Рефератпо педагогике
Роль:Роль гуманизации в воспитании
Содержание
Введение
1 Сущность гуманистическоговоззрения человека
2 Гуманизация образованиясегодня
Заключение
Список литературы
Введение
Гуманность как личностное качество признается сегодняучеными различных отраслей человекознания в качестве основы всего нравственногоразвития личности. При этом формирование гуманности является центральнойпроблемой главной социально-педагогической тенденции развития современногообщества – тенденции гуманизации общества. Решается эта проблема в первуюочередь в системе образования и воспитания человека.
Гуманизация общественной жизни – одна из глобальных проблемсовременности. Она требует от человечества, вступившего в эпоху единойВсемирной цивилизации, пересмотра содержания статуса тех наук, которыезадействованы в воспроизводстве его духовного потенциала. Прежде всего, этоотносится к таким областям человекознания, как педагогика и психология, имеющимособое значение в разработке концепций обучения и воспитания, органичных дляобразования не одной страны или одной нации, а пригодных для образовательныхсистем всего мира.
Ведущая тенденция развития современной науки – ее обращениек своим мировоззренческим основаниям, «возвращение» к человеку. Это иособенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наукна развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая,впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью.
Мировое общество сейчас находится на переломном этапесвоего развития, который характеризуется переоценкой ценностей, преодолениемтого, что мешает цивилизованному движению. Становится аксиомой, что сегодня всеклассы, общественные системы для реализации своих интересов в качествепредварительного условия должны не формально, а по существу признать авторитетобщечеловеческих идей и идеалов.
Сложнейшие задачи возникают и перед российским обществом,возможности которого могут быть задействованы в полной мере уже сегодня.Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смысломявляется утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияниеобщественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развитиясущностных сил личности и роста ее духовного потенциала.
1 Сущность гуманистического воззрениячеловека
Человек как самоцель развития, как критерий оценкиобщественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал.Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, вцентре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами,интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какойсистемы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какиецели он преследует. От этого зависит не только судьба России, но и будущеесамого человека.
В условиях демократического преобразования российскогообщества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей идаже не об их переоценке, а прежде всего о перестройке системы ценностей.
Сущность гуманистического мировоззрения составляетконцепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что нашмир – это мир целостного человека, поэтому важно учиться видеть то общее, чтоне только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, еголичность. Рассматривать социальное развитие вне человека – это значит лишитьего гуманистического фундамента.
Отличительная особенность современной России – ееустремленность в будущее. Отсюда, однако, не следует, что осуществлениегуманистических идеалов может быть отложено «на потом», отдаленную перспективу,которое обычно связывают с экономическими успехами. Однако нет и не может бытьтакого уровня экономического развития, достижение которого само по себеобеспечивало бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждениесамоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинству и свободенельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития –есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал. В противном случае неимеет вообще смысла вести речь о прогрессе человечества.
Гуманистическое мировоззрение, основывающееся на примереобщечеловеческих ценностей над классовыми, региональными, национальными,предполагает активизацию духовного потенциала общества.
Очевидно в связи с этим, что гуманистическая парадигмастановится доминантой педагогического процесса в момент слома культуры, какимявляется для России конец XX – начало ХХI вв. В наше время, когда нарушаетсятрадиция, вместе с ней утрачивает чёткость образ мира, знание о мире.Утрачивается равновесие, обеспечиваемое традицией, между человеком и обществом,человеком и природой. При этом проблемы рубежа XX – XXI вв. оцениваютсяпедагогическим сообществом как несущие реальную угрозу человечеству.
Поэтому гуманистическая парадигма рассматриваетсясовременными исследователями в области философии воспитания и образования какпоиск утраченного знания или же поиск «знания, способного обеспечить защитусоциума от дезорганизующего воздействия среды». Таким образом гуманистическаяпарадигма трактуется как «инновация, направленная на структурированиеинформационного хаоса, возникшего в результате резкого, ничем не восполненногообрыва традиции».
Гуманизм провозглашает «ценность человека как личности, егоправо на свободу, счастье, развитие и проявление способностей», считает «благочеловека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности –желаемой нормой отношений между людьми». При этом гуманизм рассматривается как«антипод любого вида фанатизма, нетерпимости, неуважения точек зрения и знанийдругих».
2 Гуманизация образованиясегодня
В наиболее общем виде под гуманизацией образования сегодняпонимают «процесс развития системы образования с целью придания емучеловеческой направленности, то есть ориентированности на реализациючеловеческих интересов и ценностей».
Вследствие этого гуманизация рассматривается в системесовременных педагогических принципов в качестве наиважнейшего исходноготеоретического положения, определяющего требования к личности и деятельности иуказывающего на личностную направленность педагогического процесса.
Соответственно, целью такого процесса, то естьпредполагаемым возможным и желаемым результатом его, является сформированностьгуманности как важнейшего личностного качества у всех участников процесса, впервую очередь, у учащихся, если речь идет о школьном образовании и воспитании.
Гуманность в самом общем виде понимается как человечность,человеколюбие, уважение к достоинству человека. В расширительном же толкованиигуманистическое воспитание современные исследователи предлагают рассматриватькак синоним воспитания нравственного, определяющего не только область сознания,но и области ценностные, нормативные и продуктивные, то есть сферу человеческихотношений, общения и деятельности.
Основы человеческой нравственности закладываются с самогораннего возраста, прежде всего в семье, затем в других сферах социализацииличности ребенка: детских дошкольных учреждениях, объединениях сверстников поместу жительства, учреждениях дополнительного образования. Но главную роль вэтом процессе, несомненно, играет школа, как центр воспитательной работы,интегрирующий все целенаправленные и «фильтрующий» стихийные воздействия нарастущего человека.
Гуманность как целостное качество, в единстве егокогнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик, представляет собойдостаточно сложное личностное образование. Тем не менее к периоду обучения вначальной школе ребенок достаточно развит для того, чтобы обобщать полученныеранее единичные конкретные представления в понятия. Создаются условия дляформирования нравственных ценностей, причем с опорой на определенныйчувственный опыт. Поэтому мы считаем целесообразным начинать систематическуюдиагностико-формирующую работу по воспитанию гуманности именно в младшемшкольном возрасте.
В плане общего, внепредметного или междисциплинарногорассмотрения гуманизм отождествляется с гуманностью и понимается как«человечность в общественной деятельности, в отношении к людям».
Гуманизация вызывает к жизни ценностную ориентацию «человек– высшая ценность». Она, как правило, принимается гуманистами в качествеаксиомы. Это действительно аксиома в том смысле, что человечество выстрадалоидею высшей ценности человека, пришло к ней через горький опыт многих поколений,осознав, что человек – это не просто одна из ценностей, а ценность особая,созидающая материальные и духовные ценности. Данная ценностная ориентацияхарактеризует содержание мотивов поведения, задает нормативную определенностьтаким социально-нравственным ценностям, которые в своей совокупности выражают ипредставляют гуманизм.
Инновационные процессы, происходящие в обществе, требуютизменения сложившихсявзглядов на человека как персонифицированную функцию. Несоответствующейгуманистическим тенденциям общественного развития оказалась не толькоотечественная, но и мировая система образования. В ней также доминируюттехнократические и утилитарные подходы, для которых чужды категориинравственности, гуманизма, культуры, духовности.
Заключение
Рассмотрение данной темы в качестве актуальнойнаучно-педагогической проблемы предполагает в первую очередь выявление сущностии взаимосвязи понятий «гуманность», «гуманизм», «гуманизация», «гуманный»,«гуманитарный», «гуманистический», определение места гуманности в такой важнойсфере личности, которой является нравственность; соотношение гуманности сдругими нравственными качествами и системообразующим компонентом личности — сеё направленностью.
Гуманизм в самом общем понимании является историческиразвивающейся прогрессивной системой воззрений, признающей человека и его благовысшей ценностью цивилизации.
Идея гармонично развитой личности, связанная с идеейсправедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человекуусловия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей, выступаетосновой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Эта идеяопределяет и такие ценностные ориентации культуры, которые имеют не толькофункционально-личностное значение, но и ориентирует личность в историческом исоциальном мире: в социальном времени (в истории); в социальном пространстве (вобществе); социальном взаимодействии; социальном движении (деятельности).
С современных философских позиций гуманизм являетсярефлектированным антропоцентризмом, который «исходит из человеческого сознанияи имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждаетчеловека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам илииспользуя его для недостойных человека целей.
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывносвязана с перспективами создания теории целостной личности, в которой будет реализованаидея “развивающейся личности в развивающемся мире”. Среди актуальных проблемтеории личности оказались вопросы гармоничного развития человека, егогуманистических ориентаций, прав личности, ее психологической защиты ипсихического здоровья.
Решение названных проблем зависит от уровня образования какнеотъемлемого компонента человеческой культуры, которое было и остается основнымсредством развития гуманистической сущности человека. В связи с этим долженбыть задействован конструктивный потенциал всей системы образования. Для этогонеобходимо вернуть в образование идеи гуманизма, которые были частичногипертрофированы идеологическими установками советского общества.
Список литературы
1. Столяренко Н.Д., Самыгин С.И.Психология и педагогика в вопросах и ответах. Изд-во «Феникс», 2002.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика: Учебник для вузов. – Изд-во «Питер», 2006.
3. Педагогика /Под ред.Пидкасистого П.И. – Изд-во РПА, 2006.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр«Академия», 2007 – 576 с.
5. Талызина Н.Ф. и др.Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.– М.: Издательский цент «Академия», 2006.