ВВЕДЕНИЕ
Наиболее древние позвоночные животные,господствующие как в морских, так и в пресных водоемах, включая горячиеисточники и подземные пещерные озера. Одни рыбы обитают у поверхности, другие —в толще воды, третьи — у дна, что нашло отражение в форме их тела: она бываетобтекаемой или уплощенной, окраска также зависит от среды обитания: она можетбыть маскировочной или очень яркой — красной, золотистой, серебряной. Питаютсярыбы растительными кормами, беспозвоночными и позвоночными животными. Хищныепредставители охотятся за более мелкими рыбами, нередко своего же вида, частопоедают икру. В пищевых цепях морей рыбы составляют главную кормовую базу длямлекопитающих — моржей, тюленей, котиков, зубастых китов. Кроме того, в пресныхводах ими кормятся выдра, норка, а также некоторые крупные хищники — волки,медведи. Рыбы служат пищей для медуз, головоногих моллюсков, ракообразных,иглокожих. Трупы рыб поедаются раками и разлагаются гнилостными бактериями. Рыби их икру потребляют земноводные, пресмыкающиеся (змеи, ужи, крокодилы),водоплавающие птицы. Рыбы могут быть промежуточными хозяевами некоторыхсосальщиков и ленточных паразитических червей. Такие рыбы, как акулы, скаты,бычки-подкаменщики, опасны для человека.
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «ВНУТРЕННЕЕСТРОЕНИЕ И РАЗМНОЖЕНИЕ РЫБ»
1.1 КЛАСС РЫБЫ
При изучении темы «Классрыбы» учащиеся получают знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельностинизших позвоночных. На примере речного окуня раскрываются признаки организациирыб как типично водных позвоночных. Освещение многообразия рыб позволяетпознакомить школьников с отрядами разных групп хрящевых, костных рыб, сприспособленностью основных видов к жизни в различных средах обитания, кпитанию различными кормами. При изучении прикладного значения рыб учительпродолжает развитие политехнических понятий (основы прудоводства,рыборазведение).
На материале темы учительразвивает и совершенствует учебные приемы (умение наблюдать за живымиобъектами, ставить опыты, работать с книгой, учебником). Богатое содержаниетемы позволяет учителю продолжить формирование научно-материалистическогомировоззрения и атеистическое воспитание школьников.
Внутреннеестроение рыбы (лабораторная работа)
Методические рекомендации
Урок следует начать с проверки знаний по вопросам:какое строение имеет скелет речного окуня? Каково его значение? Почемуланцетника и рыб относят к типу хордовых?
При изучении нового материала уместно вспомнить системывнутренних органов. Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы: какие вызнаете системы внутренних органов ланцетника? Какое значение в жизни ланцетникаимеют пищеварительная, кровеносная, дыхательная и выделительная системы?
Далее учитель сообщает, что аналогичные системы органовимеют и рыбы; расположение их можно показать на настенной таблице. На следующемэтапе урока учитель организует лабораторную работу. В связи с большим объемом работы учащимся предлагаютзаранее вскрытых рыб: скумбрию, треску и др. Каждая группа учащихся из 2—3человек получает одну рыбу, пинцет,ножницы, лупу и инструктивную карточку. В зависимостиот подготовки семиклассников эта работа проводится фронтально либо с большейсамостоятельностью учащихся согласно инструкции.
Лабораторная работа Внутреннее строение рыбы
Цель: выяснить особенности строения систем органовполости тела в связи с их значением в жизни рыбы.
Ход работы
1. На вскрытой рыбе рассмотрите общее расположениевнутренних органов: жабр, сердца, печени, желудка и кишечника.
Рассмотрите органы пищеварительнойсистемы. Для этого осторожно ножницами подрежьте тонкую плёнку между петлямикишечника и расправьте его. Затем пальцами или пинцетом ощупайте челюсти рыбы ивыясните, имеются ли зубы, найдите глотку, пищевод, желудок, кишечник, которыйоканчивается анальнымотверстием, найдите темно окрашенную печень и желчный пузырь зеленоватойокраски.
3. Отрежьте жаберную крышку и удалите ее, рассмотрите жабры, которыесостоят из плотной дужки, жаберных лепестков и тычинок.
4. Найдите сердце и рассмотрите заостренный нижний отдел— желудочек иверхний более темно окрашенный отдел — предсердие. Оттяните сердце пинцетом ипосмотрите на кровеносные сосуды, с ним связанные.
5. Из полости тела удалите органы пищеварительной системы. Для этогоперережьте пищевод и кишечник у анального отверстия. Затем у трески найдитесветлый мешок, расположенный ближе к спинной стороне,— это плавательный пузырь(у скумбрии его нет).
6. Удалите из полости тела трески плавательный пузырь и найдите по обеимсторонам позвоночника темные лентовидные почки, отходящие от них мочеточники имочевой пузырь.
В заключение работы следует провести беседу, в процессе которойнеобходимо проверить качество выполнения работы и подвести школьников к выводуо взаимосвязи систем внутренних органов рыб и процессов их жизнедеятельности.Важно обратить внимание школьников на то, что эти процессы осуществляются ворганизме при условии постоянного поступления из окружающей среды необходимыхвеществ (кислород, пища), удаления из него продуктов жизнедеятельности(углекислый газ, вредные жидкие вещества) во внешнюю среду. Учителю нужно особоподчеркнуть взаимосвязь этих процессов и дать им название «обмен веществ».Следует также отметить, что интенсивность обмена веществ рыбы зависит оттемпературы среды, что с понижением ее процессы обмена замедляются.
Задание на дом: изучить § 38, рассмотреть рисунки 77, 78 и уметь использовать их впроцессе рассказа.
Урок 4. Нервнаясистема, органы чувств, поведение рыб
Цель: показать особенности строения нервной системы и органов чувстврыб в связи с их функциональным значением, углубить понятие о рефлексе напримере поведения рыб.
Оборудование: аквариум с рыбками, таблицы «Тип плоские черви. Классресничные», «Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые», «Тип членистоногие.Майский жук», «Тип хордовые. Класс рыбы», кинофильм «Особенности строения ижизненных отправлений рыб».
Методические рекомендации
В начале урока двух учеников следует вызвать к доске и предложить имвыполнить задания.
Задание 1
Составить схему строения кровеносной системы речного окуня. На схемеуказать основные органы кровеносной системы и направление движения крови в них.Объяснить значение кровеносной системы в жизни рыбы.
