Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российскийгосударственный профессионально-педагогический университет»
Институт информатики
Кафедра информационныхтехнологий
Контрольная работа
по дисциплине «Информационныетехнологии в образовании»
Тема:
Образовательныепорталы и методика их использования в обучении
Работу выполнил:
Студент Пономарева Н.А.
Екатеринбург 2010
Содержание
1. Интернет-портал
1.1 Что такое образовательный портал?
1.2 Использование телекоммуникационныхмультимедиа-ресурсов в образовании
2. Методика оценки эффективностиприменения информационных ресурсов в учебном процессе
2.1 Методические рекомендации по работепреподавателей и студентов с учебными сетевыми ресурсами
2.2 Критерии структуризации информационныхресурсов
2.3 Дидактические цели использованияинформационных ресусов портала
3. Методы осуществления учебногоинформационного взаимодействия на базе информационных ресурсов портала
Список использованной литературы
1. Интернет-портал
Интренет-портал- это информационная система, обеспечивающая пользователям единыйавторизованный персонифицированный доступ к внутренним и внешним информационнымресурсам и приложениям организации. С точки зрения основной деятельности – этоинтегрированная система управления распределенными информационными ресурсами. Сточки зрения организации управления – это новая концепция организации рабочихмест сотрудников с единой точкой доступа ко всей информации, необходимой длявыполнения соответствующих функций. С технической точки зрения – этоинформационная система, интегрирующая различные источники данных и отдельныефункциональные системы с единой точкой входа и унифицированными правиламипредставления и обработки информации.
Для чегонужен портал?
Развитиекоммуникационной инфраструктуры (в основном для крупных компаний, старающиихсяоптимизировать бюджеты и работать со своей аудиторией самостоятельно, а нечерез сторонние СМИ). Новые возможности для поддержки решений. Типизацияструктур данных и стандартизация интерфейсов. Централизованное управление.Расширение состава пользователей.
Типыинформации, включаемые в портал. Документы (текстовые ресурсы). Media ресурсы –image, video, applet, flash – все, что есть в документе. Ссылки на др. документы(web — ресурсы). Таблицы, отчеты, презентации. Структурированные данные (базыданных, XML — RSS) на сервере портала. Структурированные и неструктурированныеданные, публикуемые на веб- сайтах организаций – участников создания портала поразличным тематическим направлениям.
Структурапортала. Презентационная часть (меню портала, участники и персоналии, новостнойблок, услуги, мероприятия, др.). Информационная часть (первичная,информационная, аналитическая информация). Административная часть (регистрацияи аутентификация, ограничение доступа, поиск информации на портале, средстваэкспорта/импорта информации, тестирование).
Административныесервисы: -регистрация -ввод описаний информационных ресурсов -ограничениедоступа -сбор статистики посещений портала Информационные сервисы: -работа сединым словарем параметров -поиск с помощью классификаций, карты -поискметаданных -поиск информационных ресурсов, экземпляров ресурса
Функциипортала.
Включениеприложений — позволяет легко развертывать и управлять различными приложениями.Возможность совместной работы — позволяет отдельным организациям объединитьсвои ресурсы и работать вместе. Управление содержимым — придает гибкостьуправлению отдельными информационными ресурсами различных Web- сайтов, позволяяпоставлять конечному пользователю приспособленное под него(персонифицированное) содержимое портала. Управление пользователями — позволяеторганизации управлять пользователями, ресурсами и безопасностью внутри и внесистемы сетевой защиты – знать кто, когда посетил, что копировал, выявитьпостоянных пользователей, определить загрузку серверов в различное время, деньнедели.
Поддержкакоммуникаций — внутрення почта и обмен сообщениями. Поддержка персонализацииинформации. Поддержка профилирования — дает возможность отслеживать,анализировать действия пользователей портала. Поддержка поиска данных,метаданных, информационных ресурсов. Доступ к данным. Поддержканеструктурированных данных. Поддержка структурированных данных. Объединение иподготовка содержимого портала. Обработка накопленного содержимого портала — удаленное обновление, редактирвоание, добавление записей данных средствамипортала. Создание новых информационных ресурсов непосредственно из контентапортала Поиск, предметный указатель и классификация. Поиск по ключевым словам икарте — встроенная и объединенная система, каталогизация, внешние источники,поддержка внешних поисковых систем Классификация — поддержка единого словаряпараметров, кодификаторов.
Персонализация.Возможность ограничивать доступ к информации. Возможность подписки наинформацию. Представление данных (расположение информации, внешний вид страницАРМов, автоматическая генерация содержимого АРМов на основе контента портала).Общие характеристики Интернационализация (экранные меню на различных языках)Администрирование (делегирование прав, ролей пользователей, управление ролями)Поддержка нетрадиционных компьютерных устройств – выдача информации на сотовыйтелефон — SMS, карманный компьютер, др.) Интеграция с почтовыми службами(почтовая рассылка, рассылка новостей).
Техническиеособенности портала.
Возможностьработы на разных серверных платформах (Linux, Windows, Solaris, BSD,…).Архитектура портала (модульное решение, возможность расположения отдельныхкомпонент в разных частях сети, совместная работа с продуктами другихпоставщиков). Рабочие характеристики (максимальное количество пользователей,контроль времени отклика). Установка и документирование (документация, простотаустановки, время на установку, обновление документации и текущей версии)Поддержка стандартов UDDI, WSDL, SOAP, описания информационных рсеурсов –основа развития web — сервисов портала. Поддержка разных браузеров.
Показателиработы портала. Общее число информационных ресурсов, в т.ч. по типу информации,организациям, географическим районам. Процент обновлений информационныхресурсов. Число посетителей в данный момент. Среднее число посещений в сутки запоследний месяц, всего с даты регистрации сайта. Число зарегистрированныхорганизаций — поставщиков ИР, пользователей. Число подписчиков наинформационные ресурсы, в т.ч. платные услуги. Время доступа к информационнымресурсам.
Использованиепортала позволяет:
Оперативноразмещать информационные ресурсы на web. Привлечь к участию в работе посозданию контента многие организации. Ускорить доступ к информации по тематикепортала – в любой момент, в любой точке нахождения пользователя, по любомурайону и интересам посетителя. Повысить информативность лиц, принимающихрешения. Заинтересовать потенциальных пользователей информацией о теме.Привлечь дополнительные финансовые ресурсы за счет более активногоиспользования информационных ресурсов широким кругом пользователей.
Преимуществапортала перед обычным сайтом.
Экономия иоптимизация рекламных бюджетов в Интернет. Ускорение работ по включению новыхинформационных ресурсов (новость включается и доступна всем в течениенескольких минут). Совместная работа многих сотрудников по пополнению контентапортала (например, сбор новостей). Предоставление удобного и быстрого доступа ккомплексной информации. Улучшение информационного обслуживания пользователей.Единое управление безопасностью и распределением ресурсов.
1.1 Чтотакое образовательный портал?
Запоследние годы наметилась устойчивая тенденция к созданию профессиональных средствсистематизации и каталогизации мультимедиа-ресурсов, опубликованных в сетиИнтернет. Появились так называемые образовательные порталы, содержащие в себессылки на большинство наиболее качественных и эффективных мультимедиа-ресурсов.
В своюочередь, мультимедиа-ресурсы сети Интернет, каталогизируемые на образовательныхпорталах, обладают рядом специфических свойств.
Использованиесовременных телекоммуникационных технологий позволяет не только предоставитьраспределенный в пространстве и во времени доступ к образовательныминформационным ресурсам всем участникам образовательного процесса, но ипривлечь к формированию содержания мультимедиа-ресурсов и системыобразовательных порталов как большого количества специалистов, так и большогоколичества самих ресурсов.
В связи сэтим при разработке, компоновке и каталогизации мультимедиа-ресурсов необходимучет системы организационно-технологических положений, имеющих существенноезначение с точки зрения включения ссылок на мультимедиа-ресурсы в составобразовательных порталов. В подобную систему должно входить несколько основныхтехнологических ограничений, связанных с разработкой и функционированиеммультимедиа-ресурсов.
1. Входящее всостав мультимедиа-ресурса программное обеспечение должно быть модульным, чтопозволило бы дистанционно динамически наращивать мультимедиа-ресурс илииспользовать его по частям.
2.Мультимедиа-ресурс должен обладать свойством масштабируемости, что позволитмаксимально упростить процесс его адаптации к спецификациям образовательногопортала и технологическим особенностям аппаратных и программных средствпользователей, работающих с ресурсом и порталом.
3.Мультимедиа-ресурсы должны быть адаптированы к работе на телекоммуникационныхсерверах, используемых разработчиками портала, специалистами, формирующимимультимедиа-ресурсы, разработчиками других ресурсов, входящих в портал.
1.2 Использованиетелекоммуникационных мультимедиа-ресурсов в образовании
Большинствонаиболее качественных мультимедиа-ресурсов, использование которых повысило быэффективность образования каталогизировано на образовательныхИнтернет-порталах. В настоящее время в России уже выработана организационнаясхема создания системы образовательных порталов, имеющая свои особенности. Ворганизационную схему создания системы образовательных порталов включаются:
· горизонтальныйпортал «Российское образование»,
· профильныевертикальные порталы по областям знаний: гуманитарный, экономико-социальный,естественно-научный, инженерный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственныйи др.,
· специализированныевертикальные порталы: книгоиздание, единый экзамен, новости образования и др.
