Реферат по предмету "Педагогика"


Диалектика воспитательного процесса

Содержание
Введение 2
1. Диалектика педагогических теорий и практик в их историческом
развитии_ 3
1.1Диалектика воспитания как особой формы человеческой деятельности. 3
1.2Диалектика систем, процессов и методов воспитания 4
1.3Историческая практика и теории закрытых общественных систем воспитания  5
2. Принципы диалектической системы воспитания и образования 7
Заключение 18
Список литературы_ 19
/>/>Введение
Диалектическаяпедагогика как наука о совершенствовании индивида есть практический результатдиалектического развития педагогической мысли, имеющей целью поиски совершеннойсистемы воспитания и образования личности. Новое здесь только ДИАЛЕКТИКА, и онав том, чтобы в воспитательно-образовательной деятельности сознательно применитьпринцип Диалектики. В конечном счете, Диалектика всегда была основой исущностью человеческой деятельности, в том числе – воспитания, но проявляласебя как внешний результат, а не внутреннее осознание.
1. Диалектика педагогических теорий ипрактик в их историческом развитии1.1 Диалектикавоспитания как особой формы человеческой деятельности
Сцелью систематизации изложения согласимся с известной периодизацией историиразвития человеческого общества: первобытная община (матриархат, патриархат) – рабовладельческоеобщество – феодальное общество – индустриальное общество (капитализм, социализм).
Впервобытной общине не была выделена отдельно воспитательная деятельность, детиперенимали обычаи, традиции, веру, опыт и знания от взрослых в процессежизнедеятельности общины путем наблюдения, общения и личного участия. Такимобразом, сама жизнь была естественным воспитателем ребенка, и, главное, этажизнь и далее не выходила за рамки жизнедеятельности общины. Образно говоря,община периода матриархата являлась «большой семьей». В этом процессеестественного воспитания дети получали все необходимое для продолжения своейвзрослой жизни в общине.
Вусловиях все усиливающейся дифференциации жизнедеятельности общества, припереходе к патриархальному роду, принцип «воспитание жизнью» не мог полностьюобеспечить должного воспитания в условиях, образно говоря, «малой семьи».
Окончательноеотделение воспитательной деятельности от общечеловеческой деятельностипроизошло в условиях рабовладельческого общества, в связи с дальнейшимограничением принципа воспитания жизнью в рамках перехода от «малой семьи» к моногамнойсемье. Все большее расслоение, дифференциация человеческой деятельности,появление зачатков наук вызвали насущную необходимость дополнить семейноевоспитание, основанное на принципе «воспитание жизнью», специальнойподготовкой, основанной на принципе «целенаправленного воспитания», кпрактической жизни в обществе.1.2 Диалектика систем,процессов и методов воспитания
Диалектикасистем воспитания в достаточной мере обнаруживает себя по четырем линиямразвития диалектических противоположностей: общественная система воспитания – семейнаясистема воспитания, единая система воспитания – разрозненная системавоспитания, система отдельного (сословного) воспитания – система всеобщеговоспитания, частная (общественная) система воспитания – государственная системавоспитания.
Общественнаясистема воспитания сложилась как особая форма человеческой деятельности наоснове принципа целенаправленного воспитания. Семейная система воспитаниясложилась после образования моногамной семьи, которая восприняла от общины «большойсемьи» принцип воспитания жизнью.
Такимобразом, в основе диалектического противоречия между общественной и семейнойсистемами воспитания по сути было и остается противоречие между принципомцеленаправленного воспитания и принципом воспитания жизнью, противоречие,которое в процессе исторического развития решалось по-разному.
Диалектикаразрешения противоречия между единой системой воспитания и разрозненнойсистемой воспитания, а также между системой отдельного и системой всеобщеговоспитания в историческом развитии шла в пользу создания единой системывсеобщего воспитания.
Диалектикаразрешения противоречия между частной (общественной) и государственнойсистемами воспитания идет по пути предоставления индивиду свободы и экономическойвозможности для выбора между частной (общественной) или государственнойсистемами воспитания.
Впрактике и теории процесса воспитания диалектика проявляет себя в противоречиимежду общим и специальным образованием, совместным и раздельным, одновозрастным– разновозрастным, плановым – свободным и т.п. В процессе историческогоразвития имело место преобладание различных сторон указанных противоречий,однако до разрешения этих противоречий дело не дошло, поскольку этипротиворечия сознательно могут быть разрешены только на основе Диалектики[1].
