СовременныйГуманитарный УниверситетЮридический факультетКафедра конституционного праваКурсовая работа по теме :“ Государственная Дума Р.Ф. и еёполномочия “
Научный руководитель :
Студентка: Пухлова Ю.
Группа: Ю – 304
Дата:
МОСКВА 1996 г.
ПЛАН :
I. Состав и порядок выборов в Государственную Думу
а) Образование, состав и порядок деятельности комитетов ГД
б) Порядок организации и проведения выборов в ГД
1. проведение предвыборной борьбы
в) Действия Центральной избирательной комиссии послепроведения
выборов (подсчет голосов, суммирование данных,признание выборов
действительными и состоявшимися)
г) Порядок государственного финансирования выборовII. Компетенция Государственной Думы
а) Три группы полномочий ГД, установленныеКонституцией:
1. относятся к исключительному ведению палаты (статьи102 и 103)
2. связаны с организацией деятельности палаты(статья 101 )
3. по принятию федеральных законов ( статья 105)III. Порядок созыва и проведения заседаний Государственной Думы
а) Порядок проведения первого заседания (что должно быть избрано)
б) Действие регламента при проведении заседаний
в) Открытые и закрытые парламентские слушания
г) Основания роспуска Государственной Думы
IV. Конституционный статус депутата
а) Выборы депутатов
б) Статус депутатов
в) Поведение депутатов на заседаниях ГД
г) Полномочия депутатов
д) Права депутатов
е) Неприкосновенность депутатов
СОСТАВ И ПОРЯДОК ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом РоссийскойФедерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации иГосударственной Думы. Формально Совет Федерации не является верхнейпалатой парламента, а Государственная Дума — нижней ( это не установленоКонституцией ).
ГосударственнаяДума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в КонституцииРоссийской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте СоветаФедерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решениивопросов. В Государственной Думе через депутатов представлены все гражданеРоссийской Федерации независимо от их места проживания на территории России.
ГосударственнаяДума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образуетиз числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке ГосударственнаяДума образует: Комитет по конституционному законодательствусудебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрнойполитике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет пообразованию, науке и культуре; Комитет по делам общественных объединений,религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутреннейорганизации деятельности палаты. Но общее количество комитетов не должнопревышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.
В настоящее время в Государственной Думе дополнительно созданы: Комитет по экономической политике, Комитет по деламженщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям ссоотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональной политике, Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет по организации работы Государственной Думы,Комитет по информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности, строительству, транспорту иэнергетике.
Государственная Дума вправе создавать комиссии,деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
По истечении установленного срока или выполнениипорученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.
Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.
Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатовпалаты.
Комитет может для более детального рассмотрениявопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовыватьподкомитеты.
В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматриваютзаконопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации ифедеральных законов; решают вопросы организации своейдеятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведениюГосударственной Думы.
Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерациио комитетах палат Федерального Собрания.
В соответствии со ст. 28Регламента депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное наоснове избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатнымизбирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно издепутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое изних с согласия его членов.
Депутат Государственной Думывправе состоять только в одном депутатском объединении. В настоящее время вГосударственной Думе существуют следующие фракции и депутатские группы: Фракция аграрной партии России, Фракция “Выбор России”, Фракциядемократической партии России, Фракция политического движения “Женщины России”, Фракция коммунистической партии Российской Федерации, Фракция либерально-демократической партии России, Фракция партии Российскогоединства и согласия, Фракция “ЯБЛоко”, Депутатская группа “Новая региональная политика”, Депутатская группа либерально-демократический союз “12 декабря” (данное перечисление по понятным причинам является достаточноусловным).
Ст. 96 Конституции Российской Федерации гласит: “1. Государственная Дума избирается сроком начетыре года. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.”Однако в заключительных и переходных положениях Конституции Российской Федерации подчеркнуто, что Государственная Дума первого созыва избираетсясроком на два года.
Согласно Положению о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденному Указом Президента России о 11 октября 1993 г. N 1626, депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны гражданами России н основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы по двухмандатным(один округ — два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках границ субъектов Российской Федерации.
Выборы депутатов первого созыва проводились по смешанной системе, когда одна половина депутатов (225) избиралась по мажоритарной системе, а другая - на основе системы пропорционального представительства. В Российской Федерацииколичество депутатов, избранных 12 декабря 1993 г. вГосударственную Думу (444), оказалось меньше, чем предусмотрено Конституцией(450).
Списки кандидатов в состав Государственной Думы, избираемых по общефедеральному избирательному округу, выдвигаютсяизбирательными объединениями. Кандидаты в состав Государственной Думы, избираемые по одномандатным избирательным округам, выдвигаются группами избирателей и избирательными объединениями.
Избирательные объединения это: общефедеральные партии, общефедеральные политические движения или блок таких общественныхобъединений, создаваемый на период проведения выборов. Партия, политическоедвижение и общественная организация не могут входить в состав более чем одногоизбирательного объединения и не могут выступать в качестве самостоятельногоизбирательного объединения.
Организация выборов в Государственную Думу возлагается на избирательные комиссии: Центральную избирательную комиссиюпо выборам депутатов Государственной Думы, окружные избирательные комиссии по выборам в Государственную Думу, участковые избирательны комиссии.
Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно. Одномандатные избирательныеокруга охватывают в своей совокупности всю территорию Российской Федерации.
Число избирательных округов по выборам в Государственную Думу, приходящихся на каждый субъект Российской Федерации, устанавливается Центральной избирательной комиссией пропорционально численности избирателей в нем в соответствии сданными учета избирателей к референдуму 25 апреля 1993 года. В соответствиис ч.1 ст. 9 общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включает в себя всю территорию Российской Федерации.
Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов решениями глав администраций районов, городов, районов в городах из расчета от 10 до 3000избирателей на один участок. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах и с целью созданиямаксимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков недолжны пересекать границ избирательных округов. Общефедеральный списоккандидатов в депутаты Государственной Думы выдвигается избирательным объединением, которое может выдвинуть не более одного общефедерального спискакандидатов.
Избирательное объединение, определяя порядок размещения кандидатов в списке, вправе разбить егополностью или частично на региональные группы кандидатов, указав каким субъектам или группам субъектов Российской Федерации соответствует каждая из указанных региональных групп кандидатов. Для регистрацииобщефедерального с иска кандидатов требуется, чтобы в его поддержкубыли собраны подписи не менее 100 тысяч избирателей. Из них не более 15процентов должны приходиться на один субъект Российской Федерации.
Общефедеральный список кандидатов с подписными листами и заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться по данномусписку вносится уполномоченными представителями избирательного объединения на регистрацию в Центральную избирательную комиссию не позднее 35 дней до днявыборов. Избирательное объединение, выдвинувшее общефедеральныйсписок кандидатов, может выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы в одномандатных избирательных округах по выборам в ГосударственнуюДуму. При этом оно вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом изданных округов. Для выдвижения в одномандатном избирательном округе по выборамв Государственную Думу иного кандидата требуется, чтобы в его поддержкубыли собраны подписи не менее 1 процента общего числа избирателейокруга. Граждане России, находящиеся за ее пределами, могутприсылать подписные листы в окружную комиссию своегоизбирательного округа через консульские учреждения Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 27 Положения о выборах, граждане России, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию заили против кандидатов в депутаты. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутатыи избирательным объединениям в организации и проведении предвыборныхсобраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями.
Предвыборные встречи, митинги, агитации проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Средства массовой информации, одним из учредителейкоторых выступают государственные органы, организации, учреждения, органыместного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностьюили частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности дляпредвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Кандидат в депутаты имеет право на одно выступление по государственному телевидению и одно по государственномурадио. Политические партии, участвующие в выборах, кандидаты в депутатывправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационныематериалы. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата или общефедерального списка кандидатов и прекращается в день выборов. Длявыборов в Государственную Думу каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы, установленной Центральнойизбирательной комиссией.
Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. По истечении времени голосования председательучастковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.
По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, неснабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя.
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номерпаспорта или заменяющего его документа.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшимподписи с указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии иномера его удостоверения личности или паспорта и уполномоченнымпредставителем избирательного объединения.
Центральная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчетголосов, поданных по общефедеральному избирательному округу по выборам в Государственную Думу, путем суммирования данных, содержащихся в протоколахучастковых избирательных комиссий.
Если 5 процентов действительных голосов не будутполучены ни одним из общефедеральных списков кандидатов, выборы пообщефедеральному округу считаются несостоявшимися.
Окружная избирательная комиссия по выборам вГосударственную Думу по получении протоколов участковых избирательныхкомиссий избирательного округа производит не позднее трех дней послевыборов подсчет голосов, поданных по одномандатномуизбирательному округу по выборам в Государственную Думу, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах, и выносит решение: признать избранным кандидата, признать выборы недействительными илинесостоявшимися. После получения информации из Окружной избирательной комиссии о том, признаны ли выборы по общефедеральномуизбирательному округу состоявшимися и действительными, экземпляр протоколанаправляется в Центральную избирательную комиссию. На основании протокола Центральной избирательной комиссии о результатах выборов по общефедеральному избирательному округу, протоколов окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу Центральнаяизбирательная комиссия в течении 10 дней по их получении, но не позднеечем через месяц после проведения выборов определяет и публикует общие итогивыборов.
Средства, выделенные из республиканского бюджетаРоссии на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжениеЦентральной избирательной комиссии немедленно по ее сформировании и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями, которые представляют ей отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Соответственно ст. 47 Положения овыборах, лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путемсвободному осуществлению гражданином России избирать и быть избранным депутатом Государственной Думы, вести предвыборную агитацию, также членыизбирательных комиссий, должностные лица государственных органов иорганизаций, общественных организацией, совершившее подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства России, несут установленную законом ответственность. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.
Глава 5 Конституции Российской Федерации раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации.
Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляетгосударственную власть в нашей стране. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации. Каждаяпалата устанавливает порядок работы в самостоятельно принимаемом ею регламенте (ч.4 ст.101 Конституции).
Палаты в основном заседают раздельно. Единственным совместным органом двух палат, является согласительная комиссия,которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятиизакона (ст.105 Конституции). В связи с принятием Конституции России изменился конституционный статус законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации. В новой Конституции России перечень вопросов, подлежащих рассмотрениюпалатами Федерального Собрания, более ограничен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные и контрольные функции. Парламентский контрольдостаточно ограничен.
За палатами парламента сохранено право осуществлятьконтроль за исполнением федерального бюджета (ст.101), а заГосударственной Думой — также полномочие решать вопрос о доверии ПравительствуРоссийской Федерации.
Существуют три основные группы полномочий палаты, которые установлены Конституцией: относящиеся к исключительному ведениюпалаты (статьи 102 и 103); связанные с организацией деятельности палаты(ст.101); по принятию федеральных законов (ст.105).
Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высшихорганов законодательной, исполнительной и судебной власти. В ст.103 определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы. “К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации наназначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение отдолжности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение отдолжности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение отдолжности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента РоссийскойФедерации для отрешения его от должности.”
Частями 2 и 3 той же статьи установлено, чтоГосударственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ееведению Конституцией Российской Федерации, которые принимаютсябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.
Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся к исключительномуведению Государственной Думы.
В частности, Государственная Дума дает согласиеПрезиденту России на назначение председателя Правительства в соответствии сост.103 Конституции Российской Федерации. Кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной Думепрограмму основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации (ч.2 ст.137 Регламента).
Согласие на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовалобольшинство от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст. 138Регламента).
В случае отклонения кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую кандидатуру. А в случае двухкратного отклонения представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Российской Федерации Государственной ДумойПрезидент Российской Федерации в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру (ст.140 ч.1Регламента).
Условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при определении своей позиции по кандидатур на должность ПредседателяПравительства является положение ч.4 ст.111 Конституции, в которойуказано, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонениипредставленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия ГД назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новыевыборы.
К исключительной компетенции Государственной Думыотнесено решение вопроса о доверии Правительству (п.”б” ст.103Конституции), что является юридической формой ответственности Правительстваперед парламентом. В соответствии со статьями 143 и 144 Регламента, Государственная Дума принимает постановление о недоверии ПравительствуРоссийской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о выражении недоверия Правительству считается отклоненным, если оно не собрало большинства голосов депутатов. Например, в связи спредложением фракции ДПР о выражении недоверия правительству, на внеочередномзаседании Государственной Думы 27 октября 1994г. заслушивался и обсуждалсядоклад председателя правительства Российской Федерации В.Черномырдина. В результате поименного голосования за отставку правительства высказалось 194 депутата. Таким образом, необходимое количество голосов (226) длярешения вопроса о вотуме недоверия набрано не было.
В случае, если Президент России не согласился срешением Государственной Думы о недоверии Правительству, Государственная Думав течение трех месяцев вправе провести повторное голосование по вопросу овыражении недоверия Правительству.
В зависимости о того, кто является инициаторомрассмотрения вопроса, в ч.3 и 4 ст.117 устанавливается различный режимотношений Президента и Государственной Думы в случае принятия последнейрешения о недоверии Правительству. Общим и главным моментом здесьявляется то, что выражение Государственной Думой недоверия Правительству невлечет обязанности Президента принять решение об отставке Правительства.
Государственная Дума назначает на должность иосвобождает от должности Уполномоченного по правам человека, которыйназначается ею на срок, установленный федеральным конституционным законом обУполномоченном по правам человека (ст.147 Регламента). Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, фракциии депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления в порядке, установленной главой 19 Регламента.
