Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 83
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
НА 1 КАТЕГОРИЮ
Дидактическая игра как средство воспитания любви кприроде родного края
Выполнила:
Воспитатель Карбышева О.А.
г.Нижневартовск, 2005 год
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический аспектисследования
1.1 Экологическое воспитание как актуальноенаправление дошкольной педагогики
1.2 Дидактическая игра впедагогическом процессе
Глава 2. Практический аспектисследования
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
БиблиографияПриложение
Введение
Кончился ХХ век — век, напротяжении которого человек «познавал» окружающий мир. Это познание привело кисчезновению многих видов животных, к загрязнению воздушного и водного Океана.Все чаще и чаще происходят экологические катастрофы. Настала пора задуматься оспасении того, что еще можно спасти и сохранить.
В третьем тысячелетиичеловечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой –« Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходиться начинать думатьпо-иному, чем до сих пор…»,- такого мнения придерживаются ученые-современники.
Экологическую культуру нельзяпривезти в страну, как какую-либо вещь, экологическая культура — есть знание,понимание природы как необходимого основополагающего и незаменимого компонентасуществования всего человечества на Земле; она рождается как результат взаимодействияприроды и человека. Хорошо известно, что в нашей стране, осталось слишком малорегионов с благоприятной экологической обстановкой. Согласно исследованиямэкологов, в большей части территории России экологические проблемы существуютне один год и в ближайшее будущее положение дел в лучшую сторону не измениться.
Наш регион не является исключением, вгазете «Еженедельник» №2 за 2005 год в статье «Состояние окружающей среды вХМАО» приводятся факты экологической обстановки в регионе: например, суммарныйобъем выбросов загрязняющих веществ (в основном, объекты нефтедобычи) ватмосферу в 2004 году составил 113859 тонн. Так, Ханты-Мансийский автономныйокруг всегда славился своими богатейшими лесами, состоящими, в основном, изхвойных видов деревьев (сосна, кедр), но экологическое положение лесных угодийс каждым годом становится все хуже – данное положение обусловлено растущейнефтедобывающей и нефтеобрабатывающей промышленностями.
Богатство и многообразие мира природыгод от года ухудшается, уменьшается вследствие интенсивной хозяйственнойдеятельности человека, который непрестанно вносит изменения в природный баланс,нарушая тем самым экологическое равновесие окружающей среды.
Всё это побуждает к болееинтенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развитияэкологического мышления у населения планеты. Процесс осознания, чточеловечеству угрожает экологическая катастрофа, начался в 70-е годы ХХ века: наМеждународной конференции по окружающей среде, одновременно с этим сталоформироваться понимание необходимости экологического просвещения людей. Так,постепенно появлялась мысль о необходимости создания непрерывногоэкологического образования, которое «…предполагает обучение бережному отношениючеловека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мирасамого человека. Только сознание себя как части макромира…позволяет строитьгармоничные отношения с окружающей средой…» (из доклада Г.А. Ягодина –председателя Гособразования СССР- на Третьей Всесоюзной конференции осенью 1990года в г. Казань).
Каждый ребенок хочет радоваться новомудню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше новогои интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Доказано,что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, т.к.именно это общение, позволяет не только познать закономерности развития живойприроды, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать,почитать и беречь.
Детидошкольного возраста – это самые маленькие жители Земли. Они объединяют вокругсебя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей),экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамкахпрактической реализации экологического образования детей, которое являетсяновым направлением в дошкольной педагогике. В свою очередь, воспитание любви кприроде родного края является составляющей общего экологического и, в некоторомсмысле, патриотического образования подрастающего поколения — нельзя жить вопределенном месте, не испытывая к нему никаких нежных чувств — это противоречитчеловеческой природе.
Так,главной целью экологического воспитания является формирование экологическойкультуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания,экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическаякультура, в свою очередь, является неотъемлемой частью общей культуры человекаи включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этойдеятельности экологическое сознание человека, в котором следует различатьвнутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции,переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю(поведение, поступки, взаимодействие).
Вструктуре экологической культуры ребенка выделяются компоненты: экологическиезнания и умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологическиоправданное поведение.
Вышеназванные структурные компоненты отображены в региональной программе ХМАО поэкологическому образованию дошкольников «Экология для малышей» (авторЕ.В.Гончарова), целью которой является формирование экологической культуры наоснове историко-географических и природных особенностей, традиционного исовременного природопользования с учетом этнических культур.
Дошкольныйвозраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этомвозрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развиваетсяэмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основынравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействияхребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этомупоявляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правилвзаимодействия с природой, воспитания любви к природе, именно, родного края,воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологическихпроблем.
Проблемаэкологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов,общественность.
В период активныхпреобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательнойработы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка,внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследованияотечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина ДБ) показали, что развитие ивоспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, вигре.
Сущность игры как ведущего видадеятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороныжизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающейдействительности, учатся любить и беречь природу. Игра — есть, своего рода,средство познания ребенком действительности.
Эльконин ДБ подчеркивал, что игра — это сложное психологическое явление,которое дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учитьсяподчинять свое поведение правилам игры, познает особенности общения с людьми,развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строитьотношения с природой, учиться ее любить и беречь.
Представителинауки совместно с педагогами-практиками разработали принципы, содержание иметоды экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффектобразования, и предложили использовать для этого возможности дидактической игры.
В данном исследовании рассмотреныподходы к содержанию экологического воспитания дошкольников, дидактические игрыи возможное их использование в качестве средства воспитания любви к природеродного края в рамках формирования общей экологической культуры, что напрактике работы с детьми младшего дошкольного возраста доказано – этоподтвердила выдвинутая гипотеза.
Целью работы является теоретическое изучение проблемы использованиядидактических игр как средства воспитания любви к родному краю и определениеэффективного их сочетания при использовании в практике работы педагога с детьмивыделенной возрастной категории в целях их экологического воспитания.
Для достижения целинастоящей квалификационной работы необходимо решить следующиезадачи:
1. Изучить ипроанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использованиявозможностей дидактической игры как средства воспитания любви к природе родногокрая в рамках их экологического воспитания.
2. Изучитьличностные особенности детей для составления индивидуально-дифференцированных программпо воспитанию любви к природе родного края в свете формирования общей экологическойкультуры средствами дидактической игры.
3. Изучить особенности экологической воспитанностидетей для построения соответствующей работы по воспитанию любви к природеродного края у детей средствами дидактической игры.
4. Определить эффективностьработы (системы работы) по применению дидактических игр как средства воспитаниялюбви к природе родного края в контексте формирования общей экологическойкультуры.
Объект исследования: процесс воспитания любви к природеродного края в рамках формирования общей экологической культуры у младшихдошкольников посредством использования системы дидактических игр.
Предмет исследования: особенности процесса воспитания любви к природеродного края в свете формирования общей экологической культуры детей младшегодошкольного возраста.
Субъект исследования – дети дошкольного возраста:
2004-05 учебный год – 2младшая группа – 20 человек
2005-06 учебный год-средняя группа – те же 20 человек
Гипотеза исследования: – есть возможность предположить, что в ходецеленаправленной, планомерной и систематической работы у выделенной группыдошкольников произойдут качественныеизменения в показателях их экологической воспитанности, которые являютсярезультатом использования системы дидактических игр как одного из средствэкологического воспитания детей, одним из направлений которого являетсявоспитание любви к природе родного края, а такжеприиспользовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построениииндивидуально-дифференцированных программ образования, предполагающихизучение каждого ребенка.
Методы исследования: теоретический анализ литературы,формулирование гипотезы; педагогический эксперимент.
Базаэкспериментального исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детскийсад комбинированного вида № 83
Глава I. Теоретический аспект исследования
1.1 Экологическоевоспитание как актуальное направление дошкольной педагогики
В нашидни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическоевоспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будетзависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладыватьсяв дошкольном детстве.
Бережноеотношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры иприродоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольноедетство — начальный этап формирования личности человека. В это же времязакладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе иокружающим людям («Концепция дошкольного воспитания »). Именно на этапедошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенокполучает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления оразных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновыэкологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одномусловии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологическойкультурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладитьвзаимоотношения с ним.
Одной изосновных задач воспитания и образования является формирование экологическойкультуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверныезнания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.«Природа для нас — кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу— значит охранять Родину» (М.М. Пришвин).
Проблемаэкологической катастрофы затронула все мировое сообщество, все чаще этот вопросподнимается на конференциях, съездах, семинарах разного уровня: отМеждународной конференции до конференций регионального значения; разработано ипринято к исполнению значительное количество программ, технологий, нормативныхдокументов, регламентирующих деятельность всех структур — от промышленности дообразования — в области природоохраны и природосбережения. Суть всего этоготакова – выход из сложившейся ситуации может быть возможен лишь только в томслучае, если человечество осознает проблему экологического кризиса и обрететновое мировоззрение, новый сознательный взгляд на взаимодействие общества сприродой и изменит практику жизнедеятельности.
В России в концепрошлого века происходило становление системы непрерывного экологическогообразования, формировалась его концепция, где важная роль отводится сфередошкольного воспитания.
Всевыдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе каксредству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средстводля развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А.И.Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения; детей к природе, квозбуждению стойкого и глубокого интереса; к ней, без которого невозможнонакопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какоебольшое значение придавал природе К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы «вестидетей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственногои словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получилидальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания встатьях, методических работах (А. А. Быстров, P.M.Басе,А.М.Степанова, Э.И.Залкинд, Е.И.Волкова, и др.). Природа как неисчерпаемыйисточник форм, красок, звуков была широко использована в целях сенсорноговоспитания дошкольников в играх с природным материалом и природоведческим содержания(Э.И. Залкинд, А.С. Макаревич, В.А. Дрязгунова), в труде (E. Образцова, Н.К. Постникова, Е.И. Корзакова,В.Г. Фокина и др.).