Некоторыеиз них помогают решить соответствующие методики воспитания, но и здесьсуществуют свои линии противоречий: между предметно-системной икомплексно-тематической, между классно-урочной и свободно-индивидуальнойсистемами, многопредметными и малопредметными, с домашними заданиями – бездомашних заданий, с экзаменами (тесты) – без экзаменов (тестов), свобода – дисциплина,пассивный ученик – активный ученик, наглядное – словесно-лекционное, снаказаниями – без наказаний, с отметками – без отметок и тому подобнымиметодиками, которые педагоги пытались разрешить в теории и на практике.1.3 Историческаяпрактика и теории закрытых общественных систем воспитания
Историязакрытых общественных систем воспитания представляет собой не что иное, какпопытку диалектического развития АНТИТЕЗИСА (воспитания как особой формычеловеческой деятельности) обособленно от ТЕЗИСА (общечеловеческойдеятельности). Но, как известно, в силу Диалектики обособившаясяпротивоположность уже как Целое распадается на ' свои внутренниепротивоположности, одной из которых будет та, от которой перваяпротивоположность отделилась как ЦЕЛОЕ.
Современноероссийское общество начинает возвращаться к пониманию высоких педагогическихвозможностей закрытых систем воспитания, чему способствует развитие частнойинициативы в деле воспитания и применения западного опыта в создании детскихдомов семейного типа.
Такимобразом, рассмотрение истории развития закрытых общественных систем воспитанияубеждает, что это развитие в конечном счете шло под воздействием Диалектики, атакже в том, что эти закрытые системы имеют два пути своего совершенствования:либо путем достижения диалектического ЕДИНСТВА внутренних противоречий, либопутем достижения диалектического СИНТЕЗА (единства) закрытой системы воспитаниякак антитезы с общечеловеческой деятельностью как тезиса. История дала нампримеры теоретического и практического использования обоих путейсовершенствования систем воспитания[2].
2. Принципы диалектической системывоспитания и образования
Основополагающимпринципом диалектической системы воспитания и образования Личности являетсяпринцип диалектического монизма. Суть этого принципа подробно раскрыта впредшествующей главе и первой части настоящей главы концепции. При практическомприменении этого принципа в указанной системе воспитания и образованиянеобходимо руководствоваться не здравым смыслом, а высшим Разумом, то естьДиалектикой как Абсолютом. Этим же принципом должны проверяться результатыпедагогической практики, поскольку критерием истины является Диалектика какединство практики и самосознания.
Изпервоначального принципа – диалектического монизма – вытекают два другихдиалектически взаимосвязанных принципа диалектической системы воспитания иобразования: принцип воспитания жизнью и принцип целенаправленного воспитания,диалектика которых подробно раскрыта в предыдущей главе концепции.
Практическаяреализация принципа воспитания жизнью в диалектической системе воспитания иобразования с необходимостью предполагает значительное изменение бытия, условийжизни воспитуемых в связи с тем, что в раннем возрасте индивида бытиеопределяет сознание, а в диалектике сознания – в первую очередь егонравственность. Поскольку требуемые для раннего воспитания изменения бытия вмасштабе всего общества одновременно произвести нельзя, главным образом посубъективно-психологическим причинам, постольку в полной мере диалектическаясистема воспитания и образования может быть образована пока в экспериментальныхцентрах, призванных оказать свое влияние на психологию общества через своифилиалы и примеры положительной практики.
Принципвоспитания жизнью как объективная сторона совершенствования индивида, крометого, в полной мере реализуется в процессе становления Личности. В связи с этимбытие и процесс становления Личности создают объективную основу (какобъективная диалектика) для реализации принципа целенаправленного воспитания(как субъективная диалектика) в их диалектическом единстве.
Вцелях успешной реализации принципа воспитания жизнью и принципацеленаправленного воспитания диалектическая система воспитания и образованияЛичности должна строиться и функционировать в первую очередь на основедиалектического единства следующих принципов[3].
1. ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА
Данныйпринцип как Закон пронизывает всю диалектическую систему совершенствованияиндивида, в связи с чем определяет принципы построения частей как целого, а такжепринципы функционирования системы и принцип формирования Личности. Несоблюдениепринципа диалектического совершенства в любой из элементов системы, в силу ихдиалектической взаимосвязи, может либо потребовать больших компенсационныхзатрат на последующих этапах формирования Личности, если не сорвать вообще этотпроцесс в достижении цели системы–формировании совершенной Личности-Диалектика,то есть свободной, разумной, добродетельной Личности.
2. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ.
Единыйпроцесс совершенствования индивида в силу своей диалектичности делаетнеобходимым соблюдение принципа единства системы воспитания и образования.Принцип единства предполагает не только диалектическое единство воспитания иобразования в диалектическом единстве с процессом становления Личности, нотакже единство всех ступеней совершенствования индивида.
Принципединства системы исключает обособленность и разобщение элементов системы,разрыв или ограничение процесса совершенствования индивида, в то же время всилу диалектики предусматривает необходимость определенной меры учетаслучайного в необходимом и индивидуальных особенностей конкретного индивида.
3. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯИНДИВИДА
Достижениевысшей цели – становление, воспитание и образование Личности – возможно, еслиэто станет целью всех членов достаточно могущественной и экономически мощнойобщности людей (общины) или общества в целом, поскольку сама система воспитанияи образования Личности не может быть по количественным параметрам ниже меры,определяемой необходимым ее качеством.
Далее,члены этого общества (общины) должны быть солидарны, психологически готовы исогласны на требуемую диалектической системой воспитания и образования степеньизменения привычных общественных отношений и образа жизни.
Затем,в первоочередном порядке должны быть отданы все необходимые физические,материальные и финансовые средства на создание совершенной системы воспитания иобразования. Разумеется, это будет больший объем средств, чем сумма средств,выделяемых государством по принципу остаточного финансирования, но, возможно,меньший, чем затрачивают современная семья, государство и общество в целом.
4. ПРИНЦИП ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОСТИ (гуманизации)
Указанныйпринцип находит свое проявление как в цели, в качестве которой выступает Личность,так и в средствах ее достижения – процессах становления, воспитания иобразования.
СовершеннаяЛичность-Диалектик вполне отвечает устремлениям тех авторов, которые считают,что целью воспитания и образования должно быть приобщение индивида к общечеловеческимценностям. В связи с этим в диалектике интересов совершенной Личности, спозиции обыденного сознания, общечеловеческие интересы и права выше прав иинтересов своей родины, своей нации, своего государства, своей семьи, своихинтересов и прав с той лишь разницей, что Диалектик определяет общечеловеческиеправа и интересы через Диалектику как Абсолютную истину и Высшую справедливостьи при этом руководствуется нравственной оценкой как диалектическим единствомВысшего и Личного интересов. И это правильно, поскольку недопустимоблагополучие нации за счет нарушения общечеловеческих прав национальныхменьшинств либо наций; недопустимо благополучие семьи за счет банковскогопроцента, лишающего права на здоровье и достойную жизнь тех, кто должен этотпроцент отрабатывать.
Принципобщечеловечности предполагает аполитичность воспитательно-образовательногопроцесса, поскольку в основе политики всегда лежит приоритет групповогоинтереса над Высшим общечеловеческим интересом, но с позиции обыденногосознания, в обыденной жизни Личность проявляет себя как политический борец,поскольку в силу диалектики вынуждена пропагандировать и защищать Высшуюистину.
Разумеется,принцип общечеловечности требует свободы не только для индивида, воспитателей ипедагогов, но предполагает определенную диалектической системой воспитания иобразования свободу воспитательно-образовательных учреждений в осуществлениисвоей деятельности.
5. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОСУДАРСТВА
Содной стороны, необходимость последовательной реализации указанного принципа сцелью создания и успешного функционирования диалектической системы воспитания иобразования обусловливается антагонистичностью прагматико-политическогоинтереса государства и Высшего интереса диалектической системы воспитания иобразования, с другой стороны, государство не только не может хотеть созданияуказанной системы, но также не имеет возможностей, средств и условий длясоздания государственной совершенной системы воспитания и образования.
Изэтого следует, что совершенная система воспитания и образования может бытьтолько общественной, в связи с чем она должна быть независимой от государства,но в определенной обществом мере – охраняться и опекаться им. Поэтомуобщественная система совершенствования индивида прежде всего должна управлятьсяее центрами на основе принципа приоритетности совершенной системы воспитания иобразования в обществе.
Механизмыпоступления средств могут быть различны – налоги, сборы, пособия, нормативноефинансирование, освобождение от налогов и т.п. – гарантированные Законами,местными нормативными актами и местными бюджетами. В то же время центрысовершенных систем воспитания и образования предполагают развитие своихнаукоемких производств, а также применение производительного труда воспитуемыхна основе реализации принципа воспитания жизнью в течение всего процессаформирования Личности. Причем воспитуемые должны этот производительный трудсубъективно-психологически воспринимать как игру, любимое занятие,воспитательно-образовательный процесс, отраслевую подготовку, в результатекоторой создаются полезные вещи, но не товары, каковыми эти вещи могут бытьпосле того, как попадут в распоряжение общества (общины).
Принципнезависимости системы от государства предполагает также возможностьсамофинансирования и самоуправления центров воспитания и образования Личностикак определенной общности людей (общины). Поскольку вложение инвестиций всовершенную систему воспитания и образования самое эффективное, то по мереподготовки Личностей станет все более очевидной не только возможностьсамофинансирования центров, но и практический переход к полномусамофинансированию и получение самой высокой прибыли с того момента, когдасистема начнет функционировать в целом.

6. ПРИНЦИП ОБЩИННОСТИ
Диалектикавышерассмотренных принципов, требующих реализации в совершенной системевоспитания и образования, с необходимостью приводит к пониманию того, что этицентры должны функционировать на принципе общинности. В общине в полной меребудет реализовано влияние среды на процесс формирования Личности в условиях «большойсемьи», связи «школы с жизнью»; реализован принцип независимости настоящего ибудущего воспитанников от социального статуса своих родителей; достигнутодиалектическое единство общественного и семейного воспитания на основе полного общинногосодержания детей и функционирования системы совершенствования; обеспеченоединство места проживания и обучения воспитуемых ввоспитательно-образовательных учреждениях – пансионах и детских домах семейноготипа. Здесь с необходимостью будет соблюдено единство воспитания, традицийнарода и потребностей общины, а также влияние коллектива на формированиеЛичности; реализован принцип учета всех обстоятельств, обеспечивающих здоровыйобраз жизни общины в целях становления, воспитания и образования свободной,разумной, добродетельной Личности-Диалектика.
Указанныепринципы диалектической системы воспитания и образования, в свою очередь,определяют дидактические принципы самого процесса формирования Личности наоснове диалектического единства принципов становления, воспитания иобразования. Эта диалектическая закономерность предполагает не столько введениеновых дидактических принципов, сколько диалектический подход к известнымистории педагогики дидактическим принципам и проведение воспитательно-образовательногопроцесса на основе их диалектического взаимодействия:
7. ПРИНЦИП СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ
Предполагаетактивное участие воспитанников в общественной жизни и производительном труде.

8. ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ
Предполагает,с одной стороны, применение в воспитательно-образовательном процессе всехнаучных достижений диалектической педагогики в ее диалектической взаимосвязи сдругими науками, с другой стороны, в процессе совершенствования индивида – развитияпознавательных способностей, обретения диалектического мышления, а значит,привития стремления к научным знаниям, Высшей истине и Высшей справедливости.
9. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ
Его использованиекоторого вызывается диалектикой воспитательно-образовательного процесса,протекающего от простого к сложному и обратно при повторении и практике иполагающего единство постепенности и интенсивности при последовательномпереходе от известного к неизвестному, от единичного знания к общему, от знанийнизшего порядка к знаниям высшего порядка, от одной ступени системы воспитанияи образования к другой.
Единство принципов последовательности и согласованности в закреплении отдельных привычек и изучении отдельныхучебных предметов с использованием метода глубокого погружения с тем, чтобы нетерялась их взаимосвязь с общей базой культуры индивида.
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ, позволяющийсвязать чувственное восприятие с пониманием в усвоении новых знаний, а такжезакрепляющий нравственное поведение на основе подражания детей наблюдаемымпоступкам взрослых, что требует от последних в процессе нравственноговоспитания особого соблюдения единства слов и поступков, исключающих ложь илицемерие.
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ предполагаетдиалектическое единство между пределом возможного усвоения нравственногоповедения и знаний и фактически закрепленным их уровнем с тем, чтобы с учетомвозрастных и индивидуальных особенностей индивид от чрезмерной легкости илитрудности не терял интереса к познанию и совершенствованию.
ПРИНЦИПЫ ОСМЫСЛЕННОСТИ, СОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВАТЕЛЬНОСТИ,ПРОЧНОСТИ, тесно связанные с принципомдоступности, расширяют сферу требований к воспитательно-образовательнойдеятельности и влекут применение различных методов, способов и их смену впроцессе формирования Личности.
ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ФОРМАЛЬНОГО И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ, позволяющего развивать внимание,память, речь, мышление воспитанников одновременно с накоплением знаний, умений,навыков, необходимых в добродетельной практической жизни.
ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ, позволяющий индивиду субъективно воспринимать поощрения инаказания как результат внутренней самооценки и результат оценки Высшейсправедливости, В связи с этим принципом исключаются всякое применениенаказания как кары, применение экзаменов, тестов с выставлением баллов и оценоккак внешнего поощрения или наказания.
ПРИНЦИП МНОГОЯЗЫЧНОСТИпредполагает решение спора вокруг необходимости преподавания на родном языке иобеспечивает овладение несколькими разговорными языками с раннего детства иобучение по учебникам на разных языках.
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ ПРИНЦИПА ОБЩЕГО И ПРИНЦИПАИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА в диалектическисвободном воспитательно-образовательном процессе предполагает, с одной стороны,возможность свободной разбивки групп и классов на подгруппы с тем, чтобы наоснове общих программ воспитанники могли свободно и самостоятельно применятьинтересующие их темы, проекты, методики и способы формирования Личности; сдругой стороны, требует руководящей, но не навязчивой роливоспитателей-педагогов, которые на основе знаний общих законов физиологии ипсихологии, а также внимательного изучения и использования индивидуальныхпсихологических особенностей обеспечат своевременное следование воспитанниковпо пути совершенствования, и этой связи воспитателям-педагогам необходимо знатьи использовать следующую диалектику психологических принципов.
1.УЧЕТ ДИАЛЕКТИКИ РАВЕНСТВА И РАЗЛИЧИЯ СПОСОБНОСТЕЙ, что позволит, с однойстороны, каждому здоровому ребенку успешно пройти весь путь совершенствования,поскольку способности диалектики сознания безграничны, а с другой стороны,по-своему реализовать свою индивидуальность.
2.УЧЕТ И ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ с помощью всевозможных ненавязчивыхспособов наблюдения и обследования, результаты которых должны отражаться вдневнике формирования Личности каждого ребенка с тем, чтобы знать икорректировать этот процесс.
3.УЧЕТ ИМЕЮЩЕЙСЯ У ЭМБРИОНА ВОЗМОЖНОСТИ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ с определенногосрока, что предполагает применение особых методик воспитания на основе единствафизического и психического развития.
4.УЧЕТ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, позволяющий впроцессе совершенствования индивида развить способности к аккумуляции иуправлению собственной психической энергией и выработке коллективного биополя,обеспечивающего корректировку и сохранение физического здоровья и высокойработоспособности индивида и коллектива.
5.УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ, определяющих возрастную периодизациюперехода от одной ступени совершенствования индивида к другой(природосообразность). В истории педагогики предлагались различные возрастныепериодизации. Это различие вызывалось прежде всего диалектическим различиемскорости физического, физиологического, психического развития, а такженеравномерностью (гетерохронностью) развития и формирования психическихдействий, что также необходимо учитывать в воспитательно-образовательномпроцессе.
6.УЧЕТ ДИАЛЕКТИКИ МНОГОСТОРОННОСТИ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ,основанных на различии нравственных потребностей различного уровня инаклонностей к различным видам деятельности, с одной стороны, способствуетформированию совершенной Личности, с другой стороны, предполагаетпрофессиональную ориентацию, при которой будет достигнуто диалектическоеединство большего интереса, большей склонности и больших способностейсовершенной Личности.
7.УЧЕТ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ В ТИПОЛОГИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК предполагает,начиная с 3-летнего возраста, их раздельное воспитание, определяемоеособенностями их физического, физиологического и психического развития, а такжеособенностями социальных ролей женщины и мужчины, в то же время обеспечивающееформирование Личности в процессе совершенствования каждого индивида, внезависимости от полового различия.
8.ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ
Данныйпринцип непосредственно вытекает из принципа диалектической свободывоспитательно-образовательного процесса и предполагает возможностьиспользования различных объединений воспитуемых, возникающих в связи спробуждением у индивида стремления к коллективно-ролевой деятельности, впроцессе формирования Личности на основе диалектической взаимосвязи процессафункционирования таких объединении с воспитательно-образовательным процессом ивсей жизнедеятельностью Центра воспитания и образования.
9.ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА
Принципгуманизма определяется единством диалектических принципов Свободы, Разума,Любви, в связи с чем предполагает, что свободное воспитание, основанное наразумной любви, с необходимостью требует привлечения и участия в воспитательно-образовательномпроцессе родителей, усыновителей, попечителей и в то же время указывает навысокое предназначение и важнейшую роль воспитателя-педагога, а также требует,чтобы отношения между детьми и их общение строились на принципах семейности,как между любящими братьями и сестрами, и чтобы забота о физическом инравственном здоровье воспитанников была наипервейшей в процессесовершенствования индивида.
Заключение
Какойдолжна быть логика педагогического процесса? Прежде всего, он должен быть доконца целесообразен, следовательно, невозможно допустить действие каких бы тони было шаблонов. Нет никаких непогрешимых средств, и нет средств обязательнопорочных. В зависимости от обстоятельств, времени, особенностей личности иколлектива, от таланта и подготовки выполнителей, от ближайшей цели, от толькочто исчерпанной конъюнктуры диапазон применения того или иного средства можетувеличиваться до степени полной общности или уменьшаться до положения полногоотрицания. Нет более диалектической науки, чем педагогика, и поэтому ни в какойдругой области показания опыта не имеют такого большого значения.
Воспитаниерастущего человека как формирование развитой личности составляет одну изглавных задач современного общества.
Наличиеобъективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитойличности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании иучете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания,который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установкавоспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человекасделать борцом за человечность, что требует не только умственного развитиядетей, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но иразвития образа мышления, развития отношений, взглядов, развития многообразныхспособностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектомобщественных отношений, способность и готовность участвовать в социальнонеобходимой деятельности.
Формированиечеловека как личности требует от общества постоянного и сознательноорганизуемого совершенствования системы общественного воспитания.
Список литературы
1.  Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.:Просвещение, 2007. 448 с.
2.  Дошкольная педагогика, Под ред. В, И. Логиновой и П.Г. Саморуковой. –М.: Просвещение, 2008
3.  История педагогики, Под ред. Константинова Н.А. – М.: 2007.
4.  Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 2005.270 с.
5.  Н.М. Луценко. «Субъективный фактор и его роль встановлении и воспитании личности». Елец, 2006
6.  Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского.М., 2006.
7.  Педагогический словарь. Т. 1, 2. – М., Наука, 2003, т. 1,с. 774, т. 2, с. 766.
8.  Саймон Б. Общество и образование. Пер. с англ. – М.:Прогресс, 2008
9.  С.Л. Соловейчик. Педагогика для всех. – М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет цепей постоянного тока
Реферат Види комерційних банків, крітерії їх класифікації та особливості побудови і функціонування
Реферат Источники венчурного капитала и стимулирование инновационной активности в процессе антикризисног
Реферат Если бы я был руководителем Западно-Сибирского района
Реферат Семантические процессы в древнегерманской эмотивной лексике (на примере песен о богах «Старшей Эдды»)
Реферат «разрушительная сила молнии» Автор: Козуля Вадим, 8 класс Швецов Сергей Петрович учитель физики
Реферат Лингвистическая терапия
Реферат Речевые технологии
Реферат Аббат
Реферат Любовь к природе: спорные вопросы
Реферат Планирование аудиторской деятельности 2
Реферат Защита прав несовершеннолетних детей
Реферат Людина в магнітному полі
Реферат Philosophy Hume Essay Research Paper Philosophy HumeAn
Реферат Конструирование вибраторной антенной решетки