Реферат по предмету "Педагогика"


Ролевые игры и их применение

Введение
Одной изактуальных проблем современной методики преподавания иностранных языковявляется организация обучения детей разных возрастов с помощью игр.
Актуальностьданной проблемы вызвана целым рядом факторов. во-первых, интенсификацияучебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интересак изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всегозанятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых,одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка являетсяобучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функцииязыка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения,что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся вустную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровойдеятельности.
С самогораннего возраста игра является одним из основных занятий ребенка. Через игрудети знакомятся с окружающим их миром, получают новые навыки и знания. Они какмаленькие зрители в большом театре смотрят широко распахнутыми глазами назахватывающее представление под названием «Жизнь» и впитывают все, чтопроисходит вокруг них. А потом в игре со своими сверстниками раскрываются их«актерские» таланты. В игре ребенок учится общаться, он растет и развивается.
Об обучающихвозможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливообращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Вигре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека,ребенка в особенности.
С возрастоминтерес к игре не пропадает. Это надо учитывать при обучении детей иностранномуязыку. Изучение иностранного языка – это не только запоминание слов, фраз, но изнакомство с другой культурой, сравнение образа жизни людей в странахизучаемого языка и своей страны [1; 25].
Игра как однаиз форм игровой деятельности дает возможность создать и сплотить коллектив.Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая ихнеоднократно в вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Игра,являясь простым и близким человеку способом познания окружающейдействительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём ковладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая необходимостьв правильном построении, организации и применения игры в процессе обучения ивоспитания требует более тщательного и детального изучения. Игра – этоуникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина.
Ролевая играпомогает создать атмосферу иноязычного общения, она объединяет учеников,создает между ними новые эмоционально-коммуникативные отношения, основанные навзаимодействии на иностранном языке. Еще одна из функций ролевой игры –релаксационная. Всем известно, что большую часть времени дети проводят в школесидя за партой, при этом они испытывают большую эмоциональную и физическуюнагрузку. И игра помогает снять напряжение, связанное с интенсивным обучением вшколе. В игре осуществляется психологический тренинг, корректируются различныепроявления личности. В связи с этим объектом исследования работы послужиларолевая игра как форма взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.
Объектомисследования данной работы является учебный процесс по иностранному языку вшколе.
Предметомисследования – методика использования игры на уроках иностранного языка.
Цельисследования данной работы заключается в освещении вопроса о значениидидактических играх и их использовании в младших классах на уроках английскогоязыка.
Задачи:
– Познать рольигры на уроке английского языка в младших классах.
– Рассмотретькаково реально место игры в учебном процессе.
– Датьопределение понятию игра и рассмотреть различные виды классификаций игр.
Структураработы: введение, четыре части, заключение и список литературы.

1. Историявозникновения игры
Термин «игра»на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости иудовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По М.Ф. Стронину,игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных иумственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, чтосказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельностьиграющих [16;3].
Играпредставляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминаетдраматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами.В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новомварианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря начеткие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в нейобязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийсянемедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игрыхарактерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не толькособственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носитобязательный характер.
Д.Б. Эльконинв своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры [4; 59]. По его мнению, невозможноточно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Онможет быть различным у разных народов в зависимости от условий их существованийи форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развитиячеловеческого общества, когда производительные силы находились еще напримитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия трудапозволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своихдетей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиямитруда, ни ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиямитруда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых.На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные областитрудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила науменьшенных по своим формам орудиях. Это и было так называемой ролевой игрой.
Такимобразом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение:ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результатеизменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна посвоему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действиемкаких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определеннымисоциальными условиями жизни ребенка в обществе [12; 167].
2. Ролевыеигры и их функции
 
Играактивизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаетусловия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер междуучителем и учеником. Ролевые игры дают возможность робким, неуверенным в себе учащимсяговорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
В играхшкольники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу,поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнениемили опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевуюпрактику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, таккак он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией,правильно отреагировать на нее. Игры положительно влияют на формированиепознавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоениюиностранного языка. В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра – этопрежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точкизрения учащихся ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой онивыступают в определенных ролях. Учебный характер игры школьниками неосознается. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознаетсяучителем [5; 156].
В учебныхусловиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается вследующем: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфераобщения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность ввыражении мыслей. В условиях иноязычного общения важно, чтобы учащиеся смогливыразить то, что им хочется сказать. Ролевая игра строится на межличностныхотношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь модельюмежличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении наиностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительнуюфункцию.
Ролевую игруможно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степениопределяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков иумений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениямидиалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая играобеспечивает обучающую функцию.
Ролевая играформирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себяс позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планированиесобственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умениеконтролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Противоречие,несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностьюосуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственномтипе деятельности – в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречиехарактеризует детей подросткового возраста. Подростки стремятся к общению, квзрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекстадеятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростка,ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Такимобразом, ролевая игра выполняет функции: мотивационно-побудительную, обучающую,ориентирующую [2;29–30].
Применениеролевой игры в обучении – яркий пример двуплановости, когда педагогическая цельскрыта и выступает в завуалированной форме
[22; 16].
Ролевая играпозволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяетконтекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива киноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностногоподхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится учениксо своими интересами и потребностями.
Чаще всего вучебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная исценарная ролевые игры [4; 10–11].
Умеренноконтролируемая ролевая игра
Ролевая игра,при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, наоснове которого готовят свое индивидуальное ролевое задание. Проблемазаключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самомуисполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведенияследует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.Программа проведения игры разрабатывается учителем, и учащимся сообщаетсясписок всех типовых и проблемных ситуаций, в которых им предстоит принятьучастие. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на уроках,изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию учителяпо лексическому и грамматическому материалу.
Свободнаяролевая игра
Ролевая игра,при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Эта играслужит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работыпо предмету. Учащиеся должны не только самостоятельно определить тему иразработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвестипоиск информации, используя рекомендуемую литературу.
Сценарнаяигра
Чаще всегопри работе с художественными текстами используется сценарная игра. Приподготовке к сценарной игре учащиеся разрабатывают программу, сценарий подруководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей врежиме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе подготовки ксценарной ролевой игре формируются навыки коллективной учебной деятельности посозданию ее сценария, определению проблемных ситуаций, поиску дополнительнойинформации по теме. В ходе подготовки к данной игре учитель наглядно с помощьюобъяснения, заполнения разнообразных таблиц, постановки проблемных вопросовдемонстрирует учащимся методы работы с текстом, обучая при этом поисковому,изучающему и ознакомительному чтению.
Преимуществаиспользования ролевой игры в классе [20; 92]:
1. Посредствомролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные.
а) формыопыта;
б) могутиспользоваться разнообразные функции, структуры, большой объем лексическогоматериала.
Ролевая играможет превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренироватьучащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.
2. Ролеваяигра ставит учащихся в ситуации в которых им требуется использовать и развиватьтакие языковые формы, которые необходимы как смазочный материал в работесоциальных взаимоотношений, которыми так часто пренебрегают наши учителя.
3. Некоторыелюди часто учат английский для того, чтобы подготовиться к определенной роли вжизни (работать за границей, путешествовать). Для них будет очень полезен тотязыковый материал, который им понадобится во время поездки и очень важно, чтобывпервые они могли испробовать свои силы в дружеском окружении классной комнаты.Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальнойжизни.
4. Ролеваяигра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся «маской» за которую онимогут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные затруднения, когда основной упорв обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И вролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение, поскольку их личностьне затронута, им ненужно раскрываться.
5. Преимуществоиспользования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим внее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от них требуется, они судовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие имнравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.
6. Ролеваяигра обладает целой гаммой технологий (коммуникативной технологией, котораяразвивает языковую беглость учащихся, способствует взаимодействию в классе иповышает мотивацию).
Процессобучения состоит из нескольких фаз:
– фазапрезентации;
– фазаполузнаний;
– фазазакрепления.
Таким образомможно выделить три вида ролевой игры: умеренно контролируемая ролевая игра,свободная ролевая игра и сценарная игра. Выбор игры зависит от характераребенка или если это коллектив то от взаимоотношений детей в данном коллективе.Так же выбор игры зависит от того какие воспитательные задачи требуют своегоразрешения.
3. Структураролевой игры и ее организация
В структуреролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация,ролевые действия.
Первыйкомпонент – роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут бытьсоциальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системеобъективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические),вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер,друг, соперник и др.) Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобыформировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческиекачества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т.п. [23; 14].
Второйкомпонент ролевой игры – исходная ситуация – выступает как способ ееорганизации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим изтого, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальнойдействительности, и взаимоотношения играющих.
Третийкомпонент ролевой игры – ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играяопределенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органическисвязаны с ролью – главным компонентом ролевых игр – и составляют основную,далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальныедействия [3;27–28].
Присвоениекаждому учащемуся престижной социальной роли и постоянное внимание к егоиндивидуальной значимости помогают снять психологические барьеры общения, чтоявляется необходимым условием успешного обучения. Роль – маска помогаетшкольнику проявлять те стороны своей личности, которые он считает возможнымоткрыть в коммуникации, и, с другой стороны, условность игры позволяет скрытьте стороны индивидуальности, которые учащийся не хотел бы делать достояниемколлектива. Занятия строятся таким образом, что доброжелательное отношение кученику снимает страх перед возможной ошибкой. Проявление интереса к учащемусякак к значимому партнеру в беседе способствует снятию чувства неуверенности приговорении [20; 13].
Место игр науроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся,изучаемого материала, целей и условий урока и т.д. Например, если играиспользуется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, тоей можно отвести 20–25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводитьсяповторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может бытьиспользована на различных этапах урока.
Следуетпомнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимособлюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежестьэмоционального воздействия.
У ролевых игресть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видовинтеллектуальных игр: карточных, логических, настольных и других [9; 85].
Во-первых,ролевая игра не может состояться без ведущего. Если в других играх ведущийчасто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он являетсяосновным действующим лицом, организующим команду игроков и ответственным заразвитие игрового мира.
Во-вторых, вролевых играх не бывает победителей по той причине, что участники играют недруг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). Целькоманды игроков – выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, всеподробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что игроки сообщаиграют против ведущего, хотя это будет не совсем правильно: скорее они играютпротив сценария, стремясь преодолеть все описанные в нем трудности и вместе достичьопределенной цели.
 В-третьих, ролевая игра – интереснейший творческий процесс. Можно смелоутверждать, что из всех возможных игр именно данный вид заставляет участников внаибольшей мере проявить свой творческий потенциал. Каждый игрок – создатель,автор своего персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочихперсонажей.
В-четвертых,у ролевых игр отсутствует один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр.Любая игра может наскучить, надоесть, но только не ролевая игра. Ролевые игрыобладают таким простором для фантазии и воображения, такими неограниченными возможностями,что варьировать различные их детали можно до бесконечности. Если вам наскучитиграть какого-либо персонажа, просто создайте нового героя, если вам надоестфантастический мир далекого будущего, смените его на сказочный мирсредневековья или шпионскую историю наших дней. Игрок может стать ведущим, аведущий – игроком. Наскучить может сценарий но не сама игра. Отсюда следует ипятая своеобразная черта ролевой игры – в нее можно играть бесконечно долго,единственным пределом являются фантазия и воображение. Если команда игроковуспешно завершила одно приключение, то она сразу может начать новое, есливедущий к этому готов и припас еще один интересный сценарий.
На этом этапеигры учитель выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно дляучащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Учитель долженоставаться активным наблюдателем, он может что-то рекомендовать, но ненавязывать свои решения [1; 49].
Несовпадениесодержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, чторебенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процессвоображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулируетпроцессы мышления.
Основные этапы проведениясюжетно-ролевых игр [17; 36]:
1. Подборобучающего материала.
Учитель заранее должен отобрать материал,который будет использован для этого вида деятельности, при этом обучающийматериал может быть взят как из учебника, так и из дополнительных источников,такие как книги, сценарии, комиксы, кинофильмы, мультфильмы и картины. Учительможет также использовать собственные обучающие материалы для игры. Обучающиематериалы должны соответствовать уровню обученности учеников и их интересам.
2. Выборситуации и создание диалога.
Необходимо продумать ситуацию или ситуациидля ролевой игры. Для каждой ситуации необходимо составить диалог. Взависимости от уровня учеников учитель дает готовый диалог, либо детисоставляют его сами.
3. Введениеи разучивание лексических единиц.
Необходимо разучить с детьми слова ивыражения, которые они будут использовать в своих диалогах. Учитель долженубедиться, что детям понятны все лексические единицы и они могут грамотноиспользовать их в своей речи.
4. Практика.
Учащиеся отрабатывают в парах или группахсвои диалоги. После того как они разучили свои слова, нужно предложить им поменятьсяролями. Тем самым они лучше отработают свой диалог. Когда ученики готовы,учитель просит выступить перед классом.
5. Изменениеситуации.
После того как учитель убедился, чтоученики хорошо запомнили диалог, он предлагает изменить ситуацию. Ученики создаютсвои диалоги по образцу.
6. Проверказнаний и оценивание.
По окончании ролевой игры учитель долженоценить эффективность проведения ее и проверить насколько хорошо учащиесяусвоили новые слова и выражения.
Основные моменты, на которые следует обратитьвнимание при организации ролевой игры [17; 78]:
– При организации ролевой игрыследует начинать всегда с парной, а не с групповой работы (гораздо легчеорганизовать беседу с кем-то одним, находящимся рядом с вами или перед вами, ненарушая планировки).
– На начальных этапах следуеторганизовать короткие виды деятельности, которые постепенно приучат учащихся кролевой игре.
– Ролевая игра должна быть рассчитанана разнообразные типы учащихся.
– Учащиеся должны понимать ситуацию ито, что написано в ролевой карточке перед началом игры.
– Следует быть очень тактичным, неогорчайтесь если одна или две пары не принимают участие в деятельности.Помните, что когда вы проводили обычные уроки, они могли также оставатьсясовершенно безучастными, о чем то думать или мечтать, а вы не замечали этого.
– Не используйте ролевой игрычересчур трудной и требующей эмоциональной перегрузки, до тех пор, пока вашиучащиеся не привыкнут к этому виду деятельности. Если же вы этого не учтете, тоучащиеся могут перейти на родной язык. Старайтесь терпимее относиться кнебольшим языковым вторжениям на родном языке, если это помогает продвижениюролевой игры.
– Если ваши учащиеся все же переходятна родной язык, то устанавливайте задания более развернуто, начиная с работы впарах и легкой ролевой игры с информационными заданиями. Если это несрабатывает, то это означает, что ваша аудитория слишком закрепощена инеобходима предварительная подготовка (коммуникативные упражнения) чтобыучащиеся расковались.
– Всегда продумывайте последующиевиды деятельности для тех групп или пар, которые заканчивают раньше других.
– Установите точный лимит времени истарайтесь добиваться, чтобы каждый этап ему соответствовал.
Ролевая карточка должна быть краткой. Еслипредполагается использование каких-то лингвистических структур, то учащиесядолжны быть с ними хорошо ознакомлены. Когда учащиеся прочтут свою ролевуюкарточку, они должны либо вернуть ее учителю либо перевернуть ее и обращаться кней только тогда, когда им необходимо.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил [17; 123]:
1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
3. Обязательна констатация результата игры.
4. Компетентное жюри.
5. Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.
Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Основныетребования к ролевым играм были сформулированы Р.П. Мильрудом [16, 37]. В своей работеавтор утверждает:
1) Иградолжна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желаниехорошо выполнить задание; ее
следуетпроводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
2) Ролевуюигру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четкоорганизовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошоисполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественнойи убедительной.
3) Ролеваяигра должна быть принята всей группой.
4) Онанепременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает ушкольников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученикв ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у негопоявится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнятьразные роли.
Играорганизуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении смаксимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.
5) Учительнепременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этомусловии он может добиться хороших результатов.
6) Большуюзначимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Созданиеблагоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. Впроцессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако неглавную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы подруководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы емуненавязчиво направлять речевое общение в группе
Выбор игры
Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре
подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой [24; 62].
Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Предложение игры детям.
Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радио объявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д. [6; 51].
Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.
Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящие для своего класса в зависимости от опыта учащихся [3; 106].
1. Можно предложить задания в форме шарад с использованием пантомимы, мимики:
– покажите, что вы чувствуете, когда… вы видите большую собаку, бегущую к вам;
– вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника.
По завершении упражнений учитель может попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.
2. Можно усложнить ситуации, которые помогут развить спонтанность и выразительность в поведении. Учитель даёт инструкции поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен их выполнять без остановки. Например: вы вешаете картину на стену. Вам нравится картина, вы нашли хорошее место, куда её повесить, и довольны тем, как она украсит комнату. Вы берёте молоток и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь в стену. Вы поранили свой палец.
После «разогревающих» упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.
Например: твой друг пригласил тебя кататься на коньках, но мама говорит, что ты должен остаться дома. Ты не хочешь обидеть друга. Мама стоит рядом.
Далее можно приступить к ситуациям с альтернативными решениями для двух и более человек, поднимающие различные жизненные проблемы.
По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.

4. Примерыролевых игр
1. Сходноеили различное. Цель: активизация совместной речевой деятельности, тренировканавыков и умений выражения в иноязычной речи сходства и различий.
Ход игры:участники образуют пары. Им вручаются карточки с картинками. Показывать карточкидруг другу нельзя. Работая в парах, играющие задают вопросы друг другу, чтобывыяснить, какие картинки на их карточках являются общими, а какие различными.Обсудив по три картинки, играющие меняются местами и продолжают работу сдругими партнёрами. Раздаточный материал можно варьировать, используя вместокартинок синонимичные и антонимичные слова, предложения и т.д.
2. Близнецы. Цель:активизация навыков и умений порождения монологических высказываний типаописания доказательства, сравнения и включения их в диалог.
Ход игры: всеиграющие получают открытки, не показывая их друг другу. Описывая открытки,задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток.Возможен обмен открытками по кругу.
3. Какиеразличия? Цель: комплексная тренировка вопросно-ответного взаимодействия свключением элементов рассуждения.
Ход игры:участники игры делятся на пары. Один играющий получает картинку, второй – такуюже картинку, но с некоторыми изменениями. Задавая вопросы друг другу, онидолжны найти различия между картинками и назвать их. Показывать друг другукартинки запрещается.
4. Плангорода. Цель: активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия сиспользованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний итехники расспроса, а также всевозможных по содержанию и структуре репликреакций.
Ход игры:участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города,на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другувопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположениедостопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам отзаданной исходной точки.
5. Уикэнд.Цель: активизация навыков и умений дискутирования, обсуждения,аргументирования, объяснения, убеждения на иностранном языке.
Ход игры:участники игры разрабатывают маршрут за город и план проведения уикэнда. Каждаягруппа обсуждает и представляет свой план. Условия, которые должны быть учтены,могут быть различными (определение суммы денег, мест для посещения, выбортранспортных средств, спортивного инвентаря для игр на природе и т.п.).
6. Восстановлениерассказа. Цель: формирование связного монологического или диалогического текстаи активизация соответствующих навыков и умений.
Ход игры:каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определённогорассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записыватьего, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затемпреподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющиепрослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логическойпоследовательностью по очереди называет своё предложение.

Заключение
По определению, игра – это вид деятельности вусловиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта,в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
 Ролевые игры – эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материалв ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствуетразвитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативнуюнаправленность урока.
