--PAGE_BREAK--
Политико
-
правовые
взгляды
ВладимираМономаха
Владимир
Мономах
— переяславскийкнязь, которогокиевляне«умолили» в1113 г. послесмертиСвятополкавовремябольшого«мятежа»занять великокняжескийпрестол. ВладимируМономаху«вселюдибылирады… исяде накняжениевмиреисрадостиюимятежулегся». КтомувремениМономахбыл ужеизвестнойполитическойфигурой: онучаствовалвуправлениистранойпри своемотцевеликомкнязеВсеволоде, былпрославленпобедаминадполовцами иизвестенсвоеймиротворческойориентацией. Первымегоделомпри вступлениинавеликоекняжениебылосозданиеновыхзаконов(УставВладимира ВсеволодовичаМономаха—втораячастьПространнойРусскойПравды). «Около егоимени, —какотмечалН.Н. Костомаров, —вращаютсяпочтивсеважнейшие событиярусскойисториивовторойполовинеXIипервыйполовинеXIIвв.».
Своюполитическуюпрограммуонизложилвсочинениях: «Поучениедетям», «ПосланиеОлегуЧерниговскому»и«Отрывок», которыйусловнопринято называтьавтобиографией.
ВсвоихпроизведенияхМономахпродолжилразработкупроблем, поставленныхещеИларионом, добавивкнимрядновыхтем. Его, какиИлариона, интересовалиобъемвластивеликогокнязя, формаееорганизации, сумма нравственныхкритериев, определяющихоценкуглавыхристианскогогосударства, отношениясподвластнымнаселениемикнязьями-вассалами. Необошелон вниманиемипроблемы, связанныесотправлениемправосудияинаказательной политикой.
Болееподробноинескольковином' аспектеонвыяснялвзаимоотношения церквиигосударства.
НовымвдоктринеМономахабылоутверждениенеобходимостисоблюдения определенныхправилпривоенныхдействияхипредставлениеонравственном поведениивоина-дружинникавовремяпоходов.
Наиболееотчетливоеговзглядыизложеныв«Поучениидетям»и«Послании ОлегуЧерниговскому».
Чтокасаетсяформыправления, то, по-видимому, онкак. иИлариониавтор «Повестивременныхлет»склонялсякмонархии, прикоторойкнязьвседела решаетсСоветомдружины. «Ежедневно, —писалМономах, —сажусьяс дружинойдумудуматьилисудитьлюдей».
Образправителяонописалвесьмапоэтично. Так. будущимвеликимкнязьям онсоветуетвсегдаиметьчистымтело, кроткойдушу, сохранятьверностьвсловах иделах, всегдаиметьдобрыепомыслы, творитьнеустаннодобрыедела, никого нененавидетьиникомуникогданемстить.
ВладимирМономахсоветуетбудущимправителямненадеятьсянавоздаяния панебесах, апомнитьотом, что«Богсудитназемле».
Достаточноподробнорассмотренывопросыорганизацииправосудияи стране. Судитьнеобходимоправедно, милостиво, недопускаябеззакония: «избавьтеобиженногоотрукиобижающего, праведносудитесироту, оправдайте вдовицу… недавайтесильнымпогубитьчеловека». Защищатьотпроизволаи беззаконияследуетибедногосмерда, илюбогоубогогочеловека.
СмертнуюказнькаквиднаказанияМономахнеприемлет, исходяиз нравственныхпостулатовхристианства. «Ниправового, нивиноватогонеубивайте инеповелевайтеубитьтого, ктобудетдостоинсмерти, ведьдушухристианскую нельзягубить».
ЛетописьвообщеуказываетнадобрыйнравМономаха, отмечая, что«когда онвиделкогоразбушевавшимсяилиопозоренным, неосуждалтого, нопримирял всехиутешал».
Мономахмногократнов«Поучении»осуждаетбеззакониеинеправду. Термины«правда»и«закон»вегопонятийномаппаратечастоупотребляются синонимично. «Оправдать»означаетунего«судитьпозакону», «датьправду» —рассмотретьделонаоснованиизакона, хотятермин«закон»ониспользуети вширокомзначении: законБога, законыМоисеяит.п.