Горизонтальныйпортал «Российское образование» обеспечивает:
· навигациюпо всем вертикальным порталам;
· поискмультимедиа-информации в области образования в Интернет;
· персонификациюи персональную адаптацию интерфейса как путем выбора пользователем собственнойкатегории (обучаемый, преподаватель, администратор, разработчик портала) иуказанием уровня образования, так и путем конструирования собственногоинтерфейса;
· формированиеи предоставление срезов вертикальных порталов по уровням образования;
· хранениеи предоставление информации в области образования (законодательство, приказы,нормативные документы, стандарты, перечни специальностей, федеральный комплектучебников, база данных вузов и др.);
· публикациюежедневного обзора прессы по вопросам образования;
· новостнуюленту в области образования;
· организациюпроведения форумов, дискуссионных групп, списков рассылки.
Профильныевертикальные порталы должны содержать материалы для всех уровней образования:начальной школы, средней школы, начального профессионального образования,среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительногообразования, послевузовского образования.
Специализированныевертикальные порталы должны обеспечивать информационное сопровождение и сервисыдля решения конкретных специальных задач общероссийского уровня. Для всехвертикальных порталов должен быть предусмотрен единый интерфейс, единые правилапополнения и ведения. Вертикальные порталы в полной мере смогут пользоватьсясправочной информацией, располагающейся на верхнем горизонтальном портале, егопоисковой машиной, средствами персонификации и адаптации интерфейса.
Распределеннаясистема образовательных порталов строится на множестве российских порталов:горизонтальных, вертикальных и корпоративных. Порталы разделяются наобщероссийские, межрегиональные и региональные. Корпоративные порталы/сайтыподразделяются на коллективные порталы образовательных организаций (ассоциаций,консорциумов и т.п.) и порталы (чаще, сайты) учебных заведений.
Такимобразом, в формируемой российской системе образовательных порталов возможновыделение нескольких основных уровней.
Верхнийуровень представлен ведущим горизонтальным порталом «Российскоеобразование», предусматривающим систему его полнофункциональных копий вфедеральных округах. Общая структура и сервисы портала «Российскоеобразование» и его копий совпадают, но информационное содержание можетварьироваться за счет того, что в копиях могут содержаться специфическиерегиональные компоненты и мультимедиа-ресурсы. Наполнение этого порталаосуществляется объединенной редакцией под управлением объединенногоредакционного совета, который осуществляет также общее методическое руководстворедакционными советами вертикальных и горизонтальных порталов всех уровней.
Кверхним портальным уровням принадлежат также горизонтальные общероссийскиеобразовательные порталы, сформированные, например, по уровням образования илипринадлежащие ассоциациям, или являющиеся информационными срезами портала«Российское образование».
Образовательныегоризонтальные порталы всех уровней опираются на систему вертикальных порталов:профильных и специализированных порталов общего назначения. Профильные порталыобслуживают отрасли знаний и, как правило, формируются по ряду смежныхдисциплин. Специализированные порталы ориентируются на выполнение определенныхфункций (например, отраслевой новостной портал или отраслевой портал для тестирования).Вертикальные порталы или их компоненты также могут копироваться на нижнихуровнях. Наполнение профильных порталов (в том числе и включение в их составмультимедиа-ресурсов) осуществляется соответствующими профильными редакциямипод управлением соответствующих редакционных советов.
Наследующем уровне располагаются региональные образовательные порталы, которыеявляются горизонтальными и объединяют ресурсы нижних уровней — порталы и сайтывузов, школ и других организаций.
Важнымиэлементами в системе являются порталы-спутники, связанные с образованием исоздаваемые в рамках крупных самостоятельных коммерческих или некоммерческихпроектов.
Описаннаяархитектура обеспечивает полноту системы образовательных порталов, а такжедоступ к ней в фазах потребления мультимедиа-ресурсов и информационногонаполнения на всех уровнях, начиная от федерального и заканчивая персональным,что должно учитываться в процессе построения, компоновки, экспертизы иэксплуатации мультимедиа-ресурсов в системе образовательных порталов.
Современныетелекоммуникационные технологии и размещенные на них распределенныемультимедиа-ресурсы учебного назначения характеризуются широким использованиемкомпьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных учащимся спомощью глобальной (Интернет) и локальных (Интранет) компьютерных сетей.Элементом обучения при такой технологии являются, прежде всего, очные формыуроков и аттестации школьников. Поэтому корректнее говорить о комплексныхтехнологиях с существенным использованием образовательных электронных изданий идругих распределенных мультимедиа-ресурсов телекоммуникационных сетей.
Притаком подходе все учебные мультимедиа-материалы размещаются на серверах идоступны для самостоятельного изучения. У обучаемого появляется возможностьсвязаться с учителем, пройти промежуточные и итоговые тесты.
Мультимедиа-ресурсыи специализированные методы обучения школьников с использованием таких ресурсовпозволяют привнести в работу школы:
· использованиемультимедиа-информации, размещенной на учебных и научных Web-сайтах, длявыполнения заданий, подготовки учебно-методических материалов, рефератов,проектных работ;
· организациюпредставительства школы в сети Интернет;
· созданиеразмещенного в сети Интернет мультимедиа-ресурса по одной из школьныхдисциплин;
· размещениеличных Web-сайтов учителей и учащихся.
Методыобучения должны учитывать, что все пространство WWW состоит из документов,называемых Web-страницами. Web-страница — это документ, содержащий:
· форматированныйтекст;
· мультимедийныеобъекты (графика, звук, видеоклипы);
· ссылкина другие Web-страницы или иные ресурсы сети Интернет;
· активныекомпоненты, способные выполнять работу на компьютере клиента по заложенной вних программе.
Врамках одной страницы трудно изложить все необходимые сведения, поэтому, какправило, информацию представляют в виде набора из нескольких десятков или сотенWeb-страниц, связанных вместе единой темой, общим стилем оформления и взаимнымигипертекстовыми ссылками. Такой набор называется Web-site или Web-узел.
Web-site(Web-узел, Web-сайт) — группа Web-страниц, связанных вместе единой темой, общимстилем оформления и взаимными гипермедиа-ссылками.
КаждыйWeb-сайт имеет свою стартовую страницу, которая называется начальной илидомашней.
ОбычныйWeb-узел отправляет запрошенный мультимедиа-ресурс только по обращению клиента.В WWW существуют Web-узлы, способные самостоятельно передавать обновленнуюинформацию при условии регистрации и подписки клиента.
МногочисленныеWeb-сайты и Web-страницы хранятся на множестве так называемых WWW-серверов, тоесть компьютеров, на которых установлено специальное программное обеспечение.
Пользователи,имеющие доступ к сети, получают и просматривают информацию с Web-страниц припомощи программ-клиентов для всемирной паутины, которые получили специфическоеназвание Web-браузеры (браузеры, обозреватели).
Для получениястраницы браузер посылает по компьютерной сети запрос Web-серверу, на которомхранится необходимый мультимедиа-ресурс. В ответ на запрос сервер высылаетпрограмме просмотра требуемую Web-страницу или сообщение об отказе, если она потем или иным причинам недоступна. Взаимодействие клиент-сервер происходит поопределенным правилам, или, иначе говоря, по прикладному протоколу. Протокол,принятый в WWW, называется HyperText Transfer Protocol, сокращенно — HTTP.
Web-документможет содержать форматированный текст, графику и гипертекстовые ссылки наразличные ресурсы сети Интернет. Чтобы реализовать все эти возможности иобеспечить независимость мультимедиа-ресурсов всемирной паутины от системногопрограммного обеспечения персонального компьютера, на котором они будутпросматриваться, был разработан специальный язык. Он получил название HyperTextMarkup Language (HTML) или Язык разметки гипертекста.
Написанный наHTML документ — это файл в текстовом формате, содержащий набор команд (тегов),которые указывают, какую информацию и в каком виде содержит Web-страница. Чащевсего в HTML-файле содержится текст, размещаемый на Web-странице.
Некоторыетеги описывают способ форматирования текста, другие указывают на внедряемыемультимедиа-объекты и иные компоненты Web-документа. Все мультимедиа-объекты идругие компоненты Web-страницы хранятся в отдельных внешних файлах. Существуютспециальные теги для создания гипертекстовых ссылок.
Каждый файл всети интернет также имеет свой уникальный адрес. Он называется URL. URL(Universal Resource Locator, универсальный указатель ресурсов). В URLсодержится название протокола, по которому нужно обращаться к файлу, адрескомпьютера с указанием, какую программу-сервер запустить на нем, и полный путьк файлу.
2.Методика оценки эффективности применения информационных ресурсов в учебномпроцессе
Разработкаи эксплуатация информационных образовательных ресурсов неразрывно связана соценкой эффективности их применения в образовательном процессе. Образовательнаясреда как педагогическая система, в которой реализуется учебно-воспитательныйпроцесс, в общем случае состоит из таких элементов, как цели образования,содержание образования, преподаватель, студенты, технологическая подсистема.Сетевые информационные образовательные ресурсы (далее – сетевой ресурс) — этодидактический, программный и технический комплекс, предназначенный для обученияс преимущественным использованием среды Интернет независимо от расположенияобучающих и обучающихся в пространстве и во времени. Обучение с помощью сетевыхресурсов может рассматриваться как целенаправленный, организованный процессвзаимодействия обучающихся (студентов) с обучающими (преподавателями), междусобой и со средствами обучения, причем он некритичен к их расположению впространстве и во времени.
Сетевойресурс может использоваться в учебном процессе в различных пропорциях в очной,заочной, вечерней формах получения образования. Таким образом, сетевой ресурс — это учебно-методический интерактивный комплекс, использование которогопозволяет реализовать полный дидактический цикл обучения по дисциплине учебногоплана.
Дидактическиесвойства сетевого ресурса в процессе обучения позволяют реализовать:
ü представлениена экранах мониторов персональных компьютеров преподавателей и студентовучебно-методической информации, а также возможность получения твердых копийцеленаправленно выбираемой части информации, содержащейся в сетевом ресурсе;
ü диалоговыйобмен между участниками образовательного процесса в реальном (on-line) иотложенном (off-line) режиме учебной, методической, научно-образовательной ифункционально-производственной информацией и другой, отражающейучебно-методическую и административную информацию (в текстовом, речевом,графическом и мультимедийном вариантах) независимо от расположения участниковобразовательного процесса в пространстве и во времени;
ü обработкапередаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение,редактирование) в реальном и отложенном времени;
ü доступк различным источникам информации (порталам, электронным библиотекам, базамданных, ресурсам Интернет т.п.);
ü доступк удаленным вычислительным ресурсам, лабораторным практикумам, учебным курсам иконтролирующим материалам;
ü организацияколлективных форм общения преподавателя со студентами и студентов между собойпосредством теле и видеоконференций;
ü обменопределенной заранее заданной части информации в конфиденциальной форме ирегламентированный доступ;
ü техническаяконсультационная поддержка функционирования сетевого ресурса.
Сцелью разработки методов и алгоритмов использования сетевых ресурсов в реальномучебном процессе, а также обеспечения подготовки преподавателей длясамостоятельной разработки учебно-методических материалов и организациивнедрения этих разработок в учебный процесс, необходимо наличие:
ü электронныхучебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине;
ü документооборота;
ü преподавателей,специально подготовленных для работы в новой образовательной среде;
ü электронныхформ проверки знаний обучающихся.
Конечнойцелью становится создание технологической платформы, которая позволит в полноймере использовать ресурс в реальном учебном процессе вуза.
Основнымиэлементами (блоками) сетевого ресурса являются:
1)инструктивныйблок;
ü Учебныепланы и программы
ü Учебныеи учебно — методические материалы
2)информационныйблок;
ü Научныеи официальные материалы
ü Курсылекций
ü Учебная,научная и специальная литература
ü Иллюстративныйматериал
ü Законыи нормативные акты
ü Ссылкина библиотеки
ü Периодическиеэлектронные издания
3)коммуникативныйблок; и контрольный блок.
ü Студенческиеработы
ü Диссертации(авторефераты, аннотации)
ü Преподавателии ученые
ü Образовательныеи научные центры
ü Государственныеи муниципальные органы власти
ü Научные,научно-практические конференции, семинары и симпозиумы
ü Ссылкина форумы, интернет — конференции, чаты
ü Профессиональныесоюзы, ассоциации, общества
Структураи наполнение блоков сетевого ресурса
Длясоздания сетевых ресурсов с помощью готовых инструментальных средств разработкии использования сетевых курсов преподавателю желательно подготовить учебныйматериал форме, описанной ниже.
1. Структураи содержание инструктивного блока.
Объемблока около 10-15 стр.
Содержаниеблока включает в себя:
1.Учебную программу;
2.Руководство по изучению дисциплины.
2.Информационный блок (Е-лекция)
Объемблока составляет 15-20 стр. для социально-гуманитарных дисциплин. Объеминформации, которое включается в блок, равно объему содержания традиционнойлекции, а количество блоков равно количеству, указанному в тематическом плане.
Структурасодержания каждого блока включает в себя:
2.1введение к Е-лекции (перечислить, что будет знать и уметь студент после ееизучения).
2.2учебную информацию, которая представляется в рукописном варианте в виде текста,если необходимо с рисунками, графиками, таблицами (желательно напечатанной вредакторе WinWord).
Вслучае психолого-педагогической необходимости по желанию автора могут бытьвключены:
o гиперссылки(ссылки отмечаются номерами в тексте, а содержание их печатается отдельно, приссылках на ресурсы Интернет указывается только адрес сайта);
o аудио,видео фрагменты (изготовление и сценарии их использования согласовываютсяотдельно);
o готовыекомпьютерные обучающие программы по тематике дисциплины, встраиваемые в блок(сценарии их применения согласовываются отдельно);
2.3выводы.
3.Коммуникативный блок (Е-семинар)
Количествоблоков равно числу семинаров, указанному в тематическом плане, а его объемсоставляет ориентировочно 1-2 стр.
Каждыйблок имеет следующую структуру.
3.1тема семинара;
3.2учебные вопросы;
3.3литература;
4.Контрольный блок (Е-экзамен)
Объем4-5 стр. Содержание блока включает в себя:
4.1Количество и содержание тестов идентично тестам, подготавливаемым для тестовЕГЭ;
4.2Вопросы к экзамену не менее 30. Половина вопросов может состоять из типовыхзадач.
2.1Методические рекомендации по работе преподавателей и студентов с учебнымисетевыми ресурсами
1. Дляпреподавателей.
Работапреподавателя с учебными сетевыми ресурсами портала должна начинаться с анализарезультатов работы по изучению курсов студентами.
Сэтой целью:
ü обращаетсяк блоку «сведения о студентах», а также к блоку " контроля закачеством изучения студентов учебного материала";
ü определяетуровень усвоения каждым студентом содержания учебного материала из разделов итем информационного блока;
ü разрабатываетдля каждого студента частные задания на подготовку к работе с коммуникативнымблоком;
ü определяетвремя на выполнение заданий студентами и начало их работы с коммуникативнымблоком;
ü взависимости от уровня подготовленности студентов к работе с коммуникативнымблоком преподаватель выбирает методику проведения практического занятия:семинара, игры, тренинга и т.д.;
ü входе работы с коммуникативным блоком преподаватель должен постоянно проводитьсравнение целей (цели изучения формулируются преподавателем в инструктивномблоке) и результатов изучения студентами учебного материала;
2.Для студентов.
Работастудента с учебным сетевым курсом должна начинаться с обращения кинструктивному блоку в сетевом курсе. В ходе работы студент обязан:
а.Методика работы студента с инструктивным блоком:
ü изучитьучебную программу и понять требования руководства по изучению содержанияучебной дисциплины;
ü отметитьи вывесить на доску объявлений для преподавателя неясные вопросы, получить наних ответы;
б.Методика работы студента с информационным блоком:
ü изучитьи понять содержание информационного блока;
ü пройтитестирование по всем запланированным преподавателем теоретическим темам;
ü подготовитьсяк работе с коммуникативным блоком, выполнив частные задания преподавателя;
ü датьзаявку преподавателю на участие в практическом занятии(семинаре, игре,тренинге) в реальном или отсроченном времени;
в.Методика работы студента с коммуникативным блоком:
ü принятьучастие во всех практических занятиях, запланированных преподавателем, иполучить положительную оценку за результаты своей работы;
г.Методика работы студента с контрольным блоком:
ü пройтиконтрольное тестирование за весь курс и получить положительную оценку.
2.2Критерии структуризации информационных ресурсов
/>
Повиду функционирования ресурса можно выделить: динамический ресурс, содержание которогопериодически обновляется и статический ресурс, содержание которого необновляется.
Попрофилям обучения можно выделить: ресурс, содержащий информациюгуманитарно-филологического направления; ресурс, содержащий информациюсоциально-экономического направления; ресурс, содержащий информациюхимико-биологического направления; ресурс, содержащий информациютехнико-технического направления; ресурс, содержащий информациюфизико-математического направления и др.
Подоступу к ресурсу можно выделить: сайты, предоставляющие открытый доступ к ресурсу(не требует регистрации); сайты, предоставляющие доступ к ресурсу черезрегистрацию; сайты, предоставляющие частичный доступ к ресурсу (отдельныекомпоненты ресурса предоставляются пользователю без регистрации на сайте, адругие компоненты – после регистрации в конкретном разделе сайта).
Потипам образовательных web-сайтов можно выделить:
· ресурс,доступный на сайтах дистанционного обучения. К такому типу относятся сайты,содержащие электронные курсы лекций, лабораторные практикумы, электронныезадачники, электронные учебники; сайты, предназначенные для тестирования,оценки знаний; сайты центров дистанционного обучения и центров тестирования.
· ресурс,доступный на сайтах исследовательской деятельности. К такому типу относятсясайты, содержащие исследовательские работы студентов, студентов и др.; научныелаборатории; творческие мастерские; сайты научно-исследовательских и учебныхцентров.
· ресурс,доступный на сайтах консультативного назначения. К такому типу относятсяконсультативные сайты по общеобразовательным предметам; сайты дляконсультационной помощи начно-методическим центрам.
· ресурс,доступный на сайтах «виртуальных» методических объединений. К такомутипу относятся сайты методических объединений преподавателей по дисциплинамдистанционного обучения; сайты, предназначенные для тематическихтелеконференций и чатов по вопросам образования; сайты, предназначенные длятворческого взаимодействия преподавателей, преподавателей в сети; сайты,предназначенные для повышения квалификации педагогических кадров.
· Ресурс,доступный на сайтах образовательных Internet-проектов. К такому типу относятсясайты, проводящие телекоммуникационные олимпиады и викторины; предназначенныедля проведения образовательных конкурсов; сайты, осуществляющиеинформационно-развлекательные проекты образовательной тематики; сайты,предназначенные для формирования связей между участниками образовательногопроцесса.
· ресурс,доступный на сайтах учебных заведений. К такому типу относятся: сайты вузов,сайты факультетов вузов, сайты высших учебных заведений.
· ресурс,доступный на сайтах культурной и образовательной информации. К такому типуотносятся: виртуальные библиотеки, сайты библиотек, виртуальные журналы игазеты образовательной тематики, сайты образовательных газет и журналов,виртуальные музеи, сайты музеев, виртуальные клубы (кафе).
