Реферат по предмету "Педагогика"


Роль речи и мышления в развитии детей с нарушениями зрения

--PAGE_BREAK--На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Существуют биологические и социальные факторы, каждый из которых несёт большое значение на развитие речи и мышления. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее. Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и закономерностей родного языка. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Выделяются характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. В работах большинства исследователей главный акцент делается на эмоциональную сферу матери. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Хорошо описаны в литературе стили привязанности ребенка к матери, а также стили воспитания [Овчарова, Филиппова]. Значение этих факторов экспериментально доказано и не вызывает сомнений. Эмоциональная скупость и холодность, недостаточность телесных контактов, неминуемо приводит к тяжким последствиям в виде задержки и различных нарушений в развитии речи и мышления, последствия влияния этого негативного фактора в дальнейшем развитии трудно нивелировать, особенно если речь идёт о ребёнке с нарушениями зрения. Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития ребёнка, с самого раннего возраста необходимо вызывать у него ответную реакцию. Слепой малыш лежит в кроватке, не реагируя на окружающий мир, — нужно склониться к нему, говорить ласковые слова, модулируя голосом, дать понять ребёнку, что через голос матери к нему идёт теплота и радость. Мать может поднимать его ручку и подносить к своему лицу, поглаживая ею своё улыбающееся лицо с расслабленной мускулатурой. Мягкая настойчивость приведёт к ответной реакции – он улыбнётся. Методом пассивных движений нужно помочь ребёнку удержать эту улыбку и расслабить мышцы, так у ребёнка появится рефлекторная тяга к подражанию.[Гандер, стр.40] Именно тяга к подражанию и манипулятивные действия в последующем помогут сформировать предречевые реакции, а потом и речь, что не допустит задержки психического развития, в частности, мышления. Подражание речи взрослых включает в себя: просьба, предложение произнести слово; совместное проговаривание слова; отраженное произнесение слова; самостоятельное произнесение слова; договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово. При использовании этого приема решается несколько речевых и мыслительных задач: развитие понимания речи, активизация речи ребенка, отработка ритмической структуры слова. Побуждающим фактором для возникновения речи является предметная деятельность ребенка и ему не интересно простое подражание речи взрослого, поэтому необходимо искать в работе с ребёнком такие приёмы, которые помогут ребёнку научиться проявлять собственную речевую инициативу.
Также немаловажным фактором выступает среда, в которой растёт ребенок. Для успешного развития познавательного интереса, а значит и мышления, следует предлагать ребёнку разнообразные по форме, окраске, размеру игрушки, они должны быть умеренной новизны и сложности. [Фомичёва, стр.22], а если же обстановка однообразна, в ней преобладают тёмные тона (игрушек, обоев, мебели), это может стать опасным негативным фактором.
Решающую роль в становлении речи и мышления, в использовании их ребенком играют факторы коммуникативного характера. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей. Интенсивное общение взрослого с ребенком приводит к более раннему развитию речи и повышает коммуникативные характеристики ребенка. А значит, и мышление ребенка активизируется и стимулируется при активной позиции взрослого. На раннем этапе ребёнок в большей степени овладевает процессом имитации, его мышление находится в наиболее элементарной форме – наглядно-действенной, такое мышление формируется в практической деятельности и является основой для формирования более сложных форм мышления.
Особенно ценным в интересах языка являются продукты творчества ребенка, проявляющегося в первую пору детства так бурно, как ни на одной из последующих ступеней жизни. Ребенок рисует, лепит, строит, мастерит, сооружает. Взрослый обязательно должен быть рядом, поддерживать ребёнка, подавать ему пример, проговаривать вслух все действия и названия. Иначе вся ценная работа, то, как на тысячу конкретных ладов ребёнок выражает свой внутренний мир, который он еще бессилен передавать словом, может пройти впустую. Творческий подход – вот один из наиболее важных приёмов развития мышления на любом этапе развития. Необходимо поддерживать любую творческую инициативу, это активизирует развитие мышления любого ребёнка.
Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — самым существенным образом влияют на его поведение, развитие познавательных процессов и активизации речи. Для удержания положительного эмоционального фона существует множество приемов, которые помогают успешно развивать речь и мышление на ранних этапах. Вызывание речи в ситуациях-провокациях, непонимания и помощь взрослому Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Речь и мышление детей заметно активизируется в ситуациях, где побуждающим мотивом является помощь взрослому, не очень «умелому и рассеянному».
Роль малых фольклорных форм трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает «ладушки», притопывает, двигается в такт произносимому тексту. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность, развивается их фонематический слух.
С целью развития речи можно использовать такой прием как неожиданное появление и исчезновение игрушки. В момент появления которой, взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Называя предмет, необходимо следить за речевой и зрительной реакцией ребенка, по скорости реакции можно судить о развитости мышления. Ещё один стимулирующий из множества плодотворных приёмов — выполнение просьбы или поручения, это помогает проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной речи детей в обращенной и повествовательной форме. С этой целью ребенка просят не только выполнить какое-то действие, но и обратиться с просьбой к товарищу или взрослому, а в дальнейшем рассказать, что он сделал.
Также установлено, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук [Кольцова]. Если ребенок может совершать изолированные движения пальцев, значит, такой ребенок владеет собственной речью. Напротив, если пальцы напряжены, вялы, сгибаются и разгибаются только вместе, нет изолированных движений, то у ребенка существуют определённые трудности в сфере речи. В отношении слепого ребёнка развитие тонких движений пальцев рук важно ещё и потому, что без этого невозможно формирование правильных приёмов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так же значимы, как глаза для зрячего. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти, пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой. Неразвитая мелкая моторика – серьёзная преграда на пути формирования предметно-практического, самого элементарного, мышления. Поэтому бесчисленные приёмы развития мелкой моторики, всевозможные пальчиковые игры – это то, что поможет ребёнку развивать мышление и членораздельную речь.
Эти приёмы и методы применимы к младшему возрасту, но с тем, как растёт и развивается ребёнок, растут и развиваются его мыслительные возможности, а значит, и потребности. Проблема развития, коррекция и совершенствования мышления школьников, одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения — рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления. Недооценка учителем особенностей развития детей, их речи и мышления, изложение материала абстрактным языком, без практического обоснования в большинстве случаев приводят к формализму. Предупреждение и преодоления формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности.
Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не наделена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя разнообразные виды учебной деятельности, дети решают многие задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи и для того, чтобы овладеть каким–то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью: развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Систематические занятия по поисково-творческим задачам учебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.
Существует бесконечное множество методов и связанных с ними приёмов для развития мышления и речи детей разных возрастов и с разными нарушениями зрения. Все они способствуют своевременному и успешному развитию тонких психических процессов и диагностировать, насколько гармонично проходит тот или иной этап в развитии речи и мышления ребёнка с нарушениями зрения.
Вывод
Из представленной выше главы можно сделать вывод о том, что в речь и мышление являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Слово связано со всеми проявлениями психики человека, входит в состав почти всех основных форм психической деятельности человека, а мышление является своеобразным фундаментом психики человека. Их тесная взаимосвязь и своевременное гармоничное развитие, направленные в нужную сторону положительными факторами, позволяет человеку даже с самыми тяжёлыми нарушениями зрения стать активной личностью, равноправным членом общества. Личность, как известно – это социальное качество индивида, значит, чтобы вступать в успешное взаимодействие с обществом, чтобы стать личностью в полном смысле этого слова, любому человеческому индивиду не обойтись без речи и мышления. А для того, чтобы начать их развивать с самого раннего возраста, представлено множество методов и приёмов, применимых как к нормальновидящим, так и к детям с нарушениями зрения. Многообразие факторов, влияющих на развитие слепых детей, приводит к большим индивидуальным различиям в уровне их общего речевого и мыслительного развития.

