Реферат по предмету "Социология"


Роль прогноза занятости в регулировании рынка труда

/>СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основы прогнозирования
2. Прогнозирование занятости населения
3. Использование прогнозных методов приформировании рынка труда на примере Нижневартовска
3.1 Факторы, влияющие на развитие рынкатруда
3.2 Рынок труда незанятого населения
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей цельюстановления рыночных отношений в России, проведения экономических реформявляются повышение эффективности экономики, достижение высокого благосостояниянаселения. Однако вступление России на путь рыночных реформ вызвало в странезатяжной экономический кризис.
XXI век станет векомвысоких технологий. Место стран в мировой экономике и в политике будетопределяться их ролью. Уже сейчас многие государства разрабатывают программы,реализация которых позволит им достигнуть высот научно-технического прогресса.Такие шансы есть и у России. Страна имеет возможности для поддержания иупрочения своих позиций в качестве мировой державы, способной обеспечитьблагосостояние народа. Она занимает стратегическое положение на Евразийскомконтиненте, обладает уникальными природными ресурсами, значительнымэкономическим потенциалом.
В стратегическом планеу России немного альтернатив, все они связаны с решениями задач по скорейшемувыходу из кризиса. Для этого нужны научно обоснованная модель экономическогоразвития, программа решения неотложных задач в рамках антикризисногоуправления, развитие предпринимательства, повышение трудовой, деловойактивности населения.
Во всех звеньяххозяйствования, на всех уровнях управления возрастает роль специалистов,умеющих принимать оптимальные решения, постоянно согласовывать текущую работу сперспективными задачами, будущим. Без предвидения управление невозможно. Каждыйспециалист, менеджер любого звена управления должен владеть навыкамиприкладного прогнозирования и планирования. />/>

1. ОСНОВЫПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Сегодня утвердиласьэкономическая система, основными чертами которой являются: производство на базечастной (коллективной и индивидуальной) и государственной собственности;обобществление значительной части хозяйства в национальном и международноммасштабах; рыночное регулирование экономики в сочетании с активнымгосударственным вмешательством; наличие государственных и частных фондовсоциального страхования и обеспечения.
Главной отличительнойчертой современной экономической системы стало активное воздействие государствана развитие национальной экономики. Сегодня нерегулируемого государством рынкапо существу в мире нет. Важнейшим рычагом государственного регулированияявляются прогнозирование и планирование социально-экономического развития.
Объективнаянеобходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономикиобусловлена: общественным характером производства; усложнением межотраслевых ирегиональных связей; необходимостью поддержания рациональныхнароднохозяйственных пропорций; неспособностью рыночной экономики ксаморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов;деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.
В государственномвоздействии на экономику опасны крайности: регулировать те экономическиепроцессы, которые с большей эффективностью управляются рыночными механизмами;полагаться исключительно на рыночные механизмы даже в тех случаях, гдевмешательство государства необходимо. Вычленить из целостного экономическогоорганизма те области, которые требуют государственного воздействия, помогаетсоциально-экономическое прогнозирование.
Прогноз — это комплексаргументированных предположений (выраженных в качественной и количественнойформах) относительно будущих параметров экономической системы. Задача прогноза— дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иныхусловиях. Для решения этой задачи разрабатывается поисковый прогноз,показывающий, каким может быть развитие экономики (или какой-то ее сферы) приусловии, что характер государственного воздействия на нее останется неизменным.В результате появится ответ на вопрос: «что будет», если государство не будетпринимать никаких иных мер по регулированию экономики. Таким образом поисковыйпрогноз указывает на сферы экономики, требующие первоочередного вмешательствагосударства, направленного на преодоление негативных процессов.
Прогнозирование не сводитсятолько к пассивной роли предвидения того, что может произойти в будущем.Разрабатываются и целевые прогнозы. Они определяют цели, поставленныегосударством перед экономикой, и возможные пути их достижения. При этом вравной мере опасно как приземлять цели, ссылаясь на дефицит ресурсов, так иставить нереальные цели как бы они ни были заманчивы. Кроме этого, необходимоучитывать существование противоречий между долго- и краткосрочными целями.Погоня за сиюминутными выгодами, как правило, осложняет движение встратегическом направлении. Поэтому необходимо наличие определенного балансамежду ними.

2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Потеря работы, какправило, означает для человека переход в низшую социальную группу по качеству,уровню жизни. Невостребованность на рынке труда оказывает сильное влияние наморальное состояние человека, на криминогенную обстановку в обществе. Политикагосударства на рынке труда направлена на обеспечение рациональной структурызанятости, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест,предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективностисуществующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствованиесистемы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров,рост мобильности трудовых ресурсов.
В этих целях намечаютсямеры по структурной перестройке экономики, стимулированию производства,поддержке отечественных производителей, оздоровлению финансового состоянияпредприятий. Общеэкономическую, бюджетную и кредитную политикупредусматривается в большей степени ориентировать на повышение инвестиционнойактивности и реализацию важнейших целевых инвестиционных программ, на поощрениеиностранных инвестиций для создания новых рабочих мест.
Для преодолениянегативных явлений в сфере занятости на федеральном и региональном уровняхпредполагается: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговойполитики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест,развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективноразвивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; разработка наоснове прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы созданиярабочих мест; введение системы стимулирования предпринимательства, малого исреднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионахс критической ситуацией на рынке труда; совершенствование механизма привлеченияиностранной рабочей силы, обеспечивающего приоритетное право российских гражданна занятие вакантных мест, в том числе за счет установления квоты,соответствующей возможностям российского и региональных рынков труда;разработка специальных программ по стабилизации занятости в регионах скризисной ситуацией, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера.
Способность рынка трудак саморегулированию незначительна. Поэтому главным направлением государственнойполитики в трудовой сфере является формирование эффективной системы созданиярабочих мест, сохранения кадрового потенциала, опережающее предотвращение ростабезработицы. Для этого на основе демографического прогноза определяется общаяпотребность в рабочих местах, потребность отраслей, регионов исходя изобщеэкономических тенденций развития страны. Данные о потребности в рабочихместах служат базой для построения генеральной схемы создания рабочих мест врегиональном и отраслевом разрезах. Она разрабатывается Минтрудом РФ и МинэкономикиРФ и учитывается при формировании федеральных целевых программ, проведении инвестиционныхконкурсов, при составлении программ профессиональной подготовки кадров,трудоустройства безработных.
 

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕПРОГНОЗНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕВАРТОВСКА
3.1 Факторы, влияющиена развитие рынка труда
Важнейшими факторами,которые окажут влияние на динамику развития рынка труда и его структуруприменительно к Нижневартовску, являются следующие: развитие экономики города ифинансовое состояние ОАО «Нижневартовскнефтегаз» — градообразующий фактор;демографическая обстановка, обусловливающая размеры предложения рабочей силы исегментацию рынка труда; организационно-управленческие мероприятия,обусловливающие существенные сдвиги в количественных и качественных параметрахрынка труда и прежде всего в размерах безработицы.
Определениепринципиальных направлений развития рынка труда на 2001-2005 гг. основываетсяна учете объективно действующих территориальных факторов, которые ужедлительное время влияют и в ближайшие годы будут влиять на темпы и масштабы егореформирования.
Разработанные дваварианта развития рынка труда основаны на предположении разных условийреализации эффективности социально-экономического развития города. Данныепрогнозов, составляющих рынок труда, базируются на предположениях, приведенныхпри обосновании социально-экономических условий и факторов развития занятостинаселения.
Решающим фактором,формирующим потенциал рынка труда в перспективный период, помимо текучестикадров, станет высвобождение рабочей силы. По степени воздействия наинтенсивность процесса высвобождения факторы могут быть проранжированыследующим образом: спад производства; структурная перестройка (организационныйфактор); совершенствование всей системы рыночных отношений, в первую очередьсвязанных со стимулированием инвестиционной деятельности.
Однако в связи сувеличением объемов добычи нефти в конце прогнозируемого периода для варианта 1значение факторов будет проранжировано так: инвестиционная политика;структурные изменения; падение объемов производства.
В настоящее времяосуществляемое высвобождение рабочей силы в нефтяной промышленности при сильнойизношенности основных производственных фондов происходит в основном подвоздействием организационных факторов, связанных со структурной перестройкой вотрасли. Они определяют сущность осуществляемого сейчас массового высвобождениярабочей силы.
В условиях развитиярыночных отношений при любом типе экономического развития долженактивизироваться процесс перераспределения рабочей силы внутри экономики города(между производственной и непроизводственной сферами), между отраслямипромышленности; ускорится также процесс профессионального высвобождения итерриториального перераспределения рабочей силы. Влияние технического прогрессана эти процессы в перспективе представляется несколько ограниченным, посколькумасштабы ввода новых мест будут незначительны.
Высвобождение за счетпадения объемов производства в прогнозируемом периоде будет происходить не повсем отраслям экономики, а по отдельным отраслям реального сектора, особенно поструктурным подразделениям предприятий нефтедобычи (транспорт, производственноебурение, социальная сфера и т.д.), занятых обслуживанием нефтянойпромышленности.
3.2 Рынок труданезанятого населения
Рынок труда незанятогонаселения в трудоспособном возрасте, желающего приступить к работе, сформированна основе данных баланса трудовых ресурсов. Предполагается, что в перспективеусилится давление на общий рынок со стороны данного контингента как следствиесущественного прироста численности трудоспособного населения и снижениявозможностей трудоустройства в силу экономических особенностей данного периода.Обобщающим и результирующим показателем эффективности процессов, происходящихна рынке труда, является число безработных и уровень безработицы.
Большое влияние наформирование рынка труда в перспективном периоде окажет факторпроизводственного характера, определяющий интенсивность высвобождений работникое из отраслей экономики и масштабы вовлечения рабочей силы во вновьформирующиеся и традиционные, но перспективные сектора экономики.
Принципиальное значениев борьбе с безработицей имеют:
— стимулированиехозяйственных процессов и эффективное использование производственных мощностейдля производства товаров, конкурентоспособных на рынке (в промышленности сгосударственной формой собственности по ориентировочным расчетам используетсятолько 40-50% мощностей и производственных площадей), что обусловитвосстановление хозяйственной активности, повышение спроса и роста объемовпроизводства;
— стимулированиеинвестиций. В настоящее время они заморожены на уровне стагнации (илиуменьшения), в большинстве случаев используются только средства местногобюджета. Следует менять систему налогообложения. Налоговая система должнапоощрять вложение инвестиций в производство. Предприятиям невыгодно братьинвестиционные кредиты, так как они предоставляются под высокие проценты. ДляНижневартовска особенно актуальна проблема эффективного использованиясбережений находящихся в сберегательных банках и ценных бумагах, так как пятаячасть жителей города расходует заработанные средства на покупку акций, которыеможно вкладывать в развитие производства.
В перспективном периодеусиливается значение мер, направленных на регулирование спроса на труд. Это:
— предоставлениевысвобожденным работникам с передачей в частную собственность и другие формывладения денежного пособия в размере двухгодичной заработной платы с цельюоткрытия ими собственного дела;
— предоставление работыопределенным контингентам рабочей силы в течение ограниченного периода временис выплатой субсидий, покрывающих часть заработной платы работников;
— прямыегосударственные вложения в создание новых рабочих мест, имеющие адресныйхарактер.
Целесообразно вусловиях Нижневартовска разрабатывать и реализовывать следующие активные меры,направленные на комплексное регулирование спроса и предложения рабочей силы:
— развитие гибких формзанятости, при которых появляются новые категории работников, традиционноработающие в определенной форме, но занятые неполное рабочее время, илиработающие временно по гибкому графику (частичная занятость по гибкомуграфику);
— поддержка иформирование структуры малого бизнеса;
— разработка целевыхпрограмм, направленных на: усиление позиций на рынке труда работников с высокимуровнем образования; реструктуризацию ведущих предприятий города; улучшениеусловий и оплаты труда на предприятиях всех форм собственности; повышениеэффективности использования производственных площадей;
— рост занятости иэффективное использование труда социально незащищенных групп населения.Напряженность в отдельных сегментах рынка труда актуализирует задачу разработкисамостоятельных целевых программ в области расширения сфер и улучшения условийи охраны труда молодежи, инвалидов, женщин;
— развитие системыпрофессионального обучения (в современных условиях переподготовка охватываетменее 10% общего числа безработных) в странах «Общего рынка», как правило, — более 20%;
— усиление пассивнойполитики занятости, т.е. взаимосвязь системы назначения и получения пособий спрофессиональной подготовкой, переподготовкой или с получением дополнительногообразования;
— развитие системытерриториальной мобильности через подготовку и реализацию предложений о порядкепредоставления льгот для граждан, переселяющихся для работы и жительства вдругую местность по направлению органов службы занятости, о порядке возмещениярасходов по их переезду и трудоустройству, исследование возможности дополнениясети ипотечных кредитных институтов системой страхования, развития фондовогорынка, а также активизации механизма рефинансирования ипотечных кредитов вцелях развития рынка жилья;
— стимулированиевысвобождения работников из депрессивных отраслей экономики, профессиональнойподготовки (переподготовки) и трудоустройства высвобождаемого контингента вразвивающиеся отрасли экономики;
— формированиенеобходимой инфраструктуры, обеспечивающей продвижение на внешние рынкивысокотехнологичной продукции;
— формирование единогобанка данных по объектам незавершенного строительства, объектам неиспользуемыхпроизводственных мощностей предприятий и инвестиционным проектам дляпривлечения инвестиций в целях реализации предпринимательских проектов и т.п.
Реализация предложенныхнаправлений возможна только в условиях скоординированных действий субъектовуправления Нижневартовска в рамках разработки и реализации отдельных целевыхпрограмм, распоряжений Главы администрации города и решений городской Думы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе оченькратко изложена попытка определить понятие прогноза и роль прогноза занятости врегулировании рынка труда на примере Нижневартовска. В заключение можносказать, что для нормализации и оптимизации социальной организации трудасотрудниками организаций, учреждений и предприятий используются различные механизмы:
— разработка ивнедрение в практику профессиональной деятельности системы стимулирования трудаработников, мотивация их на большую инициативность, активность, тесноевзаимодействие;
— оценка и оптимальноесоотношение материальных/моральных и позитивных/негативных стимулов;
— создание максимальнообъективной системы оценки содержания и результатов трудовой деятельности, атакже справедливого вознаграждения, поощрения;
— формирование системыповышения квалификации и переподготовки кадров, отвечающей целям даннойорганизации (предприятия, учреждения);
— планированиепрофессионального обучения и карьеры сотрудников путем проведения круглыхстолов, семинаров, тренинговых занятий и т.п.;
— установка реальныхтребований к квалификационной градации работников;
— содействиеформированию позитивной корпоративной культуры организации.
Для того, чтобыпретворять в жизнь разработанные планы и проекты, предлагается разработка моделейпринятия управленческих решений, в которых реализуются принципы стимулирования,адекватности реагирования на социальный запрос, максимальной объективностиоценок и т.п.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Юрьева Т.В. Социальная экономика:Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. — М.: Дрофа, 2001. — 352 с.ISBN 5—7107—4289—9
2. Серия ЭКОНОМИКА. Социальная политика.Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшей школы. 2003– 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
3. Серия ЭКОНОМИКА. Экономика социальнойсферы. Государственный Университет ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ. Учебники для Высшейшколы. 2003 – 2005. ООО «ИД РАВНОВЕСИЕ». Программа «Электронная книга».
4. Иванова В.Н., Безденежных Т.И.Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. пособие. — М.: Финансыи статистика, 2002. — 192 с.: ил.
5. Социальная политика: Учебник/Под общ.ред. Волгина Н.А., М.: Изд-во РАГС, 2003. – 548 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :