Реферат по предмету "Политология"


Политическая система и политическая культура Республики Корея

--PAGE_BREAK--1.2      Конфуцианство в политической культуре Республики Корея
Политическая культура Кореи была частью общедальневосточной политической культуры, основанной на конфуцианстве, огромная роль которого в общественной жизни стран Дальнего Востока в немалой степени объясняется чертами, присущими самой этой идейной системе. Общеизвестно, что конфуцианство с самого своего возникновения уделяло очень мало внимания вопросам гносеологии, натурфилософии, космогонии, которые находились в центре внимания европейской философии с первых веков её существования, но зато проявляло чрезвычайно пристальный интерес к социальной проблематике. Это обстоятельство сказалось и на всей дальнейшей эволюции конфуцианского учения. [3]

С приходом к власти в конце XIV в. династии Ли, признавшей конфуцианство государственной идеологией, позиции китайской политической культуры ещё более укрепились, чему немало способствовало и практически полное устранение из идейной жизни страны такого серьёзного конкурента конфуцианства, как буддизм. Династия Ли постоянно подчёркивала свою верность конфуцианским образцам во всех сферах общественной жизни. Конфуцианство, попав в Корею, «сменило хозяина», оно было принято на вооружение не совсем теми социальными силами, интересы которых обслуживало в Китае. Начиная с ханьского времени, когда конфуцианство впитало в себя ряд положений легизма и других древнекитайских политических учений и начало принимать свой классический вид, оно было идеологией имперской бюрократии.

Идеальный чиновник в конфуцианском понимании — это исполнительный и трудолюбивый работник, но отнюдь не беспринципный карьерист. Исполнительность и трудолюбие закладывались с детства. Конфуцианская традиция недвусмысленно требовала от чиновника смело выступать против ошибочных политических решений, от кого бы они ни исходили, и открыто обличать аморальные поступки, кто бы их ни совершал. Конфуцианская культура высоко ценила чиновничью карьеру, но проповедуемые ею принципы не могли быть программой для того, кто решил пробиться к вершинам власти любой ценой. Для этого достаточно обратиться к биографиям «праведников», тех людей, жизнь которых должна была служить образцом для последующих поколений конфуцианцев. Среди тех, кто предлагался в качестве примера для подражания, было много высших сановников, мудрых советников великих государей древности, но немало и тех, кто поплатился карьерой и даже жизнью за свои смелые и открытые критические выступления.

Важной добродетелью конфуцианского чиновника была его «прямота», т. е. способность критиковать те или иные поступки невзирая на лица, открыто высказывать своё мнение по любому политическому вопросу, даже если оно противоречит воззрениям вышестоящих сановников и самого верховного правителя. Власть государя считалась священной, исходящей от Неба, но и это не защищало его от критики. В дальневосточной традиции существовала даже специальная организация — Цензорат (в Корее при династии Ли он назывался Саганвон), главной обязанностью чиновников которого было критиковать те или иные действия вана, если они представлялись неправильными с политической точки зрения или противоречащими требованиям конфуцианской морали.

Власть корейского вана теоретически ничем не ограничивалась, хотя он и признавал своё подчинённое отношение к китайскому императору. Традиция, однако, требовала, чтобы ван при принятии того или иного решения обязательно учитывал мнение чиновников. Конфуцианство стремилось воспитать из своих последователей образцовых чиновников, людей, делающих карьеру в государственном аппарате, но в то же время для него была характерна и сильная отшельническая традиция.

Под отшельниками подразумевали конфуцианцев, отказавшихся от службы и предавшихся научным занятиям, поселившихся в деревне, вдали от чиновничьей суеты. Многие из тех, кого в Корее называли отшельниками, активно занимались преподаванием, имели многочисленных учеников и славились своей учёностью. Вообще традиция отшельничества получила в Корее достаточно широкое распространение. Общественный статус «отшельников» обычно был достаточно высок, традиция требовала от правителей проводить политику привлечения их на службу или, по крайней мере, делать вид, что такая политика проводится. В Корее после переворота 1623 г. руководители пришедшей к власти группировки провели секретное совещание, на котором были определены две главные политические установки нового правительства. Одна из них гласила: широко использовать на службе отшельников. С этого времени отшельников стали довольно часто назначать на посты по рекомендациям сановников и помимо обычной экзаменационной системы. [4]

В конфуцианской политической культуре существовало два основных способа для выражения своего несогласия с проводящимися высшей властью мероприятиями. Одним из них была демонстративная отставка или непоступление на службу, отшельничество, а другим — подача меморандумов на высочайшее имя. Далеко не все конфуцианцы имели возможность явиться во дворец и на аудиенции лично высказать вану своё несогласие с тем или иным решением или, наоборот, его поддержку. Это было доступно только высшим сановникам. Для подавляющего же большинства чиновничества и неслужащих конфуцианцев реальным единственным способом выразить своё мнение было составление меморандума на высочайшее имя. Традиция требовала, чтобы подобные документы ван рассматривал в обязательном порядке.

Важной действующей силой в политической борьбе в Корее всегда были родственники жены вана, хотя в XVII — XVIII вв. их влияние на политическую жизнь по сравнению с предшествующим периодом заметно уменьшилось. В Корее XVII — XVIII вв. выделилось несколько особо привилегированных родов, женщины из которых становились супругами ванов.

2.                Республика Корея. Вчера и сегодня     продолжение
--PAGE_BREAK--2.1.         Основные этапы развития РК(1948-2000). От второй до шестой республики
Национальное собрание, избранное на Юге Кореи 10 мая 1948 года, приняло конституцию западного образца, которая представляла собой комбинацию президентской и парламентской форм правления, а 20  июля избрало президентом страны 73-летнего ветерана национально- освободительного движения Ли Сын Мана. Со времени инаугурации первого президента в августе 1948 года ведется отсчет периода Первой республики.

Ли Сын Манн настаивал на провозглашении суверенитета Южной Кореи еще в 1947 году, независимо от результатов деятельности Совместной советско-американской комиссии по Корее, а также консультаций политических партий Севера и Юга. Он торопился взять власть, поскольку движение националистических сил, вступавших против юридического оформления раскола страны, неуклонно нарастало.[5]

Вторая Республика

Вторая Республика начала отсчет времени с 1 октября 1960 года, когда в должность президента  вступил лидер Демократической партии, Юн Бо Сон.Просуществовавшее с апреля по октябрь 1960 года переходное правительство Хо Джона не имело времени для проведения существенных перемен в жизни страны. Оно ограничилось наказанием некоторых полицейских чиновников, виновных в расстрелах демонстрантов и фальсификации выборов. Требование расследовать преступления прежнего режима осталось без внимания, что породило популярный в то время афоризм — «украли революцию». Претензии к прежней власти переносились частично и на американское военное командование, которое не помешало направить вооруженные силы Республики Корея на подавление демонстрантов.

Юн Бо Сон был избран президентом на заседании двухпалатного Национального собрания в августе 1960 года, премьер- министром стал Чан Мён. Приход к власти прежних оппозиционеров породил иллюзии торжества свободы, всеобщей демократии справедливости. Политические партии и общественные организации обрели возможность открыто провозглашать свои идеалы, выдвигать требования к властям. В правящей партии произошел раскол, в 1961 году от нее отделилась Новая демократическая партия, ставшая оппозиционной. Президент остался в прежней партии, тогда как премьер- министр Чан Мён -  новой.

Заметные перемены произошли в подходе Сеула к проблемам объединения страны. На смену воинственной доктрине «похода на Север» приходили рассуждения о диалоге и мирном объединении с Севером. Хотя предложение Пхеньяна о создании конфедерации Севера и Юга было отвергнуто, власти впервые после 1945 года не стали запрещать обсуждения в печати проблем воссоединения. Веским аргументом в пользу нового подхода к КНДР были надежды на восстановление хозяйственных связей на полуострове, что могло бы оздоровить финансы и деловую активность, ослабить инфляцию и безработицу на Юге.

Таким образом, после 12-летнего правления «твердой руки» наступила пора политического хаоса, активизация движения за установление контактов с Северной Кореей, что вызвало тревогу у правящей элиты. Решение сократить армию и военные расходы оказалось роковым для властей.

Военный переворот. Третья и Четвертая республики

6 мая 1961 года военная хунта во главе с генералом Пак Чжон Хи совершила государственный переворот, с согласия президента Юн Бо Сона. В стране было введено военное положение. Правительственные учреждения были взяты под контроль армией, распущены парламент и политические партии, запрещены митинги, демонстрации, закрыт ряд газет и журналов, введена цензура. Военный переворот 1961 года положил начало 30-летнему периоду правления генералов в истории Южной Кореи. Все они приходили к власти с помощью силы.