Задание 2
Зарисовать строение пищеварительной системы речного окуня и рассказатьо ее значении.
Во время подготовки школьников у доски весь класс выполняет приведенноениже задание.
Задание 3
Указать цифрами основные признаки, характерные для ланцетника (I) иречного окуня (II).
1. Места обитания — песчаное дно морей тропических и умеренных зон.
2. Места обитания — реки и озера.
3. Питание различными мелкими животными (водные насекомые, рыбы и др.).
4. Питание одноклеточными водорослями и простейшими.
5. Внутренний скелет — хорда.
6. Внутренний скелет состоит из черепа, позвоночника, скелета парных инепарных плавников.
7 Кровеносная система представлена разнообразными сосудами.
8.Сердце двухкамерное, один круг кровообращения.
9.Ротовая полость, глотка, печень, кишка, анальное отверстие.
10.Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень,поджелудочная железа, задняя кишка, анальное отверстие.
11.Жабры, покрытыежаберными крышками.
12.Стенки глотки пронизаны жаберными щелями.
13.Плавательныйпузырь.
Перед изучением нового материала учитель сообщает, что системывнутренних органов работают согласованно, и предлагает учащимся подумать надвопросом: что регулирует работу органов в организме?
Далее следует восстановить в памяти учащихся особенности нервнойсистемы и ее функциональное значение у разных представителей ранее изученныхтипов беспозвоночных. В итоге учащиеся под руководством учителя должны сделатьобобщение, отметив следующее: нервная ^истема состоит из нервной ткани, способна воспринимать раздражения ипроводить возбуждения, в основе нервной деятельности лежат рефлексы. В процессеисторического развития животного мира происходило усложнение нервной системы ирефлексов; наименее сложные рефлексы наблюдаются у гидры и белой планарии,более сложные — у дождевого червя, пчелы.
Учитель сообщает, что рыбы как активные водные животные имеют нервнуюсистему и органы чувств, позволяющие им ориентироваться в водной среде иотвечать определенным образом на ее изменения, от нервной системы ланцетникаона отличается рядом особенностей. Затем учитель предлагает школьникамсамостоятельно прочитать из § 39 разделы «Спинной мозг», «Головной мозг»,рассмотреть рисунок 80 и ответить на вопросив из каких отделов состоит нервнаясистема рыб? Из каких отделов состоит головной мозг?
После проверки выполнения задания учитель обращает внимание школьниковна строение органов чувств рыб: зрения, слуха, обоняния, боковой линии, отмечаяих особенности, связанные с жизнью в водной среде.
Затем учитель сообщает, что в основе поведения рыб лежат рефлексы, ипредлагает вспомнить школьникам, что такое рефлекс, и привести примеры.
Размножение и развитие рыб
Цель: показать особенности размножения и развития рыб на примереречного окуня, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве.
Оборудование: влажный препарат «Развитие рыбы», таблица «Тип хордовые.Класс рыбы», телепередача «Особенности размножения и развития рыб».
Методические рекомендации
Вариант 1
В начале урока школьники кратко повторяют сведения о размноженииживотных, о значении этого процесса в их жизни. Затем учитель говорит, что сособенностями размножения и развития рыб учащиеся познакомятся при просмотретелепередачи. Лучшему восприятию ее содержания помогают предложенные передпросмотром вопросы: как размножаются рыбы? Каковы особенности развития рыб? Вчем проявляется забота о потомстве у рыб? Какое значение она имеет в их жизни?
В заключение беседы учителю следует дополнить и обобщить ответышкольников, отметив существенное: 1. Рыбы —раздельнополые животные, они характеризуютсянаружным оплодотворением. 2. Самка речного окуня выметывает более 300 тыс.икринок на водные растения. 3. При благоприятных условиях из оплодотвореннойикринки развивается многоклеточный зародыш. 4. Из зародыша развивается личинка,а затем малек. 5. Для некоторых видов рыб (колюшка, горчак и др.) характерназабота о потомстве, которая способствует их лучшей выживаемости. 6. Для охранырыб необходимо знать особенности их размножения и развития.
Вариант 2
В начале урока проводится проверка знаний по вопросам, приведенным вконце § 39.
Перед изучением нового материала о размножении и развитии рыбцелесообразно вспомнить о значении процесса размножения в жизни животных(например, гидры, майского жука). Далее учитель рассказывает об особенностяхразмножения рыб на примере речного окуня согласно плану: 1. Отличия самки отсамца. 2. Время и место размножения. 3. Наружное оплодотворение. 4. Характернереста, число откладываемых яиц. 5. Особенности развития. В процессе изучениянового материала целесообразно использовать рисунки 81, 82, 83 учебника.
Затем учителю следует рассказать, что окунь откладывает более 300 тыс.икринок, однако не из всех развиваются мальки. Много оплодотворенных икринокгибнет от неблагоприятных условий: низкой температуры, недостатка кислорода,хищных животных и т. д. Поэтому большое число выметанных икринок—приспособление, обеспечивающее сохранение потомства.
Другие рыбы выметывают сравнительно мало икры, например трехиглая колюшкаи морской конек, у которых выражена забота о потомстве.
Учителю нужно обратить внимание школьников и на то, что в периодразмножения многие рыбы образуют большие стаи и мигрируют в наиболееблагоприятные для нереста места. Осетр и лососевые из морей направляются вреки. Речной угорь, наоборот, живет в реках, а нерестится в Саргассовом море.Эти рыбы называются проходными, для них характерны длительные миграции кместам, благоприятным для размножения и развития молоди.
ГЛАВА2. ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ РЫБ
Полость тела.В туловищном отделе рыбы, под позвоночником, находитсябольшая полость тела, в которой располагаются внутренние органы.
Пищеварительнаясистема. Окунь — хищник. Он питается различнымиводными животными, в том числе рыбами других видов. Свою добычу окуньзахватывает и удерживает острыми зубами, сидящими на челюстях. Послезаглатывания пища проходит через глотку и пищевод в желудок. Окунь глотает своюдобычу целиком, и в связи с этим его желудок обладает способностью сильнорастягиваться. Микроскопические железы стенок желудка выделяют желудочный сок.Под его действием пища начинает перевариваться. Частично измененная пищапроходит затем в тонкую кишку, где на нее действует пищеварительный сокподжелудочной железы и желчь, поступающая из печени. Запас желчи накапливаетсяв желчном пузыре.
