Министерствообразования и науки Российской Федерации
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственныйуниверситет»
Институт психологии, педагогики,социального управления
Кафедра общей и социальной педагогики
Состояние и перспективы развития общегообразования в России
(контрольная работа за 1 курс)
Работу выполнила:Чупракова АлёнаВасильевна,
1 курс, гр. 25С01
Старший преподаватель:
Болтунова Любовь Михайловна
Тюмень,2010
Содержание
Введение
1. Состояние общего образования вРоссии
1.1 Понятие и сущностьобщего образования
1.2 Состояние Российского общегообразования
1.3 Доступность как важнейшийкритерий общего образования
1.4 Качество образования — фактор,определяющий место России на международном уровне
2. Перспективы развития общегообразования в России
2.1 Обновление образования как главнаязадача модернизации современного общества.
2.2 Реформа образования: тревожныетенденции
2.3 Создание условий, позволяющихповысить качество общего образования
Заключение
Источники информации
Введение
Актуальностьданной темы обусловлена следующим. В жизни каждого из нас многое зависит отобразования, а именно от его эффективности и качества. Ведь именно на начальномэтапе образования закладываются основы интеллектуальной культуры, интеллектуальногостановления, формируются азы информационной и компьютерной грамотности,демонстрируются пути самостоятельного получения необходимых знаний, формируетсяумение творчески работать с информацией.
Насегодняшний день существуют две основные тенденции реформы образования вРоссии:
— глобализация образования в условиях «информационного бума»; интеграция вобщемировой образовательный процесс. — модернизация образования – элементызападных моделей на основе Российской системы. Пути выхода из кризиса: — увеличитьфинансирование образования и науки;
— мотивировать обучение и подготовку высококвалифицированных специалистов нетолько в областях экономики и права, но и в различных отраслях промышленности,науки и культуры, а чтобы решить проблему образования – прежде всего впедагогической сфере (иными словами, люди должны жаждать знаний и любить своёдело — высокая степень мотивации);
— параллельно с первым пунктом и для осуществления второго, необходимо, как былосказано выше, обеспечить ненавязчивую пропаганду в СМИ и глобальной сетикультурно-этических ценностей и пользы образования как основного мотиваторанаряду с достойной зарплатой; — реформа образования в России не должна в корнеломать традиций российского образования; необходимо принять от Западной моделивсё самое лучшее, при этом, не разрушая той образовательной системы, котораявызывает уважение во всём мире; образованию нужна мягкая реформа.
Какбыло сказано выше, в числе прочих Россия сильна человеческими ресурсами.
Необходимасущественная, достойная интеллектуальная база: это и соответствующий уровеньобразования, уровень образовательных программ, соответствующие условия дляобразовательной деятельности, профессиональный преподавательский состав-люди,которые являются для детей не только источником знаний, образцом, но некимивоспитателями. Предполагается не только умственное воспитание, но ивоспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условияхобразовательной системы, своеобразная помощь в развитии личности ребёнка.
Насовременном этапе социально-экономического развития существенно возрастает рольобразования, которая определяется задачами становления в Россиидемократического и правового государства, рыночной экономики, необходимостьюбыть в русле мировых тенденций развития. Поэтому возникает необходимостьмодернизации всех сторон структуры образования и всех сфер образовательнойдеятельности. Модернизация (от английского Modern- современный). В нашей стране как раз таки проводитсявсесторонняя модернизация, осовременивание образования с выделением требуемыхдля этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования
Всовременном мире значение образования как важнейшего фактора формированиянового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческогокапитала. Ведь человеческий фактор всегда являлся одним из ведущих факторовразвития общества и государства. Человеческий капитал в широкомопределении — это интенсивный производительный фактор развития экономики,общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания,инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания итрудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональноефункционирование ЧК как производительного фактора развития. Человеческийкапитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительныйтруд и качество жизни. Следовательно, развитие общего образование – этомногосторонний процесс, в развитии которого ведущую роль играет государство,общество, а также отдельный человек. Пока Россия будет сильна своими природнымии человеческими ресурсами, культурным, научным, образовательным и обороннымпотенциалом, она будет иметь влияние и достойное положение в мировомсообществе.
1.Состояние общего образования в России
1.1 Понятиеи сущность общего образования
Сущностьобщего образования — развитие общих способностей личности, т.е. универсальныхспособов деятельности, генеральной человеческой способности — трудоспособности,а также способности к постоянному совершенствованию.
Общееобразование является базой любой последующей или сопровождающей егоспециализации, то есть углубленного развития специальных способностей котдельным видам деятельности.
Вообщепод общим образованием подразумевается первый уровень образования — не профессиональноеи не специальное образование. В настоящее время, к общему образованию в широкомсмысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее,основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей.Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятиеобщее образование и рассматриваются отдельно.
ВРоссии и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основноеобщее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так какони включены в школьное образование и преподаются в средних школах.
Цельюобщего образования является создание условий для формирования у человекаспособности нести личную ответственность за собственное благополучие иблагополучие общества.
Атакже целью образования является формирование социальной мобильности иадаптации.
Образованиеможно рассматривать как важнейшую основу морального благополучия страны.Образование — важная составляющая структуры организации нашего государства.
1.2 СостояниеРоссийского общего образования
Сначала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в системумирового образования, что приводит к определенным структурным иинституциональным инновациям. «Закрытость» образования в советском обществеимела далеко идущие последствия. Во-первых, российское образование отстает отмировых стандартов информатизации и дистанционного обучения. Во-вторых,расхождения в учебных программах настолько велики, что в ближайшее время нестоит говорить о конвертируемости дипломов. В-третьих, преобразования вроссийском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации»,воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцируетраскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании
Глобализацияразрушила стереотипы «интеллектуального превосходства» российского образования:требование быть готовым к новым профессиональным нормам, к угрозе потери работыили перемене профессии противоречит избранному социальному статусу, социальномуопыту, жизненным убеждениям. Глобализация прежде всего вызываетдемонстрационный эффект в настроениях российской молодежи. Осознание«отсталости» отечественной системы образования, что не могло не повлиять нападение престижа образования, которое в ближайшее время навряд ли достигнетсостояния «национальной гордости».
Состояниеобщего образования в России далеко от идеального. Поддержка необходима нетолько городским школам, но и деревенским школам. Тема деревенских школ,действительно, животрепещущая. У большинства сельских школ нет даже части того,что имеют городские школы: острая нехватка грамотного преподавательскогоперсонала, ужасное состояние школ, материально-техническая база на беднейшемуровне и много другое.
1.3 Доступностькак важнейший критерий общего образования
Основнымизадачами развития системы общего образования, сформулированными в Национальнойдоктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования,являются обеспечение равной доступности к образованию и его необходимое качество.Сегодня доступ к качественным образовательным услугам средней ступени в Россиидля разных слоев населения неодинаков. Это зависит и от достатка семьи, и отобщего уровня культуры и воспитания ребенка. Выход из создавшегося положения видитсягосударством в изменении форм управления и контроля общеобразовательныхучреждений. Указом Президента Российской Федерации «О дополнительнойподдержке общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации»ставится задача повсеместного создания школьных попечительских советов какобщественно-государственных органов, стимулирующих приток в школудополнительных внебюджетных средств и обеспечивающих контроль за их целевымиспользованием. Примерное положение о Попечительском совете общеобразовательногоучреждения разработано Минобразованием России и утверждено правительством РФ10.12.99. В нем изложены основные функции и направления деятельности совета врамках школы. Порядок выборов и границы полномочий должны содержаться в уставе школы,учитывающем ее специфику.
1.4 Качествообразования – факторопределяющий место России на международном уровне
Сегоднядля России уровень ее образования является одним из немногих факторов, которыеобеспечивают ее место среди развитых государств и дают ей основание рассчитыватьна продолжение пребывания в этой группе. Рейтинг конкурентоспособностиВсемирного экономического форума в Давосе 59 развитых государств регулярноотводит нам 58-59-е место по всем позициям (боремся за последнее место сУкраиной), кроме уровня нашей образованности. Здесь мы пока в середине списка.Россия удерживается в «давосской группе» государств благодаря своей оборонноймощи и культуре. А последняя прямо определяется системой образования. И если неподдержать образование, России угрожает опасность уйти из группы развитых (ипросто влиятельных) стран уже к середине этого десятилетия. Образование — единственнаяиз социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формированиипредпосылок экономического роста. Но недостаточно только давать ресурсы. Нановые вызовы старая система образования не может ответить – ее структура,содержание и методы требуют обновления.
Именно образование даетРоссии стратегический шанс на достойный вход в новую экономику. В экономике XXIвека не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главнуючасть капитала любой фирмы. У нас есть шанс «перепрыгнуть» несколько этаповэкономического развития, сосредоточившись на так называемых «мягкихтехнологиях»: инновационной деятельности, образовании, фундаментальной науке.
состояние реформаразвитие образование
2. Перспективы развития общегообразования в России
2.1 Обновление образования
В России совершаетсяпереход к новой цивилизации, основанной на ценностях демократии и свободыличности. Перед образованием стоит задача преодолеть культурные издержки этогоперехода. Воспитать терпимость к чужому мнению и иному стилю поведения. Ведь встране произошел шок: разрушились сложившиеся за многие десятилетия стереотипы,исчезли старые сдерживающие механизмы, служившие преградой для антисоциального,разрушительного поведения. Мы должны научиться понимать и ценить мнения,которые не похожи на нашу собственную позицию. Вторая «культурная площадка» образования– формирование инструментальных навыков коммуникации. Здесь требования резкоповысились. Сегодня это знание других языков, умение использоватьинтеллектуальные системы поиска и обмена информацией (компьютерная культура,Интернет-культура) Обновление образования необходимо вести в трех относительносамостоятельных направлениях:
Первое. Ресурсы. Чтобы достичь минимальноэффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательныхпрограмм в три раза. Второе. Социальный аспект. Обеспечить равный доступк образованию на основе способностей, а не денег. Третье. Содержаниеобразования. У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числешкольного. Но в условиях систематического отсутствия ресурсов в 90-е годы этасистема практически перестала развиваться. В результате мы отстали – и не толькоот Запада, но и, если можно так выразиться, от самих себя, от потребностейсобственного общества. Образование не может существовать без систематическогоизменения, развития. Но это развитие должно быть внутренним, органичным.Копирование чужих приемов достижения успеха редко приводит к его повторению.Нам не надо ломать существующее в стране образование – его логику, егофундаментальный, систематический характер, его всеобщий, или массовый, масштаб.Нам нужно напитать его ресурсами – и дать возможность свободно развиваться. Нов основном российское образование нуждается не в радикальной реформе, а вбыстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальныесигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутреннихсил. Отличие модернизации от реформы – опора на сохранившиеся, «живые» элементысистемы.
Традициизападного образования на Российской почве. По мнению ректора Московской Высшейшколы социальных и экономических наук, профессора Манчестерского университетаТеодора Шанина, высказанном в интервью на Радио Свобода, нельзя простоперенести западные формы образования в Россию. С другой стороны, ясно, чтоэлементы этого надо ввести, именно те, которые могут пригодиться России, итаких не мало. Поэтому встал вопрос интеграции. А чтобы интегрировать двесистемы, надо делать это, учитывая все факторы, в том числе сложившиесятрадиции Российской культуры в целом. Мнения за рубежом в последнее время мыпостоянно ссылаемся на опыт США. Там не на шутку озабочены низким знанием своихшкольников. Астронавт Джон Гленн, возглавляющий национальную комиссию пообразованию, утверждает, что слабое место заключается в преподавании и изученииматематики, физики, химии. А вот в России, по мнению американских экспертов,фундаментальным дисциплинам учат качественнее и основательнее. Не так давноТони Блэр в беседе с журналистами заметил, что у России есть два бесспорныхпреимущества – ресурсы и образование.
2.2Реформа образования: тревожные тенденции
В ХХвеке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достиглапередовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатиламировую культуру. Это стало возможным благодаря созданию уникальной системыотечественного образования. Несмотря на потрясения последних лет, нашеобразование до сих пор остается одним из самых лучших в мире. На общем фонеразрушительных процессов, протекающих в промышленности, сельском хозяйстве,науке, культуре, система российского образования оказалась одним из наиболееустойчивых социальных институтов. также нельзя не учесть того, что российскаясистема образования способна конкурировать с системами образования передовыхстран. Главная заслуга в этом принадлежит педагогической элите, которая вопрекинищенской зарплате и экстремальной социальной ситуации работает с полнойсамоотдачей. Особую тревогу вызывают такие установки в реформированииобразования, как:
– ориентацияна принятие западных моделей образования, игнорирование лучших традицийроссийской педагогики;
– внедрениерыночного подхода к образованию.
Напрактике он означает, что извечные цели образования — дать ребенку знания омире, развить его как многогранную личность, ответственную за себя и общество — практически отвергнуты. Это приведет к тому, что школа будет не воспитыватьчеловека, а создавать биокомпьютер, вкладывая в него программы, пользующиесяспросом на рынке. Не случайно вместо искусства учителя и педагогическоготворчества все чаще говорится об «образовательных технологиях»,«антропотехнике», «человеческом ресурсе» и т. д.;
– дефундаментализацияобразования, то есть подмена знаний, ориентированных на формирование в сознанииподрастающих поколений целостной научной картины мира, информацией и навыкамисугубо прагматического и технологического характера;
– дегуманитаризацияобразования, выражающаяся в замене собственно гуманитарных, мировоззренческихдисциплин, формирующих нравственный стержень личности и широту мышления(истории, философии, литературы), науками социально-экономического цикла(политологией, экономикой, маркетингом, менеджментом);
–ориентация на «уход» государства из образования, чтокоммерциализирует образование, закрепляет нищенское положение педагогическихработников;
–реструктуризация сельской школы;
– переходна 12-летнее школьное обучение, хотя ученые, педагоги-практики, родителивыступают против этого «новшества» и считают его очередной авантюройс трудно предсказуемыми социальными и экономическими последствиями. Такимобразом, чтобы данные предпосылки не стали фактическими явлениями нужноприложить не мало усилий и колоссально потрудиться.
2.3Создание условий, позволяющих повысить качество общего образования
Содержаниешкольного образования — это основа образовательной системы, и в условияхпереходного периода в развитии общества оно является основным объектомреформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощаютте ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешнаяреализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимойзадачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии,приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспеченияпереподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформусодержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, гдепреподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.Следовательно нужно искать способ обеспечения ресурсами, для того чтобытребования современного общества в области образования совпадали свозможностями субъектов и государства в целом. Сейчас российское обществоперестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут засобой демократизацию и в образовательной сфере. Появляются новые понятия,характеризующие общее образование по отношению к обучаемым, к преподавателям, атакже характеризующие образовательный процесс в целом. Гуманизация (поворотшколы к личности ребёнка), индивидуализация (учебный процесс, в ходе которогоучитываются особенности каждого учащегося), новые концепции гражданскогообразования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом этопроисходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений ивариативности (то есть возможности учащимися выбирать содержание и форму обучения)образовательных программ, что напрямую связано с развитием сетинегосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системахРоссии.
Российская Федерацияпровозглашает область образования приоритетной. Следовательно, государство, преждевсего, обязуется проводить политику в данной области. Цель политики — максимально улучшить состояние и эффективность общего образования в России. Вконцепции модернизации российского образования развиваются основные мысли пообновлению как образования в целом, так и общего образования в частности. Вданном документе отмечается, что базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентациюобразования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но ина развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальныхзнаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личнойответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющиесовременное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опытроссийской и советской школы, следует сохранить приумножить лучшие традицииотечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования.А воспитание как первостепенный и неотъемлемый приоритет в образовании должностать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной вобщий процесс обучения и развития. Исключительная роль в решении задач воспитанияпринадлежит семье.
О перспективах развитияобщего образования также сказано в государственных программах: Приоритетныйнациональный проект «Образование» и в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускоритьмодернизацию российского образования, результатом которой станет достижениесовременного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества исоциально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизмастимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, этовыявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» новогокачества образования. Во-вторых — внедрение в массовую практику элементов новыхуправленческих механизмов и подходов. В соответствии с нацпроектомобразовательной инициативы «Нашановая школа» модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решенияэтих стратегических задач важнейшими качествами личности становятсяинициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всейжизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важнымэлементом в этом процессе. Главные задачи современной школы — раскрытиеспособностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека,личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьноеобучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельноставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненныеситуации. В данном документе рассмотрен вариант школы будущего. Новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будетобеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которыепригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты итворческие занятия. Новая школа — это школа для всех. В любой школе будетобеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностямиздоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей,находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастныеособенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основнойи старшей ступени. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, статьсамостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательныеи восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора,повысится степень его свободы и уровень ответственности. Новая школа — этоцентр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и сучреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациямисоциальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресныедни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будутместом семейного отдыха. Новая школа — это современная инфраструктура. Школыстанут современными зданиями — школами нашей мечты, с оригинальнымиархитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьнойархитектурой — столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой,высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом,грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями длязанятий спортом и творчеством.
С помощью архитектурногоконкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьныхзданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужносконструировать «умное», современное здание. Отдельная задача – привлечениев школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдяпсихолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии,они смогут продемонстрировать детям – в первую очередь, старшеклассникам,выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт. Дети проводят вшколе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического,психического здоровья — дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека- важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиямспортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм,детская безнадзорность. Будет резко сокращена требуемая отчётность таких школ вобмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будутзаключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качестваработы. Таковы цели образовательных проектов на ближайшее время.
Заключение
Такимобразом, некоторые из задач уже решаются, но большинство таковых всё ещёостаются перспективой развития общего образования. Например, профильноешкольное обучение постепенно выходит в свет. Также остаются нерешёнными такиезадачи, как рационализация досуга, насколько известно, каждый определяет свойдосуг самостоятельно, в том числе и во время каникул, однако некоторые школы,зачастую благодаря инициативе преподавателя всё же выезжают на экскурсии вдругие города. На мой взгляд не должно откладываться решение проблемы, связаннойс низкой заработной платой учителей, её решение позволит не только качественноулучшить положение учителей, будет стимулировать их деятельность, но такжевозможно повысит спрос на профессию данного вида. Нельзя отрицать, чтоматериальный фактор в России чаще всего играет первостепенную роль. Поэтомумногое ещё в России предстоит довести до ума или хотя бы сдвинуть с мёртвойточки.
Очевиднои то, что нам не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных, культурноразвитых учителей и преподавателей. И дело здесь не только в недостаточномфинансировании образовательной сферы. У людей отсутствует не толькоматериальный, но и морально-духовный стимул. Работа преподавателей и учителей(также как и медиков) требует колоссальной самоотдачи. А на такой повседневныйподвиг способны далеко не многие. На высшем уровне необходимо выработать новуюпарадигму развития Российского государства в целом, и образования как его опорыи достояния. Энтузиасты — именно они в условиях кризиса не позволили совсемобмельчать нашему образованию и науке. И пока они есть, мы можем надеяться наблагоприятный выход из кризиса и дальнейшее развитие. При этом необходимыширокая поддержка со стороны общественности проводимой образовательнойполитики, восстановление ответственности и активной роли государства в этойсфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделениемнеобходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективногоиспользования. А как подсказывает нам опыт, не всегда выделенные средства идутв правильное русло. К сожалению, помимо развития образования, в первую очередьв нашем обществе необходимо развивать нравственную и моральную ответственностьи правопорядок, чувство долга и ответственности.
Подаютнадежду и последние документы, определяющие стратегию развития общегообразования в России («Новая школа», нацпроект «Образование»), поскольку намеченныецели соответствуют потребностям нашего общества.
Хочется надеяться на то,что модернизация образования, в нашем случае общего образования не пройдётдаром и в скором времени все, кто работает в этой сфере, почувствуют этиобновления на себе.
Источники информации
1. Концепция модернизации российскогообразования на период до 2010 года (утверждённая распоряжением Правительства РФот 29 декабря 2001 г. № 1756-р). – Официальные документы в образовании. – 2002.– № 4; Вестник образования. – 2002. – № 6
2. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского – М.: Просвещение, 1983 .
3. www.gov.ru – сайт Министерстваобразования РФ (новости, базы данных, газеты и журналы, нормативные акты)
4. www.ug.ru – «Учительская газета»