В период правления военной хунты страна находилась в режиме военного времени. В административных органах преобладали военные офицеры, военные трибуналы заменяли гражданское судопроизводство. Политическая жизнь в стране находилась под контролем созданного в июне 1961 года полковником Ким Чжон Пхилем Центрального разведывательного управления с полномочиями американского ЦРУ и ФБР вместе взятыми. Опубликованы списки 4 тыс. политических деятелей (левых, центристов и консерваторов), которым запрещалось заниматься политикой в течение 6 лет.

В феврале 1963 года Ким Чжон Пхиль создает Демократическую республиканскую партию, которая лишь формально считалась правящей, но фактически ей отводилась роль популяризатора политики военных властей. В октябре 1963 года Пак Чжон Хи вышел в отставку с военной службы и был избран президентом Республики Корея. В декабре вступила в силу новая конституция, ознаменовавшая начало Третьей республики.[6]

Пак Чжон Хи был еще дважды переизбран президентом Республики Корея на выборах в 1967 и 1971 годах. За время своего правления Пак Чжон Хи прошел путь от
военной диктатуры до «демократии корейского образца», которая
не исключала авторитарного стиля руководства ивозможности
применения силы. Он не приветствовал участие политических
партий ишироких масс населения врешении общенациональных
проблем. Всоответствии спринятым виюле 1961 года«антикоммунистическим законом» запрещались дискуссии или какие-либо акции вподдержку объединения Севера иЮга Кореи. Нарушите-
ли закона карались смертной казнью или тюремным заключением
на срок от 5до 15 лет. За годы военного режима было наказано
более 20 тыс. человек, втом числе лидеры правых инационалистических партий, ученые, редакторы газет, преподаватели университетов, деятели культуры.

Новая конституция, названная конституцией «Юсин» («Обновление»), была одобрена на референдуме исимволизировала началоЧетвертой республики. Фактически она узаконила диктатуру
президента ивозможность продления его власти на неограниченныйсрок. Идеологической основой обновления стали идеи «чуч-
хесон» (субъективности), предполагающие приоритет национальныхинтересов.

Существуют различные мнения по поводу мотивации конституционной революции «Юсин». Одни считают, что концентрация
ничем не ограниченной власти понадобилась президенту для по-
давления растущей активности оппозиционных сил. Другие полагают, что для Пак ЧжонХи было важно обеспечить политическую
стабильность иобщественный порядок встране вначавшемся
процессе сближения Севера иЮга Кореи. Третьи видят вреформахПак Чжон Хи стремление создать государство сразвитой экономикой, а, следовательно, исболее независимой внешней политикой. Влюбом случае реформы «Юсин» явились одной из причин-задержки демократического развития исохранения авторитарных тенденций вполитической культуре страны.

Во внешней политике Пак Чжон Хи удалось достигнуть немалыхрезультатов. Виюне 1965 годапроисходит нормализация отношений Республики Корея сЯпонией, что стимулировало дальнейшую модернизациююжнокорейской экономики. В1965 —1973 годах Республика Корея посылает в
ЮжныйВьетнам свой воинский контингент. Через вьетнамскую
войну прошло более 350 тыс. южнокорейских солдат иофицеров,
которые воевали на стороне США. Вэтой войне погибло свыше 3 тыс. корейцев.

Пак Чжон Хи прослыл как последовательный националист и
довольно строптивый генерал, который не всегда принимал во
внимание интересы своего американского союзника. По его инициативе в конце 70-х годов вЮжной Корее была предпринята
попытка производства ядерного оружия, которое, как он полагал,
должно было удерживать Северную Корею от агрессии на Юг.
Американцам потребовалось немало усилий для того, чтобы остановить ядерные амбиции Сеула. Весной 1975 г. вСША разразилсяскандал, связанный стем, что ЦРУЮжной Кореи пыталось
подкупить ряд конгрессменов вобмен на принятие сенатом США
выгодных для Сеула решений. В период правления Пак Чжон Хи были установлены первые
неофициальные контакты между СССР иРК на уровне представителей общественности.

Автократический ирепрессивный режим президента все более
вступал впротиворечие сростом экономического потенциала
страны. Благосостояние граждан, гарантия их прав исвобод не
соответствовали уровню экономического развития республики.
Трудовые конфликты изабастовки рабочих стали обыденным явлением. Арест в1979 г. лидеров оппозиции Ким Дэ Чжуна иЮн
Бо Сона, лишение Ким Ен Сама депутатского мандата обострило
политическую ситуацию. Разразился парламентский кризис, врегионах начались массовые демонстрации.

В октябре президент объявил встране военное положение. 26 октября 1979 г. начальник ЦРУКим Чэ Гю потребовал от
Пака уступок иреформ, но, получив отпор, убил президента.
Премьер-министр Цой Гю Ха  становится исполня-
ющим обязанности президента ивводит встране военное положе-
ние. Вскоре Национальная конференция объединения избирает
его президентом.[7]

Пятая Республика

Избрание Цой Гю Ха президентом не принесло стабильности Южной Корее. В стране продолжались антиправительственные выступления. Более 20 южнокорейских городов было охвачено волнениями. Наиболее крупные демонстрации, переросшие в восстание, развернулись в г. Кванчжу в мае 1980 года. На подавление восстания были брошены специальные войска, которыми руководил генерал Чон Ду Хван.

В условиях нарастания серьезного политического кризиса южнокорейские военные во главе сЧон Ду Хваном совершили государственный переворот. Гражданское правительство президента
Цой Гю Ха было отстранено от власти, парламент распущен, ра-
зогнаны политические партии.

В октябре 1980 г. обнародуется новая Конституция РК. Вфеврале 1981 г. ЧонДу Хван избирается президентом РК на семилетнийсрок. После отмены военного положения вянваре 1981 г. появилась
возможность для легализации политической жизни. Вапреле приступило-кработе Национальное собрание.ЧонДу Хван сохранил тот же авторитарный
режим власти, который существовал при Пак Чжон Хи. Поэтому
обстановка встране оставалась довольно напряженной. Проблема
легитимности режима вызывала острые дискуссии, оппозиционныесилы впарламенте требовали введения системы прямых вы-
боров президента. Несомненной заслугой генерала было то, что он не стал добиваться повторного избрания на пост президента. Впервые власть
мирно перешла кдругому президенту конституционным путем.[8]

Шестая Республика

Шестая республика привела к власти  генерала Ро Дэ У, который попытался заменить авторитарные традиции политической жизни демократическими. Выйдя в отставку, генерал предложил новую редакцию конституции. Он избирается президентом на первых за минувшие 16 лет прямых выборах в декабре 1987 года. Завоевав пост президента, Ро Дэ У делает ставку на сотрудничество с оппозиционными силами и принимает практически все их требования. Население приветствовало отмену ряда недемократических законов, освобождение части политических заключенных, прекращение вмешательства правительства  деятельность органов информации. Начинается расследование преступлений прежних властей, в том числе расправы над сторонниками демократических реформ в г. Кванчжу.

На выборах в Национальное собрание в апреле 1988 года большинство мест получила правящая Демократическая партия справедливости, за ней следовали Партия за мир и демократию Ким Дэ Чжуна, Демократическая партия за объединение Ким Ен Сама и Новодемократическая республиканская партия Ким Чжон Пхиля. В январе 1990 года правящая партия объединилась с партиями Ким Ен Сама и Ким Чжон Пхиля, образовав Новую демократическую, с 1991года — Демократическую партию

В годы правления администрации Ро Дэ У республика достигла заметного прогресса. Усилия президента по примирению и консолидации общества способствовали развитию экономики и росту благосостояния населения. В лучшую сторону изменился имидж Республики Корея на международной арене. Впервые в своей истории страна стала хозяйкой летних Олимпийских игр 1988 года.

Позитивные результаты принесла «северная политика» президента, реализация которой дала возможность стране нормализовать отношения с СССР и Китаем, вступить в ООН, провести серию контактов между Севером и Югом Кореи на уровне премьер-министров. Ро Дэ У был первым президентом Республики Корея, который в декабре 1990 года посетил СССР и подписал Декларацию об общих принципах отношений между двумя странами. Ориентируясь преимущественно на внешнеполитический курс США, Ро Дэ У стремился строить отношения с соседними государствами на основе интересов своей страны.[9]


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.