Этипринципыюридическогоосмысленияосновополагающейтерминологии сохранялисьпрактическивесьсредневековыйпериод, ав
рядеаспектових наличиеощущаетсяивболеепоздниевремена, ибоонипредставляютсобой определеннуюспецификуотечественнойюридическойкультуры.
КнязьВладимиробращалвниманиесвоихпотомковинанеобходимость образования, ссылаясьприэтомвкачествепримеранасвоегоотцаВсеволода, который«сидядомавыучилпятьязыковибылаемузаэточестьотдругихземель».
ВесьмасвоеобразноразрешалМономахвопросовзаимоотношенияхс церковью. Онпризывалчтитьее, любить«епископов, поповиигуменов»и«по силезаботитьсяоних», но, по-видимому, осуждалучастившеесятогда пострижениевмонахиздоровыхимолодыхлюдей, написавудивительныедля тоговремениобращенныекнимслова: «ниодиночеством, ничернечеством, ниголодом, которыеиныедобрыетерпят, номалымдобрымделомлучшевсего достичьмилостьБожию».
Политико
-
правовые
идеи
в
«Слове
о
Законе
и Благодати»
Киевского
митрополита
Иллариона
ВовременавеликихкняженийВладимираI(980—1015) иЯрославаМудрого (1019—1054) КиевскаяРусьпереживалапериодгосударственногоикультурного расцвета, сопровождавшегосяукреплениемвеликокняжескойвласти, расширениемподвластнойейтерритории, кодификациейправовогоматериала (ЦерковныеУставы, РусскаяПравда), принятиемхристианства, созданием национальнойписьменности, набазекоторойпоявилисьразнообразные политическиеиправовыепроизведения, выполненныевразнообразных жанровыхформах.
«Слово
о
Законе
и
Благодати»
— первыйрусскийполитико-правовой трактат, созданныйКиевскиммитрополитомИлариономвсерединеXIстолетия.
Иларионбыллицом, близкимквеликомукнязюЯрославуМудрому, разделявшимегореформаторскиепланыи, видимо, дажеучаствовавшимвих реализации. Сохранилисьписьменныесвидетельстватого, чтоЦерковныйУстав «князьвеликийЯрослав, сынВладимировсгадалвместесосвоимимитрополитом Иларионом». Вполневозможно, чтоИларионучаствоваливсоставленииРусской Правды. ВсеэтиобстоятельстваиобусловилинетрадиционныедействияЯрослава, нарушившегоустановленныеправилапоставлениямитрополитов«изгреков»и поблагославлениюпатриархата, ибоонсамовольно«поставих… Лариона митрополитом, русинародом, вСвятойСофии, собравепископы»1. Летопись характеризуетИлариона, какчеловекаобразованного, благойипостнойжизни («мужблаг, постеникнижен»).
Современнаяисториографиявыделяетвтексте«Слова...»четыре произведения: собственноСловооЗаконеиБлагодати, Молитву, Толкование символаверыиЗапись, сделаннуюИлариономпоповодуегопоставления митрополитомвКиевеисохранившуюеголичнуюподпись1. Переписчики впоследствииобъединиливсепроизведения, приписываемыеИлариону, посколькупотематикеиспособамееразрешенияонибылиблизкииозаглавили творениеИлариона'как«СловооЗаконеиБлагодати».
Иларионзатронулбольшойкругпроблемполитико-правовогохарактера; егоинтересоваливопросы, связанныеспроисхождением, сущностью, организацией, целямиизадачамиверховнойвласти. Онпервымвотечественной историиученийогосударствеиправеподнялтемуовзаимоотношениях отдельногочеловекаигосударства. Особенноегоинтересовалосоотношение такихкатегорий, какправоинравственность.
