ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Семья как фактор формирования личности
1.1. Семья как фактор социализации
1.2. Воспитание и родительское воздействие
1.3. Задачи воспитания в семье
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания
2.1 Принципы семейного воспитания
2.2 Условия успешного семейного воспитания
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного
Заключение
Литература
Введение
C того момента, как ребенок родился, иначал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянновоспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качествличности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – кобществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже системаотношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственныйдуховный мир.
Таким образом, личностьформируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладеваясоциальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человекомобъективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности,индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект,его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных имежличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждаетсебя как личность среди других людей.
Никто не рождается насвет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определеннымиспособностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходевсей жизни, с момента рождения и до зрелости.
С самого рождения человекпопадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицейобщества является – семья, где и происходит закладывание основ личности. Семьястановится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.
Ребенок видит семью вкачестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев исестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи ивообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно,формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семьевлияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, покакому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт,поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной илинеблагополучной.
Основная проблема,возникающая у детей – это проблема взаимоотношений с родителями. Даже вблагополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьмишкольного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родителичасто не понимают, что с детьми старшего возраста общение должно строитьсяпо-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужнозапрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростуюситуацию.
Итак, человек рождаетсядуховно благодаря общению с окружающими людьми. Какую же громаднуюответственность налагает это на семью! Как ко многому обязывает! Какойтончайший процесс постоянно идет рядом.
Данная работа посвященапроблеме семейного воспитания. В ней будут рассмотрены принципы воспитания,зависимость развития личности ребенка от условий воспитания в семье, ошибкисемейного воспитания, и условия успешного воспитания ребенка в семье.
Объектом настоящей работывыступает семья.
Предмет исследования –способы и принципы семейного воспитания.
Цель данной работы –доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой развитияличности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работыявляются:
определить само понятие «семейноевоспитание» и его роль в формировании личности ребенка;
определить методы ипринципы семейного воспитания на современном этапе;
определить условияуспешного семейного воспитания.
Для решения задач былиспользован метод анализа научной литературы по теме исследования.
Глава 1.Семья как фактор формирования личности
1.1. Семьякак фактор социализации
В настоящее времяпроблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность.Происходящие в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшилидемографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей странесоциальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.
Однако сейчас важностьсемьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающегопоколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни,поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.
Над проблемой семейноговоспитания работали многие ученые. Актуальна проблема семьи и для государства,общества, школы. На государственном уровне для помощи семье создаются различныепрограммы, например, национальный проект «Российская семья» по поддержке семьи,материнства и детства, 2008 год объявлен «Годом семьи» в России. Говоря опомощи общества, можно привести в пример различные социальные организации иобщественные объединения, такие как служба социальной защиты, службапсихологической помощи, муниципальные центры работы с детьми и т.д.
Взаимодействие школы исемьи в настоящее время остается нерешенной проблемой, т.к. не всегда школавзаимодействует с семьей в вопросах воспитания ребенка. Это весьма большаяпроблема, ведь учеба и школьная жизнь продолжаются обычно не менее 8-9 лет, ивсе это время осуществляется влияние школы на ребенка. Это влияние, несомненно,должно быть в сочетании с воспитанием в семье. Поэтому так сильна потребность вобъединении усилий школы и семьи для развития детей.
Духовное богатстволичности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности вомногом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве июношеские годы. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека:наследственность, среда и воспитание. Развитие – это происходящие в человекепоследовательные и закономерные изменения в психике и его биологическойприроде, оно в большей мере зависит от наследственности. В данной же работеиспользуется термин «формирование» — изменения в развитии личности человека илиотдельных его качеств, которые происходят под влиянием определенных факторов.Формировать значит организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлятьвоспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иноекачество.
Факторы, влияющие наформирование личности делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы имикрофакторы. К макрофакторам относятся космос, планету, страну, общество игосударство. Во вторую группу входят мезофакторы: тип поселения (село, город),этнокультурные и исторические условия. Среди микрофакторов выделяют семью,школу и ближайшее окружение ребенка. Несмотря на использование термина «микро» –это наиболее значимый фактор для формирования личности.
