Реферат по предмету "Педагогика"


Современный подход к организации процесса обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД КОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Курсоваяработа студентки 2 курса
специальность “социальнаяработа”
ФРОЛОВОЙАллы Владимировны
Научныйруководитель:
БУРЦЕВА Ирина Викторовна
Ставрополь 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ
1.1 Сущность понятия «современныйподход к обучению»
1.2 Характеристика современныхподходов к организации процесса обучения
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕСОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
2.1 Уроки с применением современныхподходов к организации процесса обучения
2.2 Рекомендации по организациисовременного процесса обучения
Заключение
Литература
Приложения
ВведениеАктуальность темы курсовой работы. Процессобучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует ксебе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, такжеактуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходови методов организации процесса обучения, которые бы соответствовали современнымтребованиям общества. В наши дни проблема обучения становится актуальной нетолько для педагогов, но и для всего общества и государства, поэтому Министерствообразования и науки Российской Федерации, всерьез взялось за разработку новыхзаконопроектов и внесение поправок в закон «Об образовании».
Разработанностьисследуемой проблемы. Разработкой новых подходов к организации процессаобучения занимались многие ученые и педагоги. Ф.Б. Скиннер в 1954 году выдвинулпрограммированный метод обучения. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов –личностно-ориентированный подход. Л.В. Занков,З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин,И.С. Якиманская – разработка подходов развивающего обучения. Коммуникативныйподход организации процесса обучения впервые предложен Зимней И.А., затемполучил развитие в работах И.Л.Бим. Лебедев О.Е. — компетентностный подход.Современный подход к организации процессаобучения, представлен в работах М.М. Поташкина, С.Д. Полякова, Т.И. Шамовой,О.Г. Юсуфбековой, И.П. Подласого, В.В. Кумарина, Т/>.Лысенко, А.С. Макаренко, А.И. Пискунова и многих других отечественныхпедагогов.
Современные подходы корганизации процесса обучения нашли широкое отражение в научной литературе, нов то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, атакже разработки новых подходов и методик, отвечающих современным требованиямобщества.
Проблема исследования.Проблема разработки и введения современных подходов и методик к организациипроцесса обучения требует к себе особого внимания. Необходимо совершенствованиеи увеличение опыта учителей относительно использования современных подходов всвоей педагогической практике.
Цельисследования: обосновать содержание современных подходов к организации процессаобучения и определить способы реализации данных подходов на практике.
Объектомкурсовой работы является организация процесса обучения.
Предметом– современные подходы к организации процесса обучения.
Основныезадачи курсовой работы:
— раскрыть сущность понятия «современный подход к обучению»;
— охарактеризовать современные подходы к организации процесса обучения,
— рассмотреть уроки с применением современных подходов;
— дать рекомендации по организации современного процесса обучения.
Методыисследования: анализ понятийно-терминологической системы, педагогическойлитературы; описание современных подходов к обучению; исследованиепрактического применения подходов; разработка рекомендаций.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ
 
1.1 Сущность понятия«современный подход к обучению»
Прежде чемдать комплексное определение понятию «современный подход к обучению», дадимсначала определения его составляющим понятиям: «обучение», «подход» и«современный».
В.А. Сластенин считает,что «Обучение — самый важный и надежный способ получения систематическогообразования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса(двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единствосодержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет испецифические качественные отличия.Будучи сложным и многогранным специально организуемымпроцессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение естьне что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именнонаправляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний,умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей» [12,с.156].Бордовская Н.В. и Реан А.А. дают такое определение: «Обучение— это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежнымпутем получения систематического образования. В основе любого вида или типаобучения заложена система: преподавание и учение» [2, с.108].
«Обучение —1)целенаправленныйпроцесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляетсяобразование человека; 2) планомерная и систематическая работа учителя сучащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях,установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладениязнаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности»[13,с.106].
И.П. Подласый жесчитает, что обучение – это сложный процесс, и дать полное и всестороннееопределение ему очень трудно. Он дает такое определение: «Обучение –упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижениепоставленной цели» [10, с.294].
В подтверждение этихслов можно привести определение данное в педагогическом словаре КоджаспировойГ.М. «Обучение – 1. Специально организованный, целенаправленный и управляемыйпроцесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний,умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил ипотенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыковсамообразования в соответствии с поставленными целями; 2. Пробуждение иудовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общими профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения вличной практике; 3. целенаправленное влияние на развитие информационно-операционнойсферы человека; 4. двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание)и учащимся (учение)» [5, с.212].
Теперь дадимопределение понятию «подход». В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующееопределение:«Подход — совокупность приемов, способов(в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела)» [9].
Данноеопределение дает общее представление об этом понятии, поэтому необходиморассмотреть «подход» с различных точек зрения. Так, например в социологическомсловаре приводится следующее определение:
Подход — комплекс парадигматических,синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/илипрактике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие другдруга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организациижизни и деятельности людей. Обычно к анализу категории подход, обращаются вособые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируютсяпринципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствамипроблемы [26].
А.А. Зиновьев в своейработе «Идеология партии будущего» предлагает характеристику научного подхода.
Научный подход естьособый способ мышления и познания реальности, качественно отличный отобывательского и идеологического. Он больше нужен в профессиональной науке ичаще тут встречается. Но нет запретов на выработку и применение его и длялюдей, не имеющих степеней и званий и не зарабатывающих на жизнь путемсочинения научных статей и книг.
В общей словесной формепринципы научного подхода к исследуемым объектам выглядят очень простыми ибесспорными. К их числу относится, прежде всего, принцип субъективнойбеспристрастности, т.е. познание объектов независимо от симпатий и антипатийисследователя к ним и, не считаясь с тем, служат результаты исследованияинтересам каких-то категорий людей или нет. Сам по себе научный подход негарантирует истину. Он может впадать в заблуждения. Но его целью являетсявсе-таки истина.
Требованиебеспристрастности в отношении объектов неживой и живой дочеловеческой природыочевидно.
Научный подход,означает то, что исследователь в познании объектов исходит из наблюденияреально существующих объектов, а не из априорных (предвзятых) представлений,мнений, предрассудков. Но фактически этот принцип постоянно нарушается и дажеумышленно игнорируется.Научный подход к объектам предполагаетследование правилам логики и методологии науки. И это требование кажетсябесспорным, само собой разумеющимся [16].
Рассмотревпонятия «обучение» и «подход» по отдельности, следует дать теперь определение«подхода к обучению» в целом.
Подход кобучению — базисная категорияметодики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения,реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущностьпредмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая методологическаяоснова исследования в конкретной области знаний. Методы обучения реализуют тотили иной подход, являясь тактической моделью процесса обучения [24].
Зимняя И.А.дает несколько определений данному понятию: «По своему определению термин«подход к обучению» многозначен. Это а) мировоззренческая категория, в которойотражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественногосознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизацияобразовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самихсубъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика(студента). Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — онвключает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения» [4, с.258].
В толковомсловаре Ушакова:
Современный — 1. Относящийся к одному времени, к однойэпохе с кем-чем-нибудь. 2. Относящийся ко времени существования того, о ком-чем идет речь.3. Относящийсяк настоящему времени, к текущему моменту, к настоящей эпохе, теперешний.Характеризующий настоящее время, текущую действительность,характерный для настоящей эпохи. 4. Стоящий на уровне своего века, не отсталый, отвечающий материальнымпотребностям, общественным, культурным запросам настоящего времени [21].
Такимобразом, современный подход к обучению – это тот, который отвечает требованиямсовременного общества.
«Современноеобщество – это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции,на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро — (социальные) факторы имикро — (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастуюкардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческогоусилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает.Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает нанеобходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи передсистемой образования.
Среди целей изадач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важнойявляется использование интеллектуального потенциала личности, разработкастратегии интенсивного приобретения знаний» [14, с.284].
Согласнозаконопроекту «Об Образовании в Российской Федерации» 2010 года, требования к содержаниюсовременного обучения и образования следующие:
«1.Содержание образования как один из определяющих факторов экономического исоциального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределенияличности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества,укрепление и совершенствование правового, социального, демократическогогосударства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальнойбезопасности государства.
2. Содержаниеобразования должно обеспечивать: высокий уровень общей и профессиональнойкультуры личности и общества; формирование у обучающегося соответствующейсовременному уровню развития науки, системы представлений о картине мира;духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурныхценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членомсовременного общества, ориентированным на поступательное развитие исовершенствование этого общества; удовлетворение образовательных потребностей иинтересов обучающегося с учетом его способностей; развитие кадрового потенциалаобщества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированныхрабочих и специалистах» [11, статья 17].Таким образом, современный подход к обучению имеет своейцелью: становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина,человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.В соответствии с этими требованиями, педагогика сегоднявынуждена применять современные подходы для организации процесса обучения.
1.2 Характеристикасовременных подходов к организации процесса обучения
В предыдущем параграфемы определили, что подход к обучению подразумевает совокупность приемов иметодов, направленных на достижение целей обучения.
В этом параграфе мыдадим характеристику современным подходам, приемам и методам к организациипроцесса обучения.
Личностно-ориентированныйподход
Личностно-ориентированныйподход в преподавании — концентрация внимания педагога на целостной личностичеловека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувстваответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими,творческими задатками и возможностями развития.
Цель личностноориентированного образования — создание условий для полноценного развитияследующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умениерефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество;формирование образа “Я”; ответственность (в соответствии с формулировкой “ Яотвечаю за всё”); автономность личности (по мере развития она всё большеосвобождается от других факторов).
/>Вличностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всегообразовательного процесса.
Педагог становится нестолько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом ипомощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процессапредполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М.Монтессори – «помоги мне сделать это самому»./>
Личностно-ориентированноеобразование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всехучащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических,психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию наразный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделениегрупп учащихся по знаниям, способностям; распределение учащихся по однороднымгруппам: способностям, профессиональной направленности; отношение к каждомуребёнку как к уникальной индивидуальности [27].
/>/>Отличиеличностно-ориентированного подхода от традиционного дается в приложении 1.
СластенинВ.А. дает такую характеристику: «Личностный подход не исчерпывается ориентациейна формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстаетперед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует,борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а неравнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненногосамоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяетсяпрактически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейшийкомпонент.
Личностныйподход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означаеториентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса наличность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Оннастоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной инравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании наестественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности,создание для этого соответствующих условий» [12, с.347].
Интерактивныйподход
Интерактивныйподход — этоопределенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебногоматериала в ходе интерактивного урока.
Костякоминтерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которыевыполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий отобычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление ужеизученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богатацелым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры,имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественныхресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другиевнеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты,фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); разминки; изучениеи закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с нагляднымипособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учиткаждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократическийдиалог); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию(шкала мнений)», проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе»,«Смени позицию», «Карусель», дебаты, симпозиум); разрешение проблем («Дереворешений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация»,«Лестницы и змейки») [19].
Развивающееобучение
Основуразвивающего обучения составляет система научных понятий. Содержание обучениясоставляют элементы исторического опыта человечества. Учащиеся ими овладевают впроцессе обучения. А дальше идет такая цепочка: этот опыт отражает способыдействия, имеющие общие принципы их построения. В свою очередь эти принципызафиксированы в научных понятиях. Знать и понимать их и овладеть ими — значитиметь возможность “находить эффективные способы решения… новых задач, выходитьза пределы наличного опыта”. Следовательно, основу содержания обучения должнасоставлять система научных понятий.
Усвоениезнаний, умений и выработка навыков не являются конечной целью, а толькосредством развития учащихся. Исходя из психологической теории деятельности,процессы овладения знаниями и умениями включаются в контекст учебнойдеятельности. В этом случае общее развитие ребенка не ограничивается рамкамиразвития его познавательных функций (восприятия, памяти, мышления и т.д.). Напервый план, по Б.Д. Эльконину, выдвигается становление его “как субъектаразнообразных видов и форм человеческой деятельности”. Сущностью учебнойдеятельности становится самоизменение ребенком себя как субъекта. Иначе говоря,ученик, вовлеченный в процесс учебной деятельности как субъект, целикомизменяет себя сам, не ограничиваясь развитием только лишь познавательныхспособностей.
Традиционнаяклассно-урочная форма не пригодна для решения задач развивающего обучения,потому что последнее нацелено не на усвоение готовых знаний, а на усвоениеучебного материала через исследование. В нем ученик выступает в качествесубъекта поисковой деятельности. Для этого ученику нужен оппонент. Он будет унего в условиях коллективного диалога. Тогда проявляется сотрудничество и междуучащимися, и между учителем и учащимися как равноправными субъектами учебнойдеятельности. В процессе развивающего обучения качественно меняется типмышления от конкретно-образного к абстрактно-логическому, в дальнейшем — ктеоретическому.
Итак,специфический результат развивающего обучения состоит в свободном развитиикаждого ученика как субъекта учения и как личности. Свободное развитие этотакое, которое не подчинено заранее заданной норме, оно не имеет эталона. Орезультатах развивающего обучения судят по сдвигам в развитии каждогоотдельного ученика [17].
/>Вотечественной педагогике имеется несколько концепций развивающего обучения:
1. КонцепцияЛ.В. Занкова направлена на раннее интенсифицированноеобщее психологическое развитие личности.
2. КонцепцияЗ.И Калмыковой направлена на формирование продуктивногоили творческого мышления.
3. КонцепцияЕ.Н. Кабановой направлена на формирование операциймышления, которые она называет приемами учебной работы.
4. КонцепцияГ.А. Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебногосотрудничества.
5. КонцепцияВ.В. Давыдова – Д.Б .Эльконина личностно-развивающегообучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
6. КонцепцияС.А. Смирнова направлена на создание условий для максимальногоразвития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социальногоопыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности всвоих силах.
7. КонцепцияИ.С. Якиманской направлена на развитие индивидуальныхпознавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, насамоопределение и самореализацию в процессе обучения.
8. КонцепцияГ.К.Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствованияличности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, насомоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
9. КонцепцияИ.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова направленына развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфическиеособенности [25].
Игровыеподходы
Игровоеобучение — это формаучебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоениеобщественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях,эмоционально-оценочной деятельности.
Признаки и особенности методики: игровомуобучению присущи те же черты, что и игре:
· свободнаяразвивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без егодиктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самогопроцесса деятельности.
· творческая,импровизационная, активная по своему характеру деятельность.
· эмоциональнонапряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.
· деятельность,проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры иэлементов общественного опыта
· деятельность,имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественнаясреда жизни человека.
· деятельность,обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства ивремени.
К важнейшимсвойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так,как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодолениятрудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почтивсегда добровольно, без принуждения.
Высокаяактивность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степеньоткрытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игрепсихологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Этоможет объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими ипоэтому не готов к противодействию с другой стороны. Экспериментально былопоказано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедитьчеловека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительнымотвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможноэтим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающеговоздействия игровых ситуаций.
Игровоеобучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:
1. Хорошоизвестная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
2. Одноиз наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровуюдеятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способноевызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игрезначительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологическиебарьеры.
3. Мотивационнапо своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует ивызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход,воображение, устремленность.
4. Позволяетрешать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинноголичностного осознания участниками законов природы и общества; позволяетоказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а внекоторых случаях, и лечить.
5. Многофункциональна,её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но всееё возможные воздействия актуализируются одновременно.
6. Преимущественноколлективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежитсоревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать нетолько человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своегорезультата).
7. Нивелируетзначение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз:материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата),психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причемпри групповой деятельности результат воспринимается им через призму общегоуспеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
8. Вобучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ейпедагогического результата [18].Проблемный подход
Проблемныйподход ориентирует на использование реальных возможностей образования вреализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя;можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенныхличностных качеств.
Проблемныйподход позволяет решить проблему источников современного общего образования.Понятно, что развить у обучаемых способность к самостоятельному решению проблемможно лишь на основе формирования опыта решения этих проблем. Но школьноеобучение недостаточно для формирования такого опыта. Оно может датьпреимущественно опыт решения познавательных проблем, но и в этом случаекакая-то часть проблем, значимых для учащихся, может оказаться вне рамокшкольного обучения.
Процессшкольного обучения лишь частично может обеспечить формирование опыта решениянравственных, эстетических, коммуникативных и социальных проблем.
Дляформирования полноценного опыта решения социально и личностно значимых проблемшкольное обучение должно сопровождаться дополнительным образованием,самообразованием, домашним образованием, опытом социальной деятельности. С этойточки зрения общее образование можно рассматривать как интеграцию различныхисточников, различных путей образования.
Проблемныйподход дает возможность решить проблему согласования целей образования имотивов образовательной деятельности учащихся. Этот подход предполагает отказот ориентации на образование исключительно как на способ подготовки к будущейжизни.
Изложенноевыше определение образования означает, что образование должно обеспечивать возможностьрешения проблем, которые являются актуальными для учащихся «здесь и сейчас», ане только в будущем, которое может казаться им достаточно далеким и весьманеопределенным.
Проблемныйподход ориентирует на изучение как тех проблем, которые принято считатьвечными, и которые каждое молодое поколение решает для себя (жизненного выбора,самоопределения, отношения к ценностям взрослых и т. д.), так и тех проблем,которые приобрели особую актуальность для данного поколения учащихся в связи сизменениями, происходящими в обществе.
Предложенноеопределение образования подчеркивает, что развитие способности самостоятельногорешения проблем основывается на приобщении к культуре общества — освоении общихценностей, объединяющих общество [3, с.53-55].
Программированноеобучение
Программированноеобучение — методобучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г. иполучивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числеотечественных учёных.
Цельконцепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессомобучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированноеобучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессевыполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится котслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоенияим учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программныхдействий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмыпрограммированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная идругие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированныхучебников, методических материалов.
В целомпрограммированное обучение можно рассматривать как попытку формализациипроцесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственногообщения между преподавателем и обучающимся.
Развитиекомпьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теориипрограммированного обучения в образовательной практике.
Методпроектов
Методпроектов — этоспособ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемымпрактическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупностьприёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достиженияпоставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся иоформленной в виде некоего конечного продукта.
Основноепредназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможностисамостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач илипроблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Еслиговорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технологияпредполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится рольразработчика, координатора, эксперта, консультанта.
То есть, воснове метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, уменийсамостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационномпространстве, развитие критического и творческого мышления [20].
Коммуникативный подходв обучении
И.А. Зимняя впервыепредложила обоснование коммуникативного подхода, которое затем получило своеразвитие в работах И.Л. Бим, а практическая реализация этого подхода состояласьв рамках коммуникативного и ряда интенсивных методов.
«Суть этого подходаозначает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальноеобщение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощьюкоторого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.
Коммуникативный подходв обучении означает также, что в центре обучения находитсяобучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагаетмаксимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальныхособенностей личности обучаемого, а также его интересов.
Объектом обученияданного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как слушание,говорение, чтение, письмо, перевод.
Названный подходреализует основные требования к современному учебному процессу: коммуникативноеповедение преподавателя на уроке; использование заданий, воссоздающих ситуацииобщения реальной жизни и предполагающих выполнение учебных действий в рамкахтаких ситуаций; параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи;учет индивидуальных особенностей учащихся.
Методическимсодержанием коммуникативного подхода являются способы организации учебнойдеятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективныхформ работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством междупреподавателем и учащимися.
Конечной целью обученияв рамках названного подхода является формирование и развитие коммуникативнойкомпетенции, т.е. готовности и способности, учащихся к речевому общению.
Как показываетпрактика, обучение в сотрудничестве позволяет значительно увеличить времяречевой практики каждого ученика на уроке, а также акцентрировать внимание насамостоятельное добывание учащимися информации, ее критическом осмыслении иусвоении.
Коммуникативный подходв современной методике рассматривается в качестве теоретической базы обученияязыку» [4, с.307].
Компетентностныйподход
«Компетентностныйподход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отборасодержания образования, организации образовательного процесса и оценкиобразовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
•Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельнорешать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использованиясоциального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
•Содержание образования представляет собой дидактически адаптированныйсоциальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных,политических и иных проблем.
•Смысл организации процесса обучения, заключается в создании условий дляформирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных,коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющихсодержание обучения.
•Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровнейобразованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения [6, с.4].
Инновационныеподходы к обучению
«Инновационные подходык обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной ипроблемной ориентации образовательного процесса.
1. Инновации-модернизации,модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированныхрезультатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в ихоснове технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщениеучащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективноерепродуктивное обучение.
2.Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебныйпроцесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера,организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующийпоисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихсяопыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях,формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностныхориентации.
Репродуктивная ипроблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основныхинновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике,технологическом и поисковом.
Технологический подходмодернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивнойдеятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организациидостижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этогоподхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачирепродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерныйпроцесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.
Поисковый подходпреобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся,определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоениянового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие уучащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиромдеятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способовдействий, личностных смыслов.
Определяющей тенденциейдидактических поисков в русле технологического подхода к обучению является то,что они развиваются на основе установки на гарантированное достижениедиагностично заданных целей как критериально фиксированных учебных результатов,характеризуются тотальной ориентацией обучения на заданный конечный результат,что в свою очередь ведет к сужению педагогических возможностей обучения» [7,с.269-270].
Рассмотрев современныеподходы к организации процесса обучения, мы можем сделать вывод: все этиподходы ориентированы на самостоятельность в добывании знаний, свободное развитиекаждого ученика как субъекта учения и как личности, способностьсамостоятельного решения поставленных проблем. Меняется также и роль педагога,теперь педагог не только «источник информации», но и «контролер». Учитель,проводя занятие с большой группой детей, учитывает индивидуальные особенностикаждого ребенка, что полностью соответствует требованиям современного обществак обучению.
конференция обучение интерактивная урок

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
 
2.1 Уроки с применениемсовременных подходов к организации процесса обучения
Конференция,как интерактивная форма обучения на уроках информатики
В последнее время всистеме образования наблюдается стремительное развитие использованияинтерактивных технологий в обучении. Определяя основной смысл деятельностиучителя, отметим, что он состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуациюуспеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки,развитию чувства собственной значимости. Создание ситуации успеха начинается сотношения к ученику как к личности, что предусматривает способность и умениеучителя ставить себя в положение учащегося, проникаться его состояниями. Иначеговоря, правильно организованная система обучения представляет собой ту благоприятнуюсферу, в условиях которой можно максимально развивать способности каждогоученика, что в конечном итоге позволяет сделать более успешной, результативнойи эффективной деятельность, которая является значимой для него самого.
Интерес к изучениюинформатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самыххороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченностипредметом, поэтому нужно как можно шире применять нетрадиционные формы иметоды, в том числе и интерактивные. Безусловно, урок остается основной формойобучения, но мы живем в новой эпохе, когда необходимо идти вперед, используяинновационные методики.
Меняется характер ифункции образования в целом: оно должно не только передать знания, сформироватьумения, но и развить способности к самоопределению, подготовить учащихся ксамостоятельным действиям и принятию решений, научить нести ответственность засебя и свои действия. Качественно меняется и диалектическая модель обучения — характер взаимодействия учителя и ученика. Ученик становится не столькообъектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а учитель — организаторомпоследнего.
Рассматриваянеобходимость применения интерактивных форм обучения можно отметить, чтосовременное образование открывает перед педагогом широкий выбор решенийтеоретических и практических задач. Современное образование используетразличные формы, средства, методы активной педагогики, получившие названиеинтерактивных.
В режиме интерактиваидет обучение на нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах,уроках защиты проектов, судах, дискуссиях, конференциях.
Конференция, какинтерактивная форма обучения наиболее успешна и на уроках информатики. Здесьученик активен, самостоятелен, инициативен. Он в контакте с другими,формулирует и аргументирует позицию, социализирует свой опыт и знание. Интерессамого учащегося способствует его высокой активности, развитиюкоммуникативности, работе в сотрудничестве с другими. Совместная деятельностьпредполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждыйсвободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знаниемдругих учащихся, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции(ненавязчивая, без ссор, упреков и обид): от взаимопонимания — черезвзаимодействие – к взаимообогащению.
Конференция, какинтерактивная форма обучения, прежде всего, нацелена на:
— стимулированиеучебно-познавательной мотивации;
— развитиесамостоятельности и активности;
— воспитаниеаналитического и критического мышления;
— формированиекоммуникативных навыков;
— саморазвитиеучащихся.
Темп урока, какправило, высокий. Учитель должен максимально четко обрисовать условия иперспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся,организовать диалог в группах, помочь распределить роли, видеть всех и каждогов деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, направить напоиск рациональных путей взаимодействия.
Бесспорно, весомыйаргумент – степень усвоения материала на таких уроках — до 90% информации. Этозамечательно, и если учащийся будет получать позитив и от нового знания, и отобщения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, мотивация– это основное условие интерактивного обучения.
Лучше один раз увидеть,чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – хотя бы один раз сделать.Тогда помимо знаний появляется умение. А если сделать несколько раз,развивается навык. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именнопрактическая направленность деятельности учащихся, через которую и происходитпознание. Результат любой практической работы должен обязательно иметь личнуюзначимость для ученика, т.е. мотив. Одним из таких мотивов и являютсяуроки-конференции. Они помогают учащимся подготовиться и реализовать своиспособности не только в школьной жизни, но и участвуя в web-конференциях[23].
Пример проведения«Мозгового штурма», как интерактивного подхода приведен в приложении 2.
Использованиепроблемного подхода на уроке истории.
Современное состояниеизучения истории в общеобразовательных школах находится на крайне низкомуровне. Причин такого положения несколько:
1. Слабое методическоеуправление учебным процессом.
2. Стремление частиисториков вернуться к старым методам обучения, когда весь процесс обученияпроходил по одному учебнику и был подкреплен общими методическими разработками.
3. Большое количествоучебников разнопланового характера по истории, в которых отсутствуетупорядоченная система и региональная специализация.
4. Нежелание рядаучителей воспользоваться своим правом выбирать, что и как изучать.
Исходя извышесказанного, в историческом образовании сегодня как никогда нужны единыетематические рекомендации, общие методы, знание и владение которыми позволилобы учителям творчески применять их на любом занятии. Проблемный метод обученияпозволяет связать воедино весь учебный процесс: от первого слова учителя допоследнего слова ученика на экзамене.
Проблемный методобученияесть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний черезактивную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решениепродуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.Технология разработки проблемного вопроса такова:
1 шаг. Берется важноеисторическое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса ивыносимое на обсуждение.
2 шаг. Поискальтернативного решения, противопоставление его первому положению.
3 шаг. На основепроблемных положений формулируется проблемная задача или вопрос.
Проблемный методобучениятребует особого построения учебного процесса, содержания изучаемого материала,методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управленияею, структуры урока и форм контроля учителя за процессом и результатомдеятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теорииорганизации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническимисредствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное напрактике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодняособенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сампроцесс преподавания — это искусство, искусство увлечь детей своим предметом,удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительнымдействиям.
Задачей наших школявляется формирование гармонически развитой личности. Важнейший показательвсесторонне и гармонично развитой личности — наличие высокого уровнямыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческихспособностей, то его можно сочетать с развивающим обучением, то есть такоеобучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развитиямышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работупо формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своихучеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение являетсяпроблемным.
При проблемном обучениидеятельность учителя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаяхобъяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создаетпроблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемныеситуации), их учебно-познавательную деятельность, так, что на основе анализафактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощьюучителя определенные понятия, законы.
В результате у учащихсявырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний,развивается внимание, воля, творческое воображение.
Систематическоеиспользование проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихсяпривычку дискутировать, рассуждать, они втягиваются в процесс общения,анализировать, спорить, доказывать. Вершиной этого метода являетсясамостоятельная разработка сильными учащимися проблемных вопросов истопроцентное участие учеников в учебном процессе [15].
Инновационный подход науроках
«Инновационныеуроки, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколькихтем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие урокипроходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычнойобстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника приподведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер,возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие урокиосуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременнымиспользованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самыхразных целей методического, педагогического и психологического характера,которые можно суммировать следующим образом:
1) осуществляетсяконтроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
2) обеспечиваетсяделовая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
3) предусматриваетсяминимальное участие на уроке учителя» [8, с.122].
«Естественно,что инновационные уроки больше нравятся учащимся в силу их необычности позамыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры,наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть варсенале каждого преподавателя. Вместе с тем следует учитывать, что на подобныхуроках, как правило, отсутствует серьезный познавательный труд учащихся,невысока их результативность. В силу этого они не должны преобладать в общейструктуре обучения, преподавателю необходимо определить место нетрадиционныхуроков в своей работе» [1, с.232].
Использование игровогоподхода на уроках.
В отличие от игр вообщедидактическая игра обладает существенным признаком — наличием четкопоставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основныекомпоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательноесодержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замыселвыражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче,которую надо решать на уроке, и придает игре познавательный характер,предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Правилами определяетсяпорядок действий и поведения учащихся, в процессе игры, создается рабочаяобстановка на уроке. Потому их разработка ведется с учетом цели урока ивозможностей учащихся. В свою очередь, правилами игры создаются условия дляформирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированныеправилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся,дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения длядостижения целей игры. Учитель, руководя игрой, направляет ее в нужноедидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход, поддерживаетинтерес к ней.
Основой дидактическойигры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знанийи умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование игры взначительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие техническихсредств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточныематериалы.
Дидактическая играимеет определенный результат, который выступает, прежде всего, в форме решенияпоставленного задания и оценивания действий учащихся, придает ей законченность.Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и при отсутствииосновных из них она либо невозможна, либо теряет свою специфическую форму, превращаясьв выполнение указаний, упражнений и т.п.
Целесообразностьиспользования дидактических игр на различных этапах урока различна. Приусвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционнымформам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения,выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие,контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Отметим, чтохарактерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры вего конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Дидактические игры приих систематическом использовании становятся эффективным средством активизацииучебной деятельности школьников. Этим обусловлена необходимость накоплениятаких игр и их классификации по содержанию с использованием материаловсоответствующих методических журналов и пособий [22].
2.2 Рекомендации поорганизации современного процесса обучения
Использованиесовременных подходов играет большую роль в обучении, но следует также признать,что в организации современного процесса обучения имеются и свои недостатки.
Мы можем дать некоторыерекомендации по организации процесса обучения, которые бы в значительной мереулучшили его качество, помогали бы учителю в достижении поставленной обществомзадачи.
1. Материально-техническаябаза. Необходимо чтобы каждая школа была оснащена всеми необходимымитехническими средствами, к которым можно отнести не только компьютеры, но иинтерактивные доски и проекторы, без которых учитель не может на практике вполной мере использовать интерактивный подход к обучению. Также кматериально-технической базе можно отнести электронно-библиотечную систему, спомощью которой каждый ученик имел бы доступ к электронным ресурсам сетиИнтернет, что значительно помогает в процессе обучения.
2. Высокийпрофессионализм учителей. На сегодняшний день до 90% учителей России не имеютдостаточной подготовки, большинство не умеет пользоваться компьютерами, чтозначительно затрудняет применение современных подходов и методик преподавания.Необходимо, чтобы учителя регулярно повышали свою квалификацию.
3. Сотрудничествошкольного образования с дошкольным и высшим. Воспитатели в детских садах должныс раннего возраста приучать детей к самостоятельности в добывании знаний,развивать в детях любовь к знаниям. Школа, в свою очередь должна подготовитьученика к тому, что он должен самостоятельно определиться со своей бедующейпрофессией, для этого можно привлекать ВУЗы. Представители или преподавателиуниверситетов или техникумов, должны составить у ученика школы представление отом, чем занимается специалист той или иной сферы деятельности, чтобы учениксмог самостоятельно сделать выбор своей будущей профессии.
4. Научно-методическоеоснащение школ. Наличие специальной и учебной литературы, наглядных пособий иматериалов в школах должно быть доступным для пользования школьников иучителей. Обеспечение учеников учебниками и пособиями играет важную роль вобучении, для этого должны использоваться не только утвержденные учебники, но иучебно-методические пособия выпущенные учителями конкретной школы.
5. Участиеродителей в жизни школы. Проведение родительских собраний, на которыхобсуждаются проблемы обучения. Важным является работа учителя с родителямиконкретного ребенка, для того чтобы родители со своей стороны тоже моглиспособствовать успешному обучению в школе. Родители не должны перекладывать всеобязанности на школу, потому как семья является неотъемлемым факторомстановления личности.
6. Применениеавторских методик. Учителя должны не только пользоваться уже разработаннымиметодами, но и вносить в них изменения, добавлять в них что-то новое, ранее неиспользовавшееся. Самостоятельно разработанные методики в свою очередь должнысоответствовать законодательству и требованиям к организации процесса обучения.Также возможны различные «мастер-классы», в которых педагоги делились бы своимпрофессиональным опытом с коллегами.
7. Внекласснаяработа с учащимися. Классный руководитель, для того чтобы лучше разобраться виндивидуальных особенностях каждого из своих учеников должен проводить классныечасы, на которых он может проводить использовать современные подходы в видеразличных тренингов и игр для выявления каких-либо личностных качествшкольников. Также возможны различные экскурсии и турпоходы всего класса с цельюприобретения новых практических знаний и опыта. Такие походы в свою очередьвыполняют и другую немаловажную роль, они помогают ученикам сблизится,сплотиться в одну команду, ближе узнать друг друга.
8. Комнатыотдыха. Каждая школа должна иметь комнату, в которой ученики могли бы проводитьвремя на перемене или после уроков. Комната должна обладать релаксирующимисвойствами, чтобы каждый находящийся в ней ребенок мог расслабиться, отдохнутьили просто в спокойной обстановке подготовиться к следующему уроку. Такиекомнаты можно использовать и для групп продленного дня.
9. Спонсорствои благотворительность. Оборудовать школу согласно современным требованиям,очень дорого, и бюджетных средств на это хватает не у каждой школы. Организациии предприятия могут и должны помогать школам в этом отношении.
10. Организацияблагоприятной атмосферы в классе. Основной составляющей успешного процессаобучения является желание учеников работать на уроке, получать новые знания,добывать их самостоятельно. Чтобы у ребенка было такое желание, учитель долженсо своей стороны уважительно относиться к каждому ученику, не разделять их натак называемых «любимчиков», уметь так организовать урок, чтобы дети шли нанего с удовольствием, а не со страхом. Правильное отношение педагога к ученикамуже верный залог успешного обучения.
Данныерекомендации по организации современного процесса обучения, должны применятьсяи дорабатываться во всех школах. Только тогда можно будет считать школу готовойк выполнению тех задач, которые ставит перед ней современное общество, потомукак в обратном случае очень тяжело добиться успехов в становлении каждогоотдельного ученика, как самостоятельной личности, способной быстро и правильнорешать проблемы, которые будет ставить перед ним общество.

Заключение
Современное обществоставит перед школой задачи по становлению индивидуальной личности, способной ксамостоятельному решению поставленных перед ним задач; обладающей высокимуровнем профессиональной подготовки; по формирование человека и гражданина,являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным напоступательное развитие и совершенствование этого общества. Современноеобучение должно развивать в учениках творческие способности, обогащать егодуховно-нравственное развитие личности.
Таким образом,современное общество сегодня нуждается не в стандартной личности, а виндивидуальности.
Для реализациисовременных социальных требований педагоги разрабатывают новые подходы. Такиспользование личностно-ориентированного, интерактивного, развивающего,игрового, проблемного, программированного, компетентностного, коммуникативногои инновационного методов обучения, дают возможность учителям найтииндивидуальный подход к каждому ученику. Эти подходы помогают при организациипроцесса обучения уделить внимание каждому школьнику в отдельности и в то жевремя работать со всей группой одновременно. Каждый из этих подходов конечнойсвоей целью имеет развитие в учениках способности к самостоятельному добываниюзнаний и решению проблем.
Урок, как основнаяформа организации процесса обучения, дает учителю возможность на практикереализовать современные подходы. Каждый из этих подходов требует особой подготовки,как со стороны педагога, так и обучающихся. Одни методики требуют строгогособлюдения правил, как например проблемный и программированный подходы, а вигровом и инновационном, например, возможна различного рода импровизация иотклонение от основного «сценария». В современной педагогической практикешироко используются игры, конференции, различные творческие занятия и экскурсии.
Можно сказать, чтотакие уроки вызывают у учеников больший интерес к обучению, нежели еготрадиционные подходы к организации. Здесь ребенок может «раскрыться», проявитьинициативу, отстоять свою точку зрения, чего он не может сделать натрадиционном уроке.
Исходя из этого,использование современных подходов к организации процесса обучения на уроке,реализует требование современного общества — становление гармонично развитойсамостоятельной личности.
В конечном итоге,следует отметить, что современные подходы имеют большое значение в организациипроцесса обучения, но, несмотря на это имеются также и некоторые недостатки,устранение которых может значительно улучшить его качество, а также статьхорошей помощью для учителя в реализации современных подходов к организациипроцесса обучения.

