ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА РЕФЕРАТ по дисциплине «Правоведение» Признаки государства и его определение Студент гр. ЗБМН – 09-01 А.И. Бевза Преподаватель Козко
Владивосток 2010 Содержание. Введение…3 Определение государства… 4 Общие признаки государства… 5 Заключение…8 Список использованной литературы… 9 Задача…10 Введение. Предпосылки возникновения государства имеют социально-историческую природу. Разложение первобытно-общественного строя и эволюция человечества в целом положили начало образования первых государств. Одними из главных факторов возникновения государства являются:
1.Отход от общинного строя – появление нового слоя общества – Семья. 2.Возникновение частной собственности. 3.Появление территориальных границ. Всё это породило коллективные потребности, а, следовательно, общие интересы и проблемы. Объективная потребность новой социальной организации в общественной силе, которая была бы способна решать общие дела или мобилизовать население на их решение, и породила государство, публичную власть.
Понятие «государство» с момента его появления имело различное значение, разный смысл. Так, например, Людовик XIV говорил: «Государство – это я». Древнегреческий философ Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По существу это означало общение людей, признающих власть их собственного объединения. Позже к этому определению Цицерон добавил – согласие в вопросах права.
А Английский мыслитель Т. Гоббс сравнивает государство с Левиафаном – чудовищем, описанным в Библии: « Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, а из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, а перед ним бежит ужас».
Пожалуй ни одно явление социальной жизни не вызывало столько споров и прямо противоположных суждений, как государство. Парадокс истории состоит в том, что совершенно очевидной оказалась польза государства для всех и менее очевидной она оказалась для каждого человека в отдельности. Создав однажды государство во имя общего блага, свободная личность в последующем тяготилась его опекой и пыталась всячески ограничить власть государства над собой.
Одним из существенных свойств так понимаемого государства было то, что осуществляемая им власть была органической, то есть саморазвивающейся и самодостаточной, совпадающей со свободным обществом. Государство не может быть ни добрым, ни злым. Оно является особой организацией власти, призванной согласовывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на принуждение и нормы права. Само понятие «государство» в современном значении возникло в начале
XVI века. Тогда как первые государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон и другие. В науку термин «государство» ввёл итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469-1527), один из тех мыслителей, которые обосновывали самостоятельный характер политики, отделив её от религии и морали. Он использовал для обозначения государства термин “stato”
(от лат. status – положение, статус). До этого времени все государственные образования обозначались различными терминами: «республика», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление» и тому подобное. Теперь все государственные образования обозначались одним термином «государство». Утвердившееся затем в политической мысли разграничение общества и государства стало основой для новых определений государства, в которых фиксировалось его обособление от общества в качестве не совпадающей
с ним организации власти, аппарата управления. Определение государства. Государство очень сложное и многоаспектное социальное образование. Его можно рассматривать как географическое, и как социальное явление. В географическом смысле государство представляет собой страну, занимающую определённую территорию и населённую её гражданами. Но мы будем рассматривать государство как социальное явление.
В социальном смысле государство выступает в качестве организации, создаваемой людьми и осуществляющей определённую деятельность в сфере общественных отношений. Как социальная организация государство может быть рассмотрено в трёх аспектах: 1. Как порождение всего общества и его органическая часть – акцент делается на его способность решать общие задачи всего населения для достижения общего блага.
Таким образом, государство является лишь способом самоорганизации общества и саморегулирования его процессов. Примером могут служить древнегреческие города – государства (полисы), свободное население которых на общих собраниях решало основные вопросы жизни и деятельности полиса, формировало органы государства, определяло их основные задачи и контролировало их деятельность. Данное государство по своим внешним признакам было к органам управления родом, племенем в условиях
первобытнообщинного строя. 2. Как орудие определённого класса, слоя населения или клана (семьи) – сложилось в период феодализма и начала капитализма, когда государственная власть принадлежала монарху и его окружению, верхушке богатых феодалов либо людей, обладающий капиталом и располагающих экономической властью в обществе. Такое государство являлось органом угнетения и подавления других классов и слоёв общества, источником социальных конфликтов, противостояния и даже кровавой борьбы, поскольку его органы формировались
в основном из представителей господствующего класса, слоя и действовали в его интересах. 3. Как самостоятельная организация, наделённая определёнными правами и обязанностями – современное понимание государства, которое создаётся и действует на основании и во исполнение права как основного регулятора жизни общества. Такое понимание соответствует современным цивилизованным демократическим государствам, основные властные органы которых формируются и действуют в соответствии с существующим
законодательством, которое определяет их полномочия, права и обязанности по отношению к гражданам. При этом в пределах своих полномочий государственные органы принимают решения самостоятельно и несут за них юридическую ответственность. Не смотря на значительные отличия данных точек зрения, государство всё же является социальной организацией, создаваемой обществом и предназначенной для регулирования возникающих в нём процессов. Следует отметить, что в обществе кроме государства существуют и другие социальные образования,
деятельность которых направлена на регулирование общественных отношений. К ним относятся политические партии, различные общественные, самодеятельные, творческие организации, союзы, движения. Однако государство по своей сущности принципиально отличается от них. Его сущность заключается в том, что государство представляет собой организацию политической и публичной власти в обществе. Государство, прежде всего, решает политические вопросы, являющимися отношениями между
классами, слоями населения, нациями, религиями, центром и регионами, государством и обществом, между государствами в международных отношениях, чего другие социальные организации делать не в праве. Находясь в сфере политических отношений, государство выступает от имени всего общества и должно действовать в его интересах. Первые государства являлись организацией господствующего класса, слоя, клана и его политика отвечала их интересам. Тогда как политические права и интересы других слоёв и классов общества
во многом ограничивалась. Кстати в некоторых странах и сейчас сохраняется такая политика. Решая политические вопросы, являющиеся главными в обществе, государство тем самым влияет на весь ход общественной жизни. В этом и заключается сущность государства и его основная отличительная черта от всех других социальных организаций, действующих в обществе. К примеру, законодательно закрепив равенство наций и религий, государство тем самым обеспечивает равенство
граждан независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. Общие признаки государства. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства. 1. Государство обладает суверенитетом, то есть независимостью и самостоятельностью в принятии государственных решений. В отличие от других организаций оно является единственным носителем суверенной
власти. Государство в лице соответствующих органов по своему усмотрению решает все вопросы жизни страны, отнесённые к её компетенции. Суверенитет государства может быть внутренним и внешним. Внутренний суверенитет заключается в том, что государство в лице своих органов самостоятельно решает все вопросы, отнесённые законодательством к его компетенции. Граждане, различные организации, предприниматели и другие не вправе вмешиваться в законную деятельность
государства. Могут быть оспорены только незаконные решения в предусмотренном законом порядке в судебных органах. Внешний суверенитет представляет собой независимость государства от других государств и иных иностранных структур, их невмешательства в его дела, в принятие его органами законных решений, касающихся других государств и международных отношений в целом. В случае принятия незаконных решений другие государства, международное сообщество, международные организации
могут принимать меры по пресечению незаконной деятельности государства-правонарушителя и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения. 2. Государство издаёт законы и иные нормативные правовые акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они имеют общеобязательное значение для населения и юридических лиц. Кроме того, государство имеет право законно принуждать юридических и физических лиц к исполнению политических
правовых актов, а в случае правонарушений – привлекать к ответственности и применять наказания. 3. Государство есть сложный механизм, обладающий аппаратом управления. Государственные органы наделены государственно-властными полномочиями, профессионально занимаются управлением и получают за это заработную плату. В современных демократических странах государственный аппарат состоит из трёх видов органов: законодательной, исполнительной и судебной власти.
Эти виды органов образуют структуру государства как организации политической власти. 4. Государство – единственная в политической системе организация, обладающая карательными органами: тюрьмами – специальными учреждениями, где содержатся осужденные за преступления. 5. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
6. Государство объединяет население, проживающее на определённой территории, и имеет с ним юридическую связь в форме гражданства. Другие социальные организации объединяют людей по другим основаниям: нации – по этнической принадлежности; партии – по идейным убеждениям; религии – по принадлежности к определённой конфессии; профсоюзные организации – по роду деятельности; союзы рыболовов, охотников – по интересам. 7. Государство устанавливает и взимает налоги с физических и юридических лиц.
Взыскание налогов производится принудительно или безвозмездно. Данный признак свойствен только государству. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, решения различных социальных вопросов – выплаты пенсий, поддержания культуры, образования, медицинского обслуживания, выполнения специальных социальных программ в общегосударственном масштабе. 8. Любое суверенное государство имеет собственную национальную валюту, которая используется как средство
платежа в различного рода имущественных сделках внутри страны и по договорённости с другими странами – в международных сделках. Государство самостоятельно устанавливает денежную систему, поддерживает её стабильность и охраняет от выпуска фальшивых денег. 9. Государство имеет свою государственную символику: герб, гимн и флаг, а также столицу, которые являются его собственными, особенными чертами и отличают его от других государств мирового сообщества.
