Реферат по предмету "Педагогика"


Дидактические принципы организации учебного процесса способствующие повышению активности школьников

--PAGE_BREAK--— деловые качества — знание своего предмета, умение заинтересовать, ясно и интересно объяснять;
— внешний вид — хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В начальной школе во всех классах до выпускных явственно прослеживается стремление учеников к большей кооперативности и личностному отношению с учителем.
Ф.М. Достоевский считал, что в работе с детьми учителю следует всегда помнить, что человека делают человеком светлые воспоминания детства.
«Эффект Пигмалиона» — если к какому-либо событию или явлению относится как к реально совершившемуся, оно в самом деле происходит. В педагогическом процессе это выражается в том, что если у учителя складывается отрицательная установка на ученика (воспитанника), то ученик проявляет свои худшие качества.
Это было экспериментально доказано психологом Р. Розенталем, который после диагностики детей умышленно сообщил учителям в отношении некоторых из них завышенные показатели, которые реально им не соответствовали. Через какое-то время эти ученики действительно стали показывать более быстрый темп развития, связанный с тем, что у них учителями на основе установки психолога сформировалась высокая оценка своих возможностей.
У педагогов, которые понимают воспитанников, преобладают организующие воздействия, а с низким уровнем понимания — оценивающие и дисциплинирующие.
Воспитывающему взрослому необходимо строить свое общение с ребенком на основе его понимания, принятия и признания.
Понимание ребенка — умение видеть его «изнутри», умение видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детских поступков.
Принятие ребенка — безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того, высоких или низких показателей он достиг.
Признание ребенка — восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.
Необходимо, если речь идет о понимании ребенка, вновь сказать несколько слов о педагогической герменевтике, которая обращает внимание воспитателя при взаимодействии с детьми не только и не столько на педагогические факты, сколько на то, что за ними стоит, т.е. на смыслы тех или иных фактов, характеризующих поведение ребенка Ориентация педагога на постижение смысла детского поступка или поведения означает приоритет в воспитательной деятельности задач понимания ребенка Метод педагогической герменевтики обогащает представление учителя о детстве в целом и о каждом ребенке в отдельности, формирует способность дифференцированного восприятия каждого ребенка, развивает педагогическую активность в преодолении ситуаций непонимания.
Применить герменевтический подход означает «прочитать» ребенка как своеобразный текст, в котором находит совокупное отражение вся доступная педагогу информация: хроника жизни, смешные и грустные эпизоды, семейная история, речь и поступки и т.п.

Глава II. Применение дидактических принципов в учебном процессе в группах различного школьного возраста
2.1. Особенности применения дидактических принципов в различных возрастных группах
Младший школьных возраст (6—10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, нулевых усилий для сосредоточения.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления.
Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного).
Средний школьный возраст (от 10—11 до 15 лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V—IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н.К.Крупская характеризовала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность.
Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.
К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют.
Воспитательная работа со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.
Старший школьный возраст (15—18 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.
Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую? и критическую направленность.
Юность — это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи к взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственны трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.

2.2 Влияние дидактических принципов на активность школьников
Принцип сознательности и активности
В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубокие самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы — необходимое условие сознательного обучения: учитель покажет их ученикам, объяснит важность и значение, раскроет перспективы.
•  Обучать следует так, чтобы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.
•  Обучая, нужно использовать все виды и формы познавательной деятельности,
•  Следует обеспечить понимание учениками смысла каждого слова, предложения, понятия.
•  На воспитание активности учитель не должен жалеть ни времени, ни усилий.
•  Следует логически увязывать с известным то, что ученикам неизвестно, где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного об учения.
•  Учителю нужно помнить, что главное — не предмет, которому он обучает, а личность, которую он формирует.
•  Требовать от учеников обнаружения и объяснения рас хождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся у них знанием.
•  Каждое правило сопровождать оптимальным количеством примеров, чтобы стало ясно, как разнообразно его применение.
•  Учитель обязан знать не только свой предмет, но и понимать ученическое незнание и его подлинную причину и устранять ее, не пытаясь прибегать к силовому давлению.
•  Педагогу следует учить находить и различать главное и второстепенное в изучаемом.
•  Следует ставить перед учениками трудную цель, подчеркивать ее исключительную трудность, но при этом вызывать уверенность в том, что она непременно будет достигнута.
•  Ничему не следует учить, опираясь на один лишь авторитет, но всему нужно учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме.
•  Помогать обучаемым овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться.
•  Следует как можно чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи, — непременное условие развивающего обучения.
•  Повышать всеми доступными методами и средствами интеллектуальный фон класса — сильный стимулятор познавательной активности каждого ученика.
•  Все, что преподается, должно быть так обосновано доказательствами и аргументами, что не оставит места ни сомнению, ни забвению, — только тогда придет успех.
•  Учителю необходимо понимать: по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет знания на практике.
•  Признавать многообразие человеческой природы, характера, способностей, умственных различий, личных интересов и жизненных планов
•  Педагогу следует постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы своих учеников.
•  Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рожденное от успеха.
•  Преподавателю необходимо добиваться выполнения заданной работы во что бы то ни стало.
•  Следует обучать так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.
•  Учить учеников думать и действовать самостоятельно.
•  Развивать творческое мышление всесторонним анализом проблем, решать познавательные задачи несколькими логически различающимися способами.
Принцип наглядности и обучения
Это один из самых известных и понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Однако закономерное обоснование данный принцип получил сравнительно недавно.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Приведем некоторые из них.
•   Запоминание ряда предметов, представленных в на туре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, устной или письменной формах.
•   Школьники, особенно в младших классах, мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
•   «Золотое» правило для обучающих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.
•   Для эффективного преподавания только наглядности недостаточно — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учеников.
•   Обучая и воспитывая, не следует забывать, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учеников легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.
•   Следует применять наглядные пособия не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.
•   Учитель должен следить за тем, чтобы наблюдения учеников были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
•   Применение наглядности активизирует чувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.
•   Предпочтительнее изготовлять наглядные пособия вместе с учениками: лучше всего то пособие, которое сделано своими руками.
•   Учителю никогда не следует показывать того, чего сам хорошо не знает и, наоборот, нужно весьма старательно готовить наглядность к применению.
•   Применение современных средств наглядности
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.