· ресурс,доступный на сайтах справочного характера категории “Образование”. К такомутипу относятся: электронные энциклопедии, сайты-словари, электронныесправочники, сайты-каталоги, базы данных, сайты, содержащие справочнуюинформацию о проводимых конференциях и т.п.
Определимучебное информационное взаимодействие (УИВ), реализованное на базе ресурсовпорталов как информационное взаимодействие, направленное на обеспечениедеятельности студентов по:
· освоению,закреплению и применению знаний, умений и навыков в условиях осуществленияинформационной коммуникации;
· самостимулированиюк поиску учебной информации;
· решениюучебных задач на базе использования информационного ресурса Интернет;
· самооценкеучебных достижений;
· осознаниюсоциальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов иявлений, рассматриваемых в условиях использования информационного ресурсаИнтернет.
2.3Дидактические цели использования информационных ресурсов портала
Дидактическиецели, преимущества и основные методы использования сетевых информационныхобразовательных ресурсов для участников образовательного процесса:преподавателей, администраторов, менеджеров, абитуриентов, обучаемых (учащихсяили студентов), родителей.
Целямииспользования информационных ресурсов портала для преподавателей являются:
· совершенствованиетрадиционной методики обучения;
· использованиеинновационных форм и методов обучения;
· осуществлениекультурно-просветительской деятельности.
Цельюиспользования информационных ресурсов портала для администраторов, менеджеровявляется поиск нормативной и методической документации.
Целямииспользования информационных ресурсов портала для абитуриентов, обучаемых(учащихся и студентов) являются:
· подготовкак занятию;
· подготовкав ВУЗ;
· подготовкак внеучебным мероприятиям;
· использованиересурса для выполнения учебных заданий на занятии;
· досуговаядеятельность.
Целямииспользования информационных ресурсов портала для родителей являются:
· подготовкак внеучебным мероприятиям;
· поискинформации по подготовке в ВУЗ;
· досуговаядеятельность.
Блоктестирования.С его помощью может быть реализована функциональность широкой системыкомпьютерных тестов, используемых в локальных программных продуктах, на базеинтернет-технологий. Могут быть реализованы четыре базовых класса тестовых заданий:
· свыбором ответа из предложенных вариантов — закрытый тип;
· свводом произвольного фрагмента текста — открытый тип.
· сустановлением взаимосвязей между предложенными двумя группами объектов;
· склассификацией предложенного набора объектов по нескольким предложеннымкатегориям;
· сустановлением логической последовательности.
Необходимопредусмотреть интерфейсы связи данного блока с базами данных студентов,преподавателей, и с блоком электронного деканата
Базаданных студентов. Эта подсистема необходима для полноценного функционированиятехнологической платформы дистанционного и открытого образования.
Основныетребования:
· обеспечениехранения, ввода, редактирования, вывода информации об студентов;
· поддержканабора данных об студентов;
· поддержкаданных ролевой авторизации студентов в общей системе;
· наличиевнутренних открытых интерфейсов к модулям электронного деканата и к модуляминформационно-аналитических сервисов;
· возможностьрасширения набора данных об учащемся (преемственность снизу вверх).
Базаданных преподавателей.
Основныетребования:
· обеспечениехранения, ввода, редактирования, вывода информации о преподавателях;
· поддержканабора данных о преподавателях;
· поддержкаданных ролевой авторизации преподавателей в общей системе;
· наличиевнутренних открытых интерфейсов к модулям электронного деканата и к модуляминформационно-аналитических сервисов;
· возможностьрасширения набора данных о преподавателях.
Электронныйдеканат.
Даннаясистема, должна являться центральным блоком всей технологической платформысистемы дистанционного обучения. Она является наиболее технологически сложным,ответственным, и наукоемким блоком любой технологической платформы образованияв целом.
Первымиблоками данной системы являются следующие:
· блокзачисления по результатам экзаменов (как средство пополнения базы данныхстудентов);
· информационныйблок по направлениям и специальностям (дисциплины, сроки обучения, учебныепланы);
· информационныйблок по преподавателям (как средство интеграции с базой данных преподавателей,а также с преподаваемыми дисциплинами);
· блокаттестации, включающий интегрирующий модуль с блоком тестирования, а также сполученными off-line результатами контрольных работ, зачетов и экзаменов);
· интерфейсык блоку информационно-аналитических сервисов.
Информационно-аналитическиесервисы.
Блокинформационно-аналитических сервисов предназначен для формированияинформационных документов для руководителей и участников учебного процесса.Данный блок должен быть реализован максимально гибко в отношении возможностидополнения новыми сервисами и формами отчетности, методами обработкиинформации. Он должен взаимодействовать с блоком функций электронного деканатапосредством внутреннего точно специфицированного и свободно расширяемого открытогоинтерфейса.
Поискинформации.
Данныйотдельный модуль должен представлять программное средство, которое может бытьвстроено, в частности, как в общую интернет-систему. Он должен обеспечиватьполнотекстовый поиск по:
· текстамучебных материалов, размещенных на портале;
· поглоссариям используемых терминов, причем как по левым частям (терминам), так ипо правым (текстам глоссарных определений);
· поавторам материалов.
3.Методы осуществления учебного информационного взаимодействия на базеинформационных ресурсов портала
Вкачестве психолого-педагогических условий осуществления УИВ на базе ресурсапортала можно выделить: использование педагогически значимой учебнойинформации, доступной из ресурса; взаимодействие с ресурсом в рамках учебноготелекоммуникационного проекта; использование телеконференций образовательногоназначения для осуществления УИВ в Интернет. Опишем эти условия.
Использованиепедагогически значимой учебной информации, доступной из ресурса портала.
Вусловиях информатизации образования значимость учебной литературы приходитсявсе время пересматривать. Коммерциализация Интернет способствует появлению нарынке печатной продукции, литературы низкого качества, зачастую ненаучной.Выходит большое количество «учебных» печатных изданий, не имеющихгрифа Министерства образования Российской Федерации, достаточно высокойстоимости. Это положение ставит преподавателя перед проблемой выбора учебнойлитературы. Проблема решается (хотя и частично), если использовать в учебномпроцессе педагогически значимую учебную информацию, доступную из ресурсапортала.
Дляэтого, преподавателю предварительно необходимо решить задачу подбора нужнойучебной информации из ресурса портала и методики ее использования обучаемым.Далее необходимо остановиться на вопросе использования информации, доступной изресурса, и способах ее применения преподавателем. Преподаватель можетиспользовать ресурс портала при подготовке следующих материалов: конспектовлекций, лабораторных и практических работ, тестовых и контрольных заданий,сценариев внеклассных мероприятий и т.п.
Выделимхарактерные особенности осуществления УИВ на базе ресурса портала:
· доступность(доступ к ресурсу возможен с любого ученического компьютера, имеющего выход вИнтернет, что делает этот метод доступным для любого преподавателя, работающегос таким обучаемым);
· открытость(гипертекстовая система подачи информации позволяет обучаемому находитьсобственную «траекторию» изучения учебного материала, углублять ирасширять знания по своему усмотрению и возможностям);
· визуализацияучебного материала (с помощью средств технологии мультимедиа, использующихся вWWW-сервисе Интернет, можно при необходимости встраивать в учебный материалиллюстрации, анимацию, видеоролики, озвучивать информацию, встраивать элементы теста);
· интерактивностьресурса (интерактивные формы информационного взаимодействия, размещенные наWeb-сайтах портала, позволяют студенту выбирать условия поиска, отбора изагрузки учебной информации).
Взаимодействиес ресурсом портала в рамках учебного телекоммуникационного проекта.
Интернетявляется «информационно-коммуникационной средой» (Роберт И.В.) УИВстудента с ресурсом, с другим студенту, с ученическим коллективом, а также спреподавателями. Это является самым существенным при использовании технологииИнтернет в учебных целях. Следовательно, использование Интернет вобразовательных целях должно предусматривать не только формирование специальныхзнаний, умений и навыков работы с прикладными программами, владение приемамиWeb-дизайна, быть направлено на творческое развитие личности, но испособствовать формированию умений анализировать собственную интеллектуальнуюдеятельность, то есть обучаться рефлексии через УИВ с ресурсом портала.
Определимособенности использования ресурса и осуществления УИВ в зависимости от типапроекта, основываясь на типизации проектов по доминирующему методу или подоминирующей в проекте деятельности.
Информационныепроектыпредполагают осуществление деятельности по сбору информации, представленной вресурс, по узкой тематике, её анализу, дальнейшей систематизации ипредставлению в виде аннотации к найденному ресурсу и, ссылки на этот ресурс.Эти аннотации могут быть использованы студентами при самостоятельном изученииотдельных тем или расширении знаний в соответствующих темах. Следовательно,аннотации к ресурсу должны быть точными и достаточно подробными.
Практико-ориентированныепроектыподразумевают практический результат проектной деятельности, четкоориентированный на социальные интересы. В ходе проекта должны быть получены нетолько значимые результаты, но и выявлены способы внедрения их в практику. Взадачи такого проекта может входить инсталляция необходимого клиентскогопрограммного обеспечения, полученного путем поиска на портале, выявлениеадресов необходимых серверов, оценка качества ресурса этих серверов, разработкапрактических рекомендаций к использованию этих ресурсов в образовательных целяхи т.п. Таким образом, в результате проекта, должно быть создано либопрактическое пособие, либо необходимые рекомендации.
Исследовательскиепроектыпредназначены для стимулирования познавательной деятельности студентов и ихсамостоятельной работы по сбору, обработке, анализу полученных результатов итребуют четко обозначенных целей, актуальности проекта, его социальной значимости.
