Реферат
на тему: «Сравнительныйанализ систем производственного обучения»
1.Понятие технологического образования
Важностьпривития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всеммире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной итехнологической грамотности для всех).
Всвязи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательныхучебных заведений России, утвержденный Министерством образования РоссийскойФедерации в 1993 г., включена новая образовательная область «Технология».
Какизвестно, технология определяется как наука о преобразовании и использованииматерии, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наукавключает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования ииспользования указанных объектов.
Вшколе «Технология» – интегративная образовательная область, синтезирующаянаучные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая ихиспользование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве,транспорте и других направлениях деятельности человека. Предусматриваетсяизучение этой области с I по XI класс (см. учебный план) в объеме 808 ч.
Структурнаямодель обучения включает в себя базовое (инвариантное) содержание и дополнительныекурсы допрофессиональной и профессиональной подготовки.
Изучениеинтегративной образовательной области «Технология», включающей базовые (то естьнаиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающейтворческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководствомспециально подготовленных учителей и при наличии адекватной учебно-материальнойбазы, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания иумения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое иэстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.
Данныецели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделенополитехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности,ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественномувыполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранениюсемейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Цельучебного предмета технология:
Главнаяцель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся ксамостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Этопредполагает:
I.Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легкоадаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новыхсоциально-экономических условиях, начиная от определения потребностей впродукции до ее реализации.
П. Формированиезнаний и умений использования средств и путей преобразования материалов,энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условияхограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональномусамоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижениюжизненных целей.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлениютрудовой деятельности.
V. Развитиеразносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации кизменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачиданного учебного предмета:
Впроцессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующиезадачи:
а) формированиеполитехнических знаний и экологической культуры;
б) привитиеэлементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджетасемьи;
в) ознакомлениес основами современного производства и сферы услуг;
г) развитиесамостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательскиезадачи;
д) обеспечениеучащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполненияпрофессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитаниетрудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия,обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма,культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладениеосновными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умениемприменять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использованиев качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетомтребований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышенияконкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства ихудожественной инициативы ребенка.
Длярешения этих задач в содержании предмета «Технология» можно выделить 10основных разделов:
Технологииобработки конструкционных материалов и элементы машиноведения.
Электронныетехнологии (электрорадиотехнология: электротехника, радиоэлектроника,автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии –использование ЭВМ в управлении технологическими процессами).
Информационныетехнологии – использование ПЭВМ для решения практических задач.
Графика(технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские работы).
Культурадома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов.
Строительныеремонтно-отделочные работы.
Художественнаяобработка материалов, техническое творчество, основы художественногоконструирования.
Отраслиобщественного производства и профессиональное самоопределение.
Производствои окружающая среда.
10. Элементыдомашней экономики и основы предпринимательства.
Основнаячасть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность –овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Нарядус традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов икооперированную деятельность учащихся.
Втечение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 10проектов (по одному в год, начиная со II класса). Под проектом понимается творческая,завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно,чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовалив выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции иуслугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономическойцелесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологииизготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числевозможностей реализации.
Большоевнимание в программе уделяется информационным технологиям.
Приотсутствии в школе необходимой вычислительной техники изучение информационныхтехнологий можно заменить художественной обработкой материалов или выполнениемучебных проектов.
Ввариативной и факультативной частях учебного плана ряд часов может быть выделенна изучение других жизненно важных направлений допрофессиональной ипрофессиональной подготовки (приложение 1).
С1995 г. в соответствии с новыми программами возможна реализация следующихразделов на имеющейся в школах материальной базе:
вначальной школе: технологии обработки материалов (природных, бумаги, проволоки…),культура дома (правила поведения, сервировка стола), уход за домом (уборка,мытье посуды, уход за домашними растениями и т.д.), информационные технологии(обучающие игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса), выполнение творческихработ – проектов. Для реализации модуля «электротехника» нужны простейшиеэлектроконструкторы, для модуля «элементы техники» – механические конструкторы;
всредней школе: технологии обработки конструкционных материалов и элементымашиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов,художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-отделочные работы,информационные технологии (при наличии дисплейного класса), выполнениепроектов;
встарших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства, производствои окружающая среда, общественное производство и профессиональноесамоопределение, информационные технологии (при наличии дисплейного класса),художественная обработка материалов, техническое творчество, введение в художественноеконструирование (по выбору), выполнение проектов.
2.Содержание трудового и профессионального образования школьников
Однимиз средств личности специалиста и формирования ее профессиональной культурывыступает содержание профессионального образования.
Подсодержанием профессионального образования понимается совокупностьпрофессиональных знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и опытаэмоционально-творческого отношения к профессиональной действительности,овладение которыми обеспечивает подготовку конкурентоспособностиспециалиста-пофессионала.
Принципыи критерии отбора содержания профессионального образования:
–принцип соответствия содержания требованиям развития общества. Науки, техники итехнологии, культуры и личности; принцип постоянной обновляемости содержанияпрофессионального образования;
–принцип единства содержательной и процессуальной стороны профессиональногообучения;
–принцип структурного единства содержания профессионального образования наразных уровнях его формирования;
–принцип гуманитаризации содержания профессионального образования;
–принцип фундаментализации содержания профессионального образования;
–принцип интеграции содержания профессионального образования, системности имеждисциплинарности и профессионального мастерства.
Содержаниепрофессионального образования отражено в следующих документах: государственныйстандарт профессионального образования, учебный план подготовки специалиста вобласти той или иной профессии, программы учебных дисциплин, учебники и учебныепособия.
Всоответствии с Государственным стандартом профессионального образования основупрофессионального цикла составляет теоретическое и производственное обучение.Теоретическое обучение включает общепрофессиональный (общетехнический) циклдисциплин и цикл специальных дисциплин.
Содержаниепроизводственного обучения в систематизированном виде представляет собойперечень тех видов профессиональной деятельности, которые входят вфункциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля вфункциональный состав деятельности специалиста соответствующего профиля икоторыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения и навыки удовлетворялитребованиям квалификационной характеристики.
Логикаи последовательность формирования необходимых специалисту практических умений инавыков в ходе производственного обучения определяют структуру содержания илогику построения дисциплин специального цикла. По своему содержанию этидисциплины составляют знаниевую основу производственного обучения.
Дисциплиныобщепрофессионального (технического) цикла способствуют расширениюпрофессионального кругозора будущий специалистов широкого профиля подготовкиявляются базой для реализации возможностей перемены труда и освоение смежныхпрофессий.
Конкретноесодержание каждого специального и общепрофессионального предмета отражаетсодержание и структуру деятельности этих дисциплин можно определенным образомсгруппировать состояние подготовки будущего специалиста и выделить ряд общихкомпонентов группы
Перваягруппа – учебный материал, раскрывающий вопросы техники.
Сюдаотносятся: теоретические основы устройства и работы оборудования, используемогоспециалистом;
Втораягруппа – учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства. Сюдаотносятся теоретические основы трудовых и технологических процессов, вопросыбезопасности труда, гигиены и производственной санитарии, противопожарнойтехники.
Третьягруппа – учебный материал об организации и экономике производства. Сюда входятсведения организационно – экономического характера, анализ основных направленийповышения производительности труда.
Прианализе содержания подготовки специалиста в целом производственное обучениеотвечает за формирование практической базы деятельности специалиста (умение инавыки), теоретическое обучение – за формирование теоретической базы (знания).
Насовременном этапе особую актуальность в содержании профессиональногообразования приобретают также опыт творческой деятельности специалиста и опытего эмоционально – ценностного отношения к действительности.
Образованиесегодня ориентировано на подготовку специалиста нравственно зрелого,сочетающего в себе нравственные и деловые качества личности, творческидумающего, легко адаптирующегося к быстро изменяющимся условиямпрофессиональной деятельности, способного находить новее оригинальные решенияпрофессиональной подготовки будущих специалистов выступает формирование ихнравственной зрелости, интеграция которой с профессиональной компетентностью,профессионализмом личности позволит решить одно из актуальнейших противоречийокружающего мира – противоречия между колоссальными темпами роста благцивилизации и возможностью самоуничтожения человечества, между очевиднымпревращением знаний и опыта профессионалов и нравственной деградацией личности,потерей нравственного идеала.
3.Системы производственного обучения
Системаобразования в РФ представляет собой совокупность преемственных образовательныхпрограмм и государственных образовательных стандартов различного уровня инаправленности; сети реализующих их образовательных учреждений различныхорганизационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управления,образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Образование,как процесс включает в себя цель, задачи, содержание, формы и методывзаимодействия обучаемого и обучающегося. Результатами процесса образованияявляются уровень образования, который выражается в знаниях, умениях, навыках,качествах личности, а также в развитии познавательных способностей.
Системыпрофессионального обучения – основные исходные положения, определяющие порядок расчленениясодержания обучения, группировку его частей и исследовательность овладениячастями учащимися.
Основнымиэлементами, учебными единицами систем могут быть:
предметытруда;
трудовыеоперации, приемы, действия, движения;
профессиональныеобязанности
функцииспециалиста – его профессиональные обязанности
производственныеситуации;
профессиональныепроекты (самостоятельная творческая деятельность);
Выборсистем обучения зависит:
1.От материально – технического обеспечения учебного процесса, уровняквалификации педагога, уровней способностей учащийся;
2.от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения – учебнуюединицу;
3.от особенностей содержания труда специалистов соответствующей профессии.
Рассмотримосновные системы обучения.
I. Предметная система обучения
Возниклаисторически первой в период ремесленнического производства.
Ученикизготавливал в процессе своего ученичества набор типичных изделий, характерныхдля профессии.
Достоинствасистемы:
1.ранее включение учащихся в производительный труд, с первых дней ученики знакомилисьс технологическим процессом изготовления изделия;
2.система вызывала у учеников интерес к профессии, т. к. они виделирезультат своего труда;
Недостаткисистемы:
системане предусматривала освоение операций в последовательности соответствующейусложнению этих операций;
непроводилось специальных упражнений по отработке приемов и операций, ученикичасто осваивали ошибки, и им приходилось переучиваться.
II. Операционная система обучения.
Свозникновение мануфактур произошло разделение производства, технологическийпроцесс стал делиться на операции. Появилась потребность в специалистах узкогопрофиля.
Сущностьсистемы заключается в том, что ученики усваивали ряд технологических операций,выстроенных по принципу усложнения. Все изучаемые операции входили в составтехнологических процессов изготовления изделий в области той или инойпрофессии.
Достоинствасистемы:
системавооружала учащихся универсальными знаниями и умениями по выполнениютехнологических операций, т.е. не привязывала учеников к ряду изделий;
повышениепроизводительности труда.
повышениекачества обучения за счет реализации принципа систематичности ипоследовательности.
Недостаткисистемы:
процессобучения рассматривала как простое соединение технологических операций, т.е. непривязывала учеников к ряду изделий;
системане способствовала организации производительности труда учащихся (снижалсяинтерес);
частонаблюдались длительные перерывы между изучением операции и выполнением ее впроцессе изготовления изделия;
трудностис обеспечением учащихся однотипными заготовками;
длятого, чтобы выполнить технологический процесс в комплексе, нужен ряддополнительных знаний и умений (организация, планирование, контроль и т.д.)которые не формировались в операционной системе.
III. Моторно-тренировочная система.
Системаполучила свое распространение в конце 20 годов ХХ века. Была разработана вЦентральном институте труда «Система ЦИТ»
Сущностьсистемы заключается в том, что сначала трудовой процесс расчленяется на дробныесоставные части — трудовые приемы, действия, движения, которые в дальнейшемизучались учащимися отдельно в системе упражнений (тренировки). Система былаориентирована на получение навыков учащихся в работе.
Достоинствасистемы:
Уучащихся создавались прочные автоматизированные навыки при выполнении элементовтрудового процесса;
вэтой системе впервые разработана и применена дидактически обоснованная,соответствующая психофизиологическим закономерностям трудовой деятельностипоследовательность формирования трудовых умений и навыков: трудовое движение –трудовое действие – трудовой прием – трудовая операция – трудовой процесс;
Недостаткисистемы:
Системанедооценивала роль производственного труда, особенно его воспитательноезначение;
учащиесяпривыкли к шаблонному выполнению работы, что не способствовало развитию у нихтворческого подхода к выполнению трудовых операций;
механическаятренировка отдельных компонентов трудового процесса, не содержащая новых познавательныхэлементов, не могла вызывать интереса учащихся к работе;
длительныеперерывы в работе приводили к деавтоматизации навыков;
IV. Операционно-комплексная система
Дляпрофессий ручного и машинно-ручного труда – ведущая система обучения. широкоприменяется на современном этапе.
Достоинствасистемы:
Системасохраняла все достоинства операционной системы и предметной систем обучения,так как при обучении учащиеся акцентировали внимание на разделениитехнологического процесса изготовления изделия на операции и выполняли эти операциив составе постепенно усложняющихся комплексных работ.
Недостаткисистемы:
подходиттолько для специальностей ручного и машинно-ручного труда;
иногдавозникают трудности с включением учащихся в производство полезной продукции,так как комплексная работа – это не всегда выполнение изделия в целом, а толькочасть его.
