МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
Коррекционно-педагогический факультет
Курсовая работа
Тема: Особенности двигательного развития детей снарушением
опорно-двигательного аппарата
Выполнил:
Группа
Регистр. № ____________
Менеджер ____________
Проверил
Оценка ____________
Москва, 2009 г.
Содержание
Введение
1.Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательногоаппарата
2. Основныенаправления и средства коррекционной работы по преодолению двигательныхнарушений при детском церебральном параличе
Заключение
Списоклитературы
Приложение
Введение
Бытуетмнение, что заниматься с ребенком лечебной гимнастикой и лечебной физкультуройможно только с трехлетнего возраста. Однако это утверждение ошибочно. Наформирование основных двигательных навыков природой отпущен примерно год – отмомента рождения до того времени, как малыш начнет ходить. Далее следует лишьпроцесс их совершенствования.
Методикалечения детей с детским церебральным параличом сугубо индивидуальна и зависитот возраста, формы и степени тяжести заболевания. Она включает медикаментозноелечение, лечебную физкультуру, массаж, игло- и рефлексотерапию, ортопедическийрежим, поэтапное гипсование, физиотерапию, хирургическое лечение,логопедические занятия.
Лечебныймассаж и лечебная физкультура в соответствии с назначением занимает основноеместо в лечении детей больных детским церебральным параличом. По мере ростадетского организма и прибавления в весе наблюдается общее отставание вфизическом развитии из-за специфического тонуса, гиподинамии, растягиваниянервно-мышечного и связочного аппарата. Поэтому при работе с детьми необходимоучитывать: возраст, степень тяжести и форму детского церебрального паралича,скрытые потенциальные возможности. Необходимо соблюдать дидактические принципыдоступности, систематичности, от простого к сложному, от известного к неизвестному.
1.Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательногоаппарата
Двигательнаяактивность
Движениедля ребенка – это универсальное проявление жизнедеятельности, на различныераздражения он реагирует прежде всего движением (например, отдергивание рукипри ожоге пальца, сосательные движения младенцев при раздражении губ и щек ит.д.). Вместе с тем от рецепторов мышц, сухожилий, суставов, лабиринтного(вестибулярного) аппарата постоянно поступают нервные импульсы, которыевызывают колебания тонического напряжения мышц и туловища, проявляющиесянепрерывными мелкими движениями, поддерживающими определенную позу и осанку.Особое место занимают более сложные движения, отражающие деятельность, связаннуюс трудом и общением между людьми. К ним относятся обучение трудовым навыкам,овладение тончайшими координациями речи и письма, которые происходят подконтролем двигательных зон коры головного мозга. В двигательную зону корыпостоянно поступают сигналы от кожно-мышечного, зрительного, слухового и вестибулярногоанализаторов, что необходимо для создания пространственной матрицы движения.Согласованная деятельность всех систем делает каждое движение человекасоразмерным, плавным, точным, поддерживает нормальную моторную функцию организма.
Структурадвигательного дефекта при детском церебральном параличе (ДЦП).
Каждаяформа ДЦП отличается от другой качественным своеобразием и специфичнымсочетанием двигательных патологических компонентов. Вместе с тем можно выделитьобщие для всех форм ДЦП нарушенные звенья, которые и составляют структурудвигательного дефекта при ДЦП.
1.Наличие параличей и парезов.
Центральнымпараличом называется полное отсутствие возможности совершать произвольныедвижения. Парез — слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможностисовершать произвольные движения (ограничение объема движений, снижение мышечнойсилы и пр.). Центральные параличи и парезы обусловлены поражением двигательныхзон и двигательных проводящих путей головного мозга. В зависимости от тяжестипоражения мозга может наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез)отсутствие тех или иных движений. Например, ребенок не может или затрудняетсяподнять руки вверх, развести их в стороны, вытянуть вперед, согнуть илиразогнуть ногу и др. Все это служит препятствием для своевременного иполноценного развития важнейших моторных функций, затрудняет формированиенавыков самообслуживания, предметной, игровой, учебной и других видовдеятельности. ДЦП — это не неспособность двигаться вообще, а неспособностьпроизвольно управлять процессом мышечного движения.
Различают4 вида церебрального паралича в зависимости от локализации нарушения:
тетраплегия— общее поражение всех четырех конечностей;
диплегия(параплегия) — поражение либо верхних, либо нижних конечностей;
гемиплегия— поражение либо правой, либо левой половины тела;
моноплегия— редко встречающееся поражение одной конечности.
Дляцентрального (спастического) паралича характерно: нарушение мышечного тонуса(мышечная гипертония), повышение сухожильных и периостальных рефлексов(гиперрефлексия), наличие клонусов, патологических рефлексов, защитныхрефлексов, синкинезий.
Всеэти симптомы центрального паралича указывают на поражение первого двигательногонейрона. Патофизиологическая основа симптомов центрального паралича — выпадениетормозящих влияний коры больших полушарий на интраспинальные автоматизмы. Этисимптомы центрального паралича также входят в структуру двигательного дефектапри ДЦП. Остановимся на них подробнее.
2.Нарушение мышечного тонуса.
Длялюбого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регуляциямышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервнойсистемы.
ПриДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность, мышечная гипертония).Наибольшее повышение мышечного тонуса отмечается в мышцах-сгибателяхконечностей, в приводящих мышцах бедер, в подошвенных сгибателях стоп и внекоторых других мышечных группах. Повышение мышечного тонуса в данных группахмышц определяет специфическую позу детей с ДЦП: ноги приведены, согнуты вколенных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты влоктевых суставах, пальцы сжаты в кулаки.
Гиперкинетическаяформа ДЦП характеризуется изменчивым мышечным тонусом, т.е. наблюдаетсямышечная дистония. В покое мышцы кажутся расслабленными и гиперкинезы исчезаютили ослабевают, при попытке совершить произвольное движение тонус резковозрастает и гиперкинезы усиливаются. При атетоидных гиперкинезах дистония мышцсоздает изменчивый мышечный тонус и возникает червеобразный, непрерывноперемещающийся спазм.
Приатонически-астатической форме ДЦП имеет место мышечная гипотония. Мышцыхарактеризуются слабостью, дряблостью, вялостью.
Приосложненных формах ДЦП отмечается сочетание различных вариантов нарушениймышечного тонуса.
3.Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия).
Такаягиперрефлексия является признаком поражения пирамидных путей. Ахиллов, коленныйи другие сухожильные и периостальные рефлексы повышены, зона их вызывания(рефлексогенная зона) расширена. Крайняя степень повышения сухожильныхрефлексов проявляется клонусом — ритмичными, долго не прекращающимисясокращениями какой-либо мышцы, возникающими вслед за резким ее растяжением. Наиболеепостоянны при поражении пирамидной системы клонусы стопы и коленной чашечки.
4.Синкинезии (содружественные движения).
Синкинезии— это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Различаютфизиологические и патологические синкинезии. К физиологическим синкинезиямотносят, например, движения рук при ходьбе. Патологические синкинезии возникаютпри поражении пирамидной системы. Примером патологических синкинезии может бытьнепроизвольное поднимание парализованной ноги при попытке вставания с постелибез помощи рук; появление в парализованной конечности движений, повторяющихдвижения здоровой конечности; производя какие-либо действия рукой, ребенокнепроизвольно сопровождает их движениями языка и губ. У детей с ДЦП наиболеечасто наблюдаются глобальные патологические синкинезии, когда выполнение любогопроизвольного движения сопровождается непроизвольными движениями в другихчастях тела (в первую очередь вовлекаются наиболее пораженные конечности).Например, ребенку предлагается выполнить какое-нибудь движение здоровымиконечностями: сжать руку в кулак, поднять ее вверх, взять игрушку, поймать мячи др. В ответ наблюдается ряд непроизвольных движений на парализованной стороне(пораженная рука сгибается в локте, приводится к туловищу, происходит пронацияпредплечья, сгибание кисти, приведение ноги).
Наличиепатологических синкинезии усложняет и затрудняет формирование произвольных движенийи освоение различных видов деятельности.
5.Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов. При недоразвитии этихрефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище.Поэтому ребенку трудно овладевать навыками самообслуживания, трудовыми иучебными операциями.
6.Несформированность реакций равновесия и координации движений.
Равновесиетела — это состояние устойчивого положения тела в пространстве. Поддержаниеравновесия тела осуществляется сложной системой периферических и центральныхмеханизмов. Существует статическое равновесие тела (при стоянии) и динамическоеравновесие (при движении). Динамическое равновесие осуществляется за счетрефлекторного сокращения мышц поддержания позы и тесно связано с координациейдвижений. Координация механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происходит наразных уровнях — в спинном мозге, стволе мозга, мозжечке, коре больших полушарий,куда поступает информация от зрительного анализатора, рецепторов в мышцах,связках и сухожилиях, вестибулярного аппарата.
ПриДЦП нарушено формирование реакции равновесия и координация движений из-зазадержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, а также попричине тяжелых двигательных нарушений, ограничивающих накопление моторногоопыта и искажающих выполнение движений. Нарушения равновесия тела и координациидвижений проявляются в патологической походке, которая наблюдается приразличных формах ДЦП. Нарушения равновесия и координации движений особенно яркопроявляются при атонически — астатической форме ДЦП, когда имеет местопоражение мозжечка и мозжечковая атаксия.
7.Нарушение ощущения движений (кинестезии).
Развитиедвигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движенийосуществляется с помощью рецепторов, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях(проприоцептивная чувствительность). Именно эти рецепторы передают в ЦНСинформацию о положении тела в пространстве, о совершаемых движениях.
Привсех формах ДЦП нарушается кинестетическая чувствительность, что ведет кзатруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, ктрудностям в сохранении равновесия и удержании позы, к нарушениям координациидвижений и пр. У многих детей искажено восприятие направления движения.Например, движение руки вперед по прямой ощущается ими как движение в сторону.Такое искаженное представление о собственных движениях приводит к неадекватностиво взаимодействии ребенка с окружающей средой, к нарушениям в формированииразличных видов деятельности, навыков самообслуживания, речи (затруднения вощущении артикуляционных движений).
Особенновыражены нарушения ощущений движений при гиперкинетической иатонически-астатической формах ДЦП.
8.Насильственные движения.
Насильственныедвижения наиболее ярко проявляются при гиперкинетической форме ДЦП и выражаютсяв гиперкинезах: хореиформные гиперкинезы, атетоидные гиперкинезы,хореоатетоидные гиперкинезы, спастическая кривошея. К насильственным движениямотносят и тремор, который в некоторых литературных источниках также относят кгиперкинезам. Тремор характерен для атонически-астатической формы ДЦП.Насильственные движения существенно затрудняют осуществление произвольныхдвигательных актов. Они препятствуют своевременному формированию предметной,игровой, учебной и других видов деятельности, негативно сказываются на речи иписьме.
9.Защитные рефлексы.
Ксимптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы,проявляющиеся при центральном параличе, защитные рефлексы — это непроизвольныедвижения, выражающиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности приее раздражении.
10.Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные). Патологическиминазываются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, апроявляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижениемтормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются припоражении пирамидной системы).
Патологическиерефлексы разделяют на сгибательные и разгибательные (для конечностей). Этипатологические рефлексы составляют синдром центрального (спастического)паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года этирефлексы не являются признаками патологии.
11.Позотонические рефлексы.
Позотоническиерефлексы относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательнымавтоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают ине проявляются, что создает оптимальные условия для развития произвольныхдвижений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС,симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как увзрослых здоровых людей они не вызываются. У детей с церебральным параличом этирефлексы сохраняются на протяжении дошкольного возраста, и в последующие годыих влияние остается стойким. Высшие интегративные двигательные центры неоказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющиепримитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым и относятпозотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционированиенижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративныхцентров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковыефункции.
Кпозотоническим рефлексам относят:
лабиринтныйтонический рефлекс;
асимметричныйтонический шейный рефлекс;
симметричныйтонический шейный рефлекс.
Лабиринтныйтонический рефлекс проявляется при изменении положения головы.
Вположении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Голова запрокинута назад,ноги и руки напряжены и разогнуты. Кисти рук сжаты в кулаки. Тонус в положениина спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания.Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок касаетсяопоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед рукии взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Такая поза препятствует развитиюмоторных навыков, навыков самообслуживания, различных видов деятельности.Данный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что сужает поле зрения,негативно влияет на развитие зрительно-двигательной координации, затрудняет восприятиеокружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия ипознавательной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлексспособствует повышению мышечного тонуса в языке, что затрудняет жевание,артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитиеречи.
Вположении ребенка на животе шея и спина сгибаются — проявляется повышениетонуса мышц-сгибателей. Плечи вытягиваются вперед и вниз, руки согнуты подтуловищем, а кисти рук сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, тазприподнят. Такая поза тормозит развитие произвольных движений, так как ребенокне может поднять голову, повернуть ее в сторону, выпрямить руки, встать и др.Постоянно согнутая спина способствует искривлению позвоночника.
Такимобразом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие наразвитие произвольной моторики, задерживает формирование основных двигательныхфункций. Очевидно и патогенное влияние рефлекса на формирование психическихкомпонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательнаяактивность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная,речевая деятельность и др.
Асимметричныйтонический шейный рефлекс проявляется в изменении положения конечностей приповороте головы в сторону: в той стороне тела, куда повернуто лицо ребенка,повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противоположной сторонетела — в сгибателях руки и ноги. Таким образом, поворот головы в сторонувызывает изменение в положении конечностей, и ребенок принимает позу«фехтовальщика». Особенно Пагубно рефлекс сказывается на зрительно-моторнойкоординации, зрительном восприятии и предметной деятельности. При поворотеголовы в сторону предмета рука на стороне поворота непроизвольно разгибается иребенок не может взять этот предмет. Если все же ребенок с усилием сгибаетруку, то голова автоматически отворачивается в другую сторону и рассмотреть предметуже не предоставляется возможным. Данный рефлекс влияет отрицательно как наэлементарный процесс создания целостного образа, так и на овладение учебными и трудовымиумениями и навыками.
Симметричныйтонический шейный рефлекс проявляется в усилении разгибательного тонуса в рукахи сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы впередусиливается тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлексформирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную работу рук и ногпри ходьбе.
Вряде случаев может фиксироваться сочетание различных позотонических рефлексов уодного и того же ребенка. Так или иначе, позотонические рефлексы являются посвоей природе и влиянию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦПпатологическими.
Такимобразом, ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадениеотдельных двигательных функций (как у взрослых при поражении двигательныхсистем головного мозга), а заболевание, характеризующееся извращенным ходоммоторного развития, что в большинстве случаев нарушает последовательный ход идинамику психического развития ребенка, приводя к своеобразной аномалииразвития в целом.
Сущностьнарушения при детском церебральном параличе.
ДЦП— это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательныхсистем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля состороны ЦНС за функционированием мышц.
ПриДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами,между звеньями самой двигательной системы, между системами регуляциипроизвольных и непроизвольных движений. ДЦП характеризуется нарушением высшихкорковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых(базальных) ядер.
