Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие и сущность педагогики

Развитие и сущностьпедагогики
 
Введение
 
Педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании. В переводе с греческого paidagogike означает детоводство. Педагогом в Древней Греции называли раба, который за рукуводил в школу ребенка своего господина. Предметомпедагогики является область педагогическихявлений, в которых исследуютсяпедагогические закономерности, механизмы и факторы эффективного воспитания, обучения, образования.Педагогику рассматривают как одну изформ человеческой деятельности, связаннуюс передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Именно этотпроцесс (передача опыта) стал важнейшейпредпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.
Практика воспитанияберет начало с древнейших времен. Первыеобобщения опыта воспитания были предприняты в Древних Китае, Индии, Египте, Особая роль в этом принадлежаладревнегреческим философам Демокриту, Сократу, Платону, Аристотелю. ВЭпоху возрождения проблемами воспитания занимались Э. Роттердамский, Ф. Рабле,М. Монтень и др.
В 17 веке педагогикавыделилась в самостоятельную науку благодаря трудам Я.А. Коменского и Ф. БэконаВ дальнешем много прогрессивныхпедагогических идей выдвинули Д. Дидро.К. Гельвеции, П. Гольбах, ЖЖ Руссо, И.Г. Пестапоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг, Д. Дьюи. Педагогическая теория и практика России обязанасвои развитием деятельности MB. Ломоносова, НИ. Пирогова, К.Д. Ушинского,ЛН. Толстого, П Ф Каптерева, Н К Крупской, СТ. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а впоследние десятилетия – Ю К Бабанского, В.В. Давыдова, М.А. Данилова, Б.Т.Лихачева, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, и др.
Задачипедагогики.
–изучение истории развития педагогического знания и его использования в практической деятельности;
–разработка методологии и методики педагогического исследования;
–создание научной картины педагогической реальности;
–проведениеисследований по актуальным педагогическим проблемам;
–теоретическая и прикладная разработка системы педагогическойработы в обществе;
–  разработка и обоснование интенсивныхпедагогических технологий,методов и форм педагогической работы по успешномурешению задач обучения, воспитания, образованияи развития;
–педагогическое обеспечение функционирования инепрерывного развития образовательной системы;
–участие в международных педагогическихпроектах;
–подготовка педагогических инаучно-педагогических кадров и др.

Методологическиепринципы педагогики
Педагогикаопирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются вовсех науках, это:
–принципгуманности и демократичности педагогики; принципсоциальной обусловленность воспитания; принципформирования личности в обществе и группе;
–принципсистемности;
–принцип определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании идр.;
Категориинауки (основные педагогические понятия):
Обучение – способ организации образовательного процесса,упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательныхцелей.
Воспитание в широком смысле – процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание в узком смысле – специфическая,целенаправленная деятельность воспитателя, целью которой является формированиеу воспитанников совокупности социально – значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.
Образование – результат обучения, совокупность знаний, умений,навыков, способов мышления, которыми обучаемый должен овладеть.
Развитие –взаимосвязанный процесс количественных и качественныхизменений, которые происходят в анатомо–физиологическомсозревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики,познавательной деятельности и творчестве, вобогащении его мировоззрения и нравственности.
Формирование – становление личности, приобретение еюсовокупности устойчивых свойств и качеств.
Методы,которыми пользуется современная педагогическая наука, достались по наследству от исследователей, стоявших у ее истоков. Они позволяют накапливать факты и проверятьгипотезы в исследованиимногообразных педагогических явлений.
Наиболеедоступным и распространенным методом исследованияв педагогики является наблюдение, представляющее собой непосредственное целенаправленное восприятиеисследуемого объекта по определеннойсхеме, с фиксацией результатов и обработкой полученных данных;анализ результатов деятельности– метод опосредованного исследованияпедагогических явлений по результатам обучений и воспитания. При тщательном планировании, организации и сочетаниис другими методами изучение продуктов ученического творчества (домашние иклассные работы, сочинения и пр.) могут многое оказать исследованию. К традиционным методам педагогики относят беседу,в которых выявляются чувства и намерениялюдей, их оценки и позиции. Она отличается целенаправленными попыткамиисследователя проникнуть во внутренний мир обучаемого или воспитанника,понять его мотивы и установки.
Анкетирование – метод, с помощью которого исследуют результаты педагогической практики с помощью анкет,содержащих письменные вопросы. Широков педагогике используется также метод групповой дифференциации (социометрический метод), который направлен на выявление и анализособенностейвнутриколлективных отношений.
Тестирование– целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование,которое позволяет измерять изучаемые характеристикипедагогического процесса. Измерение достижений обучаемых, ихинтеллектуального развития, степени сформированности различных качеств сталонеотъемлемой частью учебно–воспитательной практики.
Эксперимент– это научно организованный опыт преобразования педагогической практики а точноучитываемых условиях. Подобногорода «испытаниями» проверятся гипотезы, апробируются на практике новыепедагогические методы и приемы. По целям эксперименты разделяются на: констатирующие(необходимыедля изучения существующих педагогическихявлений); уточняющие (осуществляемые для проверки гипотез); формирующие (направленныена конструирование новых педагогических явлений).
 
Обучение как компонентпедагогического процесса
Обучение– способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных иобразовательных цепей. Обучение,с одной стороны, самый надежный путь получения систематического образования, а,с другой, оптимальный способ социальной адаптации человека к обществу и современной жизни.
Процесс обучения является предметом дидактики Дидактика – отрасль педагогики, изучающая теоретическиеосновы процесса обучения, атакже разрабатывающая новые технологии и системы обучения. Процесс обученияносит двусторонний характер и является совместной деятельностью педагогов и учащихся; осуществляется под руководствомпедагога; носитцеленаправленный, планомерный и организованный характер; строится в соответствии сзакономерностями возрастногоразвития учащихся; являетсяцелостной системой.
Главными категориями дидактики выступают – обучение, учение.преподавание, знания, навыки, умения, содержание,формы, методы, результаты.
Обучение – специфически организованное взаимодействие педагогов иучащихся, направленное на достижение поставленных целей.
Сущность обучения –формирование у обучаемых знаний, умений и навыков. Знания – совокупностьусвоенных представлений, сведений, понятий о разнообразных предметах и явленияхобъективного мира. Навыки – доведенные до высокой степени совершенства и автоматизмадвигательные, сенсорные и умственные действия. Умения – достигнутая в процессе обучения способностьтворчески использовать знания и навыки е практической деятельности.
Воснове обучения лежит дидактическое отношение «преподавание – учение».
Преподавание – это упорядоченная деятельность педагоговпо реализации дидактических целей, которая включает:
–   разъяснение учащимся целей и задач обучения;
–   передачу новых знаний о явлениях, событиях,предметах и законах;
–   организацию и управление учебно–познавательнойдеятельностью учащихся;
–    оказание помощи при затруднениях в учебно–познавательнойдеятельности;
–   стимулирование интереса, самостоятельности итворчества учащихся, организацию эвристической иисследовательской деятельностиучащихся;
–   управление процессом перехода теоретическихзнаний в практические умения и навыки;
–   проверку и оценку учебных достиженийучащихся, изменений в их обученностии развитии.
Учение – это деятельность обучаемых, включающая:
–       восприятие, освоение, закрепление знаний и их применение на практике;
–       приобретение умений и навыков и ихиспользование в практическойдеятельности;
–       стимулирование к поиску, решению учебно – познавательныхзадач, создание собственной положительной мотивации учения;
–       самооценку, самоконтроль и самодиагностикусобственных учебныхдостижений;
–       овладение спосо6ами управления своейучебно–познавательной деятельностьюи своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Процессобучения имеет свое содержание. Это система знаний, умений, навыков, которыми учащиеся овладевают впроцессе обучения в определенномтипе учебных заведений.
Эффективностьпроцесса обучения определяется прежде всего: успешностью обучения и академической успеваемостью вбалльных оценках, качествомзнании (их полнота, глубина, системность, действенность, прочность) и степенью сформированностинавыков и наработанности умений,уровнем развития учащихся, их обученностью (запас усвоенных понятий и способовдеятельности) и обучаемостью (способность к усвоению знаний, навыков и умений). Вместе с этим выделяютсяи внешние критерии эффективности учебного процесса – адаптация выпускника ксоциальной жизни и профессиональной деятельности, уровень образованности илипрофессионального мастерства, готовность повысить образование и темпы роста процессасамообразования и др.
 