Выполнениепроектного задания может способствовать осознанию учащимися важностиосуществления УИВ в телекоммуникационной среде; формированию системы базовыхзнаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию; выработке устойчивоймотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых вработе над проектом; активизации познавательной деятельности студентов,особенно при выполнении ими проектно-коммуникационных исследований; развитиютворческих способностей, позволяющих реализовать проектную задачу всоответствии с собственным видением; воспитанию инициативности в полученииновых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения; осознаниюучащимися себя творцами собственных знаний.
Использованиетелеконференций образовательного назначения (ТКОН) для осуществления УИВ вИнтернет.
Воснове использования образовательных телеконференций лежат различныекоммуникационные технологии: списки рассылки, системы электронной почты(electronic mail), электронные доски объявлений (BBS-Bulletin Board System),on-line телеконференции на основе технологии IRS (Интернет Relay Chat), такназываемых «чатов».
Современныетехнологии Интернет позволяют основывать телеконференции как на письменной илитекстовой коммуникации в синхронном или асинхронном режиме, так и на устномобщении между участниками.
Опишемсуществующие типы ТКОН. Все существующие ТКОН в сети можно условно разделить натри группы (схема 2), в зависимости от: уровня доступа к информациителеконференции; управления телеконференцией; способа обмена информацией втелеконференции.
/>
Впервой группе закрытые ТКОН отличаются от открытых тем, что они доступны толькодля ограниченного числа зарегистрированных пользователей.
Вовторой группе модерируемые ТКОН характеризуются наличием ведущего – модератора,отвечающего за организацию и проведение телеконференции. В премодерируемыхконференциях сообщения также обрабатываются модератором, но уже после того, какони опубликованы в телеконференции. При этом модератор может удалить либооставить сообщение или внести комментарий. Немодерируемые ТКОН характеризуютсяотсутствием ведущего, участники сами в ходе обмена сообщениями направляютразвитие дискуссии.
Ктретьей группе относятся конференции в отсроченном режиме и в режиме реальноговремени. Например, в Интернет конференции в отсроченном режиме организуются ввиде дискуссионных групп (Newsgroups), списков рассылки (Maillists),электронной почты (E-mail) и т. п. Здесь общение между участниками происходитза счет обмена сообщениями по электронной почте. Конференции в режиме реальноговремени включают в себя IRC (Internet Relay Chat), ICQ (I seek you),разговорные серверы с WWW-интерфейсом, видео телеконференции. В этом случаеобщение между участниками осуществляется с помощью специальных программныхсредств и оборудования.
Наиболеепросты с точки зрения организации телеконференции в отсроченном режиме. Однако,если количество участников невелико, и они не находятся в удаленных часовыхпоясах, имеет смысл проводить ТКОН в режиме реального времени или видеотелеконференции.
Конференциив отсроченном режиме, проводимые с помощью электронной почты с использованиемсписка рассылки, имеют свои преимущества. Данный вид конференции болеепредпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций средистудентов, так как большинство российских вузов не имеют прямого доступа в сетьИнтернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах –свободном, модерируемом, имеющем ограничения к доступу и др. – позволяеторганизовать работу студентов в сети в соответствии с решаемымиобразовательными задачами. В зависимости от выбранного варианта работы спискарассылки строится и обучающая структура электронной конференции. Существенноепреимущество таких конференций перед беседой в реальном времени – большийпериод времени, отводимый на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений,что позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие сзаданными требованиями. В чат-конференции из-за ограниченного времени трудноизбежать малосодержательных реплик. Кроме того, по электронной почте участникимогут высылать иллюстративный материал, мультимедийную информацию, которую вобычных чат-программах представить пока невозможно. Наиболее распространеннымииз почтовых программ являются TheBat, Internet Mail, Outlook Express, Eudora,Exchange Mail, Beauty Mail и др.
Другойразновидностью телеконференций, проводимых в отсроченном режиме времениявляются телеконференции, проводимые на специальном сервере новостей. На нихтакже надо подписываться. На деле это означает определение пользователем спискаадресов телеконференций, которые будут прочитываться при каждом сеансеподключения к сети (загрузке и выгрузке почты). Самой распространенной сетью,организованной по такому принципу, является Usenet – международная сетьтелеконференций. Дискуссионные группы в ней называют группами новостей(newsgroups) или телеконференциями. Материалом для телеконференций служатприсылаемые пользователями новые статьи и ответы на опубликованные ранее. Дляработы с данными телеконференциями в Outlook Express необходимо настроитьпрограмму чтения новостей. Недостатком является трудность в выделении главногосообщения и поступивших на него откликов в случае большого количестваучастников, переписывающихся друг с другом в одной телеконференции по различнымтемам. В списке Outlook можно читать только главные сообщения или только односообщение и все отклики на него.
Интернет- конференции портала являются электронной проекцией обычных конференций.Единственным отличием является широта аудитории, место проведения и техническиеограничения.
Конференцияпроходит в 4 этапа:
1. Определяетсятема конференции, ее ведущий и сроки проведения.
2. Объявляетсясбор докладов и публикуется пресс-релиз конференции
3. Проводитсяобсуждение докладов.
4. Конференциязакрывается. Публикуется результирующая сводка.
Методыиспользования различных средств обучения для осуществления УИВ с применениеминформационных ресурсов портала.
Использованиев учебном процессе Web-технологий для осуществления УИВ на базе ресурса. «Web-технология –это технология, интегрирующая и унифицирующая несколько решений задач в областисетевых баз данных, задач на уровне клиента и сервера и мультимедийныхзадач». Она способствовала интенсивному развитию телекоммуникационныхтехнологий. Одной из важных возможностей Web-технологии является возможностьработы на базе Гипертекста и Гипермедиа.
Учитываяэти возможности, можно составлять образовательные курсы с применениемаудиовизуальной информации, т.е. ресурсы, основанные на работе в глобальнойсети, тем самым кардинальным способом меняя привычное информационноевзаимодействие типа «преподаватель — слушатель».
ПрименениеИнтранет-технологий для организации и осуществления УИВ. Интранет-технология представляетсобой технологию, использующую протоколы Интернет и интерфейс web-технологии нетолько в локальных сетях, но и на отдельных компьютерах. Web-броузеры выполняютновый уровень воспроизведения мультимедиа-информации.
Можновыделить следующие уровни использования аудиовизуальной информации браузерами:
· уровеньвстроенных возможностей данного конкретного браузера;
· уровеньвнешних или вспомогательных программ – вспомогательных программ просмотра;
· уровеньтехнологии подключаемых модулей, при которой в окне браузера (а не из внешнейпрограммы) будут доступны инструменты по воспроизведению звука, анимации ивидео, будет возможно производить все необходимые действия, реализовыватьвозможности меню.
Благодаряпервым двум уровням броузер превращается в открытую платформу с широкимивозможностями, когда для документа любого типа, получаемого броузером, имеетсявозможность открыть соответствующую ему программу. Авторские ресурсы позволяетреализовать технология третьего уровня.
Вышеперечисленныевозможности броузеров позволяют сделать УИВ более эффективным за счетпредоставления возможности работы с мультимедийными приложениями, имеющимися напортале. Участники такого взаимодействия в Интернет получают возможность нетолько просматривать текст, графику, видеоклипы, получать ответы на своизапросы, просматривать каталоги и т.п., но и создавать авторские ресурсы. Тоесть эти возможности Интернет/Интранет делают Интернет интерактивным средствомУИВ.
Методыорганизации учебной деятельности, реализуемые на базе информационных ресурсовпортала
Подучебной деятельностью, реализующейся в информационно-коммуникационнойпредметной среде, будем понимать динамическую систему, обеспечивающую условиявзаимодействия между обучающимся (обучающимися), обучаемым и средствамиинформационных и коммуникационных технологий, направленную на достижениеучебных целей. Встраиваемость возможностей информационных и коммуникационныхтехнологий в обучающие средства и системы, доступные на портале, моделирующие иимитирующие на экране учебные сюжеты, объекты, процессы, явления, обеспечиваетреализацию новых видов учебной деятельности как по форме, так и по методам представленияи извлечения знания.
Перечислимэти виды учебной деятельности.
Регистрация,сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях,процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно большихобъемов информации, представленной в различной форме.
Например,каждый преподаватель, имеющий доступ к порталу может, в свою очередь,формировать распределенный информационный образовательный ресурс, создаваякаталоги сайтов по направлениям деятельности, которые его интересуют. С помощьютакого ресурса он может создавать собственную электронную библиотеку в видебазы данных либо просто текстового файла.
Организоватьпоиск необходимых документов можно:
поключевому слову,
посоздателю (алфавитный поиск),
повременному периоду,
погеографическому региону.
Преподавательможет создавать ресурс самостоятельно, вместе со своими учащимися, обмениватьсяинформацией с коллегами. В процессе этой деятельности, которую можно считатьинформационной деятельностью преподавателя по поиску, сбору, структурированию ипродуцированию информации происходит процесс непрерывной переподготовкипреподавателя на основе распределенного информационного ресурса портала. Датьвозможность преподавателям и студенту совместно работать со своими коллегами какв стране, так и на международном уровне, разделяя новые идеи и инициативыон-лайнового сотрудничества для увеличения (углубления) их преподавательских иученических возможностей с целью увеличить здоровье и благополучие планеты.
Интерактивныйдиалог — взаимодействиепользователя с компонентами учебного взаимодействия, в том числе и со средствомобучения, функционирующим на базе информационных и (или) коммуникационныхтехнологий, характеризующееся реализацией развитых средств ведения диалога(возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием такназываемого «ключевого» слова или с определенным набором таких«ключевых» слов или символов), при обеспечении возможности выборавариантов содержания учебного материала или режима работы в соответствии сличными предпочтениями пользователя (педагогов, администраторов, менеджеров,студентов, абитуриентов, родителей).