Встановлении функций нервной системы при нормальном развитии мозга наблюдаетсяпреемственность и стадийность. У здорового ребенка последовательностьсозревания мозговых систем, управляющих движением, определяет этапность вразвитии движений, когда на смену одним элементарным двигательным формамприходят другие, более сложные и совершенные. Например, для развития функциисидения ребенок должен научиться удерживать голову, уметь выпрямлять спину,сохранять равновесие и удерживать позу. Этапы формирования двигательных функцийв норме представлены на рис. 1. (смотри приложение)
Спецификадвигательного развития ребенка с ДЦП.
Уребенка с ДЦП последовательность и темп созревания двигательных функцийнарушены. Специфика двигательного развития ребенка с ДЦП состоит прежде всего вналичии примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, нехарактерных для данного возраста ребенка.
Принормальном развитии эти рефлексы проявляются не резко в первые месяцы жизни. Внорме к 3 мес. жизни они практически уже не проявляются. Их своевременноеугасание создает благоприятную основу для развития произвольных движений.
Например,цеплятельный (хватательный) рефлекс вызывается прикосновением к ладони, чтоприводит к реакции схватывания. Рефлекс отталкивания (ползания) вызываетсяприкосновением к подошвам ног, что влечет реакцию отталкивания. Движения,свойственные этим рефлексам, в дальнейшем угасают. Хватательные движения иперцептивное поведение развиваются не на основе рефлекса. Хватательный рефлексугасает раньше, чем начинает складываться хватание как произвольныйдвигательный акт. Рефлекс ползания также не является исходным для развитиясамостоятельного передвижения. Подлинное ползание начинается не с отталкиванияногами, а с движений рук: ребенок тянется к привлекшему его предмету, «переступает»руками и продвигается вперед. Произвольное хватание и ползание начинаютформироваться не в период новорожденное™, а значительно позже — привзаимодействии ребенка со взрослым. Сохранение этих рефлексов существеннотормозит формирование произвольной моторики. Проявление этих и подобных этимрефлексов во втором полугодии первого года жизни является симптомом риска поражениядвигательных зон коры головного мозга.
Удетей с ДЦП врожденные безусловные рефлексы не угасают, действие патологическихрефлексов на первом году жизни обычно усиливается и в последующие годы остаетсястойким, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигательныхактов.
Отсюдавторая специфическая особенность — задержка формирования основных моторныхфункций.
Длядетей с ДЦП характерно сильное отставание в развитии двигательных функций.Например, здоровый ребенок к 3 мес. уже уверенно держит голову в вертикальномположении. Дети с ДЦП овладевают этой функцией много позже — в среднем к 3-5годам. Существенно задерживается становление таких двигательных актов, какповороты со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
Позасидения в норме формируется к 7-9 мес. У детей с ДЦП такое положение тела оказываетсяосвоенным примерно к 2-3 годам. Ползание, как достаточно сложный моторный акт,требующий координации движений рук и ног, формируется у детей с ДЦП также созначительным опозданием. Прямостояние у здоровых детей развивается к 9-10месяцам. Многие из детей с ДЦП овладевают вертикальным статическим положениемлишь в дошкольном возрасте. С особым трудом эта функция формируется у детей сатонически-астатической формой ДЦП.
Ходьба- это не только новый этап в моторном развитии, но и расширение познавательныхгоризонтов. В норме ходьба как двигательный акт начинает формироваться с Iгода. Лишь половина дошкольников с ДЦП овладевает ходьбой к 4 годам. Остальныедети овладевают ею в последующие годы жизни либо не овладевают вовсе.
Ещеболее отсроченным во времени от возрастных нормативов оказывается формированиесложных моторных актов, тонких и дифференцированных движений, которыенеобходимы для самообслуживания, осуществления предметно-игровой,изобразительной, учебной и трудовой деятельности.
Иногдасоздается видимость усугубления заболевания с возрастом. Между тем ДЦП являетсянепрогрессирующим неврологическим заболеванием. Иллюзия текущегопатологического процесса возникает в связи со все большим несоответствием междудвигательными возможностями ребенка и все возрастающими требованиями,предъявляемыми к растущему организму.
2.Основные направления и средства коррекционной работы по преодолениюдвигательных нарушений при детском церебральном параличе
Основнойзадачей физического воспитания при ДЦП является укрепление общего здоровьяребенка. Наибольшее значение в этом имеет соблюдение режима, нормализацияжизненно важных функций организма — питания и сна, закаливание, способствующееповышению устойчивое к простудным заболеваниям и нормализации в работе различныхорганов и систем организма. Очень важно соблюдать общий двигательный режим.Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 миноставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираютсянаиболее адекватные позы для кормления, одевания, купания, игры. Эти позыменяются по мере развития двигательных возможностей ребенка.
Особоезначение имеет ранняя, с первых дней жизни, стимуляция развития основныхдвигательных навыков. Чем раньше будет начата работа, тем значительнее будутисправлены имеющиеся двигательные нарушения. Развитие движений представляетбольшие сложности при ДЦП, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте,когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению.