Государственная Дума назначает на должность иосвобождает от должности председателя счетной палаты и половины составаее аудиторов. Кандидатуры представляются Комитетом Государственной Думы по бюджету,налогам, банкам и финансам и назначаются на срок предусмотренный федеральнымзаконом о Счетной палате. Вопрос о назначении и освобождении от должностиаудитора Счетной палаты и Председателя Счетной палаты решается на заседанииГосударственной Думы большинством голосов от общего числа депутатов. Всоответствии с пунктом “г” статьи 83 Конституции Российской Федерации кандидатура на должность Председателя Центрального банка представляется Президентом России.
Государственной Думой назначается ПредседательЦентрального банка Российской Федерации на срок, предусмотренный Законом РСФСР “О Центральном банке РСФСР” и считается назначенным, если за негопроголосовало большинство от числа избранных депутатовГосударственной Думы. Освобождение от должности Председателя ЦентральногоБанка осуществляется после представления Президента в Государственную Думу, в свою очередь, Государственная Дума большинством голосов от числа избранных депутатов принимает решение об его освобождении (статьи 158-161Регламента).
Государственная Дума можетвынести предложение о выдвижении обвинения против Президента России для отрешения его от должности, которое может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Впредложении должны быть конкретные указания на признакипреступления, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации(ст.163 Регламента). В соответствии со статьей 164 Регламента предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется в Верховный Суд Российской Федерации для дачи заключения о наличии в действиях Президента России признаков преступления. Специально созданная комиссия проверяет обоснованность выдвинутого против ПрезидентаРоссийской Федерации обвинения и большинством голосов принимает заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения овыдвижении обвинения. По итогам обсуждения двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты Государственная Дума принимает постановление овыдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственнойизмене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности или об отказе в выдвижении обвинения против Президента, которое является окончательным и подлежит официальному опубликованию (ст.167 Регламента).
Согласно п.”е” ст.103 в ведении Государственной Думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение обобъявлении амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистииприниматься не могут. Эти вопросы — исключительная компетенция РоссийскойФедерации в лице Государственной Думы (п.”о” ст.71). Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении амнистии, в соответствии со ст.169 Регламента, подписывается Председателем Государственной Думы и подлежит официальному опубликованию в течение трех дней.
В ст. 170 Регламента Государственной Думы утвержденпорядок рассмотрения внешнеполитических вопросов: “Государственная Думарассматривает внешнеполитические вопросы по собственной инициативе, или в связи с обращением Президента Российской Федерации, ибо подокладам и сообщениям Правительства Российской Федерации и комитетов палаты.”
В частности, Президент Российской Федерации в установленномпорядке вносит в Государственную Думу подлежащий ратификацииМеждународный договор Российской Федерации с проектом федеральногозакона о его ратификации, пояснительной запиской и другими необходимымиматериалами.
В соответствии со ст.173 Регламента “Совет Государственной Думы, исходя из содержания поступившего на рассмотрениедоговора, определяет ответственный комитет по подготовке к его ратификацииГосударственной Думой и направляет договор и проект федерального закона о его ратификации с сопроводительными материалами на заключение в соответствующий комитет. Пакет документов одновременно направляется в Комитет Государственной Думы по международным делам и (или) в Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенцией.
Ответственный комитет направляет свое заключение в Государственную Думу, а такженаправляются рекомендации других комитетов, если они содержат предложение воздержаться от ратификации или сопроводить ее оговорками. После чего Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификациимеждународного договора большинством голосов от общего числа депутатов(ст.180 Регламента).
В соответствии со ст.183 Регламента“Государственная Дума может в случае необходимости заключать с парламентами других государств и с международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве”.
Статьей 191 Регламента предусмотрено, что Комитет Государственной Думы по международным делам и Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками в соответствии с их компетенциейсовместно с другими комитетами Думы по профилю их деятельности проводя принеобходимости консультации с Президентом России по вопросам назначения и отзыва дипломатических представителей Российской Федерации в иностранныхгосударствах и международных организациях.
Согласно ст.194 Государственная Дума может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации: с ходатайствами по разрешению дел о соответствии КонституцииРоссийской Федерации нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик,уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, международных договоров, не вступивших в силу для Российской Федерации; с запросом о толковании Конституции Российской Федерации и по другим вопросам, относящимся к ведению Государственной Думы, предусмотренным в ст.125 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение:законопроекты и поправки к ним; законодательные предложения о разработке ипринятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законовутратившими силу.
Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовкизаконопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно привлекаютразличных специалистов и соответствующие учреждения.
Все законопроекты вносятся на рассмотрение вГосударственную Думу (ст.104 ч.2 Конституции).
В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, овыпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательствгосударства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемыеза счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думутолько при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Процедура принятияфедерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентомосуществляется в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. Позавершении прений депутаты приступают к принятию решения позаконопроекту с учетом всех замечаний и предложений. В случае решения ободобрении законопроекта и продолжении работы над ним проект передает я наобсуждение комитета, ответственного за его подготовку. После того, каккомитет вновь представит в палату доработанный проект закона проводится его второе чтение на пленарном заседании. На этом этапе происходит постатейное детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенныхдепутатами поправок. Завершающей стадией является третье чтениезаконопроекта, во время которого уже не разрешается вносить никакихпоправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или против законопроектав целом. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Государственная Дума может принятьзакон после его обсуждения в первом чтении.
Для принятия федерального закона необходимо большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иноене предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст.105 части2 и 3 Конституции). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российсской Федерации; статуса изащиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом,принятым Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему Государственной Думой.
Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон втечение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцатидней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока отклонит его, то Государственная Дума и СоветФедерации вновь рассматривает этот закон, если же при повторном рассмотрениифедеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации идепутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течении 7 дней иобнародованию (ст.107 Конституции).
В России за всю историю ее государственно-правовогоразвития понятие “федеральный конституционный закон” впервые закрепленоКонституцией Российской Федерации 1993г.
Особая юридическая сила федеральных конституционныхзаконов находит свое выражение в ом, что им не должны противоречитьобычные федеральные законы. Признание за федеральнымиконституционными законами принципа верховенства выражается также в том, что, будучипринятыми палатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки кКонституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент нановое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов.
Конституция обязывает Президента России независимо оттого, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят ФедеральнымСобранием, и обнародовать (ч.2 ст.108 Конституции).
Конституция Российской Федерации дает переченьвопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Этозаконы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территорииРоссии или в ее отдельных местностях (ст.56 и 88); о принятии в Российской Федерациии образовании в ее составе нового субъекта, а также об измененииконституционно-правового статуса Федерации (ст.65, 66 и 137); огосударственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании ипорядке официально о использования (ст.70); о референдуме (ст.84); о режимевоенного положения (ст.87); об Уполномоченном по правам человека (ст.103); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации (ст.114); осудебной системе РФ (ст.118); о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст.128); о Конституционном Собрании(ст.135).
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов отобщего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов отобщего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2Конституции), в то время как для принятия федеральных законов достаточнопростого большинства.
Принятый закон также в течение 14 дней подлежитподписанию и обнародованию.
Государственная Дума в своей работе руководствуется не только Конституцией Российской Федерации иРегламентом, но и законами, которые позволяют осуществлять нормальное функционирование депутатам и палате в целом.
5 октября 1994г. за N 234-1 было принято постановление Государственной Думы “О примерной программе законопроектнойработы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 1994 г (с 1 октября по 25 декабря 1994 г.).
В перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению впервую очередь включены следующие: о выборах депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания, об Основах избирательногозаконодательства Российской Федерации, о внесении изменений и дополнений вРегламент Государственной Думы Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. А в число законопроектов, необходимых для обеспечения деятельностиГосударственной Думы — о специальных временных комиссиях Федерального Собрания Российской Федерации, об имуществе Федерального Собрания РоссийскойФедерации, о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральныхзаконов, о нормативно-правовых актах, о дополнении в Регламент ГосударственнойДумы в связи с принятием федерального закона “О порядке рассмотрения иутвержден я проекта федерального бюджета на 1995 год”.
ПОРЯДОК СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.
Основание роспуска Государственной Думы.
В соответствии со ст. 38 Регламента Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю — с 12января по 20 июля; осеннюю — с 1 октября по 25 декабря.
Государственная Дума правомочна начать своюработу, если общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей отобщего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст.49 Регламента).
В соответствии со ст.96 ч.3 Конституции РоссийскойФедерации первое заседание Государственной Думы открывает старейший повозрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или заместителяПредседателя Государственной Думы председательствуют представители всехизбирательных объединений.
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, но Президент России можетсозвать заседание Государственной Думы ранее этого срока (ст. 30Регламента).
На первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов избирает: Счетную комиссию, Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссию по Регламенту, Временный секретариат и Мандатную комиссию Государственной Думы. А также напервом заседании депутаты проводят выборы ПредседателяГосударственной Думы, его заместителей. Заседание Государственной Думы можетбыть открыто, если на нем присутствует более половины от общего числадепутатов палаты.
Заседания проводятсяоткрыто, гласно, освещаются в печати, по радио и телевидению; на заседанияприглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители средств массовой информации, независимые эксперты, ученые и специалисты, необходимые для дачизаключений по рассматриваемым палатой вопросам.
Депутаты могут принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим назаседании Государственной Думы, Президентом России, комитетом или депутатским объединением в Государственной Думе, ПредседателемГосударственной Думы, Председателем Правительства России. Заседаниястенографируются. Представители прессы, радио и телевидения на закрытые заседания палаты не допускаются. Заседания проводятся всоответствии с принятой Конференцией Государственной Думы общей программой сессии Государственной Думы, утвержденной на ее первом заседании и заблаговременно разосланной депутатам, и календарем рассмотрения вопросовна очередной месяц, утвержденным Конференцией Государственной Думы.Продолжительность и порядок проведения заседаний палаты определяютсяРегламентом.
Внеочередному рассмотрению назаседании Государственной Думы подлежат: послания и обращения ПрезидентаРоссии, а также проекты законов и иных нормативно-правовых актов, внесенныхв качестве срочных Президентом и Правительством Российской Федерации;проекты законов, возвращенные на повторное рассмотрение ГосударственнойДумы; проекты законов о ратификации международных договоров; проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы овнесении в него изменений и дополнений; опросы о выражении доверияПравительству Российской Федерации.
Во время сессии Государственной Думой проводятсязаседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседаниякомитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах икомиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.
Работа Государственной Думы осуществляется в строго определенные дни недели. Пленарные заседания Государственной Думыпроходят в среду и в пятницу; конференция собирается еженедельно во вторник во второй половине дня; комитеты заседают каждый понедельник ичетверг; во вторник депутаты работают в комитетах, во фракциях и депутатскихгруппах, а также проводятся парламентские слушания; каждая четвертая неделямесяца отводится для работы депутатов с избирателями.
Во время парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаютсяСоветом палаты по требованию Президента России, а также по требованиюфракции или группы депутатов, поддержанному не менее чем 1/5 общего числадепутатов Совета Федерации.
На любом открытом или закрытом заседании палаты вправе присутствовать: Президент России илиполномочный представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, Председатель Правительства, члены Правительства, члены Конституционного, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты, заместитель ПредседателяСчетной палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор,Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях только поспециальному приглашению. На заседаниях палаты ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании.
Стенограммы заседаний Государственной Думы подлежат официальному опубликованию, кроме стенограмм закрытых заседаний. В Конституции России дан перечень оснований для проведения совместныхзаседаний Совета Федерации и Государственной Думы.
Особое значение имеет обсуждение на совместныхзаседаниях палат посланий Президента России, содержащих законодательнуюинициативу или законодательные предложения.
Основанием для проведения совместных заседаний являются также послания Конституционного Суда и выступления руководителейиностранных государств. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума по вопросам своего веденияпроводит парламентские слушания, которые проводятся по инициативе Конференции Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, по инициативе группыне менее пятидесяти депутатов.
На парламентских слушаниях обсуждаются: законопроекты,требующие широкого публичного обсуждения; международные договоры,представленные на ратификацию; федеральный бюджет; важнейшие проблемывнутренней и внешней политики.
Парламентские слушания заканчиваются принятием по обсуждаемому вопросу рекомендаций.
Рекомендации принимаются путем одобрения большинством депутатов, принявших участие в слушаниях.
Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественностии публикуются в печати.
На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, затрагивающие сведения, отнесенные к государственной тайне. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатовГосударственной Думы и членов Совета Федерации, а также государственных органов, представители которых принимали участие в парламентских слушаниях.
Основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации закреплены Конституцией РоссийскойФедерации в ч. 1 ст. 109, которая гласит что: “Государственная Дума можетбыть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.”
В ч. 4 ст.111 Конституции Российской Федерациипредусмотрен роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации вслучае трехкратного отклонения представленных кандидатур ПредседателяПравительства Российской Федерации Государственной думой. В этом случае Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу иназначает новые выборы.
Государственная Дума может выразить недовериеПравительству Российской Федерации (ст.117 ч.3), после чего ПрезидентРоссийской Федерации вправе объявить об отставке Правительства РоссийскойФедерации, либо не согласиться с решением Государств мы.
Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, ПрезидентРоссийской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускаетГосударственную Думу. В ч.4 ст.117 Конституции указано, что: “Председатель Правительства Российской Федерации может поставить передГосударственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РоссийскойФедерации, Президент в течение семи дней принимает решение об отставкеПравительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы иназначении новых выборов.”
Часть 2 ст.109 гласит: в случае роспускаГосударственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов стем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чемчерез четыре месяца с момента роспуска.
В соответствии со ст.109 Государственная Дума неможет быть распущена: по основаниям, предусмотренным статьей 117 КонституцииРоссийской Федерации, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения еюобвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение шести месяцев до окончания срокаполномочий Президента Российской Федерации.