Источникомверховнойвластимитрополитсчитаетбожественнуюволю. Великогокнязяонназывает«причастникоминаследникомнебесногоцарства», получающимвластныеполномочияпонаследственнойпреемственности. Так, Владимир«славенпроисхождением», аЯрослав«наместникВладимиру». Тот, кто«отславныхродится», «отдетскиемладости»готовитсявсейсистемой воспитанияиобразованияквыполнениюсвоеговысшегодолгапередБогоми людьми. Иларион, подобноПлатону, придаетбольшоезначениевоспитаниюи образованиюправителя.
Властьигосударство, впониманииИлариона, едины«кактроицаединав трехлицах», притом«нераздельнаинеслиянна». ТриединствоуИлариона образуютвласть, государствоицерковь.
Князьответствензауправлениелюдьмиистраной, которыхБогвверилего попечению(«затрудпаствылюдейего»). Онобязанвыполнятьсвойдолгне поддаваясьсоблазнам, всечаснозаботясьосвоихподданныхибытьобращенным кним«богатствомдобрыхдел».
Чтожекасаетсяформыправления, тоочевиднопрослеживаетсяего приверженностькмонархической, попринципуорганизациивласти, опирающейся всвоейдеятельностина«мудрыйсовет». В«Молитве»ИларионпросилБога «умудритьбояр», таккаквокруженииправителяонхотелбывидетьумных
советников.
ДляхарактеристикигосударственногоустройстваИларионприменяет формулу«единодержецземлисвоей», которуюследуетпониматькак представлениеоединойсувереннойвластивпределахвсейподвластной великомукнязютерритории.
Одноизцентральныхместв«СловеоЗаконеиБлагодати»занимаетобраз христианскогоносителяверховнойвласти. Князьдолженбытьмужественным, умным(«острымумом»), милосерднымизаконопослушным. Ответственность русскихкнязейзауправлениегосударствомповышаетсяещеитем, чтовеликий князькиевскийвладычествует«невхудебоиневедомойземле… новрусской, яжеведомаислышимаестьвсемичетырьмяконцамиЗемли».
ОсобойпохвалойотмеченызаконодательнаядеятельностьВладимираIи ЯрославаМудрогоиреализацияимивластивпределахзакона(«землюсвою пасущеправдою»).
Божественныйпромыселпозаботитсяомире, акнязьядолжны предотвращатьвоины(«ратныепрогони, мирутверди, страныукороти», а некоторымдажеи«отгрози»).
Понятие«грозы», котороеИларионпервымвводитвполитическуютеорию, вкачествехарактеристикиодногоизаспектовдеятельностиверховнойвласти, снабженоопределеннымсодержаниемиобозначаетмогуществоверховной власти, способной«отгрозить»врагамроднойземливцеляхсохранениямира.
Вобязанностикнязявходитиорганизацияхорошегоуправления(«глады угобзи… бояриумудри, градыразсели… церковьвзрасти, достояниесвое соблюди»).
ОднакопривсеммногообразиизатронутыхИлариономтемглавнаячасть трактатапосвященавыяснениютакойпроблемы, каксоотношениеправаи нравственности. Дляееразрешенияониспользуеттермины«Закон», «Правда», «Благодать»и«Истина».
ВсилухарактернойдляСреднихвековнерасчлененноститеологическихи юридическихкатегорийЗаконпонималсякакБожественноевеление, сформулированноехаризматическойличностью(ЗаконыМоисея, Мохаммедаи т.д.). Иларионупотребляетэтоттерминвтеологическомиюридическомзнамени и, понимаяподнимжесткоепредписание, обязательностьисполнениякоторого гарантируетсяпринудительнойсилой. Законуподчиненывнешниепоступкилюдей, причемнатойступениихразвития, когдаониещенедостиглисовершенстваи могутпогубитьдругдруга. Так, Моисейпервымобратилкзаконопослушнойжизни «племяАвраамово», давимзаконы, начертанныенаскрижалях, которыезапретили имубивать, воровать, лгать, прелюбодействоватьит.д.
