Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие коррекционного образования в Европе

--PAGE_BREAK--В 1863 г. Карл Керн, выступая с докладом «О воспитании и уходе за слабоумными детьми» на Лейпцигском педагогическом обществе, предложил создать для умственно отсталых специальные школы. Два года спустя на съезде Всеобщего немецкого союза учителей К. Керн и Г. Штецнер основали секцию врачебной педагогики, а чуть позже в Ганновере — Общество содействия воспитанию слабоумных детей. В 1881 г. в Лейпциге начинается отдельное обучение дефективных детей с открытием одного специального класса.
Рост сети специальных образовательных учреждений в Германии объясняется двумя факторами: во-первых, совпадением интересов общественных инициативных групп, местных органов управления и монарха; во-вторых, наличием закона об обязательном всеобщем начальном образовании и закона об обучении глухих, слепых и умственно отсталых. В отличие от других западноевропейских стран, в Германии обязательства государства по организации специального обучения имели законодательную основу; права и обязанности специальных школ, учащихся и их родителей, органов управления народным образованием на местах определялись соответствующими нормативными актами.
Открытие «заключительных» классов для детей, которые по различным причинам не могли окончить школу. В 1892 г. выходит циркуляр, признающий необходимыми классы для тех неполноценных детей, которые не настолько беспомощны, чтобы быть интернированы в приюты, но и не могут учиться в обычных школах. Циркуляр 1894 г. включает подробную инструкцию, касающуюся большого числа вопросов организации вспомогательного обучения. Отмечается необходимость ведения и записи характеристик. Важно, что уже на этом этапе в документе подчеркивается, что при решении вопроса о типе школы или класса необходимо различать умственную отсталость и педагогическую запущенность. Любопытен циркуляр 1900 г.: «Нет сомнения, что тех слабоумных детей в возрасте 6 — 14 лет, которые не получают никакого иного подходящего для них обучения, необходимо принудительным путем направлять в существующие городские вспомогательные школы, но в каждом отдельном случае эта принудительность допустима лишь при наличности медицинского свидетельства о том, что у данного ребенка есть ненормальность, препятствующая его обучению в нормальной школе.» Нормативные акты отличает последовательность и взаимопреемственность.
Можно видеть, что Германия к началу ХХ века не только имела планомерно развивающуюся систему образовательных учреждений для умственно отсталых, но и разработала новый, с точки зрения организации и методических подходов, тип специального обучения — вспомогательное обучение. В 1898 г. образовался “Союз вспомогательных школ Германии", который вел среди родителей и в официальных органах пропаганду обязательного обучения умственно отсталых детей".
Германия создала самую развитую сеть учреждений для обучения детей с отклонениями умственного развития. Обучение должно охватывать всех детей, но нет смысла учить тех, кто в силу интеллектуальных нарушений не может его воспринять. Вместе с тем все граждане страны, в том числе и умственно отсталые, должны быть полезными членами общества, поэтому последние должны получить элементарное образование и уметь трудиться.
Высоко оценивая структурно-организационные достоинства немецкого специального образования, следует в то же время отметить, что в школах Германии (как общеобразовательных, так и специальных) царил дух формализма и муштры. Приведем мнение русского олигофренопедагога Е.К. Грачевой, посетившей немецкие специальные школы в начале XX века: «Суровая дисциплина германских школ не раз поражала меня, о чем я откровенно сказала одному учителю, на что он мне ответил: “В этом виноваты Вы, русские: ваше освободительное движение, ваши беспорядки в школах: нам приказано быть возможно строже. Главное — дисциплина”.
Не понравились вспомогательные школы и другому русскому визитеру С. Крюкову: „Основной принцип современной педагогики — школа для ребенка, а не ребенок для школы — слишком в малой степени осуществляется германскими педагогами в той самой вспомогательной школе, которая явилась как результат идеи о приспособлении школы к особенностям ребенка. Ученик и здесь для педагога большей частью средняя величина, доля класса, а не самостоятельная единица с резкими отличительными чертами“.
Можно сделать еще одно предположение, почему Германия, особенно Пруссия, были так озабочены дифференцированным образованием молодежи: страна готовилась к тотальной войне и нуждалась в сильной, хорошо обученной армии. Не случайно ряд циркуляров, регламентировавших работу вспомогательных школ, вышел из стен военного министерства и министерства внутренних дел. Так циркуляр 1906 г. предписывал директорам вспомогательных школ ежегодно представлять в призывные пункты списки выпускников с аттестатами и медицинскими свидетельствами. Очевидно, что это указание невозможно выполнить, если не организована четкая диагностика и медико-педагогическое наблюдение за всеми учащимися.
Итак, целенаправленная деятельность немецких, прежде всего прусских, монархов по объединению земель и сплочению нации в единое государство, привела их естественным образом к идее введения всеобщего обязательного образования, что в свою очередь потребовало разработки соответствующего законодательства, организации сети государственных учебных заведений (школ, университетов), целенаправленной подготовки учителей. В этом контексте столь же естественным и необходимым оказался следующий шаг: введение государственного специального обучения.
Анализ опыта Германии позволяет выдвинуть гипотезу о том, что успешный переход от практики индивидуального обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей к открытию отдельных специальных школ, а затем к созданию сети образовательных учреждений возможен при определенных условиях, сочетание которых является обязательным:
1. Правительство должно осознавать целесообразность организации специального обучения и законодательно подтверждать инициативы в области социальной политики и образования.
2. Экономика страны должна располагать достаточными материальными ресурсами для финансирования специальных учреждений, либо в стране должно существовать законодательно оформленное, стабильное светское и церковное филантропически-благотворительное движение.
3. Общество должно лояльно относиться к инвалидам, понимать целесообразность обучения аномальных детей и не препятствовать инициативам по организации специального образования.
4. В стране должны быть научные лидеры, выдвигающие концепции обучения лиц с отклонениями в развитии и имеющие ясное представление об организационных формах специального образования.
В описываемый период в Германии совпали все четыре условия, необходимые для становления и развития системы специальных образовательных учреждений.
Опыт Франции: пионеры и аутсайдеры одновременно XVIII столетие вошло в историю европейской цивилизации как эпоха Просвещения. Центром этого прогрессивного идейного течения стала Франция. Деятели Просвещения боролись за установление “царства разума”, основанного на “естественном равенстве», политических свободах и гражданском равенстве. Французские философы-просветители, взяв за основу естественную человеческую добродетель, воздвигли на ней концепцию идеального общества, призванного охранять естественные права каждого его члена.
Идеи философов-просветителей были воплощены Конвентом в Декларации прав человека и декретах 1793 г., провозгласивших общественную помощь несчастным членам общества священным долгом. Французская революция положила конец притеснениям и пыткам в психиатрических лечебницах. Выдающийся психиатр Филипп Пинель впервые снял цепи с душевнобольных во французских лечебницах Бисетре (1792) и Сальпетриере (1793). Он совместно со своим учеником — Жаном Этьеном Домиником Эскиролем заложил основу новых подходов к лечению и воспитанию умственно отсталых детей.
Возможность обучения слабоумных воспринималась врачами и педагогами конца ХVIII — начала ХIХ вв. более чем скептически. Разрушил сомнения скептиков психиатр Жан Итар, главный врач Национального Института глухонемых в Париже. Врач добился значительных результатов в обучении даже глубокого идиота. Опыт Итара был положен в основу всех систем воспитания и обучения слабоумных, возникавших в первой половине ХIХ века в странах Европы.
Создаются практические учреждения помощи: в 1828 г. при психиатрической лечебнице в Бесcетре, а в 1831 г. при больнице в Сальпетриере открываются отделения для идиотов. В 1833 г. доктор Ж. Вуазен основал самостоятельное учреждение для слабоумных в Париже — Ортофренический институт. В Париже же Сеген в 1841 г. открывает для идиотов частную школу. Так в Западной Европе было положено начало лечебно-педагогическому направлению помощи аномальным детям.
Со времен открытия Людовиком IХ Хосписа для незрячих положение парижских слепых было достаточно благополучным. В 1783 г. пенсии стали получать незрячие экстерны, числящиеся за приютом, по правилам которого экстерном могли стать с 21 года, а получить право проживания в Хосписе, т.е. стать интерном — после 40 лет. По данным 1894 г., пенсионеров-экстернов числилось 1910 человек. Во французском обществе сформировалось стойкое участливое отношение к слепым как к людям, нуждающимся в опеке и милостыне, но никому не приходило в голову организовать обучение незрячих.
В конце ХVIII в. сложившееся в Западной Европе представление обывателя о личности слепого было несколько поколеблено. Среди всех философов-просветителей, оказавших влияние на развитие специального образования, не было более могущественного, чем блестящий и парадоксальный Дени Дидро. Размышляя о естественном праве, он обращает свою мысль к людям с нарушенным восприятием мира. Трактат Д. Дидро “Письмо о слепых в назидание зрячим” (1749), не только вызвал широкий интерес читателей, но и послужил стимулом к ряду специальных научных исследований. Философ предпринял психологический анализ внутреннего мира слепого от рождения и увлек идеей изучения незрячих прогрессивно мыслящих исследователей, одним из которых стал член кружка Дидро педагог Валентин Гаюи.
В 1784г.В. Гаюи предложил свою концепцию обучения слепых, положив тем самым начало тифлопедагогике. Разработанный подход Гаюи сразу же попытался воплотить в жизнь, ему принадлежит приоритет открытия образовательных учреждений для незрячих во Франции, Германии и России. На родине великий тифлопедагог открывает Институт слепых в Париже, первоначально там училось 30 человек. Во Франции педагогический опыт Гаюи не получил значительного развития. Открытый в конце ХVIII в. Парижский институт и через 35 лет казался обывателям экзотическим учреждением, в силу чего распространение новаторского опыта во Франции не происходило.
Другие мелкие училища для слепых, открывающиеся в 40-х гг. XIX века, носят частный характер. Содержание обучения в них не выходит за рамки элементарного получения знаний по письму, арифметике и привития некоторых трудовых навыков.
В 1883 г. учреждение, основанное Гаюи, прекратило свое существование. Одновременно в конце ХIХ в. во Франции растет число приютов и богаделен для слепых, где имеются трудовые мастерские, но отсутствует настоящее образование.
Предложение В. Гаюи об организации специального образования незрячих последовательно отвергались правительством Наполеона, Бурбонами в период Реставрации, Третьей Республикой и не были поддержаны обществом. Обладая приоритетом в теоретической тифлопедагогике, первой в мире открыв в XVIII в. школу для слепых, Франция за последующее столетие не создала сети образовательных учреждений для незрячих и на рубеже XX века уже заметно отставала от многих западноевропейских стран в области практической тифлопедагогики.
Похоже складывалась во Франции и ситуация с обучением глухих. Великие сурдопедагоги Шарль Михель Эпе и Роже Сикар создали оригинальную национальную концепцию обучения неслышащих — “мимический метод". Подчеркивая важную роль воспитания в жизни общества, они утверждали, что задача педагога — подготовка образованных, критически мыслящих, активных членов общества. В качестве главного принципа выдвигается принцип “естественности”, “природосообразности” педагогического процесса. В 1760 г. отлученный от церкви богослов Ш.М. Эпе открывает небольшую частную школу — “Парижский институт глухих” (1770) — первое в мире училище для глухонемых, которое по существу явилось и первой школой сурдопедагогов. В 1789 году Институт Ш.М. Эпе был признан в качестве национального учреждения. После смерти Эпе директором Парижского Национального института глухонемых был назначен профессор филологии Роже Сикар, единомышленник и продолжатель дела основоположника “мимического метода".
Французская научная школа сурдопедагогики в XIX веке подвергалась критике со стороны многих западноевропейских сурдопедагогов. На Миланском международном конгрессе по обучению глухих (1880) “мимический метод" уступил “чистому устному методу”, родиной которого была Германия.
В отличие от ряда западноевропейских стран, Франция долгое время не принимала нормативных актов об образовании лиц с нарушением слуха. Уместно напомнить, что и закон о всеобщем образовании был принят в этой стране лишь в 1882 году. Отсутствие государственной политики в области образования лиц с отклонениями в развитии привело к тому, что, обладая приоритетом в теоретической сурдопедагогике, первой в мире открыв в XVIII в. школу для глухих, Франция за последующее столетие не создала сети государственных учреждений для обучения неслышащих и на рубеже XX века уступала многим западноевропейским странам в области организации практики обучения глухих.
Не удержала Франция свой приоритет и в деле обучения умственно отсталых. Медленно, с излишней осторожностью развивались учебные учреждения для детей с легкими формами отсталости.
Проблема обучения умственно отсталых вновь становится актуальной только после принятия закона о всеобщем обязательном начальном обучении (1886). Психиатр Бурневиль пытается убедить французов в необходимости открытия для умственно отсталых детей специальных классов и школ, но не получает поддержки государства. Вспомогательные школы первоначально были открыты усилиями мэрий только в двух городах — Лионе и Бордо. Правительство Франции предприняло реальные шаги только в 1904 г., да и то, ограничившись созданием специальной комиссии для изучения вопроса. Работа комиссии, в которую, кстати, входили выдающиеся ученые А. Бине, Т. Симон, Ж. Филипп, Г. Поль-Бонкур, завершилась проектом закона “Школа и классы усовершенствования для отсталых детей", принятого в 1909 году. В дополнение к закону Министерство Просвещения издает множество циркуляров и инструкций, что, однако, не способствует практическому открытию учебных заведений.
В 1912 г. во Франции действует только 30 специальных классов, где обучается 720 умственно отсталых детей, и не открыто ни одной вспомогательной школы.
Новая попытка активизировать обучение умственно отсталых предпринимается в 1921 г., когда, по данным статистики, из двадцати тысяч умственно отсталых детей в специальных учреждениях находилось не более двух тысяч. Очередная попытка прогрессивных педагогов преодолеть косность министерства образования не привела к значительным изменениям, вспомогательные школы по-прежнему не открывались, а число специальных классов росло крайне медленно.
Отсутствие государственной политики в области образования лиц с отклонениями в развитии привело к тому, что опыт первых в мире учебных заведений для глубоко умственно отсталых остался научным экспериментом, так и не получившим развития и распространения в течение следующего столетия. Обучение умственно отсталых было организовано только в конце XIX века. Французское общество, первым в Европе провозгласив идею равенства людей и активно начав заботиться о глубоко умственно отсталых и психически больных, на протяжении столетия ограничивалось филантропически-благотворительной помощью слабоумным. Инициативы выдающихся французских ученых об открытии вспомогательных школ французское общество не поддерживало.
Завершая анализ опыта Франции, можно заключить, что, являясь пионером в теории тифлопедагогики и сурдопедагогики, первой в мире открыв образовательные учреждения для глухих и слепых, лечебно-педагогические заведения для глубоко умственно отсталых, страна к концу описываемого периода оказалась аутсайдером в практике организации системы специального образования.
Резюме.
Впервые в истории европейской цивилизации инвалиды становятся объектом внимания правительств и общественных движений, чья инициатива направляется теперь уже не только на призрение, но и на обучение и образование глухих, слепых и умственно отсталых.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Математичекие основы теории систем анализ сигнального графа и синтез комбинационных схем
Реферат Сущность и содержание маркетинга 2
Реферат Разработка измерительного аналогового преобразователя
Реферат Анализ эпизода «На батарее Раевского»
Реферат Развития рекламной деятельности в человеческой культуре
Реферат Анализ заимствования англоязычной лексики в современный русский сленг
Реферат Патологическая анатомия пороков сердца
Реферат Издержки производства на предприятии: сущность, структура, пути оптимизации
Реферат Социальная ответственность и этика
Реферат Банки и банковское обслуживание
Реферат Рыночный механизм и его функции
Реферат Развитие английского парламентаризма с XII до конца XVII века
Реферат Основы технической диагностики автомобилей
Реферат Досягнення в техніці у XIX-на початку XX ст
Реферат Роль финансов в деятельности международных финансово-кредитных организаций