Реферат по предмету "Педагогика"


Эволюционные теории управления в образовании 2

Реферат


Натему:




«Эволюционныетеории управления в образовании»




Введение


Получениесовременных знаний об управлениизаключается в том, чтобы не только иметьклассическое представление о нем, но ипонять его глубинные философские начала.Знания являются базовым основаниемправильного воздействия на процессупорядочения жизнедеятельностиобновляющихся хозяйственных объектов, функционирование которых тесно связанос другими процессами, протекающими вобществе.
Классическаятеория управления не может оставатьсябез изменений, так как меняются объектыуправления и среда их функционирования.Возникает необходимость перехода отприменения общих и объектно-ориентированныхфункций менеджмента в классическомварианте к менеджменту как системеуправления, базирующейся на философиифункционирования и развития различныхтипов общества.
Дляупорядочения жизни в региональных, муниципальных образованиях, в организацияхчерез малое, особое и очень близкоеконкретному человеку необходимо иметьсистему управления, общие ориентирыразвития которой вырабатываютсянациональными общественно государственнымиинститутами. Главный субъект этойсистемы – одухотворенный человек, ориентированный на сохранение иприумножение исконных ценностей итрадиций народа. Главная цель такойсистемы управления в масштабе государства– поддержание процессов функционированияновой общности (российский народ), формируемой на основе жизненнонеобходимого принципа взаимодополнения, обеспечивающего крепкое державноеединство и стабильность развитиямногонационального государства.
Управлениесистемами образования – одна из самыхактуальных проблем данной сферы, такимеет прямое отношение к качеству иэффективности деятельности образовательныхучреждений. История развития национальныхсистем образования свидетельствует отом, что конкретная организация, формыи методы управления образованием вомногом зависят от особенностейполитических, экономических и культурныхтрадиций общества, от спецификигосударственного устройства и права.




1.Эволюция управления как науки


Древнейшемуискусственному сооружению около 6000лет. Изуродованное и обезображенное, оно сохранилось и до наших дней. ГениальныйМенеджер сотворил его всего за три дня, вот как описывается начало этихграндиозных работ в самой великой Книге:«Вначале сотворил Бог небо и землю.Земля же была безвидна и пуста, и тьманад бездною; и Дух Божий носился надводою». Так появилась наша планетаЗемля.
Икак только люди заселили землю и сталижить племенами, то сразу же появиласьпотребность в науке и искусствеуправления. Очевидно, что для поддержанияпорядка в сообществе первой сформироваласьпотребность в политическом управлении.Совместный труд, защита от врагов идиких зверей стимулировали зарождениеэкономического и военного управления.Грозные, необъяснимые природные явления, удивительное совершенство и красотаокружающего мира пробудилирелигиозно-мистические, нравственныеи эстетические потребности людей.Пройдут века, но управление в общественнойжизни человека не потеряет своейактуальности.
Законыи методы управления производством иобществом известны человечеству еще сдревних времен. Обнаружены документы(одни из древнейших памятниковписьменности!) шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, из которых видно, что древние менеджерыпрекрасно понимали важность такихэлементов административного управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль.Грандиозные сооружения Древнего Египтавызывают и сейчас изумление не толькомасштабностью, размахом строительныхработ, но и организационным талантомдревних строителей: египтяне широкоприменяли планирование и контрольвыполнения производственных программ.
Асооружение легендарного Иерусалимскогохрама, в ходе которого его создательХирам, предвосхищая метод делегированияполномочий, ввел децентрализацию ворганизации управления, разделивстроителей храма на учеников, подмастерьеви мастеров! Известно, что при сооруженииэтого храма в начале первого тысячелетиядо нашей эры применялся вахтовый метод, столь распространенный сегодня приосвоении нефтяных и газовых месторождений.Такой метод организации труда обеспечивалбыстрые темпы строительства. В 1901 г.при археологических раскопках г. Сузыбыло найдено множество глиняных дощечек, на которых был записан кодекс законовцаря Вавилона Хаммурапи, жившего около4 тыс. лет назад. Кодекс четко устанавливалответственность за порученную работу, определял уровень минимальной заработнойплаты и необходимость документальнойотчетности.
Внедрениеновых технологий и методов управленияв древние времена шло не только путемобмена или заимствования идей, но и спомощью силы. Монголы и скифы, завоевавВавилон, Египет, Шумерское царство, нетолько захватывали ценности и рабов, но и заимствовали достижения передовойнаучной мысли порабощенных стран: письменность, идею колеса, принципысоздания ирригационных систем, плуг, гончарное искусство и т.д. Новыеуправленческие и технологические идеираспространялись и с помощью торговли.Велика роль знаменитого «шелковогопути» через страны Азии, путешествияфиникийцев и известных первопроходцев, например, Марко Поло.
Неоценимвклад мыслителей Древней Греции и Римав управление социумом, особенно вискусство управления. Великий афинскийфилософ Сократ, живший за 400 лет до нашейэры, остался в памяти человечества какнепревзойденный мастер искусствадиалога (его именем назван один изметодов искусства управления). Другойвеликий мыслитель-историк, такжегражданин Афин и практически современникСократа Ксенофонт утвердил управлениелюдьми как особый вид искусства. Достойныйученик великого Сократа Платон ввелпонятие специализации. В 325 г. до нашейэры Александр Македонский создал органколлегиального планирования и управлениявойсками – штаб.
Еслив Древней Греции успешно развивалисьдемократические методы управления, давшие в итоге человечеству высокиеобразцы культуры и философии, то в другомнебольшом древнегреческом государстве– Спарте культивировались тоталитарныеметоды управления, основанные нажесткой дисциплине и полном подчиненииприказам. История цивилизации даетмного примеров различных стилейуправления, но человечество быстрозабывает эти уроки. Однако структурыуправления и организационные основыдревности существенно отличаются отсовременных, что хорошо видно из таблицы.


Сравнениестарой и новой организации управления
Старая организация
Современная организация
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций
Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена
Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности
Четко ограничены управленческие группы, управленческая работа отделяется от неуправленческой деятельности
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Акцент на приказ и интуицию
Акцент на коллективную работу


Решающеезначение передовых технологий и новыхпринципов управления в развитии обществалегко доказать, рассмотрев историческуюэволюцию человечества с позиций искусствауправления государствами и умелогоиспользования их стратегического, интеллектуального, военного ихозяйственного потенциала.--PAGE_BREAK--
ВIV в. до н.э. Рим былмаленьким, захолустным городком, которыйпостоянно подвергался набегам галлов.Всего лишь через один век Рим подчинилсебе всю Италию и стал самым сильнымгосударством древнего мира.
КрошечнаяГолландия, основная часть территориикоторой с трудом отвоевывалась у морядля введения в сельскохозяйственныйоборот, в XVIII в. быласамой богатой и могущественной державоймира
ВXIX в. вне конкуренциибыла Англия. Это страна первой промышленнойреволюции. Чем еще можно объяснить«пассионарные взрывы» в этих странах, кроме талантливого использованияпередового для своей эпохи комплексаметодов управления государством иобщественным производством? Но началанаучно обоснованной экономики и системыуправления ею были заложены трудами«великого шотландца» Адама Смита(1723–1790) и английского экономиста ДавидаРикардо (1772–1823). Смелая идея А. Смитао способности рыночной системы ксаморегуляции позволила ему сделатьобоснованный вывод о разумностиминимального воздействия государствана экономику. Другая составляющая егоэкономической концепции о примате, главенстве индивидуальных интересовнад коллективными категорическиотвергалась советской идеологией.А. Смит утверждал, что «не отблагожелательности мясника, пивовараили булочника ожидаем мы получить свойобед, а от соблюдения ими собственныхинтересов. Мы обращаемся не к ихгуманности, а к их эгоизму, и никогда неговорим им о наших нуждах и об их выгодах».
Вовсе века люди прекрасно понималипрактическую выгоду разумногохозяйствования, но странный факт – доXX в. лишь немногиемыслители задумывались о методах исредствах управления. Однако невиданныеранее масштабы производства со всейостротой поставили вопрос о формированиинаучных методов управления. Требоваласьне абстрактная теория, а научныеисследования, нацеленные на решениеконкретных проблем, на разработкупрактических рекомендаций. Научныеосновы управления производством былизаложены в 1911 г., когда американскийинженер Фредерик Уинслоу Тейлоропубликовал книгу «Принципы научногоуправления». Идеи Тейлора были развитымногими его последователями, например, Г. Эмерсоном – одним из лидеровдвижения за научное управлениепроизводством. Многие идеи этих ученыхне потеряли своего значения и в нашидни, и даже применительно к управлениюсистемой образования. Вот, например, взгляд Г. Эмерсона на производительностьтруда: «Истинная производительностьвсегда дает максимальные результатыпри минимальных усилиях, напряжение, наоборот, дает довольно крупные результатытолько лишь при усилиях ненормальных.Напряжение и производительность – этовещи прямо противоположные. Работатьнапряженно – значит прилагать к делумаксимальные усилия; работатьпроизводительно – значит прилагать кделу усилия минимальные». Или:«Неопределенность, неуверенность, отсутствие четко поставленных целей уисполнителей являются лишь отражениемнеопределенности, неуверенности, отсутствия отчетливо поставленныхцелей у самих руководителей. Такимобразом, четкая постановка целей идоведение их до непосредственныхисполнителей – первая предпосылкауспешной работы». Как это актуально длясовременной системы российскогообразования!
Вначале XX в. Европавыдвинула своего теоретика и практикаменеджмента Анри Файоля (1841–1925. В своемкапитальном труде «Общая и промышленнаяадминистрация» (1916) он изучал работувысших уровней управления. Файользаслуженно считается создателем «теорииадминистрации» и системы принциповучета человеческого фактора в управлении.Файоль применил идеи Тейлора к деятельностивысшего управленческого звена. Важнымвыводом Файоля была его концепциянепрерывности управленческого процесса, характеризующегося следующими основнымивзаимосвязанными функциями: планирование, организация, руководство, координацияи контроль. Главным же, по Файолю, являютсявопросы человеческих отношений вколлективе и между руководителями иподчиненными. А сочетание материальноговознаграждения за добросовестный трудвместе с системой моральных стимуловявляется самым действенным способомповышения производительности изаинтересованности в результатах своеготруда.




2.Макроуправленческая модель в управлениисистемой образования


2.1Проблемы управления образовательнойсистемой в контексте трансформацииобразования в России


Несмотряна существующее множество национальныхсистем образования, в области управленияобразованием в зависимости от того, какраспределены полномочия в принятиирешения, исторически сформировалисьдве модели: централизованная идецентрализованная.
Централизованнаямодель управления системой образованияпредполагает концентрацию прав принятиярешений, сосредоточение властныхполномочий на верхнем уровне управления.Такая централизованная модель управления(с некоторой передачей полномочий отцентра местным властям) характерна дляИталии, Испании, Греции, Португалии, Люксембурга, Франции и СССР.
Децентрализованнаямодель управления образованиемпредполагает передачу или делегированиеответственности за принятие рядарешений, а значит, и делегированиесоответствующих этой ответственностиправ на нижние уровни управления.Активный сдвиг в сторону децентрализованноймодели управления образованием наблюдалсяв последние двадцать лет ХХ века. В связис этим, можно выделить шесть подходовк децентрализации, наблюдаемых в странах– членах Европейского Союза. Эторассредоточение власти среди социальныхпартнеров, региональная передача власти, региональная деконцентрация, локализация, институциональная автономия, маркетизация.Региональная модель управления характернадля Австрии, Германии, Бельгии. Местныйконтроль в управлении системой образованияосуществляется в странах: Дания, Финляндия, Швеция, Ирландия. Институциональнаяавтономия характерна для образовательныхсистем Нидерландов и Великобритании.
Трансформацияобразовательной системы предполагаетосуществление целого комплексамероприятий, который бы служил механизмомреализации поставленных задач. Процессреформирования образования ориентированобычно на реформирование содержанияобучения, изменение учебно – методическогообеспечения и трансформацию организационнойструктуры модели различных образовательныхучебных заведений. Более глубокаяреформа затрагивает и функционированиевсей структуры образовательной системы, что с неизбежностью приводит к изменениювзаимосвязей между отдельными элементамисистемы, а также к возникновению новыхструктур.
Функционированиесистемы образования в прежних условиях(период существования СССР) предполагаловысокую степень централизации, чтонаходило свое отражение на всех уровняхи структурах образования. В определенномсмысле этот способ организации системыобразования как нельзя лучше соответствовалзаказу на образование, который требовалвоспитания в стенах учебных заведенийопределенного типа личности. Даннаяличность должна была быть готова к жизнив условиях господства тоталитарнойсистемы, когда отсутствие демократиии гражданского общества компенсировалосьразработанными стереотипами поведенияи идеологизированными формами мышления.Это, безусловно, приводило не только кунификации учебных заведений, но к тому, что все образование пронизывалось духомединообразия. На уровне формированиясодержания образования централизациянаходила свое воплощение в единыхподходах к моделированию информационныхблоков, которые были универсальнымидля всех школ во всех регионах бывшегоСоветского Союза. Преподавание предметовобщественно – исторического игуманитарного циклов носило в значительнойстепени идеологизированный характер, что в значительной степени также отражалостремление получить в итоге обученияв школе личность определенного типа.Подобным же образом разрабатывалось иучебно-методическое обеспечение, когдавсе аналогичные учебные заведения повсей стране занимались по одним и темже учебникам. Точно также унифицированнымивыглядели и методы преподавания, хотяв определенном смысле именно здесьучителя имели наибольшую степеньсвободы. Таким образом, высокая степеньцентрализации в конечном итоге формировалаопределенную модель школы, котораятребовала и определенного типа управления.Данная модель управления обладаласвоими специфическими чертами, которыеможно было в самом общем плане определитькак следующие:
Наличие разработанной системы управленческой вертикали, которая эффективно осуществляла делегирование полномочий и реализацию управленческих задач от центра к периферии системы
Обеспечение высокой степени управляемости системой за счет реализации командно – административных методов управления
Использование авторитарных методов управления системой образования
Практическое отсутствие не административных рычагов управления системой
Отсутствие специальных механизмов управления образовательной системой (системы аккредитации учебных заведений, сравнения дипломов образования, оценки качества образования, стандартизации образования, тестирования и т.д.…)
Отсутствие общественных органов управления образовательными и институтами и общественных объединений, имеющих права влиять на функционирование учебных заведений (например, ассоциаций с правом аккредитации учебных заведений)
Отсутствие специальных институтов, которые бы осуществляли процессы регулирования образовательной системы не административными методами (например, институтов образовательного аудита)
Отсутствие квалифицированных специалистов в области управления образованием и управления системой образования в том числе
Отсутствие профессионально подготовленных специалистов, которые не являясь управленцами в тоже самое время осуществляют реализацию механизмов демократического управления образованием (например, эксперты по качеству образования)
Подобнаясистема управления отвечала целям изадачам функционирования и развитиясистемы образования. Безусловнымдостижением данной системы образованияможно считать наличие реальной всеобщностиобразования и доступности его всем безисключения гражданам страны. Важно ито, что образование носило универсальныйхарактер, что позволяло сформироватьпоколение, обладающие определеннымуровнем культуры интеллигентности иобразованности. Недостатком даннойсистемы управления было то, что ономогло быть эффективным только приопределенных условиях, поскольку онобыло лишено гибкости и малоспособно кбыстрым переменам и структурным реформам.Вообще можно сказать с определеннойдолей натяжки, что в нашей странеотсутствовало в полном смысле этогослова управление образовательнойсистемой. Происходило это потому, чтоуправление образовательной системойосуществлялось по той же схеме, что иуправление учебным заведением, простопоявлялись дополнительные органыгосударственного управления (отделынародного образования, например), которыеточно также рассматривали региональнуюобразовательную систему как учебноезаведение, которое просто нуждается нев других механизмах и алгоритмахуправления, а просто в другого типанормативных документах.
Вэтих условиях полностью отсутствовалопредставление о том, что национальнаяобразовательная система является частьюмеждународного образования, важнымпринципом функционирования которогоявляется свободное передвижениестудентов, их право, начав образованиев одной системе, продолжить его в другой, не говоря уже о праве профессоров ипреподавателей на преподавание вразличных странах, что служит одним изспособов манифестации академическойсвободы.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Сложившаясямодель управления образовательнойсистемой эффективно функционировалаи обеспечивала развитие образовательнойсистемы имеющимися у нее средствами дотого момента, пока в стране не началисьмасштабные перемены, вызвавшие в итогеи процессы трансформации образования.Инерционный потенциал, заложенный всистеме управления образовательнойсистемой позволили ей осуществитьзапуск реформирования образования, который осуществился, прежде всего, через формирование представления отом, что должно менять в содержанииобразования. Управленцы старой школыоказались способными призвать новоепоколение теоретиков и учителей-практиков, сплотить их в творческие объединенияи организовать организационно – деловыеигры, которые были ориентированы навыработку нового видения образовательнойсистемы. Новая модель была сформирована, отдельные ее элементы нашли своевоплощение в конкретной образовательнойпрактике, появились новые типы учебныхзаведений, новые программы и учебники, новые методы и технологии образования.Фактически все элементы новойобразовательной системы были созданы, тем более что принципы ее существованиятакже были очевидны: демократизм, децентрализация, общественный контрольза образованием и т.д. Но новая системаобразования, тем не менее, не возникла, поскольку на смену старой модели пришлаее улучшенная версия, которая в конечномитоге обернулась реальным кризисомсистемы образования. Произошло эточастично вследствие ухудшенияэкономического положения в стране вусловиях переходного периода, а частично– потому, что новая идеальная модельобразования не была дополнена новымимоделями образовательной системы иуправления образовательной системой.При наличии огромного количестваинноваций в системе образования (учебныезаведения нового типа, негосударственнаясистема образования, изменение содержанияобразования и технологий преподавания, появления учебно-методических комплексови т.д.) не произошло реального измененияв управлении образовательной системой.Императивы развития тем не менеедиктовали необходимость возникновенияновых форм. Так в системе образованияпоявилась система аккредитации учебныхзаведений, но только государственная, а не общественная. Появился фактическиновый тип деятельности, но по-прежнемуотсутствовали профессионалы, способныезаниматься этой деятельностью –сертифицированные эксперты по оценкекачества образования. Новая деятельностьне была обеспечена элементарнымисовременными представлениями о качествеобразования и его мониторинге, не говоряуже о системе сравнения качестваобразования. В стране началась разработкастандартов образования, котораяосуществлялась в исключительно сжатыесроки, что затруднялось отсутствиемразработанной теории стандартизациии моделями тестирования достижений вобразовании, без чего невозможен реальныйзапуск стандартов образования. Огромныенагрузки на систему образования привелик ее разбалансировке, поскольку нарушилсяпринцип непрерывности образования, причем сразу же в нескольких звеньяхобразовательной цепочки (дошкольноеобразование – начальная школа, начальнаяшкола – средняя школа, средняя школа –высшая школа). Отсутствие единыхстандартов управления негосударственнойи государственной системой высшегообразования привело к чрезмернымнагрузкам на высшую школу, а потом ксущественному спаду поступающих ввысшие учебные заведения в связи с общимспадом рождаемости в стране.
Такимобразом, следует отметить, что одной изпричин кризиса образования стало резкоенесоответствие возникших новых форм исодержания и сложившейся в течениедесятилетий модели макроуправления.Уровень управления образовательнойсистемой не сложился как специфическаядеятельность, характеризуемая собственнымимеханизмами и процессами, точно так же, как не появились и квалифицированныеносители данной деятельности –профессионалы – управленцы. В тожесамое время практически отсутствуеттеоретико-методологическая модельмакроуровня управления образованием, то есть управления образовательнойсистемой как целостной структурой.


2.2Макроуправленческая деятельность вобразовании: содержание и механизмы


Управлениенациональной системой образованияможет быть рассмотрено как совокупнаядеятельность по проектированию, организации, нормированию и развитиюразличных, но тесно взаимосвязанныхобъектов. Речь прежде всего идет оразличных типах управления, направленныхна различные сферы образовательногопространства и образовательной среды.Следует учитывать неоднозначностьтрактовок данных понятий в современномобразовательном и педагогическомдискурсе. Поэтому, прежде всего, необходимовыделить следующую пару понятий: управление образовательной системой– управление образовательнымпространством.
Образовательнаясистема представляет собой совокупностьобразовательных институтов и механизмовреализации взаимодействия между этимиинститутами. Образовательная системаможет быть как региональной, так инациональной. Образовательное пространствопредставляет собою более широкоепонятие, чем образовательная система.Она включает в себя не только институты, но масс медиа, ориентированную наобразование, общественность, вовлеченнуюв решение проблем образования, а такжегосподствующие в данное времяобразовательные теории и социальнопсихологические стереотипы, регламентирующиеповедения людей по поводу их отношенияк образованию. Таким образом, образовательноепространство понятие в значительнойстепени более сложное и многообразное, чем образовательная система, что, безусловно, не может ни сказываться ина специфике управления.
Макроуправлениев образовании имеет два уровня управления: управление образовательной системой(национальный и региональный уровень)и управление образовательным пространством.Поскольку образовательное пространствопонятие в значительной степени болеесложное и многообразное, чем образовательнаясистема, постольку возможности реальногоуправления этим пространством взначительной степени ограничены.Фактически речь может идти только онекотором регулировании и согласованииинтересов, о попытках влияния, осуществляемых не столько за счетпрямого руководства и директив, сколькопри помощи четкой постановки образовательныхцелей, хорошего знания механизмовразвития образования и знакомства сразнообразными теориями и практикамимеждународного образования. Толькотакие механизмы позволяют создатьгибкую и развивающуюся модель управлениярегиональным образовательнымпространством.
Такимобразом, управленец образования долженчетко осознавать не только механизмыуправления, но и границы своих возможностейв каждом конкретном случае, что, безусловно, является залогом успешнойуправленческой деятельности. Попыткиспланировать и организовать национальноеили региональное образовательноепространство во всех деталях и аспектах, простроить все возможные взаимосвязиисходя из того, что управление будетосуществляться из одного центрастратегического планирования, обреченына провал, сколь бы они ни были рациональнымии научно обоснованными. Эффективнаяуправленческая деятельность возможнатолько в случае использования специфическихмеханизмов регулирования взаимодействияразличных институтов образовательнойсистемы со всеми феноменами общественнойи духовной жизни так или иначе связаннымисо сферой образования.
Немаловажноезначение для развития образовательногопространства имеет развитие образовательногомышления, а также образовательнойтеории. При этом следует отметить, чтоносителями данного типа мышления должныстать не только представители сферыобразования, но и управленцы всехуровней, отвечающие за развитие различныхсфер жизнедеятельности общества. Такимобразом, целесообразно для управленцевразличных уровней предусматриватьспециальную подготовку по теории ипрактике управления образованием иособенно управления образовательнымисистемами. Немаловажное значение имеети постоянная работа по развитиюобразовательной культуры всего общества.


2.3Проектирование и программированиеобразования как ядро макроуправления


Управлениеобразовательными системами предполагаетпоследовательную реализацию функциипроектирования и программированияобразования, а также использованиеспециальных инструментов регулированияфункционирования и развития образовательныхсистем. К данным инструментам относятся, прежде всего, механизмы обеспечениянепрерывности образования, стандартизацияобразования, сравнения дипломов, оценкикачества образования, аккредитацииучебных заведений и тестирования. Такимобразом, можно сказать, что спецификойуправления образованием на национальноми региональном уровне являетсянеобходимость обеспечения внутреннейустойчивости системы образования ипрежде всего ее непрерывности, а такжереализация принципов сосуществованияс другими образовательными системами, то есть обеспечение возможностейпродолжать образование в других регионахи странах.
Важнейшейособенностью управленческой деятельностив образовании является необходимостьреализации функции проектирования ипрограммирования. В определенном смыслеможно сказать, что именно эти функцииявляются наиболее существенными дляуправления региональной образовательнойсистемой. Важнейшей частью проектнойдеятельности является описание технологийвыполнение проекта и тех ресурсов, которые необходимы для этого. Представлениео ресурсах должно быть максимальношироким и включать в себя не толькоматериальные ресурсы, но и интеллектуальные, кадровые и т.д. Технологии реализациипроекта также должны в достаточнойстепени быть поливариантными ивзаимодополняющими друг друга. От этогов значительной степени зависит успешностьвыполнения проекта. Немаловажнымаспектом проектной деятельности являетсяпостоянная рефлексия проведенныхдействий, что позволяет вовремяреагировать на появившиеся сложностив выполнении проекта и корректироватьтехнологии и план деятельности.


2.4Механизмы макроуправления образованием


Успешностьуправления региональной образовательнойсистемой зависит в значительной степениот успешности проектной деятельности, которая представляет собой ядроуправленческой деятельности и от того, насколько качественными получаютсяпродукты этой деятельности, воплощенныев проектно-нормативную документацию.В то же самое время содержаниемдеятельности является обеспечениенепрерывности и целостности образованиявнутри образовательной системы ивозможности взаимодействия различныхобразовательных систем в масштабахмирового образования. Фактически этоозначает, что управление образовательнойсистемой должно, прежде всего, бытьориентировано на обеспечение целостностисистемы, что является залогом ее успешногофункционирования и развития. Обеспечениецелостности возможно только какосуществление баланса внутреннейустойчивости и внешней взаимосвязи сдругими образовательными системами.




3.Синергетика и управление образованием


3.1Необходимость синергетического подходав управлении образованием


Вусловиях демократизации обществаобразование, все больше приобретаяхарактер открытой системы, имеетвозможность вариативного пути развития.В то же время, в многокомпонентнойсистеме в образовании идет постоянноедвижение, результатом которого являетсяпереход его структур и подсистем изодного упорядоченного состояния вдругое.
Такимобразом, процессы самоорганизации вобразовательной системе неизбежнывсегда. С одной стороны, они стихийно«посягают» на разрушение целостностисистемы, а с другой стороны, спонтанно«сообщают» о появлении новых источниковразвития. Количественные и качественныехарактеристики этих процессов определяютсявнутренними условиями системы, в томчисле ресурсными, а также мерой воздействияна систему извне.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Отношениеобщества и государства к этому разное.В обществе все больше формируетсяпотребность в многообразии содержанияобразования, что явно стимулируетпроцессы самоорганизации. Однакосистема, управляющая образованием, пытается сохранить свою целостностьпри этом не учитывает перспективныезапросы общества, не учитывает, чтообразование как «сложное эволюционноецелое» включает в себя большое количествоструктур и подсистем, темпы развитиякоторых могут и не совпадать с темпамиразвития целого.
Складываетсявпечатление, что управляющая системадистанцируется от образовательнойсистемы. Отдельные акты и даже программы, принимаемые вне общего контекста, ещебольше обостряют возникшее противоречие, которое, в свою очередь, становитсяпричиной проблем образовательных системразного уровня, в том числе и вобразовательных учреждениях.
Впериод отчуждения общества и государстваот системы образования (90-е годы XX века)инновационная деятельность в сфереобразования стала выражением внутреннейпотребности системы к изменению. Поискпутей трансформации и развития, стремлениесамостоятельно определить свою роль вменяющихся социально-экономических иполитических условиях были дляобразовательных коллективов обусловленыне только проблемой выживания, но ипотребностью оказать реальное влияниена общество. Внутреннее многообразиеобразовательной системы, как результатинновационной деятельности, существеннымобразом изменило ситуацию, оказалосьспособным влиять на определениестратегических перспектив развитияобразования, выявляя при этом наиболееострые противоречия в системе в целом.
Инновационнаядеятельность – это качественный этапсаморазвития личности, процесссамоактуализации субъектов образовательногопроцесса, ставший возможным как результатсамообразования, саморефлексии. Поэтомудля образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность, особенно характерны процессысамоорганизации в педагогической иученической среде, это может быть ивозникновение устойчивых структур(творческие группы, объединения), ипоявление креативных личностей, способныхк созданию «личностно-нового», безотносительно к предыдущемуобщественному опыту. Изменяется истепень активности среды, что ведет красширению образовательного пространства, изменению отношений с ней всех егосубъектов-участников процесса образования.В этих условиях управление становитсясистемообразующим фактором дальнейшегоразвития системы. Появляется проблемаоптимального соотношения целенаправленногоорганизующего воздействия и самоорганизации, которое позволит сохранить не толькоцелостность единого, но и долю хаоса, как источника самоорганизации и порядкав едином.
Вдинамично меняющейся социальнойобстановке управление образовательнымпроцессом должно носить опережающий, превентивный характер. При этомоперативность управленческих решенийстановится столь высокой, что невозможноих осуществление и выработка на уровневысоких административных эшелонов. Этопредполагает все в большей степенипередачу управленческих функций, в томчисле и стратегических, на уровеньшкольных администраций, педагогическихколлективов различных образовательныхступеней и даже на уровень малыхтворческих групп педагогическихработников, в том числе классныхруководителей, отдельных педагогов(мастеров, тьюторов, новаторов). Последнеевозможно в инновационных образовательныхучреждениях, в которых число участниковуправления намного больше, чем встандартном образовательном учреждении.При этом часть степеней свободы, связанныеадминистративной формой управления, передаются свободным творческим группам, объединениям или педагогам. Возникаеттак называемые обогащенная образовательнаясреда с поливариантным выбором, живущаяпо своим синергетическим законам, законам самоорганизации и креативногодинамического хаоса, порождающего новыецели (смыслы), ценности и творческиеимпульсы. Эта новая образовательнаясреда требует особого бережного к себеотношения и новых деликатных формуправления. В таком образовательномпространстве управляющий субъектделокализован и неотделим от участниковобразовательного процесса. В этом изаключается его синергетическаясущность, и именно поэтому синергетикарассматривается как подход, адекватныйсовременности в образовании.
Вэтих условиях администрация берет насебя функции, генерирующие стратегиюразвития, в том числе:
вынужденная реакция на самоорганизацию в общеобразовательном учреждении. Эту функцию можно определить как догоняющую;
инициирование инноваций. Это опережающая функция управления;
Дляпояснения данного подхода необходиморассмотреть роль административногоуправления в общеобразовательномучреждении доперестроечного периода, в период демократизации общества и вусловиях демократического гражданскогообщества.
Впервом случае администрация являетсяпроводником стандартов и регламентирующихуказаний, инициатива педагогическогоколлектива минимальна, носит локальныйхарактер, примером являются отдельныеучителя-новаторы, которых знала всяроссийская школа. Администрацияпрактически пассивна к инновациямснизу, что соответствует принципамжесткой централизации, характерной длясоветского периода развития общества.
Насовременном этапе в условиях демократизацииобщества системы управления все большеприобретает характер государственно-общественный, что закреплено законом об образовании.Повсеместно созданы Советы образовательныхучреждений, которые должны осуществлятьобратную связь коллективов педагогов, учащихся и родителей с администрацией, корректируя ее решения с учетом тенденцийсамоорганизации в образовательныхпространствах. Однако лишь на первыйвзгляд эта схема обеспечивает учетвнутренних и внешних социальных взглядови тенденций развития общества. На делевремя между принятием управляющегоадминистративного решения, его воплощенияв жизнь и корректировкой (обратнаясвязь) достаточно продолжительно всовременных условиях. Здесь мы имеемдело с «догоняющей», а во многих случаяхбезнадежно запаздывающей системойуправления. Корректировка зачастуюпроисходит методом проб и ошибок внахождении оптимального варианта ибезнадежно отстает от уже изменившихсяусловий жизни. Такая системапоследовательного, медленного нащупыванияоптимальных решений неэффективна всовременных условиях, тем более вбудущем.
Наиболееадекватной является третья –инновационно-синергетическая системауправления. В этой системе администрацияболее не является пассивным, ждущимучастником в инновационной цепи, выполняющим лишь функции «стимул-реакция».Роль администрации помимо гомеостатическихфункций, функций отклика на инициативыснизу дополняется функцией превентивного, опережающего управления, осуществляемогоза счет генерации параллельных, альтернативных полей возможных инициатив, предъявляемых любым субъектамобразовательного пространства. Этопроисходит не только в рамках коридорадопустимых функциями гомеостаза, но иза счет процессов самоорганизации вобразовательном пространстве, например, в направлении качественного новогоразвития образовательной программы. Иэто отнюдь не единственные инициативы.И другие возможности могут порождатьсяпроцессами самоорганизации вобразовательном пространстве. Возникающеемногообразие параллельных путей развитияобразовательного процесса позволяетв ускоренном режиме выбирать и поддерживатьнаиболее оптимальные из них. Реализацияопережающего, инновационногоадминистративного управления позволяетсоздать образовательное пространствос высокими адаптивными свойствами ивысокой скоростью реакции на вызовыбыстро изменяющихся социальных условий.Кроме того, такая синергетическаясистема, в большой степени моделируясаму социальную среду современногомира, оказывает влияние на его развитие, т. к. в образовании как ни в какойдругой сфере представлено будущее внастоящем.


3.2Принципы синергетики и проблемауправления образованием


Синергетикав сфере образования и педагогики несетбольшой эвристический потенциал, даетне только новый язык для переводаизвестных положений и терминов, но иэволюционную методологию управленияобразовательным процессом с учетомфеноменов самоорганизации в образовательномпространстве.
Методологическиепринципы синергетики применительно кпроцессам взаимодействия образовательныхучреждений разного уровня в некоторомрегионе.
Гомеостатичность.Гомеостаз это поддержание программыфункционирования системы в некоторыхрамках, позволяющих ей следовать к своейцели-аттрактору. В нашем рассмотрениипод системой может пониматься какотдельное образовательное учреждение, так и образовательная система регионаили вся система образования России вцелом, и тогда аттрактором-целью являетсякак задача подготовки выпускниковзаданного уровня требований, определяемых, в конечном счете, социальным заказом, так и способ-траектория обучения.Обратные связи, фиксирующими программуфункционирования определяютсяобязательными федеральными программами, уставными нормативами образовательныхучреждений, традициями образовательнойсистемы, а так же механизмами ихреализации. Формирующие потоки вобразовательных системах – это, преждевсего, потоки ресурсов материальных, административных, информационных.
Иерархичность.Основным смыслом структурной иерархии, является составная природа вышестоящихуровней по отношению к нижестоящим.Всякий раз элементы, связываясь вструктуру, передают ей часть своихфункций, степеней свободы, которыетеперь выражаются от лица коллективавсей системы, как параметры порядка.Такова в идеале роль законодательствав обществе, делегировавшего государствучасть свобод своих граждан; такова рольи нормативно правовых, инструктивныхдокументов, но лишь в случае, когдапедагогическая среда их принимает испособна выполнять. При рассмотрениидвух соседних уровней в состояниигомеостаза принцип подчинения гласит: долгоживущие переменные управляюткороткоживущими; вышележащий уровень, нижележащим, хотя сам образован из егоэлементов.
Именнотак иерархизована любая административнаясистема, в том числе и образовательная.Поэтому любые образовательные реформы«сверху» обречены, если они не адекватныцелям ниже лежащих уровней. Например, все попытки сократить административныйаппарат вызывали за последние тридцатьлет лишь его увеличение.
Вроссийском образовательном кризисенаблюдается ослабление функцийфедеральных управляющих административныхпотоков, в силу их неспособностиреагировать на быстроменяющуюсясоциальные потребности. В то время какпередача больших административныхполномочий на региональный или школьныйуровень позволяет оперативно решатьмногие проблемы, что оправдываетсуществование разнообразных формшкольного самоуправления.
Нелинейность.Нелинейность есть нарушение принципасуперпозиции в некотором явлении: результат действия суммы причин неравен сумме результатов отдельныхпричин. Кроме того, коллективные действияне сводятся к простой сумме индивидуальныхнезависимых действий. В задачевзаимодействия образовательныхучреждений разного уровня линейноеуправление возможно из единого центрапри запрете коммуникации учреждениймежду собой – жесткое командноеадминистрирование. Учет коллективныхвзаимодействий приводит к нелинейнымоткликам на административные воздействия.Сетевые коммуникации создают собственныеиерархические уровни, живущие параллельноадминистративным центрам, дополняющиеих и, зачастую, более оперативные, чемпоследние.
Незамкнутость(открытость). Это означает, что иерархическийуровень может развиваться, усложняться, только при обмене веществом, энергией, информацией с другими уровнями. Именновнешние потоки и являются управляющимипараметрами систем. Однако в человекомерныхсистемах внешнее и внутреннее иногдаменяются местами, например мотивационныйресурс является как внешним, так ивнутренним, но в разных контекстах.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Неустойчивость.Точки неустойчивости систем, в том числеи образовательных, и есть самые эффективныесостояния для управления ими, выводясистему в неустойчивое состояние, мылишаем ее адаптивных способностейгомеостаза – отрицательных обратныхсвязей, на преодоление которых теперьне надо тратить энергию управляющеговоздействия. В образовании это хорошоиллюстрирует метод проблемного обучения: новая идея рождается, когда учащийсянаходится в неустойчивом состояниихаоса сомнений и выбора при высокоммотивационном фоне.
Динамическаяиерархичность (эмерджентность). Основнойпринцип прохождения системой точекбифуркаций, ее становления, рождения игибели иерархических уровней. Этотпринцип описывает возникновение новогокачества системы по горизонтали, т.е.на одном уровне, когда медленное изменениеуправляющих параметров мегауровняприводит к бифуркации, неустойчивостисистемы на макроуровне и перестройкеего структуры. В точке бифуркацииколлективные переменные, параметрыпорядка макро-уровня возвращают своистепени свободы в хаос микроуровня, растворяясь в нем. Затем в непосредственномпроцессе взаимодействия мега – имикроуровней рождаются новые параметрыпорядка обновленного макроуровня.Именно здесь происходит эволюционныйотбор альтернатив развития макроуровня.Это ключевой принцип синергетики. Вобразовательных пространствах онописывает инновационные механизмы иявления смены доминант, рождениеколлективных инициатив и новыхобразовательных программ и т.д.
Наблюдаемость.В синергетике это относительностьинтерпретаций к масштабу наблюдений иизначально ожидаемому результату.Целостное описание иерархическойсистемы складывается из коммуникациимежду наблюдателями разных уровней, подобно тому, как общая карта областисшивается из мозаики карт районов.
Врассматриваемом случае речь идет окоммуникации наблюдателей-акторов изразличных образовательных пространств, из различных образовательных учреждений.Фактическая задача здесь сформироватьобогащенное, динамичное образовательноепространство, лишенное коммуникативныхразрывов, адаптивное к социальнымпотребностям общества и региона, осуществляющее преемственность исогласованность в процессах непрерывногообразования. Синергетика дает возможностьне навязать, а вырастить такое пространство.Несмотря на то, что управление идетсверху вниз, но инновационные потокиидут снизу вверх, осуществляя адаптациюцелостной системы к социальным изменениям.Управляющая вертикаль должна лишьпоощрять и отбирать здоровые инновационныеформы.


3.3Модель управления


Всоответствии с принципами синергетикипостроена модель управления образовательнымпространством. В этой модели цельюуправления является такое согласованноевзаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило и функционированиеэлементов и существование всей системыв целом, обеспечило сохранение и развитиесистемы образования, создание условийдля развития коммуникативных связеймежду образовательными учреждениямирегиона. В конечном счете, цель управления– создание условий для развития личности.Задача управления – оптимизациявзаимодействия исключающих друг другапроцессов сохранения и изменения, происходящих в образовательномпространстве. Эту задачу можно представитькак комплекс задач двух уровней: а)тактических – управление спонтанносложившимся многообразием и б)стратегических – управление самимпроцессом возникновения многообразия.
Воткрытой системе новые элементымногообразия, возникающие спонтанно, угрожают сложившейся системе связей, требуют своего места в этой системе, вторгаются в нее, нарушая ее единство.Для сохранения этого единства необходимо, чтобы управление носило превентивныйхарактер, предвидело возникновениеновых элементов, поддерживало гибкость, вариативность связей между элементами, сохраняло определенную меру их свободы.Это позволит сохранить единство элементовв их отношении друг к другу, обеспечитьусловия для возникновения новыхэлементов, повышения степени ихмногообразия. Возникновение новоговозможно там, где предоставлены дляэтого большие возможности, где имеетсябольшая свобода выбора.


3.4Формирующие потоки


Условиемформирования самоорганизующихсяструктур является наличие формирующихпотоков. В образовании мы отмечаемследующие типы потоков: информационные(степень коммуникативности), ресурсные(время, финансы, кадры и материальноеобеспечение). В свою очередь управлениепроцессом самоорганизации может бытьпредставлено тремя основными типами:
Параметрическое: создание и фиксация управляющих потоков, которые являются управляющими параметрами. Это текущее среднесрочное управление, в состоянии нормы, управление на макроуровне.
Динамическое: ситуационное, быстрое реагирование, принятие решений в точках выбора, бифуркациях, состояниях неустойчивости и динамического хаоса. Управление краткосрочными процессами на микроуровне.
Игровое: установление правил коммуникаций, логики взаимодействий. Стратегическое, долговременное управление на мегауровне.
Такимобразом, возникают традиции, крупномасштабноемоделирование.
Приэтих типах управления образовательноепространство самоорганизуется за счетсвоих параметров порядка, иначе –коллективных переменных, возникающихв процессе динамической иерархизациисистемы отношений субъектов среды.
Описаннаясистема взаимодействия и управлениясубъектами целостного ОП можетвоспроизводиться в каждом районе регионав упрощенном виде. Кроме того, какутверждают авторы данной теории, онаможет быть, при должной доработке, взятаза основу модели функционированияцелостного образовательного пространстваРоссии.




Заключение


Однаиз отличительных особенностей современнойсистемы образования – переход отгосударственного к государственно-общественномууправлению образованием. Сущностьгосударственно-общественного управлениязаключается в объединении усилийгосударства и общества в решении проблемобразования.
Всоответствии с Федеральной программойпланируется разработать механизмысовершенствования взаимодействия икоординации деятельности органовгосударственной власти РоссийскойФедерации, органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений системы образования иобщественных организаций по развитиюсистемы образования как единогокомплекса.
Этазадача обусловлена наличием проблем вуправлении образовательной системойв РФ. К их числу можно отнести:
разрозненность совместной деятельности общества, системы образования и средств массовой информации по распространению образовательных, воспитательных, научно-просветительных программ, других материалов;
несовершенство форм и недостаточная активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования;
практическое отсутствие форм и методов развития самоуправления обучающихся;
неразвитость правовых основ взаимоотношений исполнителей образовательных услуг, обучающихся и их родителей.
Несмотряна наличие проблем, необходимо отметить, что для современного состояния управлениясистемой образования характерен процесссоздания новой децентрализованноймодели управления, и возможно, чторазрабатываемые учеными теории управлениябудут воплощены в жизнь.




Литература


Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования. Вопросы методологии 1994, NN 1,2.
Громыко Ю. Проектирование и программирование развития образования. М., 1996.
В.Г. Буданов, В.А. Журавлев, В.А. Харитонова. Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования.
Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М.: ИЦ, 1999.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Уч. пос. под ред. Смирнова С.А. – М.: Академия, 1998.
Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами. Программно-методическое пособие. – М., 1999. Журнал Имидж №8 2002 год.
Журнал Имидж №8 2002 год. Основные подходы к проектированию образовательных процессов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.