Глава 2. Компенсаторные свойства речи и мышления
2.1 Речь и мышление как фактор компенсации
Различного рода функциональные замещения в центральной нервной системе формируются в зависимости от возникающих потребностей в процессе специфической для человека познавательной и трудовой деятельности. Лежащие в основе компенсаторных перестроек динамические изменения нервной системы проявляются в разнообразных психических процессах: в восприятии, предметных и пространственных представлениях, в мышлении, сознании, в действиях, поступках, эмоционально-волевых актах и других. Психические процессы являются отражением в мозгу человека объективного материального мира.[Земцова]
А так как мышление и речь являются основой человеческого мышления, процесс компенсации проявляется, прежде всего, через эти доступные человеку с нарушенным зрением каналы. Механизмы компенсации не возникают автоматически сами по себе, а развиваются постепенно. В зависимости от содержания и условий деятельности они подвергаются постоянному изменению и совершенствованию, при этом сам человек выступает как активный деятель. Особенно отчетливо это обнаруживается в условиях систематического обучения и воспитания. Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребёнка.
Компенсаторное значение речи и её функций у слепых и слабовидящих детей происходит в сфере чувственного познания, на которую через обучение и воспитание влияют родители, воспитатели, учителя и врачи. Коррекционная работа со стороны школы и семьи должна касаться всех сторон психической деятельности слепых и слабовидящих детей. У слепых слово как понятие направлено на восприятие, мысль. Слово корректирует признаки и свойства предметов, уточняет понятийный смысл в ходе усвоения понятий. Компенсаторная функция речи способствует общению слепых и слабовидящих, их ориентировке в коллективе, образованию устойчивых социальных связей, формированию из них личностей, подготавливает к трудовой и общественной деятельности. В работе со слепыми и слабовидящими детьми необходимо так построить учебно-воспитательную работу, чтобы добиться наилучшего развития навыков устной речи, чтения и письма. При этом коррекция дефектов речи должна достигать успехов без ухудшения имеющихся сохранных зрительных функций. Для этого требуется совместная работа тифлопедагога, логопеда и офтальмолога. Объективные сведения о степени понижения остроты зрения, о диагнозе заболевания, его прогнозе позволяют определить рекомендации в отношении дозировки зрительной нагрузки, размера шрифта для чтения, расстояния текста от глаз, а также использование средств оптической коррекции.
Дети с недостатками зрения из-за недоразвития речи нередко заучивают правила без понимания его смысла, то есть происходит формальное усвоение знаний. Слабое развитие речи учащихся затрудняет осмысление учебного материала, ведёт к механическому его запоминанию, что в свою очередь лишает детей возможности применять полученные знания в учебной, игровой и трудовой деятельности. Недооценка учителем особенностей развития детей, их речи и мышления, изложение материала абстрактным языком, без связи с жизнью – ведут к формализму. Предупреждение и преодоления формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности.
Развитие в условиях сенсорной недостаточности подчинено тем же закономерностям, что и развитие в норме. С помощью компенсаторных приспособлений осуществляется восстановление нарушенного равновесия между человеком, природой и социальной средой, приходят в норму смещённые или нарушенные связи и отношения. Благодаря этим приспособлениям инвалид приобщается к деятельности. Развитие или восстановление активности, проявляющейся в деятельности, одна из важнейших задач реабилитационной работы. [ ]
Сложившиеся механизмы компенсации слепоты находятся в постоянном изменении и развитии. Огромное влияние на изменение механизмов компенсации на разных стадиях развития ребенка оказывают обучение и воспитание. Особое значение имеет правильно организованная активная и самостоятельная деятельность незрячих детей, поскольку существует прямая связь между активностью, сознательностью, самостоятельностью ребенка и развивающимися процессами компенсации и восстановления нарушенных функций.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Процессы компенсации проходят длительный путь развития и имеют стадии, характеризующиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей. Стадии компенсации зависят от времени наступления дефекта, характера сформированных связей к моменту его наступления, возраста, степени поражения анализатора, уровня физического и психического развития, социальных условий, в которых происходит компенсация, а также от организующей и направляющей роли родителей и воспитателей, учитывающих индивидуальные и личностные особенности развития ребенка. [Солнцева, хорош]
Переход от одной стадии компенсации к другой обуславливается появлением или изменением ведущей деятельности ребенка, отражающей особенности его возрастного и психофизического развития. Структура каждой стадии компенсации слепоты определяется уровнем развития психических процессов и свойств, находящихся в наиболее восприимчивом (сензитивном) периоде своего развития и оказывающихся вне прямой зависимости от первичного дефекта, то есть от слепоты.
