Министерствообразования Российской Федерации
Уральский государственный
техническийуниверситет — УПИ
Факультет экономики иуправленияКафедра анализа систем и принятиярешенийСпециальность “Прикладнаяинформатика в экономике”
РЕФЕРАТ
По курсу психологии
на тему
“Семейныеотношения и формирование личности ребенка”
Студент ОзорнинП.Н. (группа И-254)
Преподаватель Ермолаева С.Г.
Екатеринбург
2002СодержаниеВведение…………………………………………………..3Глава 1. Роль семьи в развитии личности.
Цели воспитания. Задачи семьи…………………….5
Глава 2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
2.1 Классификациятипов семейных
отношений……………………………………8
2.2 Классификациястилей воспитания…….10
2.3 Влияние типа воспитания на поведение
ребенка, формирование еголичностных
особенностей………………………………..11Глава 3. Ошибки семейного воспитания
3.1 Воспитание и потребность в
эмоциональном контакте………………….15
3.2 Воспитание и потребность смысла
жизни…………………………………....…….15
3.3 Воспитание и потребность
достижения……………………………..……16
3.4 Воспитание как реализация определенной
системы…………………………………….…17
3.5 Воспитание как формирование
определенныхкачеств…………………..…17
Глава 4. Основы формирования гармоничных взаимоотношенийв семье……………………………20
Заключение……………………………………………….23
Библиография……………………………………………25
Введение
Вопрос воспитания являетсяодним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямуюпрямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея цельюспособствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера,воспитание создает самого человека. Поэтому от правильной постановки этоговопроса зависит многое, зависит судьба как отдельного человека, так и всегочеловечества. Вопросу этому, ввиду его несомненной значительности, всегдауделялось и уделяется значительно внимания со стороны человечества всехступеней развития: от малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в этодело тоже нечто доступное их пониманию,до более совершенных культурных народов, среди которых этот вопрос поставлен сбольшей или меньшей широтой и полнотой. Всякий народ и всякое государствовсегда озабочены тем, чтобы в лице своих детей подготовить себе на жизненномпоприще заместителей, которые могли бы продолжать дела, начатые их отцами.
Традиционно основныминститутом воспитания человека, начиная с момента его непосредственногорождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остаетсясемья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека,по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненныеуроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегосяокружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже попреобладающим структурам семей, пораспределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и обобществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, вкотором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни еечленов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа инародности.
Множество писателей,философов и мыслителей обращались всвоих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной иживотрепещущей проблеме общества, от решения которой зависит очень и оченьмногое. Замечательный русский писатель Л.Н. Толстой говорил о том, что семьяявляется целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждогогосударства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит нетолько от нашей деятельности, но и от труда наших преемников. Конфуцийговорил о необходимости установлениягармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных навзаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этогозависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могутпринести другим людям в своей общественной жизни. С глубокой мудростью этих взглядов невозможно не согласиться.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье,он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как институтавоспитания
обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной частисвоей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один изинститутов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основыличности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовинусформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий ввоспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Положительное воздействие семьи на личностьребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей –матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, нелюбит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другойсоциальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитаниидетей, сколько может сделать семья.
Всвязи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделатьтак, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательныевлияния семьи на воспитание ребенка. Решение данного вопроса и будет являтьсяцелью данной работы.
Длярешения указанного вопроса необходимо точно определить внутрисемейныесоциально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, сказать отрадиционных ошибках семейного воспитания, их последствиях и способов борьбы сними (ошибками). Указанные действия составят задачи данной работы.
Глава 1
Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачисемьи
Будущие родители, конечно же, задумываются о том,как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своегоребенка...
Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотиввоспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людямжизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленносемейное воспитание.
У хорошихродителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же этотакое — хорошие родители.
Будущиеродители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу илиовладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические ипсихологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимодоброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям как основыустановления гармоничных отношений не только с ними, но и с другими окружающиминас людьми; необходима готовность самопожертвования, выручки, помощи как основавеликодушия и щедрости; необходимы мужество и стойкость для преодоления сложныхситуаций с чистым умом и добрым сердцем.
Можно ли назвать хорошими тех родителей, которыеникогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точнопредставляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что вкаждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютнойточностью предвидеть не только поведение собственных детей в различныхситуациях, но и их дальнейшую жизнь?
А можно линазвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожныхсомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведенииребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок,тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызываету них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаютсяв том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иныхвредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурныхпримеров, неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическомздоровье детей.
По-видимому,ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышеннаяродительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешномуродительству.
Родителисоставляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играютсущественнейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям,особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с темчувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства,отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих междудетьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителейнеобходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа.Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична.Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственнуюжизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все большевыполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального ипсихологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантияблагополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствиеродительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, можетстать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей,так и, возможно, их ребенка. Именно поэтому искренняя, безусловная любовьродителей к ребенку, любовь, вырастающая во всеобъемлющую, искреннюю любовь иприятие и к другим детям, к детям других родителей, и к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей, и их родителей.
И тем неменее подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительскойлюбви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети,повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевномсмысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми.Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковойнаркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование ксемейному воспитанию — это требование любви. Но здесь очень важно понимать, чтонеобходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своихповседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию,необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что еголюбят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения иконфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супруговдруг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможноправильное формирование психического мира человека, только на основе любвиможно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Многиеродители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним,полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит кизбалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть этоутверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают принедостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребеноклишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушениеребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени,которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или сраннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и собеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитаниематериальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей,многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок,содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.
Глубокийпостоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование квоспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всемродителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте.Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможностьпочувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа длясохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит вжизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым инаивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями,которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно,что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, взависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и надобщими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями всемье.
Контактникогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми иродителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослогодруг с другом.
Глава 2
Типы семейныхвзаимоотношений и их роль в формированиихарактера детей
2.1 Классификация типовсемейных отношений
Вкаждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегдаосознанная ее членами системавоспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировкаего задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемоввоспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.Могут быть выделены 4 наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом ихвозникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическомповедении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы ичувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлятьтребования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали,конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственнооправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видамвоздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство наощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются ссопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своимиконтрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываютсясломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувствособственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка,подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще иэмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическоелишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все этогарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опекав семье – это системаотношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всехпотребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей,принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второйплан. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема –удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители,по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению среальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются болеенеприспособленными к жизни в коллективе.
Поданным психологических наблюдений именно эта категория подростков даетнаибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которымказалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмернойродительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткийавторитаризм, то опека – заботу,ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детейотсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены отрешения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Системамежличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и дажецелесообразности независимого существования взрослых от детей, можетпорождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществоватьдва мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченнуютаким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей,а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежеланиеучиться быть родителями, учиться родительству. Причем такой вариант можетвстречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, гдеродители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себевыпивки и им совершенно наплевать на детей), так и относительно устроенных,богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов всвоей профессиональной сфере, в карьере, и, желая прежде всего обеспечитьбудущее материальное благополучие своих детей, в раннего возраста приучают их ксвоей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации,которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, втечение которых ребенок оказывается предоставлен самому себе; после же того,как ребенок “встанет на ноги”, практически всякая забота о нем прекращается).
Сотрудничествокак типвзаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений всемье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией ивысокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолеваетсяэгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношенийявляется сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждыйможет обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретаетособое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
2.2 Классификация стилейвоспитания
Большое значение встановлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семьеценности.
Психологамивыделяется 3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустительский
При демократическом стилепрежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».
При авторитарном стилеродителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
При попустительском стилеребенок предоставляется самому себе
Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, идисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным вкаких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль,основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражаетподростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одногои стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходитбез особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родителитребуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны емуобъяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферыжизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьяхобычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идетна конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилюсемейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательностьи контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку.Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушныеи жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием,испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильнуюпотребность в любви.
Сочетание безразличного родительского отношенияс отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейныхотношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их деламиникто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, какбы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должнывидеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было быориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью,основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности,несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудности возникают и при высоких ожиданияхродителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями,имеющими неадекватные ожидания, вподростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочетсам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.
Зависимость отношений отчувств родителей к ребенку и
особенности контроля за его поведением
Свобода
(предоставление самостоятельности )
устранившийся либеральный
безразличный помогающий
Враждебность Любовь
требовательный, покровительствующий,
нетерпимый, чрезмерно оберегающий
суровый, властный
2.3 Влияние типа воспитания наповедение ребенка, формирование его личностных особенностей
От условий воспитания в семье зависит адекватноеи неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит всемье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенныезадачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Неговорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которыхпотом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Этопроисходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарятподарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказываюточень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы.Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Неиспользуются крайние жесткие наказания.
В семьях, гдерастут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка(его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточнойтребовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят,когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательноочень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Школьная успеваемость является важнымкритерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейнымиценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые большевсего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получилпятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознаниималенького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, абытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вамдавали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь необсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что былосегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничегоособенного», «Все нормально». Родители задают иисходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебнойдеятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышеннойсамооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Ихпредставления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют намногое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей ипостоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнемуспеваемости, который складывается в начале обучения.Личностнойособенностью в этом возрасте может стать тревожность.Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебойсо стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и емутрудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудностираздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо,неправильно. Тот же результатдостигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родителиожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкиснижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себеприводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого,действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу,формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольныепадающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и большесосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональныйдискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенностиребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативностьдеятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательнаяреакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорватьэтот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые,концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его заотдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуютуспешному выполнению учебных заданий.
Второйвариант –демонстративность – особенность личности, связанной сповышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источникомдемонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям,которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, чторебенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силугипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требованияк взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованнымидетьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правилаповедения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых – обходитьсябез нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, необращать внимание на легкие проступки инаказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Этозначительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка свысокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, тодля демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
Третийвариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях,когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеютсильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодарясвоей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своимповедением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетвореннаяпотребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности,незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрениивзрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебнойдеятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительнолегкая коррекция их развития.
Глава 3Ошибки семейного воспитания
3.1 Воспитание и потребностьв эмоциональном
контакте
У человека как существа общественного имеется своеобразнаяформа ориентировки — направленность на психический облик другого человека.Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называетсяпотребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существованиидвустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметомзаинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В такомсозвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человекнезависимо от возраста образования, ценностных ориентаций.
Можетслучиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно вудовлетворение потребнос