ВВЕДЕНИЕ
Корень – это орган, обеспечивающий растение водой иминеральными веществами и укрепляющий его в почве. В корнях образуются многиеважные для жизни растения вещества.
Корни всасывают из почвы воду и растворенные в нейминеральные вещества.
На жизнедеятельность корней влияют внешние условия:температура почвы, наличие в ней влаги, растворенных минеральных веществ ивоздуха.
Основной целью работ явилось освещение основныхметодических особенностей при изучении темы «Корень» на уроках биологии всредней школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Показать как тема «Корень»освещается в школьных учебниках по биологии.
2. Рассмотреть основныеметодические приемы при изучении данной темы.
3. Разработать уроки иконтрольные работы по теме «Корень».
ГЛАВА 1. ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ
Функции корня. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его втечение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворенные вней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться инакапливаться запасные вещества.
Виды корней. Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые [1]. При прорастании семени первымразвивается зародышевый корешок. Он превращается в главныйкорень.
/>/>
Рис. 1. Типыкорневых систем
/>
/>
Корни,образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называютпридаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.
Типы корневых систем. Всекорни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневыхсистем — стержневую и мочковатую [2]. Корневуюсистему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень,называют стержневой. Стержневуюкорневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель,морковь, свекла и др. [1].
Обычностержневая корневая система хорошо видна только у молодых, выросших из семяндвудольных растений. У многолетних растений (лютик, земляника, подорожник)часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни.
Мочковатой называют корневую системуиз придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатойсистемой недостаточно развит или рано отмирает. Мочковатая корневая системахарактерна для однодольных растений пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.
Длятого чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторнуюработу.
Глава 2. Методические особенности преподавания
темы «Корень» в средней школе
В процессе изучения данной темы главное внимание обращаетсяна усвоение учащимися знаний о строении корня во взаимосвязи с функциями, связикорня со средой обитания, о важнейших агротехнических мероприятиях, вытекающихиз биологии корня, способствующих его росту и развитию; формирование уменийраспознавать на натуральных объектах типы корневых систем, ставить опыты повыяснению основных функций корня, выращивать растения и ухаживать за ними, проводитьрыхление почвы, пикировку, окучивание, подкормку.
Содержание темы позволяет решить воспитательные задачи:формировать материалистическое мировоззрение на основе раскрытия сущностипроцесса питания растений из почвы, строение и функций корня в свете причиннойобусловленности явлений, путей управления ростом растений с помощью различныхагроприемов (внесение необходимых удобрений, обработка почвы, мелиорация идр.).
Корень. Значение почвы для растений. На первом уроке потеме необходимо добиться усвоения учащимися знаний о почве как важном длярастений факторе внешней среды, о видах корней и типах корневых систем. Науроке проводится лабораторная работа, беседа, рассказ, демонстрация диафильма«Корень».
Урок начинается беседой, в процессе которой выясняютсязнания учащихся о корне. Школьники обычно указывают, что это подземный орган,который поглощает из почвы питательные вещества и укрепляет растение. Учительдополняет ответы учащихся, сообщает, что при помощи корня растение хорошозакрепляется в почве и противостоит ветрам и даже бурям. Однако ураганной силыветер иногда способен вырвать из почвы деревья с корнями. Способность корнейсвязывать частицы почвы используется человеком для закрепления оврагов, осыпей,склонов рек, железнодорожных насыпей.
Затем на основе знаний учащихся из курса природоведенияизучается материал о почве, ее составе, свойствах, плодородии. Учительдемонстрирует опыты для определения физического и механического состава почвы иподводит учащихся к выводу о зависимости жизнедеятельности корней отфизического состава почвы, содержания в ней питательных веществ, воды, воздуха;почва — это природное богатство, которое надо беречь от разрушений, только наплодородной почве можно вырастить хороший урожай.
Учитель раскрывает меры охраны почвы от разрушения,способствующие накоплению запасов влаги в почве (снегозадержание, ранняявспашка земель под зябь, раннее боронование весной, посадка полезащитных полоси др.), указывает на необходимость высокоэффективного использования земель,улучшения их плодородия как важнейшего условия повышения урожайности растений.
На следующем этапе урока изучается внешнее строение корней.Учитель сообщает, что все корни одного растения образуют корневую систему, ипоказывает учащимся на таблице главный, боковые и придаточные корни, раскрываетпонятия стержневой и мочковатой корневых систем. Он отмечает, что общая поверхностькорней одного растения очень большая, намного превышает надземную часть.Учитель просит установить взаимосвязь строения и функций корневой системы. Сего помощью учащиеся делают вывод, что большая протяженность корневой системыобеспечивает закрепление, удержание растения в почве, поглощение воды ипитательных веществ.
Затемучащиеся получают живые и гербарные экземпляра, растении с различными типамикорневых систем и выполняют лабораторную работу «Изучение стержневых имочковатых корневых систем», пользуясь заданием, изложенным в инструктивнойкарточке:
1. Рассмотритекорневую систему взрослых растений гороха и пшеницы, найдите черты отличия иустановите типы корневых систем у растений.
2. Отберитерастения со стержневой корневой системой, укажите признаки, по которым выбудете их отбирать.
3. Отберитерастения с мочковатой корневой системой. Укажите признаки, по которым вы ихотберете.
4.Заполните таблицу 7 «Типы корневых систем».
/>
Закреплениюзнаний о почве, видах корней и типах корневых систем способствует демонстрациядиафильма «Корень». В заключение урока можно провести беседу по следующимвопросам: каков состав почвы? Что такое плодородие почвы? Какие корневыесистемы называют стержневыми, а какие — мочковатыми? На чем основаноиспользование растений для закрепления оврагов, осыпей, берегов рек и т. п.?
Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня.Ткани. Знания макро- и микроскопического строения корнянеобходимы для понимания протекающих в нем процессов жизнедеятельности,установления взаимосвязи его строения и функций. Целесообразно на изучениеданного вопроса выделить три урока. На первом уроке следует начать формированиезнаний о зонах корня, их строении и значении, об особенностях строения клетоккорневого чехлика и корневых волосков в связи с выполняемыми функциями. Навтором уроке следует продолжить формирование знаний о внутреннем строениикорня, тканях на примере зон деления и роста, о росте корня, смене зон,значении прищипки корня для управления ростом растения, подвести школьников квыводу о причинной обусловленности биологических явлений. На третьем урокенеобходимо сформировать у школьников знания о зоне проведения и ее главной функции— поглощении воды и минеральных веществ из почвы; обосновать вывод о материальных основахпитания растений из почвы.
Науроках учитель в зависимости от условий может использовать беседу, работу сучебником, демонстрацию натуральных объектов, таблиц, опытов, диафильма«Корень», транспаранта «Строение корня», готовых микропрепаратов, лабораторнуюработу.
Первыйурок начинается с устной проверки знаний о почве, се составе, свойствах и мерахохраны, о видах корней и типах корневых систем. Кроме того, проверяются уменияучащихся определять типы корневых систем на живых растениях или гербарныхэкземплярах.
Затемпроводится изучение нового материала. Организуется самостоятельная работаучащихся по заданию: 1) рассмотрите корни проростков пшеницы (или какого-либодругого растения) и опишите их внешний вид; 2) вынутые из почвы кормипроростков встряхните, найдите участки корня, на которых пет почвы, и участки скомочками почвы; 3) установите, сколько участков можно выделить на корне, чемони различаются между собой.
Поитогам самостоятельной работы проводится беседа с использованием таблицы«Корень и его зоны. Строение молодого корни» и транспаранта «Строение корня».Учащиеся подводятся к выводу, что на корне можно различить несколько частей илизон — корневой чехлик, деления, роста, всасывания и проведения.
Послеэтого обсуждается проблема: как различаются по внутреннему строению разныеучастки корпя? Для ее решения учащиеся выполняют лабораторную работу«Рассматривание корневых волосков и чехлика невооруженным глазом и подмикроскопом», используя инструктивную карточку с заданиями:
1. Рассмотритев лупу корпи проростков пшеницы и ответьте па вопросы: каково строение и цветкончика корпя? По каким признакам можно определить зону всасывания?
2. Рассмотритепод микроскопом микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски». Сравнитеклетку корневого чехлика и корневой волосок.
3.Зарисуйтекорневой волосок н сделайте надписи к рисунку.
4.Ответьтена вопрос: в чем сходство строения клеток корневого чехлика и корневоговолоска?
Послелабораторной работы проводится беседа, обобщаются знания об особенностяхстроения клеток «корневого чехлика и корневых волосков в связи сфункциями. Отмечается, что клетки этих зон отличаются друг от друга формой иразмерами. Учитель сообщает о том, что за счет корневых волосков увеличиваетсяобщая поверхность корня и повышается его эффективность как органа поглощения.На I мм2 поверхности всасывающей зоны может располагаться от 200 до 400корневых волосков, благодаря чему контакт корня с почвой увеличивается в 18—40раз. Подчеркивается, что корневой волосок представляет собой вытянутую клетку сочень тонкой оболочкой, что позволяет ему тесно соприкасаться с частицами почвыи поглощать воду и минеральные вещества. Если останется время, то для закрепления знаний озонах корня, строении и функциях корневого чехлика и корневых волосков можноорганизовать самостоятельную работу учащихся с рисунком учебника и провестибеседу по вопросам: какие различают зоны корня? Каковы строение и функции клетоккорневого чехлика? Почему его так называют? Какая зона называется всасывающей?Какое строение она имеет? Что представляет собой корневой волосок?
Целесообразнопредложить учащимся дома повторить материал о строении растительной клетки.
Навтором уроке после проверки знаний о зонах корня, внутреннем строении корневогочехлика и зоны всасывания учитель привлекает внимание учащихся к таблице ирисунку учебника, показывает зоны деления и роста корня, просит учащихсяописать строение клеток этих зон, подчеркивает, что в этом участке корня клеткипостоянно делятся, а затем растут. После этого демонстрируется опыт«Верхушечный рост корня», с помощью которого учащиеся убеждаются в том, чтокорень растет верхушкой. Затем учитель вводит понятие ткани, иллюстрирует егона примере особенности строения и функций образовательной ткани.
Учительдемонстрирует опыт «Значение прищипки главного корня для развития боковыхкорней» и сообщает о использовании этого приема при пикировке растений.Учащиеся приходят к выводу, что пикировка рассады способствует образованиюмощной корневой системы в верхних, наиболее богатых питательными веществамислоях почвы и в конечном счете приводит к повышению урожая. Этот примерубеждает школьников в том, что ростом и развитием растений можно управлять.
Затемраскрывается механизм постепенной смены зон корня, всасывающий участок скорневыми волосками после их отмирания становится проводящим, на местерастущего участка образуются корневые волоски. Благодаря смене зон корняуспешно осуществляются его функции: снабжение растений водой и питательнымивеществами, укрепление в почве. Учащиеся делают вывод: смена зон корня являетсяважным приспособлением к поглощению воды и питательных веществ из все новыхучастков почвы.
Рассмотрениевопроса о смене зон корня позволяет сосредоточить внимание учащихся навзаимосвязях в организме растения, показать зависимость одной зоны корня отдругой, взаимосвязь между строением и функциями, подчеркнуть причиннуюобусловленность биологических явлений.
Сцелью закрепления знаний о внутреннем -строении корня, его тканях можноорганизовать самостоятельную работу учащихся с учебником по заданию: найдите втексте материал о тканях, выпишите определение ткани; заполните таблицу 8.
Третийурок следует начать с изучения нового материала. Рассказ учителя сопровождаетсядемонстрацией таблицы, на которой учащиеся рассматривают зону проведения. Затемим предлагается рассмотреть рисунок учебника, обратить внимание на строение и функции проводящей ткани. Такая подготовка позволяетприступить к проведению наблюдения под микроскопом готового микропрепарата«Первичное строение корня». В результате формулируется вывод: в центральнойчасти корня находятся сосуды — проводящая ткань. По ним поглощенные корнемвещества, вода передвигаются по стеблю в листья.
/>
Затемна основе актуализации знаний учащихся о питании растений и животных из курсаприродоведения организуется обобщающая беседа по вопросам: какое значение имеетпитание для живых организмов? Чем отличается питание растений от питанияживотных? Какую роль играет корень в питании растения?
Подруководством учителя школьники делают обобщение: питание— это процесспоглощения организмом из внешней среды веществ и использование их дляпостроения своего тела, роста, развития и других жизненных проявлений. Питаниерастений отличается от питания животных и человека. Все растения — отводорослей до цветковых — способны создавать органические вещества. Животные жепитаются готовыми органическими веществами. Большинству растений свойственнопочвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез) питание. Основную функциюпочвенного питания выполняет корень.
Послетакого краткого вступления демонстрируется опыт, показывающий поглощение водыкорнями. Для опыта используется V-образныйстеклянный прибор (потометр), который заполняется подкрашенной водой. В широкоеколено прибора помещается бальзамин с хорошо развитыми корнями. Приборукрепляется в штативе. В потометре с растением через несколько часов происходитпонижение уровня воды.
Демонстрируяопыт, учитель задаёт учащимся вопрос: почему в потометре с растением сталоменьше воды? Учащиеся делают вывод, что корни бальзамина поглощают воду,поэтому уровень воды в приборе с растением понижается.
Затемучитель спрашивает: что обеспечивает поступление воды в корень? Для полученияответа на этот вопрос он демонстрирует опыт с бальзамином, описанный в учебнике(вместо бальзамина можно взять другие растения, например герань, примулу).Учащиеся объясняют, что вода поднялась вверх по стеклянной трубке, так каккорень всасывает воду. Учитель сообщает, что силу, с которой вода поступает изкорня в стебель, называют корневым давлением. Корневое давление обеспечиваетпоступление и передвижение воды в растении.
Знанияо поглощении корнем воды следует использовать для обоснования приема полива.Учитель рассказывает о влиянии полива на урожай растений, показывает накомнатных растениях, как их надо поливать, и формулирует правила полива.
Затемперед учащимися ставится проблема: что поглощает корень из почвы, кроме воды?Для ее решения необходимо вспомнить о составе растения и почвы. Учащиесяотмечают наличие в растении и в почве минеральных веществ. Эти вещества кореньпоглощает из почвы. Учитель сообщает, что в настоящее время ученые установилинеобходимость определенных минеральных веществ для нормального роста и развитиярастений. При их недостатке в почве происходят нарушения жизненных процессов:замедляется рост и развитие растения, образование органических веществ.Выращивание растений без почвы в специальных растворах солей показало, что дляжизни растений необходимы калий, азот, фосфор. Нужны растениям и другиевещества, но в очень малых количествах. Можно привести примеры, показывающие,сколько минеральных веществ поглощают растения из почвы. Так, растения пшеницына 1 га почвы поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия.
Наследующем этапе урока выясняется, как поступает и передвигается веда порастению. Для этого учащиеся рассматривают поперечный разрез корня на таблице,рисунке учебника или готовом микропрепарате под микроскопом, знакомятся сособенностями строения сосудов в корне. В результате школьники уясняют, чтовода и минеральные вещества поглощаются из почвы корневыми волосками. Под действиемкорневого давления эти вещества поступают в клетки коры корня, а из них — всосуды. По сосудам вода и минеральные вещества поднимаются сначала в стебель, азатем — в листья.
Взаключение урока с целью закрепления знаний о поглощении корнем воды и минеральныхвеществ проводится беседа по вопросам: как доказать, что корень поглощает водуиз почвы? Что такое корневое давление, какова его роль в жизни растения? Какиеминеральные вещества необходимы растениям? Каковы особенности строения и рольсосудов в корне? В какой ткани они находятся? Почему растения лучше поливатьвечером теплой, а не холодной водой? Каковы правила полива растений?
Домаучащимся рекомендуется провести полив комнатных растений с использованиемправил полива.
Глава3. Методические разработки по теме «Корень» 3.1 УрокиУрок №1 «Корень»
/>ДосковидныекорниI. Функции корня
Учитель. Послушайте стихотворение.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В. Жак)
Как вы думаете, почему растение не можетжить без корня? (Ученики высказывают свои соображения.) Когда дует сильныйветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобыдуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре илиурагане?.. Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальныеканаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки.Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней укаждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь.
Все корни одного растения образуюткорневую систему. (Таблички с новыми терминами укрепляются на магнитной доске.)
В зависимости от местных условийкорневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычнорастут в глубину. У горных растений – проникают в трещины, расширяют их иразрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиямприспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхностипесков на 20 м. Как бы ни бушевала буря, корневая система держит растение,как якорь.
А еще корень ищет в почве и доставляетрастению необходимые вещества. (Используется рисунок из «Книги для чтения поботанике», стр. 29). У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до15 м, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза –110 м.Закрепление
Учитель. Так какова же роль корней вжизни корня?
