Содержание
Введение 2
1. Классификация методов профессиональной консультации_ 4
2. Характеристика типичных профконсультационных ситуаций_ 9
3. Основные правила работы социальногопедагога-профконсультанта 11
4. Проведение профессиональной ориентации в системеобразования 14
5. Профориентационные тесты, рекомендуемые для изучения 18
Заключение 22
Литература 23
Введение
Всовременных условиях проблема профессионального самоопределения учащихсяявляется одной из актуальных для системы образования. Разные исследованияпоследних лет свидетельствуют о достаточно противоречивых тенденциях, которыенаблюдаются у учащихся при их профессиональном самоопределении. Такая ситуацияусложняет процесс организации учебно-воспитательной деятельности и не позволяетпроводить адекватное прогнозирование развития системы учебно-профессиональнойподготовки специалистов.
Всоответствии с Конвенцией о профессиональной ориентации и профессиональнойподготовке в области развития людских ресурсов (от 04.06.1975 г.) любоймолодой человек имеет право на получение профориентационных услуг.
Профессиональнаяориентация – это научно-обоснованная система форм, методов и способов,направленных на обеспечение помощи личности в активном осознанномпрофессиональном самоопределении и трудовом становлении.
Основойпрофессионального самоопределения личности является самопознание и объективнаясамооценка индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессиональноважных качеств и возможностей с условиями, необходимыми для приобретенияконкретных профессий, и конъюнктурой рынка труда.
Профессиональнаяориентация осуществляется в рамках ее основных взаимосвязанных направлений – профессиональнойконсультации, профессиональной информации, профотбора (профподбора) ипрофадаптации. А также должна обеспечить реализацию социально-экономической,медико-физиологической, психолого-педагогической функции.
Вданной работе мы попытаемся более подробно осветить одно из направленийпрофессиональной ориентации – профессиональную консультацию.
1. Классификация методов профессиональнойконсультации
Профессиональнаяконсультация (от лат. «род занятий» и «совещание») – научно организованноеинформирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи,оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборепрофессии с учетом склонностей, а также потребностей общества.
Профессиональнаяконсультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальныхпсихологических и личностных особенностей специфическим требованиям той илииной профессии. Она проводится в следующих формах:
справочнаяконсультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства,требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективахпрофессионального роста;
диагностическаяконсультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов,склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой илиблизкой к ней профессии;
формирующаяконсультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекциюэтого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагаетсистематическую регистрацию изменений личности школьника в отношениипрофессионального самоопределения;
медицинскаяпрофконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, егопсихологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию(если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность,которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным.
Впроведении профессиональной консультации выделяют два этапа – первичная профконсультацияи углубленная профконсультация.
Первичнаяпрофконсультация – это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой,в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, даетсяинформация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатомпрофконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степениосознанности и ответственности выбора.
Углубленнаяиндивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучениичеловека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития,уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координациидвижений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей иродителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этихданных дает возможность воздействовать на учащихся не только с цельюпрофориентации, но и развития личности в целом.
Профессиональныйконсультант задает вопросы, систематизирует ответы, анализирует их, дает советыи полностью несет ответственность за их последствия. Результаты диагностикидолжны помочь школьнику объективно оценить себя и найти наиболее эффективныеспособы самосовершенствования.
Сцелью активизации школьника и получения дополнительной информации консультантдает проблемные задачи.
Необходимостимулировать положительные эмоции, при этом помогая школьнику понять своинедостатки и в доверительной форме указать на возможности их устранения.
Консультантдает только общие советы, не влияя напрямую на выбор профессии, если для этогонет медицинских или прочих оснований.
Водних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других – требуетсяуглубление работы по формированию профессиональной направленности к ужесделанному выбору или его изменению (в связи с выявлением каких-либопсихофизических качеств). В последнем случае желательно, чтобы рекомендуемаяпрофессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащихся.
Общаяклассификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом:
информационно-справочныеметоды;
диагностические;
методыморально-эмоциональной поддержки клиента;
методыпринятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.
Владениеэтими методами обеспечивает не только эффективность профессиональногосамоопределения клиента, но и способствует осознанию смысла выполняемой работы.
Охарактеризуемподробнее группы методов профессиональной консультации.
Информационно-справочныеи просветительские методы:
профессиограммы;
справочнаялитература;
информационно-поисковыесистемы как ручные (карточные, бланковые, в виде картотек), так и компьютерные(банки информации ЭВМ)
профессиональнаяреклама и агитация;
экскурсиина предприятия и в учебные заведения;
встречисо специалистами;
просветительскиелекции о путях решения проблем самоопределения;
системапрофориентационных уроков;
учебныефильмы;
использованиесредств массовой информации с учетом их специфики;
приемыи методы совместного с клиентом знакомства с миром профессий (проблемныевопросы, отдельные задания с последующим обсуждением их выполнения);
методыактивизации познавательной деятельности клиента (задание самостоятельно узнатьчто-то о профессии с объяснением клиенту порядка и приемов получения информациио данной профессии, учебном заведении).
Диагностическиеметоды в идеале направлены на помощь клиенту в самопонимании:
беседы-интервьюзакрытого типа;
открытыебеседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленныхвопросов);
опросникипрофессиональной мотивации;
опросникипрофессиональных способностей;
личностныеопросники;
проективныеличностные тесты;
наблюдение;
сборкосвенной информации о клиенте (от знакомых, родителей, друзей, педагогов,других специалистов);
психологическиеобследования;
профессиональныепробы в специально организованном учебном процессе;
исследованиеи наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (работа сиспытательным сроком);
использованиетренажеров для отработки трудовых навыков и изучения готовности осваивать новыепрофессиональные действия);
методыи приемы совместного рассмотрения результатов диагностического обследования;
методыактивизации самопознания клиента (готовность оценивать людей по определеннымкритериям, готовность к самооценке и рассмотрению различных ситуацийсамоопределения).
Методыморально-эмоциональной поддержки:
группыобщения (используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия);
тренингобщения (освоение коммуникативных навыков при приеме на работу, деловыхконтактах, на экзаменах);
сложныеметоды индивидуальной и групповой психотерапии (гештальтгруппы, логотерапия);
публичныевыступления;
профориентационныеактивизирующие методы (игры с элементами психотренинга);
положительныепримеры самоопределения;
обсуждениеи проигрывание ситуаций по формированию эмоциональной устойчивости,морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения;
приемыформирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностейпрофессионального и личностного самоопределения.
Методыпринятия решения и построения перспектив профессионального развития:
построениецепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей иперспектив;
построениесистемы различных вариантов действий клиента, позволяющие выбрать наиболееоптимальные варианты перспектив;
использованиеразличных схем альтернативного выбора (при уже имеющемся варианте) профессии,учебного заведения, специальности (используется обычно на заключительном этапеконсультации);
приемысовместного анализа ситуаций самоопределения с использованием различных методови приемов оценки и самооценки профконсультационных ситуаций;
приемыформирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различныеситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихсяметодов формирования у клиента готовности выделять собственные критерии оценкипрофессиональных планов и перспектив.
Владениепрофессиональным консультантом перечисленными выше методами во многомопределяет эффективность профессионального самоопределения.
Активизирующимив некотором смысле можно считать почти все методы. И лекцию можно провести так,что слушатели будут активизированы. Но иногда и «беспроигрышные» методы могутпроводиться неумело и скучно. Это зависит и от специалиста, и от позицииклиента. Однако есть методы, которые несут более высокий активизирующий потенциал.Таких методик немного, поэтому практики заимствуют многое из психотерапии,клинической и социальной психологии, из астрологии и даже мистики. 2. Характеристика типичныхпрофконсультационных ситуаций
Разныеавторы предлагают свои критерии выделения типичных профконсультационныхситуаций (например, сформированность профессионального плана).