Питательные вещества проникают через стенки в кровь, а непереваренныеостатки поступают в заднюю кишку и выбрасываются наружу.
Плавательныйпузырь. У окуня, как и у многих других рыб,кишечник имеет особый тонкостенный вырост, наполненный смесью газов, — плавательный пузырь. У взрослого окуня связь пузыря с кишечником утрачена, а у его личинки иу некоторых других рыб (например, у плотвы или карпа) между кишкой и пузырем навсю жизнь сохраняется небольшая трубочка. Когда рыба опускается в глубину,пузырь уменьшается в объеме и плотность рыбы увеличивается. Это способствуетбыстрому погружению.
При всплывании объем пузыря увеличивается и рыба становитсяотносительно легче. Пока рыба находится на одной и той же глубине, объем пузыряне меняется. Это позволяет рыбе удерживаться без движения, как бы висеть втолще воды.
Дыхательнаясистема. Рыбы дышат кислородом, растворенным вводе.
Рыба постоянно заглатывает воду. Из ротовой полости водапроходит через жаберныещели, которыми пронизаны стенки глотки, иомывает органы дыхания — жабры. У окуня они состоят из жаберных дуг, на каждой из которых с одной стороны сидят ярко-красные жаберные лепестки, а с другой — беловатые жаберные тычинки. Жаберные тычинки —это цедильный аппарат: они препятствуют выскальзыванию добычи через жаберныещели. Жаберные лепестки пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами —капиллярами. Через тонкие стенки жаберных лепестков в кровь проникает кислород,растворенный в воде, а из крови в воду удаляется углекислый газ.
Если кислорода мало, то рыбы поднимаются к поверхности и начинаютзахватывать воздух ртом. Длительное пребывание в воде, содержащей малокислорода, может вызвать гибель рыб. Зимой подо льдом в водоемах иной разбывает недостаток кислорода. Тогда наступает замор рыбы. Для предотвращения замораполезно делать во льду проруби/
Высохшие жаберные лепестки не могут пропускать кислород и углекислыйгаз. Поэтому вынутая из воды рыба быстро погибает. Снаружи нежные жабрыприкрыты защитными жаберными крышками.
Кровеноснаясистема рыб замкнутая. Она состоит из сердца исосудов. Сосуды, отходящие от сердца, называют артериями; сосуды, приносящие кровь к сердцу, — венами. Сердце рыбы двухкамерное. Оно состоит из предсердия и желудочка,мускульные стенки которых поочередно сокращаются. Из предсердия кровьвыталкивается в желудочек, а из него в крупную артерию — брюшную аорту. Обратному движению крови препятствуют клапаны. Брюшная аорта направляется к жабрам, от нее вправо и влево отходятболее мелкие сосуды. Текущая в них кровь имеет темный цвет, насыщенауглекислым/азом и называется венозной. В жабрах сосудыразветвляются на капилляры. Протекающая в них кровь освобождается отуглекислого газа и насыщается кислородом.
В сосудах, отходящих от жабр, течет уже алая, насыщенная кислородом артериальная кровь. Она собирается в спинную аорту, которая тянетсявдоль тела под позвоночником. В хвостовом отделе спинная аорта проходит сквозьнижние дуги позвонков.
От спинной аорты отходят более мелкие артерии, которые разветвляются вразличных органах до капилляров. Через стенки этих капилляров в ткани поступаюткислород и питательные вещества, а из них в кровь — углекислый газ и другиепродукты жизнедеятельности.
Постепенно алая артериальная кровь темнеет, «превращается ввенозную, содержащую много углекислого газа и мало кислорода. Венозная кровьсобирается в вены и по ним попадает в предсердие.
Таким образом, кровь непрерывно циркулирует по одному замкнутому кругукровообращения.
Выделительная система. В верхней части полости тела лежат две лентовидные красно-бурые почки.В капиллярах почек из крови отфильтровываются продукты распада, образующиемочу. По двум мочеточникам она проходит в мочевой пузырь, открывающийся наружу позадианального отверстия.
ГЛАВА 3. НЕРВНАЯ СИСТЕМА,ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ РЫБ
Спинной мозг. Центральная нервная система рыб, как и у ланцетника, имеет вид трубки.Ее задний отдел — спинноймозг — расположен в канале позвоночника,образованном верхними дугами позвонков. От спинного мозга между каждой паройпозвонков вправо и влево отходят нервы, управляющие работой мышц тела иплавников.
По нервам от чувствительных клеток на теле рыбы в спинной мозгпоступают сигналы о раздражении.
Головной мозг. Передняя часть нервной трубки рыбы и других позвоночных животныхвидоизменена в головноймозг, защищенный костями черепной коробки. Вголовном мозге позвоночных различают отделы: передний мозг, промежуточный мозг,средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Все отделы головного мозга имеют большое значение в жизнедеятельностирыбы. Например, мозжечок управляет координацией движений и равновесиемживотного. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг. Он играетбольшую роль в управлении Дыханием, кровообращением, пищеварением и другимиважнейшими функциями организма.
Органы чувств позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде. Важную рольпри этом играют глаза. Окунь видит только на сравнительно близком расстоянии,он различает форму и цвет предметов.
Впереди каждого глаза окуня помещается по два отверстия — ноздри,ведущие в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния.
Органы слуха снаружи не видны, они помещаются справа и слева в костях задней частичерепа. Благодаря плотности воды звуковые волны хорошо передаются через костичерепа и воспринимаются органами слуха рыбы. Опыты показали, что рыбы могутслышать шаги человека, идущего по берегу, звон колокольчика, выстрел.
Органы вкуса — чувствительные клетки — расположены у окуня, как и у других рыб, нетолько в ротовой полости, но и разбросаны по всей поверхности тела. Там женаходятся и осязательные клетки. У некоторых рыб (например, у сома, сазана,трески) на голове есть осязательные усики.
Для рыб характерен особый орган чувства — боковая линия. Снаружи виден ряд отверстий. Эти отверстия связаны с каналом,расположенным в коже. В канале находятся чувствительные клетки, соединенные снервом, идущим под кожей.
Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды. Благодарябоковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способналовить движущуюся добычу.
Рефлексы рыб. Наблюдая поведение окуня в аквариуме, можно заметить, что ответы нараздражение у окуня могут проявляться двояко.