Частью 4 ст. 99 Конституции Российской Федерацииустановлено, что “С момента начала работы Государственной Думы нового созываполномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.”
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ДЕПУТАТА.
Основной функцией и содержанием депутатского мандата является представительство. В Государственной Думе депутатпредставляет народ. Характер депутатского мандата определяется тем, что в Конституции признан принцип парламентаризма (ст.94), а такжеотсутствуют такие институты, как наказы избирателей депутатам и отзывдепутатов избирателями. Таким образом, мандат депутата — это свободный мандат,т.е. избиратели не могут определять позицию депутата, он жестко не связанправовыми обязательствами перед своими избирателями. Следует отметить особыйхарактер деятельности депутатов: они как народные представители осуществляютзаконодательную власть, их деятельность носит политический характер.
В ст. 97 Конституции Российской Федерации закрепленстатус депутата:
“1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий правоучаствовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не можетодновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3.Депутаты ГосударственнойДумы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и инойтворческой деятельности.”
Однако в заключительных и переходных положениях Конституции Российской Федерации указано, что депутат Государственной Думыпервого созыва может одновременно являться членом Правительства РоссийскойФедерации.
На депутатов ГосударственнойДумы — членство в Правительстве Российской Федерации не распространяются положения настоящей Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные свыполнением служебных обязанностей.
В ст.20 Регламента Государственной Думы указано, чтокаждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя, егозаместителей, руководителей депутатских объединений и депутатовГосударственной Думы — членов Правительства Российской Федерации, обязансостоять в одном из комитетов Государственной Думы, причем только в одном.
В статье 41 ч.3 Регламента указано, что депутат Государственной Думы обязан присутствовать на ее заседаниях. Еслидепутат не имеет возможности присутствовать на заседаниях, то онзаблаговременно информирует об этом Председателя Государственной Думы.
В разделе П “Общий порядок работы Государственной Думы” в ст.42 Регламента указано, что выступающий на заседаниях не вправенарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, допускать необоснованные обвинения, использовать заведомоложную информацию, призывать к незаконным действиям.
В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.
На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вноситьпредложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, давать справки.
13.04.94г. в третьем чтении был принят закон “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации”, одобрен Советом Федерации иподписан Президентом Российской Федерации 8 мая 1994 г. за N 3-ФЗ. Между тем вписьме Президента России, направленном депутатам Федерального Собрания Российской Федерации, предлагается рассмотреть и принять поправки, которыевступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации.
Данный федеральный закон, по мнению Президента России, находится в противоречии с Конституцией Российской Федерации,очевидны юридические недоработки, налицо льготы, которые могут справедливоосудить избиратели.
Для рассмотрения поправок внесенных Президентом создана согласительная комиссия. Этот Федеральный закон устанавливает права, обязанности и ответственность депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы, предусматривает основные правовые исоциальные гарантии при осуществлении ими депутатскойдеятельности. В соответствии с законом депутат Государственная Думыруководствуется Конституцией России, федеральнымиконституционными законами, настоящим Федеральным законом, другимифедеральными законами, регламентом палаты, предвыборной программой исвоими убеждениями (ст.2 Закона).
Срок полномочий депутатаначинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работыГосударственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренныхст.4 Федерального закона, а именно: письменного заявления депутата о сложениисвоих полномочий; утраты депутатом гражданства России, вступления взаконную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата; признаниедепутата недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; смерти депутата; объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу; роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных ст.ст.111 и 117 Конституции РоссийскойФедерации. Формами депутатской деятельности депутата Государственной Думыявляются: участие в заседаниях Государственной Думы; в совместных собраниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, проводимых в случаях,предусмотренных частью 3 ст.100
Конституции Российской Федерации; участие в работекомитетов и комиссий палаты, согласительных комиссий, создаваемыхГосударственной Думой; участие в выполнении порученийГосударственной Думы и ее органов; участие в парламентских слушаниях; обращение с депутатским запросом; участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп; обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы; работа сизбирателями.
В ст.8 Закона указано, что депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями в регионе, определенном соответствующим депутатским объединением.
В целях обеспечения прав, свобод и законных интересовсвоих избирателей депутаты Государственной Думы: рассматриваютпоступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствуют в пределахсвоих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведут прием граждан; изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а такжечерез средства массовой информации; взаимодействует с органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, с депутатами законодательных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления, с политическими партиями и иными общественными объединениями.
Депутаты Государственной Думы имеют правозаконодательной инициативы. Предложения о поправках и пересмотре положенийКонституции России может вносить группа численностью не менее одной пятойдепутатов Государственной Думы. Порядок осуществления права законодательной инициативы депутатом Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации (ст.104), федеральными конституционными законами, федеральными законами и регламентом Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы имеет право решающегоголоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, а также комитетом,комиссией данной палаты, членами которых они являются.