Компенсацию слепоты обеспечивает развитие психических процессов и качеств, лежащих в основе формирования полноценной личности. Вместе с тем, успешность компенсации слепоты требует от ребенка определенного уровня развития процессов восприятия, представления и в особенности, такие психические процессы, как мышление и речь.
Включение в деятельность людей при слепоте или слабовидении с помощью речи и мышления – важный фактор, формирующий компенсацию как таковую, оно приводит к формированию нового способа поведения. Например, компенсаторные приспособления, обеспечивающие ориентировку в пространстве, возникают в тех случаях, когда слепой активно и самостоятельно овладевает пространством. Практика показывает, что у инвалидов по зрению, постоянно пользующихся услугами сопровождающих, ориентировочные навыки не формируются. Участие в игровой, а затем в учебной и трудовой деятельности повышает их активность, развивает мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторных систем, развивает мотивационную сферу, положительно сказывается на развитии высших психических функций. Люди, лишенные зрения, поставлены в наиболее трудные условия в познавательной и трудовой деятельности, часто им приходится решать сложные задачи, связанные с ориентировкой в пространстве, основываясь на воспроизведении следов зрительных впечатлений. Это требует напряженной аналитико-синтетической деятельности мозга. Для образования связей с воспринимаемыми предметами и осуществления перехода к ведущей предметной деятельности слепые и слабовидящие дети используют речевое общение. Развитая речь помогает слепому ребёнку в компенсации слепоты, в налаживании общения, в координации своих действий с действиями окружающих, с помощью речи слепой ребёнок узнаёт о многих событиях, которые недоступны его непосредственному восприятию, речь направляет и организует восприятие слепого. [ Солнцева, Подколзина]
Наряду с тем, что речь становится для ребёнка средством общения, она постепенно начинает выполнять и регулирующую функцию – слово взрослого регулирует поведение ребёнка, взрослый может направить развитие ребёнка в нужное русло, создать условия для развития компенсации. Со временем слово постепенно станет одним из важнейших средств познания тех предметов и явлений окружающего мира, которые он не может познать из-за отсутствия зрения. Таким образом, компенсаторная функция речи как средства познания направлена на активизацию познавательной деятельности, а постепенное накопление предметно-практических знаний обогащает словарь. [Дошк.восп.5.2005 Архипенко ] Речь помогает ребёнку не только знать, что к нему обращаются, ему оказывают внимание, но и запоминать многие слова, которые он слышит, ассоциировать их с реальными объектами. Через речь становится возможным взаимодействовать с внешним миром, накапливать социальный и предметный опыт, расширять словарный запас, кругозор, а мышление придаёт движение этому сложному, но крайне необходимому процессу.
В мышлении взрослого слепого, так же как и взрослого зрячего, чувственная основа в познавательных процессах как бы отодвинута на задний план. Но слепому нередко приходится в любой момент, на ходу, в процессе действия быстро решать ту или иную возникающую внезапно задачу. Для того чтобы облегчить воспроизведение динамических системных следовых связей ослепшие пользуются различными мнемоническими приемами мышления. Это значительно облегчает им ориентировку в пространстве и в окружающем быту. Новые связи вырабатываются на основе сложившихся и упрочившихся системных связей, в них участвует прошлый опыт, облегчающий ориентировку.
С помощью слова начинается обобщение, синтезирование различных ощущений, являющихся отражением признаков, свойств и целых предметов и явлений объективной действительности. Всё это имеет исключительное значение для понимания процессов компенсации слепоты. Роль абстрактных словесных обобщений в познавательной и трудовой деятельности слепых исключительно велика. Благодаря речи слепые ориентируются в окружающей обстановке, в общественно-трудовой деятельности; приобщаются к культуре; овладевают различными специальностями интеллектуального и физического труда. Многие из них, не уступая зрячим, работают в области науки, литературы, искусства. Среди слепых есть выдающиеся организаторы, общественные деятели, новаторы производства, множество творческих деятелей – композиторы, музыканты, художники и поэты.
2.2 Особенности развития речи и мышления в условиях
нарушенного зрения
Речь слепого и слабовидящего фактически не отличается от речи нормальновидящих, так как имеет ту же семантическую и смысловую основу. Она в принципе адекватно отражает одну и ту же действительность и несёт в себе общность речевых функций, присущих всем членам общества, в котором живёт зрячий, слабовидящий или слепой. Речь детей с нарушением зрения проходит те же стадии развития, как и речь зрячих. Но речь слепых имеет существенную особенность, проявляющуюся прежде всего в том, что запас слов у слепых детей нередко больше, чем количество образов предметов, имеет место также неадекватность между значением слова и имеющимися представлениями о том, что обозначается словом. [ Жильцова]
Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых малого количества языковых средств и выразительных движений. Поскольку деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также её структурой при слепоте происходит в общих чертах также, как и у нормально видящих. Однако нарушение или отсутствие зрения накладывает на этот процесс определённый отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья. Овладение фонетической стороной речи, с которой начинается усвоение родного языка, то есть формирование фонетического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И если развитие фонетического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у слепых и зрячих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает.[ Настольная книга с.191] Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым ребёнком окружающих его людей. Основным дефектом речи при слепоте является косноязычие, широко распространенное у слепых детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди разновидностей косноязычия наблюдается: сигматизм — неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ш, щ, ж, ч) в различных вариантах; ламбдацизм – неправильное произношение звука л; ротацизм – недостатки произношения звука р; имеют место также нарушения произношения звуков д, т и другие. Развитие речи, в частности, звукопроизношения зависит от времени потери зрения: по данным М.Е. Хватцева [с. 112.], среди слепорождённых и ослепших до появления речи недостатки произношения наблюдаются в 16% случаев, а у ослепших в более старшем (дошкольном) возрасте – до 5-7 лет, то есть до окончательного завершения процесса формирования звукопроизношения, — только в 6% случаев. Речевые расстройства у слепых детей отражаются и на их письме. Почти четвертая часть ошибок на письме связана с неправильным произношением соответствующих звуков, а в половине случаев неправильное произносимые звуки обуславливают неверное написание.
Перечень биологических факторов риска для нарушений речи достаточно обширен и во многом сходен с причинами, вызывающими нарушения мышления. Это связано с тем, что в развитии человечества речь является самой «молодой» и ранимой психической функцией, которая страдает даже под влиянием минимальных патологических факторов, когда другие системы детского организма не затронуты. Благополучное развитие речи в раннем возрасте в значительной мере определяется такими социальными факторами, как наличие вокруг ребёнка нормальной языковой среды, эмоционально близких отношений с матерью, отсутствие психологических стрессов и тяжёлых социально-бытовых условий в семье. Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов речевого, познавательного, социально-эмоционального развития с учётом специфики овладения основными функциями речи в данном возрасте. Логопедическая диагностика и коррекция, имеющая целью раннее распознавание и исправление средствами образования отклонений речевого развития, должно начинаться с первых месяцев жизни ребёнка, что предполагает использование специальных методов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогическим наблюдением за ребёнком. [громова ]
Кроме того, и это наиболее существенно, дефекты речи тормозят психическое развитие слепых детей, не дают активно, в полную силу, развиваться мышлению. Недостатки произношения отрицательно влияют на речевую деятельность, ограничивают и без того суженный круг общения ряда детей с нарушениями зрения, что затрудняет формирования ряда качеств личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутость, негативизм). В специфику развития речи слепых детей включается также особенности усвоения и использования ими неязыковых средств общения – мимики, пантомимики, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи. Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и непосредственно подражать внешним выразительным движениям окружающих отрицательно сказывается как на понимании ситуативной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи, так и на внешнем оформлении речи. Слепой ребенок не воспринимает массу мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения. Не пользуясь в своей речи этими средствами, он существенно обедняет свою речь, она становится маловыразительной.[настольная книга]
Наиболее важной особенностью речевого и мыслительного развития слепого ребёнка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Это связано с тем, что ребёнок лишен зрительной информации об окружающих предметах и явлениях, а информация, получаемая с помощью осязания, слуха и, если оно имеется, остаточного зрения очень скудна. Вербализм очень опасен, и даже очень сообразительный и умный ребенок при недостатке чувственного опыта может попасть в яму вербализма. Чем лучше у ребёнка развиты сохранные анализаторы, чем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения. Согласно взглядам Л.С. Выготского, как зрячий, так и слепой сами должны активно добывать знания из реального предметного мира, отходя от голой словесности, которая пустила глубокие корни в тифлопедагогике.
