КУРСОВАЯРАБОТА
На тему:
«ЗДОРОВЫЙОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГООБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и значение здорового образа жизни
1.2 Формирование здорового образа жизни школьников какоснова профилактики хронических заболеваний
2.МЕРОПРИЯТИЯ ЗОЖ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ХРОНИЧЕСКИХЗАБОЛЕВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
3.РАЗРАБОТКАРЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
/>/>
ВВЕДЕНИЕ
Существенныеизменения, происходящие в социально-политической и экономической жизнибелорусского общества, предъявляют качественно новые требования к воспитаниюсовременного человека. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильностьжизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров — все это создаетреальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей имолодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности,наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.
Кризисгуманизма особенно характерен для нашей страны, переживающей тяжелое состояниеэкономики, политики, идеологии, культуры, образования, серьезное изменениетрадиционного образа жизни.
Вызывает тревогусостояние здоровья детей, повышения уровня хронических заболеваний. Так, поданным медицинских исследований, в школах Беларуси лишь 14% детей практическиздоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35— 40% — хроническиезаболевания.
Указанныеобстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования здоровогообраза жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативностии продуктивности труда школьника, как основа профилактики хроническихзаболеваний является важнейшей проблемой современности, что и подтверждаетактуальность темы курсовой работы.
Целькурсового исследования – особенности формирования здорового образа жизни какосновы профилактики хронических заболеваний школьников.
В ходе работыможно выполнить ряд задач:
-рассмотреть теоретические основы формирования здорового образа как основыпрофилактики хронических заболеваний школьников;
- разработатьпрактическое мероприятие по формированию ЗОЖ для школьников;
- выработатьрекомендации по формированию здорового образа жизни, как основы профилактикихронических заболеваний школьников.
Объектомисследования является — процесс формирования здорового образа жизни школьников.
Предметомисследования является — организационно-педагогические условия формированияздорового образа жизни школьников, как основы профилактики хроническихзаболеваний.
Теоретическаязначимость данной курсовой работы состоит в решении проблемы формирования основздорового образ жизни детей младшего школьного возраста на внеклассныхзанятиях, а именно:
— определена структура здорового образа жизни младших школьников;
— выявлены критерии здорового образа жизни детей;
— разработаны методические основы формирования основ здорового образ жизни вовнеклассной работе.
Практическаязначимость исследования состоит в том, что его результаты позволяютсформировать и совершенствовать здоровый образ жизни школьников. />
Висследование и решение проблемы здоровья детей, формирования здорового образажизни у детей внесли вклад в различное время ученые различных наук: философы:К. Гельвеций, Дж. Локк, М.В. Ломоносов и др.; психологи и физиологи: В.М. Бехтерев,Л.С. Выготский и др.; ученые-медики: Н.А. Амосов, В.Ф. Базарный, И.И. Брехман,И.И. Буянов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицин, Б.Н. Чумаков и др.; педагоги: Ш.А. Амонашвили,В.К.Зайцев, В.В. Колбанов, Я. Корчак, С.В. Попов, В.А. Сухомлинский и др.
Длядостижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплексметодов исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической,валеологической, методической литературы; синтез выявленных знаний по проблемеисследования.
Курсоваяработа состоит из трех глав, заключения и списка используемой литературы.
/>1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯКУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
/>
1.1 Сущность и значение здорового образа жизни
Здоровье –это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Привстречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго икрепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной исчастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решатьосновные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то изначительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самимчеловеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь[6, c.64].
Здоровый образ жизни — это система общественных и индивидуальных мероприятий и взаимоотношений вобществе, обеспечивающих высокое физическое и духовное здоровье, долголетие,здоровую наследственность, широкие функциональные возможности организма врешении трудовых, социально-бытовых, общественных и индивидуальныхвозможностей, а также поддерживающих высокую культуру труда, быта ивзаимоотношений с обществом и природой.
Сегодняшнеесостояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу.
Здоровье –категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа вединстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы,жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики.Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либоутрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.
Главныйисточник нездоровья – сложившаяся система школьного обучения с преобладаниеминструктивно- программирующих методик, словесно-информационным построениемучебного процесса в режиме систематического сидения, «близорукого» иузкоформатного зрения [14, c.75].
В течениевсего урока дети практически без движения. За партами при письме они находятсяв напряженно-неестественной позе. При традиционной дидактике ученик являетсяпринимающим устройством, в закрытом помещении и ограниченном пространстве.Стандартные столы с горизонтальной поверхностью, люминисцентные мигающие лампы,большая нагрузка для детей и мы получаем идеальные условия для возникновенияневрозов, деградации здоровья.
Здоровье- плод прогрессивного эволюционного процесса и сознательного регулированиячеловеком своего поведения, своего образа жизни, привычек и пристрастий. Вполнезакономерно, что современная система образования, основным постулатом которойопределено развитие личности ребенка, уделяет все большее внимание изучениюнаучных сведений о здоровье, здоровом образе жизни и оптимизации условийжизнедеятельности человека.
