МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 1 по дисциплине ФИНАНСОВОЕ ПРАВО тема ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА ТЕМАПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ П Л А Н 1.ВВЕДЕНИЕ 2.ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 2.1 Содержание науки 2.2 Методология науки 2.3 Основные категории 3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УКРАИНЕ 3.1 Понятие приватизации 3.2
Принципы приватизации 3.3 Законодательство Украины о приватизации 3.4 Субъекты приватизации 3.5 Споры,возникающие в процессе приватизации 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. В В Е Д Е Н И Е В отличие от других социальных идей и политических ориентаций де- мократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя
Украины. Решение этой задачи связа- но не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной сис- темы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юс- тиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формиро- вание высокого уровня правовой культуры общества и каждого
человека. Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет,источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инс- трументальное значение и самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соот- ветствующие свободы. К этой цели общество придет только через повыше- ние ответственности,
возложенной на институты государственной влас- ти, решительные действия по экономическому, политическому и социаль- ному реформированию, созданию качественной правовой базы для таких действий. Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточ- ной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, заня- тых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных
преоб- разований, социальной конструкции общества, его новых экономических и политических ориентаций. Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориенти- роваться в различных отраслях права. Финансовое право занимает веду- щее место среди остальных отраслей права,так как в повседневной жизни между физическими и юридическими лицами возникают постоянно товар- но-денежные отношения и любой юрист обязан знать как по закону разре- шать споры возникающие при этих отношениях.
Предложенная ниже тема - ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА более интересна в связи с переходам нашего общества от социалистичес- ких к капиталистическим отношениям и как следствие этого интересна глубокая правовая реформа вокруг финансово-правовых отношениях. 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В настоящее время при переходе к рыночным отношениям происходит формирование новой финансовой системы,следовательно новой науки финан- сового права.
Финансовое право выступает как категория в двух ипоста- сиях. Как отрасль права и как отрасль правовой науки. Под финансовым правом понимается совокупность правовых норм ,которые определяют пове- дение субъектов в области управления государственными финансами. Так нормы финансового права указывают какие в государстве взымаются нало- ги, кто их платит,какие органы взымают и осуществляют контроль за сво- евременным представлением налоговых отчетов и деклараций.
Под финансо- вым правом следует понимать тот правовой порядок создающийся в резуль- тате реализации финансово-правовых норм. Так сотрудник налоговой инс- пекции проверяющий достоверность данных об источниках денежных средств в декларации предпринимателя осуществляет свою деятельность не произ- вольно, а на основании действующего законодательства.Нормы обязывают и дают право осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплатель- щиков. Вместе с тем нормы финансового права обязывают налогоплательщи- ков честно
и своевременно уплачивать налоги государству. Таким образом нормы финансового права определяют поведение субъектов. Но если право определяет и приказывает, то наука доказывает. Наука финансового права анализирует финансово-правовые нормы, классифицирует и систематизирует их. Наука финансового права не регулирует общественные отношения в об- ласти управления государственными финансами и не определяет поведение субъектов. Она изучает основные финансово-правовые категории и нормы,
способствует их разработке совершенствует финансовое законодательство путем разработки рекомендаций. Наука материализуется в статьях, моног- рафических учебниках по финансовому праву. Таким образом, финансовое право - это система юридических норм устанавливающая определенный по- рядок в государстве, а наука финансового права - это система знаний в области финансового права. Нормы финансового права появились давно. Они встречаются в законах
Хамураппи, Русской правде, Великой Хартии вольностей В 1215 г. следующим образом сформулировали одну из фундо- ментальных норм ни деньги, ни пособия не должны взыматься иначе как по общему совету королевства. А наука финансового права возникла сравнительно не давно, в середине 19 в. К этому времени завершается становление буржуазного общества и происходит огромное поступление числа финансово- правовых норм. Наука финансового права складывается из числа постоянных
элементов. Предмет науки Наука финансового права часть юридической науки. Предметом ее является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Предмет науки воплощается в форме финансо- во-правовых категорий. Наука финансового права характеризуется тем, что ее содержание образует система таких категорий как государствен- ные финансы, финансовая деятельность государства, финансовые акты, фи- нансово- правовые
нормы и др. В этих понятиях выражено главное, что ха- рактеризует финансово- правовую деятельность. Эти знания воплощаются в форме исследований о финансово- правовых нормах и их институтах бюджетном, налоговом праве. Эти знания классифицируются систематически и обобщаются.На базе таких исследований разрабатываются теоретические проблемы необходимые для правильного применения норм финансового права для практической де- ятельности.
Наука финансового права изучает финансовое право, обосно- вывает его как самостоятельную отрасль права в юриспруденции причем в тесной связи с жизнью.Обобщает опыт развития финансовое право в циви- лизованных странах, анализируя финансово- правовые модели, которые можно заимствовать и использовать с нашей стране. Таким образом наука финансовое право изучает практику применения финансовых законов путем анализа м синтеза.Выделят 3 функции выполненные наукой финансового права по отношению к действующему законодательству.
1. Аналитическая коментирование, классификация финансово-правовых норм, приведение их в стройную и понятную систему. 2. Критическая выявление дефектов и недочетов в действующем фи- нансовом законодательстве, фиксация несоответствий правовой нормы тре- бованиям жизни. 3. Конструктивная способствует образованию новых финансовых норм.Используются в процессе нормотворческой деятельности государства.
Таким образом наука финансового права представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий бюджет, го- сударственные финансы, налоговая система, банковская система и некото- рые другие. Наука финансового права имеет свои особенности состоящие в сле- дующем она является общей наукой, предмет которой составляет социаль- ные категории. Этой особенностью, наука финансового права отличается как от естественных , так и от юридических наук.
Во-вторых наука фи- нансового права является юридической наукой, изучающей такие финансо- во-правовые категории и явления, которые представляют собой соединение правовой и экономической материи. Так денежные средства являются и продуктом экономического закона стоимости и творением государственной власти, т.е. наука финансового права не может обходиться без экономи- ческих понятий составляющих обязательный фундамент финансово - право- вых явлений. В- третьих, наука финансового права призвана не только объяснять
финансово-правовые нормы, но и служить базой для решения практических вопросов финансовых органов. Наука финансового права возникла в середине 19 века отпочковав- шись от науки государственного и административного права. Вместе с тем она находится в тесной связи с политэкономией и финансовой наукой. Впервые разработку науки финансового права начал английский политэко- ном Адам Смит, обосновавший пропорцию налога. Это является главным толчком развития данной науки.
Содержание науки финансового права составляет 4 комплексные проблемы 1. Общетеоретические проблемы, на базе которых возможно понимание и функционирование всех других государственные финансы финансовая деятельность государства 2. Специальные проблемы относят к бюджетному праву бюджетное устройство, бюджетный процесс, налоговое право причем проблемы бюджетного права выводят в науке финансового права на первый план в связи с политической ролью бюджета в жизни государства и общества, его место
финансовой системе государства 3. Те проблемы, которые относятся к банковскому праву в этой части изучают вопросы эмиссионного права, валютного законодательства, вопросы связанные с освещением роли Национального банка, как центрального банка Страны, т.е. кассового кредитного и расчетного органа страны 4. Проблемы сберегательного дела. Предмет и содержание науки финансового права тесно связаны с ее методом познания. Если предмет науки говорит о том какой объект следу- ет изучать, а содержание означает систему
проблем состоящую из объек- тивного познания, то метод свидетельствует о том с помощью каких прие- мов и способов необходимо изучать данный объект. Метод Марксистская методология способствовала изгнанию науки финансово- го права как буржуазной дисциплины. В настоящее время эта наука изуча- ется на всех факультетах высшых учебных заведений страны. Наука фи- нансового права находится на стыке административной, государственной, финансовой науки и
политэкономии. Это предопределяет использование оп- ределенного набора методов. Наиболее важный - формально догматический dogma-греч мнение,умение. Этот метод включает такие приемы как опи- сание, анализ финансово-правовых норм, их объяснение, толкование, классификацию. В данном методе осуществляется юридическая обработка правового материала. С помощью данного метода нормы финансового права изучаются в трех аспектах 1.
Какой она является в законе. 2. Применима ли она в таком виде в жизненной ситуации. 3. Какой должна быть в идеале. Данный метод необходим для того, чтоб наука финансового права могла снабдить финансовую практику точными рекомендациями. Второй метод заключается в том, что наука финансового права при анализе финансово - правовых явлений широко использует явления и выводы используемые другими науками.
Третий метод сравнительно простого исследования. Это способ исследования двух или более финансовых институтов. Такое сопоставление очень важно как с практической, так и с теоретической точки зрения, т.к. помогает совершенствованию правовых норм. Четвертый метод конкретно социологического исследования. Включает наблюдение деятельности финансовых органов, налоговых инспекций, банковских органов, анкетирование. Пятый метод - статистическая обработка фактического материала.
Позволяет изучить различные явления, найти определенные закономерности и сделать соответствующие выводы. Данный метод складывается 1. Наблюдения и сбор фактов, сводной обработки статистических данных и их анализ. 2. Рекомендации для законодателей. Шестой метод - сравнительно-исторический метод исследования. Предполагает исторический подход к анализу и оценке. Каждая наука имеет свою систему категорий в которых отображены наиболее общие и существенные знания
науки. Финансово - правовая наука имеет такие особенности по сравнению с другими науками, что ее категории находят свое отражение в законе, т.е. закрепляются законодательно. К основным категориям относится такие как государственно-денежные средства, бюджет, государственные доходы и расходы. 3.ПРИНЦИПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 4 марта 1992 года Верховным
Советом Украины был принят Закон Ук- раины О приватизации имущества государственных предприятий,который был введен в действие 15 марта 1992 года.1 Настоящий закон регулирует правовые,экономические и организацион- ные основы приватизации предприятий общегосударственной,республиканс- кой Республики Крым и коммунальной собственности в целях создания многоукладной социально ориентированной рыночной экономики Украины. 3.1 Приватизация имущества государственных предприятий
Украины в дальнейшем - приватизация - это отчуждение имущества, находящегося в общегосударственной,республиканской Республики Крым и коммунальной собственности,в пользу физических и негосударственных юридических лиц. 3.2 Приватизация осуществляется на основе следующих принципов - законности - предоставления льгот на приобретение государственного имущества членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий - обеспечения социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации - приоритетного предоставления
гражданам Украины прав на приобретение государственного имущества - безвозмездной передачи доли государственного имущества каждому гражданину украины - приватизация государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг - соблюдением антимонопольного законодательства - полного,своевременного и достоверного информирования граждан о всех действиях по приватизации - приоритетного права трудовых коллективов на выбор формы собственности и приобретения имущества своих предприятий.
3.3 Законодательство Украины о приватизации состоит из настоящего Закона,указов президента Украины,другого законодательства,регулирующе 1.О приватизации имущества государственных предприятий Закон Украины от 4 марта 1992 г.Ведомости Верховной Рады Украины 1992. N24 Ст.348. го осуществление приватизации. Действие настоящего закона не распространяется на - приватизацию объектов государственного земельного
и жилого фондов,а также объектов социально-культурного назначения,за исключением принадлежащих приватизируемым предприятиям - изменение организационно-правовых форм собственности колхозов, предприятий потребительской кооперации. Приватизация долей акций,паев,находящихся в государственной собственности,в имуществе совместных предприятий с иностранными инвестициями производится в соответствии с гражданским законодательством и уставными документами совместных предприятий. 3.4
Субъектами приватизации являются - государственные органы приватизации - покупатели - продавцы - представители и посредники. 3.5 Споры возникающие в процессе приватизации, разрешаются судом или арбитражным судом в установленном порядке в соответствии с их компетенцией. 4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Конечно,в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРА-
ВА, однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной ра- боте приведены. Несмотря на то,что правотворческий подход к финансовым отношениям по-российскому и по-украинскому законодательству несколько отличаются друг от друга,но эти отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и субъективных причин российская правотворчес- кая мысль немного опережает украинскую,что дает нашим законодателям использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или
иных нормативных актов, и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество. Используя положительный опыт не только России ,но и других разви- тых государств,учитывая национальные и исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и правовым государством. 5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Гражданское право.Часть 1.Учебник Под ред.Ю.К.Толстого,А.П. Сергеева М.Издательство ТЕИС,1996 292-300с.
2.Гражданский кодекс Украинской ССР Нучн практ.коммент. Пер. с укр. И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и др. -К Политиздат Украины,1981 639 с. 3.Конституция Основной Закон Украины - Принятая Верховным Советом Украины 28.06.1996г. 4.О приватизации имущества государственных предприятий
Закон Украины от 4 марта 1992 г.Ведомости Верховной Рады Украины 1992. N24 Ст.348. 5.Политологический словарь К. ИнноЦентр 1991. 6.Советское финансовое право Учебник М. Юрид.лит 1987 464 с. 7.Юридический энциклопедический словарь М. СЭ 1984.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |