--PAGE_BREAK--Таблица 1. 1. Элементы модели системы ценностных ориентаций учащихся.
Элементы данной модели могут быть использованы в рамках настоящего исследования. По мнению Б.Д. Парыгина, Д.А. Андреевой и Н.А. Ермоленко, адаптацию и социализацию необходимо рассматривать как единый процесс взаимодействия личности и общества, включающий в себя и биологический компонент.
Процесс самоактуализации личности отличается от адаптации и социализации. По мнению К. Роджерса, такой отличительной особенностью является внутренний рост или развитие. В. Франкл говорил об осуществлении личностного смысла как об альтернативе адаптации и идентификации. Самоактуализация в теории А. Маслоу означает стремление к самоосуществлению и самовыражению, это является основной потребностью человека. Самоактуализирующаяся личность имеет большую «свободу воли», менее детерминирована извне, чем обычные люди [62]. Такие люди активны, более автономны и способны к самостоятельным решениям и самоуправлению.
Результаты проведенного в первой главе теоретического анализа сущности, структуры, источников и психологических механизмов формирования и развития системы ценностных ориентации личности позволяют сделать вывод о том, что ценностные ориентации индивида носят динамический характер. Кризисы развития, значимые жизненные ситуации, например, создание семьи, рождение ребенка и пр., оказывают влияние на систему ценностей личности. Анализ литературы позволил определить ценностно-смысловые ориентации как важнейшие компоненты внутреннего мира личности, представляющие собой индивидуальное преломление общественных ценностей, заключающиеся в убеждениях человека в желательности тех или иных целей или способов поведения. Принятие ценностей общества в качестве своих собственных предполагает включение их в личностный смысловой контекст.
Личностные ценности являются источником жизненных целей и смыслов (в том числе и смысла жизни), источником саморазвития и личностного роста. Можно констатировать, что, несмотря на отдельные экспериментальные исследования, проблема изменения структуры ценностных ориентации под влиянием тех или иных обстоятельств недостаточно разработана как отечественными, так и зарубежными психологами.
1.2
Методики исследования ценностных ориентаций
учащихся общеобразовательных учреждений
Для исследования системы ценностных ориентации подростков нами была использована методика М. Рокича (RVS— RokeachValueSurvay), разработанная в 1973 году и адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым (см. Приложение 2). В нашем исследовании использовалась форма «Е», модифицированная Д.А. Леонтьевым [53]. Методика основана на приеме прямого ранжирования терминальных (ценностей — целей) и инструментальных ценностей (ценностей — средств). Испытуемому предъявлялись два списка по 18 ценностей в каждом, отпечатанные на листах бумаги в алфавитном порядке, и предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18 по степени их субъективной важности. Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.
Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы: предпочитаемые, значимые (ранги с 1 по 6), индифферентные, безразличные (с 7 по 12) и отвергаемые, незначимые (с 13 по 18 ранги иерархии).
Для получения групповых результатов для каждой из ценностей подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания: ценности с наименьшим рангом приписывался вторичный ранг 1, следующей 2 и т.д. Результатом этой процедуры являлась групповая иерархия ценностных ориентации, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты.
К качественным результатам (непараметрическим), полученным по методике Рокича (ценностные ориентации), невозможно применять статистические методы, которые используются к количественным (числовым) показателям. Для непараметрических данных использовался типологический анализ: процедура кластерного анализа. Данный метод анализа позволяет разбить изучаемую совокупность объектов на группы «схожих» объектов, которые и будут кластерами. При типологическом анализе учитывалось Евклидово расстояние и использовался метод полной связи.
Для исследования родительского отношения нами был использован тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью повопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал (см. Приложение 1).
Ценностно-смысловой аспект подростков исследовался с использованием теста смысложизненных ориентации (СЖО) (см. Приложение 3), разработанного и адаптированного Д.А. Леонтьевым на основе теста PIL(PIL-PurposeinLife) Дж. Крамбо (J.S. Crumbaugh) и Л. Махолика (L.T. Maholick) [54]. Методика была создана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии в 1964г. Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) и пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:
— субшкала 1 («Цели в жизни») — характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие у исследуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;
— субшкала 2 («Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни») — определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом; содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить;
— субшкала 3 («Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией») — измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько прожитая ее часть была продуктивна и осмысленна;
— субшкала 4 («Локус контроля — Я, Я — хозяин жизни») — характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле, контролировать события своей жизни;
— субшкала 5 («Локус контроля — жизнь или управляемость жизни») -показатель убежденности в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.
Для анализа и обработки полученных данных использовалась компьютерная программа «STATISTIKAверсия 6.0».
Для оптимизации ценностных ориентаций мы использовали социально-психологический тренинг, который оказывает конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: познавательном, поскольку получение новой информации происходит посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения; эмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личностную значимость; поведенческом, предполагающем расширение его репертуара за счет осознания неэффективности привычных способов поведения.
Таким образом, для исследования ценностных ориентаций подростков при различных типах обучения нами были использованы следующие методики:
· тест ценностных ориентацииМ. Рокича;
· тест СЖО Д.А. Леонтьева;
Для изучения факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков мы использовали:
· тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).
Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
2.1 Эмпирический анализ ценностных ориентаций
учащихся общеобразовательных учреждений
Настоящее эмпирическое исследование ставило целью изучить особенности системы ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.
Задачиисследования:
1. Определить особенности родительского отношения к подросткам.
2. Определить иерархию ценностных ориентаций подростков.
3. Получить данные о субъективных представлениях об осмысленности жизни подростков.
Эмпирическое исследование проводилось на базе школы им. Максима Горького, с апреля по октябрь 2010 года. В исследовании приняли участие 30 подростков, возраст 15-16 лет.
В ходе нашего исследования нами был проведен тест — опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). По полученным результатам все семьи были разделены на 2 группы:
1- я группа – родители с негативными проявлениями родительского отношения (отвержение, авторитаризм в отношениях и т.п.), 12 семей;
2- я группа – родители с позитивными проявлениями родительского отношения (кооперация, социальная желательность и т.п.), 17 семей.
Полученные результаты представлены в таблицах №2.1. и №2.2.
Таблица №2.1. Результаты исследования родительского отношения в первой группе.
Таким образом, мы установили, что для родителей данной группы подростков характерны высокие баллы по шкале отверженности, авторитаризма, инфантилизации, низкие баллы по шкалам социальная желательность, симбиоз.
Таблица №2.2. Результаты исследования родительского отношения во второй группе.
Таким образом, у родителей подростков рассматриваемой группы высокие показатели по шкале социальной желательности, низкие показатели по шкале отвержения, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.
Далее нами были изучены особенности ценностных ориентаций первой группы подростков. Как известно терминальные ценности являются более устойчивым в ценностной структуре личности. Они определяют значимые цели, к которым стремится индивид. Именно поэтому анализ результатов начинаем с представления иерархии данных ценностных ориентаций. Результаты исследования представлены в таблице №2.3.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица №2.3.
Ранги терминальных ценностей в первой группе подростков.
Таким образом, для этой группы подростков характерна следующая иерархия терминальных ценностей-целей:
1. Материальная обеспеченность жизни
2. Уверенность в себе
3. Здоровье
4. Активная деятельная жизнь
5. Продуктивная жизнь
6. Любовь
7. Счастливая семейная жизнь
8. Общественное признание
9. Интересная работа
10. Наличие друзей
11. Развитие
12. Жизненная мудрость
13. Свобода
14. Творчество
15. Познание
16. Развлечения
17. Счастье других
18. Красота природы и искусство
В таблице №2.4. представлены результаты исследования инструментальных ценностей в первой группе подростков.
Таблица №2.4. Ранги инструментальных ценностей в первой группе подростков
Структура инструментальных ценностей (ценности-средства) подростков обучающихся раздельно выглядят следующим образом:
1. Твердая воля
2. Эффективность в делах
3. Независимость
4. Самоконтроль
5. Рационализм
6. Исполнительность
7. Высокие запросы
8. Воспитанность
9. Образованность
10. Честность
11. Терпимость
12. Чуткость
13. Аккуратность
14. Ответственность
15. Смелость
16. Жизнерадостность
17. Широта взглядов
18. Непримиримость к недостаткам
Далее нами были изучены ценностные ориентации подростков второй группы. Результаты исследования представлены в таблице № 2.5.
Таблица №2.5. Ранги терминальных ценностей во второй группе подростков.
Терминальные ценности представляют следующую иерархию:
1. Здоровье
2. Любовь
3. Счастливая семейная жизнь
4. Материально обеспеченная жизнь
5. Наличие друзей
6. Интересная работа
7. Активная деятельная жизнь
8. Жизненная мудрость
9. Уверенность в себе
10. Свобода
11. Продуктивная жизнь
12. Познание
13. Общественное признание
14. Развитие
15. Развлечение
16. Творчество
17. Счастье других
18. Красота природы и искусства
Таким образом, в блок приоритетных ценностей в данной группе входят ценности трех уровней: адаптации, социализации, самоактуализации.
Представим иерархию инструментальных ценностей (ценностей-средств) во второй группе подростков (табл. №2.6.).
Таблица №2.6. Ранги инструментальных ценностей во второй группе подростков.
Таким образом, иерархия инструментальных ценностей представлена следующим списком:
1. Ответственность
2. Аккуратность
3. Воспитанность
4. Исполнительность
5. Образованность
6. Честность
7. Жизнерадостность
8. Независимость
9. Чуткость
10. Рационализм
11. Самоконтроль
12. Смелость
13. Твердая воля
14. Терпимость
15. Эффективность в делах
16. Широта взглядов
17. Высокие запросы
18. Непримиримость к недостаткам
Представим результаты исследования смысложизненных ориентаций подростков с различным типом родительского отношения с целью сопоставления с полученными иерархическими структурами ценностных ориентаций.
Таблица №2.7. Показатели теста СЖО у подростков первой группы.
50% подростков имеют высокий уровень по шкале цели в жизни, их планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Средние баллы по шкале «цели в жизни»30% подростков характеризуют наличие адекватных целей в будущем, которые придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Стоит обратить внимание на то, что 20% подростков обучающихся раздельно имеют низкие результаты по данной шкале.
По шкале «Процесс жизни» большинство подростков имеют средние баллы, что говорит об удовлетворенности подростков своей жизнью.
По шкале «результативность жизни» в этой группе также выявлены низкие и средние показатели. По нашему мнению, это свидетельствует о негативной оценке прожитого отрезка времени.
По двум показателям локус-контроля подростки убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Они представляют себя сильной личностью, обладают достаточной свободой выбора. Достаточно высокие баллы по шкале «Процесс жизни» характеризует их как личностей гедонического типа, подростки убеждены, что они способны контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица №2.8. Показатели теста СЖО подростков второй группы.
Высокие баллы по шкале «Локус контроля-Я» и «Цели в жизни» характеризуют их более сильными и обладающими свободой выбора, для этого, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Подростки этой группы склонны позитивно оценивать прожитую часть жизни, в это время определяются новые цели. Они способны жить «настоящим», жизнь воспринимается ими во всей полноте, эмоционально насыщена, наполнена смысла. Они свободно принимают решения и воплощают их в жизнь.
2.2 Анализ факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций
учащихся общеобразовательных учреждений
По результатам исследования, нами был собран и синтезирован ряд данных. В ходе исследования нами были изучены особенности родительского отношения. По результатам исследования семьи были разделены на 2 группы с негативными и позитивными проявлениями родительского отношения.
Родители первой группы подростков воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Родители не заинтересованы в делах и планах ребенка, не помогают ребенку, не сочувствует ему. Родители низко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка. Они не поощряют инициативу и самостоятельность ребенка. Родители не доверяют ребенку, стараются занять противоположную позицию в спорных вопросах.Родители не ощущают себя с ребенком единым целым.Родители требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
В родительском отношении данных родителях имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Для родителей данной группы характерен авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Родители второй группы уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Родителям не присущ авторитаризм в отношениях с ребенком.
Проведем математическую обработку полученных результатов. Для этого применим критерий U Манна – Уитни.
Н0: у родителей первой группы показатели отвержения выше, чем у родителей второй группы.
Н1: у родителей второй группы показатели отвержения выше, чем у родителей первой группы.
Uэмп = 0 Uкр(
Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на
уровне значимости
Среднее по Х = 27.25 Среднее по Y = 15.42857
Н0 – принимается, Н1 – откланяется. Таким образом, показатели отвержения у родителей второй группы ниже, чем показатели отвержения у родителей первой группы.
Рассмотрим соотношение показателей кооперации у родителей первой и второй группы.
Н0: у родителей первой группы показатели кооперации выше, чем у родителей второй группы.
Н1: у родителей второй группы показатели отвержения выше, чем у родителей первой группы.
Uэмп = 0 Uкр(
Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на уровне значимости
Среднее по Х = 1.444444 Среднее по Y = 4.785714
Н1 – принимается, Н0 – откланяется. Таким образом, показатели кооперации у родителей второй группы выше, чем показатели кооперации у родителей первой группы.
Рассмотрим соотношение показателей авторитарной гиперсоциализации у родителей первой и второй группы.
Н0: у родителей первой группы показатели авторитаризма выше, чем у родителей второй группы.
Н1: у родителей второй группы показатели авторитаризма выше, чем у родителей первой группы.
Uэмп = 3 Uкр(
Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на
уровне значимости
Среднее по Х = 5.111111 Среднее по Y = 3.142857
Н0 – принимается, Н1 – откланяется. Таким образом, показатели авторитаризма у родителей первой группы выше, чем показатели авторитаризма у родителей второй группы.
Рассмотрим соотношение показателей инвалидизации у родителей первой и второй группы.
Н0: у родителей первой группы показатели инвалидизации выше, чем у родителей второй группы.
Н1: у родителей второй группы показатели инвалидизации выше, чем у родителей первой группы.
Uэмп = 1 Uкр(
Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на уровне значимости
Среднее по Х = 625 Среднее по Y = 5
Н0 – принимается, Н1 – откланяется. Таким образом, показатели инвалидизации у родителей второй группы ниже, чем показатели инвалидизации у родителей первой группы.
На основании проведенного исследования мы можем сделать заключение о том, что с детьми и родителями первой группы необходимо проведение коррекционных занятий, способствующих установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Изучение ценностных ориентаций в первой группе подростков показало следующее. В структуре значимых целей (ранговые места с 1 по 6) первое место занимает «материальная обеспеченность в жизни». «уверенность в себе» оказывается на втором месте, далее следует «здоровье». Эта ценность понимается как потребность личностном становлении, самореализации в жизни. «Продуктивная жизнь» находится на пятом месте.
Отвергаемыми ценностями (ранговые места с 7 по 12) для подростков с раздельным типом обучения становятся: «счастливая семейная жизнь», «общественное признание», «интересная работа», «наличие друзей», «развитие», «жизненная мудрость».
В число индифферентных ценностей (ранговые места с 13 по 18) попадают ценности «свобода», «творчество», «познание», «развлечения», «счастье других», «красота природы и искусство».
Отметим, что у данной группы подростков материально обеспеченная жизнь и активная деятельность – это важные факторы самосовершенствования и самореализации, прибавляющие уверенности в себе, поскольку данная ценность находится в непосредственной ранговой близости с ценностью «продуктивная жизнь», что свидетельствует об интересе к профессиональному росту и социализации.
В Iгруппе в блоке значимых ценностей-средств оказываются: «твердая воля», «эффективность в делах», «независимость», «самоконтроль», «рационализм», «исполнительность». В блоке отвергаемых – «высокие запросы», «воспитанность», «образованность», «честность», «непримиримость к недостаткам», «жизнерадостность».
В числе значимых ценностей подростков второй группы оказывается наличие хороших и верных друзей и интересная работа. В число индифферентных ценностей попадают такие ценности как «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость», «уверенность в себе», «свобода», «продуктивная жизнь», «познание».
Отвергаемыми являются ценности: «счастье других», «творчество», «развлечение», «развитие», «общественное признание».
Отмечается однородность блока приоритетных инструментальных ценностей. В этом блоке находятся ценности, ответственные за высокую требовательность к себе, что подразумевает более высокую ответственность подростков второй группы. В блок значимых терминальных ценностей включены ценности всех трех уровней: адаптации, социализации, самоакутализации.
При сравнении терминальных ценностей (табл. 2.9.), таких как «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «материальная обеспеченность жизни», «уверенность в себе», нами были выявлены значимые различия между сравниваемыми группами подростков на уровне значимости p≥0,05.
Таблица 2.9. Ранговые места терминальных ценностей в группах подростков с различными типами родительского отношения.
У подростков второй группы 1 – 4 места занимают здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь.
Подростки же первой группы предпочитают вести себя подчеркнуто активно, поэтому уверенность в себе, активная деятельность и продуктивность жизни у респондентов в блоке значимых ценностей. В данной группе преобладают ценности-цели, отвечающие за активность, уверенность в себе и свободу, т.е. ценности ценности самоутверждения, в отличие от самоактуализирующих ценностей второй группы. Подростки второй группы относят эти ценности в блок индифферентных, но в значимые выносят наличие друзей (5 ранговое место) и интересную работу (6 ранговое место).
Мы считаем, что у подростков с позитивным родительским отношением больше развита потребность во внимании и общении со стороны близких и друзей, у них преобладают ценности личной жизни.
В блок отвергаемых ценностей у подростков обеих групп попали такие ценности как «творчество», «красота природы и искусства», «развлечение», «счастье других».
Таким образом, мы установили, что ценностные ориентации подростков с различными типами родительского отношения различаются.
Сопоставим результаты, полученные в группах подростков по каждой шкале, по результатам исследования по методике СЖО.
Рис. 2.1. Результаты теста СЖО в группах подростков по шкале «Цели в жизни».
55% подростков второй группы имеют высокий результат, что свидетельствует о постановке четкие цели в жизни, в первой группе таких подростков 45%.
Живущих сегодняшним днем без определенных целей в жизни в первой группе 20%, имеющих низкий результат, а во второй группе таких подростков нет. Подростки второй группы более целеустремленны. Наличие адекватных целей в жизни в будущем у 30% подростков первой группы и 45% второй группы, имеющих средний результат. Они придают жизни осмысленность, направленность.
Рис. 2.2. Результаты теста СЖО в группах подростков по шкале «Процесс жизни».
15% подростков первой группы и 10% второй группы с низким результатом неудовлетворены своей жизнью в настоящем, но придают полноценный смысл воспоминаниям о прошлом. 45% подростков первой группы и 35% второй группы, имеющих высокий результат, считают свою жизнь эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. Средний результат имеют 40% подростков первой группы и 55% второй группы.
Сравним результаты, полученные в группах по шкале «результативность жизни» теста СЖО.
Рис. 2.3. Результаты теста СЖО в группах подростков по шкале «Результативность жизни».
45% подростков первой группы, имеющих низкий результат, неудовлетворенны прожитой частью жизни, во второй группе таких подростков нет. 20% подростков первой группы и 30% подростков второй группы, имеющих высокий результат считают, что прошлое способно придать смысл остатку жизни. 35% подростков первой группы и 60% подростков второй группы со средним результатом адекватно оценивают прожитую часть своей жизни, считают ее осмысленной.
Рис. 2.4. Результаты теста СЖО в группах подростков по шкале «Локус-контроля — Я».
10% подростков первой группы с низким результатом не верят в свои силы контролировать события собственной жизни, в то время как во второй группе таких подростков, получивших низкий результат нет. 55% подростков первой группы имеют высокий результат, представляют себя как сильную личность, обладают достаточной свободой выбора. Во второй группе таких подростков 40%. Средний результат имеют 50% подростков первой группы и 45% второй группы. Мы считаем, что подростки, обучающиеся в общеобразовательном классе более сильны как личность, более свободны в выборе.
Рис. 2.5. Результаты теста СЖО в группах подростков по шкале «Локус-контроля жизни».
25% подростков первой и 55% второй групп, имеющих высокий результат, убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
5% подростков первой группы с низким результатом считают, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, бессмысленно загадывать что-либо на будущее. Средний результат имеют 70% подростков первой группы и 45% подростков второй группы.
По t-критерию Стьюдента между показателями шкал теста СЖО обнаружены достоверные различия по следующим 2-м шкалам: «Результативность в жизни», «Локус – контроля жизни», на уровне значимости (р≥0,05). Низкие значения встречаются в группе подростков обучающихся раздельно по каждой шкале.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования.
1. В ходе проведенного исследования выделена следующая иерархическая структура ценностных ориентаций подростков обучающихся по различном системам.
Таблица №2.10. Иерархическая структура ценностных ориентаций подростков.
Представленная иерархическая структура позволяет сделать вывод о различии ценностных ориентаций подростков с различным типом родительского отношения. Это подтверждает гипотезу о влиянии родительского отношения на систему ценностных ориентаций подростков.
В целом же система ценностных ориентаций подростков с позитивным родительским отношением направлена в сторону самоактуализации.
2. Составленная иерархия ценностей и анализ структуры позволяет сделать вывод, что подростки, с негативным родительским отношением для достижения таких ценностей-целей, как «материальная обеспеченность», «уверенность в себе», «здоровье», «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» используют следующие ценности-средства – «твердая воля», «эффективность в делах», «независимость», «самоконтроль».
Подростки с позитивным родительским отношением для достижения ценностей-целей «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь» выделяют следующие ценности-средства «воспитанность», «аккуратность», «ответственность». Для достижения «активной деятельной жизни», обретения «жизненной мудрости», «интересной работы», «материально обеспеченной жизни» и «хороших и верных друзей» как ценностей-целей выделяют следующие ценности-средства «жизнерадостность», «независимость», «честность», «образованность».
Отметим, что подростки с позитивным родительским отношением разделяют ценности «счастливая семейная жизнь» и ценности профессиональной реализации и самоактуализации, чем существенно отличаются от группы подростков с негативным родительским отношением.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Пути оптимизации ценностных ориентаций
учащихся общеобразовательных учреждений
Как показало проведенное исследование отношения между подростками и родителями оказывают существенное воздействие на формирование и становление личности старшеклассника, поэтому должна проводится своевременная коррекция и оптимизация негативных состояний родительского отношения.
С обследованными семьями первой группы был проведен ряд коррекционно-развивающих занятий, основной целью которых было — расширение психологической компетентности родителей в области влияния родительских директив на формирование личности ребенка. Занятия проводились психологом (Городничевой Ольгой Анатольевной, работающей в школе) с непосредственным нашим участием.
Задачи:
Познакомить родителей с распространенными видами родительских директив негативно влияющих на личность ребенка;
Обучить рефлексивному отношению к использованию директив в собственном общении с ребенком;
Закрепить навыки общения с детьми без использования родительских директив с помощью анализа и проигрывания ролевых ситуаций.
Участники: педагог-психолог, родители.
Время: 1 час.
План:
Приветствие.
Дать определение и наиболее популярные виды родительских директив.
Проигрывание ситуаций с альтернативными видами общения.
Рефлексия.
Оформление, оборудование и инвентарь: занятие проводится в просторном помещении, стулья и столы расположены в форме полукруга, чтобы все участники могли слышать и видеть друг друга. На столах лежит цветная бумага в форме прямоугольника и бейджик, ручки, карандаши или фломастеры, клубок ниток. К доске прикрепляется плакат с таблицей “Влияние родительских директив на формирование личности ребенка” (по Р. Голдуингу и М. Голдуингу,1976г.).
Результатом тематического тренинга будет являться более осознанное отношение к тем видам влияний, которыми пользуются родители в общении с ребенком и уменьшение директивности педагогического общения, что повлечет за собой повышение уровня самооценки, инициативности, самостоятельности, комуникативности детей, формирование мотивации успеха и достижения, повышение привлекательности процесса обучения и воспитания в целом.
Ход тренинга
Родители сидят за столами, разбившись на группы. Педагог-психолог предлагает им изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет выбирается участником по желанию. Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный. Психолог задает вопрос: “ Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?”, а участники пишут либо имя, либо имя — отчество, либо уменьшительно-ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.
Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветной методики А. Лутошкина.
Критерии оценки:
а) красный – восторженное настроение;
б) желтый – светлое, приятное;
в) оранжевое – радостное;
г) зеленый – спокойное;
д) фиолетовый – тревожное, напряженное;
е) черное – уныние, полное разочарование, упадок сил.
Родители должны представится и по желанию объяснить другим идею (замысел) своей визитки или почему выбрано именно такое обращение.
Выступление психолога:
– Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о самом дорогом, что есть у нас, – о наших детях, и как мы родители можем неосознанно повлиять на его дальнейшую жизнь. Тема нашей встречи: “Влияние родительских директив на формирование личности ребенка”.
Под директивами понимают скрытое, косвенное послание (приказание, поучение), не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителей, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя “хорошим”.
Директива – это своеобразное “скрытое послание” родителей ребенку, поучение, которое при этом самим родителем не объясняется.
Педагог-психолог выделяет наиболее распространенные родительские директивы, которые негативно влияют на формирование личности ребенка.
Упражнение на проявление используемых родителями директив и обучение альтернативным формам общения.
Родители делятся на подгруппы. Родителям предлагаются карточка с темой, и каждая группа разыгрывают две ситуации, где родители используют родительскую директиву, эту же ситуацию, но уже без директивы.
Таблица № 2.11. Родительские директивы, негативно влияющие на формирование личности ребенка.
Рефлексия: от родителя к родителю передается клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, он продолжает фразу “Работая с группой, я понял(а), что …”.
Так же был проведен ряд занятий родителей вместе с подростками. Были использованы следующие методики.
Процедура тренинга «Близнец издалека»
Название. Процедура психологического тренинга «Близнец издалека»
Предназначение.
Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека.
Психолог предлагает участнику (или участникам) представить существование брата-близнеца (или сестры близнеца), о котором раньше он ничего не знал. Предлагается ответить на вопрос о том, какие обстоятельства жизни близнеца могут вызвать зависть, и максимально детально записать эти обстоятельства.
Данная вымышленная, но вполне понятная для испытуемого ситуация побуждает его к раскрытию основных жизненных ценностей. К раскрытию в таком качестве, в котором они есть.
Желательно, чтобы перед проведением данной процедуры участники были довольно хорошо «разогреты»: у них не было зажатости и хорошо работала фантазия.
Процедуру можно проводить как в индивидуальной работе с клиентами, так и в программе группового тренинга. Процедура может проделываться и в парах, и в виде эксперимента с последующим анализом.
Процедуру желательно проводить в спокойной, располагающей к фантазированию, обстановке: можно приглушить свет, включить спокойную музыку и т.п.
Инструкция для мужчин.
Представьте, что Вы узнали о существовании своего брата-близнеца. Вас разлучили ещё в младенчестве. Теперь он живёт далеко, но вот приехал к Вам в гости. Вы разговорились, много узнали друг о друге. В чём-то Вы позавидовали брату.
Вопрос. Что могло вызвать у Вас эту зависть, какие обстоятельства жизни брата?
Смело пишите всё, что приходит в голову. Если Вы представите эту сцену во всех деталях, то Вам будет легче ответить на этот вопрос. Попробуйте представить как выглядит Ваш брат-близнец, во что он одет, какая причёска и т.д. Представьте как и что он говорит, его индивидуальные манеры поведения. Представьте и то, как Вы завидуете и — может быть — как Вы злитесь.
Выпишите на лист бумаги всё то, что могло бы вызвать зависть. Старайтесь писать конкретно, не ограничиваясь общими фразами вроде «Успех в жизни» или «Счастье в личной жизни».
Инструкция для женщин.
Представьте, что Вы узнали о существовании своей сестры-близнеца. Вас разлучили ещё в младенчестве. Теперь она живёт далеко, но вот приехала к Вам в гости. Вы разговорились, много узнали друг о друге. В чём-то Вы позавидовали сестре.
Вопрос. Что могло вызвать у Вас эту зависть, какие обстоятельства жизни сестры?
Смело пишите всё, что приходит в голову. Если Вы представите эту сцену во всех деталях, то Вам будет легче ответить на этот вопрос. Попробуйте представить как выглядит Ваша сестра-близнец, во что она одета, какая причёска и т.д. Представьте как и что она говорит, её индивидуальные манеры поведения. Представьте и то, как Вы завидуете и — может быть — как Вы злитесь.
Выпишите на лист бумаги всё то, что могло бы вызвать зависть. Старайтесь писать конкретно, не ограничиваясь общими фразами вроде «Успех в жизни» или «Счастье в личной жизни».
Вопросы для обсуждения.
1. Не кажется ли вам, что те обстоятельства, которые могут вызвать зависть в нас, и есть наши истинные ценности?
2. Как вам кажется, зависть это плохое чувство? Может ли быть хорошая зависть?
3. Вы не против, если мы сейчас все вместе пожелаем Вам того, что у Вас получилось?
Упражнение «10 заповедей»
Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.
Участников просят придумать 10 заповедей — неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.
«Семейная гостиная»
Цель: Укрепление связи с семьей посредством разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями.
Задачи:
Формировать представление у детей о семье как о группе людей, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Способствовать родителям находить контакт с детьми.
Оборудование:
магнитофон;
аудиозаписи мелодий песни “Родительский дом ”, “Загляните в семейный альбом ”,
таблички с фамилиями участников команд;
костюмы для танцевальных номеров
бумага, ручки для команд и жюри; жетоны; призы для команд;
мультимедийный проектор, экран;
Звучат музыкальные композиции “Родительский дом”, “ Загляните в семейный альбом”.
Участники, зрители и гости занимают свои места. На экране – название мероприятия
“Семейная гостиная”.
Участвуют 3 семьи (мама, папа и ребенок). У каждой команды – капитан, эмблема.
Жюри оценивает результаты каждого тура.
Ведущий 1. Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые взрослые!
Ведущий 2. Здравствуйте!
Ведущий 1. Мы рады видеть вас в нашем зале на празднике – конкурсе
“Семейная гостиная”
Ведущий 2. Семья – самое главное в жизни каждого человека. Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Мы знаем, что семья – это самая надежная опора. Мы надеемся, что вы будете единой командой, единой семьей.
Ведущий 1. Давайте познакомимся с нашими семьями.
Ведущий 2. Первый конкурс “Давайте познакомимся”.
Задание классным руководителям – представить семью из своего класса.
Ведущий 1. Конкурс “ Герб моей семьи”.
Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтят эту традицию.
Мы предлагаем вам придумать и нарисовать герб вашей семьи.
(Пока наши семьи работают вашему вниманию музыкальная пауза.)
Ведущий 2. Слово жюри.
Ведущий 1. Конкурс пословиц.
В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. По необходимости один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.
И мы думаем, что в ваших семьях, дорогие наши участники тоже все хорошо.
О таких семьях народ сложил пословицы. Расшифруйте их.
1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС
2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В
Ответы.
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Ведущий 1. Следующий конкурс “Заветный рецепт моей семьи”.
Любимое занятие наших мам – на кухне творить чудеса. У каждой семьи свои рецепты пирожков, блинов, тортов. Ах, какая вкуснятина! Приглашаем наших мам продемонстрировать свои кулинарные шедевры.
Ведущий 2. Пока жюри подводит итоги вашему вниманию музыкальная пауза.
Ведущий 1. Слово жюри.
Ведущий 2. Конкурс “ Семейные увлечения”.
Разные люди, разные увлечения. Кто-то спортом занимается, кто-то пишет стихи, кто-то рисует, а кто-то вышивает бисером. Сейчас наши семьи познакомят нас со своим миром увлечений.
Ведущий 1. Приступаем к последнему конкурсу “ Минута славы”, приглашаем на сцену наши семьи, показать свои таланты.
Ведущий 2. Вот и закончились наши конкурсы. Жюри подводит итоги. А мы хотим подарить нашим самым смелым семьям музыкальные подарки. (Мини – концерт)
Слово жюри.
Награждение семей дипломами и подарками.
Мероприятие заканчивается чаепитием родителей и детей.
После проведенных занятий нами было проведено повторное исследование детско – родительских отношений в первой группе. Результаты повторного исследования представлены в таблице №2.12.
Таблица №2.12. Результаты повторного исследования детско — родительского отношения в первой группе.
Для родителей данной группы детей характерны высокие баллы по шкале кооперация 69,4, средние баллы по шкале симбиоз 47,9, низкие баллы по шкалам авторитаризм 16,6 и инвалидизация 38,8.
На рисунке 2.6. представлены сравнительные результаты исследования родительского отношения первой группы до и после проведения занятий.
продолжение
--PAGE_BREAK--Рис. 2.6. Сравнительные результаты исследования родительского отношения первой группы до и после проведения занятий.
После проведения коррекционной программы изменились показатели детско – родительских отношений в исследуемой группе.
У родителей отмечаются высокие показатели по шкале социальной желательности, низкие показатели по шкале отвержения, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.
Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Родителям не присущ авторитаризм в отношениях с ребенком.
Проведем математическую обработку полученных результатов. Для этого применим критерий U Манна – Уитни.
Н0 – показатели отвержения у родителей выше при первом исследовании, чем при втором.
Н1 –показатели отвержения у родителей выше при втором исследовании, чем при первом.
Uэмп = .5 Uкр(
Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на уровне значимости
Среднее по Х = 20.13043 Среднее по Y = 5.913043
Н0- принимается, Н1 – отвергается. Таким образом, мы можем сказать, что у родителей при повторном исследовании наблюдается рост показателя «принятие» по отношению к ребенку.
Рассмотрим изменение показателя «авторитаризм в отношениях».
Н0 – показатели авторитаризма у родителей выше при первом исследовании, чем при втором.
Н1 –показатели авторитаризма у родителей выше при втором исследовании, чем при первом.
Uэмп = 14.5 Uкр(
Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на уровне значимости
Среднее по Х = 3.913043 Среднее по Y = 1
Н0- принимается, Н1 – отвергается. Таким образом, мы можем сказать, что у родителей при повторном исследовании наблюдается значительное снижение показателя «авторитаризма в отношениях» по отношению к ребенку.
Рассмотрим изменение показателя инвалидизации.
Н0 – показатели инвалидизации у родителей выше при первом исследовании, чем при втором.
Н1 –показатели инвалидизации у родителей выше при втором исследовании, чем при первом.
Uэмп = 3 Uкр(
Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на уровне значимости
Среднее по Х = 5.391304 Среднее по Y = .6086956
Н0- принимается, Н1 – отвергается. Таким образом, мы можем сказать, что у родителей при повторном исследовании наблюдается значительное снижение показателя «инвалидизации» по отношению к ребенку.
Рассмотрим изменение показателя кооперации.
Н0 – показатели кооперации у родителей выше при первом исследовании, чем при втором.
Н1 –показатели кооперации у родителей выше при втором исследовании, чем при первом.
Uэмп = 3 Uкр(
Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на уровне значимости
Среднее по Х = 3.478261 Среднее по Y = 8.26087
Н1- принимается, Н0 – отвергается. Таким образом, мы можем сказать, что у родителей при повторном исследовании наблюдается значительное повышение показателя «кооперация» по отношению к ребенку.
Рассмотрим изменение показателя симбиоз.
Н0 – показатели симбиоза у родителей выше при первом исследовании, чем при втором.
Н1 –показатели симбиоза у родителей выше при втором исследовании, чем при первом.
Uэмп = 156.5 Uкр(
Различие между выборками Х и Y по уровню признака значимо на
уровне значимости
Среднее по Х = 4.086957 Среднее по Y = 1.956522
Н1- принимается, Н0 – отвергается. Таким образом, мы можем сказать, что у родителей при повторном исследовании наблюдается значительное снижение показателя «симбиоз» по отношению к ребенку.
Таким образом, повторное исследование детско – родительских отношений в первой группе показало, что после проведения коррекционной программы изменились показатели детско – родительских отношений в исследуемой группе.
У родителей отмечаются высокие показатели по шкале социальной желательности, низкие показатели по шкале отвержения, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.
Таким образом, проведенная нами работа показала свою эффективность и позволила улучшить детско – родительские отношения.
Далее нами было проведено повторное исследование особенностей ценностных ориентаций первой группы подростков. Результаты исследования представлены в таблице №2.13.
Таблица №2.13.
Ранги терминальных ценностей в первой группе подростков
Таким образом, для этой группы подростков характерна следующая иерархия терминальных ценностей-целей:
1. Счастливая семейная жизнь
2. Любовь
3. Здоровье
4. Активная деятельная жизнь
5. Продуктивная жизнь
6. Счастье других
7. Материальная обеспеченность жизни
8. Общественное признание
9. Интересная работа
10. Наличие друзей
11. Развитие
12. Жизненная мудрость
13. Свобода
14. Творчество
15. Познание
16. Развлечения
17. Уверенность в себе
18. Красота природы и искусство
В таблице №2.14. представлены результаты повторного исследования инструментальных ценностей в первой группе подростков.
Таблица №2.14. Ранги инструментальных ценностей в первой группе подростков.
Структура инструментальных ценностей (ценности-средства) подростков обучающихся раздельно выглядят следующим образом:
1. Жизнерадостность
2. Чуткость
3. Воспитанность
4. Самоконтроль
5. Образованность
6. Исполнительность
7. Высокие запросы
8. Независимость
9. Рационализм
10. Честность
11. Терпимость
12. Эффективность в делах
13. Аккуратность
14. Ответственность
15. Смелость
16. Твердая воля
17. Широта взглядов
18. Непримиримость к недостаткам
Таким образом, мы видим, что ценностные ориентации подростков первой группы изменились. В структуре значимых целей (ранговые места с 1 по 6) первое место занимает «счастливая семейная жизнь» эта ценность понимается как потребность во внимании и эмоционально близких отношениях. «Любовь» оказывается на втором месте, как одно из необходимых условий теплых отношений с близкими, далее следует «здоровье».
Отвергаемыми ценностями является «материальная обеспеченность жизни», «общественное признание» это говорит о том, что подростки не считают материальное выше духовного, им в большей степени важны отношения с близкими.
В блоке значимых ценностей-средств подростками выделяются: «жизнерадостность», «чуткость», «воспитанность», «самоконтроль», «образованность».
Мы считаем, что у подростков увеличилась потребность во внимании и поддержке со стороны близких и друзей. Выделенные особенности ценностных ориентаций подростков при повторном исследовании включают ценности социализации и адаптации. Тогда как при первом исследовании у подростков преобладали ценности самоактуализации. Подростки выделяют ценности личной жизни. Необходимо обратить внимание, что центральная ценность в данной группе – любовь. Для данной группы подростков характерна неотъемлемая связь счастливой семейной жизни, основанной на любви и здоровье.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, действительно существуют различия в ценностных ориентациях подростков с различными типами родительского отношения. Проведение коррекционной работы по оптимизации родительского отношения способствовало оптимизации ценностных ориентации подростков.
Заключение
На основании проведенного теоретического анализа мы сделали следующие выводы:
Ценности–это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценностные ориентации– это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Ценностные ориентации– важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Теоретическим аспектам изучения «ценностей» и «ценных ориентаций личности» уделяли внимание такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Рубинштейн, в.А. Ядов и др. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Б.С. Волков, А.В. Мудрик, Е.И. Киприянова и др.
Эмпирическое исследование проводилось на базе школы им. Максима Горького, с апреля по октябрь 2010 года. В исследовании приняли участие 30 подростков, возраст 15-16 лет. В ходе проведенного исследования был проанализирован и синтезирован ряд данных.
Были выделены 2 группы родителей с различными типами родительского отношения:
3- я группа – родители с негативными проявлениямиродительского отношения (отвержение, авторитаризм в отношениях и т.п.), 12 семей;
4- я группа – родители с позитивными проявлениями родительского отношения (кооперация, социальная желательность и т.п.), 17 семей.
Далее нами были изучены особенности ценностных ориентаций первой группы подростков.
Изученная иерархическая структура ценностных ориентаций подростков позволяет сделать вывод о различии ценностных ориентаций подростков с различным типом родительского отношения. Это подтверждает гипотезу о влиянии родительского отношения на систему ценностных ориентаций подростков.
В целом же система ценностных ориентаций подростков с позитивным родительским отношением направлена в сторону самоактуализации.
Подростки, с негативным родительским отношением для достижения таких ценностей-целей, как «материальная обеспеченность», «уверенность в себе», «здоровье», «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» используют следующие ценности-средства – «твердая воля», «эффективность в делах», «независимость», «самоконтроль».
Подростки с позитивным родительским отношением для достижения ценностей-целей «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь» выделяют следующие ценности-средства «воспитанность», «аккуратность», «ответственность». Для достижения «активной деятельной жизни», обретения «жизненной мудрости», «интересной работы», «материально обеспеченной жизни» и «хороших и верных друзей» как ценностей-целей выделяют следующие ценности-средства «жизнерадостность», «независимость», «честность», «образованность».
Отметим, что подростки с позитивным родительским отношением разделяют ценности «счастливая семейная жизнь» и ценности профессиональной реализации и самоактуализации, чем существенно отличаются от группы подростков с негативным родительским отношением.
Как показало проведенное исследование отношения между подростками и родителями оказывают существенное воздействие на формирование и становление личности старшеклассника, поэтому должна проводится своевременная коррекция и оптимизация негативных состояний родительского отношения.
Повторное исследование детско – родительских отношений в первой группе показало, что после проведения коррекционной программы изменились показатели детско – родительских отношений в исследуемой группе.
У родителей отмечаются высокие показатели по шкале социальной желательности, низкие показатели по шкале отвержения, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.
Таким образом, проведенная нами работа показала свою эффективность и позволила улучшить детско – родительские отношения.
Повторное исследование особенностей ценностных ориентаций первой группы подростков показало, что ценностные ориентации подростков первой группы изменились. В структуре значимых целей (ранговые места с 1 по 6) первое место занимает «счастливая семейная жизнь» эта ценность понимается как потребность во внимании и эмоционально близких отношениях. «Любовь» оказывается на втором месте, как одно из необходимых условий теплых отношений с близкими, далее следует «здоровье».
Отвергаемыми ценностями является «материальная обеспеченность жизни», «общественное признание» это говорит о том, что подростки не считают материальное выше духовного, им в большей степени важны отношения с близкими.
Мы считаем, что у подростков, после проведения социально – психологического тренинга увеличилась потребность во внимании и поддержке со стороны близких и друзей. Выделенные особенности ценностных ориентаций подростков при повторном исследовании включают ценности социализации и адаптации. Тогда как при первом исследовании у подростков преобладали ценности самоактуализации. Подростки выделяют ценности личной жизни. Необходимо обратить внимание, что центральная ценность в данной группе – любовь. Для данной группы подростков характерна неотъемлемая связь счастливой семейной жизни, основанной на любви и здоровье.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, действительно существуют различия в ценностных ориентациях подростков с различными типами родительского отношения. Проведение коррекционной работы по оптимизации родительского отношения способствовало оптимизации ценностных ориентации подростков.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994. — 237 с.
2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т.5. №5. С. 63 — 70.
4. Альманах психологических тестов. М: «КПС», 1995. — 400 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2 т., Т. 1. М., 1980. – 232 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. – 338 с.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2002. — 344 с.
8. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. В 2 т. М., 1985.
9. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. //Сборник научных трудов. Горький, 1982. — С. 116 — 129.
10. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. — №4 с. 117-121.
11. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84–87.
12. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 1976.
13. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003.-№1.-С.28-38.
14. Беляева Т.Б. Изучение половых и возрастных особенностей в представлениях о ценностях человека // Ежегодник РПО, т. 1, Вып. 2. М., 1995. — С. 102 — 103.
15. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — с. 270.
16. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. – 312 с.
17. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №5. С. 99 — 105.
18. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения // Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1987. – 15 с.
19. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.
20. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1997.
21. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991. – 512 с.
22. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.
23. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: МАСС МЕДИА, 1995. – 210 с
24. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Лапочкина М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995. – 44 с.
25. Гордон Т. Повышение родительской эффективности / Популярная педагогика. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – 188 с.
26. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 102 — 109.
27. Дербенев Д.П. Социальная адаптация детей. М.: Социальный журнал №1/2. 1997.
28. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной, -М., 1987. – 241 с.
29. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М, 1978. — 272с.
30. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. — М., 1997. – 87 с.
31. Елизарова А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта // Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1995. – 24 с.
32. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.
33. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998 №2 (апрель июнь) с. 58-67.
34. Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // Специалист. – 1999. – №2. – С.30–32.
35. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.-222с.
36. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М, 1982 – 128 с.
37. Изучение ценностно-смысловой сферы личности. Методические рекомендации / Составитель канд. психол. наук, доц. Яницкий М.С. Кемерово. 1997. — с. 39.
38. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. // Экспресс-опыт 1999 — №1 (январь-июнь) с. 34-36.
39. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. – 1999. – №2. – С.50–52.
40. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии 1999 №6 с. 29.
41. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №4. — с. 130-136.
42. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентации. Исследование отношения к норме социального поведения на различных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1992. — с. 3-12.
43. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоретический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. – М., 2001. – Вып 4, ч.1. – .147–165.
44. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). М., 1979. — 175 с.
45. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000. – 292 с.
46. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. – 992 с.
47. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.
48. Круглов Б.С. Социальная направленность личности //Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989. — с. 12 — 14.
49. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144.
50. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2003. – 304 с.
51. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М. 1992.-17 с.
52. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентация (СЖО). М., 1992.-16 с.
53. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №1. — с. 150 — 155.
54. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989, — 311 с.
55. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. – 448 с.
56. Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. – 2001. – №16. – С.4.
57. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в структуре личности. // Межвузовский сборник научных трудов. «Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации». Выпуск 1. Саратов, 2004. С. 96-100 (статья).
58. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» № 6. Ростов-на-Дону, издательство РГПУ, 2006. С. 121 – 132 (статья).
59. Мамедова Ж.С. Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы. // Психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. Москва, 2006. С. 379-382 (тезисы).
60. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. — 425 с.
61. Момов В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы): Пер. с болт. М., 1994. – 176 с.
62. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаевича. М., 1994. -176 с.
63. Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся. М., 1990 с. 180.
64. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к Действительности // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. — с. 35 — 38.
65. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность. Тбилиси. 1987. — 361с.
66. Островская К.В. В поисках ценностей. М., 2000. – 151 с.
67. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социол. исслед. – 2002. – №5. – С.111–114.
68. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. // Социол. исслед. – 1999 – №6. – С.96–99.
69. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. — 288 с.
70. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М, 1987. — 240 с.
71. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд. М., 1990. — 494 с.
72. Развитие личности ребенка: перевод с англ. / Под ред. А.М. Фонарева. М., 1987. – 272 с.
73. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 1996. – 25 с.
74. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности/ Учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 1999. – 92 с.
75. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С. Петерберг. ун-та, 1999. – 116 с.
76. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка раннего возраста // Автореф. дис. … канд. псих. наук. М. 1995. — 13 с.
77. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. Т. 3. №5. — с. 135-145.
78. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. В 2-х т. М., 1986. — 408 с.
79. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. – 2001. – №8. – С.10-13.
80. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Общ. ред. Г.В. Бурменской. М, 1993. — 480 с.
81. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение.). СПб. Питер Пресс, 1997. — 608 с.
82. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. – 2002. – №2. – С.5–13.
83. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982 с. 108-115.
84. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.-137с.
85. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. — 204 с.
Приложения
Приложение 1
1.
Тест–опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина.)
Опросник состоит из 5 шкал.
1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.
Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью — «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально диск-риминативного фактора была построена структура настоящего опросника.
Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.
Опросник.
1.Я всегда сочувствую своему ребенку.
2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3.Я уважаю своего ребенка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6.Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8.Мой ребенок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.
21.Я принимаю участие в своем ребенке.
22.К моему ребенку «липнет» все дурное.
23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25.Я жалею своего ребенка.
26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребенком.
38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39.Основная причина капризов моего ребенка—эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43.Я разделяю увлечения своего ребенка.
44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребенка.
46.Мой ребенок часто раздражает меня.
47.Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребенку.
50.За строгое воспитание дети благодарят потом.
51.Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53.Я разделяю интересы своего ребенка.
54.Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60.Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
продолжение
--PAGE_BREAK--