Если к окуню прикоснуться, он моментально метнется в сторону. Столь жебыстр его ответ на вид пищи. Жадный хищник, он стремительно кидается на своюдобычу (мелких рыб и различных беспозвоночных — ракообразных, червей). При видедобычи возбуждение идет по зрительному нерву в центральную нервную системуокуня и сейчас же по двигательным нервам возвращается от нее к мускулам. Окуньплывет к жертве и захватывает ее. Механизм подобных ответов организма нараздражение врожденный, а такие рефлексы называют безусловными. У всехживотных одного вида безусловные рефлексы одинаковы. Они врожденны и передаютсяпо наследству.
Если кормление рыб в аквариуме сопровождается какими-либо действиями(условиями), например зажиганием лампочки или постукиванием по стеклу, то черезнекоторое время такой сигнал начинает привлекать рыб сам по себе, безподкормки. На подобные сигналы у рыб вырабатываются условные рефлексы, то есть рефлексы, возникающие при определенных условиях.
В отличие от инстинктивных безусловных рефлексов условные рефлексы непередаются по наследству. Они индивидуальны и вырабатываются в течение жизниживотного.
ГЛАВА 4. РАЗМНОЖЕНИЕ ИРАЗВИТИЕ РЫБ
Органы размножения. Окуни, как и большинство рыб, раздельнополы. У самок в полости теланаходится большой яичник, в котором развиваются яйцевые клетки (икринки), усамцов — пара длинных семенников. В период размножения семенники наполненыгустой белой жидкостью — молоками. Молоки содержатмиллионы сперматозоидов. Половые органы открываются наружу на брюшной сторонетела половым отверстием.
Нерест. При созревании половых клеток у рыб проявляется инстинкт размножения. Вэто время они перемещаются в места, более благоприятные для развития ипотомства. Рыбы одних видов устремляются из моря в реки, а другие, наоборот,уходят из рек в море — это так называемые проходные рыбы. Для икрометания онипроходят большие расстояния.
На Дальнем Востоке ход некоторых лососевых (кета, горбуша) представляетинтересное зрелище: огромные косяки рыб продвигаются против течения,преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелкихместах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбыоткладывают икру и, совершенно обессиленные, скатываются вниз по течению, многие из них при этом погибают. К проходным рыбам,постоянно живущим в море, а для размножения заходящим в реки, относят такжеосетровых и некоторых других рыб.
Угри, имеющие длинное змеевидное тело, живут в пресных водоемах, а дляразмножения уходят из рек Европы и Северной Америки в Атлантический океан.Многие рыбы размножаются на мелководьях своих водоемов.
Окунь достигает половозрелости на втором году. Его нерест начинаетсятолько после исчезновения льда на водоемах. За некоторое время до нерестаокраска окуней становится особенно яркой. Они собираются стаями в заводях,старицах и других местах, мелких и без течения.
Самки выметывают икру, склеенную в виде лент, на водные растения. Самцыв это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам ипроникают в них. Сложное инстинктивное поведение рыб в период размноженияназывают нерестом.
Развитие. Оплодотворенная икринка начинаетделиться. Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороневиден желточный мешок — остаток запаса питательных веществ икринок. У окунячерез 9—14 суток послеоплодотворения личинка покидает оболочку икринки и начинает самостоятельнопитаться сперва микроорганизмами, а потом мелкими рачками и другими животными,взвешенными в толще воды. Через некоторое время личинка становится похожа навзрослого окуня — это малек. Он растет сравнительно быстро: примерно через двамесяца длина его достигает 2 см, а через год молодой окунь имеет длину около 10см.
Забота о потомстве. Икра окуня частопогибает от пересыхания водоемов, гибнут от врагов личинки и мальки. Толькоблагодаря тому что при нересте самка окуня выметывает до (300 тыс. икринок,часть потомства доживает до взрослого состояния.
Количество икринок у рыб других видов может быть еще большим, чем у речногоокуня. Например, треска выметывает их несколько миллионов.
Те виды рыб, для которых характерна забота о потомстве, откладываютобычно небольшое количество икринок, но их икра, личинки и мальки в большинстве не погибают.
Самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо в форме муфты исторожит икринки, отложенные в гнездо самками.
Растопырив колючки, самец яростно нападает на рыбок, приближающихся кгнезду, очищает его от мусора, ремонтирует и движением грудных плавников гонит туда свежуюводу. Несколько суток он охраняет мальков и не даёт им расплываться далеко от Гнезда, сохраняя таким образом молодое потомство.
Самец морского конька гнезда не строит, а носит икринки в особой сумке на брюхе.
Еще удивительнее забота о потомстве африканскойпресноводной рыбы тиляпии: самец вынашивает икринки в ротовой полости и дажемальки в случае опасности прячутся в рот отца.
ГЛАВА 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ: «ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ИРАЗМНОЖЕНИЕ РЫБ» Урок 1. Внутреннеестроение и особенности размножения рыб
Оборудование: плакаты «Внутреннеестроение костистой рыбы»; «Развитие костистой рыбы»; муляж головного мозгарыбы; рабочие карты: № 5. «Внутренние строение костистой рыбы», № 6.«Размножение рыб» (см. Приложения); карточки-задания для «тихого» опроса;глобус с отметками путей миграции рыб.
ХОД УРОКАI. Актуализация знаний
1. Фронтальная проверка(парами) содержания рабочих карт № 5, заполненных учащимися на предыдущемуроке.
2. Индивидуальный опрос.
Одновременно с фронтальной проверкой один ученикработает у доски по заданию: «Нарисуйте схему пищеварительной системы рыб ирасскажите о значении основных органов этой системы».
Одновременно группа учащихся (3–4 человека) работаетза отдельным столом с карточкой-заданием.
Карточка-задание
1. Обоснуйте утверждение: по сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные, т.к.:
а) хорда у них ______________;
б) органы дыхания _______________;
в) кровеносная система __________и имеет_________;
г) органы выделения_________________;
д) центральная нервная система разделена на _________.
2. Поясните схему строения кровеносной системы рыб и направление движения крови в ней. Каково значение крови в жизни рыб?
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения остроении нервной системы рыб (рассказ учителя): головной и спинной мозг; отделыголовного мозга (демонстрация муляжа); головные и спинномозговые нервы.
2. Безусловные и условныерефлексы как основа поведения рыб (рассказ учителя с элементами беседы).
3. Самостоятельная работаучащихся по карточке-заданию.
Карточка-задание
Выпишите в тетрадь буквенные обозначения примеров безусловных и условных рефлексов:
безусловные рефлексы ____________ условные рефлексы _______________
А. При кормлении аквариумных рыбок каждый раз включали свет. Через некоторое время рыбки стали подплывать к кормушке при каждом включении света.
