Реферат по предмету "Педагогика"


Методическая система и интенсивные технологии обучения

Министерствообразования и науки Украины
дОНЕЦКИЙ НАЦиОНАЛЬНыЙ ТЕХНический УНиВЕРСИТЕТ
 
Реферат
по курсу «Психология ипедагогика»
на тему:
Методическаясистема и
интенсивные технологииобучения
Донецк – 2009

содержание
 
вступление
1 МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
2 ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ
3 ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ
И СОДЕРЖАНИЕ
заключение
литература

ВСТУПЛЕНИЕ
Кризис системыпрофессионального и общего образования свидетельствует о разрыве между резкоизменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами,содержанием и технологиями обучения. К важнейшим причинам, породившим кризис,относятся: возросший спрос на качество образования; новые требования кпреподавательской деятельности; консерватизм сферы образования и недостаточнаяее адаптированность к меняющимся потребностям общества; необходимость формированияпрофессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов идругие; недостаточная разработанность технологий профессионального обучения.
Задачи обучениямногозначны. Их решение невозможно при помощи какого-то универсального метода.Различные требования обучения делают необходимым использование в учебномпроцессе многообразия методов, их многочисленных комбинаций. В дидактикеописано более 400 методов, ещё больше их описано в частных методиках [6, c. 125-126]. Несмотря на это, до сихпор не создана общепринятая классификация методов обучения, недостаточноразработаны и медленно внедряются интенсивные технологии обучения.
Актуальность темы работыподтверждает наличие достаточно большого количества публикаций и исследований вобласти изучения классификации методических систем и методов обучения,соотношения различных методов обучения в рамках тех или иных методическихсистем, разграничения сущности понятий «технология», «методика», «дидактика»,поиска путей интенсификации и оптимизации процессов обучения, разработки новыхтехнологий обучения. Данные вопросы рассматриваются в работах Дж. Керрола, Б.Блума, И.Я. Лернера, В.П. Беспалько, А.М. Новикова, А.А. Вербицкого, В.И. Боголюбова,В.В. Гузеева, Н.Н. Суртаевой, В.М. Косарина, Т.С. Назаровой, Г.К. Селевко, М.А.Данилова, Б.П. Есипова, М.Н. Снаткина, Ю.К. Бабанского, Т.А. Ильина, Г.И.Щукина, М.И. Махмутова, Г.В. Лаврентьева, Н.Б. Лаврентьевой, В.А. Якунина идругих специалистов.
В связи с этим цельюработы является изучить сущность и существующие виды методических системобучения и сформулировать понимание «интенсивные технологии обучения».
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятиеметодической системы обучения, её место среди других компонентов педагогическойсистемы, а также виды методических систем.
2. Раскрыть понятие изадачи технологии обучения.
3. Рассмотреть сущность исодержание процесса интенсификации обучения.

1 МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА:ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Технология обучения частоотождествляется с методикой преподавания. Однако ряд авторов разграничивают эти понятия. Чаще всего«под термином «методика» в литературе принято понимать совокупность способовпреподавания». Однако в «настоящее время сложились два понятия методикипреподавания: в узком смысле – как совокупность приемов проведения занятий, вшироком – как наука о закономерностях организации массового процесса обучения.Как и дидактика, методика преподавания является опытно-экспериментальной наукой»[1].
Как указывают ЛаврентьевГ.В. и Лаврентьева Н.Б., понятие методика (методическая система) шире понятия «технология»,так как она отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология – «какучить результативно и как управлять рационально процессом обучения?». Если для методикиважны целевой, содержательный и процессуальный аспекты, то для технологиипредпочтительнее процессуальная сторона обучения, её этапность,инструментальность, способ конкретизации целей, вопросы управления процессом.Методика включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбортехнологии для достижения этих политических (в образовательном смысле) целей,выявляет критерии применимости той или иной технологии. Понятие «технология» примыкает также и к понятию «дидактика».Традиционно «дидактика ставит своей основной цельюсоздание теории обучения, направленной на разработку методических приемов, атакже организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процессусвоения обучаемыми знаний, умений, навыков учебной деятельности» [1]. По мнению Суртаевой Н.Н., задачи дидактики состоят в том, чтобыописывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатыватьболее совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы итехнологии. Таким образом, дидактика являетсяещё более общей дисциплиной, включающей в себя наряду с технологиями и частнымиметодиками вопросы методологии, философии и истории образования. Задачатехнологии обучения сводится к тому, чтобы разработанные в дидактике законы ипринципы преобразовать в эффективные и оптимальные методы преподавания иучения, а также создать необходимые условия для их наилучшего применения.Соотношение технологии с другими компонентами педагогической системыпредставлено на рис. 1 [1].
/>
Рисунок 1 – Соотношение компонентов педагогическойсистемы
А.М. Новиков подметодической системой обучения понимает «общую направленность обучения» [2].Если, например, целью обучения является усвоение фактов или описание явлений,то ведущим психологическим механизмом будет ассоциация, а основными видамидеятельности – восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение.Соответствующими методами обучения выступают изложение, чтение, воспроизводящаябеседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается методическая системаобъяснительно-иллюстративного, воспроизводящего обучения. Если ведущей цельюобучения определено развитие творчества, самостоятельности обучающегося, тоосновными психологическими механизмами обучения становятся механизмы творческойдеятельности (предвидение, прогнозирование, выдвижение и проверка гипотез,перебор альтернатив, мысленное моделирование, интуитивное обоснование и др.).Средствами такого обучения служат выдвижение и анализ проблем, анализнестандартных задач и ситуаций, творческая дискуссия и т.п. Возникаетсовершенно иная система – методическая система проблемного, поисковогообучения.
В методической системеметоды выступают способами реализации целей и содержания, воплощениемпсихологических механизмов обучения и учения. Преимущество ориентации наметодические системы в том, что открывается возможность упростить процедурувыбора конкретных методов и сделать ее более целостной, гармоничной [2].
Новиковым А.М. рассмотреныследующие методические системы в их исторической последовательности:
1. Репродуктивноеобучение относится к традиционному типу организационной культуры – историческипервый вид обучения, проводимый по формуле «делай, как я» и связанного своспроизведением, репродуцированием образцов деятельности. Его элементы,основанные на подражании, играют определенную роль в развитии памяти, развитииспособности к воспроизведению, особенно в раннем возрасте – в дошкольном и вначальной школе. Сюда же, к этой системе можно отнести и метод приучения – какметод формирования привычек, в первую очередь, у детей раннего возраста:гигиенических, правил общения с людьми и т.д. Но репродуктивное обучение имеетместо и в более старших возрастах в тех случаях, когда необходимо освоитькакие-то конкретные действия, не требующие «никакой науки». Например, известно,что гвозди забивают молотком на протяжении всей истории с тех пор, какпоявились гвоздь и молоток.
2. Догматическое обучениесоответствует ремесленному типу организационной культуры. Сложившийся всредневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение,механическое запоминание и дословное воспроизведение текста. В настоящее времядогматическое обучение имеет место при запоминании фактов, заучивании текстов,когда их осмысление не является обязательным. Элементы такого обученияиспользуются при заучивании фактов, имен, дат, коэффициентов, формул безвывода, иностранных слов, некоторых символов. Элементы осмысления, установленияассоциативных связей неизбежно присутствуют, но основное внимание уделяетсязаучиванию, точному воспроизведению.
Близкими к догматическомуобучению являются современные методические системы: гипнопедии (обучение восне), релаксопедии (обучение в состоянии расслабления, освобождение отсковывающих условностей) и суггестопедии (обучение с помощью внушения).
Следующие методическиесистемы относятся к научному типу организационной культуры.
3. Сообщающее обучение (информационно-иллюстративное,репродуктивное). Основная цель сообщающего обучения – формирование знаний, передаваемыхв готовом виде: фактов, оценок, законов, принципов, способов деятельности втипичных ситуациях. Средствами такой передачи, а точнее, усвоения черездеятельность информации и готовых образцов служат рассказ, объяснение, чтениетекстов, демонстрации и иллюстрации, упражнения, решение типовых задач. На этойоснове становится возможным в сжатом, концентрированном виде передавать большойобъем накопленного человечеством опыта. Сообщающее обучение располагает инемалыми развивающими возможностями. Оно эффективно способствует развитию восприятия,памяти, воссоздающего воображения, эмоциональной сферы, репродуктивногомышления, исполнительской деятельности. В то же время возможности сообщающегообучения, в том числе развивающие, ограничены: информационная емкость лучшихобразцов сообщающего обучения близка к насыщению, а объем информации,подлежащий усвоению обучающимися постоянно растет. Сообщающее обучениеориентировано, в основном, на «усредненного» обучающегося и недостаточноспособствует индивидуализации обучения; оно лишь в минимальной степениспособствует развитию инициативы, творческой активности личности.
К разновидности сообщающегообучения можно отнести так называемое медиаобучение – просмотр телепередач,кино- и телефильмов, прослушивание радиопрограмм и т.д. Сегодня практически любойобучающийся по этим каналам получает огромный объем информации. Но такназываемая «визуальная педагогика» отличается тем, что обучающийся при этомпассивен.
4. Развивающее обучение –методические системы, которые направлены, в первую очередь, на развитиеабстрактного, творческого мышления учащихся. Наибольшую известность получилидве методические системы развивающего обучения: Л.В. Занкова; Д.Б. Эльконина иВ.В. Давыдова. Обе они детально разработаны для применения в начальной школе. СистемаЛ.В. Занкова основана на принципах обучения на высоком уровне трудности,приоритета и ведущей роли теоретических знаний, высокого темпа изученияматериала. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдоваосновывается на несколько иных принципах: дедуктивный способ изученияматериала, высокий уровень его абстрагирования, нацеленность на формированиетеоретических знаний и теоретического мышления учащихся на основесодержательного анализа, планирования, рефлексии.
5. Программированноеобучение. Суть этой системы обучения заключается в том, что все обучение ведетне педагог непосредственно. Оно осуществляется на основе обучающих программ,реализуемых в двух вариантах: машинном (преимущественно через компьютеры) илибезмашинном (программированные учебники, комплекты карт и др.). При составлениипрограмм четко формулируются цели, проводится логическая проработка содержания,выделяются основные понятия, идеи и ведущие логические связи, устраняетсяописательный и второстепенный материал. Весь материал делится на небольшие,завершенные по смыслу отрезки (шаги, порции), обеспечивается их проработка позаранее составленным рациональным алгоритмам, осуществляется пошаговыйконтроль, своевременная коррекция, исправление ошибок, если они допущены.
В программированном обученииснимаются многие трудности, органически присущие сообщающему обучению. В то жевремя программированное обучение целесообразно далеко не на всяком материале. Неподходит для такого обучения материал эмоционально-образный, описательный илюбой иной материал, если он по характеру целостный, а дробление затрудняетвосприятие и усвоение целостности. Рассматриваемая система обучения менееэффективна в воспитательном плане: во-первых, в виду того, что ведущиемировоззренческие идеи теряются в общей последовательности строгого (безповторений) изложения информации, и, во-вторых, из-за того, что снижаетсянепосредственное влияние личности педагога. В программированном обученииусиливается индивидуализация, но зато резко снижается, если вообще неликвидируется, коллективность обучения. Наконец, в этой системе, так же как и всообщающей, слабо развиваются творческая активность и самостоятельность обучающихся.
Следующая группаметодических систем относится к современному проектно-технологическому типуорганизационной культуры. Они предполагают организацию учебной деятельности потипу или с элементами проекта, в частности, наличия нескольких этапов егопроектировочной фазы: определение целей, моделирование, принятие обучающимсярешения, построение программы действий; технологической (исполнительской) фазы– реализация программы действий; рефлексивной фазы – контроль, оценкарезультатов и рефлексия.
6. Проблемное обучение.Для этой методической системы характерно то, что знания и способы деятельностине переносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуякоторым, обучающийся мог бы гарантировано выполнить задание. Материал задаетсяв формах проблемных ситуаций. Подобный подход обусловлен, во-первых,современной ориентацией образования на воспитание творческой личности;во-вторых, проблемным характером современного научного знания; в-третьих, проблемнымхарактером современной человеческой практики; в-четвертых, закономерностямиразвития личности, человеческой психики, в частности мышления, интереса и воли,формируемых именно в проблемных ситуациях.
Виды проблемного обученияразнообразны. При использовании проблемного изложения задачу ставит и решаетпедагог, а учащиеся как бы присутствуют в открытой лаборатории поиска, понимая,соучаствуя, выдвигая свои соображения и формируя свое отношение к изучаемомуматериалу. Частично-поисковый (эвристический) метод проблемного обученияпредполагает уже активное вовлечение обучающихся в процесс решения проблемы,разбитой на подпроблемы, задачи, вопросы. Процесс деятельности, протекающий ввиде решения задач, беседы, анализа ситуаций, направляется и контролируетсяпедагогом. Исследовательский метод проблемного обучения требует наиболее полнойсамостоятельности обучающихся. Его качественная особенность – в постепенномпереходе от имитации научного поиска к действительно научному илинаучно-практическому поиску.
Формы и методыпроблемного обучения также разнообразны: проблемный рассказ, эвристическаябеседа, проблемная лекция, разбор практических ситуаций, диспут, собеседование,игра, в том числе деловая и т.д. Достоинством проблемного обучения являетсянепосредственная его направленность на развитие у обучающихся творческойактивности, самостоятельности мышления, учебного интереса и т.д. В то же время проблемноеобучение имеет и существенные недостатки: оно применимо не на всяком учебномматериале, а только на таком, который допускает неоднозначные подходы, оценки,толкования; оно требует значительно больших временных затрат, чем присообщающем обучении; для его применения необходим определенный «стартовый»уровень знаний, умений и общего развития обучающихся.
7. Задачная(поисково-исследовательская) методическая система обучения представляет собойпоэтапную организацию постановки учебных задач, выбора способов их решения,диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования такихзадач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического кпрактическому или наоборот. Сущность задачного обучения состоит в том, чтобыпостроить обучение как систему задач и разработать средства (предписания,приемы) для того, чтобы, во-первых, помочь учащимся в осознании проблемностипредъявляемых задач (сделать проблемность наглядной), во-вторых, найти способысделать разрешение проблемных ситуаций (заключенных в задачах)личностно-значимыми для обучающихся, в-третьих, научить их видеть ианализировать проблемные ситуации, выделять проблемы и задачи. В задачнойсистеме обучения выделяются две большие группы методов:
а) логические методы –это методы, в которых преобладают логические правила: анализа, сравнения,обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;
б) эвристические методырешения задач, которые задают наиболее вероятные стратегии процесса решения,стимулируя при этом интуитивное мышление обучающегося и генерирование новыхидей. К эвристическим методам относят метод «мозгового штурма», методсинектики, метод инверсии, метод эвристических вопросов и др.
8. Продуктивная(критериально-ориентированная) система обучения. Особенности этой методической системыв том, что она ориентирована на достижение конечного результата обучения(«продукта») по заранее четко установленным критериям. Разные авторы называютэту систему по-разному: продуктивное обучение, критериально-ориентированнаясистема или система полного усвоения.
В традиционном учебномпроцессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое для всехучебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, чтоостается незафиксированным, – это результаты обучения, которые характеризуютсязаметным разбросом. Американскими психологами Дж. Керролом и Б. Блумом былопредложено сделать постоянным, фиксированным параметром именно результатыобучения. В таком случае параметры других условий обучения будут меняться радидостижения всеми учащимися заданного результата-критерия. На основе подходаамериканских психологов, а также исследований российского ученого В.П.Беспалько была разработана система критериально-ориентированного обучения,которую также называют системой полного усвоения, так как ее исходным моментомявляется установка, что все ученики способны усвоить необходимый учебныйматериал.
Логика построение этойсистемы следующая: сначала создается полное описание результатов обучения(«продукта»). Когда оно принимается, наступает второй этап: полное описаниестратегии и тактики формирования продукта – рассмотрение целей и задач в смыслепоследовательности, чтобы было понятно, что и в каком объеме делать на каждомэтапе. При этом необходимо знать, как идет формирование заданных качеств, длячего вводится постоянный мониторинг (наблюдение) и поэтапная диагностика.
9. Система проективногообучения. Автором этой методической системы является Г.Л. Ильин. Данная системаможет быть использована в высшей школе и в образовании взрослых. Вместе с тем,она имеет большие перспективы. Центральным звеном проективного обученияявляется проект – замысел решения проблемы, имеющей для обучающегосяпрофессионально или жизненно важное значение. Характерную его особенностьсоставляет отличие от уже существующих решений и проектов. Стремление найтилучшее, свое решение определяет основную мотивацию обучения. Усваиваемое содержаниеобучения становится средством движения человека в будущее, реализации своегособственного проекта жизненного пути. В этой связи наряду с фундаментальнойнаучной может использоваться и случайная, несистематизированная ипротиворечивая информация. Приведение ее в порядок, установление истинности инепротиворечивости – забота самого обучающегося при направляющей иподдерживающей роли преподавателя. Обучающийся не только усваивает готовыепредставления и понятия, но и сам добывает информацию и с ее помощью строитсвой проект. В проективном обучении развивается способность создавать иизвлекать знания из получаемой информации, т.е. использовать не только готовыезнания, но и «полуфабрикат», каким зачастую является информация.
10. Система контекстногообучения (А.А. Вербицкий) – система, построенная на моделировании предметного исоциального содержания осваиваемой обучающимися будущей профессиональнойдеятельности. Контекст профессионального будущего наполняет учебнуюдеятельность обучающихся личностным смыслом, обусловливает высокий уровень ихактивности, учебной и профессиональной мотивации. Контекстное обучениереализуется посредством учебно-профессиональных и профессиональных моделей, втом числе в формах игр.
11. Имитационная(моделирующая) система обучения. Специфика имитационной системы состоит вмоделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальнойжизни. Организация в процессе обучения деятельности обучающихся, адекватнойреальной общественной жизни, превращает школу из школы учебы, оторванной отреальности, в школу «жизни», школу деятельности, которая обеспечивает ученикаместественную социализацию, делает их субъектами своей деятельности и всей своейжизни. Ориентация обучающихся в процессе такого «жизненного» обучения в реалияхобщественной, научной, культурной, других областей позволяет им видетьперспективы своего жизненного пути и, соответственно, планировать и осознанноосуществлять развитие своих способностей.
Существует два метода вмоделирующей системе:
а) анализ конкретнойситуации. Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия(положительные или отрицательные). Обучающиеся должны вычленить проблему,сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средстварешения проблемы, были ли они адекватны и почему и т.д. В данном случаеанализируется уже совершившееся действие;
б) решение ситуаций.Моделируется нерешенная ситуация. Обучающиеся должны не только сформулироватьпроблему, но, разделившись на группы, разобрать варианты ее решения. Затеморганизуется «защита» решений, коллективное обсуждение.
Преимуществамиимитационной (моделирующей) системы обучения являются:
— деятельностный характеробучения (вместо вебрального), организация коллективной учебной деятельности. Втакой деятельности формируются общение, мышление, рефлексия;
— использование группы(коллектива) как средства развития индивидуальности на основе оперативнойсамооценки, самоконтроля каждого обучающегося, так как коллективнаядеятельности представляет возможность каждому участвовать в обсуждениях в тоймере, в какой каждому человеку позволяет его развитие: это может быть позициялидера, «генератора идей», оппонента, слушателя и т.д.
12. Информационнаясистема. Она располагается обособлено по отношению к типам организационнойкультуры, поскольку информационное обучение может реализовываться в любойметодической системе. Термин «информационный» относится не к обучению, а ктехническим информационным средствам: компьютерам, телекоммуникационным сетям ит.д. Информационная методическая система охватывает очень широкий класс методов:
— интерактивные обучающиесистемы, основанные на мультимедиа, использующие одновременно текст, графику,видео и звук, музыку в интерактивном режиме;
— гипертекстовые системыобеспечивают возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которыепредставлены в виде специфического оформления текста и/или графическогоизображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколькогиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия». Вгипертекстовой системе пользователь перемещается по сети узлов, содержимоекоторых отображается на экране компьютера;
— использование в целяхобучения информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Интернетобеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различныхуголках планеты. Интернет предоставляет громадные возможности выбора источниковинформации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация,пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек,научных и учебных центров, музеев и т.д.
В практике обучения имеютместо все методы и методические системы, относящиеся ко всем без исключенияисторическим типам организационной культуры. В то же время, «общей тенденцией виспользовании всей совокупности методов обучения является то, что применениеметодов и методических систем, соответствующих более ранним типам организационнойкультуры (репродуктивное, догматическое обучение и т.д.), смещается на всеболее ранние возрасты обучающихся, уступая место методам и методическимсистемам, соответствующим более поздним типам организационной культуры».
Другая тенденциязаключается в том, что с «развитием современных методических систем – с однойстороны, с постепенным усилением роли самостоятельной учебной работыобучающихся – с другой стороны, и стремительным совершенствованием средствобучения, в частности, информационных систем – с третьей стороны, деятельностьпедагога все больше будет смещаться от функций передатчика знаний к функциямразвития личности обучающихся, их личностного самоопределения, порождения ихличностных смыслов. А поэтому, все большие требования будут предъявляться кличностным качествам педагога» [2].
Одной из составляющихметодической системы являются методы обучения, как было указано выше. Номенклатураи классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием взависимости от того, какое основание выбирается для их разработки. Из самойсути методов следует, что они должны отвечать на вопрос «как?» и показывать,как действует педагог и как действует учащийся [3, c. 208].
Подразделяют методы подоминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Ихклассифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на методыприобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применениязнаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Эту классификацию дополняютметодами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работыучащихся. Кроме того, все многообразие методов обучения подразделяют на триосновных группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательнойдеятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательнойдеятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностьюучебно-познавательной деятельности.
Существует классификация,в которой сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения:информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительские и репродуктивные,инструктивно-практические и продуктивно-практические, объяснительно-побуждающиеи частично-поисковые, побуждающие и поисковые.
Наиболее оптимальнойпредставляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н.Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательнойдеятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемогоматериала. Эта классификация включает в себя пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный метод(лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);
2) репродуктивный метод;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый (илиэвристический) метод;
5) исследовательский метод.
Указанные методыподразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2 методы), при которойучащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известныеему способы деятельности; 2) продуктивную (4 и 5 методы) отличающуюся тем, чтоучащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческойдеятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так каконо в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементытворческой деятельности [3, c.208-209].
 
2 ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ:ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ
 
Развитием идейпрограммированного обучения явилась педагогическая технология – такой взгляд напроцесс обучения, согласно которому обучение должно быть максимальноуправляемым процессом, в отличие от традиционного обучения с не строгоопределенным и направленным воздействием на ученика. Предыстория технологииобучения начинается в первой половине XX в. с появлением технического устройства для проверки знаний. Этополучило развитие в направлении разработок технических средств обучения (ТСО) вобразовании. Некоторое время технология обучения понималась как использованиетехники в обучении, что дало повод говорить о «промышленной революции» вобразовании. При этом ученые считают, что использование техники носит покабольшей частью вспомогательный характер подачи информации. Но активноразвивается включение техники в учебный процесс на отдельных этапах. Вдальнейшем ученые прогнозируют независимое использование автоматизированныхобучающих систем без учителя и школы. С 50-х годов поиски ученых приняли другоенаправление: не техника и технизация, а технология и технологизация обучения.Основой для технологичного понимания обучения, кроме программированногообучения, явились информатика, кибернетика и системный подход. Процесс обучениястал рассматриваться широко, системно: анализ и разработка всех компонентовобучающей системы, от целей до контроля результатов. И главной идеей стала идеявоспроизводимости обучающей технологии [4, c. 179-180].
У специалистов ипедагогов сама идея технологизации обучения вызывает неоднозначные реакции. Досих пор учительский труд остается «ручным», немеханизированным. И многиесчитают, что это норма, так как учить может только живой человек, обучение поприроде не поддается автоматизации. Однако развитие технологии обученияпоказывает, что возможно создание обучающей системы, технологического процессаобучения по предмету, которой может пользоваться средний учитель и получатьрезультаты заданного качества. Специалисты по технологии разрабатывают «технологическиепакеты», проекты обучения, а учителя, работая по ним, выполняют функцииконсультантов-организаторов. Вопрос о соотношении личности, творчества имеханизации обучения действительно сложен, актуален и подлежит решению.
Технология обучения(педагогическая технология) понимается как направление в дидактике, областьнаучных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, поконструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданнымихарактеристиками. Главная проблема, подлежащая решению с помощью технологии, –управляемость процессом обучения [4, c. 181]. Традиционные, «нетехнологичные» методики обучения имеютнедостатком значительную «размытость», неопределенность, нечеткую целевуюнаправленность и мало управляемые процедуры учения, субъективную и эпизодическуюпроверку усвоенного.
Любой процесс обученияреализуется в рамках педагогической (дидактической) системы, структура, состави связь компонентов которой должны осознаваться ученым и учителем. Задачатехнологии обучения состоит в изучении всех элементов обучающей системы и впроектировании процесса обучения, чтобы благодаря этому учебно-воспитательнаяработа школы (учителя) превратилась из малоупорядоченной совокупности действийв целенаправленный процесс [4, c.181-182].
Выделяют специфическиечерты технологии обучения: диагностично поставленные цели, ориентация всехучебных процедур на гарантированное достижение учебных целей, постояннаяобратная связь (текущая и итоговая оценка результатов), воспроизводимость всегообучающего цикла. В связи с этим технология обучения выделяет основныекомпоненты проекта обучения, подлежащие разработке: постановка целей обучения; подготовкаучебных материалов и разработка обучающих процедур; разработка материалов длятекущей и итоговой оценки и коррекции результатов обучения.
Определяющее значение втехнологизации обучения имеет постановка целей. Диагностичная постановка целейобучения в конкретной учебной дисциплине состоит в том, что цели обученияформулируются в терминах поведения, описывающих действия учащихся, которые припроверке учитель, ЭВМ или эксперт может опознать и измерить уровень их сформированности.
В традиционном подходеучитель ставит цели «не инструментально»: изучить теорему, ознакомить спринципом действия, дать анализ стихотворения, решать квадратные уравнения – этицели не описывают действия ученика. Технология исходит из того, что цельобучения – изменение состояния ученика: его знаний, мыслей, чувств, поведения.Поэтому общие цели обучения при разработке обучающей системы по предметуподлежат конкретизации. Основой такой конкретизации служит известная таксномияцелей Б. Блума. В ней показаны категории целей и соответствующие им действияученика, которые можно диагностировать – измерить. Например, категория знаниепредполагает запоминание и воспроизведение материала – от фактов до теории.Обобщенная формулировка цели выглядит так: ученик знает значение терминов,конкретные факты, методы, правила, принципы. Категория понимание означаетумение преобразовать, интерпретировать материал, предложить следствия,предсказать результаты действия. При этом ученик объясняет факты, связи междуявлениями, преобразует материал (из словесной формы в математическую),описывает следствия, вытекающие из данных. Аналогично конкретизированы категориицелей «применение», «анализ» и «синтез» [4, c. 182-183].
Проблема постановкиучебных целей состоит в том, что не всякий учебный материал подвергается такойобработке (например, литература). Цели творческого характера трудно описать вконкретных диагностируемых признаках. Поэтому рекомендуется стандартизироватьописание целей репродуктивного характера и в зависимости от предмета, но вместес тем примириться с некоторой степенью неоднозначности описания целейтворческого характера.
Технология обучения ориентируетсяна гарантированное достижение целей и идею полного усвоения. Достижение целейобучения гарантируется разработкой для учителя учебных материалов и характеромучебного процесса, обучающих процедур. Процедуры включают в себя последовательностьдействий: после определения диагностично поставленных целей по предметуматериал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению;затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов);далее организуется обучение, проверка, – текущий контроль, корректировка иповторная, измененная проработка – обучение. И так до полного усвоения заданныхучебных элементов. Текущие оценки делаются по типу «усвоил – не усвоил», послечего ученик дорабатывает неусвоенное. Итоговые оценки разъясняются каждомуученику.
Существенной чертойтехнологии обучения является также воспроизводимость обучающего цикла, т.е.возможность его повторения любым учителем. Цикл обучения содержит следующиемоменты: установление целей обучения; предварительная оценка уровняобученности; обучение, совокупность учебных процедур и корректировка согласнорезультатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новыхцелей. Учебный процесс приобретает в этом случае модульный характер –складывается из блоков, наполняемых разным содержанием.
Обратная связь,объективный контроль знаний ещё одна важная черта технологии обучения.Измерение уровня усвоения знаний и оценка в настоящее время носитнеопределенный и субъективный характер: в программах результаты обученияописаны недиагностично, измерить и оценить их объективно нельзя. Это являетсяпричиной формализма и субъективизма в оценке знаний. Однако отказ от оценкизнаний вообще невозможен, поскольку учет успеваемости – один из компонентовуправления дидактическим процессом и всей обучающей системой. Решение проблемысостоит в разработке диагностичных целей обучения и создании измерительных «приборов»и процедур измерения знаний. Предлагается использовать тесты – стандартныезадания для каждого уровня обучения. Контрольные процедуры могут бытьавтоматизированы. Одной из задач технологии обучения является создание текущихи итоговых стандартных заданий (тестов) на все виды целей и уровни обучения.Особенностью тестового контроля является критериальность, посколькудиагностично поставленные цели имеют значение эталона, критерия, которымизмеряется степень достижения цели [4, c. 185].
Перечисленные выше черты относятсяк достоинствам технологии обучения, однако имеются и недостатки. К ним относитсяориентация на обучение репродуктивного типа, а также неразработанностьмотивации учебной деятельности, игнорирование личности, ее внутреннего мира.
 
3 ИНТЕНСИФИКАЦИЯОБУЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
 
Интенсификация обучения – это передача большего объёмаучебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения безснижения требований к качеству знаний. Для успешной интенсификации учебногопроцесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководствапознавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности. Повышениетемпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования содержанияучебного материала и методов обучения [5, c. 436].