ПомыслиИлариона, подзаконноесостояниенепредоставляетлюдям свободыввыборесвоихдействий, посколькуонипринужденыподстрахом наказанияисполнятьволюБога, государя, господина. ИларионрассматривалЗакон как«предтечуислугуИстиныиБлагодати».
ПонятиеИстиныиБлагодатиИларионсвязываетсучениемХриста. Иисус выступаетвкачественосителяИстины, воплощеннойвегоНовомучениии запечатленнойвЕвангелиях; людивоспринялиэтоучениеи, реализуяегозаветы всвоемповеденииидействиях, вступилинапутьистины.
ЗаповедиМоисеясохраняютчеловекужизнь, спасаяегоземное, бренное существование, учениеХристаспасаетдушу, приводялюдейксовершенствуи делаяихдостойнымизапечатленноговнихобразаБожия, итемсамым обеспечиваютимвечнуюжизнь.
ВИисусеХристеИстинаиБлагодатьсовмещены, ибовнемониприсутствуют изначально. ЧеловекуБлагодатьдаетсяприкрещениибезкаких-либозаслугс егостороны, иотнес«зависитначаловеры», носохранитьееможнотольков томслучае, еслилюдибудутследоватьзаветамХриста. Иисуспосвоейприроде неможетлишитьсяБлагодати, ачеловекможетвтомслучае, если«не
будет подвигатьсявовсехдобродетеляхвнутреннеивнешне».
Благодать, такимобразом, одновременноидар, ипутькпостижениюИстины. ПознаватьучениеХристаивыполнятьегонравственныезаповедичеловекможет толькосознательноисвободно.
ВэтомпланеИларионрассматриваетисопоставляетЗакониИстину. Истина унегонеантитезаЗакону, иботакойантитезынетиусамогоХриста, который утверждал, чтоонпришелвмирнедлятого, чтобынарушитьзакон, ноисполнить лего. УИларионаЗаконлишьступенькпознаниюИстины. Вэтомсопоставлении даетсяизначальноевюридическойнаукепониманиесоотношениязаконаи нравственностисглубокойаргументациейпредпочтительностинравственных критериевприопределенииповедениячеловекавобществе.
НедостаточностьзаконовМоисеяИларионнаходитещеивтом, чтоони своимидействиямиохватываютузкийкруглюдей—толькоплемяАвраамово» —инераспространяютсянадругиенароды, втовремякакпревосходствоучения Христа(Истины) заключаетсявраспространенииегонавсекраяземныеина всехживущихвнихлюдей, независимоотихнациональности(эллины, иудеи илииныенароды).
Человек, поступающийпоучениюХриста, перестаетнуждатьсяврегулятивной деятельностиЗакона, ибосохраняетБлагодать, всегдапоступаятак, кактого требуютправилахристианскойдобродетели.
КпреимуществамИстиныИларионотноситпричастностькБогувсехлюдей нефактомрождения, акрещениемиблагимиделами. Заповедьлюбви, дарованнаяИисусом, превращаетвсехлюдейвближних, ионисоединяютсяв любвикБогу, выполнениизаповедейХристаиперестаютвраждоватьмежду собой.
Термин«правда»Илариониспользует, когдаречьзаходитоформах реализациивластныхполномочийилиовершенииправосудия. Так, слово «оправди»Иларионупотребляеткакюридическуюформулу, котораяозначаету негорассмотретьделопоправде-закону-. Термином«правда»обозначено понятиезакона, снабженноеопределеннымисмысловымиоттенками. Так, по изначальномусмыслу«правда»означает«Судебник, Русскаяправда», «правда Ярослава...правосудить, каратьмиловать, судирасправа», нотакже«истина наделе… справедливость, добродетель».
ТемаправедногосудатакжеинтересовалаИлариона. Онзатронулпроблему наказанияи«милостивиноватому». Принципнаказанияонсформулировалкак воздаяниекаждомуподеламего. В«Молитве»онпроситБогамалонаказывать имногомиловать: «малоязвиимилостивоисцели, вмалеоскорбиивскоре овесели». Вполневозможно, чтовтакойформеИларионизложилсвое отношениекнаказательнойполитике, которуюожидалнетолькоотБога, нои земноговластителя.