Б. В зоомагазине одновременно купили рыбок две подруги. Одна из них содержала рыбок в аквариуме со светлым песчаным, а другая – в аквариуме с темным каменистым дном. Через какое-то время рыбки в первом аквариуме стали заметно светлее, а во втором «потемнели».
Г. В кормушку аквариумным рыбам вместо корма бросали окрашенные под цвет корма бусинки, и рыбы хватали их.
Д. Аквариум разделили мелкой сеткой на две части, в каждой из которых содержалась группа рыб. В каждую половину поместили кормушку. Обычно корм в обе кормушки клали одновременно. Но если рыб кормили только в одной части аквариума, то во второй рыбки тоже подплывали к своей кормушке.
4. Особенности размножениярыб (рассказ учителя по плану):
а) отличительные особенности внешнего и внутреннегостроения самцов и самок рыб;
б) время и место размножения разных рыб;
в) наружное оплодотворение;
г) число икринок, откладываемых во время нереста;
д) развитие икринок;
е) забота о потомстве (с использованиемдополнительного материала);
ж) миграции проходных рыб (с использованиемотмеченных путей миграции на глобусе).III. Закрепление знаний
1. Заполнить рабочуюкарту № 6 «Размножение рыб» с использованием знаний, полученных на уроке, итекста учебника.
2. Составить в тетрадицепи питания, в которых отдельными звеньями были бы рыбы. За лучшую цепь, верносоставленную и содержащую не менее 2–3 звеньев с названием рыб, ставитсяоценка.
3. Привести примерысложного поведения рыб.IV. Домашнее задание
1. Изучить § 33 учебника.
2. Ответить на вопрос 3 к§ 32.
3. Творческое задание:составить короткий рассказ об удивительных формах тела у рыб.
Урок №2. Особенности размножения и развития рыб
Оборудование: таблицы «Особенностиразмножения рыб», «Морские рыбы», «Пресноводные рыбы», «Проходные рыбы»,«Промысловые рыбы», «Внутреннее строение речного окуня»; географическая карта;книги В.Астафьева «Царь-рыба» и Ф.Абрамова «Жила-была семужка».
Ход урока
Ребята, послушайте шотландскую народную песню,которая называется «Форель».
Я семь недель ловил форель,
Не мог ее поймать я,
Я весь промок, и весь продрог,
И все порвал я платье,
Ловил в лесах, ловил в садах,
Ловил я даже в печке.
И что ж? Форель все семь недель
Скрывалась, братцы,
В речке! – заканчивают ученики.
Скажите, а где еще обитают рыбы? (Моря, озера,океаны, пруды.)
Тема нашего урока «Особенности размножения рыб». Мыпоговорим об органах размножения рыб, узнаем, где рыбы предпочитают откладыватьикру, как происходит процесс оплодотворения и дальнейшее развитие икринок.
Запишите в тетради тему урока и число.
На доске вы видите термины, которые нам помогут науроке, и таблицу, где изображено внутреннее строение рыбы. Как называется этарыба? (Речной окунь.)
Рыбы – раздельнополые животные. А как вы понимаетезначение слова «раздельнополые»? (Есть особи мужского пола, есть женского.)
Наверное, все из вас ели сельдь. А можно сказать,какого пола была эта сельдь: мужского или женского? (Если в теле рыбы былаикра, то это особь женского пола, а если нет – то мужского.)
Особи женского пола – самки. А как называются особимужского пола? (Самцы.)
У самцов половые железы называются семенниками. Вних образуется жидкость, которую называют молоками. Кто-нибудь знает, почемуименно так? (Похожа на молоко, белого цвета.) Молоки содержат миллионысперматозоидов. Сперматозоиды – это мужские половые клетки.
Итак, давайте повторим.
· Какназываются половые железы самцов? (Семенники.)
· Какуюжидкость они содержат? (Молоки.)
· Какназываются мужские половые клетки? (Сперматозоиды.)
У самок тоже есть парные половые железы. Ониназываются яичниками, в них созревают женские половые клетки – яйцеклетки.Кто-нибудь знает, как по-другому называют яйцеклетки рыб? (Икринки.)
Итак, давайте повторим.
· Какназываются половые железы самок? (Яичники.)
· Какиеклетки в них созревают? (Женские половые клетки – яйцеклетки.)
На нижней стороне брюшка у рыбы есть половоеотверстие. Через это отверстие самки откладывают икру, а самцы изливают на икрусеменную жидкость. Сперматозоиды, которые находятся в жидкости, сливаются сяйцеклетками, и происходит процесс оплодотворения.
Итак: оплодотворение – это процесс слияниясперматозоидов и яйцеклеток.
· Кактеперь можно назвать яйцеклетку? (Оплодотворенная яйцеклетка,оплодотворенная икринка.)
Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится, ипод ее оболочкой формируется зародыш. У зародыша есть желточный мешок. Этозапас питательных веществ. За счет желтка зародыш растет и развивается, потомсбрасывает покровы икринки и превращается в личинку. Личинка уже питаетсясамостоятельно и вскоре становится маленькой рыбкой. Как она называется? (Малек.)На кого похож малек? (На взрослую рыбу.)
По мере рассказа на доске учитель составляет схему:
оплодотворенная икринка ––> зародыш ––>личинка ––> малек ––> взрослая особь.
· Какможно назвать эту схему? (Схема развития рыбы.)
Запишите заголовок схемы в тетради.
Еще раз внимательно рассмотрите схему. Сейчас ясотру в ней два слова (стираю слова «зародыш» и «малек»). Теперь запишите схемув тетради, постаравшись вставить эти пропущенные слова.
(После выполнения задания один из учеников выходит кдоске и восстанавливает пропущенные слова в схеме.)
Итак, мы с вами можем сделать вывод: из каждойикринки может вырасти взрослая рыба! Но большинство икринок, личинок, мальковгибнет гораздо раньше. Ведь у рыб много врагов – хищников. Среди них и человек.
В наше время рыбам живется очень трудно. И непотому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитаниярыб. Поэтому именно люди самые опасные враги рыб.
А вы знаете, как человек нарушает среду обитаниярыб?
Ответы учащихся
– Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефтьи нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая непропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);
– загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;
– загрязнение бытовыми отходами и мусором.
