Реферат
Тема
«Технологииразработки профориентационной работы как способ повышения качествапрофессионального образования»
Выполнила: Иванова С.М
2010 г.
Содержание
1. Способы повышениякачества профориентационной работы
2. Направления профориентации
3. Индивидуальнаяработа с учащимися по выбору профессии
4. Заключение
5. Списокиспользованной литературы
1. Способы повышениякачества профориентационной работы
Современные технологииразработки и совершенствования программ профориентационной работы как способповышения качества профессионального образования предполагает:
1. Непрерывноеобразование, где особую роль играют курсы, тренинги, короткие программы,которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональнойкарьеры.
2. Многообразиепоставщиков образовательных услуг с прозрачной для рынка труда системойквалификаций.
3. Инновационный характерпрофессионального образования, предполагающий реализацию образовательныхпрограмм не только для получающих профессиональное образование впервые, но ипрограмм повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов рынкатруда.
4. Перевод частиобразовательных функций учреждений начального профессионального образованиясистеме общего образования.
5. Система работыобразовательных консультантов и служб, которые оказывают гражданам профориентационнуюпомощь и поддержку в выстраивании образовательных траекторий.
Анализпрофориентационной работы образовательных учреждений показал, чтопрофдиагностикой и профконсультированием охвачено только 20% учащихся выпускныхклассов школ, только в 15 % случаев в образовательных учреждениях проводятсяэлективные курсы профориентационной направленности, в 10% ОУ проводятся встречис представителями профессиональных учебных заведений и предприятий, 20%учащихся школ посещают ярмарки учебных мест и другие профориентационныемассовые мероприятия.
Образовательныеучреждения начального и среднего профессионального образования в своейпрофориентационной работе акцент делают на участие в массовых мероприятиях(98%) и информирование через СМИ, показ роликов, интернет (60%), что являетсянедостаточным для получения школьниками полной информации о профессиях ипрофессиональных образовательных учреждениях области.
В результате чего,складывается следующая ситуация:
• По окончанииучебного года области свыше 18500 выпускников общеобразовательных учреждений.
• Из них 77%поступали в ВУЗы (одновременно в разные и на разные специальности), при этом54% учащихся не соответствуют медицинским и образовательным требованиям дляпоступления в ВУЗ.
• 23% намереныполучать профессиональное образование в ОУ НПО/СПО, при этом 37,7% — из числадетей-сирот и оставшихся без попечения родителей, 12% — с ограниченнымивозможностями здоровья.
• В этом году врегионе выпущено около 8,5 тыс. специалистов из образовательных учрежденийначального профессионального образования; 13,6 тыс. специалистов – изобразовательных учреждений СПО; 32,1 тыс. специалистов из ВУЗов.
• На региональномрынке труда молодые специалисты восполняют 60% спроса на квалифицированныхрабочих и на 150% перекрывают спрос на специалистов с высшим профессиональнымобразованием, поэтому в 40% случаев работают не по специальности и 50% случаевначинают искать новую работу или переобучаться, из них 90% не готовы работатьна производстве и 80% не имеют определенных профессиональных намерений,составляя 34% безработного населения области.
Данные показателисвидетельствуют, что дезориентация в профессиональном и образовательномпространстве и неосознанный, спонтанный профессиональный выбор выпускниковобщеобразовательных учреждений, осуществляемый под влиянием иллюзорныхпредставлений родителей, требуют активизации профориентационной работы средишкольников и их родителей со стороны всех профессиональных учебных заведенийобласти. При этом программы профориентационной работы должны содержатьследующие технологии:
• Определение иобеспечение источников воспроизводства молодых кадров на рынке труда региона;
• Определениетекущих и перспективных потребностей предприятий области в кадровом ресурсе;
• Профдиагностика иоценка качеств учащихся как будущих специалистов;
• Повышениеэффективности подготовки кадров посредством внедрения коррекционных иадаптационных механизмов работы в процессе обучения молодежи.
Современные технологииразработки и совершенствования программ профориентационной работы строятся на:
• средствахпрофориентационного сопровождения: информационный портал, интернет-сайт,интерактивный журнал, дистанционная профориентация на востребованныеспециальности;
• профессиографическоемоделирование с учетом потребностей разных сегментов рынка труда области;
• технологииобразовательного, медицинского, социально-психологического,психофизиологического профотбора учащихся;
• индивидуально-ориентированныемодели трудовой мотивации.
2. Направленияпрофориентации
Профориентация,проводимая, на современном этапе предполагает два направления:
Работа с учащимисяшкол
Работа связана сориентацией учащихся на поступление в образовательные учреждения дляприобретения конкретной профессии в соответствии с индивидуальными способностямии возможностями школьников.
Работа с учащимися
Связана с социальнойадаптацией и формированием у учащихся профессиональных установок,направленности на приобретаемую профессию и готовности работать по ней.
Циклическая организацияпрофориентационного процесса должна включать в течение года следующие этапы:
1 этап – профдиагностиканамерений, способностей и возможностей школьника по предлагаемымпрофессиональным учебным заведением специальностям;
2 этап – анализрезультатов диагностики, формирование профессиональных планов учащихся,обсуждение с родителями;
3 этап – проведениестартового методического семинара со специалистами и центра профориентации повыработке результативных форм профориентационной работы;
4 этап – проведениепрофориентационных мероприятий с учащимися и информационно-методическихсеминаров с педагогами ОУ.
Итог работы за год –получение обратной связи и ожидаемых результатов:
Для учащихся:
— Повышение уровнямотивации к осознанному профессиональному выбору и включенности в будущую профессиональнуюдеятельность на 40%
— Рост сформированностипозитивного образа профессии и профессионального учебного заведения на 30%.
— Получение более полнойи качественной информации о рынке труда и профессиональных требованиях,индивидуальных возможностях и способностях.
— Рост уровня адаптации кпрофессии и трудовой деятельности на 35%.
— Использованиерезультативных средств профориентационной работы, отработанных методикдиагностики.
— Укрепление системы взаимодействиясо школами и социальными партнерами.
— Привлечение большегоколичества выпускников ОУ к обучению по предлагаемым специальностям.
— Профотбор и подготовка болееориентированных на трудовую деятельность специалистов.
3. Индивидуальнаяработа с учащимися по выбору профессии
С целью повышенияактивности самого учащегося в поиске призвания, оказания ему помощи в самоопределениинеобходимо проводить коррекционную индивидуальную работу. В качествеконсультанта может выступить методист, он рекомендует школьнику сферу трудовойдеятельности, корректирует его действия, связанные с подготовкой к выборупрофессии, но окончательный выбор предоставляется самому учащемуся.
Работа на данном этапевключает:
1. Составление сучащимися плана самоподготовки
2. Корректирование планасамоподготовки в процессе индивидуальных бесед.
3. Рекомендации,направленные на совершенствование подготовки сведения о конкретных учебныхзаведениях, где возможно приобрести соответствующую специальность, а также, взависимости от подготовленности учащегося, пути профессиональное подготовки,рекомендации по участию в кружковой, общественной работе, чтению специальнойлитературы, подготовке докладов, тренировке индивидуальных качеств, развитиеобщетрудовых качеств.
4. Контроль зареализацией рекомендаций в процессе индивидуальных бесед.
5. постояннаяиндивидуальная работа с семьей, привлечение родителей к участию впрофессиональном самоопределении, совместный анализ его учебной деятельности.
Несомненно, чторекомендации профориентационного характера в каждом конкретном случаеиндивидуальны. Однако, затруднение учащихся при выборе профессии, можно назватьтипичные. Которые обусловливают особенности построения индивидуальной работы:1. Неустойчивые познавательные интересы, частая смена профессиональныхнамерений
2) отсутствие анализасвоих возможностей при выборе профессионального пути
3) слабое представление осодержании избираемой профессии и профиля трудового обучения.
4) случайные мотивывыбора профессии
5) неуверенность в своихсилах.
В процессе индивидуальнойработы с учащимися нужно помочь в зависимости от типа затруднений, преодолеть их.Беседа должна включать вопросы о содержании труда, о требованиях профессии кчеловеку, взаимосвязи учебной и трудовой деятельности, перспективах развитияпрофессионального роста в данной рабочей профессии.
Всесторонние изучениеличности учащегося — необходимая основа индивидуальной работы. Однако педагогамчасто трудно определить всю совокупность свойств личности, которая отвечала бытребованиям той или иной профессии. Поиск соответствия возможен лишь в условияхсистематического и продолжительного изучения учащегося в целях профессиональнойориентации. В процессе консультации изучают и направляют развитие у учащихсяинтересов. Склонностей, способностей, не сковывая их инициативы при выборепрофессии, помогают им лучше разобраться в себе. Своих личных качеств. Учительсодействует поиску учащимся своей профессии. Успех профориентационной работы сучащимися во многом зависит от уровня квалификации консультанта: глубины егознаний об общих основах профориентационной работы в школе, владения методамидиагностики личностных особенностей, умения учитывать возрастные особенностиучащихся, составлять индивидуальные характеристики, проводить индивидуальныеконсультации с учащимися, их родителями, педагогами, вырабатыватьпрофконсультационное заключение. Изучение личности учащихся должно охватыватьвсе ее подструктуры: направленность, способности, характер, темперамент.
Направленность объединяетотношения личности к различным сторонам действительности, ееморально-нравственные качества. Она не имеет непосредственно природной основы,она включает в себя интересы, склонности, убеждения, намерения. О наличии интересак профессиональной деятельности у учащихся можно судить по избирательнойнаправленности к той или иной области познания. К ее предметной стороне,положительной эмоциональной реакции к определенной сфере профессиональнойдеятельности.
Под склонностям определяютустойчивое избирательное отношение учащегося, выражающая в стремлении к конкретнойпрактической деятельности. О них судят по тому, чем охотнее всего и подолгу занимаетсяшкольник по собственной инициативе в учебной деятельности, во внекласснойработе.
Профессиональные намеренияопределяются, как устойчивое стремления личности овладеть конкретной профессиейи получить соответствующие образование.
Другой подструктуройличности являются способности. Способности определяют как индивидуально- психологические особенности личности, являющиеся условием наиболеепродуктивной деятельности. О наличии способностей судят по успешной иоригинальности деятельности, по скорости усвоения новых знаний и навыков.Способности формируются в руде.
Совокупность устойчивыхпсихических особенностей человека, индивидуальный тип психических реакций наокружающую действительность определяется как характер. Он проявляется втом, как человек относиться к себе, другим людям, порученному делу, к вещам.Характер не являться врожденным качеством личности, он формируется в условияхдеятельности людей в зависимости от воспитания.
Темперамент означает динамику протеканияпсихических процессов человека. Физиологическая основа его — тип высшей нервнойдеятельности, характеризующиеся силой или слабостью, уравновешенностью,подвижностью или инертностью процессов возбуждения и торможения. Следует отметить,что темперамент обусловлен прирожденными свойствами, но не остается неизменнымв течение всей жизни. Любой темперамент не препятствует развитию всехобщественно значимых свойств личности, однако каждый темперамент требует особыхпутей и способов его формирования.
На основе преобладающихинтересов учащихся, его склонностей, способностей, стойких характерологических качествучитель делает предварительной заключение о направленности учащегося при выборепрофессии.
Для повышения эффективностипрофориентации учащихся необходимо сочетать учебную работу со специальноорганизованными целенаправленными внеклассными мероприятиями, проводимыми втесном контакте с представителями профтехучилищ. Хорошо зарекомендовали себяциклы лекций на базе училищ. Широкое распространение получили месячники попрофориентации, целью которых являться ознакомление с ведущими рабочимипрофессиями транспорта, сферы обслуживания., торговли. Следует использоватьпередвижные выставки, оформление в кабинете стендов, конференции, фильмы,альбомы, использование наглядности являться важным условием профессиональногопросвещения. Так как оно управляет всеми сторонами чувственного познанияучащихся, способствует формированию понятий об окружающем мире, развиваетэмоциональную сферу учащихся. Что, в свою очередь активизирует процессличностного отношения их к миру профессии.
4. Заключение
Цель профориентационнойработы — подготовить учащихся к сознательному выбору профессии. Для этогонеобходимо сформировать социально значимые внутренние регуляторы поведения вдеятельности в связи с выбором профессии; создать внешние и внутренние условиясоциально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении.Профориентационная работа должна осуществляться на основе долгосрочных целевыхкомплексных программ. Не ограничиваться ориентацией на отдельные профессии, а ориентироватьучащихся на конкретную область промышленности, сельского хозяйства с учетом перспективныхпотребностей в кадрах различной квалификации конкретного района.
Приложение № 1
Анкета интересов
Вам необходимо ответитьна все вопросы анкеты, не пропуская не одного. Если то занятие, о которомговориться в вопросе, соответствует Вашим интересам (нравиться, хотели бызаниматься), то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что ивопрос анкеты, нужно поставить знак ( + ), если не соответствует то знак ( _ ),если не знаете или сомневаетесь то знак (0)
1. Решатьматематические задачи и делать сложные математические расчеты.
2. Готовить растворы,смешивать реактивы.
3. Изучатьособенности физиологических процессов в различных организмах.
4. Собиратьколлекции минералов
5. Делать(склеивать) модели самолетов, планеров, кораблей.
6. Выполнять работу,используя измерительные и испытательные приборы.
7. Читатьпроизведения классической мировой литературы.
8. Читать книги оработе милиции,
9. Знакомиться систорией искусства.
10. Читать книги о воспитаниидетей
11. Читать книги оработе врачей. Медицинские журналы.
12. Заботиться обуюте в помещении.
13. Читать военнуюлитературу.
14. Слушать опернуюили классическую музыку.
15. Читать книги охудожниках.
16. Уроки математики.
17. Решать задачи похимии.
18. Изучатьанатомическую структуру растений и животных.
19. Читать оразличных странах
20. Читатьтехнические журналы.
21. Читать статье одостижениях радиотехники.
22. Анализироватьсравнивать оценивать литературные произведения.
23. Знакомиться сразличными законами. Уставами, инструкциями.
24. Изучать историю
25. Помогатьтоварищам, отстающим в учебе.
26. Уроки анатомии ифизиологии человека.
27. Составить и вестикартотеки.
28. Знакомиться своенной техникой.
29. Слушатьсовременную популярную музыку.
30. Посещать музеи,выставки.
31. Заниматься вматематическом кружке.
32. Уроки химии.
33. Читать книги орастениях и животных.
34. Ездить вэкспедиции с геологами.
35. Знакомиться ссовременными достижениями техники.
36. Заниматься врадиотехническом кружке.
37. Читать литературно- критические статьи.
38. Изучатьполитический строй и социальные изменения в других странах.
39. Читать книги на историческиетемы.
40. Выполнятьобщественную работу.
41. Знакомиться сдостижениями в области медицины.
42. Организовыватьпитание в походах.
43. Урокифизкультуры.
44. Заниматься вмузыкальной школе.
45. Заниматься визостудии.
46. Решать задачи поалгебре.
47. Делать опыты похимии.
48. Уроки биологии.Анатомии.
49. Узнавать оботкрытии новых месторождений ископаемых.
50. Разбираться втехнических чертежах.
51. Ремонтироватьбытовые приборы.
52. Писать стихи, рассказы.
53. Проводить политинформации
54. Смотреть фильмыоб исторических событиях разных стран.
55. Готовить доклады,сообщения и выступать сними.
56. Заботиться обольных, оказывать им помощь.
57. Помогать друзьямвыбирать одежду.
58. Участвовать в военныхиграх, походах.
59. Оформлятьстенгазеты, стенды, выставки.
60. Решать задачи по геометрии.
61. Самостоятельновыводить формулы химических реакций.
62. Изучать с помощьюмикроскопа живые ткани, наблюдать поведение мельчайших организмов.
63. Уроки географии.
64. Собирать иремонтировать различные механизмы (велосипеды, швейную машинку) ит.д.
65. Собирать иремонтировать радиоаппаратуру.
66. Изучатьпроисхождение слов и выражений.
67. Выступать сдокладами перед большим количеством людей.
68. Знакомиться сдревней культурой.
69. Работать с детьмимладшего возраста.
70. Делать перевязки,оказывать первую помощь при травмах.
71. Оказывать людямразличные бытовые услуги.
72. Заниматься вспортивных секциях.
73. Играть намузыкальных инструментах.
74. Рисовать.
75. Читатьнаучно-популярную литературу о математических открытиях и известныхматематиках.
76. Заниматься вхимических кружках. Олимпиаде.
77. Ухаживать харастениями или животными
78. Совершать трудныеи длительные походы.
79. Уроки труда
80. Разбираться всложных радиосхемах.
81. Работать сословарем, в библиотеке.
82. Читатьполитические новости.
83. Знакомиться сзаконами исторического развития.
84. Проводить время смаленькими детьми.
85. Проявлятьчуткость по отношению к людям.
86. Проявлять такт,выдержку в общении.
87. Изучать историюисторических сражений.
88. Смотреть театральныепредставления.
89. Знакомиться скартинами, скульптурами.
90. Заниматься вматематических кружках.
91. Узнавать одостижениях в области химии
92. Участвовать вработе биологического кружка.
93. Составлятьгеографические карты.
94. Уроки физики.
95. Научиться водитьмашину и уметь самому ее ремонтировать.
96. Писать сочинение.
97. Ввести дискуссии.
98. Анализироватьсвои поступки, поведение в обществе.
99. Работать над улучшениемусловиями труда.
100. Заниматься каким-либо видом спорта.
101. Участвовать в школьнойсамодеятельности.
102. Выпиливать, выжигать, строгать подереву.
103. Выполнять работу, требующую знанийматематических правил.
104. Выполнять работу на открытом воздухе.
105. Работать в полевых условиях.
106. Выполнять работу в закрытомпомещении, требующую физической нагрузки.
107. Работу, требующую большого такта,выдержки, самообладания.
108. Работу, требующую большой любви клюдям, внимательного к ним отношения.
109. Постоянно работать с людьми.
110. Видеть в обыденном прекрасное и стремитьсяпередать это людям.
Лист ответов.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120
После того, как вызаполните лист ответов, подсчитайте количество плюсов в каждой вертикальнойколонке. Наибольшее количество плюсов в одной из колонок свидетельствует оналичии интереса к определенной области деятельности или знаний.
Первая вертикальнаяколонка (1) свидетельствует интересу к математике;
(2)- химии;
(3)-биологии;
(4)-геологии; географии.
(5)-технике ;
(6)-электротехнике;Радиотехнике.
(7)- истории
910)-педагогике;
(11)-медицине;
(12)-сфере обслуживания;
(13)-спорту и военномуделу;
(14)- искусству
(15)- искусствуизобразительному ;
Из предлагаемого спискапрофессий нужно выбрать ту или те (но не более трёх); по которым вы хотели быработать или продолжать образование.
Список использованнойлитературы:
1. Л.В.Ботякова Учебно-методическийкабинет профессиональной ориентации 2006г.
2. С.С. Гриншпун.Индивидуальная работа с учащимися по подготовке к обоснованному выборупрофессии. 2000г.
3. А.В. Голомшток.Формы совместной деятельности школы, училища и базового предприятия. 1995г.