Отсутствие корреляции уровня развития даже конкретного, образного мышления от степени нарушения зрения является важнейшим фактом для разработки проблемы мышления в тифлопсихологии, доказывающим полноценность умственной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Признание этого факта, в сущности, является исходной основой для развития исследований по этой проблеме и обоснования их направления. Необходимо глубокое и дифференцированное исследование динамики процесса достижения нормального уровня развития мышления именно в зависимости от глубины нарушения зрения и соотношение его в ходе формирования с потенциальными возможностями зрительной перцепции школьника в зависимости от той полноты, точности и дифференцированности зрительной информации, которую должен объективно получить школьник в соответствии с предметным содержанием задачи или проблемной ситуации и без получения которой он оказывается не в состоянии развернуть самостоятельный мыслительный процесс. Вполне понятно, что управление процессом формирования и создание оптимальных условий для формирования самостоятельного, активного мышления и его проявления на конкретных условиях и на конкретном содержании не может быть глобальным. Именно при таком подходе к исследованию особенностей процесса формирования специалисты тифлопедагогики вырабатывают подлинную специфику достижения нормального уровня развития и получают обоснование для коррекции организации и управления процессом формирования. В противном случае практические рекомендации, вытекающие из множества исследований, ничем не отличаются от таковых для нормально видящих школьников. [Самойлов]
Мышление детей с нарушениями зрения опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью и достигает высокого уровня. Однако у детей с дефектами зрения и особенно у слепых из-за сужения чувственного опыта имеется иное соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, поскольку ограничены возможности сравнения признаков воспринимаемых предметов, затруднён их практический анализ и синтез. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний. При правильно организованном обучении мыслительная деятельность слепых и слабовидящих детей совершенствуется при постоянном взаимодействии сенсорных (чувственных) и логических компонентов. Мышление обогащается засчёт чувственных образов и способствует дальнейшему формированию логических мыслительных операций. Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для незрячих характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности – чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сглаживаются и нивелируются. Также отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображёнными на картинке, затруднения при классификации предметов, расширение или необоснованное сужение объёма понятий, недостаточная обоснованность суждений. У детей первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для слепых и слабовидящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и предметно-практического уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого – нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. Анализ решения задач школьниками с нарушениями зрения показывает, что если они уяснили смысловое и конкретное содержание условия, то их рассуждения, умозаключения не отличаются от умозаключений нормальновидящих школьников. У некоторых слабовидящих и слепых нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, развитие высших корковых функций головного мозга.[Ермаков]
Однако все характерные нарушения вовсе не являются обязательным условием нарушенного зрения, недостаточно эффективное обучение и воспитание в дошкольный период является той причиной, которая обуславливает искусственную задержку в психическом развитии ребенка с дефектом зрения. И поскольку эта задержка не связана с дефектом зрения или нарушением в развитии высшей нервной деятельности, в частности, мышления, она быстро преодолевается в условиях учебно-воспитательного процесса. Это проявляется в том, что темп развития группы школьников с низким уровнем готовности к обучению, достижение ими уровня готовности, соответствующего возрасту, достаточно высок, и уже в начальной школе слепой и слабовидящий преодолевает это отставание и развивается в соответствии с общими закономерностями.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.