Принципыобучения
Дидактические принципы – основныеположения, которые лежат в основе содержания, организации и методов учебногопроцесса.
Современнаяпедагогическая наука в качестве основополагающих принципов выделяет:
–         принципсознательности и активности обучаемых, суть которого состоит в том, чтоподлинную сущность человеческого образования составляют тщательно осмысленныезнания, приобретенные путем интенсивного напряжения собственной умственнойдеятельности. Соблюдение этого принципа зависит от мотивов обучения,организации учебно–познавательной деятельности, характера и уровняпознавательной активности обучаемых, применяемых дидактических методов и др;
–         принципнаглядности обучения реализуется через следующие правила: наглядные пособияспособствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений обизучаемых предметах и явлениях; понятия и абстрактные положения доходят досознания учащихся легче, если они подкреплены конкретными фактами и примерами; необходимоиспользовать разные формы наглядности; наглядный материал и пособия требуютнаучно обоснованного применения, наглядные средства необходимы и для развития уучащихся внимания, интереса к учению, культуры мышления, конструктивноготворчества;
–         принцип систематичности и последовательностигласит, что учебный процесс должен строиться в той последовательности, которая определяется внутреннейложкой учебного материала ипознавательными возможностями учащихся и он тем эффективнее, чем меньше в немнарушений последовательности перерывов и неуправляемых моментов. Если систематически не приучать обучаемых логически мыслить, то они постоянно будутиспытывать затруднения в своей познавательной деятельности. Если регулярно неупражнять навыки, то они скороутратятся. Словом, если не соблюдать последовательности и системы обучения, то нарушится и замедлитсяпроцесс развитии.
–         принцип прочности утверждает, что прочностьусвоения знаний зависит,с одной стороны, от содержания и структуры учебного материала, от используемыхпедагогом методов, от времени обучения, а с другой, от определяется отношениемсамих обучаемых к этому материалу, к самому процессу обучения, а также к педагогу;
–         принцип доступности требует, чтобы учебныйпроцесс строился с учетомвозрастных и индивидуальных особенностей учащихся, Постепенное нарастание трудности обучения и приучение обучаемых к преодолению затруднений положительно сказывается наих развитии. Обучение наоптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, на качество ипрочность усвоения знаний;
–         принцип научности гласит, что научностьобучения обеспечивается прежде всего содержанием образования, строгим соблюдениемправил его формирования, действенность приобретенных знаний зависит отсоответствия учебных планов и программ уровню научно – технического исоциального прогресса; учебный процесс должен строиться на основе новейшихдостижений педагогики,психологии, методики; в методах преподавания должны быть отражены методы научного познания, которыеразвивают мышление обучаемых,подводя их к поисковой и творческой работе и т.д.;
–         принцип связи теории с практикой утверждает,что эффективность обучениянаправляется и проверяется практикой; эффективность связи обучения с жизнью,теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса,применяемых форм и методовобучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую практику; чем лучше поставленыпроизводительный труд и профориентация,тем успешнее идет адаптация обучаемых к условиям современного производства; чем большеприобретаемые обучаемыми знанияв ключевых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются на практике, тем выше интерес к обучению и егосознательность.
 
Воспитание каккомпонент целостного педагогического процесса
 
Воспитаниев широком смысле – процесс передачисоциального опыта от старшего поколения младшему.При этом задачи воспитателя включают следующее:передача исторического и культурного опыта, введение воспитанника в мир культуры; стимулирование процессасамовоспитания, помощь в трудных жизненных ситуациях. В свою очередьвоспитанник: овладевает опытом общечеловеческих отношений и основами культуры; осуществляетпроцесс самовоспитания; обучается способамобщения и правилам поведения. Воспитание в узком смысле – специфическая,целенаправленная деятельность воспитателя,целью которой является формирование увоспитанников совокупности социально – значимых качеств личности,развитых взглядов и убеждений. Воспитание реализуется в системеотношений «человек – человек», поэтому в немвелика доля субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Азначит, воспитание можно представить и какдвусторонний процесс, которыйосуществляется в активном взаимовлияниии взаимодействии воспитателей и воспитанников. Ведь воспитательосуществляет систему мер педагогическоговоздействия, а воспитанник активно реагирует на эти воздействия, изменяясвое отношение к чему – либо, осуществляяпоступок и проявляя определенные качества. Только при условии, есливоспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и стимулирует ее собственнуюактивность в работе над собой, оно (воздействие) оказывает развивающее и формирующее влияние
 
Цели воспитания
Цели воспитания в современных условиях могут быть сформулированы следующим образом:
1.      воспитание всесторонне и гармонично развитой личности – это воспитание и формирование такой личности, которая сочетает в себефизическое совершенство, духовное богатство и моральную чистоту, рационально проявляет своипсихологические качества, способна достигать поставленные цели;
2.      формирование системы отношений личности к миру и самой себе – предполагает такое воспитание,врезультате которого человек четко понимает характер своих отношений с миром, с обществом, другими людьми, адекватно осознает и проявляет своиинтеллектуально – познавательные, эмоционально – волевые и коммуникативно–поведенческие особенности, позволяющиезанимать ему определенное положение в обществе,
3.      воспитание гражданской личности – это формирование у человека высоких патриотическихчувств и социально значимых качеств;
4.      воспитание культурной личности – это воспитание человека эстетически и духовно совершенным, развитие у неготворческой индивидуальности;
5.      воспитание социально-компетентной личностипредполагает воспитаниечеловека, правильно понимающегои адекватно оценивающего свои связи с другимилюдьми, строящего с ними бесконфликтные отношения,имеющего навыки эффективного коммуникативного взаимодействия;
6.      воспитание самостоятельно развитой личности– это и формирование у человека способностей к самосовершенствованию и к позитивному самоизменению.
 
Содержательныекомпоненты воспитания
Соответствующимицелям воспитания качествами, навыками,системой знаний и устойчивыми привычками воспитанники могут овладеть черезследующие содержательные компоненты воспитания
o   умственноевоспитание– направлено наразвитие интеллектуальных способностей человека, широты кругозора, интереса к познанию окружающего мира, самостоятельности познавательнойдеятельности, формирование культурыучебного и интеллектуального труда;
–       трудовоевоспитание– ориентировано на формирование ответственного, добросовестного, творческого отношения кразным видам трудовой деятельности, накопленияпрофессионального опыта как необходимого условия выполнения важнейшихобязанностей человека;
–       нравственное воспитание –предполагает развитиенравственных качеств воспитанников, привитие им навыков правильного общественного поведения, формирование системы морально – нравственных принципов личности
–       эстетическое воспитание– направлено на развитие эстетического отношения к действительности,что выражается в способности восприятия прекрасного.
–       физическоевоспитание– это воспитание физических качествчеловека, совершенствование его двигательныхнавыков, формирование воли и характера;
–       гражданскоевоспитание – ориентировано на становление у человека ответственного отношенияк другим людям, семье, к согражданам и Отечеству, развитие чувстваответственности за себя, за свою страну и за судьбу всей планеты;
–       правовое воспитание– предполагает формирование системы знаний освоих правах и обязанностях, а такжеосознания ответственности за их несоблюдение, ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам иКонституции;
–       экологическое воспитание –это развитие экологическогосознания, ориентирующего на бережное отношениек природе, ее ресурсам, флоре и фауне;
–       экономическое воспитание– нацелено на формирование экономического мышления, а также качествбережливости, расчетливости, предприимчивости, на формирование системы знаний опроблемах собственности, системы хозяйствования, экономической рентабельности,налогового обложения;
–        профессиональное воспитание– ориентировано на становление системы качеств, необходимых работнику длявыполнения своих профессиональных функций, основу которых составляетпрофессиональная компетентность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.