Цельюфизического воспитания является развитие двигательных функций ребенка икоррекция их нарушений. Физическое воспитание детей с ДЦП имеет свою специфику.Цели и задачи такие же, как и для здоровых детей, а методы и приемы имеют своюспецифику.
Большоезначение в физическом воспитании детей с ДЦП имеют упражнения, направленные наразвитие специфических манипуляций, специальные упражнения по подготовке иразвитию самостоятельной ходьбы. Кроме лечебной гимнастики, для подготовкиребенка к самостоятельному передвижению широко используются различные видымассажа.
Этосвязано с тем, что при ДЦП у детей наблюдаются патологические изменениямышечного тонуса, из-за чего многие статические и локомоторные функции не могутразвиваться спонтанно или развиваются неправильно. Для каждого ребенкаподбирается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массажа в зависимостиот формы заболевания и возраста.
Прилечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапыстановления моторики кисти и пальцев рук: развитие опорной функции на раскрытыекисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включениепальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиесяманипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.
Развитиефункциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированиемобщей моторики. На всех этапах жизни ребенка движениярук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия. Рукипринимают участие в поддержании позы на животе, а также в изменении позы (в поворотахсо спины на живот и наоборот, в возможности садиться, вставать). Способность кзахвату предметов, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние направильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности.Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестьюнарушений функции рук. Таким образом, тренировка функциональных возможностейкистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитиепсихики и речи. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано ссозреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия,различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственнойориентации, координации движений.
Передпроведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцеврук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей.Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечьеребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения).
Далеепроводится массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:
— поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончикак основанию;
— поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев долоктя);
— похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области междуоснованиями пальцев;
— похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;
— вращение пальцев (отдельно каждого); круговые повороты кисти; отведение — приведениекисти (вправо-влево); движение супинации (поворот руки ладонью вверх) — пронации (ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытиеладони и отведение большого пальца (игра «покажи ладони», движения поворотаключа, выключателя);
— поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палецрасполагается сверху);
— щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев клучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различнойжесткости;
— противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);
— противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук. Все движениятренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно наспециальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка — при одевании,приеме пищи, купании, игре.
Функциюхватания начинают тренировать с периода новорожденности. Сначала ребенкувкладывают в руку игрушки, помогают поднести их ко рту. Предметы, вкладываемыев руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, фактуре. Этоприучает узнавать их на ощупь. Нужно следить за тем, чтобы ребенок схватывалпредмет не мизинцем и безымянным пальцем, а большим, указательным и среднимпальцами. При ДЦП затруднен не только захват предмета, но и его высвобождение(отпускание). Разжимание кисти облегчается потряхиванием ее в сторону мизинца,поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатойповерхности, песку. Далее ребенка обучают перекладыванию предмета из одной рукив другую. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используютследующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающиезвук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур напеске, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Длятренировки противопоставления и отведения — приведения большого пальцаиспользуют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушекуказательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальцамягкой резинки, рукопожатие, игры с куклами, надевающимися на пальцы. Длятренировки захвата предметов двумя пальцами полезны: собирание предметовразличной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом,куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения киститренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком.Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразнуюпредметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.
Задачейлечебной гимнастики является торможение патологическойтонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечноготонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательногоразвития возрастных двигательных навыков.
Вкомплекс лечебной гимнастики необходимо включать пассивные движения,направленные на тренировку отдельных элементов целостного двигательного акта. Пассивныедвижения показаны детям раннего возраста, у которых произвольная двигательнаяактивность еще недостаточно развита, а также детям дошкольного возраста сограниченным объемом движений вследствие выраженного нарушения мышечноготонуса, контрактур. Пассивная гимнастика способствует выработке кинестетическихи зрительных ощущений схемы движения, тормозитсодружественные реакции, предупреждаетразвитие контрактур и деформаций, стимулирует выработку изолированных движений.Пассивные упражнения следует повторять многократно, фиксируя внимание ребенкана их выполнении. Как только ребенок способен совершить хотя бы часть движения,переходят к пассивно-активной гимнастике.
Какможно раньше нужно добиваться включения ребенка в активное поддержание позы ивыполнение произвольных движений. Нужно подключить к коррекционной работе одиниз наиболее мощных механизмов компенсации — мотивацию к деятельности,заинтересованность, личную активность ребенка в овладении моторикой. При этомследует избегать чрезмерных усилий ребенка, что приводит обычно к нарастаниюмышечного тонуса. Особое внимание в занятиях ЛФК уделяется тем двигательнымнавыкам, которые больше всего необходимы в жизни, и прежде всего — обеспечивающимребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность и самообслуживание. Тренируемыенавыки и умения целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизниребенка. Для этого во время занятий и особенно дома нужно отрабатывать«функциональные ситуации»-раздевание, одевание, умывание, кормление.