Символы государства закреплены законодательно в правовых актах. Основываясь на этих признаках, можно сделать вывод, что государство – это особая организация политической власти, которая имеет специальный аппарат государственных служащих, предназначенный для управления и применения принудительных мер к правонарушителям, действует в интересах господствующей группы, слоя, клана, либо большинства населения, обладает суверенитетом, издаёт законы, устанавливает и взимает налоги,
имеет свою валюту, гражданство и символику. Существуют и другие признаки государства, относящиеся к конкретным государствам, основанные на понимании государства как организации власти, посредством которой обеспечивается подчинение одной части общества другой. Существенными признаками такого государства являются: 1. Публичная власть, не совпадающая с обществом и сосредоточенная в специальном аппарате управления
– принуждения; государство характеризуется не как общение свободных людей, стремящихся к общему благу, а как организованное чиновничество, обеспечивающее интересы господствующего класса. 2. Территориальная организация населения, заменяющая догосударственные формы его организации. 3. Налоги и сборы, необходимые для содержания государственного аппарата. Признаки государства рассматриваются как фундаментальная основа теории государства.
В результате такой трактовки ряд проблем просто не решаются в таком государстве. Государство понимается как политическая организация экономически господствующего класса. Одно из существенных свойств государства является то, что власть стала по преимуществу организованной, то есть властью организации, не совпадающей с человеческим сообществом. Можно выделить третью систему признаков государства:
1. Наличие гражданства как политико-юридической основы государства; 2. Общение всех членов общества, интересы которого публично признаны в качестве их прав, свобод, обязанностей и определяют внутреннее устройство, смысл и содержание деятельности государства; 3. Публичная власть – означает организованную оформленность и персонифицированность этой власти, позволяющую ей выступать единственным официальным представителем всего общества.
4. Территориальная организация населения – установленность пространственных пределов осуществления власти, размещение на территории государства аппарата власти (центральные и местные органы власти и управления). 5. Государственный суверенитет – характеризует взаимодействие государства с иными организациями в обществе, а также с другими государствами в международных отношениях. 6. Легитимность власти – означает соответствие установленной власти праву, власти, учреждаемой народом
как единственным источником государственной власти, ответственность власти за свои действия. Легитимность власти в обобщенном виде характеризуется и как способ правового развития власти, противопоставляемый насильственному её захвату и узурпации. 7. Наличие развитой системы государственной службы. 8. Существование основных институтов гражданского общества. Существенным свойством так понимаемого государства является правовой характер осуществляемой им власти,
проявляющийся в её ответственности перед обществом и индивидом. Проведя краткий анализ основных признаков государства, с учётом его общественных целей и социального значения можно сформулировать следующее определение понятия о государстве. Государство есть политико-территориальная организация общества его публичной, суверенной и легитимной власти, обеспечивающая безопасность, содействующая развитию свободы и благосостояния как общества в
целом, так и его составных частей. Заключение. В юридической литературе существует множество определений понятия государства. Это связано с тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством, при выполнении задач и функций, связанных с жизнедеятельностью общества. Кроме того, государство есть очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление, которое прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических
партий и движений. В этой связи решить указанные выше проблемы, возможно лишь при изучении государства в конкретно-исторических условиях, в различных его взаимосвязях с экономической, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Существуют определённые научно-обоснованные определения понятия государства: Государство есть исторически развивающееся явление, т.е. его роль и значение рассматривались применительно
к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода. Государство есть продукт общественного развития, т.е применительно к государственно-организованному обществу, оно является основной управляющей системой. Существуют и другие определения понятия государства, но всех их объединяет то обстоятельство, что любое государство должно рассматриваться в его исторической действительности и во благо обществу.
Существует множество теорий происхождения, определений понятия государства. Точно также существуют различные взгляды на те признаки, которые отличают государство. Но, что является неоспоримым это то, что государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой.
Научность взглядов на понятие государства и его признаки определяются степенью зрелости человеческой мысли, поэтому меняется со временем. Представители социологического определения понятия государства выделяют три его основных признака: 1. совокупность людей — народ, 2. господствующая над ними власть, 3. территория как предел действия этой власти. Список использованной литературы. 1. Воронцов Г.А.
Правоведение. Ростов-на-Дону 2003 2. Правоведение курс лекций под. ред. О.А. Зайцева. Москва 2007 3. Правоведение под. ред. З.Г. Крыловой. Москва 2003 4. Правоведение под. ред. Г.В. Мальцева. Москва 2008 5. Мухаев Р.Т. Правоведение. Учебник для вузов и факультетов. Москва 2000 Вариант №1.
Задача. Так как Васильев работает по трудовому договору, то согласно статье 27 п.1 он может быть объявлен полностью дееспособным, такое решение может быть вынесено органом опеки и попечительства – с согласия обоих родителей или без их согласия – по решению суда. Согласно этому, Краснов может обратиться в суд с иском об объявлении Васильева полностью дееспособным.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |