значение на данном этапе имела разработкапсихологических основ технической и тактической подготовки, особенно проблемформирования двигательных навыков, использования идеомоторной тренировки,развития тактического мышления, а также влияния эмоциональных состояний нарезультативность действий спортсмена (А.Ц.Пуни, П.А.Рудик, Р.С.Абельская,Д.Я.Богданова, Е.Н.Сурков, Г.Рафалович, 0.А.Черникова и др.).
Изучение специфических особенностейспортивной деятельности позволило определить ее как «волевую» посвоему характеру, т.е. связанную с психической саморегуляцией спортсменом своихдействий в затрудненных, часто экстремальных, условиях тренировки исоревнований.
Отсюда возникло новое направление впсихологии спорта и новый вид подготовки спортсмена – волевая илиморально-волевая подготовка. Постановку проблемы волевой подготовки и начало ееэкспериментальной раз-
работки(А.Ц.Пуни, П.А.Рудик) можно считать наиболее значительным достижением развитияпсихологии спорта на данном этапе.
Третий этап развития отечественнойспортивной психологии охватывает 60-е и первую половину 70-х годов. Он связан спостановкой и тщательной разработкой содержания психологической подготовкиспортсмена как относительно самостоятельного ее вида, наряду с физической,технической, тактической. Эта проблема становится настолько широкой, что, посути, поглощает все остальные.
В содержание общей психологическойподготовки включались следующие направления: моральная (идеологическая)подготовка; волевая подготовка; совершенствование интеллектуальных качеств;повышение помехоустойчивости; обучение настройке на выполнение упражнения,самоконтролю и самооценке двигательных действий; обучение приемам саморегуляциинеблагоприятных психических состояний и др.
Наибольший практический интерес здесьпредставляет целостная концепция волевой подготовки спортсмена, разработаннаяА. Ц. Пуни (А.С.Егоров, Ю.Я.Киселев, Б.Н.Смирнов, Г.А.Чашина и др.).Ключевые понятия концепции — воля, препятствия различные степени трудности,волевые
усилия,волевые действия, волевые качества спортсмена.
В концепции обоснованы: трехкомпонентная структура воли (интеллектуальный, эмоциональный и исполнительныйкомпоненты); характеристика и классификация возникающих в спорте препятствий исоответствующая классификация волевых усилий спортсмена; приемы самоорганизациии самомобилизации волевых усилий; характеристика волевых качеств:целеустремленности, настойчивости — упорства, решительности — смелости,самостоятельности — инициативности, выдержки — самообладания; структуры волевыхкачеств в различных видах спорта; практические рекомендации; воспитанию исамовоспитанию воли спортсмена.
Специальная психологическая подготовка рассматривалась как процесссоздания, поддержания и восстановления состояния психической готовностиспортсмена к выступлению в соревнованиях. В разработке содержания специальнойпсихологической подготовки были достигнуты наибольшие успехи.
Во-первых, выделен и экспериментально обоснован комплекс признаковсостояния психической готовности к соревнованию (А.Ц.Пуни, А.Д.Ганюшкин, Р.М.Загайнов, Ю.Я.Киселев, А.С.Егоров;позднее — Н.П.Казаченко, О.Н.Мазуров,О.С.Никитина и др.); трезвая уверенность в своихсилах; стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательнойцели, за победу; оптимальный уровень эмоционального возбуждения; высокая помехоустойчивостьпротив неблагоприятных внешних и внутренних влияний; способность произвольноуправлять своими мыслями, чувствами, действиями и
поведением.
Во-вторых, разработана система звеньев психологической подготовкик
конкретномусоревнованию включающая:
· сбор необходимой, достаточной и достоверной информацииоб условиях предстоящего соревнования и, в особенности, о противниках;
· пополнение и уточнение необходимой информации отренированности, возможностях спортсмена или команды и перспективах их измененияк началу соревнований;
· правильноеопределение и формулировка цели участия в соревнованиях;
· формированиеи актуализация соответствующих цели мотивов выступления в соревнованиях;
· вероятностное программированиесоревновательной деятельности с возможным моделированием условий предстоящегосоревнования;
· специальная подготовка к встрече ссоревновательными препятствиями различной степени трудности (особеннонеожиданными) и упражнение в их преодолении;
· предусмотрениеприемов саморегуляции могущих возникнуть неблагоприятных внутренних состояний;
· отбори использование способов сохранения нервно-психической свежести к началусоревнований, восстановления ее в ходе соревнования.
В-третьих, были выяснены некоторыепсихологические закономерности непосредственной подготовки к исполнениюспортивного действия и даны практические рекомендации, позволяющие спортсменулучше настроиться на выступление (А.Ц.Пуни).
В-четвертых, началась интенсивнаяразработка проблемы психодиагностики в спорте: создания новых отечественныхметодик исследования спортсменов, адаптации и модификации зарубежных методик(Е.А.Калинин, Ю.Я.Киселев, Ю.Л.Ханин, В.Л.Марищук, В.А.Плахтиенко, А.В.Родионов, С.М.Слобунов идр.).
В-пятых, появились первыефундаментальные исследования социально-психологических проблем спорта:особенностей общения тренера и спортсмена, взаимоотношений в спортивнойкоманде, вопросов управления командой, лидерства и др. (И.П.Волков,Д.Я.Богданова, В.И.Румянцева, Ю.Я.Рыжонкин,Ю.Л.Ханин и др.).
Все названные исследования и разработкиимели уже ярко выраженную прикладную направленность и. по сути, подготовилиоснову для практической работы психологов в спортивных командах.
Четвертый этап развития отечественнойпсихологии спорта охватывает вторую половину 70-х и 80-е годы. Главное событие,ознаменовавшее начало этого этапа, — «выход» спортивных психологов изучебных аудиторий и исследовательских лабораторий в практику спорта, началосистематической психологической помощи сборным командам СССР по различным видамспорта. В качестве психологов-практиков в спортивных командах работали:преподаватели вузов
Эти годы связаны с оживленными научными дискуссиями по поводузадач и содержания работы психолога в спортивной команде, накоплением иобобщением опыта такой работы.
В итоге сложилось два основных подходак пониманию роли спортивного психолога в команде. Первый — сугубопсихологический. Его суть в том, что психолог занимается главным образомисследованием спортсменов и представляет тренеру необходимую информацию длярешения разнообразных задач спортивной подготовки. Второй подход — психолого-педагогический, сводящий к минимуму процесс исследования с помощьюспециальных психологических методик и переносящий основной акцент в сферувоздействия на спортсменов.
Первый подход получил наиболее полноевоплощение в формировании системы комплексного психологического контроля приуправлении тренировочной и соревновательной деятельностью спортсменов(Е.А.Калинин, Ю.Я.Киселев, А.В.Родонов, Н.А.Худадов и др.). Несмотря на то, чтоу разных авторов здесь имеются определенные особенности, общая схема являетсявесьма устойчивой, В таблице №1 эта схема представлена в интерпретации Ю.Я.Киселева.
Таблица №1 Блок-схема системыкомплексного психологического контроля в спорте (по Ю.Я. Киселеву, 1989)
Формы психологического контроля
Психологические особенности спортсменов, составляющие предмет контроля
Направление использования данных психологического контроля в подготовке спортсменов
Углубленный специализированный контроль
- социально-психологический статус в команде;
- направленность личности, ведущие отношения, мотивация;
- свойства нервной системы и темперамента
> спортивная ориентация и отбор в команду;
> индивидуализация многолетнего и годичного планирования;
> формирование индивидуального стиля
деятельности;
> выбор индивидуально оптимальной стратегии подготовки
Этапный контроль
- Относительно постоянные конфликты и состояния;
- Психические процессы и регуляторные функции
> определение индивидуально оптимальной
тактики педагогических воздействий;
> разработка индивидуальных модельных
характеристик психологической подготовленности и готовности;
> выделение лиц, нуждающихся в психопрофилактике и психорегуляции
Текущий контроль
- активность
- актуальные эмоциональные состояния
> определение индивидуально адекватных
средств психологической подготовки;
> экстренная коррекция заданий и требований к спортсмену
Оперативный контроль
Состояния непосредственной психической готовности к действию
> экстренная коррекция эмоционального состояния и уровня активности
Второй – психолого-педагогический — подход к построению работы психолога в спортивной команде наиболее подробноразработан Г.Д.Горбуновым. Он получил названиесистемы психологического обеспечения
спортивнойдеятельности, которая определяется как «комплекс мероприятий, направленных наспециальное развитие, совершенствование оптимизацию систем психическогорегулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задачтренировки и соревнования»
Главная идея здесь состоит в перестановке акцентов; переходе отисследования спортсмена к воздействию на него, которое психолог либоосуществляет сам, либо организует с участием тренера, партнеров, врача, др.людей.
В несколько сокращенном виде схемапсихологического обеспечения спортивной деятельности представлена в таблице №2.
Таблица №2.Схемапсихологического обеспечения спортивной деятельности (по Г.Д. Горбунову, 1986)
Основные разделы
Конкретные направления внутри каждого раздела
Объекты исследования или воздействий психолога
I. Психодиагностика
•в процессе отбора
•в тренировочном процессе •в соревнованиях
> спортсмены
> спортивные команды
II. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации
• к занятиям определенным видом спорта
• к тренировочному процессу
• к соревнованиям вообще или к определенному соревнованию
• к спортивному режиму, к спортивной жизни вообще
> спортсмены
> тренеры
> руководители
> массажист
> врач
> родители
> партнеры
III. Психологическая подготовка
• к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу
• общая к соревнованиям — специальная к конкретному соревнованию
• коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям
> спортсмены
> тренеры
IV. Ситуативное правление состоянием и поведением
• перед или между тренировочными занятиями
• при выполнении отдельных упражнений в тренировке
• в определенном тренировочном периоде
• перед соревнованиями
• непосредственно перед стартом
• во время и после соревнований
> спортсмены
Обе описанные концепции были созданына основе работы со спортсменами высшей квалификации и, по сути, нацелены наобслуживание спорта высших достижений.
Помимо обобщения опыта работыпсихологов в спортивных командах, для конца 70-х годов и последующегодесятилетия характерны следующие важнейшие направленияспортивно-психологических исследований с ярко выраженной практическойнаправленностью:
· психодиагностика спортсменов и команд (Ю.М. Блудов,Е.А. Калинин. Ю.Я. Киселев, В.Л. Марищук, В.А.Плахтиенко, А.В. РОДИОНОВ, Л.К.Серова, Ю.Л. Ханим и др.);
· модельные характеристики атлетов и надежностьспортивной деятельности (В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, Е.А. Калинин, Ю.Я.Киселев, Г.Е. Леевик, В.М. Мельников, В.А. Плахтиенко, А.В. Родионов, Н.А.Худадов и др.);
· психомоторика иидеомоторика спортсмена (А.А. Белкин, Е.П. Ильин, П.М. Касьяник, Б.Б. Коссов,Е.Н.Сурков, Л.Н. Радченко и др.);
· стресс и тревога в спорте; регуляция и саморегуляция психическихсостояний спортсменов (А.В. Алексеев, И.П. Волков, Б.А. Вяткин, Л.Д. Гиссен,Г.Д. Горбунов, Ю.Я. Киселев, В.В. Медведев, А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, Ю.Л.Ханин и др.);
· формированиеспортивно-важных психических свойств и индивидуального стиля деятельностиспортсменов (Б.А. Вяткин, Е.П. Ильин, В.Л. Марищук, М.В. Приставкина, Н.Б.Стамбулова, В.А. Толочек и др.);
· социально-психологические аспекты подготовки спортсменов испортивных команд (И.П. Волков, Д.Я. Богданова, Ю.А. Коломейцев,А.В. Мальчиков, В.И. Румянцева. Ю.Я. Рыжонкин, Ю.Л. Ханин и др.).
Первую половину90-х годов можно считать началом нового — пятого
этапа в развитииотечественной психологии спорта как прикладной науки. Он связан с кардинальнымиизменениями в жизни общества в целом (распад СССР, образование РоссийскойФедерациикак независимого государства, экономическиеи социальные реформы, экономический кризис), реконструкцией системы спорта, аследовательно, формированием нового социального заказа системе подготовкиспортсменов и спортивным наукам.
В развитии психологии спорта можнопрогнозировать переход от психологического обеспечения спорта высших достиженийк психологическому сопровождению спортивной карьеры в целом как системепсихологической помощи спортсмену на всех этапах многолетней спортивной
деятельности,включая также уход из спорта и переход к другой карьере.
Необходимость разработки такой системыдиктуется рядом существенных особенностей современного спорта, а том численекоторыми специфическими условиями его развития в России.
Во-первых, развитием профессиональногоспорта и возможностью для спортсмена превращения его спортивной карьеры впрофессиональную. С одной стороны, это новый стимул для молодых спортсменов, ас другой — источник новых проблем, в том числе, психологических. В созданиисистемы психологической помощи спортсменам на протяжении всей спортивнойкарьеры могут быть заинтересованы и спортивные клубы как относительносамостоятельные спортивные организации, определяющие стратегию подготовкиспортсмена от новичка до профессионала, и Федерации по видам спорта, которыеобрели большую самостоятельность, но, вместе с тем, и ответственность заподготовку, как спортивной элиты, так и спортивных резервов. Финансовыепроблемы тех и других побуждают их не к увеличению числа спортсменов, а ксозданию условий эффективной работы относительно ограниченного контингентаспортсменов и тренеров.
Во-вторых, неуклонный рост спортивныхрезультатов во всех видах спорта уже практически исключает возможность добитьсявысот в спорте только за счет природного таланта и в относительно короткиесроки. Процесс подготовки спортсмена высокой квалификации требует все большевремени, поэтому начало спортивной карьеры отодвигается к все более раннемувозрасту, что повышает значимость психологического сопровождения уже на раннихэтапах СК.
В-третьих, в последние годыобнаружились реальные трудности адаптации спортсменов к жизни «послеспорта». Средства массовой информации отмечают, что бывшие спортсменынередко уходят в криминальные структуры. Кроме того, появляется другаянегативная информация о спорте, которая закрепляет в сознании людей мысль о том,что «спорт не лечит, а калечит», причем не только физически, но ипсихически.
Для того чтобы изменить отношениелюдей к спорту, недостаточно установок на достижение высоких спортивныхрезультатов и поддержание престижа страны на международной арене. В настоящеевремя накоплена значительная теоретико-методологическая база, опираясь накоторую, педагогики и психологи спорта могут организовать свою работу болееэффективным образом, улучшить качество профориентационной работы ипсихологического сопровождения обученияюных спортсменов. Необходима также гуманизация всей системы спорта, нацеленнаяна создание оптимальных условий для развития спортсменов.
1.2.Особенности психолого-педагогического сопровождения и особенностейселекционного отбора по видам спорта старших дошкольников в ДОУ.
Спортсмен делает первые шаги в спорте. Чаще всего это происходит в младшемшкольном возрасте или начале подросткового, реже в дошкольные годы. Чем младше юныеспортсмены, тем менее самостоятельно и осознанно их решение заниматься спортом вообще и избранным его видом,в частности. Обычно решение принимается взрослыми — родителями, учителемфизкультуры или тренером, а юный спортсмен лишь следует ему.Соответственно, по мере взросления доля самостоятельной мотивации (собственногоинтереса к избранному виду спорта) повышается.
Юные спортсмены приходят в спорт либо не имея почтиникаких исходных представлений о нем, либо обладая весьма односторонними иискаженными представлениями. Многие в связи с этим не в состоянии оценитьправильность выбора вида спорта, а кроме того, переживают в разных вариантах«обман ожиданий».
Начальный этап СК связан совладением основами тренировочной и соревновательной деятельности в избранномвиде спорта. Спортсмены знакомятся с азами технической и физической, а затем итактической подготовки, участвуют в первых соревнованиях. В тренировочномпроцессе возникает немало психологических трудностей: трудно бытьсосредоточенным в течение всего занятия, трудно понимать некоторые указания тренера,трудно переключаться с игры на работу учебного характера, трудно преодолеватьусталость и выполнять до конца все задания тренера, включая и те, которые неочень нравятся спортсмену и т.п. Когда что-то не получается, часто возникаетжелание избежать дальнейших повторений или наоборот, повторять бездумно,закрепляя ошибки. И то и другое не только замедляет процесс обучения, но иможет стать причиной психологических барьеров. В ряде случаев психологическиебарьеры на данном этапе обусловлены неправильным выбором вида спорта,отсутствием у спортсмена необходимых склонностей и задатков.
Первые соревнованиястановятся важнейшей проверкой для спортсмена: тренер проверяет его (какдержится, как реагирует на ситуацию и ее изменения и т.д.), а он проверяет самсебя (нравятся ли ему соревнования, может ли он быть лучше д