V. Проблемно-аналитическая система
Проблемно– аналитическая система производственного обучения разработана С.Я. Батышевымдля производственного обучения в условиях автоматизации производства ипоявления рабочих профессий, в которых преобладают интеллектуальные знания инавыки. Приэтой системе «на основе анализа изучаемых процессов труда весь материалпрограммы расчленяется на отдельные учебные проблемы, имеющие по возможностисамостоятельное значение; выделяются элементы, составляющие трудовой процесс, атакже элементы умственной деятельности, необходимые при регулированиитехнологических процессов. Преследует целиформирования у рабочих расчетных, управленческих, диагностических,коммуникативных навыков. Состоит в разделении содержания обучения на учебныепроблемы и элементы трудового процесса и в определении соответствующих функцийпо регулированию технологических процессов и оборудования, овладению умениями инавыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиямипроизводства и характером участия в нем рабочего. Учебные проблемы связаныс реально существующими технологическими процессами, отражают все то, что естьна практике. Изучение каждой проблемы проводится не изолированно, не разобщено,а во взаимодействии с другими проблемами: сначала общее знакомство стехнологическим процессом в целом, затем он расчленяется на проблемы,раскрывается структура проблем (ситуаций) и связь между ними. Обучающиесяовладевают навыками и умениями по каждой проблеме в отдельности в определеннойпоследовательности, соответствующей течению технологического процесса ихарактеру участия в нем соответствующей специальности. Каждая учебная проблема является самостоятельным заданиемпроизводственного обучения, включает последовательное общее знакомство стехнологическим процессом, выделение проблем, установление связи между ними,изучение каждой проблемы в отдельности, анализ учебной ситуаций. Системапредусматривает 3 периода обучения изучение и упражнения в выполнении отдельнойситуаций, проблемы в целом, освоение всего технологического процесса, когдаучащиеся самостоятельно выполняют все задания. В каждом периоде выделяютсяэтапы решения интеллектуальных задач (одна из основных функций системы) исамостоятельная работа под руководством инструктора. Учащиеся овладеваютприемами умственной деятельности (планирование, наблюдение, выделениепризнаков, дифференциация, систематизация и обобщение фактического материала идр.), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует об ихразвитии и готовности заниматься более сложными проблемами. Однако учащимсятрудно запоминать последовательность выполнения действий, отличать основныеситуации от второстепенных и переносить обретенные навыки на новые видыдеятельности. Система широко применяется при подготовке рабочихмашиностроительного профиля. Однако практика показывает, что и этасистема еще не может считаться полностью отвечающей требованиям.
VI. Приемно-комплексная система
Поискпродолжается. Так, К.Н. Катханов считает, что в основу современной системыпроизводственного обучения должны быть положены два важнейших элементапрофессии – приемы труда и виды работы. Приемо-комплексно-видовая системапроизводственного обучения разработана К. H. Катхановым (сер 1970-х гг.) В этомназвании раскрывается важнейшая сторона производственного обучения – необходимостьпрочного овладения приемами работы в пределах каждого ее вида и последующегосочетания приемов между собой, вплоть до образования комплексов. Смысл системы заключается в выделении важнейших элементов профессии – приемовтруда, видов работ и в обеспечении прочного овладения ими в пределах каждоговида деятельности и последующего сочетания приемов в комплексы. В отличие отоперационно-комплексной системы, в этой системе основным элементомпроизводственного обучения является не операция, а прием работы, что позволяетприменять систему для подготовки большинства рабочих профессий. Основной метод формированияумений и навыков – упражнение. Все элементы учащиеся выполняют под руководствоммастера производственного обучения до полного освоения и только после этогоприступают к другому виду работы. На завершающей стадии обучения у учащихсявырабатываются автоматические навыки производственной деятельности. Кособенностям системы относятся ее построение на основе тщательного анализасодержания труда рабочих и обобщения достигнутого уровня профессиональнойподготовки, раскрытие взаимосвязи всех элементов обучения. Она наилучшимобразом способствует переносу технологического и трудового процессов научебно-производственную деятельность учащихся. Недостатки – трудности в отборедля каждого вида работы отдельных приемов, которые, в свою очередь, включаютнесколько способов их выполнения, что часто нарушает последовательностьдействий рабочего, изменение приемов работы в зависимости от применяемойтехники, технологии и организации труда, что вызывает нестабильность методикиобучения.
Списоклитературы
1. Горбунова Т.В.методика производственного обучения. Курс лекций. — Калуга: изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского,2003. – 100 с.
2. Эрнанова Н.Е.основы пофесионольного обучения: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – Екатеринбург,УГППУ, 1999, 138 с.
3. Шалунова М.Г.,Эрганова Н. Ею Практикум по методике профессионального обучения: Учебноепособие. – Екатеринбург, Урал. гос. проф. – пед. ун-т, 2001, 61 с.
4. Муравьева Г.Е.теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе:Монография / Под ред. Доктора пед. наук, проф. М.М. Левиной. – М.:Прометей, 2002. – 200 с.
5. Симоненко В.Д. Технология:учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: вариант для мальчиков / В.Д. Симоненко,А.Т. Тищенко, П.С. Самородский; под ред. В.Д. Симоненко. – М.:Просвещение, 2005. – 191 с.: ил.