ЗатронутыйИлариономкругполитико-правовыхпроблемоченьширок. Теоретическионсформулировалкорпусполитико-юридическихпроблем, которыевпоследствииразрешалисьвполитико-правовоймыслинапротяжении многихвеков. Так, впроизведенияхмыслителейXIV—XVIIкв. обнаруживается нетолькоразработкаосновныхидейИлариона, нодажевстречаютсяцелые словесныеформулыитекстовыезаимствования.
Болеетого, ученыеXX—XXIвв. утверждают, что«соборный, надиндивидуальныйхарактерэтоготермина(«правда») являетсяотличительной чертойправосознанияроссийскогообщества, ибовэтом«непереводимом терминеприсутствуетиистина, инравственность, иобщественная справедливость».
Весьмазнаменательно, чтогенезисрусскойполитико-правовоймыслисвязан сглубокимимногозначнымпроизведением, какимявляется«СловооЗаконеи Благодати», содержаниеитерминологиякоторогосталитакимизначимымидля всейрусскойправовоймысли. продолжение
--PAGE_BREAK--
Проект
демократической
республики
А
.
Н
.
Радищева
ВтораяполовинаXVIIIв. отмеченаусилениемкрепостническогогнетав сфересоциальныхотношений, взрывнойволнойпугачевскоговосстания, обратившегопередовыеумырусскогообществакпоискамвариантоввыхода изкризисногосостояния. Другой'проблемой, активнозанимавшейрусское общество, былаформаправленияРоссийскогогосударства. Поискиее совершенствованиянаметилинескольковариантов: превращениеабсолютной монархиивпросвещенную, различныеспособыконституционногоограничения монархаи. наконец, предпочтениереспубликанскогообразаправления монархическому.
ПолитическаятеорияА.Н. Радищевапредложиларадикальныеответына всеволновавшиесовременноеемуобществопроблемы.
Радищев
А
.
Н
. (1749
—
1802) — создательрадикальнойполитической теории, авторпроектадемократическойреспубликувРоссии. А.Н. Радищев термин«самодержавие»употребляетвсмыслесосредоточениянеограниченной властиврукахмонарха. Такимобразом, подперомРадищеватрадиционный терминполучаетновоесмысловоесодержание. Онокончательноутрачивает значениекакслово, определяющеесуверенностьинезависимостьверховной власти(неактуальнодляXVIIIв.), иобозначаеттолькоформуправления. ВпоследствииабсолютнуюмонархиювРоссиисталихарактеризоватьтолько посредствомподобногопониманияданноготермина.
Радищеврассматриваетсамодержавиекаксостояние, «наипротивнейшее человеческомуестеству». ВотличиеотШ. Монтескье, различающего просвещеннуюмонархиюидеспотию, Радищевставитзнакравенствамежду всемивариантамимонархическойорганизациивласти.
Мыслительневерилввозможностьобретениянатронепросвещенного монарха, «Просвещенныхмонарховнетинебудет. Истинастрашнадлянего, и онвсемисиламистремитсяскрытьотнародаправду». Радищевтакжекритикует ибюрократическийаппарат, накоторыйопираетсямонарх, отмечая необразованность, развращенностьипродажностьчиновников, окружающих трон. Онобращаетвниманиенаособенностьроссийскогоуправления—наличии самостоятельнойбюрократии, укоторойотсутствуетсвязьисмонархом, ц! снародом.
СвоюпозитивнуюсхемуРадищевконструирует, основываясьнаположениям теорииестественныхправчеловекаидоговорногопроисхождениягосударства! Причинойобразованиягосударства, помнениюРадищева, являетсяприродная! социальностьлюдей. Вестественномсостояниивселюдибылиравны, нос| появлениемчастнойсобственностиэторавенствонарушилось. Подобно Руссо, онсвязываетобразованиегосударствасвозникновениемчастной собственности. Государствовозниклокакрезультатмолчаливогодоговора{.; вцеляхобеспечениявсемлюдямблагойжизни, атакжезащитыслабыхи угнетенных.
Призаключениидоговоранародявляетсявнемопределяющейстороной! иоставляетсуверенитетзасобой, приэтомоннемогсогласитьсянарабство,! таккакэтобылобыпротивоестественно.
Отдаваясвоиестественныеправаистановясьгражданином, каждый! человекдолженбытьуверен, что«вгражданствеемуобеспечивается'' собственностьиблагосостояние».
Положительноезаконодательство, издаваемоегосударством, должнобыть! основанонаестественномправе; втомслучае, «еслизаконнеимеетоснования! вестественномправе», онкакзаконнесуществует, посколькусодержанием! праваявляетсясправедливость, анесила.
Законположительный(государственный) неистребляетзакона* естественногои«предписаниезаконаположительногонечтоиноедолжнобыть,| какбезбедноеупотреблениеправестественных».
ВсеположительныезаконыРадищевклассифицируетназаконы! Государственные(праваиобязанностиуправляющихиуправляемых); законы! гражданские(правалип); законыуголовные(преступления, проступки, 1 погрешности.).
Интересноутверждениемыслителяотом, чтозаконположительный, 1 соответствующийзаконуестественному, естьправо, анесоответствующий-т| неправо.
Законы, превращающиелюдейвкрепостныхилишающиеихестественной| игражданскойсвободы, Радищевквалифицировалкак«неправо».
СэтихпозицийРадищеванализируетсовременноеемукрепостноеправо. 1 Заключаядоговор, вселюдиобязанывравноймереограничиватьсвоюсвободу, незабывая, чтовсеониравны«отчреваматерипоестественнойсвободе».
Мыслительобращаетвниманиенаотсутствиевзаконахюридического статусакрепостногокрестьянина. «Крестьянинв
законемертв», нопо естественномуправуоностаетсясвободнымчеловеком, имеющимправона счастьеисамозащиту, и«онбудетсвободнымесливосхощет». А.Н. Радищев неоднократноподчеркивал, чтозломявляетсяименнокрепостноеправо, ане лица, егоосуществляющие, изаменаодногопомещиканадругогоничего изменитьнесможет.
Противопоставлениеестественногоправасуществующимположительным законампривелоРадищевакреволюционнымвыводам. Онпризнаетзанародом правонавосстаниевтомслучае, еслиегоестественные, природные— права грубонарушаются. В«ПутешествииизПетербургавМоскву»Радищевделает грозноепредупреждениеправительствуидворянам-крепрстникам: «Русский народоченьтерпеливитерпитдосамойкрайности, нокогдаположитконец своемутерпению, тоничтонеможетудержатьего, чтобынепреклонитьсяна жестокость». ВкачествесоциальногоидеалаРадищевпредставляетобщество свободныхиравноправныхсобственников. Социальныепривилегииотменяются, дворянствоуравниваетсявправахсовсемиостальнымисословиями. «Табель орангах»ликвидируется, бюрократическийаппаратсокращаетсяистановится подконтрольнымпредставительномуоргану. Наилучшейполитической организациейтакогообществаявляетсядемократическаяреспублика, сформированнаяпообразцусеверорусскихреспубликНовгородаиПскова. По мнениюРадищева, народРоссииисстариприверженреспубликанскойформе правления. КонцепциюразделениявластейРадищевнепризнает, иботолько народможетбытьистиннымГосударем. Народизбираетмагистратов, сосредоточиваявсюполнотувластиусебя. ГосударственноеустройствоРоссии онпредставилвформесвободнойидобровольнойфедерациигородовс вечевымисобраниямисостолицейвНижнемНовгороде. Такоеустройство государствасможетобеспечитьнародуегосвященныеестественныеправа.
продолжение
--PAGE_BREAK--