Мы вкачестве критерия выделения типа ситуации возьмем мотив обращения молодогочеловека на консультацию.
Обращаясьза помощью, оптант вербализует сущность стоящей перед ним проблемы, осознаетпотребность в консультации, настраивается на совместную работу.
Можновыделить следующие мотивы обращения оптантов:
Мотивнеопределенности. Оптант не имеет никакого собственного профплана, но осознаетнеобходимость своевременного решения проблемы. Проявляется потребность выходаиз неопределенной ситуации. Этот вариант получил название «нулевой».
Мотивальтернативного выбора. Оптант имеет несколько вариантов профплана и не знает,какой выбрать. Существует потребность в подтверждении одного из вариантов – этоальтернативный вариант.
Оптантобращается на консультацию, имея сформированный профплан. Появляетсяпотребность в подтверждении профплана – это подтверждающий вариант.
Конфликтнаяситуация. Оптант имеет профплан, для осуществления которого имеются препятствия(внешние или внутренние). Возникла конфликтная ситуация, из которой оптант неможет выйти самостоятельно, но осознает потребность выхода из нее.
Мотивпознания. Оптант обращается за консультацией с целью реализации потребности всамопознании. Этот мотив характерен для старшеклассников, успешно обучающихся истремящихся к самопознанию.
Припроведении индивидуальной консультации специалист должен знать: с однойстороны, данные об интересах, способностях личности, с другой – сведения о мирепрофессий, требованиях профессий к человеку, о учебных заведениях.
Сведенияоб оптанте получают в ходе первичной консультации. Происходит выявление блоковтриады:
«хочу»– интересы и склонности;
«могу»– возможности личности;
«надо»– потребность общества в кадрах.
Первичнаяконсультация оказывается достаточной, если выявлены все компоненты триады и онисогласованы между собой.
Такимобразом, первичная консультация является вариантом индивидуальной,представленной в свернутом виде и выполняет функцию фильтра для отделениятрудных случаев от более простых.
Еслиже нет данных хотя бы по одной из позиций триады или они рассогласованы, тонеобходима углубленная индивидуальная консультация, направленная на устранениедефекта отсутствия информации. Каждый конкретный случай консультант относит копределенному типу ситуаций и строит программу работы соответственно данномутипу.
1 тип.«Нулевой» вариант консультации.
Оптантне имеет собственного профплана. В «Анкете оптанта» поставлен прочерк в данных «профессия»и «учебное заведение», отсутствие какого-либо реального плана подтверждается вбеседе.
2 тип.Альтернативный вариант консультации.
Припервичной консультации оптант имеет два или несколько вариантов профплана. В «Анкетеоптанта» могут быть перечислены все или некоторые варианты, но может бытьпоставлен прочерк.
3 тип.Подтверждающий вариант консультации.
Оптантхочет подтвердить правильность своего выбора. Задача профконсультанта – подтвердитьили отвергнуть существующий выбор.
4 тип.«Конфликтный» вариант консультации.
Припервичной консультации выявляются конфликтные ситуации. Конфликты могут бытьразными: родители не согласны с выбором молодого человека, оптант не верит всвои силы, у него завышенный уровень притязаний, имеются трудности в общении,желание получить объективную оценку своих возможностей.
5 тип.Консультация как реализация мотива познания.
Оптантомруководит желание разобраться в своем характере, преодолеть трудности вобщении. По мотивам обращения такие случаи могут быть отнесены к «подтверждающему»варианту. Но обычно в ходе беседы выявляется интерес к познанию личности, своихспособностей без отнесения результатов исследования с профессиональнойдеятельностью. 3. Основные правила работы социальногопедагога-профконсультанта
Кругобязанностей профконсультанта определяется, в основном, работой с клиентами исостоит в оказании помощи в решении их профессиональных проблем. Обычно профконсультантпроводит прием клиентов по предварительной записи в отдельном помещении,оборудованном психодиагностическим оборудованием, профессиографическимиматериалами, компьютерными и банковыми методиками.
Основныеоперации, выполняемые профконсультантом, сводятся к следующему:
консультированиеклиентов по вопросам выбора, перемены профессии с учетом данных о потребностирегиона в квалифицированных специалистах, требований, предъявляемыхпрофессиями, а также состояния здоровья, интересов, склонностей и возможностейклиента;
профессиональнаядиагностика по определению оптимального профиля переобучения с учетомпотребностей региона и возможностей клиента;
оказаниепсихологической поддержки клиентов;
направлениеклиента в зависимости от результатов консультирования к соответствующимспециалистам центра занятости;
ведениенеобходимой документации (профконсультант собирает, обрабатывает,систематизирует информацию в удобной для дальнейшего использования форме;
ведениеслужебных переговоров.
Профессияпрофконсультанта предполагает постоянные многочисленные контакты с меняющимсякругом лиц: с посетителями и сотрудниками. Профконсультант выполняет своюработу относительно самостоятельно от начала до конца и сам за нее отвечает:планирует, распределяет нагрузку, изменяет способы выполнения. В то же времяработа четко определена нормативными документами.
Образованиенеобходимо высшее профессиональное (специалист по социальной работе),обязательным условием деятельности является постоянное повышение квалификации,стажировка. Выполнение функций профконсультанта требует от специалистаразносторонних знаний по профессиоведению, психологии, а также основамфизиологии, экономики, статистики, демографии, социологии, праву, компьютернойграмотности, профессиональной этики.
К профконсультантамтретьей, второй и первой категорий предъявляются определенные квалификационныетребования. Требования представляют собой перечень знаний и умений специалистав зависимости от категории.
Основныеправила профессионального консультанта.
Знатьпрофессиограммы специальностей, характерных для данного региона.
Вовремя профконсультации иметь показания и противопоказания к профессиям, набордиагностических методик.
Развиватьсамооценку и указывать на положительные качества личности.
Всерекомендации давать тактично, консультацию проводить в доверительнойобстановке, при этом направлять усилия личности с учетом условий и требованийобщества.
Консультантдолжен исходить из позиций того, что каждый человек является личностью,обладающей индивидуальностью, интересами, способностями, особенностямихарактера, которые необходимо использовать в реализации потенциальныхвозможностей клиента.
Задаватьвопросы, обобщая и систематизируя ответы на них, давать советы, несяответственность за их последствия.
Консультантделает выводы на основе комплексного изучения личности оптанта.
Приконсультации необходимо учитывать в большей степени последние данные оличности, чем предыдущие.
Специалистдолжен всесторонне и исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помогатьклиенту понять свои недостатки и в доверительной форме указывать на возможностиих устранения.
Консультант,воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферы клиента, должен учитыватьего психологическое состояние. Его цель – понять собеседника и быть понятым им.
Этическийстандарт профессионального консультанта включает в себя основные этическиенормы профконсультирования. Он призван обеспечить: решение профессиональныхзадач в соответствии с этическими нормами; защиту клиентов от непрофессиональногои неэтичного воздействия в процессе консультации; сохранение доверия междуколлегами, а также между профконсультантом и клиентом.
Этическийстандарт является обязательным для соблюдения всеми профессиональнымиконсультантами.
4. Проведение профессиональной ориентациив системе образования
Насегодняшний день, профессиональная консультация является не только элементомсистемы профессиональной ориентации, но и элементом психологической помощи.Профессиональная психологическая консультация поводится в ситуациях, когдачеловеку сложно принять решение в силу определенных обстоятельств (личностныхпроблем, либо социально-психологических факторов).
ВКонцепции государственной системы профессиональной ориентации населения (от27.01.94) дано следующее определение: «профессиональная консультация – научно-организованнаясистема взаимодействия психолога-профконсультанта и личности, которая нуждаетсяв помощи в выборе или изменении выбора профессии или вида деятельности наоснове изучения индивидуально-психологических характеристик, особенностейжизненной ситуации, профессиональных интересов, склонностей, состояния здоровьяличности и с учетом потребностей рынка труда».
Такимобразом, основной целью профконсультации можно считать формирование профпланаличности и составление прогноза стратегий деятельности человека по достижениюжелаемой цели с учетом индивидуально-психологических его характеристик,особенностей жизненной ситуации, профессиональных интересов, склонностей,состояния его здоровья.
Достигнутьэтой цели можно путем решения ряда задач профессиональной психологическойконсультации:
1.Определение запроса оптанта.
2.Выявление группы профессий, наиболее соответствующихиндивидуально-психологическим особенностям человека, состоянием его здоровья,склонностям и способностям личности методом психолого-диагностическогоисследования.
3. Вслучае необходимости, проведение коррекции профплана личности, еемотивационно-потребностной сферы, актуализации мотивов профессиональногосамоопределения.
4.Формирование профессионального плана оптанта.
5.Составление профконсультационного прогноза.
6.Совместная разработка стратегии действия по достижению намеченной цели. В то жевремя, следует учитывать, что профессиональная психологическая консультацияимеет ряд особенностей.
Профконсультантунеобходимо в кратчайший срок получить сведения о человеке, пришедшем наконсультацию, существенные для построения профплана.
Профконсультациядолжна проходить как ситуация обучения правилам выбора профессии, ориентированияв мире профессий, без оказания какого-либо давления на личность или навязыванииему решений, без «выдачи» готовых «рецептов» и рекомендаций. Выбор долженсделать сам консультируемый, только в этом случае он будет стремитьсяреализовать сделанный выбор.
Всвоей работе профконсультант опирается на уже сформированные или имеющиеся уличности ценностные представления, направленность личности, учитывая более илименее выраженные склонности и интересы. Сформировать за время профконсультацииих не возможно, но можно в той или иной степени корректировать представлениячеловека о субъективных и объективных условиях выбора профессии.
Извсего вышеизложенного вытекает вывод, что профконсультация проводится внесколько этапов и предполагает несколько встреч с консультируемым.
Поцелям профконсультацию можно разделить на следующие виды.
Первичнаяпрофконсультация – направленная на определение запросов оптанта. Время беседы,наблюдений, интервьюирования или анкетирования – от 30 минут до 1 часа.Стандартное диагностическое обследование длится от 1 часа 30 минут до 2 часов.
Повторнаяпрофконсультация – проводится при необходимости поведения коррекции основличности, ее мотивационно-потребностной сферы, актуализации мотивовпрофессионального самоопределения.
Формирующаяпрофконсультация – направлена на формирование профплана оптанта, составлениепрогноза, в процессе которого оптант будет ознакомлен с методами и средствами,направленными на самоопределение, самостоятельное формирование и развитиепрофессионально-важных качеств, а также вариантами индивидуального стилядеятельности, позволяющего компенсировать имеющиеся недостатки.
Прогнозпрофессиональной деятельности – это описание благоприятных и неблагоприятныхособенностей конкретной деятельности, определяемых психологической структуройизученной личности. Этот прогноз должен быть: достоверным, структурным,отдаленным.
Даннаяконсультация длится от 1, 5 до 3 часов.
Заключительнаяпрофконсультация – направленная на совместную разработку стратегии действия подостижению намеченной цели. Рекомендацию профконсультант вырабатывает иобсуждает совместно с клиентом. При окончательном решении они опираются надостоверные факты и оценки, экономические и социальные аргументы и прогнозы,правовые формы, помогая тем самым клиенту познать и осмыслить свои личныекачества, сопоставить их с содержанием и требованиями к человеку различныхпрофессий, видов работ, должностей, сделать обоснованные выводы. Окончательноерешение в выборе профессии, а следовательно и учебного заведения принимаетклиент.
Продолжительностьэтой консультации от 1 часа до 1, 5 часов.
Общийвременной объем всех этих консультаций – 10 рабочих часов с однимконсультируемым.
Поформе проведения профессиональные психологические консультации могут быть:индивидуальные, групповые.
Групповаяконсультация проводится с целью определить, кто из оптантов нуждается в помощи,чей профплан необходимо корректировать, а чей одобрить. Поскольку краеугольныйкамень профконсультации – изучение личности каждого, то групповая профконсультацияимеет следующие составляющие:
Информацияо профессионально важных качествах, необходимости для различных видовпрофессиональной деятельности.
Психолого-диагностическоеисследование личности каждого присутствующего на групповой консультации (анкетированиеи др. методы, которые профконсультант считает необходимым применять с цельюполучения более полной картины о личности оптанта).
Информированиеоб условиях приема в учебные заведения. Индивидуальное ознакомление срезультатами психодиагностических исследований и при необходимости назначениеиндивидуальных консультаций в зависимости от выявленных проблем. Индивидуальныеконсультации описаны выше.
Профконсультированиеучащихся в системе образования обладает достоинством конкретности иактуальности. Эта услуга отвечает неотложным нуждам учащихся в правильностивыбора своей профессиональной деятельности, носит целевой, зачастую и адресныйхарактер в том смысле, что клиенту предлагается поступить в то или иное учебноезаведение. Соблюдение такого рода конкретности и актуальности в практическойработе повышает мотивированность и заинтересованность учащихся в получениипрофконсультационной помощи.
5. Профориентационные тесты, рекомендуемыедля изучения
Курс «Профессиональнаяориентация молодежи» был бы неполным, если бы были упущены из внимания тедиагностические методики, которые позволяют определить способности, интересыличности, дать прогноз по успешности профессиональной деятельности в той илииной профессиональной деятельности. Поэтому мы считаем необходимым включение всостав учебно-методического пособия главы «Профориентационные тесты». Напрактических занятиях студенты знакомятся с классификацией тестовпрофориентации, с помощью преподавателя осваивают процедуру и специфику ихпроведения, рассматривают основания для применения различных методов напрактике. Психодиагностические методы в профориентации подразделяются напсихометрические и проективные; вербальные и невербальные.
Вбольшинстве случаев создаются батареи методик для практической диагностики. Этоспособствует рациональному использованию кадров на предприятии, повышаеткачество и эффективность работы в целом. Диагностируются интересы и склонности,интеллектуальный потенциал, личные качества, особенности психики, отвечающиетребованиям определенной профессии. Современное производство предъявляетвысокие требования к психической и профессиональной подготовке работников.Особо высокие требования к интеллекту, личностным качествам предъявляются кработникам управления. В целом, каждая профессия предъявляет особые требованияк человеку, его личностно-профессиональным качествам.
Предлагаемперечень методик с краткой аннотацией для ознакомления с ним студентов напрактических занятиях (и с процедурой их проведения). Можно выделить следующиегруппы профориентационных диагностических методик.
1.Диагностика интеллекта
1.1.Методики для изучения памяти
Методика«Оперативная память»
Методика«Память на числа»
Методика«Память на образы»
1.2.Методики для изучения внимания
Методика«Корректурная проба» (буквенный вариант)
Методика«Красно-белая таблица»
МетодикаМюнстерберга
Методика«Расстановка чисел»
1.3.Методики для обследования логического мышления
Методика«Количественные отношения»
Методика«Закономерности числового ряда»
Методика«Компасы»
Методика«Сложные аналогии»
Методика«Выделение существенных признаков»
Методика«Интеллектуальная лабильность»
Тествозрастающей трудности (методика Равена)
2.Диагностика психических состояний и свойств личности
Шкаласамооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина)
Личностнаяшкала проявлений тревоги (А. Тейлор)
Шкаладепрессии (адаптирован Т.И. Балашовой)
ТестЛюшера
Тест «Несуществующееживотное»
Метод «Незаконченныепредложения»
ОпросникEPJ
Опросникминимульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечняMMPJ)
Характерологическийопросник Леонгарда
Методисследования уровня субъективного контроля (УСК)
Методикаличностного дифференциала (ЛД)
ТестКэттелла (16PF – опросник)
Методика«Ценностные ориентации» М. Рокича
Определениенаправленности личности (ориентационная анкета Б. Басса)
3.Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье
Экспериментально-психологическаяметодика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга
Рисуночныйтест «Деловые ситуации» – модификация метода С. Розенцвейга
Методикаопределения стиля руководства трудовым коллективом А.Л. Журавлева,(адаптация В.П. Захарова)
Методика«Выявление стиля саморегуляции деятельности»
Методикадиагностики межличностных отношений Т. Лири (опросник из 128 вопросов)
Методика«Q‑сортировка» В. Стефансона (60 утверждений)
Тестописания поведения К. Томаса (30 пар высказываний)
Методсоциометрических измерений (социометрия)
«Экспресс-методика»по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (8вопросов)
МетодикаPARJ (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл)
МетодикаРене Жиля предназначена для изучения социальной приспособленности ребенка, еговзаимоотношений с окружающими
4.Тесты профессиональной ориентации
Определениесвойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е.П. Ильина)
Методика«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)
Методика«Карта интересов»
Методика«Определение предпочтительного типа будущей профессии» основывается наклассификации Е.А. Климова
Методикаэкспресс-диагностики характерологических черт личности – опросник Айзенка – рассчитанана испытуемых 12–17 лет
Тестмеханической понятливости В.П. Захарова (на основе теста Беннетта).
Заключение
Профконсультация– это помощь в профессиональном самоопределении человека, основанная наиндивидуальном изучении личности. Она включает тестирование и беседу спсихологом.
Работапо профессиональному самоопределению требует много времени, сюда включаются:
1. Консультация психолога-профконсультанта;
2. Выбор профессии (определение типапрофессии, соответствующего Вашим индивидуальным особенностям, интересам испособностям);
3. Определение общих способностей(интеллект, характер и т.п.);
4. Определение специальных способностей,обеспечивающих успешность в определенной сфере деятельности);
5. Определение индивидуальныхособенностей, позволяющих успешно спланировать карьеру;
6. Беседа с родителями по результатамтестирования ребенка.
Однаиз основных задач консультирования – это профориентация.
Профессиональноесамоопределение личности – очень важный момент вообще в жизни человека. Выборпрофессии имеет самое прямое отношение к удовлетворенности жизнью, к будущемучеловека.
Профконсультантыдолжны быть востребованы в обществе также как врачи, учителя и представителидругих профессий, т. к. именно профконсультанты могут вовремя направитьподростка на правильный путь и помочь ему избежать ошибки.
Литература
1. Антология социальной работы. В 5 т. – Т.1 История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. – М., 2005. – С. 288.
2. Климов В.А. Психологияпрофессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007.
3. Климов Е.А Психологияпрофессионала. Избр. псих. тр. – М.: АП и СН Моск. псих.-соц. ин.‑т, 2007.
4. Климов Е.А. Как выбиратьпрофессию: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1984. – С. 158.
5. Климов Е.А. Как выбиратьпрофессию: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1984.
6. Климов Е.А. Психолого-педагогическиепроблемы проф. консультирования. – М.: Знание, 1983.
7. Климов Е.А., Носкова О.Г. Историяпсихологии труда в России: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – С. 221.
8. Основы профессиональной ориентациимолодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой. – Балашов:Изд-во «Николаев», 2008. – 68 с.
9. Программа и методика организации ипроведения профессиональных проб / Отв. ред. В.А. Власов. – Ярославль, 2004.– С. 69.
10. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение вкультурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. – 2007. – №1.
11. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение вкультурно-исторической перспективе / Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С. 16–19.