Управление отображением на экранемоделей различных объектов, явлений, процессов как виртуальных, так и реальных.
Автоматизацияпроцессов контроля (в том числе самоконтроля) за результатами учебной деятельности споследующей коррекцией по результатам контроля (в том числе«встраивание» тестирования), автоматизация процессов тренировкиучебных умений и навыков.
Порталможет содержать ссылки на сайты тестирования, позволяющие реализовыватьконтроль и самоконтроль учебной деятельности студентов.
Интерактивныетесты приработе с такими сайтами преподавателю следует обращать внимание на следующиевозможности, которые должен предоставлять сайт:
· каждыйпреподаватель может зарегистрироваться на сайте и обеспечить доступ к немусвоих студентов по соответствующему выбранному им паролю;
· длякаждой группы своих студентов он может отобрать необходимый для очередногозанятия список тестов, причем этот список может корректироваться по егожеланию;
· преподавательможет распечатать материал тестов вместе с решениями;
· преподавательможет корректировать содержание каждого теста и составлять свой собственныйтест (в том числе на своем родном языке); при этом у него есть возможностьхранить этот тест в своей собственной подбазе либо придать ему статусразделяемого ресурса, и тогда тест автоматически помещается в соответствующийраздел общей базы данных тестов;
· студентимеет доступ к отобранным тестам по паролю, сообщенному ему преподавателем;
· послерешения студентом очередной выделенной группы тестов преподаватель получаетэлектронное письмо с подробной статистикой результатов по каждому студенту,тесту и вопросу;
· допускаетсясоздание тестов следующих типов: множественный выбор, ДА/НЕТ, установлениесоответствия, выстраивание объектов в определенной последовательности,
· вводв качестве ответа ключевого слова.
Крометого, зарегистрированные преподаватели автоматически становятся участникамителеконференции в режиме электронной почты, регулярно информирующей о новыхсетевых взаимодействиях, организованных на этом сайте.
Продуцированиеинформации — деятельность посозданию информационного продукта, отличающегося определенными существеннымипризнаками, характеризующими его качество или принадлежность к определеннойсфере использования.
Огромноезначение в создании и работе над web-ресурсами играет роль преподавателя,который может заинтересовать студентов той или иной проблемой и решить ее спомощью портала. Предполагается, что работа с web-ресурсами должна бытьпонятной и доступной, отвечающей всем требованиям интерактивности. В качествеweb-ресурсов могут выступать сайты, которые подготавливаются студентами ислужат для решения конкретных образовательных задач. Web-ресурсы разрабатываютсядля максимальной интеграции информации, доступной из ресурсов портала вразличные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе.Особенностью ресурсов является то, что материал для работы студентов можетнаходиться на различных сайтах, ссылки на которые размещены в каталоге портала.
Образовательныересурсы можно разделить по основным направлениям:
· углубленноеизучение учебных дисциплин;
· региональныепроблемы,
· проектнаядеятельность.
Однойиз разновидностей учебной деятельности по продуцированию информации являютсяучебные проекты.
Подучебным проектом на базе Интернет-ресурса понимается результат самостоятельнойтворческой деятельности студентов по созданию и размещению в Интернетобразовательного ресурса, организованной на основе использования информационныхи коммуникационных технологий Интернет, имеющей социально значимую иобразовательную цель осуществления учебного информационного взаимодействия вИнтернет.
Таккак на портале имеются ссылки на сайты соревновательных и информационныхИнтернет-проектов, то преподаватель может использовать материал этих ресурсов,учитывая следующие методические рекомендации.
1. Дляорганизации выполнения проекта целесообразно выделить группу техническогообеспечения из наиболее подготовленных студентов и закрепить их за участникамисоответствующих проектов.
2. Таккак проекты обычно выполняются с использованием иностранных языков, гдеиностранный язык является лишь инструментом общения, а не главной целью,следует создать такую же группу языкового обеспечения, наличие которой будетспособствовать расширению круга участников проекта. Кроме того, стремлениеиспользовать разнообразные информационные ресурсы, несомненно, будетспособствовать усилению роли иностранных языков в образовании.
3. Проектыможно реализовывать как со студентами, так и с учащимися среднего и старшегозвена школы.
4. Целямипроектов могут быть, например: языковые (практическое овладение языком;изучение языковых особенностей; изучение языковых реалий), в области ИТ(закрепление навыков использования электронной почты; закрепление навыковсоздания текстовой информации; ознакомление с разными способами оцифровкиизображений), культурологические/воспитательные (организация межкультурногообщения как формы образования и воспитания; знакомство с семейными традициямидругой культуры; формирование глобального мышления будущего членаинформационного общества) и т.п.
5. Впроектах может быть реализована интеграция различных дисциплин, входящих всистему дистанционного обучения.
6. Еслиу преподавателя не опыта проведения телекоммуникационных проектов, то можноначинать с проведения проектов по типу “Друзья по переписке”. Цели проекта приэтом могут быть совершенно различными: от изучения возможностей электроннойпочты до решения глобальных культурологических проблем. Они могут решатьобразовательные задачи как для студентов, так и для преподавателей. Похарактеру обмена письмами они могут быть: взаимно однозначный обмен письмамимежду студентами двух групп; взаимно однозначный обмен письмами типа “группа –группа”; обмен письмами типа “группа – несколько групп”.
7. Преподавательпри подготовке проекта может опираться на следующую классификацию проектов:
ü пометоду исследования (например, творческий);
ü посодержательному аспекту (например, языковой, обучающий);
ü похарактеру координации
Результатыработы по проекту могут быть оформлены в виде: Web-сайта по материалампереписки на сервере, отчета, презентации, доклада и т.п.
8. Проектможет выполняться как в учебное, так и во внеурочное время. На занятиях втечение небольшого времени обсуждается содержательная часть общего характера,записывается необходимый теоретический материал. Студенты дома готовятматериал, набирают тексты на компьютере в вузе (при необходимости) в отведенноедля этого время, копируют в специально созданные папки переписки и отправляютписьма с вложениями нужной информации. Порядок получения писем может бытьследующим:
ü все письма приходят наодин фиксированный адрес;
ü письма принимаются дваждыв день и перемещаются в специальную папку;
ü координатор проекта(преподаватель) – переписывает письма в текстовом формате в специальный(почтовый) раздел файл-сервера;
ü студенты – координаторыежедневно просматривают почтовый раздел файл-сервера, печатают тексты писем,удаляют распечатанную информацию из раздела файл-сервера и передают текстыписем соответствующим адресатам; ответы набираются студентами в отведенноепосле занятий время и отправляются самостоятельно.
Всевышеперечисленные ресурсы предоставляют преподавателю возможности организацииисследовательской деятельности студентов, возможности проведения экспериментов,обеспечивая при этом прозрачность и дружественность интерфейса, удобствонавигации и направлены на усиление мотивационного и развитие содержательного иоперационального компонентов деятельности студентов.
Крометого, можно рассмотреть виды деятельности, которые целесообразно реализовывать,используя образовательный потенциал распределенныхинформационно-образовательных ресурсов, ссылки на которые имеются на портале“Социально-гуманитарное и политологическое образование”, в зависимости отуровня подготовки преподавателя к использованию ресурса (в порядке возрастанияквалификации педагога).
Организациядеятельности обучаемых по поиску актуальной информации. Методы использованияинформационных ресурсов портала в процессе консультирования и самостоятельнойдеятельности обучаемых.
Этотвид деятельности предполагает просмотр образовательных и других ресурсов,двигаясь по темам и разделам сайтов, специальным образом структурированных ввиде иерархическиx каталогов общего назначения, предметного, классифицированнымпо тематическим разделам портала.
Данныйвид деятельности рекомендуется начинающим пользователям, от которых требуетсялишь знание адресов и умение пользоваться броузером, чтобы попасть на нужныйсайт, а также папкой “Избранное” для использования готовых ссылок инакапливания своих собственных. Преимущество этого вида деятельностизаключается в том, что сайты с обобщенной иерархической структурой содержат большоеколичество ссылок на различные ресурсы, содержащих избыточную для преподавателяинформацию. К недостаткам этого вида деятельности можно отнести обилиеинформации, несущественной с точки зрения конкретных учебных задач иотвлекающих студентов от цели работы. С другой стороны, избыточностьраспределенного информационного ресурса требует умения отличать главное отвторостепенного и воспитывают целеустремленность.
Поисковаядеятельность с помощью поисковых машин.
Следующимуровнем поиска (а также уровнем сложности использования) является организацияпоиска по ключевому слову, выражению, а также с использованием средстврасширенного поиска. Здесь от преподавателей и студентов требуется умениесоставить запрос на поиск, отобрать нужную информацию, количество и качествокоторой существенно зависит от локализации запроса. Использование средстврасширенного поиска, описанных на каждой поисковой машине, позволяет снизитьизбыточность информации, полученной в результате поиска. Тем не менее, этотметод достаточно сложен, и в процессе занятия можно столкнуться с ситуацией,когда не все студенты справляются с задачей отбора необходимой информации.
Использованиепотенциала распределенных информационных ресурсов для организацииисследовательской деятельности студентов в процессе занятия.
Помере освоения (или использования) потенциала распределенных информационныхресурсов преподаватели могут использовать его непосредственно дляисследовательских задач своей предметной области. Включая выполнение студентамиисследовательских проектов с помощью ресурсов Интернет как в off-line, так и вonline-режиме на занятиях и в качестве домашних заданий, можно адресовать их копределенным ресурсам для проведения исследования, изучения методики проведенияэксперимента, просмотра опыта и т.д.