Вдошкольной педагогике велись исследования по отбору и систематизацииприродоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова,С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы.В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбраназакономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именнозависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работыположили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Результатомэкологического воспитания является экологическая культура личности. Составныеэкологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и ихэкологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, вповедении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Становлениеэкологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольногообразовательного учреждения возможно при решении следующих задач:
1.Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементовэкологического сознания определяется содержанием и характером (степеньюсложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания,отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
2.Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельностив природе; при этомдеятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальнойдеятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и научастке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создаватьдля растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностейживых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидетьпоследствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранятьцелостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьмипрактических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, аосознанно-действенным.
3. Воспитаниегуманного отношения к природе. Отношение к природе — гуманное,познавательное, эстетическое — теснейшим образом связано с содержаниемосваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют инаправляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место вформировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступныепониманию детей.
Экологическуюкультуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую«субкультуру» определенной социальной группы. Объем знаний экологическойкультуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средствамассовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается наформирование начал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов кокружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи,определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональнымикачествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.
Структурныекомпоненты экологической культуры (экологические знания и умения, экологическоемышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесносвязаны между собой и составляют единую систему. Осью индивидуальнойэкологической культуры целесообразно считать экосознание, формирующееся впроцессе деятельности ребенка и которое повышается, если стимулировать егоинтерес к природе вообще, и любви к природе родного края, в частности,пробуждать чувства, вызывать сопереживание; важно, чтобы ребенок сам могоценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
Длядошкольника характерны следующие элементы экологического сознания: во-первых, потребностьв общении с природой, которая является отправной точкой формированияэкологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы,воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этическиечувства,которые вызывает общение с природой, индивидуальные длякаждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные илиотрицательные.
Основыэкологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой ипедагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессеэкологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлосьсамоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.
Показателемсформированности экологической культуры дошкольника является его экологическаявоспитанность, которая выражается в:
ü усвоении норм иправил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром,трансформация значительной их части в привычки;
üналичии потребности в приобретении экологических знаний,ориентация на их практическое применение;
üпотребности в общении с представителями животного ирастительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердияк людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
üпроявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть ипонимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
üпроявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшегоокружения.
Названныепоказатели сформированности нравственно-экологической позиции личностипоказательны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень ихсформированности различен, как различны и содержание каждого из характеристик,так и формы их проявления.
Дошкольный возраст — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но ониимеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно истремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенецпревращается в относительно самостоятельную, активную личность.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формированиеи развитие экологической культуры детей, и при условии качественногоформирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценитьи беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующимпоколениям.
1.2Дидактическая игра в педагогическом процессе
«Концепциейдошкольного воспитания» (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др.) обозначеныпути гуманизации воспитательно-образовательного процесса, который должен учитывать«…возрастные возможности психического развития дошкольников…и… соответствующийих возрасту вид деятельности…».
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определеннымведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностьюпонимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психикедетей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойстваличности, появляются психические новообразования, характерные именно дляданного конкретного возраста: в период младенчества (до 1 года), ведущим видомдеятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве(от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) –игровая.
В настоящих моментвнимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности как эффективноймодели взаимодействия взрослого и ребенка Исследования отечественных психологов(Леонтьева АН, Эльконина ДБ) показывают, что развитие дошкольника происходит вовсех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущностьигры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в нейразличные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют своизнания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средствомпознания ребенком действительности.
Эльконин ДБ подчеркивал, что игра — это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психическогоразвития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок «живет» и следы этойжизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. Представителинауки совместно с педагогами-практиками разработали принципы, содержание иметоды экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффектобразования, и предложили использовать для этого возможности дидактической игры.
Использованиедидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходитсвоими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использованиядидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народнойпедагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельностимногих педагогов прошлого Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, А.И Сорокина идр. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитаниядидактические игры, занимают особое место.
В советской же педагогикесистема дидактических игр была создана в 60-е годы её авторами являютсяизвестные педагоги и психологи: Л.А, Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. Впоследние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса,Е.О. Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут внаправлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игрепридается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект,на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждаетопыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известныхпедагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Так, дидактическая игра способствует:
ü развитию познавательных способностей;получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваиваютобщественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процесседидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы)расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно,осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторыедидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако ониприносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новыхусловиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся уних представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этомигры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможностьдетям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменениеотдельных внешних признаков.
ü обогащению чувственного опытаребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, воспитываютлюбовь к ней, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать,обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их,группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира поопределенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делатьумозаключения).
ü развитию речи детей: пополняется иактивизируется словарь, развивается связная речь.
ü социально-нравственному развитиюребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений междудетьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, учится быть справедливым,уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.
ü художественно-эстетическомувоспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво,элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретнойситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи,происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передачехудожественного образа.
ü экологическому воспитанию. Процесс игровойдеятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интереск природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы ипрактические умения экологически целесообразной деятельности; предоставитьвозможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества,ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценкирезультатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенокнаходится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Еслирассматривать роль дидактической игры в экологическом воспитании то следуетсказать, что эффективность ознакомления детей с природой в большой степенизависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даетзадания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями иживотными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики(игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей влюбимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия«природного» содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношениядетей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечнымрезультатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявлениесложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое онав себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется впрактику игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческийсюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представленияоказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались вотношение, которое ее и спровоцировало. В свою очередь усвоение знаний оприроде при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния наформирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительногои животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию удетей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чемзнания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу. Игра иэкологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игрыребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, откоторых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е.он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы,взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтомунакладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка.
Рассмотрев рольдидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразиеи особенности руководства ими.
Итак, структуру (структурадидактической игры по А.К Бондаренко) дидактической игры образуют основныеи дополнительные компоненты.
К основным компонентамотносятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат идидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Главная цель любойдидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в нейявляется дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенокпросто играет, но по внутреннему психологическому значению — это процесснепосредственного обучения.
ü Дидактическая задача — определяется целью обучения ивоспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждойвозрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должныовладеть дети.
ü Игровые действия Игровая и дидактическая задачареализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражненийтем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровымидействиями.
ü Игровые правила.Основная цель правил – организовывать действия, поведениедетей.
ü Дидактический материал и результат: средством решения дидактическойзадачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игрыявляется решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач –показатель эффективности игры.
ü Дополнительные компонентыдидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.
Своеобразиедидактической игры:
1. определяетсярациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладаетобучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, тодеятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактическойигры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действоватьпо ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
2. определяется видигровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком.Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношенияменее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре –сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способовпознания.
В дошкольной педагогике все многообразие дидактическихигр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), здесь,игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
ü Игры с предметамив таких играх используются как игрушки, так и реальныепредметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство иразличия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятсясо свойствами предметов, величиной, цветом. В играх решаются задачи насравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Помере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играхусложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одномукачеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логическогомышления. Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективенпри ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры сприродным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к. ихжелательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большуюосторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самойигры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желаниеиграть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки,овощи, фрукты и др.- все это используется в качестве природного материала приорганизации и проведении дидактических игр этого вида. В таких играхзакрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируютсямыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь кприроде, бережное к ней отношение.
ü Настольно — печатные игры –интересное занятие для детей при ознакомлении с миромживотных и растений, явлениями живой и неживой природы… Они разнообразны повидам: «лото», «домино», парные картинки» … Различны и развивающие задачи,которые решаются при их использовании: подбор картинок по парам, подборкартинок по общему признаку, составление разрезных картинок и кубиков,описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.
ü Словесные игры.Построенына словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразныемыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки,отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явленийприроды. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе ихусловно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры,с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признакипредметов, явлений; во вторую группу — игры, используемые для развития у детейумения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильныеумозаключения; игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицироватьпредметы по различным признакам, объединены в третью группу; в особую, вчетвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности,быстроты мышления, выдержки, чувства юмора.
Руководстводидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовкадидактических игр, ее проведение и анализ.
ü В подготовку к дидактической игревходит: отбор игры всоответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствияотобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места дляигры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактическогоматериала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка кигре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни,необходимыми для решения игровой задачи.
ü Проведение дидактических игры включает:ознакомление детей ссодержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре(показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания ипредставления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.
ü Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ееподготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижениипоставленной цели — это поможет совершенствовать как подготовку, так и сампроцесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведениии характере детей.
При руководстведидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровойдеятельности у дошкольников (предложены Н. Михайленко, Н. Короткова):
1. Для того, чтобыдети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
2. Начиная с раннеговозраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенкаигровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие спартнером- сверстником.
3. Взрослый, играя сдетьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком егоэтапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические,постепенно усложняющиеся способы построении игры
Приемы руководства игроймогут быть прямыми и косвенными.
ü Прямое руководство предполагает непосредственноевмешательство взрослого в игру детей.
ü Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работес детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражаетисключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.
Такимобразом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное,сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детейдошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровойдеятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Наш детский сад работаетпо программе «Радуга» (авторы Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др.)одной из основных задач программы является формирование активного и бережногоотношения к окружающему миру, в качестве парциальной программы поэкологическому воспитанию, в частности, по воспитанию любви к природе родногокрая использую Региональную программу экологического образования дошкольниковХМАО (автор. Е.В.Гончарова) и др.
Всвоей работе на занятиях, в совместной деятельности я использую всёмногообразие средств экологического воспитания(подвижные, творческие,сюжетно-ролевые и т.п. игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристическиебеседы, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследованияс элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания идр., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы –все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональныйнастрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач поэкологическому воспитанию детей), но наиболее эффективнымсредствомформирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.
Специфика, своеобразие и принципы, накоторых строятся дидактические игры, характерпсихологических(психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю,лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающейнаправленности — всё это привлекает мое внимание в данном типе игр.
Мноюразработана система использования дидактических игр (как одного из средствэкологического воспитания) по воспитанию любви к природе родного края в рамкахформирования общей экологической культуры детей и развитию у них экологическихпредставлений.
Считаю,что дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и еёвозможности следует использовать как для развития экологического сознания,экодеятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом.
Глава 2. Практическая часть исследования
2.1Констатирующий эксперимент
Работавоспитателя многогранна. В процессе работы с детьми использую различные формы,виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именнороль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участниковобразовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничноеразвитие детей.
Хотелосьбы заметить, что работа по экологическому воспитанию детей следует рассматриватькак одно из направлений работы воспитателя, но следует сказать, что проводимаяработа в данном направлении является важной и актуальной на современном этаперазвития человечества, учитывая сложившуюся экологическую обстановку, котораястала результатом разрушительной деятельности человека, что привело к нарушениюхрупкого равновесия в экосистеме.
Вэкологическом образовании дошкольника есть важный момент – проведениедиагностики экологической воспитанности ребенка, которую считаю важной составляющейв системе общего мониторинга образования ребенка, т.к. именно мониторингпозволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуальногоразвития (т.е. то, что ребенок может сделать сейчас и сам без помощивзрослого) и Зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать неможет, но стремиться и со временем научиться это делать самостоятельно) дляболее эффективной и направленной работы), но и проанализировать степеньэффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученныхрезультатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работыкак с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимостивнести коррективы в план своей работы.
В исследованиипринимали участие дети дошкольного возраста:
q 2004-05 учебныйгод – 2 младшая группа – 20 человек
q 2005-06 учебный год — средняягруппа – те же 20 человек
Для исследованияобщего уровня экологической воспитанности детей использовалась диагностика,предложенная Гончаровой Е.В. и Моисеевой Л.В.(см… Приложение 1)
Исследованиепредполагало:
q Выявление представлений детей о животных
q Выявление представлений детей о жизни растений
q Выявление представлений детей об объектах и явленияхнеживой природы
q Выявление отношений детей к объектам природы
На основеисследований Л.В.Моисеевой, П.Г.Саморуковой, Н.Н.Кондратьевой были определеныкритерии:
q оценки экологических представлений:
1.Полнота — ребенок называет многообразные живые объекты и предметы неживой природы.
2.Существенность — ребенок знает отличительные признаки растений и животных, особенности их образажизни и произрастании, а также свойства предметов неживой природы.
3.Обобщенность — ребенок знает названия растительных групп, а так же определяет экологическиегруппы животных
q сформированностибережного отношения к объектам природы.
1.Эмоциональныереакции в общении с природой.
2.Пониманиенеобходимости бережного и заботливого отношения к
животным и растениям.
3.Проявлениеактивной заботы об объектах природы.
При оценкесформированности выше обозначенных критериев использовалась уровневаядифференциация: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. (Характеристикукаждого уровня см. в Приложении 1)
Итак, результатыдиагностики следующие:
Диаграмма 1.
/>
Анализ полученныхрезультатов (Диаграмма 1) позволяет отметить положительную динамику вплане формирования экологических представлений у детей 2 младшей группы запериод обучения с СЕНТЯБРЯ по МАЙ 2004-05 учебного года. Так, например,произошли существенные изменения в:
q Сформированности представлений детейо жизни животных:
ü подавляющее большинство детейгруппы — 90% (18 человек) на момент СЕНТЯБРЯ 2004-05 уч.года имели низкийуровень сформированности этого критерия экологической воспитанности детей,в ЯНВАРЕ показатель вырос до 65% (13 человек), а в МАЕ стал — 25% (5 человек).
ü Показателисреднего уровняпретерпели также значительные качественные изменения СЕНТЯБРЬ –10% (2 человека)– ЯНВАРЬ – 35% (7 человек) – МАЙ – 60% (12 человек);
ü Что касается высокого уровнясформированности представлений о мире животных, то на начало учебного годаданный уровневый показатель отсутствовал, ровно, как и в середине этогоучебного года, но стоит отметить, что в МАЮ данный показатель появился у 5детей, что составляет 25% от всей возрастной группы.
q Сформированности представленийоб объектах и явлениях неживой природы:
ü Низкий уровень составил 85% (17 человек) – 55% (11 человек) – 25% (5человек) соответственно СЕНТЯБРЬ-ЯНВАРЬ-МАЙ.
ü Показательсреднего уровняизменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках,так в СЕНТЯБРЕ он составил 15% ( 3 человека), а в МАЕ – 65% (13 человек).
ü Показатель высокого уровня появилсялишьк концу учебного года и составил 10% (2 человека), что такжеявляется хорошей динамикой в сформированности представлений об объектах иявлениях неживой природы
q и т.п. качественные изменения произошли с двумядругими критериями экологической воспитанности за период обучения детей выделеннойгруппы в 2004-05 учебном году .
Как показывают результаты диагностикисформированности экологических представлений детей, в СЕНТЯБРЕ 2004-05 уч.года,т.е. в начале учебного года, дети испытывали значительные сложности привыполнении практически всех диагностических заданий… Например, при выявлении экологическихпредставлений о мире животных, растений, об объектах и явлениях неживой природыдети в ответ на просьбу педагога называли объекты, выделяя их признаки исвойства только непосредственно в деятельности и лишь 2 ребенка (10 %)различали и называли достаточно большое число объектов природы и знали,например, основное строение растений и их состояние по сезонам. Что касается бережногоотношения детей к объектам природы, то следует отметить слабое выражениеэмоциональных реакций при общении с природой, дети эпизодически принималиучастие в уходе за растениями и животными и мотивировали необходимостьбережного отношения к объектам природы, исходя из их утилитарной пользы длячеловека.
К концу 2004-05 учебногогода дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали различатьбольшее количество конкретных видов деревьев, кустарников, животных разныхэкологических групп; значительно увеличилось качество и количествопредставлений о флоре и фауне, некоторых особенностях органов животных, стализамечать и понимать признаки «живого» — движение, питание, состояние посезонам; значительно расширились представления о росте и развитии растений иживотных, о месте обитания и способах их существования. Дети стали проявлятьживой интерес к ярким, динамичным объектам природы, под влиянием взрослогостали проявлять любознательность в непосредственном общении с природой, сталиосознавать необходимость бережного отношения, но все же мотивировали его толькопрактическим или эстетическим значением объекта природы для людей.
Диаграмма 2
/>
Анализсравнительных результатов общего показателя экологической воспитанности детейза 2004-05 учебный год позволяет говорить о наметившейся положительной динамикев его формировании и отмечается качественный рост в экологической воспитанностидетей 2 младшей группы. Так, за этот период экологическая воспитанность выросладо высокого уровня, который составляет 15%, значительные качественныеизменения претерпел показатель среднего уровня, он вырос с 13% до 59%соответственно, а показатель низкого уровня экологической воспитанностиснизился до отметки 26% (для сравнения: на начало учебного года он составил87%, к середине года – 63%).
Таким образом, результаты показывают, что работа поэкологическому воспитанию детей во 2 младшей группе проводилась планово, целенаправленнои систематично.
2.2Формирующий эксперимент
Исходя изтеоретических положений, рассмотренных в первой части настоящейквалификационной работы, из результатов констатирующей части исследования, гдеотмечены «слабые» места в формировании экологических представлений детей,видно, что требовалось проведение соответствующей работы в данном направлениии коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна.
Гипотеза: есть возможность предположить, что в ходецеленаправленной, планомерной и систематической работы у выделенной группыдошкольников произойдут качественныеизменения в показателях их экологической воспитанности, которые являютсярезультатом использования системы дидактических игр как одного из средствэкологического воспитания детей, одним из направлений которого являетсявоспитание любви к природе родного края, а такжеприиспользовании всех средств педагогического воздействия и при обязательномпостроении индивидуально-дифференцированных программ образования, предполагающихизучение каждого ребенка.
Результаты диагностики детей по выявлению экологических представлений увыделенной группы детей определили основные направления формирующей работы:
1. Формированиеэкологических представлений о мире животных
2. Формированиеэкологических представлений о растениях
3. Формированиеэкологических представлений об объектах и явлениях неживой природы
4. Формированиеэкологически бережного отношения к объектам природы
Хотелосьбы заметить, что представленные в квалификационной работе ив Приложении дидактические игры – это лишь небольшая часть системыиспользования дидактических как одного из средств экологического воспитаниядетей дошкольного возраста.
Формирование экологических представлений о миреживотных
Игры с предметамиИгра «Найдите ипокормите зимующих птиц»
Цель. Учить детей находить и правильно называть перелетных и зимующихптиц.
Материал. Картинки с изображениями птиц, кормушки.
Ход.Взрослый сообщает, что сегодня к ним прилетели друзья — птицы, достает,показывает и называет перелетных птиц. Вместе с детьми рассматривает иописывает каждую птицу, знакомых птиц называют сами дети. Далее взрослыйпредлагает детям взять по одной понравившейся ему птице и назвать ее. Затемвзрослый знакомит детей с зимующими птицами.
Наконецпоказывает детям нарисованную кормушку и предлагает детям найти зимующих птиц ипосадить их в кормушку, говорит, что зимой мало корма, птицы голодают, поэтомумы должны помогать им — подкармливать их хлебными крошками, зернышками. ПТИЦЫ:зимующие (синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка); перелетные(ласточка, грач, скворец, жаворонок, кукушка); перелетные, зимующие (гуси,лебеди, утки, снегирь).
Чтосначала – что потом?
Цель.Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ходигры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок,кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильномпорядке.
Игры настольно-печатные
Игра«Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей обокружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ходигры. Игра состоитиз 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешиваеткарточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждыйиграющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру,рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточкаему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз.Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участникиигры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобывсем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры словесные
Игра«Кто в домике живет?»
Цель. Закреплять знания детей о животных,учить подражать их голосам.
Ходигры. Детиизображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходитдомики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Детиотвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, ктоживет в домике.
ормирование экологических представлений о растениях
Игры с предметами
Игра«Детки на ветке»
Цель. Закреплять знания детей о листьях иплодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одномурастению.
Ходигры. Детирассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложениювоспитателя: «Детки, найдите свои ветки» — ребята подбирают к каждому листусоответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодамив течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
Игры настольно-печатныеИгра «Что растет в саду»
Цель. Научиться группировать растения по месту их произрастания. Развиватьмышление, речь детей.
Материал. Карты с разными пейзажами для взрослого. Маленькие карточкидля детей.
Ход. Посигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком набольшой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клеткии правильно назвал растения. Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.
Игры словесные
Игра«Найди, о чем расскажу»
Дидактическаязадача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование.Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всемдетям отличительные признаки предметов.
Ходигры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, тоесть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагогпредлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем ярассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другойпредмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор,пока все дети не угадают предмет по описанию.
Формирование экологическихпредставлений об объектах и явлениях природы
Игры с предметами
Игра«Когда это бывает?»
Цель.Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ходигры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки,можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детямнадо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Игра«Что это такое?»
Цель:уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал:природный — песок, камни, земля, вода, снег.
1.Ход игры. Детямпредлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходиморазложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это?(Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можноделать?
Игры настольно-печатные
Игра«Это когда?»
Цель.Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ходигры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада,дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосулькии т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимоправильно разложить имеющиеся у них картинки.
Игры словесные
Игра«Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей овременах года.
Ходигры. 1 вариант. Воспитательчитает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а детиотгадывают.
IIвариант.Воспитатель называетвремя года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и чтоделают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методикаобучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапныйхарактер.
Вмладших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе сдетьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, приповторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапевоспитатель выключается из активного участия в игре — он руководит со стороны:помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играютсамостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.
Начинаясо средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает содержаниеигры, предварительно вычленяя 1—2 важных правила. По ходу игры он еще разподчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительныеправила. Таким образом, обучение игре на первом этапе — рассказ о содержании,ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно.Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешаетконфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.
Формирование экологическибережного отношения к природе
Настольно-печатные игры
«Ухаживаемза растениями»
Цель.Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.
Материал.Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатныхрастений.
Дети сидят застолом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых дляухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому илииному растению, каким инструментом его выполняют –дети показываютсоответствующую карточку.Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать заэтим растением.
Методикапроведения игр предусматривает требования:
1.Сделатьигры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало быот занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должназаключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широкоиспользуются такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов,соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр,интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой,перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встаньбез помощи рук» и т. п.).
2..Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждалисвоей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают;одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумываютрассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т. д.
Дидактическиеигры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его),так и в часы игр.
Системапо использованию дидактических игр как экологического воспитания дошкольникаразработанная мною, основывается на сборниках дидактических игр следующих авторов:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991
2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников срастениями. М., 1981
3. Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997
4. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.,Минск, 1976
5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль,1997 и др.
2.3Контрольный эксперимент
Для оценки эффективности ирезультативности педагогического воздействия на процесс формированияэкологической культуры дошкольников посредством использования системыдидактических игр как одного из средств экологического воспитания использовалсятот же диагностический материал по обследованию уровня сформированностиэкологических представлений о жизни животных, растений, объектах и явленияхприроды, об отношении детей к объектам природы, в исследования принималиучастие те же 20 детей, но уже ставшие воспитанниками средней группы.
К
Диаграмма 3.
/>
Анализ диаграммы 3позволяет говорить, что произошли значительные изменения в плане сформированностиэкологических представлений об объектах природы и бережного к ним отношения. Отмеченыкачественные и количественные преобразования в показателях. Так, например:
q Сформированность представлений детейо жизни растений:
ü подавляющее большинство детей группы- 85% (17 человек) на момент СЕНТЯБРЯ 2004-05 уч.года имели низкий уровеньсформированности этого критерия экологической воспитанности детей, в СЕНТЯБРЕ2005-06 уч.года показатель снизился до 20% (4 человека
ü Показателисреднего уровняпретерпели также значительные качественные изменения — выросли: СЕНТЯБРЬ2004-05 уч.года –15% (3 человека) – СЕНТЯБРЬ 2005-06 уч.года – 65% (13человек);
ü Что касается высокого уровнясформированности представлений о растениях, то на начало 2004-05 учебного годаданный уровневый показатель отсутствовал, а в СЕНТЯБРЕ 2005-06 учебногосоставил 15% (3 человека).
q Бережное отношение к объектамприроды:
ü Низкий уровень составил 90% (18 человек) – 25% (5 человек)соответственно СЕНТЯБРЬ, 2004-05 уч. года – СЕНТЯБРЬ, 2005-06 уч. года.
ü Показательсреднего уровняизменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках,так в СЕНТЯБРЕ 2004-05 уч.года он составил 10% ( 2 человека), а в СЕНТЯБРЕ2005-06 уч.года – 60% (12 человек).
ü Показатель высокого уровня наСЕНТЯБРЬ 2004-05 уч. года отсутствовал, а в СЕНТЯБРЕ 2005-06 уч. года составил15% ( 3 человека), что является хорошей динамикой в сформированности бережногоотношения к объектам природы.
q и т.п. качественные изменения произошли с двумядругими критериями экологической воспитанности за период с СЕНТЯБРЯ 2004-05 уч.года по СЕНТЯБРЬ 2005-06 уч. года.
Хотелось бы сказать, чтоположительная динамика в формировании экологических представлений об объектахприроды и отношения к ним детей, выявлена, но необходимо продолжить работу вэтом направлении, т.к. максимальный результат не достигнут, дети лишь в среднейвозрастной группе и тем более только начало учебного года. К концу обучения всредней группе дети должны различать и называть конкретные виды деревьев икустарников, травянистых растений, животных разных экологических групп; знатьосновное строение растений, некоторые особенности органов животного, замечать ипонимать признаки «живого» — движение, питание, состояние по сезонам; иметьпредставления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания испособах существования. Должно быть сформировано бережное отношение к объектамприроды, которое заключается в любознательности детей, эмоциональном общении сприродой, принятии активного участия в уходе за растениями и животными,включаясь в деятельность взрослых и осознание необходимости бережного отношенияк объектам природы, мотивируя его нравственно-эстетическим, практическим исредообразующим значением для природы и людей.
Диаграмма 4
/>
Анализ сравнительныхрезультатов общего показателя экологической воспитанности детей выделеннойгруппы выявил положительную динамику в его формировании за период с СЕНТЯБРЯ2004-05 уч.года по СЕНТЯБРЬ 2005-06 уч.года. Так, экологическая воспитанность выросладо высокого уровня, который составляет 19%, значительные качественныеизменения претерпел показатель среднего уровня, он вырос с 13% до 66% соответственно,а показатель низкого уровня экологической воспитанности снизился доотметки 15% (для сравнения: в СЕНТЯБРЕ 2004-05 уч.года составлял 87%).
Таким образом,выдвинутая гипотеза экспериментальной работы подтвердилось не только втеоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками. Так, в ходецеленаправленной, планомерной и систематической работы у выделенной группыдошкольников отмечены качественныеизменения в показателях их экологической воспитанности, которые являютсярезультатом использования системы дидактических игр как одного из средствэкологического воспитания детей, одним из направлений которого являетсявоспитание любви к природе родного края, а такжеприиспользовании всех средств педагогического воздействия и при обязательномпостроении индивидуально-дифференцированных программ образования, предполагающихизучение каждого ребенка.
Заключение
Современная экологическаяситуация актуализировала необходимость оптимизации отношений общества и природыкак комплексной проблемы науки и практики.
Одним из важнейшихнаправлений, условий, средств оптимизации является экологическое образование,возрастающая роль которого признается практически всеми государствами мира.
Очевидно, что приосвещении вопросов экологического образования необходимо обращение к состояниюокружающей среды на разных уровнях. Понимание проблемы окружающей среды требуетопределенных действий как со стороны отдельного человека, так и на всех уровняхобщества и всего мирового сообщества. Экологическое образование может бытьэффективным в том случае, если все человечество будет участвовать в меру своихвозможностей в решении задач улучшения отношений «человек – окружающая среда».Из этого следует, что воспитывать экологическую культуру, любовь к природевообще и к природе родного края, в частности, необходимо с ранних лет.
Самооценность дошкольногодетства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурногороста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физическихи психических возможностей, начало становления личности. В этот периодзакладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенокначинает осознавать ее ценность для всех людей. Важно, чтобы ребенок познавалокружающий мир сообразно природе его психического развития, т.е. посредствомигры, сущность которой заключается в том,что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношенийвзрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Понимание целесообразности использования игры в обучении детейдошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработкидидактических игр, цель которых – обеспечить наилучшие условия усвоения знаний,умственных навыков и умений. Исследованиями Е.И. Удальцовой, Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной,А.К. Бондаренко и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятиемможет быть использована для решения различных учебных задач: формированиянавыков умственной деятельности, умений использовать приобретенные знания вновых условиях; она может быть формой организации обучения, методом закреплениязнаний, средством воспитания нравственно-волевых, трудовых, экологических и др.знаний и умений.
Так, в настоящейквалификационной работе дидактическая игра рассмотрена как эффективное средствоэкологического воспитания и как одно из его направлений — воспитание любви кприроде родного края детей младшего и среднего дошкольного возраста, потенциалигры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитанияи использовать её в любом из направлений воспитательно-образовательной работы сдетьми.
Считаю, что результаты иматериалы настоящей квалификационной работы можно применять на практике работе сдетьми дошкольного возраста и использовать возможности дидактической игры какэффективное средство формирования экологической культуры в целом.
Библиография
1. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М.,1985
2. Воронкевич О.А.добро пожаловать в экологию.С-Пб.,2004
3. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей2 младшей группы ДОУ. Екатеринбург, 2002
4. Гончарова Е.В.Региональная программа экологического образования ХМАО. Тюмень, 2000
5. Гончарова Е.В.Экология для малышей. Тюмень, 2000
6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников срастениями.М., 1981
7. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младшихшкольников.М., 2000
8. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М.,2004
9. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль,1997 и др.
10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М., 2000
11. Логинова ВИ. Дошкольная педагогика. Ч.1., М., 1988
12. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологическоговоспитания дошкольников. С-Пб, 1998
13. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшегошкольного возраста. М., 2004
14. Николаева С.Н.,Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
15. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
16. Николаева С.Н.Эколог в детском саду. М., 2003
17. Николаева С.Н.Теория и методика экологического образования детей. М., 2002
18. Программаэкологического образования детей «Мы». С-Пб, 2003
19. Программа«Радуга» / Доронова Т.Н. М., 2003.
20. Практическоепособие: Экологическое воспитание дошкольников. М., 2003
21. СорокинаА.И.,.БатуринаЕ.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. — М.,-1962.
22. Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1997
23. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.,Минск, 1976
24. Урунтаева А.Г…Дошкольная психология. – М.,1999.
25. Удальцова.Дидактические игры. М.1967.