Наше Правительство заботится об охране природы.Существует Федеральный закон об охране окружающей среды, а в нем есть статьи обохране водных богатств и рыб.
· Каквы думаете в какое время можно ловить рыбу, а в какое время лов ограничен? (Ловограничен во время нереста.) Почему? (Потому что рыба должна отложитьикру.)
Вывод
Сегодня мало не убить животное. Надо сохранятьсреду, где животное обитает, где оно может производить потомство. Мы должнынаучиться существовать с природой и быть ее защитниками.
· Таккакая же у нас с вами задача? (Оберегать и охранять, а если необходимо, и защищатьприроду.)
Рыбам посвятили свои произведения многие писатели.Например, Виктор Астафьев написал рассказ «Царь-рыба» (показать книгу). В этомрассказе автор описывает очень большую и очень сильную рыбу. Это русский осетр,который чуть-чуть не утопил рыбака, хотевшего ее поймать.
Другой замечательный писатель, Федор Абрамов,написал северную сказку «Жила-была семужка». Автор описывает историю жизни рыбы– семги. Авторская позиция проявляется уже в названии самого произведения. Онласково называет рыбу сёмужкой. И имя у рыбки было – Красавка. Вот какописывает автор жизнь этой рыбки: «С утра она ловила букашек и пауков, которыхприносило течением, а затем, если было солнечно, играла: то подталкиваланосиком искрометные камешки на дне, то прыгала за изумрудными стрекозами,снующими над самой водой, а иногда, ради забавы, даже кидалась на какого-нибудьзазевавшегося малька».
· Какиеэмоционально окрашенные слова использует автор в этом отрывке?
Семга, о которой идет речь в рассказе Ф.Абрамова,родилась в речке, а потом вместе с другими семгами ушла в море. В море семгапроводит большую часть своей жизни. Но когда рыбы взрослеют, у них проявляетсяинстинкт размножения. Это сложное врожденное чувство, которое заставляет рыбплыть на нерест, плыть, чтобы отложить икру. Семга откладывает икру в реках:входит в них из моря и поднимается вверх против течения. Рыбам приходится оченьтяжело, на быстринах течение бывает очень сильным, а путь преграждают различныепрепятствия. И все-таки рыбы плывут отважно и смело.
«… Бешеное течение, ледяные заторы, какая-топреграда из бревен во всю реку» мешает плыть рыбам. Семга делает «яростныйвзмах хвостом – и тело ее в брызгах и пене взлетает над водой...»
«Постепенно вода в речке начала падать. Семги одназа другой начали вставать на плесы – места, где они выросли». А Красавка «ещедолго плыла вверх по речке. Порой ее охватывало отчаяние. Речка от порога кпорогу становилась все уже и мельче. Ей часто приходилось плыть через кипящиебуруны, со всего маху падать на острые камни...». Но вот наконец и она достигласвоей родины!
ГЛАВА 6.КОНТРОЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РЫБЫ»
6.1 Особенностистроения и жизнедеятельности рыб
Выберите правильныеутверждения
1. Все рыбы имеют обтекаемую формутела.
2. Тело большинства рыб покрыто чешуей.(+)
3. Кожа рыб имеет железы, выделяющиеслизь. (+)
4. Грудными плавниками рыба припередвижении пользуется как веслами.
5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят соткрытыми глазами. (+)
6. Имеются рыбы, у которых в течениевсей жизни сохраняется хорда. (+)
7. Кровеносная система рыб незамкнутая.
8. Сердце рыб состоит из двух отделов:предсердия и желудочка. (+)
9. Кровь у рыб в предсердии венозная, ав желудочке артериальная.
10. У всех рыб имеется плавательныйпузырь.
11. Органы выделения рыб – почки. (+)
Укажите правильныеответы
1. Рыбы относятся к типу:
а – бесхордовые;
б – полухордовые;
в – хордовые. (+)
2. Большинство рыб относится к классу:
а – костных рыб; (+)
б – хрящевых рыб;
в – ланцетников.
3. К парным плавникам относятся:
а – только грудные;
б – только брюшные;
в – грудные и брюшные.(+)
4. Спинной плавник у речного окунявыполняет функции:
а – создание устойчивоститела при движении;
б – защита от хищников;
в – то и другое. (+)
Биологические задачи
1. Тело рыб очень разнообразное поформе: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое вспинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное.В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?
2. У большинства современных рыб кожапокрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровамитела известных вам беспозвоночных животных?
3. Для борьбы с малярией в 30-е годы внашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почемувнимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?
/>6.2 КолюшкаI. Отметь правильные суждения
1. У всех рыб обтекаемая форма тела. (+)
2. Тело всех рыб покрыто костной чешуей.
3. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы,туловища и хвоста. (+)
4. Основной орган движения и «руль» рыбы – спиннойплавник.
5. Органом слуха рыб является наружное ухо.
6. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза уних подвижные. (+)
7. Выделительная система рыб представлена толькопочками и мочеточниками.
8. В холодной воде растворенного кислорода больше,чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызватьзамор рыбы. (+)
9. У рыб, впадающих в спячку, обмен веществповышается.
10. Сердце у рыб всегда наполнено артериальнойкровью.
11. Органы тела рыбы снабжаются смешанной кровью.
12. Оплодотворение у большинства рыб наружное: икравыметывается в воду. (+)
/>Корюшка6.3 Контрольная работа «Хрящевые и костные рыбы»Вариант 1
1. Выпишите номера верныхсуждений.
1. Большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
2. Хвост рыбы–та часть тела, которая окаймленахвостовым плавником.
3. Глаза рыбы не имеют век.
4. В каналах органов боковой линии имеютсячувствительные клетки.
5. Нервная система рыбы состоит из головного мозга ибрюшной нервной цепочки.
6. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке–артериальная.
7. Плавательный пузырь наполнен смесью газов.
8. Большинство рыб – раздельнополые животные.
9. Органы выделения рыб – туловищные почки.
10. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видамикласс хрящевые рыбы.
2. Выберите буквенныеобозначения, после которых даны правильные ответы.
1. Рыбы относятся к типу:
а – бесхордовые;
б – полухордовые;
в – хордовые.
2. Тело покрыто костной чешуей:
а – только у хрящевых рыб;
б – только у костных рыб.
3. Спинной плавник у речного окуня выполняетфункции:
а – при движении;
б – защиты от хищников;
в – те и другие.
4. Рыба не может поворачивать голову, потому что:
а – череп неподвижно соединен с позвоночником;
б – этому мешают жаберные крышки; в – этомупрепятствует жаберная чешуя.
