--PAGE_BREAK--Задание №1
Цель: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.
Усвоение ориентировок слева-справа.
1. Стихотворение В.Берестова.
Стоял человек на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и пол подметал,
«Победа!» – раздался ликующий крик:
Где право, где лево узнал ученик.
2. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой и правой стороны).
Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаем.
Знаем лево, знаем право.
И, конечно же, кругом.
Это правая рука.
Ох, наука нелегка!
«Стойкий оловянный солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
3. Уточнение пространственных взаимоотношений.
¨ стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
¨ по инструкции расположить предметы слева и справа от данного;
¨ определить место соседа по отношению к себе;
¨ определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я стою справа от Жени, а Женя – слева от меня.»);
¨ стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левую руку, правую руку и т.д.
4. Игра «Части тела».
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
5. «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног.
Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
6. Определить по сюжетной картине, в какой руке у персонажей картины называемый предмет.
7. Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа.
Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».
8. Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов. Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.
Усвоение направлений «вверх-вниз», «сверху-снизу».
1. Ориентировка в пространстве:
Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).
2. Ориентировка на листе бумаги:
Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат.
Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный.
Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.
Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.
Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа:
– Куда спрятался котенок?
– Откуда он выскочил? и т.д.
Задание №2
Цель: словесно обозначить местоположение предметов на картинках. Игра «Магазин» (ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставлял игрушки и говорил, где и что находится).
Показать действия, о которых говорится в стихотворении.
Буду маме помогать,
Буду всюду убирать:
И под шкафом,
и за шкафом,
и в шкафу,
и на шкафу.
Не люблю я пыли! Фу!
Ориентировка на листе бумаги.
1. Моделирование сказочных историй
«Лесная школа» (Л.С. Горбачева)
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.
«Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.
В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.
Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне.» Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса.»
«Зима»
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, домик, елочка, поляна (голубой овал), муравейник (серый треугольник).
«У леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка ее стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Зима ранехонько, умылась белехонько, оделась потеплее и пошла посмотреть на свой лес. Шла она по правой боковой стороне. Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую елочку. Взмахнула Зима правым рукавом и засыпала елочку снегом.
Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая поляна.
Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом.
Повернула Зима в левый нижний угол и увидела муравейник.
Взмахнула Зима левым рукавом, и покрыла муравейник снегом.
Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать.»
продолжение
--PAGE_BREAK--«Птичка и кошка»
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.
«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».
2. Графическое воспроизведение направлений (И.Н. Садовникова).
– Даны четыре точки, поставить знак «+» от первой точки снизу, от второй – сверху, от третьей – слева, от четвертой – справа.
– Даны четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1 – вниз, 2 – вправо, 3 – вверх, 4 – влево.
Даны четыре точки, которые можно сгруппировать в квадрат:
а) Мысленно сгруппировать точки в квадрат, выделить карандашом левую верхнюю точку, затем левую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз.
Аналогично выделить правую верхнюю точку и соединить ее стрелкой с правой верхней точкой в направлении снизу вверх.
б) В квадрате выделить левую верхнюю точку, затем правую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева на право.
Аналогично нижние точки соединить в направлении справа налево.
в) В квадрате выделить левую верхнюю точку и правую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева-направо-сверху-вниз.
г) В квадрате выделить левую нижнюю точку и правую верхнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.
Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение.
1. Выполнить различные действия по инструкции. Ответить на вопросы.
Положите карандаш на книгу. Где лежит карандаш?
Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?
Положите карандаш в книгу. Где он сейчас?
Возьмите его. Откуда взяли карандаш?
Спрячьте карандаш под книгу. Где он?
Выньте карандаш. Откуда его вынули?
2. Построиться, следуя указаниям: Света за Леной, Саша перед Леной, Петя между Светой и Леной и т.д.
Ответить на вопросы: «Ты за кем стоишь?» (перед кем, рядом с кем, впереди, позади и т.д.).
3. Расположение геометрических фигур по данной инструкции: «Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над красным кружком положите зеленый кружок. Перед зеленым кружком оранжевый треугольник и т.д.»
4. «Какого слова не хватает?» «Река вышла берегов. Дети бегут класс. Тропинка шла полю.
Зеленеет лук грядке. Мы добрались города. Лестницу прислонили стене.»
5. «Что перепутано?» Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
6. «Наоборот» (назвать противоположный предлог).
Взрослый говорит:
– Над окном.
Ребенок:
– Под окном.
К двери – … В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – …
– Подобрать пары картинок, которым соответствуют противоположные предлоги.
7. «Сигнальщики».
а) К картинке подобрать карточку-схему соответствующего предлога:
б) Ведущий читает предложения, тексты. Дети показывают карточки- схемы с нужными предлогами.
в) Ведущий читает предложения, тексты, пропуская предлоги. Дети показывают карточки-схемы пропущенных предлогов.
б) Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, но разной формы.
в) «Какая фигура лишняя».
Сравнение проводится по внешним признакам: размер, цвет, форма, изменения в деталях.
г) «Найти две одинаковые фигуры».
Детям предлагается 4-6 предметов, которые различаются по одному- двум признакам. Дети должны найти два одинаковых предмета.
Ребята могут находить одинаковые цифры, буквы, написанные одним шрифтом, одинаковые геометрические фигуры и так далее.
д) «Выбери подходящую коробку для игрушки».
Дети должны соотнести величину игрушки и коробки.
е) «На какую площадку приземлится ракета».
Дети соотносят форму основания ракеты и посадочной площадки.
Задание №3
Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием и конструированием:
1. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;
2. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;
3. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения – дополнительные упражнения, в которых необходимо
А) различить стороны листа;
Б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;
В) обвести контур рисунка;
Г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.
4. Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.
продолжение
--PAGE_BREAK--