Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности и закономерности воспитательной системы и воспитательного процесса в ИУ

--PAGE_BREAK--контроль за дружескими связями (постоянно);
контроль за содержанием спального места (постоянно);
определение отношения к соблюдению режима (постоянно);
определение отношения к воспитательным мероприятиям (постоянно);
изучение переписки (постоянно);
выявление психологических и нравственных изменений за период отбывания наказания (до очередной аттестации);
определение отношения в коллективе (ежемесячно);
возложение поручений на осужденного и осуществление контроля за его исполнением (постоянно);
проведение работы по укреплению социально-полезных связей (ежеквартально);
сбор и обобщение независимых характеристик (каждое полугодие);
заслушивание на заседании самодеятельных организаций осужденных перед годовой аттестацией (ежегодно).
На заключительном этапе проводится целенаправленная работа по подготовке к освобождению. На основе этого осуществляется:
организация школы по подготовке осужденного к освобождению (за год до освобождения);
рассмотрение вопросов трудового, бытового устройства после освобождения путем проведения бесед с осужденным и рассылкой запросов по будущему месту жительства (за пол года до освобождения);
проведение социально-психологических тренингов (за год до освобождения);
решение вопросов о предоставлении краткосрочного отпуска за пределы ИУ (за пол года до освобождения).
При реализации данного этапа начальник отряда наиболее тесно взаимодействует со службой социальной работы ИУ. Целесообразно также привлекать к работе психолога для проведения психологических тренингов, воспроизводящих вхождение в реальную жизнь после освобождения с выработкой соответствующих психологических установок.
Записи в карточках индивидуальной воспитательной работы с осужденными проводится не реже одного раза в полугодие в виде расширенной характеристики поведения осужденного за прошедшее полугодие и результатами выполнения запланированных мероприятий с постановкой задач на следующее полугодие, либо в соответствии с запланированными конкретными сроками.
Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется только начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения — педагог и воспитатель[1].

2. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса с осужденными в исправительном учреждении Организация воспитательного процесса с осужденными их перевоспитание требует значительных усилий со стороны сотрудников учреждения участвующих в этом процессе. Существует необходимость применения особого подхода к преодолению внутреннего сопротивления воспитуемых. Главный признак личности преступившей закон — это резкое негативное отношение к воспитательным воздействиям, стойкое внутреннее сопротивление им. Не редко у осужденного такое сочетание отрицательных качеств личности, дисгармоническое развитие черт характера, которые при наличии негативизма и внутреннего сопротивления составляют огромную трудность в их перестройке. В структуру личности осужденного входят: прочные криминальные или антисоциальные установки, привычки антиобщественного поведения, неадекватная защитная доминанта, не восприимчивость к воспитательным воздействиям, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, отягощение отрицательных черт личности психическими аномалиями, а так же сдвиги в структуре личности (заострение черт характера, возникновение различных «комплексов» сверх ценности своего «я» или своей неполноценности).
Причины сложности воспитания осужденных весьма многообразны.
Нередко их видят в детской безнадзорности, недостатке семейного воспитания, отрицательном влиянии улицы, микросреды и т.п.
Это правильно лишь отчасти. Ведь разные лица, выросшие в одинаково неблагоприятных условия, по-разному реагируют на воспитательные воздействия: одни, совершив правонарушение и попав в места лишения свободы, быстро исправляются и перевоспитываются, а другие оказываются трудно поддающимися перевоспитанию.
Особенностью, правильнее будет сказать, трудностью осуществления воспитательного процесса с осужденными является следствие комплекса социальных и индивидуально-личностных факторов. Социальные факторы (асоциальное окружение, семейное неблагополучие, трудовая неустойчивость и т.п.) создают каждый раз последовательно складывающиеся ситуации на жизненном пути человека, которые ему приходиться разрешать. А выход из них каждый раз зависит от тех внутренних условий, которые у личности к этому времени имелись. Последовательное неправильное разрешение жизненных ситуаций ведет к накоплению асоциального опыта, возникновению различных комплексов.
Воспитательный процесс в исправительных учреждениях проходит в условиях полной изоляции осужденных от общества, которая определяет ее специфику. Изоляция как профилактическое средство весьма противоречива. С одной стороны она позволяет оградить правонарушителя от привычной для него среды окружения, влияния лиц на его преступное поведение, с другой стороны ведет к обрыванию полезных связей с близкими родственниками, помещает его в среду отличающуюся специфической субкультурой, уголовными традициями, ценностями и обычаями. Эта среда оказывает отрицательное влияние на исправление осужденных, создает трудности в процессе исправления их личности. Осуществляя воспитательный процесс, следует иметь в виду, что условие его эффективности зависят от срока наказания и времени исправления осужденного. Не редко возникают ситуации, когда тяжесть совершенного преступления не адекватна степени криминальной и педагогической запущенности личности. Это приводит к тому, что для одних срок наказания может быть не достаточным для исправления их личности, для других — превышает необходимый, возникающее противоречие между сроком наказания и временными рамками процесса исправления, что необходимо учитывать при организации воспитательной работы с каждым осужденным индивидуально.
