Cемейный менеджмент (распределение труда в семье)
Цель: Образовательная – сформировать представление оправильной организации труда в семье
Развивающая – развить представление учащихся о семейном менеджменте
Воспитательная – воспитывать аккуратность и точность при выполнении домашнихдел и их планировании
Объекттруда: разработка графика: «Распределениетрудовых обязанностей в семье»
Оборудованиеи материалы: ручки, карандаши,линейки, ластик, тетрадь
Время: 90 минут
Ходурока:
1.Психологический настрой учащихся на деятельность по усвоению нового материала(2–7 минут)
Домашняяработа является одним из самых сложных и трудоемких видов деятельностичеловека.
Как выдумаете? Почему?
Потомучто, если работа по специальности требует определенного круга знаний и умений,то домашние работы требуют от человека самых разнообразных способностей инавыков. Здесь приходится быть попеременно поваром, уборщицей, художником,портнихой, экономистом, прачкой, педагогом, слесарем, садовником и освоить ещемножество профессий.
Дляразумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанностии виды работ между членами семьи, используя элементы менеджмента.
Менеджмент– это наука об управлении. Основнымисоставляющими менеджмента являются: постановка целей, определение задач,стратегическое и тактическое планирование, организация производства,стимулирование работников, контроль и коррекция деятельности.
2.Объяснение нового материала (10–15 минут)
В домашнемтруде должны действовать элементы менеджмента:
– семьядолжна иметь четкие и осознаваемые всеми ее членами цели;
– группировказадач для определения видов работ должна производиться так, чтобы за каждую изних отвечал свой «работник»;
– полномочиядолжны распределяться между всеми членами семьи. Весь груз домашних дел недолжен лежать только на женских или мужских плечах;
– всоздании условий, побуждающих «работников» вносить максимальный вклад вдостижение целей, помогут доброе, ласковое слово, общность интересов всехчленов семьи; – система коммуникаций должна быть сориентирована на обеспечение эффективностипринятия решений, контроля и координации. В этом помогают семейный совет, совместноепланирование, составление и обсуждение бюджета семьи, графика работ и т.д.
Хотякаждый может освоить любую работу по дому, но лучше распределять работы поинтересам и возможностям. Даже если разделение труда не приведет к сокращениювремени работ, то обязательно уменьшит нагрузку.
Анализпроизводственного менеджмента применительно к семейному предприятию показывает,что в семье осуществляется управление, в основе которого лежат следующиепринципы:
– разделениетруда, цель которого – выполнение определенных видов работ отдельными членами семьис учетом их способностей, здоровья, опыта;
– полномочияи ответственность. Каждый член семьи должен иметь свои полномочия и нестиопределенную ответственность за их исполнение;
– дисциплина;
– единствонаправления. Все должны сообща работать для достижения целей семьи;
– подчиненностьличных интересов общим;
– справедливость.Объективная оценка деятельности каждого члена семьи. Сочетание доброты икритичности в оценке деятельности каждого члена семьи;
– инициативаи творчество.
К основнымзадачам менеджмента в семейной экономике следует отнести:
– раскрытиетворческого потенциала каждого «работника»;
– формированиесплоченного семейного коллектива;
– удовлетворениепотребностей членов семьи.
Структураи характер домашнего труда во многом определяются количественным составомсемьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, возрастом всех членовсемьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов,семейным микроклиматом, жизненными ориентирами и установками, размером жилойплощади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнембытовых удобств, спросом на товары и предложением их и т.д. Большую помощьсемье оказывают предприятия бытового обслуживания, предлагаемые торговлей вшироком ассортименте полуфабрикаты, бытовые химикаты, агрегаты для уборкиквартиры, ухода за предметами домашнего обихода, приготовления пищи. Однаконужно твердо усвоить правила пользования ими, чтобы не нанести вреда здоровьючленов семьи.
В семьедолжна действовать научная организация труда (НОТ). Наука орационализации труда возникла на рубеже XIX–XX вв. какотрасль экономики. Один из ее основателей – американец Ф. Тейлор. Вотглавные положения НОТ для домашнего хозяйства, базирующиеся на принципахменеджмента:
– разделениетруда и кооперация. Без совместной. работы всех домашних вести домашнеехозяйство очень тяжело;
– привлекательностьдомашнего труда. Лучше, если каждый выполняет те обязанности, которые емуболее всего по душе;
– организациярабочего места. В доме, не меньше чем на заводе, необходимо рациональноеколичество, качество и расположение оборудования для тех или иных работ иопераций;
– порядокв домашних делах. Вещи должны всегда находиться на отведенных им местах, чтобыне тратить время на их разыскивание;
– экономиявремени и труда. Экономия времени достигается тщательным планированием всехработ. А экономия труда начинается с правильного выбора рабочей позы, которая наиболееудобна и требует меньших затрат энергии. Например, многие домашние дела легчевыполнять сидя (гладить белье, чистить и резать овощи, разделывать мясо и рыбу ит.п.);
– внедрениеновой техники.
Институтомтехнической эстетики проводятся исследования, результаты которых помогаютархитекторам выбрать правильную планировку квартиры, обеспечивающуюиспользование НОТ при организации работ.
Особоезначение имеет размещение предметов мебели, оборудования и приспособлений накухне. Хозяйке за день приходится минимум 15 раз поднять руки с продуктами ипосудой, 7 раз присесть перед холодильником и духовкой. Экспериментатором за 4часа работы было зафиксировано 13 движений левой рукой и 85 – правой. За это жевремя на кухне хозяйка проделывает путь в 5–6 км. Такой объем работыкаждый день без доброжелательной помощи близких людей выполнить трудно.
На рисункепоказана наиболее рациональная высота рабочих поверхностей и расположениянавесных полок для минимальных затрат энергии при работе. Цифры по горизонтали –рост человека (в см), по вертикали – высота размещения полки и поверхности.
Сплошнойлинией показаны размеры для мужчин, прерывистой – для женщин.
Длярациональной организации труда нужны плановость, тщательная подготовка, чистотаи порядок на рабочем месте, режим работы, выдержка. Планирование может быть:
– долгосрочным(генеральные уборки, чистки ковров, ремонт квартиры);
– еженедельным(стирка, глажение белья, текущий ремонт одежды и т.д.);
– ежедневным(мытье посуды, мытье полов и т.д.). План составляется обычно на определенный период:
день,неделю, месяц, год. У каждого члена семьи должен быть свой план. Однажды одиниз американских банков предложил своим вкладчикам-мужчинам подсчитать, сколькоденег экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство. Выяснилось, что еслиплатить за все, что они делают в качестве прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то,по самым скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма, чем жалованьеих мужей!
Любой членсемейной «комплексной бригады» должен быть готов включиться в работу на томучастке, где его труд наиболее необходим и целесообразен. Не следует забывать оличных симпатиях и антипатиях, не принуждать к нелюбимому занятию. С самогоначала должен быть провозглашен принцип важности и почетности любого домашнеготруда.
Вопросыдля повторения
1. Какосновные элементы менеджмента проявляют себя в семейном менеджменте?
2. Какиепринципы управления особенно ярко проявляют себя в организации труда в семье?
3. Чтоотносится к основным задачам менеджмента в семейной экономике?
4. Чтопонимается под научной организацией труда?
5. Какрационально организовать домашний труд?
6. Каковы основныезадачи менеджмента в семейной экономике?
7. Какосуществляется стратегическое и тактическое планирование в вашей семье?
Самостоятельнаяработа
1. Совместнос родителями определите обязанности каждого члена семьи в домашнем хозяйстве.2. Составьте график своей недельной загрузки (учеба, выполнение обязанностей подому, спорт и т.д.).
Этоинтересно!