Ролевые игры и задания развивают и совершенствуюту школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искреннего желанияобщаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время.Иными словами, здесь успешно формируется внутренний мотив к изучениюиностранного языка.
Урок иностранного языка рассматривается каксоциальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда,в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения другс другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. Приэтом успех в обучении – это результат коллективного использования всехвозможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительный вклад в этопроцесс [5; 14].
Помимо учебных целей ролевые игры и заданияпомогают решать воспитательные задачи. Например, в играх с использованиемтелефона особое внимание уделяется выработке умения вежливо вести разговор потелефону.
Кроме того, посредством ролевых игр и заданий ушкольников формируются такие качества, как общительность, коллективизм,появляется чувство ответственности за своих товарищей.
Уроки сприменением ролевых игр и заданий обычно проходят живо, эмоционально, привысокой активности учащихся в благоприятной психологической атмосфере.
В играх школьники овладевают такими элементамиобщения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужныймомент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушатьсобеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Немаловажным является то, что ролевая игра учитбыть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошимсобеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот,кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры,учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать телингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.
В настоящее время стала очевидной идеянеобходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно вколлективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей:
преподаватель – группа, преподаватель – ученик,ученик – группа, ученик – ученик и т.д. Положительное влияние на личностьобучаемого оказывает групповая деятельность
Игру как метод обучения, передачи опыта старшихпоколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находитв народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Литература
1) Аникеева Н.П. Психологическийклимат в коллективе. М: Просвещение, 1989.
2) Аникеева Н.П. Воспитаниеигрой. М: Просвещение, 1987.
3) Арустанянц Е.С. Ролевыеупражнения как одно из средств интенсификации обучения диалогической речи. Проблемыинтенсификации обучения иностранному языку в высшей школе.
4) Ариян М.А. Вариантыситуативных ролей для средней школы. ИЯ-ИЯШ 1985.
5) Бочарова Л.П. Игрына уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения. ИЯ-ИЯШ 1996.
6) Выготский Л.С. Играи ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии, ИЯ-ИЯШ 1966.
7) Денисова Л.Г.,Мезенин С.М. К проблеме концепции интенсивного курса в условиях среднейшколы.ИЯ-ИЯШ 1991.
8) Дмитриева О.В. Ролеваяигра в бизнес-курсе. – М., 2002.
9) Жуковская Р.И. Играи её педагогическое значение: – М., 1975.
10)  Жилкина Д.Н. Решениекоммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку. – М., 1992.
11)  Китайгородская Г.А. Методическиеосновы интенсивного обучения иностранным языкам. Изд. АПН СССР. М., 1988.
12)  Колесникова О.А. Ролевыеигры в обучении иностранным языкам. – М 1989.
13)  Матвеева Н.В. Ролевыеигры на уроках английского языка. Учебное пособие. М., 2005.
14)  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Какиграть с ребёнком: – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 1990.
15)  Мартыненко Л.С. Ролевыеи деловые игры на уроках английского языка. – М., 1997.
16)  Мильруд Р.П. Обучениешкольников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. Издательство:Дрофа, 1991.
17)  Мильруд Р.П. Организацияролевых игр на уроке. М., 1987.
18)  Олейник Т.И. Ролеваяигра в обучении диалогической речи шестиклассников. ИЯ-ИЯШ. 1989.
19)  Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э.,Голубенко Е.С., Крылова О.К. Ролевая игра – эффективный приемобучения говорению. ИЯ-ИЯШ. 1983.
20)  Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Интенсивныеметоды обучения иностранным языкам и средняя школа. ИЯ-ИЯШ. 1991.
21)  Скляренко Н.К., Олейник Т.И. Обучениедиалогической речи с использованием ролевых игр в 7 классе. ИЯ-ИЯШ. 1985.
22)  Стронин М.Ф. Обучающиеигры на уроке английского языка. М: «Просвещение», 1984.
23)  Филатов В.М. Методическаятипология ролевых игр. ИЯ-ИЯШ. 1988.
24)  Эльконин Д.Б. Психологияигры. М: Педагогика, 1978.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.