Процесс перевоспитания в пенитенциарном учреждении осуществляется в условиях исполнения наказания, поэтому он воспринимается осужденными через призму кары. Отрицательное отношение к каре, создает в сознании правонарушителей смысловые и эмоциональные барьеры, которые препятствуют усвоению ими нравственных и правовых норм общества. Таким образом, специфические условия отбывания наказания определяют особенности воспитательного процесса в условиях исправительного учреждения.
В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении их степени исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч.2 ст.109 УИК РФ). Уголовно-исправительным законодательством (ч.2 ст.110 УИК РФ) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных.
В процессе воспитательной работы с осужденными используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы) [2].
Еще одной особенностью воспитательного процесса в ИУ является вовлечение в процесс воспитания самодеятельных организаций осужденных. Согласно ст.111 УИК РФ они создаются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещении камерного типа, единых помещениях камерного типа) и работают под контролем администрации исправительных учреждений. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных является оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитии полезной инициативы осужденных, оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка; формирование нормальных отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.
К формам самодеятельных организаций осужденных относят коллективы отрядов и советы коллектива колонии. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составляют совет коллектива отряда, секция дисциплины и порядка, производственная секция, секция пожарной безопасности, санитарно-бытовая секция, секция досуга, деятельность которых охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут создаваться и другие секции. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций.
В масштабе колонии сфера деятельности самодеятельных организаций существенно расширяется, несколько видоизменяются их функции, включающие руководство активом общественных формирований осужденных. Работа самодеятельных организаций осужденных строится в русле современных требований процесса воспитания осужденных, то есть в определенной законом мере осужденный является субъектом управления исправительным процессом[3].

3. Закономерности, критерии и степени исправления осужденных. 3.1. Понятие исправления осужденных Понятия «исправление» и «перевоспитание» употребляются в трех аспектах: 1). для обозначения цели деятельности органов, исполняющих наказание, как юридическое воплощение психологического принципа исправимости личности; 2). для характеристики процесса изменения и перестройки личности осужденного; 3). для обозначения результатов, достигаемых в деятельности органов, использующих наказание. При этом законодатель употребляет понятие «исправление» и «перевоспитание» вместе, подчеркивая их взаимную связь и неразрывность. Однако, нельзя их отождествлять, надо видеть и их различия.
Понятие «исправление» стоит ближе к понятиям «развитие» и «самосовершенствование». Исправление — это деятельность самого объекта педагогического процесса по устранению имеющихся у него недостатков. Исправляться он может как под влиянием внешних воспитательных воздействий, так и исходя из собственных внутренних побуждений. Понятие «перевоспитание» по своему значению стоит ближе к понятию «воспитание» и связано, прежде всего, с деятельностью субъекта педагогического процесса, организацией им педагогических воздействий на осужденного, последствием которого и может быть исправление.
Кроме несовпадения этих понятий при сопоставлении их с субъектом и объектом педагогического процесса, они не совпадают и во времени. Перевоспитание лица, совершившего преступление, начинается с момента его ареста и продолжается в ходе следствия и судебного разбирательства. Одновременно может начинаться и процесс исправления, если правонарушитель чистосердечно раскаивается в совершенном преступлении, осуждает свое преступное поведение. Если же он не раскаивается при объективной виновности, активизирует защитную доминанту, то возникает взрыв между перевоспитанием и исправлением. И только когда будут сняты защитные мотивы и осужденный станет доступным для педагогического воздействия, задумается над своим поведением, осудит свое преступное прошлое, решив изменить себя, можно сказать что, он встал на путь исправления (он начинает исправляться). Следовательно, исправление надо рассматривать как процесс внутренних изменений в личности, которые протекают по своим внутренним законам6[4].
3.2. Критерии исправления осужденных Педагогический процесс в исправительном учреждении имеет целью исправить осужденного. В связи с этим встает вопрос: «По каким признакам следует определять степень его исправленное™? » Это важно знать при представлении осужденного к условно-досрочному освобождению и переводе его в облегченные условия отбывания наказания, при закреплении результатов перевоспитания после освобождения из ИУ. Критерий исправления — это показатель, при помощи которого определяется степень исправленности осужденного.
В основе каждого критерия исправления осужденного лежит система основных отношений, проявляющихся в совокупности поступков и действий. Это отношения:
к окружающему миру, к общественно полезному труду (честное или не честное), к коллективу, его интересам, коллективной деятельности, к другим людям (к старшим, младшим, равным по положению, жене, детям, родителям, знакомым и не знакомым людям, эгоистическое или альтруистическое, пренебрежительное или уважительное, гуманное или жестокое), совершенному преступлению и назначенному судом наказанию (раскаялся или нет, признает наказание справедливым или считает его не справедливым), к российским законам, в том числе отношение к требованиям режима отбывания наказания, к самому себе, своим личным качествам, своему прошлому, настоящему и будущему (самокритичное или не самокритичное, есть ли устойчивое стремление к самовоспитанию, какова цель дальнейшей жизни), к основным средствам исправления и перевоспитания (добросовестное или не добросовестное, активное или пассивное). Однако, далеко не всегда по объективным признакам, т.е. по поступкам и действиям, можно судить об истинном изменении отношения осужденного к окружающей действительности. Внешние проявления и внутренняя сущность поступков и действий не всегда совпадают. Так, мотивы благородного по форме поступка могут быть корыстными, и наоборот, проступок осужденного может быть вызван положительными мотивами. Одно и то же психологическое качество внешне по-разному проявляется у разных лиц, или один и тот же поступок имеет разное психологическое содержание и значимость для разных осужденных. Стремление сделать вывод об исправлении осужденного на основе лишь отдельных критериев подчас может привести к грубым ошибкам. Чаще всего используются такие критерии, как честное отношение к труду, примерное поведение участие в общественной жизни учреждения; реже — отношение осужденного к повышению общеобразовательного и профессионального уровня, скромное поведение в быту, вежливое отношение к товарищам. Почти не используется в качестве критериев исправления степень осознания осужденными вины, раскаяния лица в совершении преступления, бережное отношение к выданному имуществу, стремление к самовоспитанию. Поэтому первым правилом, которым должны руководствоваться практические работники при оценке степени исправленности осужденного, должно стать использование как можно большего числа критериев перевоспитания.
Вторым правилом является дифференцированный и индивидуальный подход к осужденному, умение при оценке той или иной категории преступников выделить наиболее важные критерии.
Так, при оценке факта исправления лиц, совершивших умышленные, корыстные преступления, в первую очередь должно быть установлено: изжиты ли свойственные им паразитические тенденции, изменилось ли их отношение к выданному имуществу в процессе отбывания наказания (отношение к оборудованию, инструментам, материалам, к изготовляемой продукции). При определении же степени исправления лиц совершивших преступления против личности, важно в первую очередь установить, насколько преодолено осужденными индивидуалистическое, эгоистическое отношение к другим лицам, к коллективу, выработано ли уважительное отношение к человеку.
Третье правило заключается в умении воспитателей максимально использовать знания других лиц из числа администрации и работников ИУ для правильной и объективной оценки осужденного. В необходимых случаях учитывается и мнение коллектива осужденных.
Четвертое правило — это умение эффективно, неформально применять каждый критерий. Так, признаком честного отношения к труду следует считать не только систематическое выполнение и перевыполнение установленных норм, хорошее качество работы, повышение квалификации, участие в рационализаторской работе, успешное овладение новой техникой, но и бережное отношение к оборудованию и производимой продукции, усердие, проявленное в труде.
Оценивать поведение осужденного как примерное надо, не механически суммируя формальные признаки (например, количество дисциплинарных взысканий и поощрений), а учитывая активность его в поддержании дисциплины среди осужденных, помощь администрации в укреплении режима отбывания наказания.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие связи
Реферат Міжнародні стандарти у сфері управління документацією
Реферат Отдельные аспекты учета запасов по МСФО №2 "Запасы"
Реферат Облік депозитних та інших зобов'язань банку
Реферат Отчетность предприятия
Реферат Langston Hughes Essay Research Paper Nature and
Реферат Право животных на гуманное отношение к ним со стороны человека
Реферат Основные аспекты аудита персонала
Реферат Понятие, предмет и метод налогового права
Реферат Проверка состояния финансовых и капитальных вложений
Реферат Постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства
Реферат Порядок признания убытков от операций с ценными бумагами
Реферат Вкладов населения в формирование ресурсной базы кредитной организации. Организация, оформление и
Реферат Итальянские ученые об архитектуре Армении
Реферат Проблема развития аудита в Украине