5. Из икринок рыб выходят:
а – мальки;
б – личинки;
в – маленькие рыбки.
3. Распределите рыб поотрядам:
а – Сельдеобразные;
б – Лососеобразные.
1 – пикша; 2 – горбуша; 3 – салака; 4 – сардина; 5 –семга; 6 – сазан; 7 – белуга; 8 – форель; 9 – хариус; 10 – щука; 11 – килька;12 – анчоус; 13 – корюшка; 14 – налим; 15 – линь.
4. Объясните понятия.
1. Ихтиология.
2. Гомоцеркальный хвостовой плавник.
3. Хроматофоры.
4. Жаберные лепестки.
5. Нерест.
6. Тромбоциты.
7. Венозный синус.Вариант 2
1. Выпишите номера верныхсуждений.
1. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.
2. На спинной стороне тела рыбы всегда имеется одинспинной плавник.
3. Рыбы хорошо видят предметы, расположенные наблизком расстоянии.
4. У некоторых рыб в течение всей жизни сохраняетсяхорда.
5. Кровеносная система рыб – незамкнутая.
6. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляютсяребра.
7. При увеличении плавательного пузыря рыбастановится легче.
8. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.
9. Большинство видов рыб в природе откладываютогромное количество икринок.
10. Карп – одомашненная рыба, происходящая отсазана.
2. Выберите буквенныеобозначения, после которых даны правильные ответы.
1. Хорда – это:
а – спинной мозг;
б – плотный упругий стержень, образованный тесноприлегающими друг к другу клетками;
в – эластичная трубка, в канале которойнаходится спиной мозг.
2. К парным плавникам относятся:
а – только грудные;
б – только брюшные;
в – грудные и брюшные.
3. Органы слуха у рыб находятся справа и слева в:
а – костях черепа задней его части;
б –жаберных крышках;
в – жаберных дугах.
4. Оплодотворение у большинства рыб:
а – внутреннее;
б – наружное (после откладки икры);
в – наружное (при выведении личинок из икры).
5. Кровь у рыб приносит к внутренним органам:
а – питательные вещества;
б – кислород;
в – питательные вещества и кислород.
3. Распределите рыб поотрядам:
а – Карпообразные;
б – Трескообразные.
1 – скумбрия; 2 – вьюн; 3 – палтус; 4 – горчак; 5 –сазан; 6 – пикша; 7 – салака; 8 – горбуша; 9 – карась; 10 – линь; 11 – налим;12 – голавль; 13 – плотва; 14 – сайда; 15 – минтай.
4. Объясните понятия.
1. Гетероцеркальный хвостовой плавник.
2. Целом.
3. Жаберные тычинки.
4. Каракоид.
5 Ноздри.
6. Молоки.
7. Дерма.Вариант 3
1. Выпишите номера верныхсуждений.
1. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.
2. Ноздри рыб не сообщаются с носоглоткой.
3. Высушенная хорда осетровых рыб употребляется впищу.
4. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия ижелудочка.
5. У рыб в течение жизни образуются условныерефлексы.
6. Органы дыхания рыб – жабры.
7. У рыб обмен веществ происходит медленно.
8. Сформировавшийся в икринке зародыш превращается вличинку.
9. У хрящевых рыб отсутствуют жаберные крышки.
10. Многие акулы и скаты – живородящие рыбы.
2. Выберите буквенныеобозначения, после которых даны правильные ответы.
1. Хорда в течение всей жизни сохраняется у:
а – только хрящевых рыб;
б – хрящевых и некоторых костных рыб;
в – всех рыб.
2. Плавательный пузырь у рыб выполняет функции:
а – гидростатические (увеличивает и уменьшаетплотность тела);
б – гидростатические, у некоторых рыб дыхательные;
в – входит в число органов системы размножения.
3. Органы боковой линии расположены у рыб:
а – от головы вдоль всего тела;
б – от грудных плавников до хвоста (начала анальногоплавника);
в – от головы до середины туловища.
4. Спинной мозг у рыб находится:
а – над позвоночником;
б – под позвоночником;
в – в позвоночном канале, который образуют дугипозвонков.
5. Через сердце рыб проходит кровь:
а – венозная;
б – артериальная;
в – смешанная.
3. Распределите рыб поотрядам:
а – Камбалообразные;
б – Осетровые.
1 – сазан; 2 – палтус; 3 – белуга; 4 – горбуша; 5 –севрюга; 6 – щука; 7 – килька; 8 – калуга; 9 – семга; 10 – стерлядь; 11 –форель; 12 – корюшка; 13 – хариус; 14 – карась; 15 – плотва.
4. Объясните понятия.
1. Дерма.
2. Амниоты.
3. Венозный синус.
4. Лейкоциты.
5. Икринка.
6. Целом.
7. Нерест.Вариант 4
1. Выпишите номера верныхсуждений.
1. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, атуловище–в хвост.
2. При передвижении большинство рыб пользуютсягрудными плавниками как веслами.
3. Рыбы не имеют органов слуха.
4. Тела позвонков имеют двояковогнутую форму.
5. Спинной мозг находится в позвоночном канале.
6. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
7. Постоянный ток воды через рот, глотку, жаберныещели поддерживается глотательными движениями ротовых органов.
8. Температура тела рыб низкая, но постоянная.
9. Все рыбы нерестятся весной.
10. Все рыбы – обитатели водной среды.
2. Выберите буквенныеобозначения, после которых даны правильные ответы.
1. Плавательный пузырь имеется у:
а – всех видов рыб;
б – всех видов рыб кроме хрящевых;
в – всех видов рыб кроме хрящевых и некоторыхкостных.
2. Органы боковой линии имеются у:
а – всех видов рыб;
б – только костных;
в – только костистых и класса костных рыб.
3. Слизь, которой покрыто тело рыбы, выделяется:
а – кожными железами;
б – чешуей;
в – боковой линией.
4. У рыб глаза всегда открыты, потому что веки:
а – срослись и превратились в прозрачную оболочку;
б – отсутствуют; в – неподвижны.
5. Половые органы рыб открываются наружу:
а – самостоятельным отверстием;
б – мочеполовым отверстием у самцов и половымотверстием у самок;
в – анальным отверстием.
3. Распределите рыб поотрядам:
а – Карпообразные;
б – Окунеобразные.
1 – горбуша; 2 – налим; 3 – скумбрия; 4 – судак; 5 –линь; 6 – сардина; 7 – сазан; 8 – тунец; 9 – карась; 10 – вьюн; 11 – горчак; 12– голавль; 13 – плотва; 14 – ставрида.
4. Объясните понятия.
1. Эпидермис.
2. Анамнии.
3. Луковица аорты.
4. Эритроциты.
5. Феромоны.
6. Молоки.
7. Целом.
6.4Рабочие карты по теме: «Рыбы»Рабочаякарта № 1Внутреннее строение костистой рыбы
Основу внутреннего костного скелета рыбы составляет__________ и __________. Позвоночник состоит из __________, а также _________.Вместе верхние дуги образуют канал, в котором проходит __________________. Дугизащищают его от травм. Вверх от дуг отходят длинные ________ .
К боковым отросткам позвонков примыкают ______________–они выполняют две функции:
1._____________
2._____________
Особенно мощная мускулатура у рыб расположена на_______ и _______. В хвостовой части нижние дуги позвонков образуют канал, вкотором проходят ______________.
/>Головноймозг рыбы с отходящими нервами
Скелет головы состоит из мозгового черепа или _____,глазниц, _________________ и _____________ вместе с костями жаберных крышек.Мускулатуры на голове мало. Она сосредоточена в области жаберных крышек,челюстей и на затылке. В состав скелета рыбы входят скелеты____________________ и _____________ плавников. Скелет непарных плавниковсостоит из ______________________, укрепленных в толще мускулатуры. Парныеплавники имеют______________ и _________. В скелете грудного поясаимеются_____________ и ___________.
Этот пояс неподвижно причленен к скелету головы.Скелет плавника (свободной конечности) состоит из множества мелких удлиненныхкосточек. В брюшном поясе присутствует единая кость. Скелет свободного брюшногоплавника образован _______________.
/>Пищеварительнаяи выделительная системы рыбы
Пищеварительная система имеет отделы:_________________________________________.
Дыхательная система представлена жаберным аппаратом,который состоит из ________________, к которым присоединяются___________. Онисостоят из бахромчатых __________, внутри которых проходят кровеносные сосуды.Кровеносная система ______________, кровь непрерывно течет по сосудам; онадвижется благодаря работе _________. Оно состоит из _________ и __________.Через сердце проходит__________ кровь. Она содержит ______________. Сокращаясь,желудочек гонит ее в _________. Брюшная аорта ветвится на _________, которыепронизывают __________. Насыщаясь кислородом, кровь становится ____________.Затем кровь направляется в ___________. Оттуда артериальная кровь течет ко всеморганам тела и в голову. Там она становится __________________ и по венам вновьнаправляется к _________.Рабочаякарта № 2Размножение рыб
Органы размножения самок _________________, в нихсозревают ________. У самцов органы размножения ______________, в нихсозревают___________. Оплодотворение ____________ т.е. происходит прямов__________. Самка выметывает _______________, а самец поливает их____________. В зависимости от способа нереста рыбы разделяются на __________ и________. Для некоторых рыб характерно живорождение. Это такие рыбы, как_______________________________. Рыбы, которые не заботятся о потомстве,например __________, откладывают большое количество икринок. Рыбы, которыеохраняют икринки или мальков, например __________, откладывают мало икринок.Этими механизмами поддерживается примерно ____________ численность рыб.
/>
Карточка 3
Какие плавники есть у рыбы? Какими цифрами они обозначены на рисунке? Соедини стрелкой название плавника и выполняемую им функцию.
1. ___ Сохранение равновесия
2. ___ Повороты
3. ___ Движение вперед
4. ___ Движение вверх
5. ___ Движение вниз Карточка 4
Подпиши все обозначенные на рисунке внутренние органы рыбы.
/>
Карточка 5
Что обозначено на рисунках а и б цифрами? Что показано стрелками на рисунке а?
1 ____________________
2 ____________________
3 ____________________
4 ____________________
/>
Карточка 6
Укажи правильную последовательность стадий развития речного окуня.
Впиши в таблицу черты, характерные для зародыша, личинки, малька.
/> Зародыш Личинка Малек 6.5 Кроссворд по теме „Рыбы“
/>
По горизонтали
2. Простейшаяповеденческая реакция. 6. У рыб он может быть желчный, мочевой и плавательный.7. Вторая камера сердца рыбы. 8. Одна из функций чешуи.9.Сосуды, на которые разветвляется аорта. 10. Один из отделов головногомозга. 11. Сосуд, отходящий от сердца.13. Основной отделскелета. 16. Органы дыхания рыб. 17. Рыбы, которые живут в море,а для размножения мигрируют в реки.
По вертикали
1. Какая системавнутренних органов включает в себя печень? 3. Форма тела большинстварыб. 4. Орган пищеварительной системы, расположенный в ротовой полости. 5.Железа, входящая в состав пищеварительной системы. 6. Главныйфункциональный орган выделительной системы. 8. Костные выросты начелюстях рыб, служащие для захватывания и удержания пищи. 12. Отделпищеварительной системы, находящийся между глоткой и желудком. 13.Конечности рыбы. 14. Совокупность костей для защиты головного мозга. 15.Парные плавники возле жаберных крышек рыбы.Ответы
По горизонтали: 2. Рефлекс. 6.Пузырь. 7. Желудочек. 8. Защитная. 9. Артерии. 10. Промежуточный. 11. Аорта.13. Позвоночник. 16. Жабры. 17. Проходные.
По вертикали: 1. Пищеварительная. 3.Обтекаемая. 4. Язык. 5. Поджелудочная. 6. Почки. 8. Зубы. 12. Пищевод. 13.Плавники. 14. Череп. 15. Грудные.
ЛИТЕРАТУРА
1. Константинов К. Г.Блуждающие сокровища. М., Советская Россия, 1971.
2. Латимерия рождает живыхдетенышей.— Наука и жизнь, 1977, №8.
3. Ол и г ер И. М. Краткий определитель позвоночных животных, М.,
4. Просвещение, 1971.
5. Пигулевский С, В.Рыбы, опасные для человека. Л., Медицина, 1961.
6. Протасов В. Р.,Мельников В. Н., Дубровский. Наука и промышленное рыболовство.— Человек иприрода, 1973, № 11.
7. Чеботарева-Сергеева Л.И. Скаты.— Человек и природа, 1971, № 12.
8. Яхонтов А. А. Зоология для учителя.М., Просвещение, 1970, т. 2.