Статистикиподсчитали, что в средней семье из двоих взрослых и двоих детей в течение годаприходится вымыть 18000 ножей, ложек и вилок, 1300 тарелок, 8000 чашек, 3000бутылок. Причем вся эта посуда весит около 5 тонн. Такой груз надо перенести отстола к мойке, от мойки к посудному шкафу… И при этом пройти по кухне более1500 км. Сюда надо прибавить еще 2000 км на покупку продуктов. А ведьесть еще стирка, уборка, приготовление еды… С помощью приборов исследователиизмерили путь, который приходится пройти за день по кухне для приготовленияеды, ежедневной уборки квартиры, стирки и т.п. Получилось не менее 15 км!
Организациятруда в семье
Открываякран, чтобы умыться, мы пользуемся услугами коммунальных хозяйств; приобретаявещи и продукты, мы потребляем товары, произведенные предприятиями и частнымифирмами. Но помимо фирм и организаций, производством товаров и услуг занимаютсячлены наших семей.
С самогораннего возраста дети должны приучаться к труду. Вначале это работа, связаннаяс самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собойпосуду. С течением времени работы и обязанности усложняются, расширяются ивидоизменяются.
В Германииболее ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашниеработы. Законодательство определяет круг работ:
до 6 лет –только игры;
6–10 лет –помощь в мытье посуды, мелкие покупки;
10–14 лет –уборка газонов, чистка обуви;
14–16 лет –работа на приусадебном участке.
Прираспределении домашних обязанностей нужно учитывать ряд правил. Во-первых,нужно подумать, что нужно изменить в уже сложившейся системе работ. Вомногих семьях большинство работ выполняется женщинами. Часть дел можно передатьмужу и детям с учетом их нагрузки в учебе и общественном производстве.Во-вторых, специализацию целесообразно совместить с универсализацией.В семье, как в хорошей производственной бригаде, все должны уметь делатьвсе, т.е. при необходимости заменять друг друга на любом рабочем месте. Хотявсе члены семьи должны иметь свою, закрепленную за ними функцию.
В-третьих,хорошо бы спланировать все дела на бумаге: что, кто, когда, сколько?
В-четвертых,нужно обеспечить строгое соблюдение правил безопасности в быту. А теперьнесколько правил по организации труда, предложенных А.К. Гастевым – организаторомЦентрального института труда (1920):
1. Преждечем браться за работу, надо все продумать так, чтобы в голове окончательносложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых операций.
2. Небраться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и всеприспособления для работы.
3. Нарабочем месте не должно быть ничего лишнего.
4. Весьинструмент и приспособления должны быть разложены в определенном порядке.
5. Входитьв работу исподволь, не браться за работу круто и сразу.
6. Работатькак можно ровнее, чтобы не было приливов, отливов.
7. Посадкадолжна быть удобной.
8. Работадолжна чередоваться с отдыхом.
9. Вовремя самой работы не надо есть, пить чай. Пить в крайнем случае для утоленияжажды.
10. Еслиработа не идет, то не горячиться, а сделать перерыв.
11. Ненадо в работе отрываться для другого дела, бросив первое на полпути.
12. Не показыватьудачную работу сразу, а подождать, привыкнуть к успеху.
13. Вслучае неудачи легко смотреть на дело и не расстраиваться.
14. Поокончании работы все убрать.
Припланировании, распределении и выполнении домашней работы следует учестьнесколько пожеланий:
– самовнушениемможно улучшить настроение;
– с песнейработать веселей; – домашнюю работу надо чередовать и совмещать. Покастиральная машина справляется с порцией белья, можно включить пылесос илиубрать посуду;
– не надожалеть добрых слов своим родным за выполнение ими домашних дел;
– неследует запускать дом. Авралы губят. Ритм – всегда успех.
Возникаетвопрос: а можно ли сделать домашний труд более производительным и как? Конечно,можно. Примеры экономии труда и времени в процессе приготовления пищи:
– использованиекастрюль-скороварок (например, считая с момента закипания, картофель варится в ней5–8 минут, горох – 10–15 минут, мясо – 15–20 минут). При этом снижается расходгаза и электроэнергии;
– использованиепредметов современной техники, значительно облегчающей и ускоряющей труд(соковыжималка, электрическая мясорубка, миксер и т.д.).
О режимедомашних дел детей следует подумать особо, часть хозяйственной нагрузкиобязательно должна приходиться на них. Писатель К. Симонов пишет вавтобиографии, что в родительском доме существовало четкое разделение труда. Онс 6–7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель,следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. Никогда за ним никто нестелил кровать и не помогал одеваться.
Иногдабывает целесообразно посещение таких предприятий, как Дом бытовогообслуживания, или фирм по оказанию различных услуг, так как не все виды услугможно и рационально выполнять в домашних условиях. Например, ремонт телевизораили модельную стрижку лучше все-таки доверить профессионалу, если члены семьитаковыми не являются. Для упорядочения и повышения эффективности работ по дому,а также наглядного представления о том, кто, что, как и в каком количестведелает, используют графики. Существует множество видов графиков припланировании ежедневных и еженедельных домашних дел.Таблица 14 Графикраспределения семейных обязанностей
Пример1Обязанности Дни недели пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс. Уборка квартиры ©© все Вынос мусора ® ® ® ® Мытье посуды © © © © © © © Стирка белья © ©@ Полив цветов © © ®
® – папа,© – мама, © – дочь, ® – сын
Пример2Члены семьи Обязанности Дата Мама Приготовление пищи Ремонт белья Уборка квартиры ежедневно по необходимости суб. Папа
Стирка белья Ремонт бытовой техники Помощь в уборке квартиры ср. по необходимости суб. Дочь Полив цветов Уборка квартиры Мытье посуды Помощь в уборке квартиры ежедневно ср. ежедневно суб. Сын Покупка хлеба Вынос мусора Чистка обуви Помощь в уборке квартиры ежедневно по необходимости ежедневно суб.
Вопросыдля повторения
J. Для чего в домашнем хозяйстве необходимо разделениетруда?
2. Какправильно организовать семейный труд?
3. Какиевиды графиков существуют?
4. Чтодает нам составление графиков распределения семейных обязанностей?
5. Какиетовары и услуги создаются в вашей семье?
Самостоятельнаяработа
1. Разработайтевместе с папой и мамой график «Распределение трудовых обязанностей в семье».
2. Разработайтепроект увеличения доходной части семейного бюджета за счет производства в семьекаких-либо товаров (услуг) или проект снижения расходной части семейногобюджета за счет более рационального расходования средств.
3. Решитезадачу. Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы осталсяодин час Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. Наприготовление необходимы следующие затраты времени на:
– мытьеовощей – 10 мин;
– резкуовощей – 10 мин;
– чисткукартофеля – 10 мин;
– варкукартофеля – 30 мин;
– приготовлениепюре – 10 мин;
– приготовлениекотлет из фарша – 10 мин;
– жарениекотлет – 30 мин;
– накрываниестола – 10 мин.
Всего: 120 мин.
В какойпоследовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина,чтобы успеть к маминому приходу?
4. Если выуспешно решили предыдущую задачу, то v решение настоящей не составит для вас труда Иногда в семьескладывается следующая, достаточно сложная ситуация. Через час должны прийтигости. Необходимо:
– убратьразбросанные игрушки – 10 мин;
– почиститьпылесосом палас – 10 мин;
– протеретьпыль – 15 мин;
– приготовитьовощной салат – 20 мин;
– приготовитькартофельное пюре – 50 мин;
– приготовитькотлеты из фарша – 40 мин (операции аналогичны тем, что приведены впредыдущей задаче);
– сходитьв магазин за хлебом – 30 мин;
– накрытьна стол – 10 мин; – подобрать подходящие
музыкальныезаписи – 15 мин;
– привестисебя в порядок – 10 мин. Семья состоит из 4 человек: отец, мать, дочь 14лет, сын 5 лет. Распределите работу таким образом, чтобы уложиться в отведенноевремя. Каждый из членов семьи может внести свой посильный вклад в общую работу.