Александров А.В.
Слововласть широко используется с давних времен как в обыденном языке, так и вфилософско-политическом дискурсе. Попытка дать концептуальное определениевласти в рамках философско-политического анализа предпринималась уже древнимимыслителями, и, видимо, они ближе всех остальных прикоснулись к тайне власти, кнепостижимой «тайне гражданского повиновения». Однако, природа властиостается до сих пор загадкой для ученых-обществоведов и философов. Парадоксвласти ими по-прежнему не разгадан.
Хотяработы Ханны Арендт (1906-1975) восприняты как экстраординарное достижениеученого, прежде всего потому, что она развивала свою философию политического сориентацией на греческий полис, что вызывало в свою очередь обвинения ее в«грекофилии» и сомнения в способности данной политической философиидать хоть в какой степени жизнеспособное определение власти и политики, многиерассматривают ее как «теоретика политической власти.
ХанныАрендт была теоретиком „позитивной“ власти, для которой проблемыполитического участия и гражданского содействия занимали центральное место идля которой юридические стратегии на ограничение государственной власти,разрабатываемые либеральными мыслителями, не были основными.
Арендтпоставила под сомнение классическую постановку вопроса о власти, согласнокоторой власть представляет собой совокупность политических институтов,посредством функционирования которых одни социальные группы получаютвозможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с такназываемыми общими интересами.
Арендтзаявила, что в современных условиях общественно-политического развития, говоряо власти, задаваться вопросом » кто кем управляет", по меньшей мере,не правильно. Власть не есть собственность индивидуума, но находится в полномсоответствии с человеческой способностью не просто действовать, а действоватьсовместно, а потому традиционный анализ институтов государства не только не исчерпываетобласть существования и функционирования власти, но и не затрагивает самую сутьее, динамику властных отношений.
Арендтне отрицает, что феномен власти необходимо содержит элемент подчинения,«ограниченного» насилия, но в то же время она считает, что нельзясводить всецело власть к «негативной» функции насилия.
Властьможет носить не только негативный, но и позитивный характер. Поэтомупринципиальный вопрос не в уничтожении власти, а в ее разумном использованиикак важнейшего механизма направления.
Современныйфилософ, говорит Арендт, не может не понять, что осмысление власти уже само посебе есть политическое деяние, открывающее в нем самом новые возможностипонимания политической жизни и своего места в ней, где власть больше неувлекает к мирам насилия, а охраняет жизнь до ее самых дальних пределов.Понимать власть — это не обвинять ее, напротив, видеть в ней одну из позитивныхсил конструирования политического порядка, который представляет собой не толькосовокупность политических институтов, которые способствуют«институциональной овеществленности» власти, но и, главным образом,коммуникативное пространство общения субъектов политического творчества, гдепроисходит самореализация человеческой личности, и каждый, действуя, говоря ирассказывая, может открыто «самопредставляться», выявляя себядругим, но при этом, уважая и неукоснительно соблюдая права каждого другого натакое же самовыражение.
Такимобразом, политическая философия Ханны Арендт представляет собой особый способосмысления социально-политической действительности, которая предстает у нее ввиде некоего «пространства явленности» человеческой деятельности. Оноесть то самое «между», которое возникает, когда люди«являются» друг другу, и в котором они не только наличествуют наряду сдругими живыми предметами, но и достаточно четко себя «выявляют».Именно в таком типе социально-политических отношений, по мысли Арендт, наиболееполно раскрывается человеческая природа.
Симптоматично,что в центре внимания концепции власти Ханны Арендт, над которой она работалапреимущественно в 60-70-е годы («Между прошлым и будущим», "Vita activa или о деятельной жизни", «Власть и насилие»),оказывается «homo politicus»(«человек политический»).
Некийособенный автономный мир, аналог которого Арендт видит в древнегреческомполисе, становится тем пространством, в котором «обитает человекполитический». Более того в рамках этого пространства, которое необходимонаделено «публичностью», только и может быть осуществлена свобода каксубстанциональная основа полноценной жизни человека.