Литература
1. БатышевС. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес». 2006. – 287с.
2. БордовскаяН.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Питер,2008. — 304 с. –(Серия «Учебник нового века»)
3. БоровковаТ. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1.Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточногоуниверситета, 2007. – 150 с.
4. ЗимняяИ.А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-480с.
5. КоджаспироваГ.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
6. ЛебедевО.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьныетехнологии.-2004.-№5.-С.3-12.
7. МихайленкоО.И. Общая педагогика. Уч. пособие для студ. пед. спец.- Издат. КБГУ им. Х.М.Бербекова. — Нальчик. — 2008. — 487с.
8. НикитинаН. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогическойдеятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2008.- 307с.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковыйсловарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российскаяакадемия наук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова. — 6-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник,2006. — 944 с.
10. ПодласыйИ.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС-пресс,2008. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
11. Проектфедерального закона «Об образовании»//Российская газета.-2010.
12. СластенинВ.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.:Издательский центр «Академия», 2009. — 576 с.
13. Современныйобразовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю.Олешков и В.М. Уваров. – М.: Компания Спутник+, 2006. — 191 с.
14. ШерстоваЕ.В. Методы дистанционного обучения в школе: опыт внедрения // Инновации вобщеобразовательной школе. Методы обучения. Сб. научн. тр. / Под ред.А.В.Хуторского. — М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.283-291.
15. http://anb.21310s03.edusite.ru/p22aa1.html
16. http://lib.rus.ec/b/100173/readАлександр Александрович Зиновьев
17. Идеологияпартии будущего
18. http://paidagogos.com/?p=105
19. http://ru.wikipedia.org/wiki/Игровое_обучение
20. http://ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивные_подходы
21. http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_проектов
22. http://slovari.yandex.ru/
23. http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.html
24. http://www.davletova.volsk-sch4.edusite.ru/p11aa1.html
25. http://www.gramota.ru/slovari/dic/?az=x&word=%EF%EE%E4%F5%EE%E4%EA%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%FE
26. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/pedagogy/kr_razv.html
27. http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/p/podxod.html- электронный социологический словарь
28. http://www.psychologos.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Приложение 1
Отличиеличностно-ориентированного обучения от традиционногоТрадиционный подход Личностно-орирентированный подход Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный) Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка Вектор развития задан Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания Вектор развития строится от обучения к учению Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию Задача формирования личности с заданными свойствами Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию

Приложение 2
Технология проведения«мозгового штурма» в 5 классе по теме “Мифы о сотворении мира”
Данный мозговой штурмпредваряет изучение мифов о сотворении мира.
Цель данногомозгового штурма: создание условий для развития умений мыслить логически,работать в группе, видеть позитивные продуманные идей одноклассников.
Правила проведениямозгового штурма:
1. Должноучаствовать не менее 12 человек. Среди них должны быть “дилетанты” и“специалисты по проблеме” = 5 + 7, “специалисты” заранее готовятся к уроку.
2. Рольведущего лучше взять на себя учителю или “специалисту по проблеме”.
3. Наэтапе генерирования идей запрещается любая критика (И вербальная, иневербальная).
4. Продолжительностьмозгового штурма не должна превышать 10 минут.
Этапы блиц мозговогоштурма:
1этап.Генерирование идей – создание каждым учащимся собственного мифа о сотворениимира.
2 этап.Анализ идей – класс делится на группы по 4 человека, каждая группа раскладываетидеи по трём “корзинам”:
· “корзинаА” — идеи ценные,
· “корзинаБ” — идеи ценные, но плохо сформулированные,
· “корзинаВ” — бредовые идеи.
3 этап.Обсуждение идей.
4 этап.Систематизация идей по трём общим “корзинам”. От групп важно получить общуюсхему всех высказанных идей.
5 этап.Общий разбор ценных идей (мифов).
Приведём примерысозданных детьми мифов:
Ценный миф
Творец мира
Не было света, не быловоды солёной и пресной, не было живности никакой, лишь огромные паукиприкрепляли свою паутину друг к другу. Скучно было Сверхсозданию в этой тьме иодиночестве. Создал Он из песчинки яркое оранжевое Солнце, из собственнойслезинки солёное Море, свил сам из своего волоса гнёзда птицам прекрасным,вдохнул глубоко и выдохнул Ветер тёплый и мягкий. Но говорить по-прежнему былоне с кем, и тогда Он создал Человека, похожего на себя самого. Так и появиласьжизнь на Земле.
Миф, плохосформулированный
Были горы, пустыни,скалы, обрывы. Не было ничего живого. Кто-то решил всё исправить. Этот кто-тосоздал сушу среди воды, появились животные. Пришлось вырастить растения, чтобыживотные не погибли, но некоторые всё-таки вымерли.
Обсуждение мифов можносопроводить следующими вопросами:
· Ктобыл создателем мира?
· Чтобыло создано сначала, что потом?
· Естьли что-то общее в созданных вами мифах?
· Каквы воспринимаете получившиеся мифы?
· Естьли среди них такие, которые, на ваш взгляд, близки к истине о происхождениимира?
· Понятныли вам получившиеся мифы?
· Сравнитеваши мифы с египетскими и славянскими мифами о сотворении мира.
После мозгового штурмаанализируются мифы о сотворении мира, предложенные авторами учебников политературе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.