Совершенствованиесодержания предполагает:
— рациональный отборучебного материала с четким выделением в нем основной, базовой части идополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна бытьвыделена основная и дополнительная литература;
— перераспределение повремени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала вначале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
— концентрацию аудиторныхзанятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимогодля плодотворной самостоятельной работы;
— рациональную дозировкуучебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетомтого, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральномупринципу;
— обеспечение логическойпреемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование новогоматериала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
— экономичное и оптимальноеиспользование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методовобучения обеспечивается путем:
— широкого использованияколлективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа,ролевые и деловые игры и др.);
— выработки упреподавателя соответствующих навыков организации управления коллективнойучебной деятельностью студентов;
— применения различныхформ и элементов проблемного обучения;
— совершенствованиянавыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
— индивидуализацииобучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик приразработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
— стремления крезультативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессепознания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальныхспособностей;
— использования новейшихнаучных данных в области социальной и педагогической психологии;
— применения современныхаудиовизуальных средств, ТСО, а также информационных средств обучения [5, c. 436-437].
К понятию «интенсификацияобучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебнойдеятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя,направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средствобучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности,творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыковв их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственнуюситуацию и принимать самостоятельные решения [5, c. 439].
В современный период существуетреальная необходимость разработать и применять открытые системы интенсивногообучения. Эти системы дают студенту возможность выбора подходящей емутехнологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования иактуализации личности. Но реализация синтеза открытых систем интенсивногообучения возможна лишь при соблюдении ряда условий:
— всесторонний учетхарактеристик педагогической среды, в которой будет проходить процесс обучения:содержательные характеристики педагогической среды определяются знаниями,умениями и навыками, познавательным и культурным потенциалами, формами иметодами организации обучения и самостоятельной работы студентов;
— соблюдение принципаадаптации процесса обучения к личности студента; этот принцип реализуется напрактике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнегои внутреннего модулей) и составление разветвленной программы ее изучения студентами;
— ускорениеиндивидуального освоения студентами общенаучных и специальных знаний благодаряпроектированию «логического конструкта» дисциплины, в котором даны базовыезнания в свернутом виде [5, c.454].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализациипоставленных задач в работе были рассмотрены основные методические системысовременного обучения: репродуктивная, догматическая, сообщающая, развивающая, программированная,проблемная, задачная, продуктивная, проективного обучения, контекстногообучения, имитационная и информационная. Методическая система представляетсобой общую направленность обучения. В чистом виде в реальных условиях методическиесистемы не существуют. Это абстрактные модели, которые необходимы для уясненияструктуры, характера и возможностей каждого вида обучения. В реальных системахобучения выделенные типы и соответствующие им методы обучения применяются вопределенных комбинациях, сочетаниях, взаимодополняют друг с друга. При этомкакой-то тип остается ведущим, доминирующим, а остальные элементы дополняют иобогащают его. Каждый из методов и методических систем имеет как своипреимущества, так и свои недостатки. Не существует и, очевидно, не можетсуществовать универсального метода или методической системы обучения. Обучениевсегда строится на определенной композиции методов с учетом конкретных целей,условий и обстоятельств обучения.
Понятие «технологияобучения» по своему содержанию уже понятия «методическая система». Технологияобучения как особое направление в дидактике дала толчок созданию обучающихсистем и пакетов документов, в которые входят цели и содержание обучения поопределенной дисциплине, обучающие операции, тестовые задания на всех этапахобучения. Поскольку современные технологии ориентируются на использованиекомпьютера в обучении, то основу пакета документов составляет программный продукт.Технология обучения стимулирует также процессы развития информационныхтехнологий в образовании и их внедрения.
Интенсификация обучения какпередача большего объёма учебной информации обучаемым при неизменнойпродолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний считаетсяодним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессыинтенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических иколлективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Таким образом,традиционная технология обучения (от знания к умениям) может и должна бытьдополнена новыми интенсивными технологиями, основанными на закономерностяхпознавательной деятельности. Понятие «интенсивные технологии обучения» можно пониматькак совокупность принципов, этапов, способов, инструментов и систем последовательногоуправления процессами обучения с целью передачи большего объёма учебнойинформации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижениятребований к качеству знаний. Интенсивные технологии обучения должнымобилизировать познавательный и творческий потенциал обучающейся личности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающиетехнологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул: ИздательствоАлтайского государственного университета, 2002. // www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/index.html.
2. Новиков А.М. О развитии методических систем // Специалист.– 2006. – №№ 9-10. // www.anovikov.ru/artikle/met_sys.htm.
3. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов /Составитель и отв. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999. – 256 с.
4. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика ввопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 576 с.
6. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии ипедагогики: Курс лекций. – К.: МАУП, 1999. – 168 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.