Учащиеся. Корни закрепляют растение впочве, снабжают его водой и минеральными солями, проникая на большую глубину.(Раскрывают функции корней на примерах.)II. Рост корня
Учитель. Растет корень чаще всего прямовниз. И растет он своей верхушкой. Это можно доказать на опыте. Взгляните – вотгербарии двух проростков гороха. Чем они отличаются друг от друга?
Учащиеся. У одного проростка корнидлиннее, а листья мелкие; у другого – корни короче, но их больше, а листьякрупнее.
Учитель. У второго проростка верхушкукорня отщипнули. И он перестал расти в длину, но зато от него стали отрастатьдругие, новые корни. Это свойство роста корней человек использует привыращивании рассады. (Примеры технологии выращивания рассады томатов, огурцов идр.)Закрепление
1. Работа с учебником – прочитать определение понятия пикировка.
2. 2. Зарисовать в тетрадях схему пикировки.
3. 3. Записать в тетрадях вывод: корень растет своей верхушкой.III. Строение корня
Учитель. Известны случаи, когда стеблирастений прорастали сквозь асфальт. А ведь его трудно пробить даже ломом. Корнирастений очень сильные. Они могут «прогрызать» даже камни. Самая твердая почвадля них не преграда.
Участок верхушки корня, за счет которогоон растет, называют зоной роста.
Главную роль в продвижении растущегокорня в грунте играет корневой чехлик. Он как колпачок защищает верхушку корняот повреждений.
Главная задача корня – поглощение водыиз почвы. Если осторожно выкопать молодое растение (демонстрируется рассада),можно увидеть, что корешки тесно оплетают частицы земли. Эти тонкие корневыеволоски – мощное орудие всасывания.
Биологи измерили длину всех корней урастения ржи. Она оказалась равной 623 км, а с корневыми волосками – 11тыс. км.
(По ходу объяснения учащиеся находятсоответствующие участки корня на рисунке «Строение корня» в учебнике. Дляознакомления с корневыми волосками предлагается также рассмотреть под лупойкорни проростка гороха.)Закрепление
1. Показать на таблице участки корня ирассказать об их функциях.
2. Записать в тетради название зонкорня.
3. Записать в тетради вывод: на корнерастения выделяют отдельные участки, связанные с выполнением разных функций.IV. Типы корневых систем
Учитель. Корневые системы разныхрастений различаются по внешнему строению. Посмотрите на таблицу «Типы корневыхсистем». В чем состоят эти различия?
(Ученики высказывают свои соображения.)
Если хорошо выделен центральный корень,а от него отходят более мелкие – это стержневая корневая система. Еслицентральный корень незаметен среди других – это мочковатая корневая система.Закрепление
1. Прочитать вслух определение типовкорневых систем в учебнике.
2. Рассмотреть предложненные гербарныеэкземпляры растений с различными типами корневых систем и привести свои примерырастений.
3. В тетради зарисовать схемы корневыхсистем.V. Видоизменения корней
Учитель. Некоторые растения откладываютв видоизмененных корнях – корнеплодах – часть созданных питательных веществ прозапас. (Демонстрируются корнеплоды свеклы, моркови.)
А у плюща развиваются корни-присоски – сих помощью это растение цепляется за опору и растет, карабкаясь в вверх постволам деревьев.
У некоторых тропических растений –фикусов – корни начинают расти на широко раскинувшихся ветвях. Достигнув земли,они утолщаются и превращаются в подпорки для кроны дерева.
У мангров – деревьев и кустарников,растущих на низких берегах теплых морей, где в почве имеется избыток воды инедостаток кислорода, появляются необычные корни – дыхательные. Они растут невниз, а вверх, и, выходя на поверхность, поглощают кислород из воздуха.
Корни дерева веллингтония, такжерастущего на очень влажной почве, поднимаются из почвы сплошной стеной. В такойчаще корней можно даже устраивать загоны для лошадей.Закрепление
Учащиеся записывают в тетрадях названиявидоизменений корней и их примеры.
В заключение урока звучит басня Крылова«Свинья под дубом».Урок№2. «Стержневые имочковатые корневые системы»
В начале урока учитель раздает учащимсяна каждую парту лист формата А4, на котором записана последовательностьвыполнения задания. Учащиеся, используя текст учебника, записывают в тетрадяхопределения (задания 1–3). После окончания работы по каждому заданию учительпроводит проверку качества ее выполнения. Поскольку в каждом классе всегдаимеются дети, которые работают (в силу различных причин) гораздо медленнеедругих, учитель спрашивает по каждому заданию нескольких учеников. Передвыполнением четвертого задания учащиеся просматривают видеофрагмент (развитиемочковатой корневой системы у зерновки пшеницы – любительская съемка) и далеезаполняют имеющийся текст. После проверки учитель демонстрирует следующийвидеофрагмент (развитие стержневой корневой системы на примере семени фасоли).Опираясь на просмотренный видеофрагмент, учащиеся выполняют задание. Для закреплениязнаний учащимся предлагается еще два видеофрагмента – развитие мочковатой истержневой корневых систем (из документального видеофильма «Почва»).
/>Корневыесистемы: 1–стержневая, 2–мочковатая, 3–простертая, 4–корневые клубеньки
Вариант 1
1. Укажите функции корней:
А.
Б.
2. Дайте определения в тетради:
а) главный корень развивается из… ...;
б) придаточные корни отрастают от… и...;
в) боковые корни развиваются на…корне и на… корнях;
г) корневая система – совокупность всех… одного растения.
3. Вставьте пропущенные слова.
А. Стержневая корневая система – этотакая корневая система, в которой… корень похож на… Такой тип корневойсистемы характерен для большинства… растений. Приведите примеры растений, укоторых имеется стержневая корневая система.
Б. Мочковатая корневая система – этотакая корневая система, в которой… корень не… или не… отмногочисленных… корней. Такой тип корневой системы характерен длябольшинства… растений. Приведите примеры растений, у которых имеетсямочковатая корневая система.
4. Просмотрите первый видеофрагмент,перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
При прорастании зерновки пшеницы первымпоявляется… корень, который развивается из…… Почти одновременно с нимначинают развиваться… корни, которые отрастают от… У пшеницы образуется… корневая система. При развитии… корневой системы… корень растетнедолго и становится незаметным среди множества… корней, отрастающих пучкомот надземной части ...
5. Просмотрите второй видеофрагмент,перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
При прорастании семени фасоли первымпоявляется… корень, который развивается из…… У фасоли образуется…корневая система, которая состоит из… корня, имеющего вид… и отрастающихот него многочисленных… корней.
Вариант 2
1. Укажите функции корней:
А.
Б.
2. Дайте определения в тетради:
а) главный корень развивается из ...;
б) придаточные корни отрастают от ...;
в) боковые корни развиваются на…корне и на… корнях.
г) корневая система – совокупность всех… одного растения.
3. Вставьте пропущенные слова.
А. Стержневая корневая система – этотакая корневая система, в которой… корень похож на стержень. Такой типкорневой системы характерен для большинства… растений. Приведите примерырастений, у которых имеется стержневая корневая система.
Б. Мочковатая корневая система – этотакая корневая система, в которой… корень не отличается от многочисленных… корней. Такой тип корневой системы характерен для большинства… растений.Приведите примеры растений, у которых имеется мочковатая корневая система.
4. Просмотрите первый видеофрагмент,перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
При прорастании зерновки пшеницы первымпоявляется… корень, который развивается из… Почти одновременно с нимначинают развиваться… корни, которые отрастают… У пшеницы образуется…корневая система. При развитии мочковатой корневой системы… корень растетнедолго и становится незаметным среди множества… корней, отрастающих пучкомот надземной части ...
5. Просмотрите второй видеофрагмент,перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
При прорастании семени фасоли первымпоявляется… корень, который развивается из… У фасоли образуется…корневая система, которая состоит из… корня, имеющего вид…, иотрастающих от него многочисленных… корней.
На следующем уроке во время устныхответов учитель снова использует видеофрагменты, демонстрировавшиеся напредыдущем уроке. Но в этом случае для закрепления полученных знанийпредлагаются гораздо более сложные вопросы к видеозадачам (эти вопросы даютвозможность учащимся устанавливать признаки сходства и различия, делатьобобщения и выводы, опираясь на ранее изученный материал).
1. В чем преимущества стержневойкорневой системы перед мочковатой?
2. В чем преимущества мочковатойкорневой системы перед стержневой?
3. Сравните стержневую и мочковатуюкорневые системы. В чем сходство и различие (строение, функции, расположение впочве)?
4. Почему при прорастании семян первымпоявляется корешок?
5. Откуда, по–вашему мнению, корешокполучает питательные вещества для своего роста и развития?
6. Сравните темпы развития мочковатой истержневой корневых систем. В каком случае темп развития быстрее? Почему?(Используется видеофрагмент любительской видеосъемки.)
7. Сравните степень ветвления мочковатойи стержневой корневых систем.
8. Сравните темпы роста надземной иподземной частей растений. Сделайте вывод (видеофрагмент любительскойвидеосъемки).
9. У каких растений в основномформируется стержневая корневая система?
3.2 Игровыезадания по биологии
Тема «Корень»
Задание 1.«Свекла» (рис. 1)
/>
Выберите поодному правильному ответу.
/>
А. Точечный рисунок к заданию 1
Рис. 1
/>
Б. Правильно выполненное задание 1
1. Все корниодного растения называют корневой системой потому, что:
а) у растениямного корней (41–45–47–42–26);
б) все корнирастения связаны общей функцией (26–41–42–45–47);
в) у корнейразные названия (42–26–41–47–45).
2. Корневойчехлик формируется из ткани:
а) покровной(26–46–47–48–49);
б) проводящей(48–47–49–46–26);
в)всасывающей (47–22–46–48–49).
3. Клеткикорня вытягиваются в длину в зоне:
а) деления(44–45–43–61);
б) роста(43–44–61–45);
в) деления(61–43–44–45).
4. Корневойволосок – это вырост:
а) внутреннейклетки корня (60–51–62–52–61);
б) клеткинаружной кожицы корня (61–62–60–52–51);
в) клеткикорневого чехлика (62–61–60–51–52).
5. Проводящаязона расположена между:
а)всасывающей зоной и зоной роста (50–59–58–57–26);
б)всасывающей зоной и стеблем (59–58–57–50–26);
в) зонойделения и зоной роста (26–50–59–57–58).
6. Прочностьи упругость корня обеспечивается тканью:
а) покровной(56–53–55–54–57);
б) основной(55–57–56–54–53);
в)механической (57–56–55–54–53).
7. Корневойчехлик образуется из клеток зоны:
а) деления(53–26–27–29–31);
б) роста(26–53–31–29–27);
в) всасывания(31–27–29–26–53).
8. Взависимости от положения семени в пространстве, корни будут расти:
а) всегдавниз (31–32–40–39);
б) в разныестороны (32–39–40–31);
в) в ту сторону,в которую направлен кончик появившегося корня (31–32–39–40).
9. Тканькорня, поглощающая воду и соли из почвы:
а) проводящая(28–30–26–33);
б) покровная(26–28–30–33);
в) основная(33–28–26–30).
10.Мочковатая корневая система отличается:
а) наличием большогоколичества боковых корней, отходящих от основного (34–36–35–33);
б)многократным ветвлением боковых корней (35–33–34–36);
в) наличиеммногих придаточных корней, при невыраженном главном (33–34–35–36).
11. Сосудыкорня образованы:
а) рядомдлинных полых клеток (40–38–37–35);
б) пустымпространством между клетками (35–38–40–37);
в) слившимисявакуолями клеток (38–37–40–35).
12. Запасыпитательных веществ, накапливающиеся в корне, образуются в:
а) стеблях(9–11–10);
б) плодах(10–11–9);
в) листьях(11–10–9).
13. Усрезанной ветки тополя, поставленной в воду, развиваются корни:
а) боковые(7–8–6);
б)придаточные (6–7–8);
в) главный(7–6–8).
14. Скореевсего, приведет к гибели растений или замедлению их роста:
а) рыхлостьпочвы (13–15–12–14–13);
б) уплотненностьпочвы (12–13–14–15–12);
в)присутствие в почве дождевых червей (15–14–12–13–15).
15.Корнеплоды образуются из:
а) боковых ипридаточных корней (17–19–18–16–17);
б) боковыхкорней и стебля (19–18–16–17–19);
в) главногокорня и части стебля (18–19–16–17–18).
16. Избоковых или придаточных корней образуются:
а) корнеплоды(1–2–3–4–5);
б) луковицы(3–4–5–2–1);
в)корнеклубни (1–3–2–4–5).
17. Основнаяроль грибов и бактерий, населяющих почву, заключается в том, что они:
а) создаютперегной (22–23–20–25);
б) рыхлятпочву (23–25–22–20);
в) уничтожаютсорняки (20–25–22–23).
18. Удобрениявносят в почву в ограниченном количестве:
а) потому чтоизбыток удобрений может повредить растению (25–21–22–24–23);
б) потому чтоудобрения дороги и их необходимо экономить (24–25–22–21–23);
в) этоневерно, удобрений надо вносить как можно больше (21–24–23–25–22).
(Правильныеответы: 26–41–42–45–47; 26–46–47–48–49; 43–44–61–45; 61–62–60–52–51;59–58–57–50–26; 57–56–55–54–53; 53–26–27–29–31; 31–32–40–39; 26–28–30–33;33–34–35–36; 40–38–37–35; 11–10–9; 6–7–8; 12–13–14–15–12; 18–19–16–17–18;1–3–2–4–5; 22–23–20–25; 25–21–22–24–23.)
Задание 2.«Редиски» (рис. 2)
/>
Выберите подва правильных ответа на каждый вопрос.
/>
А. Точечный рисунок к заданию 2
/>
Б. Правильно выполненное задание 1
Рис. 2
1. Мочковатуюкорневую систему имеют:
а) мятлик(27–26–24–9);
б) одуванчик(28–26–23–27);
в) клевер(9–20–24–28);
г) фасоль(26–9–20–22);
д) картофель(20–22–28–25);
е) морковь(27–23–25–20).
2. Стержневуюкорневую систему имеют:
а) тюльпан(7–1–8–6);
б) овес(1–6–7–20);
в) чеснок(2–20–9–7);
г) щавель(9–8–7–6);
д)подсолнечник (6–2–1–20);
е) кукуруза(8–1–20–6).
3.Клубневидные утолщения корней имеют:
а) подорожник(5–2–22);
б) чистяк(2–3–5–37);
в) батат(22–23–27);
г) картофель(23–22–2–5);
д) горох(3–37–27);
е) пастушьясумка (27–22–2–37).
4.Корни-кладовые, или корнеплоды, имеют:
а) лук(14–4–16–17);
б) георгин(6–4–5–58);
в) пастернак(4–15–14–12);
г) морковь(5–16–17–58);
д) капуста(58–15–16–17);
е) топинамбур15–16–14–5.
5.Корни-прицепки имеют:
а) плющ(58–60–59–57);
б) вьюн(56–59–60–52);
в) фасоль(55–52–58–60);
г)традесканция (52–59–56–57);
д) виноград(59–58–57–52);
е) фикус(57–52–56–55).
6. Ходульныекорни, или корни-подпорки, имеют:
а) сосна (49–50–51–39);
б) кукуруза(55–54–51–53);
в) секвойя(52–39–55–56);
г) баньян(53–50–49–39);
д)подсолнечник (53–49–51–39);
е) тростник(53–54–55–56).
7.Дыхательные корни имеют:
а) бук(19–11–13–38–18);
б) орхидея(39–38–13–11–7);
в) осока(45–10–11–8–10);
г) ряска(40–18–10–7–11);
д) болотныйкипарис (45–19–18–10–8);
е) ива(18–19–40–39–45).
8.Корни-присоски имеют:
а) росянка(41–48–38–40);
б) омела(38–40–48–46);
в) заразиха(43–41–46–42);
г) роголист(42–43–40–48);
д) повилика(48–38–40–46);
е) погремок(46–43–41–42).
9. Ядовитыекорни имеют:
а) чина(44–42–37–32);
б) ревень(37–31–32–36);
в) незабудка(44–42–47–45);
г) аконит(42–47–44–45);
д) петрушка(36–37–32–31);
е) спаржа(31–37–45–44).
10. Растения,не имеющие корней:
а) пузырчатка(1–21–30–29–34);
б) рогоз(21–29–33–36);
в) жирянка(33–36–34–1);
г) роголист(30–33–35–36);
д) астрагал(35–36–30–1–21);
е) копытень(36–21–1–30–29).
(Правильныеответы: 27–26–24–9 и 20–22–28–25; 9–8–7–6 и 6–2–1–20; 2–3–5–37 и 22–23–27;4–15–14–12 и 5–16–17–58; 58–60–59–57 и 57–52–56–55; 55–54–51–53 и 53–50–49–39;39–38–13–11–7 и 45–19–18–10–8; 38–40–48–46 и 46–43–41–42; 37–31–32–36 и42–47–44–45; 1–21–30–29–34 и 30–33–35–36.)
Задание 3.«Морковь» (рис. 3)
/>
Выберитеправильные утверждения.
/>
А. Точечный рисунок к заданию 3
/>
Б. Правильно выполненное задание 3
Рис. 3
1. Уодуванчика и моркови корневая система стержневая (8–7–6).
2. У клевераи гороха корневая система мочковатая (16–17–10).
3. В корневойсистеме щавеля хорошо заметен главный корень (1–3–4).
4. На черенкетополя, поставленном в воду, развиваются боковые корни (2–3–4).
5. У зародышазерновки пшеницы не один, а три зародышевых корешка. Из среднего корешкаразвивается главный корень, а из крайних – придаточные (11–12–13).
6. Главныйкорень развивается из зародышевого корешка семени (6–2–1).
7. В любойпочве есть песок и глина (4–5–9).
8. В почве сбольшим содержанием песка вода и минеральные соли лучше сохраняются, чем впочве с большим содержанием глины (2–11–12).
9. Темнаяокраска почвы зависит от наличия в ней перегноя (9–17–10).
10. Если впочве не было бы мелких живых организмов, то не было бы перегноя, а, сталобыть, и почвы (10–16–8).
11. Боковыекорни, в отличие от главного, не ветвятся (10–8–6).
12. Все, чтоу растения находится в почве, – это корни (5–6–7).
13. Корневыеволоски находятся на всем протяжении корня (3–13–14).
14. Корневойчехлик покрывает у корня всю зону роста (6–15–14).
15. Клеткикорневого чехлика недолговечны: одни разрушаются, а другие образуются(2–15–11).
16.Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоневсасывания (11–14–12).
17. Корнеплодморкови или свеклы образует разросшийся в длину и толщину боковой корень(8–9–4).
18. Боковыекорни развиваются в нижней части стебля (4–5–6).
19.Придаточные корни образуются как на главном, так и на боковых корнях (2–1–11).
20. Зонавсасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня (12–13–3).
(Правильныеответы: 8–7–6; 1–3–4; 6–2–1; 4–5–9; 9–17–10; 10–16–8; 2–15–11; 11–14–12;12–13–3.)
3.3. Контрольныеработы по ботанике
3.3.1Дидактические карточки по теме: «Корень»
1. Какиекорневые системы изображены на рисунках?
/>
2. Какие типыкорней изображены на рисунке?
/>
3. Этот опытдоказывает, что корень растет ...
/>
4. Какназывается этот прием?
/>
5. Какиеучастки (зоны) корня изображены на данном рисунке?
/>
6. Какназывается явление, благодаря которому вода из корневой системы поднимаетсявверх по стеблю?
/>
7. Какие видыудобрений вы знаете?
/>
8. Какиеминеральные удобрения вы знаете?
/>
9. В стаканна поверхность воды тонким слоем нальем подсолнечное масло. Растение завяло.Гибель растения наступила из-за недостатка ...
10. Подкормкарастений бывает ...
/>3.3.2 Контрольная работа потеме: «Корень»
Вариант 1
Задание 1. Решите, правильно илинеправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У одуванчика корневая системастержневая.
2. Главный корень развивается из корешказародыша.
3. Темная окраска почвы зависит отналичия в ней перегноя.
4. Придаточные корни образуются нетолько на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
5. Корневой чехлик покрывает всю зонуроста.
Задание 2. Закончите предложения.
1. Через корень растение получает изпочвы… и… .
2. Если главный корень не развиваетсяили не отличается от многочисленных других корней, то корневая системаназывается… .
3. Почва отличается от горных породналичием… .
4. Корень растет в длину своей… .
5. Под чехликом находится… .
Задание 3. Из предложенной информации покаждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даныправильные ответы.
1. Вода и минеральные соли поступают врастение из почвы:
а) через корни;
б) через корни и нижнюю часть стебля;
в) через корни и другие органы растения,соприкасающиеся с почвой.
2. Боковые корни развиваются:
а) только на главном корне;
б) только на придаточных корнях;
в) как на главном, так и на придаточных,корнях.
3. Главный корень развивается:
а) у однолетних растений;
б) у двулетних и многолетних;
в) у двудольных растений, выросших изсемян.
4. Клетки зоны деления:
а) мелкие, расположены рыхло;
б) мелкие, плотно прилегающие друг кдругу;
в) крупные, округлые.
5. В результате утолщения боковых ипридаточных корней развиваются:
а) клубни;
б) корневые «шишки» или корневые клубни;
в) боковые и придаточные корни неразрастаются.
Задание 4. Объяснить термины.
1. Корень.
2. Мочковая корневая система.
3. Зона деления.
4. Ризодерма.
5. Суперфосфат.
Вариант 2
Задание 1. Решите, правильно илинеправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
1. У пшеницы корневая системамочковатая.
2. У лука, тюльпана хорошо заметенглавный корень.
3. Перегной – это отмершие и гниющиекорешки, листья растений, погибшие насекомые, микроорганизмы.
4. Все, что у растения находится впочве, – это корни.
5. Клетки корневого чехликанедолговечны: одни разрушаются, а другие образуются.
Задание 2. Закончите предложения.
1. Все корни растения составляют его….
2. На главном корне и придаточных корняхразвиваются… .
3. При дыхании клетки корняпоглощают..., а выделяют… .
4. Длинные, мертвые полые клетки столстыми оболочками без поперечных перегородок называются… .
