Реферат по предмету "Философия"


Лингвистическая терапия

Вадим Руднев
Лингвистическаятерапия — направление аналитической философии, связанное с техникойпсихоанализа и рассматривающее анализ языковых проблем, с одной стороны, каклечение языка и, с другой — как терапию самого аналитика.
ВNo 225 «Философских исследований» Витгенштейн пишет: «Философлечит проблемы, как болезни».
Логическийпозитивизм"  рассматривал традиционную философию с ее псевдопроблемами — свободы воли, бытия, сознания, истории — как болезнь языка. Метафизика,говорили логические позитивисты, возникает от неправильного употребления языкаили злоупотребления (misusing) неоднозначными и темными (vague) выражениями.Задача философа состоит в том, чтобы очистить, прояснить, наконец, вылечитьязык от путаницы мyогозyачных наслоений, ведущих к непониманию, заводящих втупик (misleading), и построить идеальный логический язык, в котором таким«болезнетворным» выражениям не будет места.
ПозднийВитгенштей называл Фрейда своим учителем. Действительно, многое в методологиифилософов-аналитиков и аналитиковпсихотерапевтов совпадает: прежде всего анализнеправильностей языка, ошибок речи, чему посвящены, по меньшей мере, две книгиФрейда — «Психопатология обыденной жизни» и «Остроумие и егоотношение к бессознательному». В 1930-е гг. Витгенштейн читал вТринити-колледже Кембриджского университета лекции о Фрейде, которые быливпоследствии опубликованы его друзьями-учениками вместе с лекциями о религии иэстетике.
В1953 г. философ-аналитик Джон Уиздом выпустил книгу «Философия ипсихоанализ», которая стала началом нового направления в аналитическойфилософии — Л. т. Дж. Уиздом полагал, что в процессе анализа языка аналитикподвергает терапии не только язык, но и самого себя, выздоравливает вфилософском смысле, подобно тому как это происходит в психоанализе (непременнымусловием для начинающего аналитика было пройти анализ на себе, только послеэтого он имел право начинать психоавалитическую практику (как сказано вЕвангелии (Лк. 4:23): «Врачу, исчелися сам»).
Поздниефилософы-аналитики, как правило, брали одну фразупроблему — например:«Существуют ли ручные тигры?» (Дж. Э. Мур) или «Как странно, чтоэтот мир существует!» (Л. Витгенштейн) — и «обкатывали» ее совсех сторон, обычно не приходят ни к каким утешительным выводам.
Вовсяком случае, как утверждает Уиздом, вывод аналитика всегда один: язык богачелюбого вывода. Поэтому дело, в общем, не в выводе, а в самом процессе анализа,который происходит таким образом, что к концу его в голове аналитикапроясняется сама эта сверхценная для него идея сложности языка, несводимостиего к тем или ивым аналитическим операциям над ним.
Чтобыдобиться такого результата, философ-аналитик прибегал к тем же приемам, что ипсихоаналитик-практик, то есть сочетал утонченную рассудочность на поверхностии глубинную интуитивную аналогичность, как это делает дзэнское мышление .
Так,уже в «Логико-философском трактате» Витгенштейна сочетаютсярационализм и мистика, когда важно, как писал В.В. Налимов, не то, что выраженов словах, а то, что стоит за ними, когда слова не доказывают мысль автора, нозаставляют задуматься, что же должно находиться в сознании человека, способногомыслить таким образом. Не логика, а симуляция, то есть моделирование логики,сопровождающееся назойливым повторением одних и тех же квазилогическихпредложений — «мантр», заставляющих зачарованного читателя в какой-томомент перестать думать об этом анализе и погрузиться в некую иную — нелогической природы — ментальвую стихию и в этот момент осознать, что стоит засловами, понять их невыразимый смысл.
Такимобразом, путь философа, исповедующего лингвистическую терапию, таков: от мишурыдискретных логических выводов — к чистоте континуального поствербального опыта.
Список литературы
ВитгенштейнЛ. Лекция об этике // Даугава. — Рига, 1989. — No 2.
НалимовВ.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственныхязыков. — М., 1979. />
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Риэлторская деятельность: аспекты правового статуса, налогообложения и бухгалтерского учета
Реферат Физиологический период развития микробиологии
Реферат Организационно-правовое и документационное обеспечение управления государственного органа на примере УВД г. Усть-Илимска
Реферат Everglade Dilemma Essay Research Paper Everglade DilemmaThe
Реферат Country Study, KAZAKHSTAN
Реферат Генерирование коррелированных случайных процессов в среде LabVIEW
Реферат Складская логистика и IT в регионах: точки роста WMS систем
Реферат Спроектировать привод конвейера по заданной схеме и характеристикам
Реферат Особенности организации, проведения и судейства соревнований в волейболе
Реферат Характеристика рынка монополистической конкуренции
Реферат Swotанализ рынка мобильной связи ОАО МегаФон
Реферат Автоматизированное рабочее место по расчёту голосов в избирательных участках
Реферат Технология "Клиент-Сервер"
Реферат Партизаны и контрразведка в годы Великой Отечественной войны
Реферат Аппаратные и программные средства разработки мультимедийных продуктов