Такиепроекты можно достаточно просто и эффективно осуществить, используя возможностимультимедиа, которые предоставляют информационные ресурсы. Собранные в процессеработы данные рекомендуется использовать для пополнения информационных ресурсовпортала
Сложностьорганизации данного вида деятельности заключается в том, что использованиенекоторых описанных ресурсов требует от преподавателя специальной научнойподготовки, а также адаптации ресурсов портала для студентов либо созданияспециального пояснительного комментария.
Проведениесовместных научных исследований с другими партнерами на базе распределенныхинформационных ресурсов портала.
Этотвид деятельности является модификацией предыдущего, поскольку в процессеисследовательской работы студенты с помощью преподавателя устанавливаютконтакты с партнерами, работающими над той же проблемой, предоставляютпартнерам ресурсы своего сайта, работают с ресурсами в виде распределенных базданных, обмениваются с партнерами способами обработки и интерпретацииинформации, участвуют в совместных дискуссиях.
Соответственноот преподавателей, кроме работы с ресурсом Интернет предметной области,требуется умение найти партнеров по проекту, спланировать и организоватьсовместную работу студентов, провести совместную дискуссию, оформить полученныесовместные результаты.
Такиересурсы предоставляют возможность выбора из существующих направленийисследований либо предложить свою идею и найти партнеров, желающих принятьучастие в ее осуществлении.
Кдостоинствам этого вида деятельности можно отнести синергизм воспитательноговоздействия на основе работы с представителями разных культурных особенностей,религиозных убеждений, языков. Студенты могут увидеть сходство и различиесвоего процесса обучения и процесса обучения своих партнеров, что усиливаетвзаимопонимание и обеспечивает эффективность совместной деятельности. а такжевоспитывает чувство принадлежности (причастности) к глобальному информационномуобществу.
Недостаткомтакого рода деятельности является снижение контроля за результатом по сравнениюс организацией такого же проекта внутри одной группы. Кроме того, совместнаяработа осложняется особенностями учебных процессов участников, разницей часовыхпоясов для организации online-взаимодействий, языковыми различиями и т.д.
Созданиесобственного распределенного информационного ресурса в виде тематическогокаталога предметной области либо персонального web-сайта.
Поуровню сложности этот вид деятельности не сложнее предыдущего, однако онтребует от преподавателя дополнительных знаний и умений создавать такиестраницы. Тематические каталоги должны быть структурированы по темамсоответствующей предметной области, снабжены кратким комментарием к содержаниюи дополнены примерами использования. Поскольку образовательный портал, какопределено выше сформулированными требованиями и принципами его создания,является открытым ресурсом, встраивание таких страниц не представляет особоготруда.
Дополнительнымпреимуществом является возможность сократить время поиска студентами необходимыхдля изучения темы ресурсов и, следовательно, оптимизировать время занятия.Кроме того, как было отмечено выше, это позволяет преподавателю повыситьуровень своей квалификации и обеспечить студентов важной для изучения даннойтемы информацией.
Обучениеи помощь в создании студентами своих собственных ресурсов Интернет.
Однойиз таких форм деятельности является участие в международных проектах, которыепровозглашают своей целью создание ресурсов Интернет интернациональнымигруппами студентов, представляющих национальные особенности образования каждогоучастника группы. Необходимым условием участия в деятельности этой организацииявляется наличие интернациональной команды студентов и преподавателей-тренеров.Далее команда с помощью средств телекоммуникаций выбирает тему исследования,связанную с углубленным изучением какого-нибудь раздела предметной области (илинескольких областей), проектирует свой ресурс Интернет и выставляет его насайте или портале. Все этапы создания ресурса, все коммуникации участниковосуществляются через Интернет.
Такойвид деятельности позволяет организовать более тесные связи междупреподавателями и студентами в процессе обучения, имеющего своей целью созданиересурса по результатам изучения выбранной темы. При этом изменяется рольпреподавателя, который выступает в качестве консультанта и организатораисследовательской деятельности студента, кроме того, преподаватели-тренерыобмениваются идеями совершенствования своей стратегической деятельности длядостижения целей и получения необходимых результатов. Параллельно с этимстуденты, которые в большей степени осваивают технологию проектированияВеб-страниц, в свою очередь становятся консультантами для преподавателей, чтоповышает их значимость и усиливает чувство собственного достоинства.
Созданиересурсов Интернет требует от участников (в том числе и от преподавателей)больших временных затрат, в том числе, в основном, во внеурочное время, ноотдача от работы, как правило, окупает затраченное дополнительное время,поскольку студенты глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподавателиболее глубоко осваивают технологию создания Веб-страниц.
Методыэкспертной оценки качества и областей применения образовательных информационныхресурсов, входящих в портал.
Ещеодним видом информационной деятельности, которая может осуществляться надресурсами портала, является его экспертная оценка, осуществляемая педагогом сцелью выявления педагогической целесообразности их использования в учебномпроцессе. При осуществлении экспертной оценки психолого-педагогического ипрограммно-технического качества образовательных ресурсов целесообразноиспользовать оценочные тесты или оценочные листы, в которых определенынаправления экспертизы.
Направлениямиэкспертной оценки качества содержания, структуры и формы представления учебногоматериала, доступного из ресурсов портала могут выступать основные, характерныедля информационного ресурса, содержащегося в учебно-методической литературе идополнительные, присущие только для информационного ресурса Интернет.
Косновным направлениям экспертной оценки качества содержания, структуры и формыпредставления учебного материала, доступного из ресурсов портала можно отнести:научность; доступность; наглядность; логика; полнота.
Обеспечениенаучности содержания предполагает глубину и корректность изложения учебногоматерила, доступного из ресурсов портала, с учетом последних научныхдостижений. При этом учебный материал должен содержать достоверные сведения ибазироваться на методах изучаемой науки.
Обеспечениедоступности содержания предполагает реализацию необходимой степенитеоретической сложности сообразно возрастным и индивидуальным особенностямобучающихся. При этом в отличие от электронных изданий образовательногоназначения, ресурс Интернет может содержать усложненный и избыточный материал,дифференцированный по уровням сложности, который может использоваться какпедагогом, так и учащимися. Поэтому педагог самостоятельно определяет степеньдоступности материала.
Обеспечениенаглядности содержания предполагает реализацию возможностей современных средстввизуализации (например, изображение объемных фигур, схем, таблиц, графиков ит.п. средствами компьютерной графики) объектов, процессов, явлений и ихмоделей. Наглядность способствует повышению интереса обучающихся кпредставленной в Интернет информации и способствует эффективной интериоризациизнаний.
Обеспечениелогики изложения учебного материала в ресурсах портал предполагает четкоопределенную последовательность изложения разделов определенной системы знанийв изучаемой предметной области, как правило, выполненных в виде гиперссылок.При этом знания, умения и навыки обучающихся должны формироваться вопределенном порядке, устанавливаемом обучающим или самим обучающимся: каждыйраздел учебного материала логически связывается с другими и может изучаться впроизвольном порядке, что отличает ресурс Интернет от учебников, учебныхпособий и т.п.
Обеспечениеполноты содержания предполагает наличие всех тем раздела учебного материалаизучаемой предметной области.
Перечислимдополнительные направления экспертной оценки качества содержания, структуры иформы представления учебного материала, доступного из ресурсов Интернет:достоверность; интерактивность; гипермедийность; наличие различных режимовработы с ресурсами Интернет.
Обеспечениедостоверности изложения учебного материала в ресурсах Интернет предполагаетавторитетность авторов, которая определяется в Интернет количеством ссылок наних.
Обеспечениеинтерактивности изложения учебного материала в ресурсах Интернет предполагаетреализацию учебного интерактивного диалога обучающегося с ресурсом Интернет.
Экспертнаяоценка интерактивности ресурсов Интернет предполагает выявление следующих параметров.
1.Наличие диалоговой формы для заполнения обучающимся/обучающим. Диалог с ресурсомИнтернет представляет собой варьирование либо последовательности, либо объемавыдаваемой информации и реализует обмен сообщениями на специально разработанномязыке общения или на естественном языке. При этом взаимодействие между ресурсомИнтернет и обучающимся моделирует, как правило, отдельные аспекты реальногообщения между преподавателем и обучающимся.
Приэкспертной оценки следует учитывать, что по параметру активности существуетнесколько видов диалога: ресурс Интернет управляет диалогом и задаетпользователю варианты ответов; ресурс Интернет управляет диалогом, но вводданных свободный; пользователь управляет диалогом, но варианты обращений емузаданы; пользователь управляет диалогом при свободном вводе данных.
Крометого, эксперту для учеты индивидуальных особенностей обучающихся следуетобратить внимание на существующие формы организации диалога в ресурсе Интернет.
Диалог,организованный в форме графических образов (графический диалог), позволяетманипулировать не только значениями, но и произвольно построеннымидинамическими образами ситуаций и процессов, развивает не только воображение,но и мышление обучающихся, поскольку приучает соотносить знаковые и образныепредставления ситуаций и формирует обобщения более высокого порядка.
Диалог,организованный в вопросно-ответной форме должен отвечать требованияместественности, последовательности, краткости, гибкости и поддержкипользователя. Естественность означает, что при взаимодействии с ресурсомИнтернет обучающийся не должен существенно изменять имеющиеся традиционныеспособы решения задач. Стиль ведения диалога должен быть разговорным, а неписьменным, фразы, по возможности, не должны требовать дополнительныхпояснений, а лексикон соответствовать возрастным особенностям обучающегося.Требование последовательности, предполагает, что после освоения одной частиресурса Интернет не возникает затруднений при работе с другой его частью.Последовательность относится также к единообразному размещению данных наэкране, единообразным используемым форматом ввода сообщений. Требованиекраткости предполагает ввод обучающимся минимального размера сообщений, чтообеспечивает более быстрое взаимодействие с ресурсом Интернет и облегчаетконтроль правильности ответов обучающегося. Поддержка пользователя осуществляетсяв виде подсказок, справочной информации или обратной связи. Подсказка исправочная информация могут опережать действия обучающегося, обратная связьосуществляется после ввода им сообщения. Требование гибкости диалогаподразумевает, насколько хорошо он соответствует различным уровням подготовкиобучающегося. Индивидуализация обучения на базе ресурса Интернет зависит отгибкости используемого диалога.