5. Поступлению воды из корня в стебельспособствует… .
Задание 3. Из предложенной информации покаждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даныправильные ответы.
1. У большинства однодольных растенийкорневая система:
а) стержневая;
б) мочковатая;
в) смешанная.
2. Придаточные корни образуются:
а) только на главном корне;
б) только на нижней части стебля;
в) как на стебле, так и на листьях.
3. Главный корень хорошо заметен вкорневой системе:
а) фасоли;
б) пшеницы;
в) смородины, выросшей из черенка.
4. Культурные растения садов и огородовлучше поливать:
а) утром;
б) вечером;
в) днем.
5. Прочность и упругость корняобеспечивает:
а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.
Задание 4. Объяснить термины.
1. Главный корень.
2. Почва.
3. Зона всасывания.
4. Корневое давление.
5. Корнеклубни.
Вариант 3
Задание 1. Решите, правильно илинеправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1. Зона всасывания находится между зонойроста и проводящей зоной корня.
2. Боковые корни развиваются в нижнейчасти стебля.
3. Корнеплод моркови образуетразросшийся в длину и толщину главный корень.
4. Если бы в почве не быломикроорганизмов, то не было бы и перегноя.
5. Корневые волоски находятся на всемпротяжении корня.
Задание 2. Закончите предложения.
1. В корневой системе одуванчика хорошовыражен… .
2. Кончик корня покрыт… .
3. Зона деления корня образована тканью,которая называется ....
4. У георгина, чисяка некоторыепридаточные корни превращены в… .
5. При прорастании семени первымпоявляется… .
Задание 3. Из предложенной информации покаждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даныправильные ответы.
1. У моркови, свеклы, репы развиваются:
а) все виды корней;
б) только главный корень;
в) главный и боковые корни.
2. На поставленных в воду черенках ивы,тополя развиваются:
а) главные корни;
б) боковые корни;
в) придаточные, а на них боковые корни.
3. Корневой чехлик можно увидеть:
а) невооруженным глазом;
б) с помощью лупы;
в) только с помощью микроскопа.
4. Корневые волоски живут:
а) около месяца;
б) несколько дней;
в) около суток.
5. Огородные растения нужно поливать:
а) редко и понемногу;
б) редко, но обильно;
в) часто и обильно.
Задание 4. Объяснить термины.
1. Придаточные корни.
2. Корневой чехлик.
3. Корневой волосок.
4. Удобрения.
5. Пикировка.
Вариант 4
Задание 1. Решите, верно или неверно тоили иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1. На черенке тополя, поставленном вводу, развиваются придаточные корни.
2. В почве с большим содержанием пескавода и минеральные соли сохраняются лучше, чем в глинистой почве.
3. Боковые корни, в отличие от главного,не ветвятся.
4. Корневые волоски — длинные выростыклеток ризодермы.
5. Поступление в корень воды иминеральных солей происходит только в зоне всасывания.
Задание 2. Закончите предложения.
1. Корневая система одуванчиканазывается….
2. Верхний плодородный слой землиназывается… .
3. Почва обладает особым свойством,называемым… .
4. Под чехликом находится зона… .
5. В зоне проведения корня развиваетсяткань… .
Задание 3. Из предложенной информации покаждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даныправильные ответы.
1. Боковые корни развиваются:
а) только на главном корне;
б) только на придаточных корнях;
в) как на главном, так и на придаточныхкорнях.
2. Корень растет в длину:
а) только верхушкой;
б) участком, отходящим от стебля;
в) верхушкой и всеми другими участками.
3. Клетки корневого чехлика:
а) живые;
б) мертвые, с толстыми оболочками;
в) наряду с живыми имеются и мертвые.
4. Корневые волоски обычно не бываютдлиннее:
а) 10 мм;
б) 20 мм;
в) 30 мм.
5. Прочность и упругость корняобеспечивает:
а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.
Задание 4. Объяснить термины.
1. Стержневая корневая система.
2. Зона роста.
3. Зона проведения.
4. Корнеплоды.
5. Подкормка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биологические экскурсии/И.В.Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков и др.— М.: Просвещение, 1983.
2. Бобров Р.Н. Зеленый патруль:Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1984.
3. Всесвятский Б.В. Системныйподход к школьному биологическому образованию: Книга для учителя.— М.:Просвещение, 1985.
4. Генке ль П.А. Физиологиярастений.— М.: Просвещение, 1984.
5. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающаясреда и ее охрана: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1985.
6. Емцев В.Т. Рубежибиотехнологии.—М.: Агропромиздат, 1986.
7. Жизнь растений: В 6 т.— М.:Просвещение, 1976—1982.
8. Захлебный А.Н., Зверев И.Д.,Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии.— М.: Просвещение,1977.
9. Зверев И.Д., Мягкова А. Н.Общая методика преподавания биологии в средней школе.— М.: Просвещение, 1985.
10. Зверев И.Д., Мягкова А.Н…Брунов Е.П. Воспитание в процессе обучения биологии/Под ред. И.Д. Зверева.—М.:Просвещение, 1984.
11. Клинковская Н.П., Пасечник В.В.Комнатные растения в школе.— М.: Просвещение, 1986.
12. Кузнецова В.И. Урокиботаники.— М.: Просвещение, 1985.
13. Культиасов И.М. Экологиярастений.— М.: Изд-во МГУ, 1982.
14. Максимова В.П., Ковалева Г.Е.,Гольнева Д.П. и др. Современный урок биологии.— М.: Просвещение, 1985.
15. Методика обучения ботанике/Подред. Н.В. Падалко.— М.: Просвещение, 1982.
16. Пугал Н.А., Розенштейн А.М. Кабинет биологии.—М.: Просвещение, 1983.