Со стороны семьи и школына ребенка оказывается целенаправленное воздействие – воспитание. Понятие «воспитание»имеет два основных значения: широкое (социальное) и узкое (педагогическое). Вшироком социальном смысле воспитание понимается как социальное явление, функцияобщества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Наэто направлены усилия всего социального устройства общества: семьи, детскогосада, школы, средств массовой информации, церкви и т. д. Воспитание впедагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс,содействующий развитию личности.
В данной работерассматривается семейное воспитание. Семья выступает и в качестве социальнойячейки общества и, в то же время, как важнейший фактор формирования личности.
Семья, с позициисоциологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачномсоюзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимнойпомощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческогообщества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, досовременных форм семейных отношений.
Семья — сложнаямногофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функциясемьи – это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. Кфункциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную,или психологическую, репродуктивную, воспитательную. Социолог А.Г.Харчевсчитает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основекоторой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода[1].Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию,семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальноеразвитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости.
Человек приобретаетценность для общества только тогда, когда он становится личностью, истановление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именносемья с ее постоянным и естественным характером воздействия призванаформировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка[2].Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественныйсмысл.
Для каждого человекасемья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека отстрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребностичеловека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание,поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким к условиямсовременной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функциисостоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержкедетей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
1.2. Воспитаниеи родительское воздействие
В родительском труде, какво всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения,которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и нашеповедение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К томуже родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети.Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны инеповторимы.
Например, если родителиво всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случаеони вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать вребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
Родители составляютпервую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшуюроль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери,мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства,окрашивающие отношения ребенка и родителей, это особые чувства, отличные отдругих эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми иродителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходимадля поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви – поистинежизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовькаждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причемесли в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь ибезопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняетфункцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального ипсихологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантияблагополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой иосновной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, чтоего любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должновозникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимаяиз всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрастелюбовно и внимательно[3].
И, тем не менее,подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любвидиктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев,расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когдаутрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологамидоказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркоманиичасто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейномувоспитанию – это требование любви. Но здесь очень важно понимать, чтонеобходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своихповседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию,необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что еголюбят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения иконфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супруговдруг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможноправильное формирование психического мира человека, только на основе любвиможно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви[4].
Многие родители считают,что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когдаребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму,себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все этинеблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когдасоздается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундаментанеизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любяти о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ниот того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях идетском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, сколичеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимаязаботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по ихинициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательнойцели.
Глубокий постоянныйпсихологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию,которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контактнеобходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение ипереживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать иосознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохраненияконтакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизниребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным,проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которыепроисходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, чтоконкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости отвозраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общимизакономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.
Контакт никогда не можетвозникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться овзаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется ввиду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Главное в установлениидиалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видениеситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не обобязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых идетей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однакопервостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешениюпроблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родительв общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться необъектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, визвестном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвуетв общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычноеединоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.
Наиболее существеннаяхарактеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установленииравенства позиций ребенка и взрослого.[5]
Достичь этого вповседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающаяпозиция взрослого – это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой,опытом, независимостью – ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим.Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлениюравенства.
Равенство позицийозначает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек недолжен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания.Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какойим удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях,собственном совершенствовании.
Требование равенствапозиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказываютнесомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общенияс собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняяспециальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степениизменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметнотрансформируется.
Равенство позиций отнюдьне означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, импредстоит подняться до понимания «тонких истин детства».
Равенство позиций вдиалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самыхразных его формах глазами своих детей[6].
Контакт с ребенком, каквысшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном,неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянноетактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мирребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя –все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителямив любом возрасте.
Помимо диалога длявнушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одночрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения междудетьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятиемпонимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность,непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка –значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всемисвойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка вповседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относитьсяк тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми.Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка иприсущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей сталипривычными высказывания типа: «Вот бестолковый», «Упрямец, негодник!», «Любойдурак на твоем месте понял бы, как поступить!».
Всем будущим и нынешнимродителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым,по сути, оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вредконтакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимовыработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергатькритике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманныйпоступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своихсегодняшних успехов и достижений.
Но если хвалить ребенказа то, что есть, он остановится в своем развитии, как же хвалить, если знаешь,сколько у него недостатков? Во-первых, воспитывает ребенка не одно толькопринятие, похвала или порицание, воспитание состоит из многих других формвзаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Здесь же речь идет ореализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильнойчувственной основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требованиепринятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере вразвитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечностипознания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться безпостоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее исильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истиннаялюбовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков инесовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всехположительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, кборьбе со слабостями и несовершенствами.
Контакт с ребенком наоснове принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходитшаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушеннымисхемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий разнепредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своегоребенка. Это путь все новых и новых открытий[7].
Оценку не личностиребенка, а его действий и поступков важно осуществлять, меняя их авторство.Действительно, если назвать своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей,трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставитизменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или инойпоступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему,гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделаетправильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз или по слабости волипойти по более легкому пути, но рано или поздно «высота будет взята», а вашконтакт с ребенком от этого никак не пострадает, наоборот, радость отдостижения победы станет вашей общей радостью.[8]
Контроль за негативнымиродительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто зародительским осуждением стоит недовольство собственным поведением,раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. Занегативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даетвозможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появлениеростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность — таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей[9].
Связь между родителями иребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложенживой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости отматеринского организма. Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннеепрерывание этой связи представляет угрозу для жизни. Человек принадлежит кнаиболее сложным биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностьюнезависимым. Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя.Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети,взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются,как можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненнымиопасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрестисвой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этотвнутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемынезависимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка.Действительно, избранная дистанция в общении с ребенком проявляется уже в тойили иной реакции матери на плач младенца. А первые самостоятельные шаги, апервое «Я — сам!», выход в более широкий мир, связанный с началом посещениядетского сада? Буквально каждый день в семейном воспитании родители должныопределять границы дистанции.
Решение этой задачи,иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется,прежде всего, возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыминавыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром.Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения кребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степенисвободы и самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьяхпервоклассник ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездитна занятия через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех,даже мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняяего безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действияподвергаются строжайшему контролю[10].
Необходимо иметь в виду,что устанавливаемая дистанция связана с более общими факторами, определяющимипроцесс воспитания, прежде всего с мотивационными структурами личностиродителей. Известно, что поведение взрослого человека определяется достаточнобольшим и сложным набором разнообразных побудителей, обозначаемых словом «мотив».В личности человека все мотивы выстраиваются в определенную, индивидуальную длякаждого подвижную систему. Одни мотивы становятся определяющими,главенствующими, наиболее значимыми для человека, другие — приобретают подчиненноезначение. Иными словами, любая человеческая деятельность может быть определеначерез те мотивы, которые ее побуждают. Бывает так, что деятельность побуждаетсянесколькими мотивами, иногда одна и та же деятельность вызывается разными илидаже противоположными по своему психологическому содержанию мотивами. Дляправильного построения воспитания родителям необходимо время от времениопределять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственнаявоспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательнымиусловиями[11].
1.3.Задачи воспитания в семье
Развитие интеллекта итворческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности,нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическоездоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляетзадачи семейного воспитания.
В первый год жизни ребенкаосновная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условиядля физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальныесанитарно-гигиенические условия. В этот период ребенок уже заявляет о своихпотребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-своемувыражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различатьпотребности и капризы, так как потребности ребенка должны удовлетворяться, акапризы пресекаться. Таким образом, ребенок в семье получает свои первыенравственные уроки, без которых у него не может быть выработана системанравственных привычек и понятий.
На втором году жизни ребенокначинает ходить, стремится все потрогать своими руками, достать недостижимое, аподвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот периоддолжно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности,следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть,рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границыдозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться словунельзя.
В дошкольном возрастеосновным видом деятельности ребенка является игра. Дети трех, четырех летпредпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребенокпознает окружающий его мир. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудростьродителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как долженпоступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают егопонимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся иуважаются в обществе, а какие порицаются.
Дошкольники и младшиешкольники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших,считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.
Нравственные начала у ребенкаформируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребенка,показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащатьсловарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звукови в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детейнаблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки ирассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои.Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребенка, условиемего умственного, нравственного и эстетического развития.
В дошкольном возрастедети очень подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одномделе, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучениепотребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важноеще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемыхпоручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять приэтом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре ибытовом труде, включая ребенка в коллективный труд по уборке помещения, наогороде или играя с ним в бытовые или подвижные игры.
Растет в семье ребенок,изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитаниявключаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжаетсязакаливание организма и четкое выполнение утренней гимнастики. Большое местозанимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков ипривычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношениямежду мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания изаботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный примеротца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности иласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и самибудут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важновоспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сестрам,чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанностьи нежность к младшим.
Большая роль отводитсясемье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд,учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощьотцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще дошколы, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличиеу детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хорошийпоказатель их нравственного воспитания.
Таким образом, можносделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенокучится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильнуюпомощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовомтруде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенночувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений,резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман,мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.
Семья располагаетблагоприятными условиями для эстетического воспитания детей. Чувствопрекрасного начинается у ребенка со знакомства с яркой и красивой игрушкой,красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятиепрекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средствомэстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимымикрасками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется,гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходитвоспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитаниюпотребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную силуимеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе сродителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая рольпринадлежит манере правильно и красиво одеваться.
Успех воспитания в семьеможет быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия дляроста и всестороннего развития ребенка.
Глава 2.Условия успешности семейного воспитания.
2.1 Принципысемейного воспитания
В истории развитияобщества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко невсегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семьядолжна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимуществошколе. Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинноевоспитание ребенок сможет получить только в государственных школах, куда надонаправлять его с семилетнего возраста.
В средние века, когдацерковь имела сильное идеологическое влияние, считалось, что только вмонастыре, в церковной или монастырской школе дети могут получить хорошеевоспитание.
В XVIII и в начале XIX в.меняется взгляд на организацию воспитания. В семьях всех сословий традиционнопроявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всегостроилось по принципу «делай как я», то есть в основу семейного воспитания былположен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качествеобразца в первую очередь выступал отец, глава семьи. Его пример, как правило,был образцом для подражания мальчиков, девочки чаще учились у матери.
Так как крестьянскиесемьи нередко посещали разные беды пожары, голод, болезни и преждевременнаясмерть – дети лишались родителей и оставались сиротами. Тогда воспитание детейосуществлялось всем миром, общиной, а иногда и совсем посторонними людьми,которым отдавали детей в ученики. При этом четко срабатывала народнаяпедагогика со всеми традиционными правилами и ясными представлениями о добре изле, допустимом и запретном, разрешаемом и невозможном.
В дворянских и состоятельныхсемьях воспитанием занимались кормилицы и няни, приставленные к маленькомубарину в услужение. Они прививали любовь к родному краю, родной природе,русской речи; воспитывали «русский дух», передавали вместе с народными песнямии сказками народные представления о правде и справедливости, о чести идостоинстве.
Взрослеющих детейпередавали на воспитание французским гувернерам и гувернанткам, которые училиправилам хорошего тона, светским манерам, языкам.
Вообще в явлении гувернерствазаложен глубокий положительный смысл: нотации и нравоучения читает чужойчеловек, которого за постоянные замечания можно и не любить, над которым можноподшучивать, подтрунивать. Родители же одаривают детей лаской, положительнымиэмоциями, поэтому о них дети всегда вспоминают с обожанием и глубокимуважением.
Современные педагоги ипсихологи утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносятумственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка до трехлетнеговозраста непоправимый урон. То есть именно в самом раннем детстве закладываетсяфундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этогофундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружениепотом можно будет на нем воздвигнуть, какой величины и сложности. Значит,создание духовной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания.
Семейное воспитание – общееназвание для процессов воздействия детей со стороны родителей и других членовсемьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьиобусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизнирастущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание,тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладываетосновы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовуюи социальную жизнь человека. Влияние семьи на ребенка сильнее всех другихвоспитательных воздействий.
Методы воспитания в семье– это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическоевлияние родителей на сознание и поведение детей. Всеми родителями используютсяобщие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение,наказание.
Вся система воспитаниядетей в семье строится на следующих принципах:
1. Собственный стильповедения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.
2. Родители должныобеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезнойдеятельности постепенно сформируют личность ребенка.
3. В семье должно бытьединство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к«раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.
4. Наличие авторитетародителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей наформирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном идоверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
Какие родителиавторитетны? Те, кто может оказать ребенку реальную помощь в учебе. Авторитетныи те родители, которые любят своего ребенка и оказывают ему постоянное исистематическое внимание.
Но нельзя путатьавторитет с авторитаризмом. Авторитаризм — стиль руководства, основанный набеспрекословном подчинении.
5. Разумностьродительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего,повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интересак его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.
Нельзя любить ребенка вущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнутьтенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов. Этомешает формировать самостоятельность, тормозит процесс взросления, ведет кнеправильному развитию личности.
6. Традиции в семье.Семья – это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции –устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок.Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны,поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейнуюатмосферу и понимать важность семьи.
7. Учет особенностей поларебенка. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский призывал родителей к тому,чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик. Образцом длядевочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать,перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой,разумной, т.е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведенияявляется отец.
2.2Условия успешного семейного воспитания
Основными условиямиуспеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейнойатмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременногоприобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейнаяатмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности завоспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянномвнимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в большихи малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи,постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основекоторой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственныхвопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумнойорганизации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместныхпрогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимнаяпринципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении,задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Созданиювысоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкиеустои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздниковпо случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослымиподарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферуторжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует»семью как коллектив.
Важным условием успеха ввоспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестер. Отец и матьуполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается ихродительская власть и их авторитет в глазах детей. Родители являются самымиблизкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу илиматери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своимдетям во всем. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся навзаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков вовсех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинныхдрузей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должныпредъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая ихличность.
Успешным воспитание всемье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включаетвесь распорядок дня ребенка в течение суток – время на полноценный сон,закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда иотдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим днядолжен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательномпривыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших долженосуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов итрудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.
Особое место в воспитанииребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особеннолюбит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей иживотных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных,растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный итрудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушаясказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает,волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства,постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когдаон научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельногои систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужнасогласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению,и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний.Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин.У него будут свои герои, которым он будет подражать.
Трудно переоценитьзначение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненныйтонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы ворганизме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего телаи отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением,особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное ихсочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственнуюдеятельность и сохраняют работоспособность.
Трудовое воспитаниеявляется неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенокбудет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать,окружающие будут судить о его ценности.
Важным условием успешноговоспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всемичленами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы.Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитетучителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.
Развитые в раннемвозрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослымиобогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. Априменить их можно, доверившись коллективным формам воспитания.
2.3 Сочетаниесемейного и общественного воспитания
Продолжая семейноевоспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного иобщественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо.Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенныхобластей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие ее влечетза собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, какправонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детскогосада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль.
В хорошо организованном ребячьемобщении наши мальчишки и девчонки получают крепкую, здоровую «закваску». Здесьони привыкают к дисциплине и режиму. Здесь познают драгоценное чувство локтя,приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь проникаются ощущением ответственностиперед товарищами и за товарищей. Здесь приучаются беречь честь коллектива исчитать себя частью единого целого. Словом, здесь в характере детейзакладываются черты, делающие их достойными членами общества.
Общественные формывоспитания должны совершенствоваться не в противовес семье, не взамен ее, а каксредство, которое, органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его,обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не освобождаетродителей от их родительского долга, нисколько не зачеркивает того, чтовыращивание детей является основной социальной функцией семьи. Но затообязывает родителей внимательно координировать свои усилия с внесемейнымивоздействиями на ребенка, обязывает активно участвовать в работе тех учреждений,где он учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в воспитании детей.
Единство усилий,постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности – это то, к чему мыдолжны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения.
Итак, каким бызамечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначениемявляется формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается всемье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, подвоздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь все то, что он видити слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственныхдействий ребенка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формированииличности. Благодаря этому совершенному действию ребенок входит в контекстсоциальных отношений, уже играя определенную социальную роль. Воспитательныйпроцесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – этожизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семьекоординируются усилия всех участников воспитательного процесса школы, учителей,друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается.Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенствои моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания,которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несутв себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.
Заключение
Проведя данноеисследование можно сделать выводы о том, что в настоящее время в связи смногочисленными кризисами экономики и политики страны проблемы семьи исемейного воспитания приобрели особую актуальность. Несмотря на то, чтопроблемы семьи долгое время были несколько отодвинуты на второй план, сейчасважность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитииподрастающего поколения.
Также мы определили, чтодуховное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленностьи способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает ихформирование в детстве и юношеские годы. А так как родители составляют первуюобщественную среду ребенка, соответственно личности родителей играютсущественнейшую роль в его жизни. Развитие интеллекта и творческихспособностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности,нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическоездоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляетзадачи семейного воспитания.
Таким образом, можносделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. Семья – этоглавный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятнымиусловиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятиепрекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев,выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего видасамого ребенка и его родителей.
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод, что семейное воспитание играет основополагающую роль ввоспитании ребенка.
Также стало ясно, чтовоспитание не происходит само собой. Семейное воспитание ребенка строится наопределенных принципах, выработанных поколениями.
Каковы же условияуспешного семейного воспитания?
Успех воспитания в семьеможет быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия дляроста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ееглубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в нейчеловека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем вышерезультаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
Основными условиямиуспеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейнойатмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременногоприобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Конечным назначением воспитанияявляется формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается всемье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, подвоздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс всемье не имеет границ, начала или конца.
Семья создает для ребенкату модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшемстроить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков. Таким образом,воспитывая ребенка, создавая для него модель жизни, необходимо помнить о том,что эта модель может стать основой для многих последующих поколений.
Списоклитературы
1. Азаров Ю.П.Семейная педагогика. — М. Просвещение,1994
2. Байков Ф.Я.Ответственность родителей: заметки о воспитании. — М. Педагогика,1985
3. Бехтерев В.М.Вопросы общественного воспитания. — М, 1910 (электронная версия)
4. Дубровская Н.В.Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000
5. Каган Е.В.Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия кличностному росту. — Современная семья: проблемы, решения, перспективыразвития. — М., 1992.(электронная версия)
6. Кон И.С.Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989
7. Кузьмишина Т.Л.Семейное воспитание: родительские запреты и требования- М.: МОСУ, 2006
8. Кулик Л.А.,Берестов Н.И. Семейное воспитание – М., Просвещение 1990
9. Лебедев П.А.Семейное воспитание. – М.: Академия, 2001
10. Лесгафт П.Ф.Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991
11. Островская Л.Ф.Педагогические знания родителям. — М.: Педагогика,1989
12. Полонский И.С.Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. — В кн.: Комплексныйподход к воспитанию школьников. — М.: Просвещение, 1982
13. Путилина В.А.Школа молодых родителей. Как вырастить здорового и счастливого ребенка. – М.:Эксмо, 2004
14. Филонов Л.Б.Психологические способы установления контактов между людьми. — М., 1983
15. Харламов И.Ф.Педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям- М.: Гардарики, 2002
16. Харчев А.Г. Браки семья в СССР. – М.: Просвещение,1989
17. Харчев А.Г.Социология воспитания. — М.: Просвещение, 1990
18. Педагогика. Подредакцией Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983
19. Популярнаяпсихология для родителей. Под редакцией А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1988
20. Материалы сайта www.moideti.com