Диалог,организованный в форме “меню” предоставляет обучающемуся в различных формахвозможные варианты данных для ввода, и он может либо скопировать один извариантов посимвольным вводом с клавиатуры, либо выбрать его по номеру в спискевариантов, либо выделить “мышью”. Меню может быть организовано в виде блока, ввиде строки данных, в виде пиктограмм, в виде списка с пронумерованнымивариантами. Меню может быть использовано в ресурсе Интернет как для вводауправляющих сообщений, так и для выбора ответа обучающимися.
2.Возможность моделирования объекта или процесса изучения. Высококачественноевизуальное моделирование называют также замещением. Замещение возможноблагодаря использованию образов, хранящихся на специальных серверах баз данных.Образы, в свою очередь, могут быть структурированы и организованы длядальнейшего использования в ресурсе Интернет в режиме реального времени. Онипоявляются в обучающих диалогах согласно ситуационному сценарию в зависимостиот условий, задаваемых обучающимся или системой.
3.Наличие контроля обучения. При экспертизе обучающих ресурсов Интернет важнымявляется наличие возможности запоминания значений контроля обучающегося. Этозначит, что обучаемый должен чувствовать, что во время сеанса обучения системапостоянно контролирует его действия. Модули системы должны также предоставлятьвозможность обучаемому самому выбирать и контролировать следующее: содержаниеобучения, шаг обучения, направление обучения, используемые в системе стили иметодики.
Приэкспертной оценке следует учитывать время ответа, отводимое обучающемуся натестовое задание в ресурсе Интернет. Как правило, обучающийся получает разнуюинформацию в зависимости от того, уложился или не уложился его ответ вотведенное для этого время.
Обеспечениегипермедийности, включающее два параметра: наличие визуальных объектовнавигации (рисунки, анимация и т.п.), возможность вызова прикладной программыизложения учебного материала в ресурсе Интернет.
Обеспечениеналичия различных режимов работы с ресурсом Интернет: режим обучающегося, режимобучающего.
Припринятии решения об использовании того или иного ресурса портала в образовательныхцелях, следует, как уже говорилось ранее, провести его оценку (предлагается ещеодин из подходов к этому виду деятельности), руководствуясь следующими наиболеезначимыми требования к образовательным Интернет-ресурсам.
Длясодержания образовательного сайта — грамотно составленный текст,удовлетворяющий нравственным нормам, динамичность содержания (гиперссылки),систематичность. Более подробно данная группа характеристик может выглядетьтак.
ü Содержание сайта должноудовлетворять дидактическим принципам: научность содержания; адаптивность;интерактивность; систематичность; интегрированность в учебном процессе;наглядность; доступность, нацеленность на аудиторию; предусмотренность какиндивидуальной, так и групповой работы.
ü Содержание должно бытьдинамичным: наличие гиперссылок на дополнительный материал, наличиеперекрестных ссылок.
ü Содержание должносвоевременно обновляться.
ü Содержание должно бытьконкретным и достаточно полным, чтобы раскрыть соответствующую тему илиудовлетворить потребность пользователя в необходимой информации.
ü Содержание должно иметьчеткое структурирование (по форме подачи): распределение текста по главам,параграфам, разделам; оглавление; модульность (возможность углубленногоизучения); пояснение к терминам; справочный аппарат или ссылки на него.
ü Текст содержания долженбыть грамотно составленным, удовлетворять нравственным нормам (безсквернословия и большого количества рекламы).
ü Содержать не толькотекстовую, но и графическую информацию, аудио и видео-материалы.
ü Содержание должно бытьактуальным, отражать современность.
ü Содержание должно бытьинтересным.
Длядизайна — удобочитаемость информации, умеренное содержание графики и анимации(они должны отражать содержание), отсутствие отвлекающих банеров. Более подробноданная группа характеристик может выглядеть так.
ü Удобочитаемостьинформации, оптимальное сочетание фона и цвета шрифта.
ü Дизайндолжен быть ненавязчивым, без излишних спец. эффектов (программистских“наворотов”).
ü Дизайнне должен утомлять пользователя обилием графики и анимации, но, тем не менее,графика должна отражать содержание.
ü Дизайндолжен быть эстетичным (правильно подобранная цветовая гамма, правильноеположение графики относительно текста).
ü Дизайндолжен содержать акцентное структурирование, быть выразительным.
ü Дизайнне должен отвлекать от содержания.
ü Дизайндолжен быть динамичным.
ü Должныотсутствовать рекламные банеры.
ü Дизайндолжен учитывать возрастные и психологические особенности предполагаемогопользователя.
ü Дизайндолжен выдерживать стиль относительно назначения.
Длятехнической реализации — поддержка распространенными броузерами,функциональность, простота навигации, хорошая скорость загрузки. Более подробноданная группа характеристик может выглядеть так.
ü Соответствиеуровню компьютерной техники, имеющейся в учебных заведениях.
ü Должнобыть наличие упрощенного варианта: возможность работы с отключенными рисунками;возможность просмотра иллюстраций вне текста.
ü Сайтдолжен поддерживаться распространенными броузерами.
ü Сайтдолжен иметь хорошую скорость загрузки: не перегруженность (в Mb) текста играфики, оптимальный объем; не перегруженность Java-апплетами.
ü Функциональность.
ü Доступность:доступность с различных моделей ПК, имеющих разное программное обеспечение;доступность в любое время; доступность как для слабо подготовленныхпользователей, так и для более опытных; простота навигации.
ü “Стягиваемость”- возможность скачать или распечатать выбранный материал (текст или графику).
ü Высокаястепень интерактивности.
ü Использованиеоптимального и современного инструментария для создания web-страниц:использование учебных средств; использование удачных HTML-редакторов.
ü Своевременностьпоправок и обновлений.
ü Эргономичностьраспространяемых учебных материалов.
Дляэксплуатации — сохранение авторских прав и наличие финансового обеспечения.Более подробно данная группа характеристик может выглядеть так.
ü Соответствиечисла ожидаемых пользователей числу реальных пользователей.
ü Категорияпользователей (студенты, педагоги, административные кадры, родители).
ü Наличиефинансового обеспечения, есть ли источники финансирования сайта и требуется липлата за использование ресурса.
ü Обеспечениесохранения и защиты авторских прав.
Какпоказывает практика, выдвинутые требования к характеристикам образовательныхсайтов практически полностью отражают потребности их пользователей.
Распределеннаяоценка качества информационных образовательных ресурсов
Основойаналитической системы распределенной оценки качества ИОР является технологияэкспертизы.Рациональная технология экспертизы ИОР базируется на основе системы требованийк качеству ИОР и организации экспертизы.
Распределеннаяэкспертиза является частью технологического этапа тестирования законченнойверсии ИОР (бета-версии), прошедшей предварительное тестирование специалистамипредприятия-разработчика и апробацию в учебном процессе. Целью проведениянезависимой компетентной экспертизы является установление соответствияпоказателей качества ИОР заранее определенным техническим требованияммеждународных, государственных и (или) отраслевых стандартов,нормативно-технических документов и др., а также обеспечение качества иэффективности процесса обучения на основе применения ИОР, разработанных сучетом требований отраслевых стандартов и нормативно-технических документов.Существенной целью проведения экспертизы ИОР является установление показателейкачества ИОР для их включения в учебный процесс.
Распределеннаясистема оценки качества ИОР должна удовлетворять следующим основным требованиям:
ü организацияработ должна осуществляться на основе системного подхода;
ü вкачестве экспертов должны привлекаться специалисты разного профиля, всовокупности обеспечивающие всесторонний анализ ИОР;
ü труди опыт экспертов высшей квалификации (ведущих специалистов в своей области)необходимо использовать только для принятия глобальных решений;
ü работапо экспертизе ИОР должна быть разделена на основную и подготовительную; всюподготовительную работу могут осуществлять специалисты более низкойквалификации;
ü вследствиевозможного изменения и совершенствования ИОР, уже прошедших экспертизу,процедура экспертной оценки качества должна повторяться в полном объеме черезопределенные для данного портала промежутки времени.
Списокиспользованной литературы
1. Бабанский Ю.К.Оптимизация процесса образования. М., 1977.
2. Батурин Ю.М., ЖодзишскийА. М. Компьютеризация — путь к хаосу? // Интерфейс, № 1, 1991.
3. Болотов В.А. Одистанционном образвании. // Информатика и образование, № 1, 1998.
4. Власова Ю.Ю, Личностныйаспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование, № 1, 1998.
5. Гиркин И.В. Новые подходык организации учебного процесса с использованием современных компьютерныхтехнологий. // Информационные технологии № 6, 1998.
6. Илюшин С.А., Собкин Б.Л.Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.,1992.Околесов О. П. Системный подход кпостроению электронного курсадля дистанционного обучения // Педагогика. -1999.-№ 6. -С. 50-56.
7. Пидкасистый П.И. ТыщенкоО.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика.-2000. -№5. -С. 7-12.
8. Полат Е. С. Петров А.Е.Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. — 1999. -№7. -С. 29-34.
9. Растригин Л. Компьютерноеобучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991.