--PAGE_BREAK--Традиционно выделяют следующее формы работы с семьей:
§ Массовые;
§ Групповые;
§ Индивидуальные.
К массовым (коллективным) относят:
1. Лекции (педагогические лектории);
2. Конференции;
3. Круглые столы;
4. Родительские собрания (самая распространенная форма).
В практике работы дошкольных учреждений проводятся следующие виды родительских собраний:
1. Собрания-беседы на воспитательные темы;
2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье;
3. Собрания-консультации;
4. Собрания в форме «круглого стола».
Наиболее эффективным является комбинированный ряд собраний, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, подводится итог учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период.
Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом (или попечительским советом).
К индивидуальным формам работы с родителями относятся:
1. Беседы;
2. Консультации (в форме ответов на вопросы родителей);
3. Педагогические поручения;
4. Посещение семьи.[2]
Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, преодолеть конфликтные состояния. С этой целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.
Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.
В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях детей данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом, страной и Богом.[9]
На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Советы родителям должны быть мягкие, взвешенные, добрые.
Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и дошкольного учреждения. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований.[9]
Работой родительского комитета руководит заведующий детским садом. Он организует родительский комитет в помощь детскому саду во всех звеньях его деятельности, руководствуясь «Положением о родительском комитете».
Известно, что родительский комитет создается в целях обеспечения постоянной и систематической связи детского сада с родителями. Родительский комитет — это представительный орган родительской общественности, призванный помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями государственных требований в области воспитания и обучения детей.
В «Положении о родительском комитете» подчеркивается, что он помогает детскому саду в организации педагогической пропаганды среди родителей воспитанников данного учреждения и населения, в организации общих родительских собраний и родительских конференций по обмену опытом семейного и общественного воспитания, докладов и лекций для родителей, в установлении связей педагогов с семьями воспитанников, в организации охраны жизни и здоровья детей, в укреплении хозяйственной и материальной базы детского сада, организует участие родителей в ремонте помещений, оборудования в благоустройстве и озеленении участка, в изготовлении пособий.
Свою деятельность родительский комитет планирует в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы и с учетом местных условий; в составлении плана участвует руководитель детского учреждения.
Родительский комитет выбирается на общем собрании родителей. Количество членов комитета определяется общим собранием, при этом рекомендуется от каждой группы детей избирать в родительский комитет не менее одного представителя. В однокомплектном и двухкомплектном детском саду в родительский комитет избирают не менее 3 человек.
Особенно важна детскому саду помощь родительского комитета в пропаганде педагогических знаний, распространении положительного опыта семейного воспитания, а также в оказании содействия тем семьям, где не ладится с воспитанием детей.
Поэтому руководитель детского сада должен продуманно подходить к подбору членов родительского комитета, особенно его председателя. Для большей оперативности, а также для более тесной связи с педагогами в работе родительского комитета участвует еще по три члена актива из каждой группы.[3]
При подборе членов родительского комитета главное внимание обращается на то, каким воспитателем является каждый из них, так как они должны быть первыми помощниками в распространении лучшего опыта семейного воспитания. Подбор членов родительского комитета заведующий ведет совместно с воспитателями. Во вновь открывающемся детском саду он знакомится с родителями еще до начала его деятельности.
Свою деятельность родительский комитет планирует в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения, согласовывая вопросы с его руководителем. План работы родительского комитета следует рассматривать как часть годового плана работы детского сада.[3]
Беседы воспитателя с родителями— наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.
Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения поэтим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей — существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.[4]
Подчас воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал с родителями. Но при этом осталось невыясненным, что думали по этому поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога. Что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребенка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т. п., т. е. беседы по существу не было.
Ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю. Активность воспитателя вызывает ответную активность родителей. Обсуждать с воспитателем педагогические проблемы, искать у него совета и поддержки становится потребностью родителей. У кого, как не у воспитателя своего ребенка, в первую очередь отец и мать должны находить ответы на волнующие их вопросы, кто, как не воспитатель, хорошо знающий ребенка, может дать родителям конкретный квалифицированный совет?
Педагог дошкольного учреждения имеет возможность ежедневно общаться с родителями своих воспитанников. В детском саду в коллективе сверстников, в совместной разнообразной деятельности ребенок проявляет себя ярко и разносторонне. Здесь более явственно обнаруживаются ошибки семьи.
Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.
Доброжелательность воспитателя, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребенка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребенка в семье.
Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.[3]
Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.
Глава 2. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей
2.1 Установление контакта с семьей
В настоящее время идет перестройка дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.[14]
Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду — лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.[4]
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать «доверительно-деловым контактом». Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап — трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй зтап — трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т.п.).
В работе используются как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные воспитателями или подсказанные жизнью. Перечислим некоторые из них.
§ Общие собрания с показом видеозаписей деятельности детей.
§ Групповые выставки «Дары осени», «Наши любимые игрушки», «Елочные украшения», «Добрые руки мам», «У истоков мастерства».
§ Персональные выставки детских работ (например, «Лепка Вани Белобородова»).
§ Летний конкурс «Мисс и мистер… года». Родители принимают участие в изготовлении костюмов, в создании альбомов с фотографиями.
§ «Мастерская добрых дел» объединяет всех членов семьи.
Третий этап — ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не «судейская», а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.
Если на первом этапе внешней целью является «перестановка акцентов», а внутренней — установление доверительных отношений с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа «Давайте узнавать вместе».
Важнейшим результатом содержательного и эмоционально насыщенного общения воспитателя с семьей должна стать готовность родителей осуществить коррекцию собственных установок, транслируемых ребенку.[16]
Уникальный воспитательный характер семьи выражается в том, что здесь происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Теория и практика ухода за детьми доказывает: «для нормального развития ребенку необходимо активное общение с физически и социально зрелыми человеческими существами. Дети, изолированные от мира взрослых и самое главное — от родителей, отстают в своем развитии». По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности ребенку необходимо и детское сообщество, которое он имеет в дошкольном учреждении.
продолжение
--PAGE_BREAK--В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.[4]
Главная задача воспитателя в работе с семьей — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимодействия на ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребенка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.
Хотя в последнее время и наметились новшества, перспективныеформы сотрудничества, которые предполагают подключение родителейк активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще всего работа с родителями ведется толькопо одному изнаправлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. И в результатеобратная связь с семьейне устанавливается, а возможностисеменного воспитания не используются в полной мере.
Современные отечественные и зарубежные исследователи рассматривают проблему помощи родителям с точки зрения взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяют три вида связи между семьей и детским садом.
К первому виду относятся связи, которые направлены на то, чтобы активизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи.
Второй вид характеризует включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Третий вид связи возникает тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. [14]
В процессе установления партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьей педагогам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:
• Привлекать родителей к участию в жизни дошкольного учреждения, принимать решения совместно с родителями и детьми. Использование знаний родителей о своих детях и их способностях является одним из способов признания за ним права участвовать в обучении своих детей.
• Поощрять сотрудничество и партнерские отношения внутри сообщества дошкольной группы. Обучение в сотрудничестве дает детям возможность приобретать новые знания и навыки межличностного взаимодействия.
• Обеспечивать удобный доступ семей к игровой деятельности детей и участию в жизни группы.[2]
Анализ опыта семейного воспитания и данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что нередко родители понимают, к каким целям в воспитании своего ребенка нужно стремиться, какие качества в нем развивать. Однако они не всегда знают, как это сделать, какие методы и средства выбрать. Причинами педагогических ошибок родителей являются их неподготовленность к воспитательной работе, непонимание сложного процесса развития ребенка, а иногда и отсутствие чувства ответственности перед обществом за воспитание ребенка. Поэтому родителям недостаточно одной любви к ребенку и желания его вырастить, необходимо еще знать, как строить отношения с ним, основываясь на возрастных физических и психических особенностях дошкольников.
Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее активных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении. Как показывают результаты современных педагогических исследований, это объясняется рядом причин:
§ Низким уровнем социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей), а значит, неумением общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;
§ Неумением родителей анализировать собственную воспитательную деятельность;
§ Непониманием воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;
§ Недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей — об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. [14]
Воспитатель ежедневно общается с родителями своих воспитанников: с одними чаще, с другими реже. Опрос, проведенный Е.А. Панько, позволил выделить 7 основных групп «трудных» для воспитателя родителей:
1. Родители, не уделяющие должного внимания воспитанию своих детей, не проявляющие заинтересованность в их судьбе;
2. Родители высокомерные, не воспринимающие воспитателя детского сада как авторитетное лицо в области педагогики;
3. Родители, безразличные к работе детского сада, пассивные;
4. Родители, чрезмерно опекающие своего ребенка, переоценивающие его;
5. Родители, недооценивающие роль дошкольного воспитания в развитии ребенка;
6. Родители, индивидуальные и возрастные особенности которых затрудняют установление с ними доверительных отношений, контакта (конфликтные, старше по возрасту и т.п.);
7. Родители с общей низкой культурой, необразованные в области педагогики и психологии и не проявляющие при этом желания к росту себя как воспитателей.
Познание родителей воспитанников – важное условие успеха во взаимодействии с семьями не только воспитателя, но и других специалистов дошкольного образования.[6]
Анализ ответов на вопрос«Считаете ли вы нужным присутствовать на занятиях у ребенка в детском саду?» свидетельствует, что не все родители осознают важность этихпосещений. Только 50% опрошенных родителей ответили утвердительно, треть не видит необходимости в этом, 16% родителей не дали ответа на этот вопрос. Однако следует иметь в виду, что 18% родителей говорят об отсутствии такой практики в детском саду, а 24 % — вообще ничего незнают о такой форме сотрудничества.Значит, воспитатели не доводят до сведения всех родителей, что им можно присутствовать на занятиях.
Из этого следует, что далеко невсе воспитатели готовы сотрудничать с родителями в вопросах воспитания и развития ребенка. А ведь это принесло бы пользу, и прежде всего детям. Они бы воспринимали родителей по-новому — как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает детские проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который постоянно чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.[14]
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения зависит именно от того, какую позицию займет педагог в отношениях с родителями с первых дней посещения ребенком детского сада. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.
2.2 Взаимодействие с семьей как главный способ приобщения родителей к участию в образовательном процессе
Если раньше детский сад рассматривался многими семьями лишь как выход из затруднительного положения, то сегодня уже мало кто сомневается в его воспитательной роли. Можно предположить, что родители должны только радоваться той педагогической работе, которая в настоящее время проводится в детских садах. Но, к сожалению, все не так просто. Работа, телевизор, домашние обязанности и многое другое, чем насыщена жизнь современной женщины, оставляют мало времени для свободного, радостного общения с детьми. В этой ситуации на детский сад как бы переносится ответственность за воспитание. Он становится для родителей важным источником их душевного равновесия, делает возможным сохранение их привычного жизненного стиля, освобождает от чувства вины по отношению к детям и, кроме того, в какой-то степени освобождает от страха, что их собственная педагогическая некомпетентность может повлечь за собой проблемы в воспитании детей. Результативность взаимодействия во многом определяется умением воспитателя общаться с родителями, использовать в своей работе разнообразные формы работы с семьей.[13]
Рассмотрим формы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей на примере детского сада №2 г. Могилева.
Согласно плану взаимодействия с родителями на 2008 – 2009 уч. г. (Приложение1), в группе «Почемучки» 3-4 год жизни проводится следующая работа:
1. Родительские собрания.
2. Консультации.
3. Анкетирование.
4. Совместные праздники.
5. Совместное оформление газет. Выставки.
6. Работа родительского комитета.
Групповые родительские собрания проводятся 2 раза в год. На них присутствуют, кроме воспитателей, заведующий, старшая мед. сестра, физрук, психолог. На осуждение выносится несколько вопросов. Такие как: задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы, касающиеся здоровья детей.
Несколько раз в месяц проводятся консультации. Целью консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаются родители разных групп, имеющие одинаковые проблемы.(Приложение3)
Анкетирование проводится как индивидуальное, так и групповое. Целью анкетирования является выяснение вопросов касающихся воспитания в семье и здоровья детей (Приложение2). С помощью анкеты воспитатель может узнать мнение родителей по интересующим его вопросам. В результате анкетирования может выявиться какая-либо проблема, присутствующая в семье. В таких случаях воспитатель помогает разобраться и найти выход из сложившейся ситуации.
В детском саду, как уже говорилось, проводятся праздники, в которых участвуют и родители, и дети, и педагоги. Праздники организовываются в пределах группы. Из беседы с воспитателями мы выяснили. В совместной деятельности устанавливаются дружественные отношения, создается атмосфера творчества, родители лучше узнают своих детей, а воспитатели – родителей. Также родители получают возможность интересно проводить время вместе со своими детьми. С интересом и даже с удовольствием родители участвуют в оформлении газет приуроченных, к какому-либо празднику или на какую-то тему, в организации выставок, конкурсов рисунка.
В данном дошкольном учреждении действует родительский комитет. От каждой группы в него входит 2 родителя, которые и являются ее представителями. Родительский комитет помогает детскому саду в оформлении помещений, в приобретении необходимых пособий для обучения и воспитания детей, в организации ремонта учреждения, участвует в проведении родительских собраний.
Родители в любое время могут обратиться с интересующими их вопросами к воспитателю, заведующему, психологу или мед. работнику. Вопросы можно задавать лично либо оставлять в ящике для вопросов в письменном виде.[из беседы с родителями]
Важным направлением в работе с родителями является изучение педагогическим коллективом семьи. Для этого проводятся:
Целенаправленное наблюдение ситуации общения детей с семьей, беседы с членами семьи, анкетирование родителей, изучение результатов детской деятельности, изучение ценностных ориентаций родителей в воспитании ребенка с помощью вопросов анкет, изучение представлений взрослых о себе как о родителях (анкета «Хорошие ли вы родители?», «Патриотическое воспитание детей», « Наказывать или нет?»).
Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры — одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.
Поэтому психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя группы «Почемучки» с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детей этого возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей включаются вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о ком-то конкретно. Методич. рекомендации « Памятка родителям по вопросам музыкального воспитания в семье», советы « Как научить ребенка аккуратности», консультация «Утренняя гимнастика дома» и др.
Таким образом, мы можем отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании.
2.3 О вопросах здоровья дошкольников
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья ребёнка в значительной степени зависит от смысла, вложенного в понятие «взаимодействие». В современных условиях образования взаимодействие в вопросах здоровья следует рассматривать как триединство субъектов «педагоги — дети — родители». На взгляд В.А. Шишкиной, профессора кафедры педагогики и методик дошкольного образования УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова», особого внимания заслуживают следующие тезисы:
§ Семья — основной институт воспитания здорового ребёнка, детский сад — основной источник информации о средствах здоровья ребёнка.
§ Основные направления взаимодействия должны органично вписываться в систему оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.
§ Подниматься к здоровью необходимо во взаимодействии: «взрослые и дети — к здоровью вместе».
Почему детский сад — основной источник информации о средствах здоровья ребёнка?
Оздоровительная система работы в дошкольном учреждении представляет собой определённый эталон здорового образа жизни, демонстрируемый семье как наиболее оптимальный для воспитания здорового ребёнка; педагог дошкольного учреждения является транслятором культуры здорового поведения, рассматривается как компетентный специалист в области оздоровительного воспитания. Родители ежедневно получают от педагога информацию о психофизическом состоянии ребёнка в течение дня в детском саду. Зная семью, педагоги предлагают родителям нужную информацию, которая поможет им осознавать проблемы здоровья ребёнка и искать пути решения. При этом и педагог, должен знать какова компетентность родителей в вопросах здоровья ребёнка; условия ЗОЖ ребёнка в семье; проблемы здорового поведения родителей.
продолжение
--PAGE_BREAK--