Реферат по предмету "Финансовые науки"


Формирование расходов бюджета на образование

/>Министерствообразования и науки Республики КазахстанКурсовая работа
натему: «Формирование расходов бюджета на образование»

Введение
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовойкатегории — бюджета — представляют собой затраты, возникающие в связи свыполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономическиеотношения, на основе которых происходит процесс использования средствцентрализованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется вомножестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной иколичественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражаяэкономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетныхрасходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодноустанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономическойситуации и общественных приоритетах.
Многообразие конкретных видов бюджетных расходовобусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнемсоциально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета снародным хозяйством, административно-территориальным устройством государства,формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторовпорождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства наопределенном этапе социально-экономического развития.
Образование традиционно является приоритетной сферой вКазахстане. Это провозглашено во многих политических заявлениях и программах. Иесли в первое десятилетие независимости республики эти декларации не всегдаподкреплялись соответствующим финансированием, то с 2000-2001 гг. ситуацияизменилась: стабилизация и подъем экономики позволили увеличить расходыгосударства на образование
Однако, очевидному возрастанию интереса и внимания кобразованию и со стороны государства, и со стороны общества сопутствует«нарастающее ощущение его неблагополучия»: несмотря на регулярно проводимыереформы, качество знаний и уровень интеллектуальной подготовки школьников истудентов ежегодно неуклонно снижаются.
Причиной такого положения дел традиционно считаетсяуменьшение финансирования образования в период 1991 -1998гг., которое повлеклоза собой закрытие детских садов, школ, резкое увеличение наполняемости классови их совмещение, потерю квалифицированных педагогических кадров и т.д.Поскольку, безусловно, вышеперечисленные факты имеют место и ежедневнонегативно сказываются на каждом участнике образовательной реальности, то выходиз сложившейся кризисной ситуации видится ими, прежде всего, в увеличениифинансирования.
В настоящее время актуальным является изучениенаправления, содержания и эффективности образовательных реформ в РК. Темарасходов бюджета на финансирование образования постоянно обсуждается назаседаниях Правительства и депутатского корпуса РК как в плане повышенияинформированности о процессах формирования, распределения и расходованиябюджетных средств, так и в плане получения реальной картины взаимодействияорганов власти и общественности в бюджетном процессе в сфере образования.
Цель курсовой работы заключается в исследованиирасходов бюджета на финансирование образования.
К задачам курсовой работы относятся:
1. изучить финансовое обеспечениеобразовательной отрасли;
2. проанализировать механизмформирования бюджета образования.
3. проанализировать структуру бюджетаи проследить динамику расходов на образование по статьям;
4. оценить реальную эффективностьосвоения бюджетных средств, выделяемых на финансирование образования вРеспублике Казахстан.
Методологической основой для написания курсовой работыпослужили нормативно-законодательные акты: Конституция РК, Бюджетный Кодекс,Закон РК «О бюджетной системе», Закон РК «Об образовании», труды отечественныхи зарубежных ученых в области бюджетного процесса, материалы периодическойпечати, статические и аналитические материалы фонда СОРОС.
Глава 1 Теоретические аспекты государственного финансирования образования1.1 Сущностьгосударственных расходов
Государственныйбюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Егосуществование в качестве самостоятельной сферы распределения объективнопредопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается всоответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средствнеобходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всегонационального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом.Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределенияобусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается вцентрализованных средствах; для финансирования приоритетных отраслей, дляпроведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества решениязадач оборонного характера, покрытия общих издержек государственногоуправления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь нерезультат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость,обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциямигосударства.
Насовременном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсыпозволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественногопроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальнойструктуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередныхпрограмм развития отраслей экономики, проводить крупные социальныепреобразования.
Благодаряфинансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающихучастках экономического и социального развития, подготавливая условия дляуспешной реализации экономической и социальной политики государства.
Такимобразом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджетвыполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворениюобщегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существованияобъективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественноеназначение, государственный бюджет выступает в качестве экономическойкатегории.
Изтекущего бюджета Республики Казахстан (далее — текущий бюджет) финансироватьтекущие расходы функциональных групп и обслуживание государственного долга.
Государственныерасходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированиемгосударства. Как экономическая категория государственные расходы выражаютэкономические отношения, связанные с распределением, перераспределением ипотреблением части валового общественного продукта в целях развития исовершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразныхпотребностей общества.
Рольгосударственных расходов определяется тем, что преобладающая их частьнаправляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами иуслугами населения страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону,охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственныхинфраструктурных предприятий и организаций призваны удовлетворить общиепотребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугамисо стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.
Организациягосударственных расходов достигается посредством их прогнозирования, а такжеустановления строгого порядка их финансирования и использования средств.Поэтому одним из принципов организации государственных расходов являетсяплановость. Государство участвует в распределении и перераспределении валовогообщественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственнойсферами, отраслями, экономическими районами в целях сбалансированного развитиянационального хозяйства и повышения социального уровня жизни народа. Основнымметодом планирования государственных расходов является балансовый метод.Целевой характер финансирования государственных расходов предполагаетиспользование государственных средств на строго определенные мероприятия. Этимобеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей национальногохозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболееперспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно-техническийпрогресс и решение важнейших социальных проблем.
Безвозвратныйхарактер финансирования государственных расходов не требует непосредственного возмещенияпредоставленных ресурсов (в отличие от кредитного метода). Предоставлениефинансовых ресурсов согласно данному принципу в последнее время совмещается скредитными методами финансирования из государственного бюджета (например черезГосударственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства) — это повышаетэффективность используемых ресурсов.
Необходимымпринципом организации государственных расходов является оптимальное сочетаниебюджетных, кредитных и собственных источников их покрытия. Этот принципвыражает процесс софинансирования государственных расходов.1.2 Системафинансирования образования
Республика Казахстан признана мировым сообществом какгосударство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимостистрана достигла значительного роста в экономике, интегрируясь с мировымсообществом.
В этом контексте возрастают роль изначение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровняобщественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны.Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование,требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового историческогоэтапа и соответствия потребностям развития экономики.
В условиях быстроизменяющегося мираи увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являютсяобязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны не простоовладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена системаказахстанского образования (знаниецентризм). Гораздо важнее и сложнее привитьобучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать иэффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезногоучастия в жизни общества (компетентность). Казахстанская система образованияпродолжает развиваться в условиях устаревших методологической базы, структуры исодержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательномпространстве. Содержание образования остается фактологическим и неориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному итворческому участию в жизни общества. Отсутствие унифицированной системыуправления образованием на региональном уровне, недостаток штатной численностиспециалистов в отделах образования отрицательно сказываются на эффективностиуправления образованием.
Разработка и реализациягосударственной политики в сфере образования осуществляется в соответствии сЗаконом Республики Казахстан «Об образовании». К компетенции правительстваотнесены и разработка и реализация государственной политики по развитиюобразования. Реализацию этой политики осуществляют вместе с правительством также и центральный исполнительный орган Республики Казахстан в областиобразования, местные исполнительные органы и местные органы управленияобразованием.
Системафинансирования образования — совокупность бюджетов, других источников доходов,а также бюджетных и внебюджетных процессов и отношений.
Системафинансирования образования основывается на следующих принципах:
- принцип эффективности и результативности
- принцип приоритетности
- принцип ответственности
- принцип разграничения и самостоятельности всех уровней бюджетов
Источникамифинансирования образования являются:
- бюджетное финансирование содержания государственных учрежденийобразования;
- бюджетное финансирование государственного образовательногозаказа;
- доходы от оказания платных образовательных услуг;
- доходы от оказания других видов платных услуг, не противоречащихзаконодательству;
- кредиты банков второго уровня;
- спонсорская и благотворительная помощь, безвозмездные отчисленияи пожертвования, гранты;
- средства в размере до одного процента от общего объемаинвестиций, определяемых модельными контрактами на проведение операций понедропользованию.
Государственноефинансирование является основой государственных гарантий получения гражданамиРеспублики Казахстан образования. Государство обеспечивает выделение бюджетныхассигнований на образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетнымпрограммам и бюджетным программам развития.
Финансированиегосударственных организаций образования осуществляется за счет республиканскогои местных бюджетов с соблюдением требований, устанавливаемых государственнымиобщеобязательными стандартами образования по уровням образования, и наосновании норм, определяемых законодательством Республики Казахстан.
Государствообеспечивает выделение ежегодных бюджетных ассигнований в Фонд всеобщегообязательного среднего общего образования в размере не менее одного процента(не менее трех процентов – ДДСО) от суммы расходов на текущее содержаниеобщеобразовательных школ.
Финансированиемалокомплектных школ должно учитывать затраты, не зависящие от количестваобучающих.
Финансированиегосударственных учреждений образования за счет средств государственного бюджетаобеспечивает содержание и выполнение функций учреждений в соответствии собщеобязательными стандартами образования.
ПравительствоРеспублики Казахстан утверждает гарантированный норматив сети государственныхучреждений общего среднего образования в зависимости от плотности населения иотдаленности населенных пунктов.
Финансированиегосударственных предприятий образования, организаций образования другихорганизационно-правовых форм, осуществляется на основе государственногообразовательного заказа.
Финансированиечастных организаций образования по государственному образовательному заказуосуществляется при условии их аккредитации.
Финансированиеорганизации образования на подготовку кадров осуществляется:
- с техническим и профессиональным, послесредним образованием ввиде размещение государственного заказа;
- с высшим образованием путем предоставления обучающимсядифференцированных образовательных грантов (обусловленных грантов). ДДСО
Государственныйзаказ на финансирование среднего профессионального и высшего профессиональногообразования размещается в виде дифференцированных образовательных грантов(обусловленных грантов). Размер дифференцированных образовательных грантовопределяется Правительством Республики Казахстан в зависимости отспециальности, вида и статуса учебного заведения.
Размещениегосударственного заказа осуществляется в соответствии с законодательством огосударственных закупках.
Созданиеи развитие материально-технической базы государственных организаций образованияосуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, доходов отоказания платных услуг, иных источников, не запрещенных законодательствомРеспублики Казахстан, в соответствии с республиканскими и региональными инвестиционнымипрограммами и проектами.
Порядокформирования республиканских и местных инвестиционных программ и проектовутверждается Правительством Республики Казахстан.
Вцелях обновления и укрепления материально-технической базы высших учебныхзаведений с особым статусом инновационных и национальных высших учебныхзаведений в величине образовательного гранта предусматриваются расходы наразвитие в размере не менее 50 и 30 процентов соответственно к текущимрасходам.
Государствоможет субсидировать приобретение необходимого учебного, учебно-клиническогооборудования для учебно-клинических центров государственных медицинскихорганизаций образования с целью повышения качества клинической подготовкимедицинских работников в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Организацииобразования имеют право владеть и пользоваться имуществом в порядке,определенном законодательством и их уставами. Государственное имуществоорганизации образования не подлежит изъятию или использованию в целяхпротиворечащих основным задачам организации образования. Приватизацияорганизаций образования осуществляется в соответствии с законодательством и посогласованию с уполномоченным органом в области образования.1.3Нормативно-правовое обеспечение финансирования бюджетных программ наобразование
Расходнаячасть текущего бюджета формируется на основе бюджетных программ с указаниемконкретных целей. Основным приоритетом расходов текущего бюджета являютсярасходы на социальную сферу (образование, здравоохранение, социальную защиту).
Нормативно-правовоеобеспечение финансирования бюджетных программ составляют следующиезаконодательные акты:
1.Конституция Республики Казахстан, в разделе II статьи 30которой обозначено следующее: «Гражданам гарантируется бесплатное среднееобразование в государственных учебных заведениях. Среднее образованиеобязательно».
2.Нормативно-правовые документы, регламентирующие бюджетный процесс:
— Бюджетный Кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548;
— Закон Республики Казахстан «О бюджетной системе» от 1 апреля 1999года № 357-1(с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с Законом РеспубликиКазахстан от 07 декабря 2001года № 261);
— Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2002 года N 832 «Обутверждении Правил финансовых процедур по исполнению бюджета и ведению формотчетности (периодической и годовой) для государственных учреждений,содержащихся за счет государственного бюджета»;
 -Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года № 505-11 «О республиканскомбюджете» на соответствующий год;
-Решениямаслихатов о местном бюджете на соответствующий год;
— Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 07 июля 2004 года (ст. 43, ст.44).
Правона доступ населения к информации вообще и информации о бюджете образования вчастности закреплено в следующих законодательных актах:
1. Конституция Республики Казахстан, статья 18 п.3: «Государственныеорганы, общественные объединения, должностные лица и средства массовойинформации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться сзатрагивающими его права и интересы документами, решениями и источникамиинформации»;
2. Конституция Республики Казахстан, статья 20 п.2: «Каждый имеет правосвободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным закономспособом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты РКопределяются законом»,
3. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548, ст.94: «Паспорта администраторов бюджетных программ подлежат обязательномуопубликованию в электронных и (или) иных средствах массовой информации собеспечением защиты государственных секретов в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан». (Прим. РЦПИ: см. P020832)
4. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19.06.1995года «О порядке рассмотрения обращений граждан».
5. Закон Республики Казахстан «Об образовании», статья 33. Компетенцияорганизаций образования.
Нормативно-правовымоснованием создания и функционирования паспортов бюджетных программ являетсяБюджетный Кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года за № 548, в ст.74,п.7 которой указано: «Проект паспорта бюджетной программы (подпрограммы)является документом, определяющим цели, задачи, нормативно-правовое обоснование,ожидаемые результаты, мероприятия, ответственных исполнителей, срокивыполнения, стоимость в национальной валюте, источники финансирования бюджетнойпрограммы».
Проектпаспорта бюджетной программы входит в бюджетную заявку, ежегодно составляемуюадминистратором бюджетной программы.
Паспортабюджетных программ составляются в соответствии с едиными стандартамисоставления паспортов бюджетных программ (Закон РК от 01. 04. 1999 г. «Обюджетной системе», Постановление правительства РК о 29.05.2002 г. № 592«Правила разработки проектов республиканского и местного бюджетов)
Паспорт бюджетной программы должен включать в себяследующие разделы:
1. Стоимость бюджетной программы.
В данном пункте указывается сумма расходов по годам,необходимая для реализации бюджетной программы. Проект паспорта по бюджетнымпрограммам, направленным на реализацию инвестиционного проекта с выделениемосвоенных сумм за прошедший период с начала реализации инвестиционного проекта,сумм, запланированных на текущий финансовый год и последующие годы до окончанияреализации инвестиционного проекта.
2. Нормативно-правовые акты, регулирующие программу.
В данном пункте приводятся нормативно-правовые актыРеспублики Казахстан, определяющие государственные функции и необходимостьреализации целей и задач данной программы. При этом следует полностью указыватьнаименование, дату и номер нормативного акта, в случае ссылки назаконодательный акт обязательно указывать номер статей.
3. Источники финансирования программы.
Источниками финансирования бюджетной программы могутбыть средства республиканского и местного бюджетов, в том числеправительственные займы, займы местных исполнительных органов, софинансированиеиз вышестоящего бюджета.
4. Цель бюджетной программы.
Целью программы является определенный конечныйрезультат, который должен быть достигнут при выполнении бюджетной программы.Цель бюджетной программы должна быть четкой, реалистичной и достижимой. Цельбюджетной программы формируется исходя, прежде всего, из задач стратегического развитиястраны, индикативного плана Республики, Индикативных плановсоциально-экономического развития областей, городов Астаны и Алматы,государственных, отраслевых (секторальных) программ, экономических и социальныхпрограмм развития территорий, а также функций государственного управления.
5. Задачи программы
Цель программы разбивается на отдельные задачи. Задачипрограммы отражают цель программы и должны быть ясными, четкими, конкретными ипроверяемыми. Задачи должны представлять собой основные этапы достижения целейпрограммы.
6. План мероприятий по реализации программы.
План мероприятий по реализации бюджетной программыпредставляет собой комплекс организационных, экономических, технических другихдействий с количественными характеристиками. В плане мероприятий указываютсяконкретные действия и мероприятия по реализации бюджетной программы с указаниеподпрограмм (в случае их наличия), по которым эти действия предусмотрены,ответственные исполнители (подведомственные государственные учреждения или самадминистратор бюджетных программ) и сроки реализации каждого мероприятия погодам.
7. Ожидаемые результаты реализации бюджетнойпрограммы.
Данный пункт должен содержать количественные икачественные показатели, характеризующие достижение цели программы по годам.Показатели, характеризующие уровень выполнения программы и ее эффективность,должны быть доступными и проверяемыми.
В результате изучения теоретическихоснов финансирования образования из государственного бюджета было выявлено, чтоГосударство обеспечивает выделение ежегодных бюджетных ассигнований наобразование с учетом его приоритетности. Правительство Республики Казахстанутверждает гарантированный государственный норматив сети организацийобразования в зависимости от плотности населения и отдаленности населенныхпунктов.
Финансирование государственныхорганизаций образования осуществляется за счет бюджетных средств с соблюдениемтребований, устанавливаемых государственными общеобязательными стандартами поуровням образования, и с учетом денежных и натуральных норм, а также нормоплаты труда, определяемых законодательством Республики Казахстан.
Далеепроведем анализ расходов бюджета на финансирование образования в динамике заряд лет и в разрезе республиканского, областного и городского бюджетов.
Глава 2. Анализ расходов бюджета на финансирование образования2.1 Анализ бюджетаобразования Республики Казахстан в 2002-2005 годах
Стабилизацияэкономического положения страны позволила значительно увеличить расходыгосударственного бюджета на образование (таблица 1).
Таблица 1 – Расходы государственного бюджета наобразование (млн. тенге) 2000 2001 2002 2003 2004
Дошкольное
воспитание и обучение 2975 3322 3880 4553 5742 Среднее общее образование 60007 67224 81744 98906 124979
Начальное
профессиональное образование 2693 3018 3910 5299 6540
Среднее
профессиональное образование 2662 2528 2989 3495 5001
Высшее
и послевузовское образование 8120 9344 11783 12763 15506 Прочие программы 4959 17640 14671 24505 33547 Итого 81416 103076 118977 149521 191315 в % к ВВП 3,1 3,1 3,2 3,4 3,8
Увеличениерасходов государства на образование было не только абсолютным, но и впроцентном отношении к ВВП несмотря на значительные темпы его роста.
Всоответствии с функциональной классификацией расходы на образование в бюджетахвсех уровней относятся к функциональной группе «04 Образование» (Ф-04).Названия, номера, количество программ, а также число администраторов,исполняющих программы Ф-04, из года в год изменяются.
Втаблице 2 представлены данные о динамике изменения программ функциональнойгруппы «04 Образование» в разрезе трех лет: 2002-2005.
Таким образом, после резкого уменьшенияколичества программ в 2004 (42 в 2004 году против 85 в 2002 году), в 2005 годуколичество программ группы образование увеличилось до 57.
Таблица 2 — Программы функциональной группы «04 Образование»№№ п/п Годы
Количество администраторов программ
функц. группы
04 Образование
Количество программ функц. группы
04 Образование Всего программ Программ администратора 225 МОиН Программ других администраторов 1 2003 19 85 48 37 2 2004 12 42 21 21 3 2005 14 57 26 31
Втаблице 3 и на рисунке 1 представлены сравнительные данные об общих расходахбюджета и расходах на финансирование образовательных программ.
/>
Рисунок 1 – Удельный вес расходов на образование в бюджете РК (%)

Таблица3 — Сравнительная таблица расходов бюджета ибюджета образования Наименование Бюджет Республики Казахстан
Абсолютное Отклонение расходов тыс. тг 2005/
2004гг Уд. вес расходов на образование в расходах бюджета РК ( %) Темп роста (%) 2002 2004 2005 2002 2004 2005
2002/
2004
2004/
2005 Расходы бюджета 567856905 1026969555 1089469412 62499857 - - - 180,85 106,09 В том числе на образование 16452861 36128220 57371693 21243473 2,90 3,52 5,27 219,59 158,80
Таким образом, по данным рисунка 1видно, что в 2002 – 2005 годах расходы на образование стабильно растут. Причемтемпы роста бюджета образования опережают темпы роста расходов республиканскогобюджета. Увеличивается также и удельный вес бюджета образования в расходахреспубликанского бюджета (рисунок 2).
/>

/>
Рисунок 2 – Удельный вес программ вбюджете образования РК (%)
Такимобразом, в структуре бюджетов 2002, 2004, 2005 годов наибольший удельный весприходится на программы по подготовке специалистов с высшим и послевузовскимпрофессиональным образованием. (Рис. 2). Причем их доля в бюджете постепенноснижается от 70% в 2002 году до 37,12% в 2005 году. Но по абсолютной величинестоимость этих программ увеличивается и темп их роста в 2004/2005 годахсоставил 123%. Доля расходов республиканского бюджета на подготовку специалистовсо средним профессиональным образованием снижается: от 6,06% в 2002 году до3,09% в 2005 году. По программам, исполняемым другими администраторами, темпроста составляет 114,03%, тогда как по программам, исполняемым администратором225 МОиН темп роста 75,07%.
Интереснадинамика финансирования программ по повышению квалификации и переподготовкекадров, исполняемых администратором 225 МОиН (таблица 4).
Поданным таблицы 4 видно, что в 2002 – 2004 годах финансирование по этимпрограммам уменьшилось и по удельному весу, (с 1,19% до 0,11%) и по абсолютнойвеличине: с 196383 до 40878 тыс. тенге, темп роста 20,82%. В бюджете же 2005года происходит резкое увеличение финансирования этих программ: с 40878 до156544 тыс. тенге и темп роста составил 382,95%.
Таблица4 — Соотношение затрат на переподготовку и повышение квалификации по МОиН идругим администраторамАдминистратор Название Сумма, тыс. тенге
Удельный вес в бюджете образования
%
225
МОиН 2002 2004гг 2005 2002 2004 2005 Образование 16452861 36128220 57371693 10/ повышение квалификации и переподготовка кадров на республиканском уровне 196383 1,19 023/повышение квалификации и переподготовка кадров гос. организаций образования 40878 0,11 023/ повышение квалификации и переподготовка кадров 619044 1,08 ИТОГО ДРУГИЕ АДМИНИСТРАТОРЫ ЗА 2002 ГОД 351222 2,13 ЗА 2004 ГОД 412412 1,14 ЗА 2005 ГОД 1291213 2,25
Кромепрограммы 023 в республиканском бюджете 2005 года впервые появились программы038 и 039 Целевые текущие трансферты на переподготовку и повышение квалификациипедагогических работников и на укрепление материально-технической базыобластных (городских) институтов повышения квалификации педагогических кадров.И хотя доля этих программ в бюджете, включая программу 023, незначительна,всего 1,08%, но по абсолютной величине их финансирование увеличилось в 15,1раза, темп роста составил 1514,4%.
Такимобразом, в результате анализа динамики бюджета образования Республики Казахстанза 2002-2005 года выявлено, что бюджеты образования РК 2004, 2005 годов посравнению с 2002 годом по абсолютной величине увеличились, а количествобюджетных программ уменьшилось.
Наибольшийудельный вес в структуре бюджета образования РК приходится на программы поподготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональнымобразованием, строительству и реконструкции объектов образования и целевыетрансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астана и Алматы.
Вбюджетах РК 2004, 2005 годов появились программы целевых трансфертов областнымбюджетам, бюджетам городов Астаны, Алматы. В 2005 году по сравнению с 2004годом увеличилось и их количество, и их доля в бюджетах. Однако прозрачностьбюджетов 2004, 2005 годов по сравнению с бюджетом 2002 года уменьшилась.
В 2005году впервые выделены целевые текущие трансферты на переподготовку и повышениеквалификации педагогических работников и на укрепление материально-техническойбазы областных (городских) институтов повышения квалификации педагогическихкадров. Эти программы адм. 225 МОиН имеют наибольший темп роста в бюджете 2005года.2.2 Анализбюджета образования Караганды и Карагандинской области
Еслипроанализировать областные бюджеты на образования (рисунок 3), то видно, что в 2005 году бюджеты образования во всех рассматриваемыхобластях, кроме Карагандинской, по сравнению с 2004 годом по абсолютнойвеличине уменьшились, также уменьшилось и количество бюджетных программ.
/>
Рисунок 3 – Удельный вес расходов на образование вбюджетах областей Республики Казахстан (%)
Новместе с тем доля образования в бюджетах этих областей в 2005 году возросла. С2004 года в бюджетах областей нет программ, направленных на укреплениематериально-технической базы, капитальный ремонт, строительство и реконструкциюобъектов образования (программы 064, 066, 072, 074, 073, 40, 30, 53, 77, 80).Можно предположить, что все эти программы объединены в программе 016, котораяпоявилась в бюджетах СКО, ВКО и Карагандинской областей 2004 года. Стоимостьпрограммы 016 больше стоимости вместе взятых вышеуказанных программ 2003 года,но объединение их в одной программе снижает прозрачность бюджета: невозможносделать вывод о том, на что идет и как изменяется финансирование мероприятийданной программы. Следует также отметить, что в 2004 году в бюджетах ЗКО иЖамбылской области нет и программы 016, и вышеперечисленных программ бюджета2003 года. Также в 2004 году в бюджетах всех областей отсутствует программа 40«Методологическое обеспечение на местном уровне», которая в 2003 годунезначительно финансировалась только в ЗКО и Жамбылской области.
Поудельному весу бюджета образования в расходах бюджета в 2004 годуКарагандинская область (8,98%) находится на втором месте послеВосточно-Казахстанской области (9,07%), а в 2005 году эти области поменялисьместами: 11,6% в Карагандинской и 10,7 в ВКО. (Рисунки 4 и 5). И если поданному показателю Восточно-Казахстанская область в 2004 году находится напервом месте, то и темп роста расходов областного бюджета (117,09%) и темпроста бюджета образования (122,98%) в этой области самые низкие.
/>
Рисунок4 – Темп роста расходов областных бюджетов и бюджетов образования (%), 2004 год

/>
Рисунок5 – Темп роста расходов областных бюджетов и бюджетов образования (%), 2005 год
Такимобразом, в 2004 — 2005 годах во всех областях, кроме Карагандинской, темпы ростабюджетов образования превышают темпы роста расходов областных бюджетов. Такжетолько в Караганде в 2004 году не увеличилась, а наоборот снизилась, долябюджета образования в расходах области. Но по абсолютной величине темп ростабюджета образования в Карагандинской области (126,1%)превышает самый низкийаналогичный показатель ВКО (122,9%).
В 2005году по сравнению с 2004 годом темп роста бюджетов по всем областям несколькоснижается, кроме бюджета образования Карагандинской области (142,3% в 2005 годупротив 126,1% в 2004 году).
Втаблице 5 представлен перечень бюджетных программ областных бюджетов за период2003-2004 года.
Таблица5 — Перечень бюджетных программ областных бюджетов 2003/2004 гг.
№№ программ 2003
/2004 гг Название программ 1 2 011/- Повышение квалификации и переподготовка кадров на местном уровне 011/007 Повышение квалификации и переподготовка кадров на местном уровне 008/2 Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием на местном уровне 011/003 Повышение квалификации и переподготовка кадров на местном уровне МУ 020/4 Общеобразовательное обучение на местном уровне 32/5  Информатизация системы среднего образования на местном уровне 037/6 Приобретение и доставка учебников для обновления библиотечных фондов государственных учреждений среднего образования 061/8 Реализация программ дополнительного образования для детей и юношества на местном уровне 062/9 Проведение школьных олимпиад на местном уровне. 031/11 Начальное профессиональное образование на местном уровне 008/12 Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием на местном уровне 011/013 Повышение квалификации и переподготовка кадров на местном уровне 038 /14 Оказание психолого-медико-педагогической консультативной помощи населению по обследованию психического здоровья детей и подростков 052 / 15 Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с проблемами в развитии — / 16 Развитие объектов образования 064/ - Укрепление материально-технической базы прочих организаций образования 066/ - Капитальный ремонт учреждений начального общего, среднего общего образования 072/ - Укрепление материально-технической базы учреждений начального общего, основного общего, среднего общего образования 074/ - Укрепление материально-технической базы учреждений начального профессионального образования 073/ - Капитальный ремонт учреждений начального профессионального образования 40 / - Методологическое обеспечении е на местном уровне. 30 / - Капительный ремонт прочих объектов образования на местном уровне 53 / - Строительство объектов образования на местном уровне 77 / - Укрепление материально-технической базы учреждений повышения квалификации 80 / - Строительство сельских школ
Нарисунке 6 наглядно представлен удельный вес бюджетных программ образования поКарагандинской области за 2003-2004 года.

/>
Рисунок6 — Удельный вес бюджетных программ образования по Карагандинской области за2003-2004 года
По рисунку 6 видно, что в бюджетахКарагандинской области самый большой удельный вес занимает программа 020/4«Общеобразовательное обучение на местном уровне». Расходы на эту программурастут и по абсолютной величине и по доле в бюджетах образования области.
Финансирование программы«Приобретение и доставка учебников для обновления библиотечных фондовгосударственных учреждений среднего образования» следующее — в Карагандинскойобласти из областного бюджета на эту программу выделяется очень мало средств, в15 – 20 раз меньше, чем в других областях.
Таблица6 — Динамика расходов областного бюджета по программе 037/006037/006 Приобретение и доставка учебников для обновления библиотечных фондов государственных учреждений среднего образования Караганда 2003 год, тыс. тенге 9279 2004 год, тыс. тенге 9938 Абсолютное отклонение 659 Темп роста % 107,1
Увеличивается стоимость программдополнительного образования для детей и юношества на местном уровне. В 2004году профинансирована программа «Проведение школьных олимпиад на местномуровне». Причем в Карагандинской области она увеличилась в 5,3 раза.
Также надо отметить, что только вКарагандинской области с 2004 года финансируется программа 052/15 «Реабилитацияи социальная адаптация детей и подростков с проблемами в развитии».
Такимобразом, расходы областных бюджетов на образование увеличиваются и поабсолютной величине и по удельному весу в бюджетах областей. Наибольшийудельный вес в структуре бюджета образования областей занимают программы«Общеобразовательное обучение на местном уровне» «Начальное профессиональноеобразование на местном уровне», и «Подготовка специалистов со среднимпрофессиональным образованием на местном уровне».
Нагрузкапо финансированию программ начального и среднего профессионального образованияпереносится с республиканского на областные бюджеты
Дажеесли удельный вес программ в бюджете образования уменьшается, то в большинствеслучаев по абсолютной величине эти программы все равно увеличиваются.
Так жекак и в бюджете республики в 2004, 2005 годах в областных бюджетах произошлосокращение количества программ и объединение нескольких мелких программ в болеекрупные. Так в бюджетах трех рассматриваемых областей появилась программа 016«Развитие объектов образования». Недостатком такого изменения является то, чтоне расписано ее целевое и адресное назначение. То есть теперь из бюджета невидно, на что именно и сколько средств направляется в рамках этой программы: наразвитие инфраструктуры образования или на развитие научно-методической исодержательной его составляющей.
Дляанализа структуры бюджета образования города был взят бюджет образования г.Караганды. Доля образования в городском бюджете увеличилась с 39% в 2004 годудо 41,30% в 2005 году.

/>
Рисунок 7 – Удельный вес расходов на образование в городском бюджете (%)
Втечение года бюджет города уточняется, в основном увеличивается. Таким образом,темп роста бюджета образования в течение 2004 года составил 112 %. (Табл. 7).
Таблица7 — Динамика бюджета образования г.Караганды в течение 2004 года Наименование
Утвержденный бюджет на 2004 г.
32 сессия П созыва
15.07.2004г.
36 сессия П созыва
30.10.2004г
П сессия
Абсолютн.откл.
тыс. тенге
Темп роста
%
Уд. Вес
%
30.10.2004г
П сессия 1 2 3 4 5 6 7 8 Образование 1868533 2010148 2091081 222548 112% 100 % 036 Детское дошкольное воспитание и обучение 210090 223947 250478 40388 111,9% 11,9% 020 Общеобразовательное обучение 1521752 1620513 1673915 152163 109,9% 80% 037 Приобретение и доставка учебников для обновления библиотечных фондов гос. учреждений среднего образования 30077 30077 30077 1,4% 040 Методологическое обеспечение 2510 2510 2510 0,1% 061 Реализация программ дополнительного образования для детей и юношества 70881 73784 73784 2903 104% 3,5% 062 Проведение школьных олимпиад 123 123 123 0,34% 053 Строительство объектов образования - - 4480 0,2% 066 Капитальный ремонт учреждений начального общего, среднего общего образования 15100 15100 10425 -4675 69% 0,4% 072 Укрепление материально-технической базы учреждений начального общего, основного общего, среднего общего образования
18000
уд вес 0,9% 25594 26789 8789 149% 1,28% 030 Капитальный ремонт прочих объектов образования - 18500 18500 0,88%
Нарисунке 8 представлен удельный вес программ бюджета на образование г.Караганды,2004 год
/>/>
Рисунок8 – Удельный вес программ бюджета образования г. Караганды, 2004г.

Такимобразом, в 2004 году 80% бюджета приходится на программу 020«Общеобразовательное обучение на местном уровне». 11,9% на программу 036«Детское дошкольное воспитание и обучение на местном уровне». На остальныевосемь программ приходится 8,1% бюджета. По вышеназванным программамфинансируются в основном заработная плата (60 – 80%) и коммунальные услуги (17– 25%).
Втечение года уменьшились расходы по программе 066 «Капитальный ремонтучреждений начального общего, среднего общего образования» — темп роста 69 %
Большевсего выросли расходы по программе 072 «Укрепление материально-технической базыучреждений начального общего, основного общего, среднего общего образования» — темп роста 149%. Удельный вес этой программы в бюджете образования в течениегода вырос с 0,9% до 1,28%.
 Посравнению с первоначально принятым, в бюджете 2004 года появились новыепрограммы: 053 «Строительство объектов образования на местном уровне», котораясоставляет 0,2% от бюджета образования города, и 030 «Капитальный ремонт прочихобъектов образования на местном уровне» — 088% бюджета образования города.Остались без изменения программы 037, 040 и 062
В таблице 8 представлена динамика бюджета образованияг.Караганды в течении 2005 года.

Таблица8 — Динамика бюджета образования г. Караганды в течение 2005г. 2005 год 21. 01. 05 IVсессия
09.06.05
IX сессия 07. 07.05 X сессия Абсолютн. откл. тыс. тг. Темп роста % Уд. Вес в бюджете образования (%)
21. 01. 05
IV сессия 07. 07.05 X сессия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Образование 2331276 2814767 2946860 615584 126 100% 100% 003 Детское дошкольное воспитание и обучение 291476 324982 400179 108703 137 12,5 13,5 004 Общеобразовательное обучение 1929330 2268190 2318086 388756 120 82,8 78,7 006 Приобретение и доставка учебников для обновления библиотечных фондов государственных учреждений сред. образования 32212 39112 39112 6900 121 1,38 1,32 008 Дополнительное образование для детей и юношества 78135 78135 85135 7000 109% 3,35 2,88% 009 Проведение школьных олимпиад 123 332 332 209 270% 016 Развитие объектов образования - 104016 104016 3,5%
В 2005году образование города финансируется только по шести программам против десятив 2004 году. Удельный вес некоторых программ в бюджете уменьшается, но поабсолютной величине их финансирование увеличивается.

/>/>
Рисунок9 — Удельный вес программ бюджета образования г.Караганды, 2005г
Большаячасть бюджета 2005 года также идет на финансирование программы 004«Общеобразовательное обучение на местном уровне». Наибольший темп роста идет попрограммам 009 «Проведение школьных олимпиад на местном уровне» — 270%, 003«Детское дошкольное воспитание и обучение на местном уровне» — 137% и 004«Общеобразовательное обучение на местном уровне» — 120%
Сравнениебюджетов 2004 и 2005 годов показало, что темп роста бюджета образования вышетемпа роста расходов городского бюджета (133% и 140,9%). Выросла и доля бюджетаобразования в городском бюджете с 39% до 41,3%. Хотя доля некоторых программ(004, 006, 008, 009) в бюджете 2005 года уменьшилась, но в абсолютном выражениифинансирование этих программ увеличилось. Например доля программы «Проведениешкольных олимпиад на местном уровне» снизилась с 0,34% до 0,2%, но темп ростафинансирования данной программы составил 269%.
Если втечение 2004 года финансирование программы 037 «Приобретение и доставкаучебников для обновления библиотечных фондов государственных учрежденийсреднего образования» оставалось без изменения, то в 2005 году темп роста финансированияпо данной программе составил 130%. Однако удельный вес ее в бюджете образованиягорода по сравнению с 2004 годом снизился с 1,4% до 1,3%.
В бюджете 2004 года на программы053, 066, 072, 030 выделено 60 194 тыс. тенге. (4480 + 10 425 + 26 789 + 18500). В бюджете 2005 года данных программ нет, но в подфункции 9 «Прочие услугив области образования» включена программа 016 «Развитие объектов образования»,на которую выделено 104 016 тыс. тенге. Логично предположить, что в рамкахпрограммы 016 бюджета 2005 года финансируются и вышеперечисленные программыбюджета 2004 года.
Такимобразом, расходы на образование в бюджете города Караганды увеличиваются нетолько по годам, но и в течение одного года.
Наибольшийудельный вес в структуре бюджета образования города занимает программа«Общеобразовательное обучение на местном уровне».
Дажеесли удельный вес программ в бюджете образования города снижается, то поабсолютной величине эти программы и бюджет образования города в целомувеличиваются.
Так жекак и в бюджете республики и в бюджетах областей в 2005, 2005 годах в городскомбюджете произошло сокращение количества программ и объединение несколькихмелких программ в более крупные: из бюджета г. Караганды 2005 года исключеныпрограммы, направленные на строительство, капитальный ремонт, укрепление МТБучреждений образования и появилась программа 016 «Развитие объектовобразования». При этом также не расписано ее целевое и адресное назначение, тоесть также не видно, на что именно и сколько средств направляется в рамках этойпрограммы: на развитие инфраструктуры образования или на развитиенаучно-методической и содержательной его составляющей.
Программ,по научно-методическому, психолого-педагогическому и содержательномуобеспечению образования города в бюджете города нет.2.3 Анализисполнения государственного бюджета в 2007 году и бюджетная политика в сфереобразования на предстоящие годы
РеспубликаКазахстан признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой.За короткий исторический период независимости страна достигла значительногороста экономики, интегрируясь с мировым сообществом. В этом контекстевозрастают роль и значение системы образования. Для повышенияконкурентоспособности страны необходимы большие и правильные инвестиции вчеловеческий капитал, причем не ограниченный круг элиты, а в широкую группунаселения.
Внастоящее время система финансирования образования представляет собойсовокупность бюджетов, других источников доходов, а также бюджетных и внебюджетныхпроцессов и отношений.
Государственноефинансирование является основой государственных гарантий получения гражданамиРеспублики Казахстан образования. Государство обеспечивает выделение бюджетныхассигнований на образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетнымпрограммам и бюджетным программам развития.
Целью программы является определенный конечныйрезультат, который должен быть достигнут при выполнении бюджетной программы.
Информация об исполнении государственного бюджета,республиканского и местного бюджетов в области образования на 1 апреля 2007года представлена в таблице 9.

Таблица 9 — Исполнение государственногобюджета на 01.04.2007 года (млн.тенге)Наименование Государственный бюджет Темп роста исполнения за 1кв 2007 г. к 2006г /> 1 квартал 2007 года 1 квартал 2006 года /> План на год План на отчетный период по платежам Исполнение Отклонение гр.4-гр.3 % исп-я Исполнение Сумма неисполнения /> /> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 /> Расходы бюджета 2 767 838,9 810 012,4 692 650,0 -117 362,4 85,5 519 281,9 -87 683,3 133,4 /> Расходы на образование 421 168,9 104 822,3 95 724,1 -9 098,2 91,3 72 758,0 -7 880,0 131,6 /> Расходы на приобретение финансовых активов учреждениям образования 350,0 350,0 350,0 0,0 100,0 350 100,0 />
Продолжение таблицы 91 2 3 4 5 6 7 8 9 Республиканский бюджет Расходы бюджета 2 251 809,0 681 013,7 617 115,6 -63 898,1 90,6 469 096,3 -44 077,7 131,6 Расходы на образование 127 069,7 33 104,5 31 336,7 -1 767,8 94,7 24 579,1 -1 169,2 127,5 Расходы на приобретение финансовых активов учреждениям образования 350,0 350,0 350,0 0,0 100,0 350 0,0 100,0 Местный бюджет Расходы бюджета 1 337 712,4 321 715,9 263 076,6 -58 639,4 81,8 195 949,5 -49 952,0 134,3 Расходы на образование 338 236,0 82 735,6 75 337,8 -7 397,7 91,1 56 122,4 -6 803,2 134,2 Расходы на приобретение финансовых активов учреждениям образования 8 823,1 7 095,7 6 732,4 -363,3 94,9 1 371,7   490,8
Объемыфинансирования Программы в 2006–2010 годы будут уточняться при планированииреспубликанского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.
В 2008году предполагается увеличить долю расходов государственного бюджета наобразование к 2008 году до 4,1 % к ВВП. При этом, следует отметить, что вКазахстане ежегодно увеличиваются государственные расходы на развитиеобразования.
Так, кпримеру, если доля расходов бюджета на образование в 2000 году составляла 3,3 %к ВВП, то уже в 2005 году она достигла 3,9 % к ВВП. Вместе с тем, акцент внастоящее время делается на повышение качества подготовки человеческихресурсов, нежели на количество выделяемых бюджетных средств.
Всвязи с чем, Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года №1459 утверждена Государственная программа развития образования на 2005-2010годы, которой определены стратегия, основные направления, приоритеты, задачи имеханизмы реализации государственной политики в области образования.
Государственнаяпрограмма развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годыразработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народуКазахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану,конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации», Стратегическимпланом развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденным УказомПрезидента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735. Программаопределяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмыреализации государственной политики в области образования и служит основанием для внесения изменений и дополнений в законодательствоРеспублики Казахстан, управление и финансирование, структуру и содержаниесистемы образования, кадровую и социальную политику.
ЦельюПрограммы является модернизация национальной системы многоуровневогообразования на основе приоритетов Стратегического плана развития РеспубликиКазахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсови удовлетворения потребностей личности и общества.
Длясоздания условий перехода на новую модель казахстанского образования необходимоукрепление экономического базиса. Общая сумма расходов, необходимых дляреализации Программы, составит 330 812,0 млн. тенге в базовых ценах 2004 года(таблица 10).
Таблица 10 – расходы бюджета нареализацию программы развития образования до 2010 года (млн. тенге) 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Всего Республиканский бюджет 23 379,8 34 036,9 32 150,8 26 216,8 29 484,4 30 501,1 175 769,8 Местный бюджет 18 022,4 19 477,3 21 705,1 31 552,5 32 115,6 32 169,3 155 042,2
Государственный
бюджет 41 402,2 53 514,2 53 855,9 57 769,3 61 600,0 62 670,4 330 812,0
Врезультате реализации Программы планируется охватить дошкольными программами 30% детей из малообеспеченных семей, предшкольной подготовкой 75 % пятилетнихдетей, как за счет средств государственного бюджета, так и путем привлеченияинвестиций частного сектора.
В2006-2008 гг. за счет государственного бюджета будет выделено порядка 95,8млрд. тенге на обеспечение организаций образования лингафонными имультимедийными кабинетами, строительство, укрепление материально-техническойбазы и проведение капитального ремонта объектов образования, переподготовку иповышение квалификации учителей. При переходе на инновационный путь развитияреспублика нуждается в специалистах, способных за относительно короткий сроксформировать эффективную систему управления инновациями.
Всвязи с чем, в высшем и послевузовском образовании произойдет структурнаяперестройка государственного образовательного заказа с акцентом на техническиеи инновационные специальности. Для внедрения новых магистерских и докторскихпрограмм (Ph.D) будет выделено до 2008 года порядка 6,1 млрд. тенге.
Вцелях создания единой системы финансирования обучения студентов из бюджета с 1сентября текущего года увеличен объем предоставляемых грантов на 50 % за счетобразовательных кредитов.
Такимобразом, новый прием по государственным образовательным грантам на 2005-2006учебный год составил 31 210 чел. Кроме того, уже с текущего года мы приступилик созданию современной системы студенческого кредитования через банки второгоуровня.
Глава 3.Проблемы государственного финансирования образования и пути их решения
Государство обеспечивает выделениеежегодных бюджетных ассигнований на образование с учетом его приоритетности.Правительство Республики Казахстан утверждает гарантированный государственныйнорматив сети организаций образования в зависимости от плотности населения иотдаленности населенных пунктов.
Финансирование государственныхорганизаций образования осуществляется за счет республиканского и местныхбюджетов на основе утверждаемых Правительством Республики Казахстан нормативовфинансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника покаждому типу и виду организаций образования.
Абсолютные размеры нормативов финансированияорганизаций образования регулярно индексируются в соответствии с темпамиинфляции и ежегодно утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Для малокомплектных школ нормативих финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
Иные финансовые и материальныепоступления, в том числе валютные, используются государственными учреждениямиобразования в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Финансирование негосударственныхорганизаций образования осуществляется за счет продажи образовательных услуг,средств учредителей и других, не запрещенных законодательством РеспубликиКазахстан, источников.
Негосударственные организацииначального профессионального, среднего профессионального и высшего профессиональногообразования, прошедшие государственную аттестацию, могут участвовать ввыполнении государственного образовательного заказа путем приема на обучение лиц,получивших на конкурсной основе государственные образовательные кредиты игранты.
Создание и развитиематериально-технической базы государственных учреждений образованияосуществляется за счет средств республиканского и местного бюджетов и иныхисточников, установленных настоящим Законом.
Организации образования имеют правовладеть и пользоваться имуществом в порядке, определенном их уставами.
Реструктуризация и приватизациягосударственных организаций общего среднего, начального профессионального,среднего профессионального и высшего профессионального образования принесохранении профиля образовательной деятельности проводится по согласованию сцентральными исполнительными органами Республики Казахстан в области образования.
В целях поддержки негосударственныхорганизаций образования им могут передаваться путем приватизациивысвобождающиеся здания и соответствующая материальная база государственныхорганизаций образования в установленном законодательством порядке посогласованию с центральными исполнительными органами Республики Казахстан вобласти образования.
Государственные учрежденияобразования вправе оказывать платные образовательные услуги в порядке,определяемом Правительством Республики Казахстан.
Платные образовательные услуги немогут быть оказаны взамен основной образовательной деятельности, финансируемойв рамках государственного образовательного заказа.
Негосударственная организацияобразования вправе взимать плату за образовательные услуги, в том числе заобучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования.
С проблемой острой нехватки средствв финансировании высшего образования сталкиваются все страны. Но у каждойстраны свои особенности в решении данной проблемы. Они связаны, прежде всего,со сложившейся системой управления в системе высшего образования, с известнымэкономическим механизмом, который в нашей стране построен в рамкахгосударственного заказа и государственной собственности на имущества названнойсферы.
Анализ результатов различныхмероприятий, проведенных государственными органами с целью устраненияфинансового дефицита, показывают, что среди них наиболее существеннымиявляются:
1. Ограничение образовательныхвозможностей путем передачи части учебных заведений в ведение местных органов,путем снижения качества выделяемых ресурсов в расчете на одного учащегося(студента).
2. Сокращение затрат, непроизводительныхрасходов за счет эффективного управления системой образования на всех уровнях(использование процедуры тендеров, преимущества торгов, установка приборовучета тепла и водомеров, эффективное использование помещений и оборудования и,наконец, совершенствование технологии обучения).
3.Мобилизация собственных ресурсов за счет эффективного управления системойвысшего образования, высвобожденные за счет оптимизации сети и приватизации.
4. Приватизация как системаразгрузки государственного бюджета.
5. Мобилизация дополнительныхресурсов.
В целом система образования Казахстана с 1993 г. по настоящее времяфункционирует в условиях ограниченных государственных ресурсов. Реальныерасходы на образование удовлетворяют потребность только на 55%. За последние тригода бюджетные ассигнования вузам выделялись только на выплату заработной платыпреподавателям и студенческих стипендий.
Ограничительные меры носяткачественный характер. Сокращение объема выделяемых ресурсов привело к снижениюуровня требований к качеству. Наиболее простой и обычный путь свертываниязатрат — это пассивное отношение к вопросам образования. Такой тактикипридерживаются весьма часто, что, в конечном счете, приводит к ухудшениюматериального положения преподавателей учителей, снижению качества обучения навсех уровнях.
Передача части учебных заведений введение местных органов или частного сектора привело к тому, что учреждения,находящиеся в республиканском подчинении, оказались в более выгодном положении,чем учреждения и учебные заведения, финансируемые из местных бюджетов.
В большинстве стран значительноеколичество мероприятий в сфере образования не оплачивается государством, и нашегосударство с 1992 года практикует частное финансирование государственныхучреждений, имеется в виду внебюджетные поступления, например, платные услуги,плата за обучение по прямым оплачиваемым договорам, арендные и квартирные платыи т.д.
Однако все перечисленныемероприятия не удовлетворяют на сегодняшний день потребности в финансовыхресурсах системы высшего образования, даже в части насущной потребности даннойсистемы как финансирование текущих и эксплуатационных расходов.
Для осуществления количественного,финансового анализа источников внебюджетных дополнительных средств объектовсистемы высшего образования, основные виды доходов и поступлений учреждений,состоящих на республиканском и местных бюджетах приведем в следующейгруппировке:
А. Внутренние источникифинансирования:
— средстваотдельных граждан;
— корпоративноефинансирование;
— средстваот реализации ценных бумаг в области образования;
— лизингучебного оборудования, образовательной технологии и т.д.
Средства, привлекаемые от граждан икорпораций на внутреннем рынке могут быть сгруппированы в следующем порядке:
— Доходыот предоставления образовательных услуг в рамках государственного стандарта.
— Доходыот предоставления платных услуг.
— Доходыот изготовления и реализации учебно-бланочной продукции.
— Доходыот изготовления и реализации продукции мастерских.
— Доходыот хоздоговорных научно-исследовательских работ.
— Доходыот депозитных вкладов и ценных бумаг.
— Доходыот сдач в аренду автотранспорта, спортивных сооружений, временно свободныхплощадей, эффективного использования материальной базы и т.д.
— Значительныйудельный вес в общих доходах учреждений образования по результатам анализапоследних лет, как правило, приходится на доходы от предоставленияобразовательных услуг (79,1%), на доходы от аренды (8,2%) и на доходы отпредоставления платных услуг (5,7%). В том числе, доходы от образовательныхуслуг в рамках государственного стандарта состоят, в основном из средств,поступающих от юридических и физических лиц по прямым оплачиваемым договорам заподготовку и переподготовку специалистов.
— Доходыот аренды — средства, поступающие от сдачи в аренду временно свободных площадейучреждениями образования.
— Доходыот предоставления платных услуг состоят из специальных средств, поступающих заобучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальныхкурсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие углубленным изучениемпредметов и другие, стоящие за рамками соответствующих образовательных программи государственных образовательных стандартов.
— Крометого, к дополнительным средствам относятся суммы по поручениям, депозитныесуммы, спонсорские и другие.
Расширение деятельности объектовсистемы высшего образования, с точки зрения количества предоставляемых услуг ивыполняемых работ, связано с развитием и модернизацией отечественного рынкауслуг и работ, а также соответствующим нормативно-правовым оформлением.
Вместес тем, размер получаемых доходов от дополнительных источников финансирования нарынке услуг, в свою очередь, зависит от изменений налоговой структуры(например, от изменений ставки НДС или льгот по его уплате). При общей политикегосударства, нацеленной на экономический рост, снижение бюджетных ресурсов всферу образования должно быть компенсировано смягчением налогового бремени,например, расширением налоговых льгот, снижением ставки НДС или их дифференциацией.
На практике, в результате внесенныхизменений и дополнений Законом Республики Казахстан от 8.12.1997г. № 2001, УказПрезидента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 24.04.1995 г. № 2235«О налогах и других обязательных платежах в бюджет», получаетсядвойное обложение сферы образования. С одной стороны, бюджетное финансированиеочень жесткое, с другой, предоставление платных услуг отнесено кпредпринимательской деятельности. Данная ситуация требует внесениясоответствующих коррективов в названный Указ Президента Республики Казахстан.
Б. Внешние источникифинансирования:
Внешние инвестиции изправительственных и неправительственных фондов; От реализации ценных бумаг вобласти образования на внешних рынках и т.д. В настоящее время внешниеинвестиции, как источник дополнительных поступлений для объектов сферы высшегообразования, в основном, имеют форму грантов, гуманитарной, культурной итехнической помощи от зарубежных партнеров на конкретные цели развития.
Цели грантов технической,гуманитарной и культурной помощи состоят в содействии финансовому потоку и ихэффективному использованию, в усилении способности развития получателя.Составной частью грантов является определение, составление, осуществление иэксплуатация проектов развития, усовершенствование институциональныхспособностей получателя, выработка стратегий, планов и программ развития, ипроведение исследований, ориентированных на конкретный сектор, стимулированиепередачи технологии.
Имущество (основные фонды)социальной сферы, находящиеся в государственной собственности, закреплено загосударственными учреждениями и организациями данной сферы на правеоперативного управления, в соответствии со статьями 192, 202 ГражданскогоКодекса Республики Казахстан от 27.12.94г., что в настоящее время ограничиваетвозможности финансово-экономического механизма социальной сферы. По даннымэкономического анализа, имея достаточные фонды, доходы от внебюджетнойдеятельности за 1998 год в целом составили — 19,9% к сумме открытых кредитов(бюджетному финансированию).
Учитывая тяжелое финансовоеположение объектов системы высшего образования и его приоритетное значение врамках стратегии развития Республики Казахстан «Казахстан — 2030» — делегирование прав распоряжения имуществом и залога объектам сферы позволитосуществить внедрение и развитие внутренних механизмов финансирования отрасликак одного из феноменов социальных инвестиций. При этом, принимая во вниманиедостижения рынка ценных бумаг отечественной экономики и опыт зарубежнойпрактики необходимо разработать и ввести новый финансовый инструмент механизмафинансирования социальной сферы.
Известно, что сбалансированноесостояние или поступательное развитие любого общества базируется на егоинтеллектуальном потенциале. Соответственно государственная политика РеспубликиКазахстан в области высшего образования должна быть построена на принципиальныхположениях, учитывать мировой опыт, а также практику отечественногообразования. Принципы многомерны, но, прежде всего, они должны отражатьинтересы общества в целом, государства и самой системы высшего образования.
Главой государства Н.А.Назарбаевымопределены стратегические приоритеты развития страны до 2030 года«Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всехказахстанцев». Их реализация предполагает переход общества к моделиустойчивого развития. Соответственно, задачей системы высшего образования (СВО)является сохранение высокообразованного населения республики с достаточнымуровнем научного и творческого потенциала.
Нашему государству, как в любойдругой стране, принадлежат вопросы регулирования, перераспределения финансовыхпотоков с целью создания условий развития приоритетных отраслей. Прямоегосударственное регулирование обеспечивается введением налогового инструмента,созданием централизованных фондов отрасли непосредственно у хозяйствующегосубъекта в пользу, например, развития системы высшего образования, внесениемсоответствующих изменений и дополнений в законодательные нормативные документы.
Инструменты косвенногорегулирования являются элементами рыночной экономики. Их введение предполагаетмаксимально эффективную деятельность отрасли, оживление внутренних механизмовсамовосстановления и самоорганизации. При этом внедрение косвенных инструментоввозможно в рамках действующих законодательных актов.
Гармоничное взаимодействие прямых икосвенных инструментов государственного регулирования может привести к моделиустойчивого развития общества. С точки зрения системы высшего образования(СВО), реформирование его составляющих может быть успешным и отвечающим задачамСтратегических приоритетов развития общества до 2030 года только в случаеповышения эффективности управления системы и улучшения качества подготовкиспециалистов.
/>Заключение
Проведенноеисследование позволило сформулировать основные выводы по курсовой работе.
Государственныйбюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворениюобщегосударственных потребностей. Из государственного бюджета РеспубликиКазахстан финансируются текущие расходы функциональных групп и обслуживаниегосударственного долга.
Таким образом, государственные расходыпредставляют собой денежные издержки, связанные с функционированиемгосударства. Преобладающая часть государственных расходов направляется дляпроизводства или обеспечения общественными товарами, благами и услугаминаселения страны.
Государственныерасходы на образование подразумевают под собой выделение бюджетных ассигнованийна образование с учетом его приоритетности по текущим бюджетным программам ибюджетным программам развития.
Расходнаячасть текущего бюджета формируется на основе бюджетных программ с указаниемконкретных целей.
Нормативно-правовоеобеспечение финансирования бюджетных программ на образование составляютследующие законодательные акты:
1. Конституция Республики Казахстан;
2. Бюджетный Кодекс Республики Казахстан;
3. Закон Республики Казахстан «О бюджетной системе» от 1апреля 1999года № 357-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными всоответствии с Законом Республики Казахстан от 07 декабря 2001года;
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25июля 2002 года N 832 «Об утверждении Правил финансовых процедур по исполнениюбюджета и ведению форм отчетности (периодической и годовой) для государственныхучреждений, содержащихся за счет государственного бюджета»;
5. Закон Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года №505-11 «О республиканском бюджете» на соответствующий год;
6. Решения маслихатов о местном бюджете насоответствующий год;
7. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 07 июля2004 года.
Стабилизацияэкономического положения страны позволила значительно увеличить расходыгосударственного бюджета на образование.
Тем неменее, в результате анализа динамики бюджета образования Республики Казахстанза 2002-2005 года выявлено, что бюджеты образования РК 2004, 2005 годов посравнению с 2002 годом по абсолютной величине увеличились, а количествобюджетных программ уменьшилось.
Наибольшийудельный вес в структуре бюджета образования РК приходится на программы поподготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональнымобразованием, строительству и реконструкции объектов образования и целевыетрансферты областным бюджетам.
Расходыобластных бюджетов на образование увеличиваются и по абсолютной величине и поудельному весу в бюджетах областей. Наибольший удельный вес в структуре бюджетаобразования областей занимают программы «Общеобразовательное обучение наместном уровне» «Начальное профессиональное образование на местном уровне», и«Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием на местномуровне».
Нагрузкапо финансированию программ начального и среднего профессионального образованияв 2005 году перенесена с республиканского на областные бюджеты
В 2005году в областных бюджетах произошло сокращение количества программ иобъединение нескольких мелких программ в более крупные. В бюджетах образованияобластей появилась программа 016 «Развитие объектов образования». Недостаткомтакого изменения является то, что не расписано ее целевое и адресноеназначение. То есть теперь из бюджета не видно, на что именно и сколько средствнаправляется в рамках этой программы: на развитие инфраструктуры образованияили на развитие научно-методической и содержательной его составляющей.
Проведенныйанализ бюджета образования Караганды и Карагандинской области позволил выявить,что бюджет образования Карагандинской области по сравнению с иными областямиувеличился в 2004 и 2005 годах, также увеличилось количество бюджетных программ.
В 2008году предполагается увеличить долю расходов государственного бюджета наобразование к 2008 году до 4,1 % к ВВП. При этом, следует отметить, что вКазахстане ежегодно увеличиваются государственные расходы на развитиеобразования.
УказомПрезидента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459 утвержденаГосударственная программа развития образования на 2005-2010 годы, которойопределены стратегия, основные направления, приоритеты, задачи и механизмыреализации государственной политики в области образования. Общая суммарасходов, необходимых для реализации Программы, составит 330 812,0 млн. тенге вбазовых ценах 2004 года.
Список используемых источников
1. Конституция Республики Казахстан
2. Бюджетный Кодекс РеспубликиКазахстан от 24 апреля 2004 года N 548;
3. Закон Республики Казахстан «Обюджетной системе» от 1 апреля 1999года № 357-1 (с изменениями и дополнениями,внесенными в соответствии с Законом Республики Казахстан от 07 декабря 2001года№ 261);
4. Постановление ПравительстваРеспублики Казахстан от 25 июля 2002 года N 832 «Об утверждении Правилфинансовых процедур по исполнению бюджета и ведению форм отчетности(периодической и годовой) для государственных учреждений, содержащихся за счетгосударственного бюджета»;
5.  Закон Республики Казахстан от 5декабря 2003 года № 505-11 «О республиканском бюджете на соответствующий год»;
6. Закон Республики Казахстан «Обобразовании» от 07 июля 2004 года;
7. Постановление правительства РК о29.05.2002 г. № 592 «Правила разработки проектов республиканского и местногобюджетов»
8. Журнал «Высшая школаКазахстана», № 1, 2005 г., стр. 15-24
9. Журнал «Поиск» N 52(554)31 декабря 2006 г.
10. «Бизнес-образование в Республике Казахстан: Проблемыи стратегические ориентиры на XXI век». С. Сатубалдин, исполнительныйдиректор КИМЭП при Президенте Республики Казахстан, академик, докторэкономических наук, профессор.//«Актуальные проблемы высшей школы»2006 год. №1,4
11. Назарбаев Н.А. «Казахстан 2030».Издательство «Бiлiм».
12. Журнал «Учитель Казахстана» № 31-32, 1сентября 2006.
13. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы РК. Алматы, 2002
14. Курс экономической теории: учебник – 4-е издание доп.и перераб. – Киров: «АЕА», 1999
15. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебн. пособ. длявузов. 2-е изд.: в 2 кн. Кн. 1 – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.1996
16. Экономическая теория /Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С.Таралевича: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб: Изд СПбТУЭФ, изд. «Питер», 2000
17. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля2004 года N 548-II
18. О прогнозных показателях республиканского бюджетаРеспублики Казахстан на 2004-2006 годы.
19. Информация о ходе реализации стратегического планаразвития Республики Казахстан до 2010 года (по итогам 2006 года)
20. Информационное агентство «Kazakhstan Today»(http://www.kz-today.kz)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Л. Добычин: "Савкина"
Реферат One Flew Essay Research Paper Chief Bromden
Реферат The Union Blockade Essay Research Paper THE
Реферат Методы разработки алгоритмов. Жадные алгоритмы
Реферат Продовольственная безопасность страны
Реферат Музичне виховання дошкільнят
Реферат Налоговая реформа в России 1992 г ее необходимость и значение
Реферат Такая война
Реферат Оценка стоимости акций
Реферат Отчет по практике (изучение современного состояния пахотных черноземов, используемых в сх)
Реферат Организация сети передачи голоса по IP протоколу на базе распределённой локальной вычислительной сети АГУ
Реферат Бухгалтерский учет теория
Реферат Муганская Советская Республика
Реферат Оперативное управление выполнением стратегии организации
Реферат Лечение венозных заболеваний. Применяемые типы операций. Профилактика послеоперационного венозного тромбоза