Внаше время понимание здоровья как категории, значимой для жизни общества,находит все более широкое распространение. По нашему мнению, решатьоздоровительную задачу на занятиях по физической культуре невозможно безопределения термина «здоровье» и понимания значимости здоровья для общества.
Так,Н. М. Амосов (1987), подчеркивая важность здоровья человека для созидания иразвития общества, говорит, что народ здоров, если здорово общество[1,c.75].Б. Н. Чумаков (1997) отмечает, что здоровье человека — это прежде всего процесссохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальнойработоспособности и социальной активности при максимальной продолжительностижизни[29, c.195].
Здоровьечеловека, как подчеркивает А. А. Васильков (1997), является наивысшиминтегративным показателем функционирования целостного организма, в котором всеего компоненты упорядоченно и взаимосвязанно работают на одну общую идеюактивной деятельности, самосохранения и продления жизни[15, c.69].
В.П. Казначеев (1996) трактует здоровье человека как процесс сохранения иразвития биологических, физиологических и психологических функций оптимальнойтрудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительностижизни[13, c.106].
Финскийученый М. Карловен характеризует здоровье не только с качественной, но и сколичественной стороны. Он указывает, что понятие здоровья должно включать всебя не только моментальное состояние организма, но и его потенциальныевозможности, резерв которых определяет направление изменения в состоянииздоровья.
Достаточнополно понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) рассматривается в работах педагогови психологов. Так, М.Я. Виленский определяет это понятие как типичнуюсовокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности,объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и еерезультаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующиеполноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций[14,c.32].
Творческаядеятельность педагогов как обычно ограничивается средствами, выделяемымигосударством на нужды народного образования. И поскольку в этом не приходитсяожидать больших сдвигов, нужно делать то, что возможно. И главное препятствиеиное – пассивность самих педагогов, нежелание что-либо менять в привычнойсистеме обучения.
К сожалению,в настоящее время хорошее здоровье, здоровый образ жизни не является нормой длябольшинства учащихся и их родителей; отношение к здоровью как к ценности неимеет приоритетного значения.
Здоровыйобраз жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющаячеловеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества длядостижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образжизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических ипсихических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний,увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья.Здоровье сбережение может выступать как одна из задач некоего образовательногопроцесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиеническойнаправленности (осуществляемые при тесном контакте педагог — медицинскийработник — ученик)', физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиямфизкультурной направленности); экологической (создание гармоничныхвзаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу кобучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровьяучащихся.
Основные направления здорового образа жизни ребенка следующие:
1. Здоровыйребенок — практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление— не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологическихвозможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированныйподход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Не для кого ни секрет, что успехи ребенка в учение – тойдеятельности, которая с приходом ребенка в школу начинает представлять собойглавное в его жизни, — зависят от его здоровья.
Цельпедагога — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за периодобучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки поздоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневнойжизни. Один из главных принципов, которым руководствуется педагог – «Ненавреди!»[2, c.65].
ФормированиеЗОЖ школьника представляет собой социально-педагогический феномен,необходимость которого вызвана реальной потребностью личности и общества вздоровье как основополагающем, жизненно необходимым ресурсе саморазвития иразвития.
Здоровыйобраз жизни личности школьника представляет собой интегративную биосоциальнуюхарактеристику, которая включает в себя знания и представления о здоровье какжизненной ценности человека, о ЗОЖ, сформированные привычки и мотивацию своегоповедения как здорового человека, умения и навыки здравосозидающего поведенияна основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек, чтопозволяет вести здоровый стиль жизни и быть физически и социально активным,здоровым человеком в обществе.
Здоровыйстиль жизни школьника включает в себя следующие основные компоненты:
-режим учебы без перегрузок,
-организацию свободного времени с преобладанием движений,
-личную гигиену, привычное питание,
-отсутствие травматизма,
-здоровые привычки, физическую активность.
ЗОЖшкольника является фактором не только здоровьесохраняющего (здравосохраняющего)поведения младшего школьника, но и здоровьесозидающего.
Наиболееадекватная реализация организационно-педагогических условий формирования ЗОЖшкольника возможна посредством построения модели организации процесса. Даннаямодель, которая обеспечивает формирование ЗОЖ у школьника, включает в себяцель, принципы, педагогические условия, направления формирования ЗОЖ, методикии технологии формирования ЗОЖ, формы физкультурной деятельности, ожидаемыерезультаты. Она концептуально объединяет все содержательные характеристикиформирования ЗОЖ.
Основнымиусловиями формирования здорового образа жизни у школьников, выделенными наоснове понимания ЗОЖ как основного фактора здравосозидающего поведенияшкольника, и создаваемыми в учебном процессе являются:
— формирование знаний младшего школьника о здоровье, ЗОЖ, о собственном здоровье,о здоровых и вредных привычках растущего человека, о нормальном нравственном иотклоняющемся поведении детей и подростков;
-организованная двигательная активность учащихся в условиях использованияспециально разработанных методик и технологий формирования здорового образажизни;
— формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни;
— формирование здоровых навыков и привычек учащихся.
Данныеусловия позволяют реализовать целевую установку, принципы, структурныекомпоненты и критерии оценки эффективности формирования ЗОЖ младшего школьника.
/>/>1.2Формирование здорового образа жизни школьников как основа профилактики хроническихзаболеваний
Хроническиезаболевания — это заболевания внутренних органов, которыми люди болеютдлительное время. Чаще всего излечиться от этих заболеваний невозможно, можнолишь добиться стойкой ремиссии — отсутствие обострений заболевания в течение длительноговремени (иногда несколько лет).
С некоторымизаболеваниями люди рождаются, другие возникают в детском возрасте или вовзрослом состоянии из-за недостаточного или несвоевременного лечения острыхзаболеваний.
Любоехроническое заболевание требует наблюдения у соответствующеговрача-специалиста, соблюдения определенной диеты и образа жизни, возможнодлительного приема лекарственных препаратов с индивидуальным подбором ипериодической коррекцией дозы принимаемых лекарств.
Профилактическиемероприятия по ЗОЖ с целью профилактики хронических заболеваний ведутся в трехнаправлениях:
1)организация учебно-воспитательного процесса в соответствии санатомо-физиологическими особенностями учащихся;
2) повышениефункциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры;
3)дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детейгруппы риска.
Все тринаправления предусматриваются годовым планом работы врача школы, обсужденным напедагогическом совете и утвержденным главным врачом детской поликлиники.
К сожалению, современные школьники имеют все больше и большехронических заболеваний. Основной причиной возникновения таких заболеванийявляется то, что современные школьники все меньше двигаются. Чаще всего этосвязано с загруженностью уроками, дополнительными занятиями, домашнимизаданиями. Порой у них не остается времени на прогулку, общение со своимисверстниками, на участие в подвижных играх. В результате нарушаетсяестественное, нормальное развитие детского организма. Школьные урокифизкультуры компенсируют лишь около 10% необходимой двигательной активности.Вот почему формирование здорового образа жизни особенно важно и актуально.
Систематическоепребывание на воздухе во время перемен в школах определяется степенью благоустройстваучастка, количеством входов и устройством гардеробов. Наличие несколькихвыходов на участок из здания школы и децентрализованных гардеробовобеспечивает, проведение ряда режимных моментов на воздухе. Наблюденияпоказывают, что число детей, одновременно находящихся в рассредоточенныхгардеробах, в 7— 8 раз меньше, а время, затраченное на одевание, в 3 разаменьшее, чем в централизованных гардеробах школ той же вместимости. В практикенередко встречается неверное использование планировочных решений: один входвместо имеющихся трех, прямой график движения вместо ломаного, один гардеробвместо двух, одно туалетное помещение на этаже вместо двух и т. д. Врач обязанбыть хорошо знаком с проектными решениями школы и не допускать использования ихне по назначению. Правильная с гигиенических позиций расстановка мебели иоборудования, благоприятные условия видимости на классной доске, световогоклимата, микроклимата и состояния воздушной среды обеспечиваются при размерахкласса в 50—64 м2, кабинета — 66 м2 и лаборатории — 70 м2. Наполняемость 1-гокласса — 25 учащихся, 2—4-го — 30, 10—11-го — не более 25 учащихся.
Особого внимания требуют дети, имеющие низкий уровень развития. Иработа с такими ребятами является дополнительным стимулом к улучшению развитиятаких детей. Только путем ежедневной дополнительной работы можно добитьсяопределенных успехов в развитии их умственной работоспособности. Увеличениеежедневной двигательной активности школьников посредством физических упражненийи подвижных игр положительно сказывается на предотвращении утомления исохранении у них умственной работоспособности в течение всего учебного года,является профилактикой хронических заболеваний.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могутсегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуютк себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошеездоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствуетбезболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности,связанной с напряженной умственной нагрузкой[6, c.76].
Многие исследователи с тревогой отмечают, что именно с приходомдетей в школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности, изачастую — за грань допустимого, прогрессируют хронические заболевания.Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это неозначает, что весь образ жизни ребенка должен стать «сидячим» [2, c.20].
Такой образ жизни может привести — и, увы, в ряде случаев приводит— к хроническим заболеваниям и отклонениям в физическом развитии. Нарушениеосанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение — вот наиболее частыеи явные признаки нехватки движения; самым нежелательным образом отражаетсятакая нехватка на сердечно-сосудистой системе ребенка. Парадоксально, ноограничение движения во имя учения сказывается на учении как раз весьмаотрицательно: умственная работоспособность резко снижается, память ухудшается.
Но хотя это известно давно, каждое новое поколение родителей склонноповторять одни и те же ошибки… В решающей степени от семьи зависит, насколькодень ребенка будет наполнен столь необходимым ему движением. То, что онполучает в этом смысле в школе — уроки физкультуры, игры на переменах,физкультуры во время уроков, необходимо, но недостаточно. Домашняя часть днядолжна быть буквально пронизана физкультурой; возможности у семьи здесь весьмашироки: утренняя гимнастика, «физкультминутки» во время выполнения домашнихзаданий, подвижные игры в часы работы, занятия спортом, общие семейныеувлечения, связанные с различными физическими нагрузками: прогулки навелосипедах, лыжные прогулки и вылазки на лыжах, туристические походы иплавание летом.
Профилактикапереутомления не сводится к контролю за количеством уроков в соответствии свозрастом, а касается и вопросов правильного с гигиенических позиций построениякаждого урока, их чередования. Трудность урока складывается из учебных егоэлементов, суммарного воздействия уроков. Установлено, что уроки среднейтрудности наименее утомительны для учащихся. Уроки малой трудности ниже учебныхвозможностей детей. Они не интересны и утомительны. Трудные уроки вызываютчрезмерное напряжение умственной деятельности, утомляют детей, снижают ихработоспособность. Трудность предмета для каждого возраста разная. Так, дляучащихся 1-го класса объективно трудными оказались уроки пения, чтения; для2—3-х — природоведение, русский язык; для 4—6-х классов — география, история,химия, а для 9—10-х классов — литература, физика, физкультура. Урок.облегчается,если на нем многократно чередуются разные виды деятельности. Например, устная-и письменная работа, изучение нового и повторение пройденного материала,соблюдена посильная для данного возраста длительность каждого из компонентовурока, особенно самостоятельная работа. В младших классах целесообразныкомбинированные уроки, на которых используются разные виды работ. Например,последние 10 минут русского языка или математики отводятся рисованию по темеурока. Включение игровых моментов в ходе урока является эмоциональнойразрядкой, позволяет в значительной мере активизировать внимание детей ипедагогически эффективно использовать все время урока. Основы ЗОЖ должнывключать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающихдуховное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, как непременноеусловие психического здоровья.
В заключение главы можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни являетсяинтегративным качеством в структуре становления личности школьников,представляющей собой совокупность ценностных ориентацией личности наформирование, сохранение и укрепление своего здоровья, профилактики хроническихзаболеваний, теоретических знаний и практических форм поведения, способствующихвыполнению учебных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровьяусловиях[2, c.58].
Социально-педагогическиетехнологии формирования здорового образа жизни у школьников — этодополнительная последовательная целенаправленная система способов действий поформированию здорового образа жизни на основе субъектно-субъектных отношений впедагогическом процессе, включающая научно обоснованную совокупность форм,методов и способов деятельности, направленная на подготовку ребят ксамостоятельному принятию решения вести здоровый образ жизни.
Первичнаяпрофилактика включает в себя:
· Принятиемер по снижению влияния на организм человека вредных факторов;
· Формированиездорового образа жизни:
· созданиеи поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы,направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии наздоровье всех негативных факторов, а также путей и возможностей уменьшенияэтого влияния,
· санитарно-гигиеническоевоспитание,
· снижениераспространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребленияалкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств,
· обучениеправильному отдыху,
· привлечениенаселения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышениедоступности этих видов оздоровления;
· Выявлениев ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровьяфакторов и принятие мер по их устранению;
· Проведениеиммунопрофилактики различных групп населения;
· Формированиекомплекса мер по предупреждению развития соматических и психических заболеванийи травм;
· Оздоровлениенаселения, находящегося под воздействием неблагоприятных для здоровья факторовс применением мер медицинского и немедицинского характера.
/>/>2. МЕРОПРИЯТИЯ ЗОЖ ПО ПРОФИЛАКТИКЕХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
В рамках курсовой работыможно предложить мероприятия по формированию здорового образа жизни с цельюпрофилактики хронических заболеваний школьников.
Занятие по ЗОЖ жизни смладшими школьниками «Азбука здоровья»
Цель:Как бытьздоровым?
Задачи:
· Познакомить детейс правилами здорового образа жизни.
· Развивать речь,внимание, мышление, интерес к своему здоровью и окружающих людей.
· Воспитыватькультуру общения, поведения.
Оборудование:
· мультфильм«Королева Зубная щетка»,
· зубная щетка,мыло, носовой платочек, градусник, тесты, карточки с индивидуальными заданиями,костюм кота, мед. сестры,
· фотовыставка «Моиувлечения», оформленная выставка из книг по валеологии, ЗОЖ, текстов «Знаешь литы?», «Знаешь ли ты себя?»,
· паспортаздоровья, стихи детям.
Ходзанятия:
1. Ребята, мы попали в волшебный лес ивидим камень, который охраняет ученый кот (нарядить ученика).
Кот: «Ребята,я старый и больной кот, а хочу как и вы прыгать и играть. Научите меня правиламздорового образа жизни, и тогда я вас выпущу из волшебного леса. Выбирайтедорогу: налево пойдете — голову потеряете, направо пойдете — ничего не найдете,а вперед пойдете — узнаете как быть здоровым.»
Дети — идемпрямо! На доску вывешивается цель урока. Итак, в путь!
2. Ребята, как вы думаете — что значитбыть здоровым? Дети отвечают, а учитель приводит примеры из книжной выставки,обращая внимание детей на книги по ЗОЖ.
3. Рассматривается фотовыставка с фото детейв спортивных секциях, на катке, на лыжах и т. д., обращая внимание детей напользу занятий во внеурочное время и активном отдыхе. Предлагается детямрассказать о занятиях в кружках, спорт, секциях и т. д.
Вывод: чтобы быть здоровым необходимозаниматься спортом
4. Детям предлагается проанализироватьданные из своих паспортов здоровья, сравнивая данные о своих заболеваниях,росте, весе за сентябрь и октябрь.
Вывод: необходимо правильно питаться,закаляться, дышать свежим воздухом.
5. А что еще помогает быть здоровым?Прививки. Сценка «На прививку, второй класс!».
6. Чтение лозунгов-призывов, написанныхна доске:
Будьаккуратен, забудь про лень — чисти зубы каждый день!
Чащемойся — воды не бойся!
В чистойкомнате — чистое тело, убирай комнату, чтоб она блестела!
Вздоровом теле — здоровый дух!
Как выпонимаете эти призывы?
Запишипонравившийся лозунг в паспорт здоровья.
7. Ребята, мы сделали выводы по общимправилам по соблюдению ЗОЖ, о каждом из которых будем говорить в будущемотдельно. А сейчас вспомним элементы человеческого общения. С помощью чего мыобщаемся? — речь, жесты, мимика.
Дети получаютиндивидуальные задания на карточках и выполняют их в парах: изобразить разныечувства, записанные на карточках с помощью жестов, мимики.
Класс анализируетсценку-ситуацию о двух подружках, где одна вежливая, а другая грубая.
Проверкаиндивидуальной работы.
Вывод: нужно быть вежливым, уважительнымс людьми, тогда и с тобой будут обращаться так же.
Физ.минутка.Дети рассказывают стихотворение и показывают движения.
Ты с красным солнцемдружишь, волне прохладной рад. Тебе не страшен дождик, не страшен снегопад.Зимой на лыжах ходишь, резвишься на катке, А летом, загорелый, купаешься вреке. Ты любишь прыгать, бегать, играть тугим мячом, Ты вырастешь здоровым, тыбудешь — силачом!
8. Как называется наука, котораярассказывает о здоровье? Валеология.
Уголок повалеологии есть у нас в классе. Рассматриваем рекомендации по охране зрения,зарядку для глаз, рубрику «Знаешь ли ты?».
9. Загадки с показом отгадок.
Хвостик изкости, на спинке – щетинка. (Зубная щетка)
Ускользает,как живое, но не выпущу его, дело ясное вполне — пусть помоет руки мне. (Мыло)
Лег в кармани караулю реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, не забуду и про нос. (Носовойплаточек)
Я подмышкойпосижу и что делать подскажу: или разрешу гулять или уложу в кровать. (Градусник)
10. Задание на внимание и повторениезнаний о ЗОЖ через веселые стихи. Дети должны за учителем повторить фразу « Этоочень хорошо/ плохо».
Жил на свете мальчик Коля,- Это очень хорошо!
Он учился в нашей школе.-Это очень хорошо!
В 7 утра он поднимался. — Это очень хорошо!
Никогда не умывался. — Это очень плохо!
Он старательно учился. Иоднажды отличился.
Отнял он рекорд у Вани: 3недели не был в бане.
Но исправился наш Коля.Стал наш Коля молодец, тут и сказочке конец!
Это очень плохо! (чтозакончилась игра).
11. Проверка знаний:
Какназывается наука, изучающая здоровье?
С помощьючего человек может выразить свои чувства и мысли?
Какие правилаЗОЖ вы знаете?
Итог.Чтение детьмистихов.
Где бы нипришлось нам работать и жить
Будемздоровьем своим дорожить.
За силойнаших легких следит страна.
Выносливыхи ловких нас ждет она.
Закаленныйв тренировках, буду сильный, буду ловкий.
Охраназдоровья — большое дело, силы ему отдать нужно смело.
К этойработе любовью горят весь наш класс дружных ребят!
12. Просмотр отрывка из мультфильма огигиене «Королева Зубная щетка».
Оформляемправила о ЗОЖ. Вручаем их коту. Предлагаем гостям прочитать правила о ЗОЖ всвоих классах. Помещаем правила в уголке валеологии.
Каждомуребенку раздать карточку с красным крестом и № 103, вспомнить, чей это телефон,и когда нужно по нему звонить, памятку для родителей (Приложение). Поместитьэту поощрительную карточку в паспорт здоровья.
/>/>3. РАЗРАБОТКАРЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
Дляформирования здорового образа жизни ребенка школьного возраста и предотвращенияхронических заболеваний главное — это комплексность воздействия.
То естькаждым учителем должна быть создана комплексная система социально-педагогическойработы по формированию навыков здорового образа жизни, состоящая изследующих блоков:
-социально-психологический,
- базовоеобразование,
-внеклассная работа и досуг.
В целяхповышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается впсихологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе.
Работа поформированию у ребят навыков здорового образа жизни должна носитьсистематической характер, к сожалению, следует отметить, что во многих школахона носит эпизодический характер. Необходимость постоянной работы поформированию здорового образа жизни обусловлена всё более ухудшающимся какиндивидуальным, так и общественным здоровьем детей.
Основойдеятельности должна быть созданная в Республике Беларусьнормативно-регламентирующая база.
Наиболееважно создание команды, осуществляющей профилактическую программу. При этомбольшую роль играет личность организатора и руководителя. В превентивномобучении и воспитании необходимо учитывать, что они склонны слушаться тех, коголюбят и уважают. Активность и эрудированность педагога, а также его умениевызвать доверие, уважение и интерес учащихся способствуют повышениюэффективности данной работы.
Формированиенавыков здорового образа жизни должны происходить и на уроках, являясьзакреплением занятий на классных часах.
На уроках этаработа должна происходить интегрировано через различные предметы (музыка,физическая культура, изобразительное искусство, и т.д.) в течение учебного годас использованием разных форм урока (ролевые игры, дискуссии, кооперативноеобучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностныхустановок к здоровью, т.к. информация передаётся как учителем, так и самимиучащимися, а для класса она становится более значима.
Для работы вшколе могут быть внедрены специальные программы превентивного образования“Полезные привычки”, «Полезные навыки», которые направлены на овладениеучащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формированиездоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностнойкомпетентности.
Этопрограммы универсальной (первичной) профилактики употребления ПАВ, цельюкоторых в долгосрочной перспективе является предупреждение или отсрочкаупотребления ПАВ.
В целом,учащимся нравятся “Полезные привычки, навыки, выбор”, а в результатепревентивного обучения уровень знаний, отрицательных установок по отношению купотреблению ПАВ и навыков вербального поведения возрастает.
Неотъемлемойчастью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизниявляется внеклассная работа и дополнительное образование, т.к. даннаяпрофилактика должна быть частью всей системы воспитания.
Ежегодно вшколе может проводится неделя – акция “ Мы – за здоровый образ жизни”, втечение которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм,соответствующих возрасту детей:
- единыйклассный час,
-библиотечная выставка,
-конкурсплакатов,
- спортивныесоревнования,
- “круглыестолы”,
-“пятиминутки здоровья” (старшеклассники – младшим) и т.д. с привлечениемразличных специалистов.
Ребята, какпоказывает практика, активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно,повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни.
Позитивнуюроль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки ивнеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также черездополнительное образование в детско-юношеской спортивной школе.
Ежегоднопроводимые мониторинги по выявлению учащихся “группы риска” и с аддиктивнымповедением, а также по изучению динамики употребления ПАВ (прогресс и регресс)помогают социальному педагогу и педагогу-психологу наметить формы и методыизбирательной профилактики (тренинги, индивидуальная работа) с разными группамиучащихся, что даёт позитивный результат и по данным опросов, и по поведенческимнавыкам.
Школа иродители должны быть партнёрами. В школах должна проводиться работа сродителями по формированию в семье ценностного отношения к здоровью, гдепредоставляется информация по вопросам, влияющим на их собственное здоровье издоровье детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочьпонять влияние определённого поведения на их детей. Формы проведения даннойработы может быть разной: индивидуальные консультации, тематическиеродительские собрания, уроки для родителей (в рамках программ “Полезныепривычки, навыки, выбор”), тренинги, конференции…
Самостоятельнымнаправлением является профилактическая работа с педагогическим коллективом,которая имеет информативный и обучающий характер, с целью повышениякомпетентности в вопросе формирования установок и навыков здорового образажизни, а также ценностного отношения к своему здоровью, т.к. педагоги являютсяреальными значимыми другими лицами для учащихся и берут на себя частичноевыполнение профилактических обязанностей. Это семинары, педсоветы, заседаниянаучных кафедр и научно-методического совета гимназии, индивидуальныеконсультации.
Социально-педагогическаяработа в школе по формированию ценностного отношения к здоровью изэпизодической должна перейти на уровень системы.
Исследованияученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболееблагоприятные возможности для развития личности имеются в детском иподростковом возрасте (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон,Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий,Д.Б. Эльконин). Изменения, которые происходят в этот период в организме детей иподростков, становятся основой для формирования центрального новообразования вличности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность кполноценной жизни в обществе. Именно в это время закладываются основы будущейжизненной позиции человека, поэтому основная роль в формировании ценностныхориентиров возложена на систему школьного образования.
Как показалиисследования, учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущихнаправления педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни:
— созданиеоптимальных внешнесредовых условий — микросоциальной среды (гуманистическиеотношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка),через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательномпроцессе (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Б.С. Гершунский, В.И. Зверева, В.А.Караковский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова и др.);
— обеспечениевнутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития исамовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания(Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Т.М. Давыденко, В.М.Минияров, Б.Д. Парыгин, С.В. Попов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Якунин и др.).
Вучреждениях дополнительного образования детей необходимо создание центровсодействия укреплению здоровья для внедрения здоровьесберегающих педагогическихтехнологий.
Взаключение можно отметить, что главным признаком, свидетельствующим онеобходимости целенаправленного формирования здорового образа жизни, являетсямассовый характер неуклонного ухудшения состояния здоровья школьников.
Эффективностьформирования здорового образа жизни в условиях непрерывного образования достигаетсяв результате интегративного подхода, который определяется:
а)воспитанием у школьников, их родителей и педагогов аксиологического подхода,направленного на освоение приоритетных ценностей, связанных не только ссохранением жизни и укреплением здоровья, но и с переводом этого процесса вразряд самоорганизующихся;
б)разработкой содержания и особенностей поэтапной работы по формированиюздорового образа жизни учащихся с учётом социально-экономических,культурно-исторических и климатогеографических факторов региона;
в)повышением квалификации и реорганизацией методической работы педагогов черезвалеологическую направленность всего учебно-воспитательного процесса,непрерывный педагогический мониторинг и координацию процесса и результатовформирования здорового образа жизни учащихся всеми институтами образовательногопространства.
Всовременной школе реальный путь сохранения здоровья школьника заключается вустановлении баланса между образовательной средой школы, в которойвоспитывается и обучается ребенок, и физиологическими процессами детскогоорганизма, характерными для конкретной возрастной группы, при обеспеченииособенностей физиологического развития школьника с организацией педагогическогопроцесса в школе, прежде всего на уроках.
Обеспечениеэтого баланса возможно только на основе единства усилий всех педагогов школы,особенно — учителей физической культуры, медицинской службы, психологическойслужбы, родителей, службы валеологического мониторинга, необходимых дляреализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка.
Формированиеже здорового образа жизни у школьника, у младшего школьника требует выявленияособенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия ипродуманной системы организации физического воспитания во внеклассной работе,кроме всех прочих оздоровительных мер, проводимых в школе.
Организацияучебно-воспитательного процесса с профилактики хронических заболеваний ушкольников требует решения по меньшей мере двух принципиально важныхпедагогических задач:
а)формирования основных компонентов здоровья школьника посредством и в условияхудовлетворения его базовых физиологических, психологических, нравственныхпотребностей внеклассной работой, что позволит поддержать соматическое здоровьеучащегося, физическое, а также психическое и нравственное здоровье;
б)формирования у школьника мотивации к здоровому образу жизни, что позволит емусохранить и развивать физическое, психическое и нравственное здоровье вшкольном возрасте и вырабатывать у себя ценностное отношение к здоровому образужизни как необходимому условию для его здоровья как взрослого человека[8, c.39].
/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаключение курсовой работы можно сделать выводы.
Формированиездорового образа жизни школьников – актуальная и насущная задача не толькокаждого учителя, но и всего общества в целом.
Дляобеспечения готовности школьников к долголетней жизни и деятельности необходимов каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребностии мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которыепозволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.
Основнымипринципами, в соответствии с которыми должна осуществляться эта работа,являются:
—принцип природосообразности, который обеспечивается воспитанием личности сучетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннегоразвития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил;
—принцип непрерывности обеспечивается механизмом преемственности между целями,содержанием, формами и методами, характером педагогического взаимодействия,валеологизации педагогического процесса и технологиями развития физической идуховкой культуры личности;
—принцип целостности развития обеспечивается охватом эмоционально-чувственной,когнитивной и волевой сфер личности, в которых общие и специальные знания,умения и навыки позволяют осознать индивидуму преимущество здорового образажизни;
—принцип личностно-ориентированного характера обеспечивается определениемглавной цели — оздоровление ребенка, определением содержания форм, методов иорганизационно-педагогических средств достижения здоровья;
—принцип интеграции непрерывного обучения здоровому образу жизни с наукой, природой,практической деятельностью человека и общества;
—принцип самоорганизации и саморазвития обеспечивается выбором смысло-жизненныхориентации в сфере здорового образа жизни, последовательного прохождения этаповсамопознания, самоопределения и самореализации, через накопление детьми личногоопыта самоанализа, самоконтроля, самокоррекции в процессе движения к развитиюустойчивых привычек здорового образа жизни[6, c.60].
Длятого, чтобы школьник действовал ответственно, он должен:
—знать свои обязанности, пути и средства оптимального варианта их реализации сучетом социальных последствий, к которым они могут привести, то есть он должениметь ценностные ориентации;
—на основе этого знания учащийся должен обладать способностью ставить реальныецели и доводить их до конца;
—необходимые знания и готовность действовать в соответствии с этими знаниямидолжна быть практически реализована.
Хроническиезаболевания школьников вызывают тревогу. А в современном мире здоровьечеловека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненнымценностям и провозглашаются как норма в жизни общества. В развитых странахздоровье признается важнейшей ценностью в обществе, поскольку оно выступает какнеобходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей человека иобщества.
ВРеспублике Беларусь происходит переоценка этой ценности. В обществе наметиласьтенденция, выражающаяся в отказе человека от стереотипных подходов ксобственному здоровью, поиске новых путей и средств к оздоровлению, в отказе отздоровьезатратных форм поведения, в переходе к здоровьесберегающему издоровьесозидающему поведению в своей жизнедеятельности, в признании здоровогообраза жизни важной основой собственного здоровья, в признании ценностижизнеспособной личности.
Признаваяособую роль здоровья подрастающего поколения, общество вынуждено возложить рядзадач на систему государственного образования по сохранению и созиданиюздоровья школьников.
/>/>СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова.Алгоритм здоровья, — Москва: Сталкер, 2004. – 502с.
2. Балыков С.М. Воспитание красотой, — М.: Овал, 2005. – 403с.
3. Барин Л.Г. Мама, папа, я – здороваясемья, — СПб.: Питер, 2005. – 254с.
4. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школаздоровья, — Минск: Вышейшая школа, 2004. – 303с.
5. Буцкина Д.К. Младший школьник, — Москва: Аверсев, 2001. – 152с.
6. Воеводина О.Л. Здоровый малыш, — Москва: Физкультура и спорт, 1989. – 232с.
7. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья, — Минск.: Вышэйшая школа, 2003. – 223с.
8. Жирова Т.М. развитие ценностейздорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005. – 144 с.
9. Зайцев Н. К., Колбанов В. В.Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика,средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука,2001. с. 148-153.
10. Запорожченко В.Г. К понятию здоровый образ жизни. Москва.: Центр, 2004. – 92 с.
11. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. Москва.: Медицина, 2004. — 132 с.
12. Зудина Р.О.Пароль в страну здоровья. Москва.: Физкультура и спорт, 2004. 112 с.
13. КазначеевВ.П.Очерки теории и практики экологии человека, — Москва: Академия, — 254с.
14. Климова В. И.Человек и его здоровье. Москва.: Знание, 2004. 192 с.
15. Колесов В. Д.Предупреждение вредных привычек у школьников. Москва.: Педагогика, 2001. 176 с.
16. Коршунова Н. 5слагаемых здорового образа жизни.//Здоровье 2004, № 2. с. 5 — 8.
17. Кузина Р.А. Школаздоровья, — Москва: Луч, 2000. – 202с.
18. Кумко В.Д.Педагогика, — Минск: Веды, 2002. – 287с.
19. Куркович А.О.Здоровый образ жизни, — Москва: Овал, 2002. – 233с.
20. Куценко Г.И.,Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни, — Москва: Аверсев, 1997. – 393с.
21. Лебедева Н.И.Формирование здорового образа жизни младших школьников. Москва.: ИВЦ Минфина,2005. – 112 с.
22. Лещинский Л.А.Берегите здоровье. Москва: Физкультура и спорт, 1995.- 303с.
23. Литвинова Л.С.Нравственно-экологическое воспитание учащихся. Методика. 5-11 класс, — Москва: Луч,2006. – 232с.
24. Мир детства:Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. — М.:Педагогика, 1981. – 400 с.
25. Панкратьева Н. В.и др. Здоровье — социальная ценность: Вопросы и ответы. Москва.: Мысль, 2002.236 с.
26. Сластенин В.,Исаев И., Шиянов Е. Педагогика, — Москва: Луч, 2000. – 592с.
27. Харламов И. Ф.Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. –576 с.
Чумаков Б.Н.Толковый медицинскийсловарь, — Москва: Академия, 2005. – 256с.
28. Юковчиц Л.К.Педагогическое воспитание, — СПб.: Питер, 2007. – 292с.
Приложение
Памяткародителям
Программаздоровья для семьи
· Собрать домапростейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч,скакалку, мяч, эспандер.
· Каждое утроначинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания,обливания, душа.
· В выходные дниотправляться в туристские походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игрына свежем воздухе — ежедневно!
· По возможностиорганизовать занятия детей в спортивных секциях.
· Контролироватьсистематически домашние задания по физической культуре.
· Знать результатытестирования физической подготовленности ребенка.
· Составить исоблюдать режим дня для ребенка.
· Научить детейплавать.
· Участвовать всемейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным испортивным играм.
· Помогать детям вчтении учебников физической культуры, литературы о здоровом образе жизни, осамостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой испортом.
· Помнить, чтоследование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год,а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.
Правилаздорового образа жизни.
· Заниматьсяфизкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками.Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.
· Не переедать и неголодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущегоорганизма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себяв жирах и сладком.
· Не переутомлятьсяумственной работой. Старайся получать удовлетворение от учебы. А в свободноевремя занимайся творчеством.
· Доброжелательноотносись к людям. Знай и соблюдай правила общения.
· Выработай сучетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода косну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.
· Занимайсяежедневным закаливанием организма и выбери для себя способы, которые не толькопомогают победить простуду, но и доставляют удовольствие.
· Учись неподдаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное.
Расти здоровым!