Реферат по предмету "Педагогика"


Дидактическая игра в развитии внимания у дошкольников

Курсовая работа
«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Введение
Ежегодно 1 сентября все большее число школраспахивают свои двери перед самыми маленькими учениками – шестилетками. Готовли ребенок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Вомногом это зависит от его умственного развития – развития восприятия, памяти,мышления, воображения, внимания и речи, т.е. тех качеств, которые необходимыдля усвоения новых знаний.
Установлено, что умственное развитие детей вдошкольном возрасте происходит намного интенсивнее. Если не создать условий дляразвития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченнымузкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умениемыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи. [15;3]
Дошкольное детство – короткий, но важный периодстановлении личности. Педагог многому может научить ребенка в процессеповседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также напрогулках, в играх. [14; 6]. Основной вид деятельности детей дошкольноговозраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силыребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость ит.д. [1; 5].
Но наиболее активной формой обучающеговоздействия являются специально организуемые воспитателем дидактическинаправленные занятия и игры.
Дидактические игры и занятия очень важны дляумственного воспитания детей. Во время занятий у ребёнка вырабатываются важныекачества, необходимые для успешного умственного развития.
Таким образом, роль дидактических игр и занятийв умственном воспитании детей несомненна. [14; 7]
Объект: процесс развития внимания у детейдошкольного возраста.
Предмет: дидактическая игра в развитии вниманияу дошкольников.
Цель: выявить роль дидактической игры вразвитии внимания у детей дошкольного возраста, разработать рекомендации пооптимизации использования дидактических игр в развитии внимания детейдошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы развитиявнимания детей дошкольного возраста.
2. Познакомиться с современными проблемамииспользования дидактических игр в познавательном развитии детей дошкольноговозраста.
3. Составить рекомендации по организации иметодике использования дидактических игр, способствующих развитию вниманиядетей дошкольного возраста.
Методы: изучение литературы, анализпедагогической документации.

1. Теоретические аспекты проблемыиспользования дидактических игр в познавательном развитии дошкольников
 
1.1 Характеристика понятия «внимания», значениеразвития внимания для умственного развития детей дошкольного возраста
Умственное развитее – это совокупностькачественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессахв связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованныхвоспитательных и обучающих воздействий и собственного ребёнка.
На человека постоянно воздействует масса самыхразличных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременнос достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясногосознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многоевообще не замечается. Из массы окружающих объектов – предметов и явлений – человеквыделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям,жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта исосредоточенности на нем.
Вниманием называютнаправленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах илиопределенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегдаесть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта измассы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание кодному есть одновременно невнимание к другому.
Первоначальная форма внимания –ориентировочный рефлекс, или, как его назвал И.П. Павлов, рефлекс «чтотакое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.
Внимание само по себе не естьтакой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание,мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но неможем быть «заняты вниманием». Внимание – это особая форма психическойактивности человека, необходимое условие всякой деятельности. Играет лиребенок, учится ли ученик, мыслит ли ученый, трудятся ли рабочий и колхозник,творят ли композитор, художник, писатель, непременное условие их успешнойдеятельности – хорошо развитое внимание. Каждый учитель знает, что безспециальной организации внимания учащихся на уроке, без повседневной,систематической работы по развитию внимания у школьников невозможно полноценноеусвоение учебного материала. Как бы ни был талантлив ученик, у него всегдабудут пробелы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он частоневнимателен и рассеян.
Когда ученик внимателен, тосоздаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активногомышлении. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебнойработы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательнуюдеятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе.
В зависимости от характераобъекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее ивнутреннее внимание. Внешнее внимание – внимание, направленное на окружающиенас предметы и явления. Внутреннее внимание – внимание, направленноенасобственные мысли, чувства и переживания. Это деление, конечно, до известнойстепени условно, так как в ряде, случаев мы сосредоточенно мыслим в связи свосприятием какого-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубокопроникнуть в его сущность.
Внимание имеет внешнеевыражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшеговосприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается,вслушивается, излишние движения задерживаются, дыханиe замедляется; присосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе,«затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодарячему окружающее не отвлекает его. [10; 72–73]
Для усвоения любого учебногоматериала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь,через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнегомира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся класса к тому, что онобъясняет на уроке, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающемукартину людям, повернувшимся к ней спиной.
Часто жалобы учащихся на то, что им«трудно понять», «трудно запомнить», говорят не о слабости, сообразительности ипамяти, а не о недостатках внимания. [21, 122]
Таким образом, внимание – этоглавное условие для дисциплинированности, организованности умственной работы,которое необходимо развивать с помощью специальных упражнений и дидактическихигр.
1.2 Особенности вниманиядетей дошкольного возраста
Характерной особенностьювнимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызываетсявнешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаетсясосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интереск воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редковозникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т.е.фактически не является произвольным. [13; 103]
Зачатки произвольного вниманияобычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни. Можнопредположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано спроцессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают еговыполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н.Ф. Добрынина,в результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от нихдействие, и постепенно у них, пока еще в примитивной форме, начинаетпроявляться сознательность.
Большое значение для развитияпроизвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учитсякоординировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действияв соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основечувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со всебольшим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формированиеумения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями,прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулированиеигрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с темразвивает его интересы и внимание. [11; 370]
Можно предположить, что сначалом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемоевосприятие и активное владение речью. Обычно в онтогенезе становлениепроизвольного внимания в его элементарных формах предшествует появлениюфеномена эгоцентрической речи. На первых этапах перехода от внешнеопределяемого к внутренне детерминированному вниманию, т.е. перехода отнепроизвольного к произвольному вниманию, важное значение имеют средства,управляющие вниманием ребенка. Дошкольник раннего возраста в состояниипроизвольно управлять своим вниманием, если в поле его зрения оказываютсясигналы, указывающие ему на то, что необходимо удерживать в поле внимания. Вразвитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Еслидошкольника 4–5-летнего возраста просить постоянно говорить или называть вслухто, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет вполне всостоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживатьсвое внимание на тех или иных объектах или их деталях.
От младшего к старшемудошкольному возрасту внимание детей прогрессирует одновременно по многим различнымхарактеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные дляних картинки не более 6–8 с, в то время как старшие дошкольники способнысосредоточивать внимание на одном и том же изображении в два-два с половинойраза дольше, от 12 до 20 с. То же самое касается времени занятий одной итой же деятельностью у детей разного возраста. В дошкольном детстве уженаблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивостивнимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервнойдеятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненныедети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивостиих внимания может достигать полутора-двух раз. [13; 103]
1.3 Виды дидактических игр, их влияние наразвитие внимания детей дошкольного возраста
Особым видом игровойдеятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок нетолько получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их. [20; 79]
Дидактические игры каксвоеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются вовсе системы дошкольного воспитания. [12; 115]
Дидактическая играпредставляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она являетсяи игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, исамостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитанияличности ребенка.
Дидактическая игра каксоциокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения впоколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развитиядетей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получаютсодержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры. [5; 59]
Первые дидактические игры былисозданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятсянародные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток,юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы,соревнования в сообразительности, внимании.
Система дидактических игр длядетского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру,считал, ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанныеим игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавлялисамостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру каксвободную творческую деятельность.
В создании современной системыдидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игрдля знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны снаблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. [12; 115]
В дидактических играх переддетьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности,внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательностьдействий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольниковощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игрыдают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способамрешения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающаяроль.
А.В. Запорожец, оцениваяроль дидактической игры, пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобыдидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, нои способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию егоспособностей»1.
Дидактическая игра содействуетрешению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения игратьвместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым итребовательным. [22; 318]
В дошкольной педагогике вседидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами(игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
В играх с предметамииспользуются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать,устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с ихпомощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом,величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение,классификацию, установление последовательности в решении задач. По мереовладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играхусложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одномукачеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логическогомышления.
Детям младшей группы даютпредметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще немогут находить едва заметные различия между предметами.
В средней группе в игреиспользуют такие предметы, в которых разница между ними становится менеезаметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательногозапоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующегопредмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизыватьпредметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у детейформируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем,заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и насвоих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широкоиспользуются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма,назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяетвоспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач,например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы,керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры всемью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуютсязнания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимыхлюдям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаетсявызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры спомощью отобранных игрушек.
Игры с природным материалом(семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитательприменяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «Откакого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Ктоскорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложилистья по убывающей величине». Воспитатель организует их во время прогулки,непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами,семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей ихприродной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез,классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ Настольно-печатныеигры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парныекартинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при ихиспользовании.
Подбор картинок по парам. Самоепростое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенноодинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешненичем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок» объединяет картинкине только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всехкартинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные накартинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает ихпохожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общемупризнаку(классификация). Здесь требуется некоторое обобщение,установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (влесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениямирастений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признакукартинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либосказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количестваи расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например,в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержаниекартинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игранаправлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Игровыми дидактическимизадачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний околичественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок настоле (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказатьсвязно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.
Составление разрезных картиноки кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развиватьу них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этихиграх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания,сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2–4 части, то всредней и старших группах целое делят на 8–10 частей. При этом для игр вмладшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение,предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается ужесюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основноетребование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям.Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших группнеобходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будетдано задание – сложить целую картинку из еечастей.
Описание, рассказ о картинке споказом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу:развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок,для того чтобы играющие отгадали, чтонарисовано на картинке, прибегаетк имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, егоголосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящегокарточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения(кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьмимладшей группы.
В более старших группахрешаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное накартине, другие – отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди,например маршируют пионеры, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю,строители строят дом, оркестр играет на разных инструментах.
В этих играх формируются такиеценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, ктворческому поиску в создании необходимого образа.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Словесные игры построены насловах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиесяпредставления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играхтребуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новыхобстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи;описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различнымсвойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
В младших и средних группахигры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильногозвукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитиеправильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте,когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесныеигры чаще используют для формирования мыслительной деятельности,самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всехвозрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детейстаршего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучениюв школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужныйответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применятьзнания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр удетей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процессмышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолеваетлегко, не замечая, что его учат.
Таким образом сущностьдидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи,предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения,преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственнуюзадачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
В дидактической игреформируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этойдеятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаютсяинтеллектуальные.
Очень велико значениедидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками,разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственногоопыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учитсяразличать и называть размер, форму, цвет и другие, признаки предметов.
Увлекательные дидактическиеигры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешныйрезультат умственного усилия, преодоление трудностей приносят имудовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию,обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все этоделает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе. [12; 116]
Таким образом дидактические игры способствуютразвитию всех психических процессов (памяти, мышления), а так же большоевлияние оказывают на развитие внимания. В дидактических играх на вниманиеребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность иустойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правиладействия, которые требуют сосредоточенности. Длятого чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность,устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальныеигры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка.В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость вниманияявляются главным условием игровых действий с привлекательными предметами иобщения детей друг с другом. В одних случаях нужно учитывать разные требованиязадачи («Раз, два, три – говори!»), в других выделять и держать цель действия («Пальчик»,«Прятки с игрушками»), в третьих вовремя переключать внимание («Отзовись, незевай!», «Поехали коробочки наши!»). Игры («Волшебный столик» и «Проказымишки-шалунишки») требуют от детей особой сосредоточенности и устойчивостивнимания, поскольку в них малыши должны заметить и осознать произошедшиеизменения. [см. приложения]
 
1.4 Методика проведения дидактических игр,способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
Организация дидактических игр педагогомосуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дид. игры,её проведение и анализ. (Задание на микрогруппы: написать основные компонентыкаждого этапа дид. игры).
В подготовку к проведению дидактической игрывходят:
· отбор игры в соответствии с задачамивоспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорныхспособностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление,речь) и др.;
· установление соответствия отобраннойигры программным требованиям воспитания и обучения детей определённойвозрастной группы;
· определение наиболее удобного временипроведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или всвободное от занятий и других режимных процессов время);
· выбор места для игры, где дети могутспокойно играть, не мешая другим;
· определение кол-ва играющих (вся группа,небольшие подгруппы, индивидуально);
· подготовка необходимого дид-гоматериала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
· подготовка к игре самого воспитателя:он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методыруководства игрой;
· подготовка к игре детей: обогащение ихзнаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимымидля решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
· ознакомление детей с содержанием игры,с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов,картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представлениядетей о них);
· объяснение хода и правил игры. При этомвоспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правиламиигры, на чёткое выполнение правил;
· показ игровых действий, в процессе котороговоспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противномслучае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребятподсматривает, когда надо закрыть глаза);
· определение роли воспитателя в игре,его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Меранепосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей,уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил.Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом,напоминанием);
· подведение итогов игры – этоответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых детидобиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она синтересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. Приподведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен толькочерез преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей,понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новуюигру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведённой игрынаправлен навыявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказалисьэффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Этопоможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры,избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявитьиндивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильноорганизовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использованияигры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащатьеё новым материалом в последующей работе. [2; 21]

2. Педагогические условия развития вниманиядетей дошкольного возраста
 
2.1 Использованиев педагогическом процессе дидактических игр, способствующих развитию внимания детейдошкольного возраста
Главная задача дошкольного учреждения в областиобучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачейдетям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительныхспособностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. Врешении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.
Рассмотрим связь дидактических игр с занятиями.Например, с детьми младшего дошкольного возраста к занятию по знакомству сдомашними животными (корова, лошадь) подбирается и проводится игра «Узнай, ктов домике живет». Эта игра может быть проведена в день занятия (во второй половинедня) или на следующий день. Это зависит от наличия времени и развития детей.Дидактическая задача этой игры заключается в том, чтобы закрепить названияживотных, а позже задачу можно усложнить – предложить узнать не толькоживотное, но и детенышей этого животного (теленок, жеребенок). Игровое действиестроится таким образом, чтобы дети смогли узнать животное по звукам голоса.
В средней группе можно провести занятие сзадачей «Учить детей описывать предмет по основным признакам (уделить особоевнимание материалу, из которого сделан предмет)». Во второй части занятия, вряде случаев, целесообразно провести дидактическую игру «Чудесный мешочек».Содержание игры – знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре – закреплениепредставлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка.Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развиваетсяосязание, внимание, умение применить в игре знания, которые они получили вовремя этого занятия. Кроме того, такая игра способствует развитию речи имышления. Игровое действие – вынуть игрушку на ощупь из красивого, «чудесногомешочка». Правила игры: ребенок должен вынуть только одну игрушку, которая емупонравилась на ощупь, вынув, назвать ее, сказать, из чего она сделана, и рассказатьо ней все, что он знает.
Игра «Чудесный мешочек» с указаннойдидактической задачей может быть проведена и через 2–3 дня. Эта же игра можетбыть проведена и повторно, но с усложнением дидактической задачи. Так,например, воспитательница дает ребенку задание вынуть из мешочка резиновую илипластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируютих по материалу, из которого игрушки сделаны, играют ими. При подготовке к этойигре воспитателю необходимо подобрать игрушки из определенных материалов.
С детьми старшего дошкольного возраста широкоиспользуются словесные игры, требующие большого внимания и умственногонапряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». В зависимости отпрограммных задач воспитательница подбирает к игре обобщающие слова (поле,огород, сад и т.д.). На занятиях знакомит детей с тем, где и как колхозникивыращивают пшеницу, овес и другие культуры. Во второй части занятия может бытьпроведена дидактическая игра «Не ошибись». В игре, наряду со знаниями,полученными на данном занятии, могут использоваться и знания, полученные детьмиранее, при знакомстве с огородом и садом.
В подготовительной к школе группе после прямойподачи детям знаний на занятиях об овощах и фруктах, хлебобулочных изделиях, школьныхпринадлежностях и т.д. может быть запланирована и проведена дидактическая игра«Магазин» или «Магазин самообслуживания» с дидактической задачей закрепленияназваний школьных принадлежностей или овощей и фруктов, а также другихпредметов, продающихся в том или ином магазине. Одновременно в этой игре детизакрепляют знания в счете, узнают, где можно купить необходимые предметы и чтоприготовить из овощей и фруктов. У них развивается речь, мышление, товарищескиевзаимоотношения, дисциплинированность.
 Однако необходимо отметить, что ценность дидактических игр не ограничиваетсятолько тем, что они закрепляют и расширяют знания, развивают умственныеспособности детей. [19]
2.2Рекомендации по организации и методике проведения дидактических игр,способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
При организации дидактическихигр на внимание необходимы особые формы руководства ими со стороны взрослого.На первых порах овладения малышами новыми видами дидактических игр наиболееэффективным условием их развития является совместная игра взрослого с детьми, вкоторой взрослый выступает в роли ведущего. Дети с помощью ведущего успешновыполняют игровые действия. Выигрыш в игре не выделяется: малыши не нуждаются вправе на преимущественную активность в игре.
Постепенно воспитательстимулирует самостоятельность детей в игре. Необходимо иметь достаточноеколичество игрового материала, чтобы избежать конфликтных ситуаций, которые,как правило, разрушают игру детей этого возраста.
К четырем годам детипостепенно овладевают умением осуществлять совместные игровые действия поправилам, внимание к которым усиливается присутствием сверстника. Овладевсодержанием дидактических игр под непосредственным руководством взрослого, детиначинают активно наблюдать за играми других детей и интересуются ими болеепродолжительное время. Ребята младшего дошкольного возраста легче принимают исоблюдают правила подвижных игр, они связаны с ролью (зайки прыгают, воробушки лета-ют).Кроме того, правила, предусматривающие движения, близки детям этого возраста,тем более что они связаны с сюжетом: воробушки улетают от автомобиля, а мышкиубегают от кошки. Очень важна фиксация внимания ребенка на достижениирезультата игры: нашел свой домик, подобрал окошко, не попался коту. Малышреализует потребность в общении в ходе игры и одновременно обогащает свойигровой опыт.
На пятом году жизни дети могутучаствовать в совместных дидактических играх с правилами. Для более успешногоовладения игровыми умениями им также нужна помощь взрослого. Воспитатель,участвуя в игре, может помочь установлению между детьми партнерских отношений исделать содержание игры понятным каждому. При этом необходимо помнить, чтообъяснения и показ взрослого в силу его авторитета воспринимаются детьми какабсолютно правильные. Поэтому постепенно следует передавать роль ведущегодетям.
Дети пятого года жизни могутпринимать правила игр без сюжетного их оформления.
Для участия в совместных играхребенку необходимо овладеть правилами, устанавливающими и регулирующимисовместную деятельность, а также порядком получения выигрыша.
Выигрыш для детей этоговозраста необходимо материализовать фишкой, фигуркой, игрушкой и т.п. При этомследует поощрить всех играющих, никто не должен остаться незамеченным.
По мере овладения детьмиигровыми умениями воспитатель может выступать в качестве наблюдателя за игройдетей. Наблюдения за играми могут быть источником информации о процессеразвития детей, изучения эффективности педагогического процесса, индивидуальныхи возрастных особенностей детей, их социальной активности, коммуникативности.
Наибольшую сложность дляпедагога представляет процесс включения в сюжетно-дидактическую игрудидактических задач. Это лучше делать в ходе игры, когда содержаниедидактических задач соответствует логике самой игры. Особое искусство требуетсяот воспитателя при введении в процесс игры познавательных задач. Для этогопедагог может использовать разные средства, например, для ознакомления детей сприродой он персонифицирует природные явления: Светик, Капелька,Цветик-семицветик. Непосредственное участие педагога в игре дает большойэффект, когда оно происходит по инициативе детей, тогда взрослый в формевысказывания, реплики, вопроса, предложения, утверждения, поощрения можетвнести в игру новое содержание. В работе с детьми младшего дошкольного возрастаособое значение имеет дидактическая кукла с набором одежды, мебели, посуды,которая имеет свою «квартиру». С ней воспитатель может организовывать такие сюжетно-дидактическиеигры, как «Магазин», «Театр» и т.д.
Очень важно стимулироватьвысказывания детей, обмен мнениями между участниками игры. Главная задачавоспитателя заключается в том, чтобы дети получали удовлетворение от поискарешения игровых задач. [16]
И так, для более успешного умственного развитиянеобходимо развивать у детей такой психический процесс как внимание. Д ля этогонеобходимо:
1. Разнообразить выбор дидактических игрдля развития внимания дошкольников.
2. Проводить игры и упражнения с логическимикартинками.
3. Использовать в работе загадки наразвитие внимания.
4. Проводить консультации длявоспитателей.
5. Проводить работу с родителями.

Заключение
Итак, на основании вышеизложенного можно утверждать, что игра – это не только удовольствие и радостьдля ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развиватьвнимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которыенеобходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания,умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игры, направленные на развитиевнимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонахи явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую,даже самую простую работу.)
Основные свойства внимания,которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость,переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способностьдлительно сосредоточиваться на чем-нибудь.
В дошкольном возрасте происходитпостепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольноевнимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными иинтересными в данный момент для ребенка предметами, Произвольное вниманиепредполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не оченьинтересно.
Дидактическая игра представляет собоймногоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методомобучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровойдеятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
С помощью дидактических игр воспитательприучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания вразличных условиях в соответствии с поставленной задачей.
И наконец, это игры,помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малышаэлементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализомслова, готовят руку к овладению письмом.
И я смело могу утверждать, что в умственномразвитии важную роль играет внимание, но развивать его помогают дидактическиеигры.
Таким образом, цель работы достигнута, задачивыполнены, материал данной работы может быть использован студентами колледжапри изучении темы «Умственное воспитание дошкольников», а также воспитателямидошкольных учреждений при планировании работы по познавательному развитию детейдошкольного возраста.

Список литературы
1. Бондаренко А.К., Матусик А.И.«Воспитание детей в игре» [текст].-М., 1983.
2. Бондаренко А.К. «Дидактическиеигры в детском саду» [текст].-М., 1991.
3. Волчкова В.Н. Конспектызанятий, [текст] Воронеж, 2009.
4. Гаврина С.Е.» Школа для дошколят»(развиваем внимание 6–7 лет). Р.-П., 2008.
5. Давидчук А.Н. «Обучение и игра»[текст].-М. 2006.
6. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. «Чегона свете не бывает?». — М. 1991.
7. Земцова О.Н. «Найди отличия» (развиваемвнимание 4–5 лет), – М, 2007.
8. Карпухина Н.А. конспекты занятий.– Воронеж, 2007.
9. Колесникова Е.В. математика длядетей 4–5 лет, – М., 2008.
10. Крутецкий В.А. Психология[текст].-М.,1986.
11. Маклаков А.Г. Общаяпсихология. — с.п., 2001
12. Менджерицкая Д.В. Воспитателюо детской игре. [текст].-М., 1982.
13. Немов Р.С. Психология 2 том. [текст] –М., 1998.
14. Новоселова С.Л. Дидактическиеигры и занятия с детьми раннего возраста. [текст].-М., 1985
15. Поддьякова С.Н. «Умственноевоспитание детей дошкольного возраста. [текст].-М., 1988.
16. Петерс В.А. Психология ипедагогика[текст] – М., Велби, проспект, 2005.
17. Панова Е.Н. дидактические игрымладший возраст (выпуск 2) – Воронеж, 2007.
18. Панова Е.Н. дидактические игрымладший возраст (выпуск 1) Воронеж, 2007.
19. Удальцова Е.И. «Дидактические игрыв воспитании и обучении дошкольников» – Минск, 1976.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольнаяпсихология. – М., 1997.
21. Чутко Н.Я. развитие вниманиядошкольника. – М., 1992.
22. Ядэшко В.И. Сохина Ф.А,Дошкольная педагогика. – М., 1986


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.