Депутаты Государственной Думы вправе присутствоватьна всех заседаниях Совета Федерации (ст.12 Закона).
Депутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителямфедеральных органов исполнительной власти, руководителямисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Орган или должностное лицо, к которому обращензапрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме непозднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленныйпалатой, срок (ст.13 части 1 и 4 закона).
Депутат, группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства на заседанииГосударственной Думы (ст.14 ч.1 Закона).
Депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных натерритории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (Ст.15Закона). Депутат имеет право на получение и распространениеинформации. В частности, при обращении депутата в органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации, должностныелица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют им необходимую информацию и документацию независимо от степени ихсекретности в соответствии с федеральным законодательством о государственнойтайне. Депутаты имеют преимущественное право выступать по вопросамдепутатской деятельности в государственных средствах массовой информации; материалы, представляемые депутатом по поручению палаты,подлежат обязательному опубликованию не позднее семи дней после обращения(ст.16 Закона).
Часть 1 статьи 98 Конституциигласит: “Члены Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а такжеподвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.” Личныйдосмотр не является уголовно-процессуальным действием; согласно законодательству правом производить досмотр обладают работники органов внутренних дел, федеральной службы контрразведки, таможенной службыРоссийской Федерации. Часть 2 той же статьи рассматривает вопрос о лишении неприкосновенности, который “решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой ФедеральногоСобрания”.
В ст. 7 Регламента отмечено, что данная процедурапроводится на основании заключения Мандатной комиссии решениемГосударственной Думы, если за это решение проголосовало две трети от общегочисла депутатов Государственной Думы”.
Под привлечением к уголовнойответственности имеется в виду вынесение следователем постановления опривлечении подозреваемого в качестве обвиняемого (ст.143 УПК). Такимобразом, депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производстве определенныхследственных действий. В ст.18 ч.2 Федерального закона указано, что “неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортныесредства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащиеему документы”.
В связи с осуществлением депутатских полномочий жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственномустрахованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежноговознаграждения; вместе с тем, органы государственного страхования выплачиваютстраховые суммы в случаях гибели депутата и причинения депутату увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, атакже ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата на момент выплаты компенсации иназначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм погосударственному страхованию (статьи 21 и 22 Закона).
Депутат Государственной Думы: освобождается на срок своих полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы (ст.23Закона); имеет гарантии трудовых прав: сохранение общего и непрерывного трудового стажа, стажа работы по специальности, предоставление по окончаниисрока депутатских полномочий прежней или равноценной работы (ст.24 ч. 2, ч.3Закона); имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское и бытовоеобеспечение, служебное и жилое помещение, бесплатный проезд, внеочередноепоселение в гостинице и иные права, закрепленные Федеральным законом.
Статья 27 ч.1 Закона указывает на права депутата в случае роспуска Государственной Думы. “В случае роспуска Государственной Думы всоответствии со статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации депутаты Государственной Думы, кроме депутатов, являющихся членамиПравительства Российской Федерации, получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока полномочий депутатов первого созыва, из расчета их ежемесячного денежноговознаграждения на день прекращения депутатских полномочий; в этом случае на депутатов Государственной Думы распространяются гарантии трудовыхправ, изложенные в частях второй, третьей и четвертой статьи 24 настоящего Федерального закона”. Федеральным законом установлена ответственность заневыполнение требований настоящего закона.
За оскорбление депутата, клевету, либо “распространение информации о его депутатской деятельности вискаженном виде”; за неправомерное воздействие на депутата, членов его семьии других его родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия влечет ответственность, предусмотренную действующимзаконодательством (статьи 43, 44 настоящего Закона). Статья 42 закрепляет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, за невыполнение законных требований депутата Государственной Думы должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений либо создание им препятствий в осуществлении депутатской деятельности, а равно предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим законом сроков порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращениядепутата.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РоссийскойФедерации.
2. Регламент ГосударственнойДумы Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.
3. Федеральный закон “О статусе депутата СоветаФедерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации” N 3-ФЗ от 8 мая 1994.
4. Положение о выборах депутатов Государственной Думыв 1993 году, утвержденное указом Президента России от 1 октября 1993 г. с изменениями и дополнениями от 6 ноября 1993 г., утвержденное УказомПрезидента Российской Федерации от 6 ноября г. 1846 (собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 41 — ст.3907, 45 — ст.4333.)
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации, подготовлен Институтом законодательства и сравнительногоправоведения, изд. БЕК, М., 1994.