Тема 1. Предметпедагогики и предмет психологии
Важнейшаязадача – воспитание (формирование) творческой личности
Педагогика– наука о воспитании. Предметом педагогики является воспитательная деятельность, которая осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях людьми, специально подготовленными для этого обществом Психология — учение о душе. Предметом психологии являются психические функции, свойства, процессы, состояния и т.д. Их особый характер – принадлежность внутреннему миру человека. Эти явления группируются по названиям ощущение, восприятие, память, мышление, воля, чувства, эмоции и др. в совокупности = психике Изучает факты, закономерности и механизмы психики. Воспитание
В широком социальном смысле – как общественное явление, охватывает все воспитательные явления общества (семьи, трудовые коллективы, СМИ)
В широком педагогическом смысле – охватывает обучение (целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека) и образование (процесс и результат не только обучения, но и самообразования и воздействия СМИ, в результате чего человек усваивает систему научных знаний, формируются познавательные умения, складывается мировоззрение)
Дидактика– отрасль педагогики, занимающаяся теорией и практикой обучения. (Лесталоцци, Дистерберг, Ушинский)
Дидактика– это теория обучения, занимается изучением закономерностей, явлений и процессов, возникающих в обучении, их влияния на формирование личности учащегося. Дидактикарассматривает цели образования и обучения, содержание, принципы, формы, методы, кроме того предметом дидактики является также рассмотрение личности учащегося и личности преподавателя, их функции, отношения между собой. Виды психологии
- общая– изучает наиболее общие закономерности, выявляемые психологией, методов изучения, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Изучает познавательную и практическую деятельность
- педагогическая психология– ее предметом является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека
- психология труда– психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты НОТ
- возрастная психология
- социальная психология
- медицинская психология
- патопсихология
Задачи высшей школы: Вскрытие закономерностей в области воспитания, образования, обучения и управления образовательным и воспитательным процессом. Формирование модели специалиста Отбор и организация содержания образования и обучения Отражение в учебном процессе все возрастающей роди науки в развитии общества и материального производства разработка и внедрение в учебный процесс более современных методов, средств и способов обучения, повышающих качество подготовки специалиста и ускоряющих процесс обучения переход обучения на более высокую ступень интеллектуального и творческого развития студентов, исходя из требования учить рационально думать и систематически самостоятельно работать Разработка рациональных путей контроля за качеством усвоения навыков и умений и применение их в учебной, научной и практической деятельности Осуществлять индивидуализацию профессиональной и научной подготовки специалистов Педагогическое формирование преподавателей высшей школы.
Психика– это субъективный образ объективного мира, действительности, постоянный регулятор деятельности, особое свойство высокоорганизованной материи – мозга, состоящее в отражении действительности.
Связанные задачи: Повышение методологической, идейной обоснованности развития науки и техники Воспитание у студентов более ответственного отношения к практическим приложениям достижений науки для сохранения природных богатств Использование в отборе содержания образования, обучения и научных исследований методов научного прогнозирования
Сознание– высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (связано с речью)
Эффективность запоминания зависит от того: Как поставлена решаемая задача Как организован материал Какие действия с ним может произвести учащийся Как усвоил учащийся приемы запоминания и припоминания Каким уровнем знаний обладает учащийся У студента наиболее развита зрительная и смешанная память (зрительнослуховая)
Присутствуетлогическая и ассоциативная память
Студентыудерживают в памяти гораздо больше осмысленного материала чем при механическомзапоминании.
Обладаютбольшей настойчивостью и организацией произвольного внимания, чем школьники.
Экстраверт
Ориентируется преимущественно на свои внешние впечатления на происходящие вокруг него события. Общителен и стремится к успеху. Для него важно мнение окружающих
Интраверт
Характерна установка на свои внутренние впечатления, на свое собственное состояние. Сосредоточен, замкнут. Слабая реактивность на внешние впечатления. Ограниченное общение с людьми
По направленности
Холерик
(отличается большой возбудимостью и неуравновешенностью. Вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях с людьми. Энергичен в деятельности, но цикличен в работе.(не интересно – бросает)
По типу темперамента
Психологические особенности личности студента
По акцентаулизации личности
Неакцентуализированнаяпсихически здоровая личность.
- самая высокая суммарная успеваемость
- самое высокое удовлетворение своей деятельностью
- самая большая активность в обществе
- хорошо преодолевает трудности
Сангвиник
Очень горячий, но продуктивный деятель. Выполняет работу тогда, когда есть интерес. Такого студента надо стимулировать, иначе – скучный и вялый. Быстро находит контакт с людьми. Очень общителен. В коллективе – жизнерадостный и веселый. Легко возникают эмоции и легко пропадают. Легко переключается с одного вида работы на другой. В стрессе активен и сохраняет самообладание.
Практически здоровая, но акцентуализированная
- сверхточность, педантичность, ответственность, хорошая успеваемость, но низкая самооценка
- самое высокое чувство товарищества, всегда готовы помочь, но часто устраивают себе стрессовые ситуации, состояния. Очень тревожны в сессию. При подготовке к экзаменам очень трудно выделяют главное. Требуются слова одобрения, поощерения для предохранения от разрушения
- повышенная устойчивость настроения. Жесткий, твердый. Действует по раз усвоенному алгоритму. Неудовлетворен собой, категоричен, индивидуалист
- демонстративный тип. Легко вытесняет из сознания все отрицательные переживания, не соответствующие его цели. Одарен к принятию социальных ролей. Завышенная самооценка, высокий уровень притязаний, артистичен.
Флегматик
Сильный, уравновешенный, но нервная система инертна. Стабильная, ровная и высокая работоспособность. Все дела доводит до конца и только затем принимается за новые. Флегматик – стратег. Поэтому свои действия всегда сверяет с перспективой. Прочно запоминает все усвоенное. Трудно приспосабливается к новым условиям.
Лица с нервно-психическими нарушениями.
Пограничная группа, не патология. До 70% населения. При стрессовой ситуации легко впадают в патологию.
- циклотемическийтип – перепады настроения от очень высокого, до очень низкого. Среднего нет. Обладают эмпатией. Любит быть любимым работником, планирует невыполнимые цели, впадает в депрессию
- аутичныйтип (интраверт) внутрезамкнутый. Обладает высокими мыслительными способностями (шахматисты, хакеры)
- Неуправляемый тип – экстраверты в зависимости от ситуации. Устойчивость настроения, плохое товарищество, низкая успеваемость, сложная личность.
- Смешанный тип
Меланхолик
Человек со слабой нервной системой, обладающей большой чувствительностью даже к слабым раздражителям. В стрессовых условиях действия меланхолика ухудшаются по сравнению со спокойной обстановкой. Быстро утомляется, теряет работоспособность. Незначительный повод может вызвать слезы. Настроение очень изменчиво. Часто грустен и подавлен. Могут возникать невротические состояния. Ярко выражены художественные и интеллектуальные способности.
Тема 3. Цели образования иобучения
Сущность целей
Факторы, влияющие на формирование целей
Модель специалиста
Иерархия целей
Цель– сознательно планируемый идеальный образ результата деятельности.
Педагогические целиоказывают ориентирующее влияние на весь ход учебно-воспитательного процесса, связывая воедино его основные компоненты:
- содержание
- организационные формы
- методы
- контроль
Педагогические цели– идеальный, сознательно-планируемый образ результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям
Цели должны формулироваться в терминах умений или профессиональных задач
Формирование специалиста зависит от степени обоснованности целей обучения, содержания (чему учить) и методов обучения, (как учить) на формирование модели специалиста влияют следующие факторы:
- требования века (НТ прогресс)
- социально-экономический строй данного общества
- принятые теоретические направления педагогической и психологической науки
- конкретные условия функционирования учебных заведений
Требования к модели специалиста с учетом 1 группы факторов
— умение непрерывно учиться
— умение вести информационный поиск
— уметь пользоваться разными видами чтения (поисковое, ознакомительное, просмотровое, изучающее)
— уметь конспектировать, реферировать, аннотировать, составлять план, резюме, тезисы, осуществлять компрессию текста
— уметь быть готовым к коллективным формам деятельности
— уметь общаться, управлять коллективом
с учетом 2 группы факторов
— умения, связанные с нравственным воспитанием (жить по законам морали, быть честным, порядочным человеком, вызывать уважение у других, обладать высокой общей культурой)
с учетом 3 группы факторов
— развитие наук психологии и педагогики
с учетом 4 группы факторов
— умение вести исследовательскую работу
— умение, необходимое для решения практических задач
— умение обеспечить подготовку студентов к педагогической деятельности в средних и высших учебных заведениях
Частные цели – изучение конкретных разделов, тем учебного предмета
Предметно-специфические задачи, которые студент должен научиться решать в результате изучения предмета
Общая цель, касающаяся всего предмета в целом на протяжении курса в целом
Предметная цель
Глобальная цель
Цели
Аттестация
Общегосударственные цели (социальный заказ общества государственная программа)
1
Формирование творческой Государственная аттестация
личности, высоко-квалифицированного специалиста
Общевузовская цель
2.Конкретная модель личности специалиста
Факультетская цель, учебные планы
3.Структура общенаучной, идеологической и специальной подготовки специалиста
Текущая аттестация
Кафедральная цель, тематические планы
4. Содержание и качество усвоения предметов, формирование определенных качеств специалиста
Контроль уровня сформированности навыков и умений
Глобальная цель: Специалист в современных условиях должен быть высококвалифицированным, политически зрелым, обладать современным экономическим мышлением, владеть умениями управления и организаторской работы, владеть современными методами использования ЭВМ, умениями межличностного общения, иметь правовые и экологические знания, обладать высокой общественной культурой, владеть иностранными языками
Тема 4. Содержаниеобразования и обучения (часть 1)
Содержание образования и обучения Надпредметное Предметное Умственные действия Логические
(сравнение, умозаключение, обобщение, абстрагирование, классификация, выделение сущности – минимум суждений) Учебные
(умение пользоваться библиотекой, составлять библиографию, составлять конспекты, тезисы и т.д.) Практические
Интеллектуальные
(построение вариантов планов действий, рефлексия своей собственной деятельности, иерархизация типов познавательной деятельности, последовательности и подчиненности; преобразование объяснения в зависимости от типа высказывания адресата и целей; построение разных видов суждений; проигрывание различных вариантов мыслей про себя; контроль и самоконтроль за логикой развертывания чужой мысли; систематизация данных из разных источников)
Психологохарактеристические
(умение сосредоточиться в работе) Поисковые умения
(облегчают процесс решения задачи)
1. Умение сопоставлять, соотносить каждый шаг поиска решения
2. Доказывать
3. Проверять полноту и достаточность доказательств
4. Проверять полноту и достаточность решения задачи Система знаний
(В знаниях выражен обобщенный опыт человечества, отражающий различные области деятельности в виде фактов, выводов, правил, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука)
Знания должны быть
— системными (определен порядок, расположение и взаимосвязи частей)
— полными (необходимыми и достаточными)
— систематичными (одно вытекает из другого)
— осознанными (умение дать мысленный отчет об осознанном, понятом)
— действенными (применимыми на практике)
Виды знаний:
- основные термины
- факты повседневной действительности и науки
- основные законы науки
- теории, содержащие систему научных знаний и отношений между разными объектами и явлениями действительности
- научные социальные идеи, составляющие достояние личности
- знания о методах науки познания
- знания о способах деятельности
- оценочные знания о нормах отношения и различных явлениях действительности
Способы деятельности (навыки и умения) S Д М=Ц
Навык – это действие, доведенное до автоматизма о Д Д Д
Умение – способность, приобретенная человеком, целеустремленно и творчески пользоваться своими знаниями и навыками в процессе практической и теоретической деятельности. Опыт творческой деятельности
Эмоционально-ценностное отношение к действительности
Практические Могут быть усвоены сенсорно, моторно, сенсомоторно
Интеллектуальные
(построение суждений, сравнение, наблюдение, систематизация, классификация, анализ, обобщение и т.д.)
Опыт эмоционального отношения к действительности усваивается в учебном процессе, если учащийся испытывает переживания, которые имеют место только тогда, когда объект усвоения отвечает его потребностям, интересам и личностно значим для него. С этим связано формирование познавательных интересов. Познавательные интересы устойчивы и долговременны.
Ценностная ориентация учащихся формируется в течение всей жизни, а также в процессе учебной деятельности.
Ценности:
-
-
-
-
нравственные качества:
-
-
-
-
Этапы творческой деятельности
1. Зарождение идей
2. Концентрация, стягивание знаний прямо или косвенно относящихся к этой проблеме и добывание новых знаний
3. Сознательная и бессознательная работа над материалом
a. анализ
b. синтез
c. озарение проверка и доработка
Процедуры творческого процесса
1. Самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию
2. Видение проблемы в знакомой ситуации
3. Формулирование проблемы Деление проблемы на подпроблемы
Опыт творческой деятельности
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сферы сознания.
Творческая личность характеризуется двумя основными качествами: воображение(является центром, вокруг которого формируются другие психические процессы и свойства память, мышление, внимание и др.)и интуиция(точное проникновение в суть вопроса, чутье). Эмоционально-ценностное отношение к действительности 5. Мотивация
Под мотивацией понимаются:
— мотивы — опредмеченныепотребности, делятся на внешние (положительные(высокосоциальныеи узколичностные) и отрицательные) и внутренние,
— интересы
— потребности
— установки
Мотивы
Внешние (зависят от факторов учебной деятельности)
Внутренние
(знания, учебная деятельность)
Положительные
Отрицательные (наказание, порицание, отрицательная оценка)
Высокосоциальные(гражданский долг, ответственность, культура)
Узколичностные(карьера, престиж, награда поощрение)
Мотивация рассматривается как непосредственный источникактивности и как источник направленности личности на предметы и явлениядействительности.
Условия формирования положительных мотивов в учебе устудентовЗамеры и оценка текущего и итогового отношения к методическим приемам обучения, к способу действий с учебным материалом и к самому учебному предмету в целом (пилотное анкетирование) Градуировка целей обучения и планомерное знакомство с ними учащихся Регулярное знакомство студентов с методическими приемами, с помощью которых их обучают Привлечение к деятельности по овладению непрофилирующим предметом в ведущую деятельность, которая имеет для студента определенный личностный смысл и на основе этого раскрытие перед ним реальной связи целей учебной деятельности по освоению непрофилирующего предмета, мотивов ведущей деятельности (тем самым происходит сдвиг имеющихся мотивов на познавательные цели, которые ставятся в обучении) Предъявление в учебники такого учебного материала, который мог бы оказать эмоциональное воздействие на учащегося. (малоизвестные факты) Обеспечение учебного процесса достаточным количеством проблем и задач, которые активизируют мыслительную деятельность студентов Организация процесса активного преобразования самим учащимся объекта усвоения. Обеспечение ориентации студентов как на способы собственно учебной деятельности, так и будущей профессиональной деятельности Обеспечение ориентации учащегося на способы самостоятельного приобретения знаний, навыков и умений. Формирование внутренней потребности в саморазвитии. (дифференцированные дополнительные задания) Обеспечение возможностей осуществления самоконтроля и адекватной самооценки, стимулирующей положительную мотивацию, сознательность и активность учащегося. Обеспечение подкрепления успеха Установление межличностного общения преподавателя и студента между собой в обстановке сотрудничества и партнерства на основе диалога, обеспечивающего взаимопонимания. Должна быть радость общения для усвоения программы
Тема 6. Познавательные процессы
6.2.Ощущение – это простейший психический процесс,состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира,а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействииматериальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущения это субъективныйобраз объективного мира.
Органы чувств – это единственные каналы, по которымвнешний мир проникает в человеческое сознание.
Физиологической основой ощущений является нервный процесс,возникающий при действии раздражителя на адекватный ему рецептор.(Орган чувств)
Анализатор – нервный процесс, производящий анализ исинтез раздражителя.
Состоит из трех частей:
1.
2.
3.
Рецептор
(глаз, ухо, нос, язык, кожа, орг. Равновесия)
Мозговой конец анализатора
Афферентные нервы
Эфферентные нервы
Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и специальных упражнений.
Необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота, вестибулярный аппарат)
Специфические требования деятельности субъекта (профессиональные)
Тема 6. Познавательные процессы
6.1. Внимание – это направленность исосредоточенность сознания на предметах и явлениях действительности,предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательнойактивности индивида.
Внимание
Направленность проявляется в избирательности, выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности
Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отв