Свободав политической философии Ханны Арендт необходимо подразумевает власть каканалог безвластию, как некий «инициативный толчок», как«основополагающий аккорд», как источник, способный прийти к своемуосуществлению только при помощи речи, путем убеждения, обходясь без насилия имолчаливого принуждения. Свобода, следовательно, можно даже сказать, внекотором роде отождествляется с властью. Свобода как демонстративный акт ивласть соответствуют друг другу как две стороны одного и того же предмета,хотя, как особо подчеркивала Арендт, в свете современной политической ситуации,которая приучила нас думать не только о несовместимости свободы и власти, но иверить в то, что свобода исчезает, если торжествует власть, такой вывод можетпоказаться абсурдным и несостоятельным.
Такимобразом, свобода и власть понимаются Арендт нетрадиционно. Какой же традициифилософско-политической мысли она в данном случае противостоит. Как ни странно,но либеральной. Либеральная традиция социально-политической мысли с самогосвоего появления, с тех пор как либерализм становится стройным политическимучением, а позже и одной из ведущих политических идеологий в США и в ЗападнойЕвропе, формировала в политическом дискурсе «негативный» образ власти.Власть рассматривалась как принуждение, как насилие, пусть в некоторых случаяхи легитимное. Ее представляли в качестве некоего «левиафана», скоторым при определенных условиях (гарантиях), за соблюдение которых необходимовести перманентную борьбу, возможно сосуществование и даже более того приблагоприятных обстоятельствах совершенствование человеческой личности. Врезультате, в качестве основной категории политики выступало государство и какего неотъемлемые атрибуты — принуждение и насилие.
Арендти вслед за ней ряд философов (П. Рикер, Ю. Хабермас и др.) утверждают, чтовласть — это определенная совокупность средств организации социальногопространства через соответствующие точки напряжения, через линии искривленияпространства. Она существует везде, где есть совместная деятельность. Онаявляется необходимым атрибутом общественных отношений, суть которогозаключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместноедействие.
Такимобразом, для теоретиков «позитивной» власти важны при теоретическомобосновании этого феномена, главным образом, два основополагающих момента:антропологический и коммуникативный. Анализу понятия власти в этом случаеобязательно должны предшествовать, в виде предваряющих этот анализ процедур,разработка теории коммуникации и философско-антропологическое введение.
Следовательно,при коммуникативно-антропологическом обосновании власти принципиально важнымоказывается, с одной стороны, акцент на политическом действии и политическойкоммуникации, а, с другой стороны, систематическое различение двух разных типовчеловека, принадлежащих разным жизненным мирам — «человекаполитического» и «человека экономического».
Коммуникацияпонимается Ханной Арендт не только как речевое взаимодействие или какспособность убеждения посредством речи, символов и знаков, но и как возможностьосуществления самой власти.
Особуюважность имеет коммуникация, понятая здесь философско-антропологически. Еще дляучителя Арендт, Карла Ясперса, коммуникация являлась центральным понятием. Онавоспринималась им как интимное личностное общение в истине. Тем не менее, ближек арендовской концепции политической коммуникации позиция иерусалимскогофилософа и теолога Мартина Бубера. Последний понимает коммуникацию (диалог) нетолько как приобщение к истине, но и как спасение человека. Для Арендтполитическая коммуникация есть нечто иное как модус благоприятногосуществования человека, как сказал бы еще один ею великий учитель МартинХайдеггер.
Современномучеловеку, живущему в посттоталитарном мире, следует, как писала в своих работахАрендт, и на уровне теоретической рефлексии, и на уровне активнойполитико-практической и нравственно-коммуникативной деятельности стремится ксозданию такого модуса существования, который с необходимостью гарантировал бычеловеческое достоинство.
Политикаи власть, по ее глубокому убеждению, должны быть творческой стихией,пространством, в котором происходит активный поиск человеком самого себя всоотнесении себя с другими.
Концепциявласти Ханны Арендт значительно обновила область философско- политическогоанализа власти. Арендт своей концепцией власти оказала самое непосретственноевлияние на современную теорию власти, прежде всего на критическую теориюФранкфуртской школы, антропологию власти, теологию освобождения, теориинеофеминизма и ряд других современных направлений западной мысли.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта polit.mezhdunarodnik.ru/