Пристимуляции двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка,уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения.Большинство упражнений лучше всего предлагать в виде увлекательных для ребенкаигр, побуждая его к подсознательному выполнению желаемых активных движений. Приразвитии двигательных функций важное значение имеет использование комплексныхафферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом),тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку икамешкам; щеточный массаж), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением,чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами), температурных(локальное использование льда, упражнения в воде с изменением ее температуры).При выполнении движений широко используются также звуковые и речевые стимулы.Многие упражнения, особенно при наличии насильственных движений, полезнопроводить под музыку.
Вспомогательнымисредствами, повышающими эффективность избирательного воздействия в решениизадач лечебной физкультуры, являются укладки и фиксации, как средства леченияположением. Укладки и фиксации (положения) имеют большое значение дляформирования нормальной схемы тела и движений. При любой укладке наопределенный срок, систематически повторяемый, становятся все более привычнымии приданная поза, и движения, тренируемые в этой позе.
Такимобразом, нормализуются обратная связь и ее воздействие на центральныемеханизмы. Сохранение в течение определенного времени данной позы является эффективнымсредством профилактики или коррекции порочных положений. При ДЦП применяются нетолько укладки, как позы всего тела, но и фиксации частей тела туторами вположении лежа, а также фиксация больного при различных способах сидения истояния. Все разновидности укладок и фиксаций частей тела используются какисходные положения при выполнении больными физических упражнений, а также дляотдыха и фиксации достигнутого. При выборе поз основной направленностьюявляется обеспечение условий для снятия гипертонуса определенных групп мышц,торможения гиперкинезов, выключения действия патологических синергии исодружественных движений, обусловливающих сохранность порочных поз и движений.Существует несколько видов укладок.
Укладкикорригирующие. Эти укладки применяются с цельюпредупреждения или исправления порочных поз, контрактур и для торможения гиперкинезов.Укладки для торможения гиперкинезов выполняются в положении лежа на животе. Этоположение способствует снижению интенсивности непроизвольных движений под действиеммассы тела больного и его давления на твердую опору. Большое значение при этомимеет положительный психологический настрой больного. В этом положении онуверен в своей безопасности и видит окружающую обстановку; ему удобнее действоватьруками.
Укладки«облегчающие». Они основаны на сближении точек прикреплениямышц. В этой позе всему телу и отдельным его частям придается положение,способствующее расслаблению наиболее пораженных мышц (торможению гиперкинезов),для облегчения выполнения движений. Основными позами облегчающих укладокявляются положения лежа на боку и на спине.
Укладкив среднем положении. Переход от укладок в облегченном положениик укладкам в среднем положении надо осуществлять постепенно. Разгибаниеначинается с менее пораженной руки или ноги. Основными укладками в среднемположении являются укладки на спине и животе, с разведенными на расстояниедлины ступни прямыми ногами.
ПриДЦП широко применяется общий лечебный и точечный массаж.Лечебный массаж способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулируетфункционирование ослабленных мышц.
Приемыобщего массажа для расслабления мышц.
Поглаживание.Это один из самых древних и распространенных приемов в лечебном массаже.Поглаживанием массируют только кожу. Это легкий поверхностный прием, которыйвыполняется ладонной поверхностью предельно расслабленной кисти. Четыре пальцапри этом сомкнуты, а большой отведен до предела. Рука должна как можно ширеобхватывать массируемый участок тела. Поглаживание следует выполнять спокойно,ритмично, легко и свободно скользя рукой (руками) по коже. При выполнениипоглаживания с кожи механически удаляются отжившие чешуйки эпидермиса, улучшаетсякожное дыхание, усиливается выделительная функция сальных и потовых желез,повышаются кожно-мышечный тонус, сократительная функция кожных желез.Поглаживание является гимнастикой для кровеносных сосудов кожи: оно расширяетих, способствует раскрытию резервных капилляров. Под влиянием поглаживанияповышается местная температура, появляется приятное ощущение тепла, происходитрасширение сосудов, что вызывает прилив артериальной крови к массируемойобласти и способствует перераспределению крови в организме, усиливает оттоквенозной крови и лимфы, устраняет застойные явления, улучшает эластичность иупругость кожи. Поглаживание повышает жизнедеятельность клеточных элементовглубоких слоев кожи, увеличивает число эритроцитов и тромбоцитов.
Этотприем снимает напряжение нервной системы, а при продолжительном применениидействует обезболивающе. В рефлексогенных областях (шейно-затылочная, верхне грудная,подложечная, область живота и др.) он оказывает рефлекторно-терапевтическоевоздействие на патологически измененную деятельность различных тканей ивнутренних органов.
Потряхиваниеспособствует лучшему оттоку крови и лимфы, равномерному распределениюмежтканевой жидкости, успокаивающе действует на центральную нервную систему ирасслабляет мышцы, снимая напряжение. Потряхивание применяется для стимуляциисократительной и двигательной функций ослабленных мышц. Этот прием способствуетвосстановлению угасших глубоких рефлексов и вызывает их усиление.
Потряхиваниевсегда выполняется вдоль мышечных волокон по направлению от дистального кпроксимальному кницу мышцы. Обязательным условием при этом является ночноерасслабление массируемых мышц. Методика и техника выполнения этого приема:мышца потряхивается мини тем и большим пальцем (остальные пальцы слегкаприподняты). Потряхивающих движений достигают быстрыми колебаниями кисти,которая смещается то в сторону мизинца, то в сторону большого пальца. Частотаэтих движений должна быть равна примерно 6—7 в 1 с. Массируемую мышцунеобходимо предельно расслабить, рука массажиста также должна бытьрасслабленной, — тогда сотрясающие движения можно будет выполнять только кистьюи предплечьем, без участия плеча.
Встряхивание.По своему физиологическому влиянию на организм этот прием аналогиченпотряхиванию с той лишь разницей, что воздействует одновременно на несколькогрупп мышц.
Валяние.Этот прием представляет собой нечто среднее | между потряхиванием иразминанием. Если его выполнять в быстром темпе, он будет по физиологическомувоздействию напоминать потряхивание; если же в медленном — мягкое разминание.Валяние проводится только на плече и бедре.
Применяетсядля расслабления крупных групп мышц. Массируемая часть тела должна находиться ввыгодных для расслабления мышц условиях, с хорошей опорой для всего тела.Движения рук массирующего как бы производят переваливание мышечных масс с однойруки на другую.
Катание.Применяется для расслабления мышц конечностей, в первую очередь тазобедренногои плечевого суставов. При этом лежащую на опоре конечность «катают» двумяруками в направлении от себя и к себе, как скалку на тесте.
Длярасслабления мышц применяется рекомендованный Б. М. Пигиным нисходящиймассаж: с втиранием анестезиновой мази. Втирание производится охватывающиммышцу поглаживанием сверху вниз, не затрагивая сухожилий.
Массирующиедвижения производятся досуха, до появления ощущения тепла.
Точечныймассаж. Приемы для расслабления мышц — тормозной метод -имеютнесколько вариантов, которые осуществляются или на биологически активных точках,или на точках восточного массажа.
Первыйвариант: подушечкой пальца осуществляется постепенно усиливающееся надавливаниена точки вращательными движениями по часовой стрелке с задержкой на глубине и сплавным возвращением в исходное положение. Движения производятся до наступлениярасслабления, в течение 2—3 мин без отрыва пальца от кожи.
Второйвариант: поверхностное плавное, замедленное поглаживание вращательнымидвижениями против хода часовой стрелки над избранной точкой в течение 6—10 мин.Другой рукой массажист слегка натягивает кожу над массируемой микрозоной.
Третийвариант: применение постепенно углубляющегося давления на точку пальцем или спомощью сферической тупой пластмассовой или деревянной «иглы» с задержкой наглубине до 1—2 мин и последующим постепенным плавным снижением давления.
Четвертыйвариант: на точке может быть применена поверхностная легкая вибрация пальцемили ладонью, если воздействие осуществляется на какой-то плоской поверхностимышц.
Каждыйиз приемов вызывает у больного специфические ощущения. Если точка выбранаправильно, то в результате любого воздействия наступает расслабление мышц,которое ощущают и больной, и массирующий, так как при этом меняется напряжениетканей и может измениться поза не только в области массажа, но и всего тела.При всех приемах расслабляющего массажа важно закрепить у больного ощущения расслаблениянастолько, чтобы он в дальнейшем мог воспроизвести его самостоятельно.
Стимулирующийточечный массаж для ослабленных мышц проводится в виде пунктации — коротких,быстрых, резких ударов пальцем или несколькими пальцами последовательно по рядуаналогичных по воздействию точек-микрозон, а также способом штрихования.Специальные приемы точечного стимулирующего массажа включают сильные, короткие,резкие надавливания или резкое, короткое «ввинчивание» нарушений при детскомцеребральном параличе. Не менее важным является развитие собственного осязания,так как этим путем массажист должен определять состояние тонуса мышц.
Выполняющийразличные виды массажа должен предусматривать правильное положение больного,которое бы способствовало снижению действия тонических рефлексов. Для этогонадо иметь набор валиков, подушек разной величины и формы, перекидные грузы ит.д.
Прогревание.Прогревание по точкам, микро-зонам, сегментам является вариантом прижигания,используемого в китайской медицине в сочетании с иглотерапией, а также приточечном массаже. Прогревание осуществляется при помощи специальных полынныхсигарет или специальными приборами.
Источниктепла направляется перпендикулярно к поверхности кожи с намеченной точкой (0,8-1,5см от источника) до получения довольно сильного приятного тепла и затем быстроперемещается вверх и опять плавно вниз (не касаясь кожи). Длительность процедуры- от 2 до 5 мин и дольше — до получения двигательной реакции. Прогревание проводитсяпоследовательно над 4-6 точками микро-зонами, в число которых входят 2-3симметричные парные, расположенные на линиях, и 2-3 местные точки. Общеевоздействие проводится симметрично на одноименные точки. Местные точки при этоммогут быть взяты с одной и двух сторон для улучшения функции определенных мышц.В результате воздействия возникает гиперемия кожи, которая удерживается в пределахполучаса.
Тормознойметод для расслабления мыши. При прогревании над точкой-микро-зоной источниктепла вначале устанавливается в непосредственной близости от поверхности кожи,а затем медленно отдаляется от нее до тех пор, пока больной не почувствуетприятного успокаивающего ощущения тепла в окружающей или в отдаленной области.На этом расстоянии прибор оставляется от 5 до 10 мин. Встречаются рекомендациипрогревания точек через различные прослойки (тонкие срезы лука, чеснока и пр.).Тормозной метод воздействия («утюжение») используется для действия насегментарные точки, сегменты, зоны с целью расслабления мышц. Приборрасполагается над поверхностью кожи, затем подбирается степень нагревания — доощущения приятного тепла и плавными, ритмичными движениями перемещаетсягоризонтально над кожей («утюжка»). В результате наблюдаются снижение тонусамышц, уменьшение болевых ощущений, снижение повышенной кожной чувствительности;создается состояние «внутреннего комфорта».
Прогреваниеназначается ежедневно или через день. На курс 10-12 процедур; при необходимостикурс лечения повторяется. Прогревание может сочетаться с иглоукалыванием илиточечным массажем. Прогревание как самостоятельная процедура чаще применяется вначальном периоде лечения или при резком повышении кожной чувствительностипреимущественно у детей раннего и младшего возраста, так как оно не доставляетнеприятных ощущений, которые могут возникнуть при иглоукалывании или точечноммассаже.
Нарядус лечебной гимнастикой и массажем при ДЦП в большинстве случаев необходимоприменение ортопедических мероприятий: этапные гипсовые повязки, специальныеукладки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния,ходьбы (рамы-каталки, ходунки, крабы и палочки). В некоторых случаяхцелесообразно ортопедо-хирургическое вмешательство. Большое место в комплексевосстановительных мероприятий занимает физиотерапевтическое лечение (лечебныеванны, горячие укутывания, криотерапия, лекарственный электрофорез, электростимуляциямышц), а также медикаментозная терапия.
Заключение
Удетей с ДЦП в результате поражения тех или иных структур проводящих путейголовного мозга после трехмесячного возраста еще сохраняются некоторыеврожденные рефлексы, нарушается антигравитационный механизм функционированиявестибулярного аппарата (при его наличии), что является препятствием дляразвития условных цепных установочных рефлексов. Видоизменяется не толькомышечный тонус, но и тонус сосудов и кишечника, затрудняется циркуляция крови,кровообращение и питание головного мозга и его созревание. Патологическиетонусы бывают трех типов: гипертонус, гипотонус, дистонический тонус, то естьто повышенный, то пониженный (переменный). При гипертонусе отмечается порочнаязаинтересованность сгибателей, приводящих и пронирующих групп мышц. Врезультате со временем образуется “круглая спина”, отсутствует поясничныйлордоз, ограничивается подвижность в тазобедренных суставах, затрудняется разведениеног (что приводит к выведению головок бедра из вертлужной впадины — подозрениена дисплазию), полностью не разгибаются ноги в коленных суставах, стопызквинусны (не исключены тугоподвижность и контрактуры в суставах). Пригипотонусе (мозжечковая симптоматика) ослаблены вестибулярные реакции исухожильные рефлексы, наблюдается тенденция к формированию вальгусных стоп. Придистонии дети, как правило, скованы, их шейно-плечевой отдел блокирован.
Физическоевоспитание детей с ДЦП является важной частью системы воспитания, лечения иобучения.
Всембез исключения детям полезны занятия лечебной гимнастикой и массаж, так как уних нет двигательного опыта. Больным ДЦП они жизненно необходимы.
Лечебнаягимнастика и массаж нормализуют биохимические процессы в нервно мышечномаппарате, подвижность в крупных суставах, мышечный тонус и создают условия ивозможность для формирования цепных рефлексов на фоне подавления врожденных.При выборе упражнений и составлении комплекса лечебной физкультуры необходимоучитывать специфику мышечного тонуса ребенка, степень (тяжесть) поражения,скрытые потенциальные возможности и выбирать биомеханически оправданные идоступные исходные положения и эффективные приемы для расслабления мышц. Сособой осторожностью необходимо относиться и детям с гидроцефалией, микроцефалией,гипертензионным синдромом и эписиндромом. Лечение двигательных расстройств приДЦП проводится комплексно с помощью лечебных средств, лекарств, ЛФК, массажа,ортопедического режима, логопедических занятий.
Внастоящее время возможно использование около 25 методик ЛФК – Бобата, Линдемана,Фрелиха, Войта, Кэбота, Фелпса, Семеновой К. А., Бортфельд С.А. и др.
Какпоказала практика, наиболее эффективными являются классический лечебный массаж;сегментарный; массаж воротниковой зоны для улучшения дыхания; круговойтрофический, точечный массаж; массаж по системе Монакова; седативный итонизирующий массаж.
Списоклитературы
1. БирюковА. А. Массаж и самомассаж Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 1999. — 576 с.
2. ЛевченкоИ. Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений. — М.: «Академия», 2001. – 322 с.
3. Основыспециальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
4. Специальнаяпедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С 71 учеб. Заведений / Л.И.Аксенова,Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2000. — 400 с.
5. ТонконогЛ.М. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениемопорно-двигательного аппарата. — М.: Школьная Пресса, 2003. 233 с.